Ребенок 8-9 лет. Особенности воспитания, советы психолога

Есть такие золотые слова: «Если ваш ребёнок решил поговорить с вами и поделиться своими проблемами, бросьте все и слушайте внимательно. Нет ничего более важного, чем это».

Вы воспитываете ребёнка 9 лет? Тогда этот совет будет особенно ценным для вас. Совсем скоро начнется тяжелый переходной возраст, и сейчас нужно как следует к нему подготовиться. Рекомендации психологов, педиатров и других специалистов помогут вам организовать комфортные условия для развития малыша и сохранить тёплые отношения с ним.

Содержание:

  • Возрастные особенности в 9-10 лет Особенности развития у девочек
  • Особенности развития у мальчиков
  • Что должен знать и уметь делать девятилетний ребёнок?
  • Психология ребёнка в 9 лет
  • Воспитание девятилеток
      Неудобные вопросы
  • Культура общения
  • Если ребёнок 9 лет не слушается
  • Режим дня и питания: сколько должен спать и есть ребенок в 9 лет?
  • Тревожные признаки для родителей
  • Как помочь ребёнку развиваться?
  • Ищем причину!

    Девятилетний ребенок плохо себя ведет и не слушается. Легче всего отругать, наказать, разозлиться и обидеться. Сложнее — занять взрослую позицию, подумать и попытаться найти причину. Но сделать нужно именно так, иначе проблема может усугубиться, уйти вглубь и проявиться позже худшими последствиями.

    Не всегда это получается сделать самостоятельно. Значит, стоит обратиться к специалисту. Нащупали причину — думаем, что с этим делать. И главное — продолжаем любить своего ребенка, заботиться о нем, доверять ему…

    Подготовила Наталья Харпалёва

    Возрастные особенности в 9-10 лет

    Общие возрастные особенности у детей в этом возрасте:

    1. Совершенствуется работа эндокринной системы, повышается чувствительность желёз к гормонам гипофиза. Организм готовится к половому созреванию.
    2. Продолжается формирование осанки. Родителям нужно контролировать, как ребёнок ходит, сидит.
    3. Мышцы обладают высокой пластичностью.
    4. Продолжается замена молочных зубов.
    5. Совершенствуется работа мозга и зрительного анализатора. Повышается внимание к деталям предметов: рисунки становятся более подробными.

    Особенности развития у девочек

    Данные ВОЗ о росте и весе девочек в 9 лет:

    Очень низкийНизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийОчень высокий
    Рост (см)114,2120,3126,4132,5138,6144,7150,8
    Вес (кг)18,120,824,028,233,641,051,1

    ⠀ В этот период девочки становятся выше, чем мальчики. Увеличивается жировая прослойка на животе и ягодицах, из-за чего фигура округляется по женскому типу.

    Родителям девочек стоит обратить внимание на потемнение волос на лобке и в подмышечных впадинах, на увеличение молочных желёз. Если такие признаки полового созревания уже появились, стоит подготовить ребёнка к началу менструаций.

    Расскажите о том, что такое месячные, что это нормальное явление, и научите пользоваться прокладками. Напомните, как важно соблюдать личную гигиену.

    Особенности развития у мальчиков

    Данные ВОЗ о росте и весе мальчиков в 9 лет:

    Очень низкийНизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийОчень высокий
    Рост (см)114,5120,5126,6132,6138,6144,6150,6
    Вес (кг)18,821,324,328,133,039,448,2

    ⠀ ⠀ Ощутимые скачки роста бывают редко, зато быстро увеличивается стопа. Родители заметят это по частой смене размеров обуви.

    У мальчиков половое созревание начинается позже, чем у девочек. Если до девяти лет заметно увеличились половые органы, начались поллюции и рост волос на лице и лобке, это может указывать на нарушение гормонального фона.

    Периоды сепарации

    Процесс отделения от семьи, в которой человек вырос, — это нелегкий путь. Понадобится много терпения, внимания, душевных сил для того, чтобы достичь понимания с близкими людьми. Одновременно с тем надо научиться отстаивать свои индивидуальные границы. Этапы сепарации от родителей проходят один за другим

    Важно только в эти моменты проявлять терпение и тактичность, чтобы ненароком не обидеть дорогих и близких людей. Какие же это этапы? В чем они выражаются?

    1. Чувство глубокого внутреннего неудовлетворения. Молодой человек или девушка начинают ощущать, что их не устраивают отношения с родителями. Родственники раздражают непомерной опекой, нравоучениями и невозможностью внедрить в жизнь свои представления. На данном этапе происходят конфликты в семьях, рушится привычная картина мира, растет недопонимание. Эмоциональная связь с родителями еще очень сильна, потому как у личности пока отсутствует необходимая уверенность в себе, чтобы действовать согласно собственным внутренним убеждениям.

    2. Потребность жить по своим правилам. На этом этапе возникают конфликты с родителями. Выросшим детям представляется, что они всячески ограничивают свободу воли и передвижения. Юноши и девушки нередко начинают грубить отцу и матери, поступать прямо противоположным образом.

    3. Поиск возможностей и перспектив. Данный период характеризуется выходом на собственные пути решения важных моментов. Вчерашний ребенок должен ответить себе на вопросы о том, как жить, каким образом освободиться от давления окружающих? То, что значимо для молодого человека, он находит в близком ему занятии, профессиональной деятельности или любви к человеку противоположного пола. Здесь появляется момент смягчения конфликта, принятия острой драматической ситуации.

    4. Истинное отделение. Этот этап наступает вслед за предыдущим, когда между родителями и детьми решаются тревожащие вопросы

    Важно, чтобы не оставалось никакого недопонимания, иначе вернуть доверие будет очень сложно. Истинное отделение происходит после того, как взрослый ребенок почувствует в себе силы начать жить самостоятельно и станет делать конкретные шаги

    Что должен знать и уметь делать девятилетний ребёнок?

    Дети в этом возрасте уже умеют:

    1. Выполнять гигиенические процедуры.
    2. Соблюдать чистоту и порядок в комнате.
    3. Чётко и быстро говорить.
    4. Читать разные виды литературы и обсуждать прочитанное, выделять главное.
    5. Долго и разборчиво писать.
    6. Рассказывать стихотворения на память.
    7. Быстро двигаться и реагировать на команды (например, на уроках физкультуры).
    8. Контролировать эмоции.
    9. Шутить.
    10. Культурно общаться с ровесниками и старшими.

    В начале прошлого века в десятилетнем возрасте дети уже активно принимали участие в земледелии, пасли скот, поддерживали чистоту в доме, нянчили младших детей, а иногда и начинали работать. Нагрузка на современных девятилеток не столь высока. Они могут помогать родителям в быту (протирать пыль, складывать одежду, мыть посуду), но объём таких навыков зависит от способа воспитания.

    Почему некоторым выгодно оставаться детьми, будучи уже в сознательном возрасте?

    Зачастую не хотят взрослеть именно те люди, которые боятся ответственности как огня. Удобно все спихивать на другого, жаловаться на не сложившиеся обстоятельства, видеть во всем вину родственников или друзей, которые не понимают всех трудностей, окружающих вас повсюду. Список проблем увеличивается каждый день, но до вас никому нет дела. Именно эти мысли являются основным фундаментом жизни человека, не готового повзрослеть.

    Но бывают сложные психологические травмы, следствием которых тоже может являться некая безответственность в поведении и действиях человека. Самостоятельно таким людям справится с возникшей проблемой тяжело, поэтому в таких случаях необходима психологическая либо психиатрическая помощь квалифицированных специалистов.

    Но дальше говорить будем о ситуации, где можно решить проблемы самостоятельно.

    Психология ребёнка в 9 лет

    Именно в этом возрасте большинство детей отдаляются от родителей. Им интереснее общаться с ровесниками. В школе формируются компании, группы, объединённые общими интересами и взглядами, но контакты ещё неустойчивые. Дети всё чаще подражают другим людям, избирают себе кумиров среди известных людей.

    Возрастает чувство ответственности за обучение, появляется конкуренция между учениками в классе. Дети хотят учиться, пытаются сделать что-то лучше других и за счёт этого выделиться.

    Если в это время наметилась негативная тенденция (падает успеваемость, возникли конфликты в классе), родителям нужно сразу реагировать на информацию от учителей. Без своевременного решения проблем вернуть учащимся тягу к учёбе и дружеские отношения с одноклассниками очень сложно.

    Повышается значимость общества, и ребёнок занимает определённое место в нём. Он хочет самоутвердиться, ждёт похвалы и переживает из-за неудач. Могут появиться страхи, связанные с ответами на уроках, публичными выступлениями. Если это мешает малышу сосредоточиться и выполнить задание или выступить на сцене, помогите ему справиться с волнением. Убедите в том, что у него всё получится, а если не получится, то страшного ничего не произойдёт.

    Возможно появление страха смерти, темноты или присутствия кого-то в комнате. В этом виновата не только детская фантазия, но и страшные фильмы, мультики, рассказы друзей. Старайтесь следить за тем, какой информацией ребёнок интересуется (просматривайте историю браузера). Запрещайте просмотр ужастиков. Если вы заметили, что ребёнок боится, успокойте его и дайте почувствовать свою поддержку. Не развивайте страх шутками.

    Отслеживать, какой контент потребляет ваш ребёнок, можно с помощью приложений родительского контроля. Например, Kids360. Ограничивайте доступ к потенциально опасным ресурсам и играм, составляйте расписание пользования гаджетами и смотрите, сколько времени в них сидит ребёнок. А если ваш сын или дочь часто ходят одни по улице, установите приложение «Где мои дети», чтобы не переживать за их безопасность.

    Не одежда красит человека

    Как девочка себе представляет образ взрослой женщины? Тонна макияжа, красивая и дорогая одежда, много украшений, туфли на высоком каблуке и далее по списку. Конечно, что-то из этого присутствует в гардеробе каждой женщины, но не стоит забывать про уместность, правильно подобранную одежду и макияж, нужное количество аксессуаров и комфорт.

    Согласитесь, глупо будет выглядеть, если девочка в 10 лет будет использовать мамину косметику, чтобы казаться старше

    Внешне это только будет отталкивать людей, но никак не привлекать к себе внимание. Даже в 17 лет девушка не может носить определенные вещи, которые подходят только зрелой женщине, например, меха и бриллианты, ведь это прерогатива дам за 30

    Зрелая девушка должна отдавать себе отчет в том, когда она может надеть откровенную юбку и это не будет смотреться вульгарно, а когда стоит отдать предпочтение деловому костюму. В этом и заключается статус взрослой мадам. Уметь одеваться в соответствии с обстоятельствами.

    На работу — черный низ и белый верх (если в компании нет свободного дресс-кода, но и даже в таком случае есть понимание, что ни в коем случае нельзя использовать в рабочем гардеробе), на свидание — платье или юбка с блузкой, в клуб — рваные джинсы и майка, в поход — удобные спортивные штаны и толстовка.

    Воспитание девятилеток

    Девятилетние дети скорее поделятся новостями и секретами со своими друзьями, чем с мамой и папой. И родителям стоит обратить на это особое внимание: от того, насколько дети отдалятся сейчас, будет зависеть дальнейшее общение. Заставлять ребёнка проводить почти всё время с семьёй и принуждать к общению нельзя. Нужно создать такую дружелюбную, доверительную и интересную атмосферу, в которой ребёнок сам захочет находиться.

    Нашим сыновьям и дочерям придётся жить в непростом мире. Вы знаете по себе, как сложно достичь успехов в карьере, обеспечить себя и свою семью финансово, находить в себе силы для саморазвития, и при этом сохранять человечность, доброту, умение любить. Используйте свои опыт и знания, чтобы научить сына или дочь:

    • отличать добро от зла;
    • предугадывать последствия поступков;
    • избегать опасностей;
    • защищать себя;
    • уважать себя и других;
    • помогать людям;
    • всегда стремиться к знаниям.

    Для этого не нужно устраивать нудные лекции, ребёнок вас не услышит. Беседуйте на эти темы при случае. Чтобы устраивать благоприятные ситуации для обсуждения, вместе читайте книги, смотрите фильмы и мультики, гуляйте в парке. Приводите понятные примеры, отвечайте на все вопросы.

    Неудобные вопросы

    Будьте готовы к тому, что сын или дочь вскоре задаст вопросы о сексе и появлении детей. К этому моменту в школьной среде и вне стен школы до ребёнка доходит довольно много информации на «эти» темы.

    Не ругайте за такие вопросы и не игнорируйте их. Не перекладывайте эту просьбу на супруга (пойди спроси у мамы/папы). Если ребёнок доверил этот интерес вам, побеседуйте с ним.

    Что именно стоит рассказывать, зависит от особенностей конкретной семьи, мировоззрения родителей и вероисповедания. Один из вариантов — объясните в целом, без подробностей. Заложите в ответ важные моменты: это бывает у взрослых, которые любят друг друга, хотят создать семью. Так вы поможете сформировать мнение о том, что физическая близость — это большая ответственность, ей нет места в раннем возрасте, и она строится на серьёзных человеческих отношениях.

    О чём говорят современные психологи:

    1. Не стоит придумывать сказки про аистов и находки в капусте. Во-первых, малыш уже мог узнать реальную версию, во-вторых, вы «проколетесь» на собственной лжи, подав плохой пример.
    2. В разговоре о сексе необходимо упоминать и о средствах контрацепции. Но это щекотливый вопрос, многие родители не считают нужным обсуждать его с детьми в таком возрасте.

    Важно научить ребёнка распознавать домогательство и защищать себя. Информационно-ресурсные агентства по предупреждению жестокого обращения с детьми рекомендуют правило «Нет! Уйди! Расскажи!»: ребёнок должен знать, к каким органам не должны прикасаться посторонние, и уверенно говорить «нет» человеку, который проявил такой интерес. А затем обязательно, без стеснения рассказать об этом случае родителям.

    Культура общения

    Рассказывайте своему малышу о правилах этикета и учите их соблюдать. Подавайте личный пример. Подберите хорошую книгу о правилах поведения, читайте её вместе, разыгрывайте ситуации.

    Не используйте в общении сарказм. Девятилетки уже умеют распознавать нотки насмешек и обижаются на «острые» слова. А вскоре вы заметите злую иронию и в речи самого ребёнка. Это плохо повлияет на его общение с ровесниками и взрослыми.

    Если ребёнок 9 лет не слушается

    Конфликтность и непослушание не характерны для этого возраста, но могут возникать из-за:

    1. Попыток самоутвердиться.
    2. Неумения контролировать свои эмоции.
    3. Излишней требовательности родителей.
    4. Усталости (при большой учебной нагрузке и избытке внеклассных занятий).
    5. Безделия (возможно, ребёнку некуда выплескивать свою энергию, так как он не занят ничем интересным).

    Чтобы исправить поведение и избежать конфликтных ситуаций, не стоит:

    • осуждать самого ребёнка (нужно осуждать его отдельные поступки и слова);
    • вешать «ярлыки» (обзывать лентяем, неряхой);
    • ругать при посторонних;
    • кричать;
    • употреблять грубые и нецензурные слова.

    Постарайтесь спокойно обсудить проблему и научить непослушного малыша выражать свои эмоции словами. Этот навык очень полезен, он поможет вашему сыну или дочери разбираться в своих чувствах и желаниях в будущем.

    Забота о внутреннем ребенке

    В каждом из нас, несмотря на возраст, продолжает жить тот маленький мальчик или девочка, который в свое время нуждался в покровительстве большого и сильного родителя. Нередко, став взрослыми, мужчины и женщины обнаруживают в себе непреодолимую тягу к комфорту и защищенности. Хочется, чтобы кто-то хотя бы на день взял на себя решение всяческих проблем. Это нормальное состояние, и его не нужно стесняться. Будет обидно, если вы начнете примерять на себя образ сильного человека, но в действительности не сможете ему соответствовать. Наличие маски всегда мешает человеку оставаться самодостаточным и открытым. Оставайтесь искренними как с самим собой, так и с окружающими людьми.

    Чтобы успешно справляться со всеми трудностями и при этом оставаться самостоятельным человеком, необходимо научиться заботиться о своем внутреннем ребенке. Это значит, нужно хотя бы изредка позволять себе чувствовать слабость, не заглушать негативные эмоции. Помните, что чем больше сопротивления вы оказываете, тем сильнее приходится страдать. Если вам сегодня по какой-то причине грустно, можно немного поразмышлять над своими действиями. Но избегайте жесткой самокритики, она лишает человека уверенности в себе и завтрашнем дне. Забота о внутреннем ребенке означает, что вы будете самым внимательным образом к себе относиться. Представьте, что у вас на руках действительно находится крохотное беззащитное существо

    Не бойтесь дарить ему свою любовь, заботу и внимание

    Режим дня и питания: сколько должен спать и есть ребенок в 9 лет?

    В 9-летнем возрасте дети спят около 9-10 часов. Утром они просыпаются рано, чтобы идти в школу. Соответственно, вечером нужно ложиться спать не позже 21:00–22:00, в зависимости от школьного расписания. Некоторые ребята любят поспать днём.

    Для бодрого самочувствия и правильного развития нужно устраивать детям ежедневные прогулки, организовывать активный отдых. Полезно ходить с ребёнком на детскую площадку, играть с ним в любимые подвижные игры.

    Родители должны организовать ребёнку полноценное четырёхразовое питание. Рекомендуемая суточная калорийность составляет около 2400 ккал, которые в течение дня нужно распределить примерно так:

    • 25% — завтрак;
    • 35% — обед;
    • 15% — полдник;
    • 25% — ужин.

    В 2014 году эксперты Гарвардской школы общественного здравоохранения создали руководство для правильной организации рациона под названием «Тарелка здорового питания». Подробнее об этом можно посмотреть в видео. Его можно показать и малышу, чтобы он запомнил основные факты о питании.

    Нужно объяснять ребёнку, чем опасны вредная пища и фастфуд, учить его распознавать свежие и испорченные продукты. В формировании пищевых навыков очень важен личный пример: сложно убедить малыша во вреде чипсов, если родители сами регулярно едят их. Этот же принцип касается профилактики курения и употребления алкоголя.

    Градация пола

    К 8 годам ребята начинают осознавать различия между полами: отмечают внешние различия, разницу поведения, семейные обязанности, социальные роли. Начинают отчетливо формироваться разные поведенческие тенденции:

    1. Девочки 8 лет имеют характерную психологию: более послушны, усидчивы, отзывчивы, сдержаны, однако более открыты эмоционально. Больше внимания начинает уделяться внешности — прическе, одежде, украшениям. Появляется интерес к вещам, аксессуарам мамы, старшей сестры. Начинают проявляться первые признаки материнского инстинкта — забота о животных, внимательность к младшим, способность нести ответственность. Интересы нередко реализуются в творчестве — танцы, музыка, художественные занятия, рукоделие.
    2. Мальчики 8–9 лет имеют иную психологию возраста: эмоционально закрыты, но импульсивны. Физически активны, подвижны, проявляют меньшую способность, чем девочки, усидчиво заниматься одним делом продолжительное время. Интересы развиваются в направлении спорта, активного отдыха, подвижных игр, занятий. Чтобы бьющая ключом энергия расходовалась гармонично, мальчикам полезны занятия спортом, ритмичными танцами. При наличии интереса ученики 2–3 класса успешно реализовывают способности, тягу к новым знаниям.

    Существует важное отличие в подходе к поощрениям при воспитании мальчиков и девочек. Девочку необходимо хвалить «просто так», «потому что она любима», а мальчика — за конкретные способности, достижения.

    Тревожные признаки для родителей

    Нужно обратить особое внимание на физическое и психическое здоровье девятилетнего ребёнка, если вы заметили у него:

    • нарушения координации движений, проблемы с сохранением равновесия;
    • повышенный или сниженный аппетит;
    • бессонницу;
    • частые головные боли;
    • быструю утомляемость;
    • энурез и самопроизвольную дефекацию;
    • отсутствие желания общаться с семьёй и друзьями;
    • избегание зрительного контакта с людьми;
    • проявления агрессии или аутоагрессии;
    • стереотипные движения, постоянное выполнение действий в строго определённой последовательности (в то время как эти действия можно совершать в разном порядке);
    • постоянное нервное возбуждение и явное напряжение мышц;
    • боязнь посторонних людей.

    Такие признаки не повод для паники, но обратиться к педиатру или психологу нужно. Следуя их рекомендациям, вы сможете выяснить причину проблемы, откорректировать способы общения с малышом, наладить рацион, режим труда и отдыха. Вам подскажут, к какому узкому специалисту можно обратиться для консультации.

    Постарайтесь вспомнить, когда проблема возникла впервые. Узнайте у ребёнка, не случилось ли с ним что-то неприятное. Возможно, он сильно испугался. Любая деталь может иметь ключевое значение. На приёме у врача сообщите все подробности и отвечайте на вопросы правдиво.

    Спрятанные чувства

    Травмированные дети иногда не осознают собственных травм. Защищаются, вытесняют, отрицают, создают другую реальность, в которой все хорошо: дружная семья, лучшие мама с папой, счастливое детство.

    Даже если воспоминания упорно подкидывают грустные картины, они отклоняются как незначимые и остается «все было хорошо», «мама меня любит», «папа желает добра», «бабушка только для вида ворчит и ругает»… Нам свойственно «оставлять» хорошие воспоминания и «удалять» плохие. Это закон сохранения психики.

    А внутри все болит, колет обрывками замечаний, прорываясь слезами на случайно увиденные сцены. И возникает злость на совершенно посторонних людей, которым можно (хотя бы мысленно) сказать: «А вот я, а вот у меня такого не было и быть не могло…» И не возникает вопрос: «А почему, собственно, это меня так зацепило?»

    Травмированные дети, став родителями, могут дать своим детям только то, что давали им. Просто передают свой багаж. Нельзя дать любовь, если не умеешь любить, нельзя дать добро, если не добр даже к себе, нельзя дать тепло, если холоден внутри, нельзя дать радость, если жизнь видится в сером цвете.

    Сначала «одеть-обуть не хуже других», затем «а дети-то у нас отличники», потом «вон они чего добились, и все благодаря нам».

    Травмированным родителям не до детей. Они пытаются выжить в своем собственном мире, где стыд и вина, где невозможно заглянуть внутрь себя, где приходится закрывать дверь, ведущую к воспоминаниям и боли, к пережитому отвержению. Даже гиперопека – это тоже безразличие, проживание собственных комплексов за счет детей.

    А еще внутри страх… страх остаться в одиночестве, поэтому надо привязать как можно сильнее, и здесь все средства хороши…

    Диагностика

    Ребенок 10 лет, психологическая диагностика которого обязательно проводится по запланированному графику в образовательных учреждениях, должен правильно относиться к процессу обучения. Существует целый комплекс диагностических тестов, которые определяют наличие мотивации к обучению и указывают на пробелы или возможные ошибки. Кроме того, психологи оценивают свойства личности, а также анализируют межличностные отношения в коллективе подростков.

    Мотивации к обучению

    Одной из самых востребованных методик является диагностика мотивации обучения. Целью распространенной диагностики становится оценка познавательной активности и мотивации достижений. Кроме того, обработка результатов позволяет обнаружить возможные негативные чувства, возникающие по отношению к обучению. Это такие чувства, как тревожность или гнев.

    Характеристика диагностики:

    • возрастной диапазон от 9 до 14 лет;
    • форма: письменный опрос;
    • оценка по шкале от 1 до 4 баллов;
    • опросник из 40 вопросов;
    • ограничено время работы.

    После обработки результатов баллы суммируются, рассчитываются по специальной формуле.


    Диагностика мотивации обучения — одна из востребованных психологических диагностик, в которой участвует учащийся в школе ребенок 10-11 лет

    В результате выставляется уровень мотивации обучения:

    • Первый уровень. Это продуктивная мотивация с выраженным познавательным вовлечением.
    • Второй уровень. Продуктивная мотивация с позитивным отношением к учителю. Второй уровень выражает общепринятую социальную норму.
    • Третий уровень. Средний показатель, которому свойственно снижение мотивации познания.
    • Четвертый уровень. Сниженная мотивация с элементами отрицания процесса обучения.
    • Пятый уровень. Это резко отрицательное отношение к обучению.

    Познавательного развития

    Одним из вариантов характеристики познавательного развития стала классическая методика комплексной оценки внимания ребенка. Методика включает в себя выполнение заданий на специальном бланке. Участнику исследования предлагают соотнести друг с другом числа, которые выставлены напротив запутанных линий.

    Взрослый оценивает логику мышления, правильность данных ответов, а также рассчитывает время, затраченное на выполнение всего задания. Во время работы должны быть зафиксированы все остановки испытуемого. Продуктивность оценивают в баллах, с их помощью высчитывают проценты. Хорошими показателями, отвечающими стандартам, считают результаты от 70 до 98 %.

    Свойств личности

    Одним из самых интересных диагностик является исследование типа личности младшего школьника.

    Психологическая диагностика детей в возрасте 10 лет включает методику «Пиктограмма» (автор Лурия). Это вариант исследования памяти и последующего анализа характеристики ассоциаций. Испытуемому предлагают изобразить на листе бумаги с помощью карандаша возникшую с озвученными словами ассоциацию. Слово или выражение зачитывается вслух. Рисунок, изображенный на листе, должен помочь испытуемому запомнить его.





    Исследователи оценивают результаты по специальному каталогу образцов. Для анализа используют разные приемы: сопоставляют размеры каждого рисунка, определяют четкость линий, приводят ассоциативный ряд. Эта методика показана для проведения у детей от 6 до 11 лет. С ее помощью психологи выделяют личностные особенности и находят различные проблемы.

    Межличностных отношений

    Ребенок 10 лет, психологическая диагностика которого включает анализ межличностных отношений, относится к категории младших школьников.

    С помощью специальных тестов психологи определяют следующие свойства:

    • коммуникативные действия школьников;
    • коммуникативно-речевые действия;
    • социометрический статус учащихся.

    Для диагностики используют различные варианты. Ниже приведен самый распространенный метод, используемый в социометрии. Этот тест проводится для определенной группы или целого класса. Каждому из детей нужно назвать фамилии или имена тех, кого он выбирает в предложенной ситуации. Школьникам предлагают определить, с кем он пошел бы в кино, кого бы он предпочел в качестве соседа на контрольной работе и так далее.


    После обработки данных, где определяют положение каждого участника опроса, составляется карта групповой дифференциации. Она позволяет понять, как протекает внеурочное общение детей. Психологи выделяют лидеров, предпочитаемых, а также изолируемых детей. С каждой группой работают отдельно по мере необходимости.

    Показатели групповой сплоченности по методу Сишора – прием, основанный на изучении психологического климата в коллективе. Групповую сплоченность определяют с помощью анализа ответов на 5 вопросов. Вопросы озвучивают заранее, дают время на обдумывание. Ответ на каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов. Максимальная сумма баллов – 19, минимальный порог составляет 5 баллов. Подобная методика относится к категории социометрических индексных тестов и позволяет понять, насколько комфортным остается климат внутри группы.

    Уход за младшими детьми

    Десятилетки уже в состоянии помогать маме или другим родственникам ухаживать за малышами. Например: сменить памперс, погулять с коляской во дворе, приготовить смесь и покормить с бутылочки. Однако эта помощь не должна становиться чрезмерно обременительной. Девочка — еще сама ребенок, и ей нужно личное время. А делать из нее бесплатную безотказную няньку — только вредить ей.

    В случае с более взрослыми детьми, 3-7 лет, десятилетка вполне может водить и забирать их из детсада (если он находится недалеко), а также играть с ними на улице, помогать с уроками. И опять-таки, подобная помощь не должна отнимать личное время (2-4 часа) и возможность полноценно высыпаться, питаться, учиться и т. п.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]