В чем суть метода
Рефлексия по методу пяти пальцев состоит из пяти этапов, направленных на разные сферы человеческой жизни:
- Интеллект;
- Достижение целей;
- Эмоции;
- Взаимодействие с другими людьми;
- Здоровье и самочувствие.
Суть метода в том, чтоб оценить, как прошедший день или завершенная задача повлияли на каждую из этих сфер. Чтобы легче было запомнить этапы, в методе используется простая мнемотехника: каждый этап соответствует своему пальцу на руке. Вот как это выглядит:
Метод пяти пальцев был предложен немецким специалистом по тайм-менеджменту Лотаром Зайвертом. По его первоначальному замыслу эта технология предназначалась для быстрого подведения итогов дня. Она задумана так, чтобы ею легко можно было воспользоваться в любую свободную минуту: в общественном транспорте, за рулем автомобиля или во время ожидания в очередях.
Но вскоре стало понятно, что метод, предложенный Л. Зайвертом, может иметь более широкое применение. Например:
- Подведение итогов недели, месяца, года (а не только дня).
- Разбор завершенных задач и проектов.
- Оценка произошедших событий.
Кроме того, его можно использовать не только для быстрого анализа в уме, но и для вдумчивого «разбора полетов» с бумагой и карандашом.
Давайте теперь посмотрим, как использовать метод пяти пальцев на практике.
GuruTest
Очень важно соблюдать гигиену сознания. Если вы не умеете этого делать, то стрессы и негатив появляются в вашей жизни чаще. Одновременно с техникой пяти пальцев научитесь этой простой гигиене. Это как мыть руки, только духовно.
Введение в технику пяти пальцев
Любые негативные воспоминания дают о себе знать с некоторой периодичностью. Страхи, переживания и стресс мешают заниматься тем, что мы любим и тем, что мы хотим. Чем дольше нас «дрессирует» травма прошлого или какая-то психологическая проблема, тем, сложнее от нее избавиться.
Техника пяти пальцев основана на мнемонике. Пальцы символизируют что-то конкретное, поэтому вам будет проще запомнить эту технику, чтобы не напоминать себе постоянно о ней, перечитывая статью снова и снова. Это очень простой метод, который зарекомендовал себя как весьма действенный, но относительно неизвестный, поэтому вы могли о нем никогда не слышать.
Эта техника основана на том, чтобы останавливать влияние внешней проблемы передачей контроля себе. Чтобы приблизиться к независимости, необходимо взять все в свои руки. Необходимо прерывание неприятной ситуации.
Как работает эта техника
Это достаточно простая техника, так как ученый по имени Ричард Грэннон, который ее изобрел, стремился создать что-то понятное для детей, когда работал в школах. Пользоваться техникой необходимо пять раз в день в течении 30 дней. Учитывая, что техника очень проста вам понадобится меньше пяти минут в день для очищения разума от негативных воспоминаний и мыслей, тревожности.
Всего есть пять утверждений, которые напоминают вам о ваших целях. Главная цель — это собранность, свобода, позитив. Сформулируйте свою цель, к которой вы будете стремиться. Пять пальце пять раз в день будут помогать вам двигаться к эмоциональному выздоровлению и балансу.
Первый палец. Стучите по большому пальцу, который символизирует вас самих, ведь он самый толстый и самый главный из всех. Повторяйте себе: «Я — это я. Я — это не мои страхи, не мои проблемы, не мои негативные воспоминания». Кажется, что это не помогает, но это не так. Этими словами вы создаете пустоту, разрыв между негативными воспоминаниями и вашей реакцией на них. Можно заменить размытую фразу более четкой: «Я — это не проблемы с работой, не развод, не проблемы с деньгами, не тревожность, не гнев, не грусть и так далее». Главное — повторять одно и то же. Первый шаг говорит вам, что не важно, насколько всё плохо. Важно принять текущую ситуацию.
Второй палец. Он напоминает вам о цели. Это указательный палец, который всегда на что-то указывает. Он указывает вам на то, к чему вы стремитесь. Проговаривайте, постукивая по указательному пальцу: «Я двигаюсь к целевому состоянию. Я становлюсь эмоционально стабильнее, добрее, спокойнее и так далее». Это лишь пример, ведь тут тоже важно сформулировать всё в соответствии с вашими целями.
Третий палец. Средний палец — это мудрость. Он напоминает вам о том, что важно с теплом открывать двери к своим чувствам. Еще Ричард Грэннон называет его пальцем приветствия, ведь он приветствует и впускает позитивные эмоции. Этот палец самый длинный, поэтому важно воспринимать его как антенну, которая принимает позитивный сигнал. Постукивая по нему, повторяйте: «Я принимаю то, что чувствую: грусть, гнев, слабость и так далее». Если не принимать негативные эмоции, которые поступают к вам, можно перестать чувствовать и хорошее.
Четвертый палец. Безымянный палец — эгоист. Он напоминает о том, что важно ставить себя на первое место. Он напоминает о том, что нужно для вас. Он помогает снимать груз с плеч, который давит на нас каждый день. Повторяйте себе, держась за этот палец: «Я буду делать только то, что нужно мне. Это важно для меня, для моего очищения».
Пятый палец. Мизинец символизирует разделение. От отделяет все постороннее от нас самих. Повторяйте себя, держась за мизинец: «Только я владею собой. Это мое тело, моя судьба, моя жизнь, моё время». Ваше право владеть вами даровано самой природой, Богом, законом — на ваше усмотрение.
Вот быстрая версия того, что вам нужно говорить: «Я — это не мои проблемы, негатив и стресс. Я вижу цель и иду к ней (проговариваем цель). Я принимаю то, что чувствую. Я буду делать то, что нужно мне. Я владею собой».
Пять раз в день напоминайте себе об этом. Проговаривайте то, что рекомендует ученый. Вы увидите, как ваша жизнь и отношение к ней изменятся по истечении 30 дней. Потом можно будет сменить цели и проработать другие проблемы. Важно испытывать негативные эмоции, принимая их точно так же, как и позитивные. Важно помнить, что вы — центр Вселенной для самих себя.
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
17.03.2020 01:27
Анализ выполненной задачи
Для анализа завершенных проектов и задач используется фактически тот же алгоритм, что и для подведения итогов дня.
1. Мизинец (мысли). Обобщите полученный опыт. Чему вы научились после выполнения задачи? Какие новые приемы использовали? Какие у вас появились идеи?
Примеры:
Утренняя пробежка | 1. Нужно поддерживать постоянный ритм дыхания: так легче бежать. 2. Через старый парк лучше не бегать, ибо там много собачников. |
Порядок в платяном шкафу | Уложила белье и носочки по методу Мари Кондо: освободилось сразу два ящика. |
Создание корпоративного блога | 1. Самописные движки — вещь неудобная, глючная и дорогая. 2. Лучшие статьи получаются при совместной работе автора и эксперта из компании. 3. Неисчерпаемый источник тем для блога — это вопросы и проблемы клиентов. |
2. Безымянный (близость цели). Как задача помогла вам в достижении целей? Как она повлияла на вашу жизнь?
Примеры:
Утренняя пробежка | Весь день чувствую себя бодрым (цель: улучшить самочувствие). |
Порядок в платяном шкафу | Это был самый сложный этап генеральной уборки. |
Создание корпоративного блога | За первых две недели работы блога число посетителей в нашем интернет-магазине увеличилось на 20%. |
3. Средний (состояние). Что вы испытываете после выполнения задачи? Удовлетворены ли вы результатом?
Примеры:
Утренняя пробежка | Несмотря на легкую усталость, настроение улучшилось. Голова стала лучше работать. |
Порядок в платяном шкафу | Чувствую себя профи по укладке белья. Хочется таким же образом «довести до ума» всю квартиру. |
Создание корпоративного блога | Работой и результатом удовлетворен. Жалею, что послушался всяких «умников» и не запустил блог еще полгода назад. |
4. Указательный (услуги). Оцените взаимодействие с другими людьми (если оно было). Как выполнение задачи повлияло на отношение с ними? Кому еще эта задача принесла пользу?
Примеры:
Утренняя пробежка | |
Порядок в платяном шкафу | |
Создание корпоративного блога | 1. Нужен главный редактор, который будет работать с фрилансерами (у меня не хватает терпения). 2. С трудом уговорил компаньона не набивать блог рекламой и новостями компании. |
5. Большой (бодрость). Насколько трудным было выполнения задачи? Почему? Как изменилось ваше физическое состояние?
Примеры:
Утренняя пробежка | Энергии стало больше: выполнил сегодня все, что запланировал. |
Порядок в платяном шкафу | Пока наводила порядок, слушала приятную музыку и фактически не устала. |
Создание корпоративного блога | Самым сложным было договариваться, объяснять и контролировать выполнение. Физически не устал, но временами нервничал. |
Иногда бывает так, что по некоторым пунктам ничего в голову не приходит. Например, ваша задача не подразумевала никакого общения с людьми. Или, допустим, вы не можете вспомнить, каким было ваше физическое и эмоциональное состояние во время выполнения задачи. Это означает, что данный этап анализа не содержит значимой информации, и его смело можно пропустить.
Идеальный участник
Итак, у нас уже есть цель нашего проекта — сверхзадача, которую команда всеми силами стремится воплотить в жизнь. И тут возникает главный вопрос — какие же действия предпринять, чтобы в конце проекта наши участники поняли, что мы хотели до них донести? На наш взгляд, следующим этапом мы должны понять для себя, каким должен быть “идеальный участник”. “Идеальный участник” — это участник, полностью выполнивший все цели нашего проекта. При этом, чем подробнее мы опишем, что должен знать, уметь и чувствовать наш “идеальный участник”, тем лучше поймем, по какому пути нам нужно его провести.
Вот так это может выглядеть:
- Участник знает, в каком году произошло Бородинское сражение.
- Участник вступил в группу “История Европы” в социальной сети “Вконтакте”.
- Участник включает телевизор громче, когда в новостях слышит о новых открытиях в области нано-технологий.
- Участник начал читать книгу “Методичка вожатых”.
- Участник может различать субкультуры “хиппи” и “эмо”.
- Участник добавил в свой плейлист музыку, которую слышал на вашем проекте.
- Участник знает принципы вашей организации и считает себя её частью.
Представить идеального участника “после проекта” иногда может помочь детальное описание участника “до проекта”, то есть, еще не прошедшего с нами процесс. Также могут помочь вопросы: “А каким НЕ должен быть идеальный участник?” или “А что участник будет делать с полученным опытом после окончания проекта?”
Инструменты ведущего
Наш проект практически готов. Для завершения нам недостает только одного — подобрать подходящие методики, формы и “фишки”, которые помогут нам раскрыть выбранные темы и украсить наш проект. Мы называем это инструментами.
Приведем некоторые примеры инструментов, чтобы лучше понимать, что мы включаем в это понятие:
- дискуссия,
- дилеммы с вариантами/без вариантов ответа,
- лекция,
- работа с текстами,
- атмосферное оформление помещения,
- спокойная или, наоборот, ритмичная музыка,
- подарки всем участникам лагеря,
- ведение интернет-ресурса во время и после проекта,
- фото- и видео-отчеты о проделанной работе.
Мы не будем составлять перечень всех инструментов, которые могут быть использованы – в интернете и в различной литературе описано очень много интересных находок.
Для ведущего это, пожалуй, самый творческий и интересный этап написания проекта. Однако, бывает, что выбранный инструмент подобран неточно и значительно меняет акценты в поднятой теме. Часто, заигравшись с выбором инструментов, ведущий теряет то, ради чего мы используем тот или иной инструмент. В большинстве случаев это происходит из-за того, что ведущий вначале выбирает инструмент, а потом подгоняет под него весь остальной проект.
Для того, чтобы эти инструменты работали правильно, то есть выполняли цель, мы советуем вам вначале пройти весь подготовительный процесс, то есть пройти по всем пунктам схемы с самого начала, а только на последнем этапе переходить к выбору форм и методик. На наш взгляд, если ведущий ясно осознает, чего он хочет достичь от поднятия данной темы, то подбор подходящего инструмента будет проходить гораздо легче.
Проиллюстрировать путь от написания цели до инструментов можно с помощью лестницы, ведущей от “проблемы” до “идеального участника”. При этом каждая ступень — это выбранная тема, к каждой из которых в свою очередь подобран подходящий инструмент.
Пример из жизни:
Ведущий хочет получить от участников обратную связь о проекте и поставил целью данного мероприятия “Сбор конструктивной обратной связи”. При этом он создает в комнате романтическую атмосферу — приглушенный свет, свечи, спокойная музыка, начинает разговор с группой полушепотом. Можно ли ожидать в этой обстановке конструктивной критики? Все эти инструменты, скорее, будут способствовать тому, что участнику будет неловко в заданной атмосфере говорить о моментах, которые ему не понравились и которые он хотел бы изменить. При этом нельзя сказать, что это мероприятие пройдет неудачно. Вовсе нет, оно будет успешным и, скорее всего, очень понравится участникам. Просто оно выполнит другую цель — “сплочение и объединение участников”. Для выполнения поставленной цели можно использовать инструмент, который задает участникам рамки, в которых они будут высказывать свое мнение по поводу проекта. Например, таким инструментом может стать анкета с тщательно продуманным списком вопросов.
Трудно сформулировать простые и понятные критерии и понять, подходит ли выбранный инструмент. Для этого есть личный опыт и коллективное обсуждение ведущих. В любом случае, каждому ведущему желательно иметь на вооружении много разнообразных инструментов, чтобы было из чего выбирать. Это мы отдаем на откуп каждого из вас. Интернет, литература и творческий подход — лучшие в этом помощники. Используйте известные и проверенные, придумывайте новые, экспериментируйте, создавайте инструменты — это невероятно интересно!
Я создаю
Говорите об этом каждый раз, когда вы приступаете к любым творческим делам. Тут стоит уточнить, что творческое дело – это то дело, которое направлено на появление некоего уникального результата (хотя масштаб этого дела совершенно не важен).
Я создаю порядок. Например, когда вы делаете уборку, сверяетесь со своими планами или занимаетесь воспитанием ребенка.
Я создаю результат. Когда вы сводите дебет с кредитом, рисуете план моста или ищите поставщиков.
Я создаю успех. Когда вы преодолеваете любую сложность на своем пути.
Я создаю возможности. Когда вы своим текущим поведением закладываете успех в будущем.
Я создаю отношения. Когда вы проводите переговоры, консультируете кого-либо или знакомитесь с кем-то.
Память тела удобно запускать вот этим жестом:
С (средний): Состояние души
Спросите себя вот о чем. Какое у меня в течение дня было настроение? Как оно менялось? От чего это зависело? Хорош ли мир? Или прекрасен? Как его таким сделать?
Если в перечислении эмоций всплывут такие, как «ничего особенного», «так себе», «все достало», «плохо», «все надоело», то это тревожные звоночки! Назавтра поставьте себе цель быть повнимательнее к своему внутреннему, душевному состоянию: например, каждые полчаса отмечать для себя свое настроение — например, смайликами в блокноте.
Как это работает?
Чтобы справиться с задачей, надо ввести ассоциации. Например, так:
1. Большой — много, увеличение 2. Указательный — показать, указать, ткнуть пальцем 3. Средний — оттопырить, выставить руку вперёд, послать всё 4. Безымянный — никто не знает почему так получилось, имя было! 5. Мизинец — мало, уменьшение
Вот. А теперь берём любой вопрос и начинаем: увеличиваем проблему до неузнаваемости, теперь это не локальная проблема, это проблема всей планеты. Глобальная. Она такая огромная, что на ней проступили отдельные элементы. Ткните пальцем на самый ужасный из них. Теперь оттопырьте средний палец и выставьте руку по направлению к ужасному элементу.
— Да пошёл ты! — вдруг вырвалось из вас?
Теперь посмотрите на безымянный палец, подумайте, почему его имя утеряно? Сделайте это с ужасным элементом. Потеряйте его, забудьте название. Его не существует. А теперь уменьшайте проблему до первичного состояния. И теперь это уже не проблема…
Важное дополнение
Описанный метод пяти пальцев служит своего рода лакмусом, с помощью которого можно нащупать свои слабые стороны, определить, что еще предстоит проработать, чего достичь в своем саморазвитии. А лучший инструментарий для этого дают курсы Викиум. Так, «Детоксикация мозга» поможет разобраться в собственных эмоциях и управлять ими, лучше спать и снизить уровень стресса. А «Курс на целеполагание» приведет в стройную систему ваши устремления, желания и чаяния: вы сможете больше успевать за то же самое время, жить продуктивнее и счастливее!