«Я научился бить»: Как отучить ребенка кусаться и драться в 1 год

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • дети в семье
  • семейные отношения

Укусы, щипки, удары – в психологии эти проявления объединяют термином «физическая агрессия», которая не считается нормой в обществе и подлежит осуждению. Но это у взрослых, а что делать, если ребенок-дошкольник поднимает руку на родителя? Считать ли это допустимым? Как реагировать? Попробуем разобраться в проблеме.
Для начала стоит уяснить, что никакое поведение не является хорошим или плохим: психологи никогда не мыслят такими категориями. Зато по поведению ребенка они судят о проблемах, которые он испытывает, и работают с ними. Если ваш маленький сын или дочь проявляет агрессию по отношению к родителям, то не нужно ругать его за плохое поведение, а нужно разбираться, почему он так себя ведет.

Исчерпывающего списка причин, заставляющих ребенка бить родителей, разумеется, не существует, ведь все дети индивидуальны. Но есть некоторые научно подтвержденные закономерности такого поведения.

1) Выражение эмоций.

Ребенок не робот, а живой человек, поэтому не может не выражать эмоций вовсе или выражать только радость. В дошкольном возрасте проявления эмоций у детей обычно непосредственны, то есть малыши не умеют контролировать эмоции, подавлять их, размышлять о том, правильно они ведут себя или нет. Поэтому, если ребенок испытывает злость или гнев, одной из его естественных реакций будет ударить обидчика, даже если это родитель.

Кроме того, ребенок таким образом может выражать обиду, грусть, скуку, ведь других способов выражения эмоций он пока может просто не знать. И если не разрешать ребенку проявлять экспрессию, пусть даже в такой форме, как щипки и удары, то он может лишиться базовых жизненных ориентиров, может так и не научиться понимать, хорошо ему или плохо, хочет он чего-то или не хочет.

Самым правильным будет не ругать ребенка, а учить его распознавать свои эмоции. Спрашивайте его, что он сейчас чувствует. Рассуждайте с ребенком, что значит та или иная эмоция. Предлагайте другие, альтернативные варианты проявления чувств: нарисовать обиду, представить грусть, побить подушки, покричать в окно.

Возрастные особенности

Путем наблюдений было выявлено, что причины, провоцирующие подобное поведение у детей могут отличаться в зависимости от возраста. Давайте рассмотрим основные из них.

  1. Если ребенку год, бьет маму, то основной предпосылкой такого поведения является неосознанность своих действий, малыш просто веселится подобным образом:
  • балуется из-за избытка энергии;
  • изучение окружающего мира, возможностей своего тела;
  • способ выражения эмоций;
  • попытка обратить внимание мамы на свою персону.
  1. Если ребенок 2 года бьет маму, то возможны следующие причины такого поведения:
  • выражение эмоций, неспособность правильно себя контролировать;
  • привлечение внимания;
  • способ выражения своего несогласия или недовольства;
  • изучение границ вседозволенности.

Моя племянница в двухлетнем возрасте начала позволять себе лишний раз ударить тетю или бабушку по лицу. Этот период у нее довольно быстро прошел. По всей видимости, так она пыталась привлечь к себе внимание.

  1. То, что малыш 3 лет бьет маму, в первую очередь объясняется периодом противостояния всему и всем. В трехлетнем возрасте ребенку важно доказать свою самостоятельность, получить независимость своих действий. Если малыш поднимает на вас свою руку – это может быть следствием таких предпосылок:
  • способ проявления своего упрямства;
  • утверждение своей правоты;
  • настаивание на собственном мнении.
  1. Ребенок 4 лет чаще всего проявляет такое поведение из-за попытки получить желаемое. Также может быть проявлением обиды.
  2. Малыш 5 лет поднимет руку на свою маму из-за таких факторов:
  • отказ в получении желаемой вещи;
  • требование обратить на себя внимание;
  • копирование поведения других людей.

2) Наблюдение физической агрессии, насилия.

В 1961 году группа психологов под руководством Альберта Бандуры провели эксперимент, который во всем мире известен как «Эксперимент с куклой Бобо». В нём приняли участие мальчики и девочки со средним уровнем агрессии, которых поделили на группы. Одна из групп наблюдала агрессию взрослого по отношению к кукле (её били молотком, трепали, подбрасывали вверх, кричали), вторая — естественность. Оказалось, что малыши, в присутствии которых люди агрессивно вели себя, копировали эту модель поведения, причем, еще более изощренно: били куклу по голове, садились на нее верхом, душили ее и так далее. Это позволило ученым сделать вывод, что если ребенок видит, как другой взрослый проявляет агрессию, то «учится» делать так же.

Этот же эксперимент показал, что если проявляющего агрессию отругать на глазах ребенка, то это создаст воспитательный эффект. Ребенок будет понимать, что так делать нельзя.

Просмотры же мультфильмов, где Маша безнаказанно издевается над Медведем, фильмов-боевиков или игры, где нужно ударить, чтобы выиграть — все это только подкрепляет уверенность ребенка в том, что так можно делать, поэтому он позволяет себе ударить родителя, просто не задумываясь о том, что поступает неправильно.

В семье принято применять физическую силу

К сожалению, в некоторых семьях применение физической силы считается нормой. Папа может ударить маму в разгар ссоры, мама отвесить оплеуху старшему сыну. При этом все разговаривают на повышенных тонах, могут использовать нецензурную лексику. Самое удивительное, что эти люди, когда встречают соседей, мило улыбаются и желают хорошего дня. Естественно, младшие дети в такой семье будут выражать свои эмоции с помощью кулаков. Просто потому, что по-другому в их семье не умеют общаться.

Скорее всего, когда младшие члены семьи вырастут, они будут также физически наказывать своих детей. Если вовремя обратиться к семейному психологу, ситуацию еще можно исправить. Вопрос в том, что родители, как правило, не видят в этом серьезной проблемы, ведь они привыкли так жить.

3) Физическое насилие по отношению к ребенку.

Ребенок, который сам становится объектом для агрессии, чаще будет проявлять агрессию сам. Если ребенка наказывают физически (причем, неважно, что это – оплеухи или болезненные удары), то появление у ребенка агрессии и желание ударить в ответ становится закономерным.

Физическая агрессия может поступать как от родителей, так и от других лиц, в том числе и других детей. Но не факт, что ребенок будет отвечать агрессией именно обидчику. Получаемые тумаки от другого ребенка в песочнице могут быть перенаправлены взрослому. Таким образом, если ребенок бьет вас, но вы никогда при этом не наказывали его физически, попробуйте выяснить, не становился ли он объектом агрессии со стороны кого-то другого.

Если ребенок был в такой ситуации, обсудите эмоции, которые он пережил. Расскажите ему, что, когда он бьет вас, вам тоже больно. Возможно, стоит обсудить как действовать, если ребенка ударил кто-то другой.

В случае, если вы сами используете физические наказания или «невинные» на ваш взгляд шлепки, щипки, оплеухи в качестве воспитания, то попробуйте пересмотреть варианты наказаний или проявления собственных эмоций.

Малышу не хватает внимания

Если в семье принято вежливо и уважительно относиться друг к другу, но маленький разбойник продолжает бить родителей, нужно проанализировать, хватает ли ему внимания взрослых. Например, малыш просит маму порисовать или почитать, а она разговаривает по телефону с подругой или готовит обед. «Не мешай, посмотри лучше мультики», «Неужели не видишь, что я занята?». Кроха не получает необходимой порции внимания от родителей и готов к любым действиям, лишь бы мама с папой обратили на него внимание.

Что нужно делать родителям? Вы должны понять, что дошкольники нуждаются не только в базовых потребностях, которые могут дать взрослые (покормить, искупать, причесать, одеть, уложить спать). Оторвитесь от своих, безусловно, очень важных дел и проведите время с ребенком. В конце концов, нет ничего важнее, чем искреннее общение с малышом. Можно придумать столько интересных занятий: вместе лепить, рисовать, организовать кукольный театр, устроить показ мод или поиграть в ремонтную мастерскую. Главное, чтобы вы занимались с малышом искренне, с желанием, а не потому, что «так надо».

4) Проверка границ.

Ребенок является экспериментатором. Он проверяет окружающую среду на то, что можно делать, а что нельзя. Что будет если я сделаю так? Что можно трогать, что можно щупать, с какой силой можно нажимать?

Здесь родителю важно помочь ему установить правильные границы. Четко очертить круг того, что делать можно, а что нет. Для этого вам нужно спросить самого себя: вы за или против того, чтобы ребенок хлопал вас по спине, пусть и не сильно? Можно делать это руками, ногами, другими вещами? Вполне вероятна ситуация, что одни и те же действия разные родители будут воспринимать по-разному: одни как шутку или даже как массаж, другие как боль и оскорбление. Сообщите об этом ребенку, объясните, что, в каких ситуациях и когда приемлемо, а когда нет, и что будет, если он продолжит так делать.

Когда ребенок бьет маму

Я так часто в разных форматах рассказываю, что с этим делать, что обленилась и решила написать один раз подробно и давать ссылку.

Итак, речь идет о ребенке между 0,5 и 3,5 годами. В разные моменты развития и роста он начинает проверять границы дозволенного. В частности таким способом. Бьет, щипает, кусает, дергает за волосы маму, папу, бабушку. Как правило, в этом возрасте события разворачиваются в кругу семьи и еще не распространяются на других детей.

Что делать. Естественно, рецепт не универсален, но в случаях, когда речь идет о проверке границ, этого достаточно

1. Сразу после удара важно сказать ребенку, что вам больно и вы не хотите, чтобы он вас бил.

2. Если удар повторяется, постарайтесь перехватить руку.

3. Если в этот момент ребенок находится у вас на руках, после второй попытки нужно спустить его с рук, опять же сопровождая словами, что вам неприятно такое обращение и на таких условиях вы общаться не будете. Таким образом, мы присоединяем к словам действия, демонстрируя при его помощи суть слов.

4. Если ребенок плачет, можно практически сразу взять его обратно на руки и пожалеть. Ведь наша задача не наказать и унизить, а объяснить. А неожиданным для ребенка спуском с рук вы действительно его расстроили.

5. Если после того, как вы взяли малыша на руки, удар повторяется, снова спускаете его с рук, так же по возможности спокойно объясняя, что конкретно вам не подходит. Важно найти такие слова, чтобы было точно понятно, что не ребенок плохой, а его поведение недопустимо.

6. Естественно, после этой попытки сразу на руки уже не берете. Но и доводить до истерики тоже не стоит. В следующий раз можно взять на руки, слегка придерживая ручки малыша.

7. Если ребенок не на руках, важно также, сопровождая действия словами, дистанцироваться. Т.е. если вы играли вместе, прекратить игру, если он подбежал и ударил — выйти из комнаты.

8. Если все это происходит в присутствии других членов семьи или друзей, важно, чтобы они либо не вмешивались в ситуацию, либо поддержали маму. В данном случае лучше пожалеть пострадавшего, полностью игнорируя обидчика. Такой пример демонстрирует ребенку, что такое поведение — не самый удачный способ привлечь внимание и, главное, что он не работает.

9. Во всех этих действиях важна последовательность. Т.е. если маму нельзя бить, значит, нельзя ни утром, ни вечером, ни на улице, ни в гостях, ни в каких других ситуациях. Как правило, для того, чтобы решить проблему хватает 2-3 недель.

Классические ошибки родителей, когда они пытаются справиться с подобным поведением

1. «Дать сдачи» несильно ударить по руке в ответ или отшлепать. Это неверно. Ведь дети копируют поведение родителей. И таким образом вы демонстрируете ребенку, что удар — это вполне допустимый способ выразить свое недовольство. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.

2. «Притвориться плачущим» — это спектакль. Если не трогать сам факт обмана, то еще и то, как мама что-то изображает само по себе «развлечение». Особенно в год-полтора. И есть риск, что ребенок дальше будет повторять свои действия, чтобы увидеть «спектакль».

3. То же самое, что и п. 2 касается крика, воплей боли и т.д. Если ребенок не пугается, то воспринимает происходящее как «спектакль». И, возможно, захочет его повторить.

4. Стыд. «Как тебе не стыдно» и т.д. Стыд — это социальная мерка, которая, если и эффективна в воспитательных целях, то намного позже. Для малышей это просто слово.

В начале статьи я писала, что это часто проверка границ. Естественно, в том случае, когда в семье ребенок не видит подобного обращения. Если его бьют самого, или один из родителей может поднять руку на другого, то начинать менять ситуацию стоит с себя.

5) Неумение проявлять любовь к родителю другими способами

Одним из способов выражения любви, симпатии, нежности является физический контакт — прикосновения, объятия, поцелуи. Возможно, что ребенок, ударив вас, хочет привлечь таким образом ваше внимание. Отсутствие внимания, игнорирование более невыносимы для ребенка, чем реакция родителя на агрессию.

Если ребенок начал бить, щипать, кусаться не после конфликта, а неожиданно, то, скорее всего, он ждет вашей реакции и внимания. Спросите его, хочет ли он поиграть. Попробуйте выразить любовь и внимание к ребенку приемлемыми способами, чтобы он тоже учился это делать: обнимите его, расскажите ему о своей любви, пощекочите.

Ошибки неопытных родителей

К сожалению, по незнанию мама может неправильно себя повести, тем самым не только не решит сложившуюся ситуацию, но и усугубит ее.

  1. Не стоит пытаться пристыдить малыша.
  2. Нельзя давать сдачу. Своими действиями вы только подтвердите дозволенность такого поступка. А если такое поведение направлено на привлечение вашего внимания, то ваша сдача глубоко ранит психику малыша.
  3. Не стоит разыгрывать спектакль перед ребенком и делать вид, что вы плачете. Малыш сможет вас раскусить, будет и дальше бить маму, чтобы посмотреть, как она наигранно плачет.

Прочитав статью, вы узнали, из-за чего ребенок может бить маму. Ваша задача, как родителей во время разобраться в причинах происходящего и решить возникшую проблему. Помните, что за любое непослушание нельзя физически наказывать малыша, важно словами объяснить ребенку неправильность его поступков.

Как отучить драться с родителями?

Придерживаться той же линии поведения, что описана выше.

При частых повторениях ситуации или в случаях, когда ребенок продолжает попытки наказать старших родственников, лучше обратиться к психологу для определения сути проблемы и фактора, провоцирующего такое поведение.

Советы психологов:

  1. Не путайте случайные шлепки младенца по лицу со стремлением вас ударить. Но в любом случае не превращайте такие действия в игровые, если не хотите формирования неверной поведенческой матрицы.
  2. Уделите внимание моменту единого поведения взрослых в данном вопросе: любые действия, напоминающие битье не должны использоваться, как элемент игры. Драки подушками, мягкими мечами, боксирование, игровая возня не в счет.
  3. Первые случаи драчливости могут быть признаком интереса к широте границ допустимого поведения и стремление выяснить свою позицию в «стае». Поэтому не впадайте в панику, а просто объясните, что так себя вести нельзя и в семье главная-ный вы, а не ребенок.
  4. Выясните причину агрессивного поведения. При избалованности срочно и категорично меняйте методику воспитания. При агрессивной атмосфере в семье ищите способ сменить обстановку.
    При выявлении раздражающего фактора в виде агрессивных компьютерных игр, фильмов, устраните его.
  5. Видя накапливающееся раздражение ребенка, предоставьте ему возможность побегать от души или увлечься активной игрой.
  6. Обязательно реагируйте на недопустимое поведение и купируйте его в начале конфликта.
  7. Всегда пытайтесь выяснить причину злости.
  8. Формируйте у ребенка понятие, что овладевшее им чувство — это злость и нормально ее ощущать, но запрещено проявлять в формате физического наказания кого-то другого. Обязательно придерживайтесь такой линии поведения сами.
  9. Не выясняйте отношения при ребенке. Он воспримет агрессию, даже не понимая смысла слов, и обязательно отработает ее с вами или кем-то из окружения.

Как себя вести?

Продемонстрировать ребенку свое недовольство поведением с помощью мимики лица и строго голоса.

Желательно блокировать каждый удар перехватом, фиксировать руку или ногу в воздухе и проговаривать вслух, что так себя вести нельзя.

При отсутствии желательной реакции предупредить ребенка о последующем ответном ударе с вашей стороны, если чадо не прекратит нападки.

По окончании острой фазы проявления агрессии выясните причину ее появления и исключите факторы для предотвращения рецидива.

Важно добиться от окружения (мужа, прочих родственников), чтобы они придерживались политики оказания сопротивления ребенку и гуманного купирования агрессии, а не подбадривали его высказываниями наподобие: «Так ей! А ну наподдай! Вот непослушная мама, давай, давай, нашлепай ее».

Ребенок прощупывает границы

Малыш растет, познает мир, и ему нужно все попробовать и познать. С помощью агрессивного поведения он учится понимать, что хорошо, а что плохо. Если кроха на детской площадке ударил девочку, почему он не может ударить и маму, когда она ругается или что-то не разрешает делать?

В этой ситуации детские психологи советуют разговаривать с драчуном, объяснять, что бить и кусать других людей недопустимо. Не стоит хватать кроху за руки, бить или щипать в ответ, ставить в угол. Таким поведением вы спровоцируете еще больший приступ агрессии. Жесткий запрет («Я запрещаю бить маму или папу») может привести к тому, что ребенок начнет наказывать себя.

Обычно дети грызут ногти, вырывают себе волосы, ставят сами себе синяки, даже бьются головой об стенку. Заставлять держать эмоции при себе нельзя, иначе это может негативно отразиться на неокрепшей психике ребенка. Но как научить малыша выплескивать негатив, и при этом донести, что родителей нельзя бить? Дошкольники хорошо чувствуют эмоции, которые испытывают мама с папой. Например, с помощью мимики мама может показать, что она недовольна и расстроена. Только это нужно делать искренне, по-настоящему выражать свои эмоции, а не играть роль.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]