Поведенческий подход: понятие, суть, особенности и представители


Словарное толкование

Прежде всего нам нужно четко сформулировать суть поведенческого подхода, его значение. Итак, данным термином именуется область в психологии, изучающая поведение людей как вида и животных. Предполагается, что все поступки основаны на рефлексах, а также на различных реакциях на те или иные факторы, поступающие из окружающей среды. Немаловажным критерием поведения индивида является его личная история, то есть жизненный опыт. В нем чередуется поощрения и наказания, мотивации и разочарования — они определяют дальнейшую реакцию на конкретные события. Нередко поведенческий подход в психологии именуется бихевиоризмом — термин происходит от английского слова Behavior — «поведение». Стоит отметить, что бихевиористы — ученые, которые занимаются данной областью психологии, — понимают, что на поведение индивида влиять может и наследственный фактор. Но при этом они возлагают большую «ответственность» за те или иные поступки именно на окружающую среду.

Основы поведенческой психологии

Поведенческая психология родилась в Соединенных Штатах и ​​доминировала среди других областей психологии в первой половине 20-го века.

Дж. Б. Уотсон считается основоположников поведенческой психологии. В своем докладе, опубликованном в 1913 году, он пишет, что с точки зрения бихевиоризма психология является объективной экспериментальной ветвью естественных наук, и целью бихевиоризма является предсказание и контроль поведения человека.

Поведенческая психология

“Знание того, как добиться управления с помощью стимулов, не прибегая к крику и принуждению, в равной мере облегчает жизнь всем — воспитателю и обучаемому”.

Карен Прайор

Интроспективная психология, которая считается необъективной, отвергается бихевиоризмом. Поведенческие психологи считают, что объективные выводы можно сделать, только изучая наблюдаемые факты (поведение), которые можно измерить и определить количественно.

Цель поведенческой психологии

«Манифест бихевиоризма», опубликованный Дж. Б. Уотсоном в 1913 году, ознаменовал поворотный момент в психологии. Бихевиоризм стал ее основным направлением благодаря своей прагматичности.

Идея поведенческой психологии – направлять и изменять поведение людей, чтобы они могли преобразовывать свою жизнь. Для реализации этого амбициозного проекта нужно знать законы поведения, прогнозировать и контролировать его.

То есть, чтобы иметь возможность влиять на результат, нужно знать, что его вызывает.

Основатели

Изучая историю данной области психологии, параллельно мы будем знакомиться с ее представителями. Поведенческий подход начал зарождаться во второй половине XIX столетия, после того как стали широко известными такие области науки, как глубинная психология, и закон эффекта (последний объясняет, как меняется поведения за счет поощрения). «Отцом» этого термина и его сущности стал американский ученый Джон Бродес Уотсон. Его методологический бихевиоризм предполагал, что стоит обращаться внимание исключительно на сигналы, поступающие в сознание человека из внешней среды. При этом его мысли и чувства можно игнорировать, так как они не влияют на поведение. Вскорости эту теорию начал оспаривать Беррес Фредерик Скиннер, который уяснил, что чувства и помыслы контролируются теми же областями мозга, что и внешние раздражители, следовательно, они также являются толчками для тех или иных реакций. Его версия стала назваться радикальным бихевиоризмом и получила более широкое распространение.

Интересно знать, что Уотсона в его суждениях поддерживал наш ученый Иван Петрович Павлов — мы все знаем про его собак и их реакцию на «звоночек».

Научные направления

Для начала вспомним о другой дисциплине, с которой психология имеет тесные связи, — о биологии. Применяя биологический подход, ученый пытается проследить взаимосвязь между поведением человека и процессами, происходящими в его нервной системе, в первую очередь головном мозге.

Рекомендуем: Методы практической психологии

Так, например, сторонники биологического подхода сосредоточивают внимание на роли генетики в формировании характера, а те или иные особенности личности (например, интровертизм) объясняют прежде всего различием в структурах мозга или химических веществ, которые в нем образуются. https://www.youtube.com/embed/wDNV4EWhZF8

Современные методы изучения мозга, такие как магнитно-резонансная томография, компьютерная томография и другие, дают возможность исследовать состояние мозга более глубоко, чем раньше, и дают обширный материал для изучения в рамках биопсихологии.

Бихевиористский (от англ. behavior — «поведение») подход, как ясно из названия, рассматривает внешние поведенческие проявления, отказываясь от изучения внутренних состояний. Бихевиористы видели свою задачу в установлении отношений между внешними стимулами и ответными реакциями человека на них, из которых, как они полагали, и складывается поведение. Особенно влиятельным это направление было в первой половине прошлого века, а сегодня идеи бихевиоризма сохранили актуальность в практической психологии и педагогике.

Рекомендуем: Мортидо — это

Даже далекие от психологии люди наверняка слышали о таком направлении этой науки, как психоанализ. Имя основателя этой теории, а также основанного на ней метода лечения тоже широко известно. Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд считал, что все поступки человека контролируются бессознательными влечениями, важнейшие из которых — сексуальная энергия и энергия смерти.

Бессознательное проявляется в оговорках, ошибках, симптомах психических расстройств, конфликтах, а также находит отражение в творческой деятельности человека. Импульсы бессознательного конфликтуют с требованиями внешней среды, и потому запускаются различные механизмы психологической защиты (самый знаменитый — вытеснение), которые помогают ослабить напряженность и отрегулировать поведение человека. Психоаналитик должен помочь пациенту осознать вытесненные в бессознательное травмирующие переживания и освободиться от них.

Когнитивизм строится на том, что решающая роль в человеческой психологии отводится процессу получения и усвоения знаний. Когнитивный психолог исследует познавательные процессы, то есть воображение, мышление, память, речь, решение задач и так далее. Это направление уподобляет психику человека компьютеру, проводя аналогию между процессом преобразования информации электронным устройством и мозгом.

Рекомендуем: Когнитивная психотерапия Бека

Гуманистическая психология сформировалась в 50-60-е годы XX века под влиянием идей Абрахама Маслоу, Генри Мюррея и Карла Роджерса, которые интересовались значением потребностей и мотивов в поступках и деятельности человека. Этот психологический подход противопоставляет себя когнитивизму, бихевиоризму и психоанализу.

Представители гуманистической психологии считают, что поведение не определяется ни процессами мышления и восприятия, ни внешними стимулами, ни бессознательными влечениями — это слишком упрощает подход к человеку. Предмет исследования гуманистических психологов — уникальная личность, которая стремится к самоактуализации и находится в постоянном развитии, причем субъективный опыт отдельного человека для них едва ли не более важен, чем изучение общих закономерностей.

Множество версий

Первоначальная теория поведенческого подхода к изучению реакций живых существ на те или иные факторы стала настоящим резонансом в мире психологии. Исследованием данной тематики занимались, как бы это пошло ни звучало, все кому не лень, и потому выдвигались порою самые нелепые суждения. Но среди них время от времени всплывали и весьма стоящие мысли, которые после превращались в полноценные виды поведенческого подхода, ну или разновидности. По сути, каждый из них говорит правду — это как сравнивать суждение Уотсона и Скиннера. Поэтому каждый современный психолог сам решает, какая именно теория ему ближе, и руководствуется ею. Предлагаем поочередно ознакомиться с каждой из них.

Радикальный бихевиоризм

Вторая и куда более значимая теория поведенческого подхода, предложенная также американцем по фамилии Скиннер. Скорее всего, выигрышной она стала именно благодаря своей многогранности и эдакому «психологическому космополитизму». Иными словами, Скиннер считал, что во внимание стоит принимать не только раздражители из окружающей среды, которые «задевают» личность, но и его чувства, мысли, которые одолевают в конкретный момент времени. Не менее важным является опыт — как негативный, так и позитивный. В расчет был принят и наследственный фактор, ведь на генетическом уровне представители тех или иных видов живых организмов (в том числе и люди — тут различать приходилось по расам и культурам) также имеют конкретные убеждения, влияющие на поведение. Такой поведенческий подход стал универсальным и, наверное, до сих пор самым распространенным и верным в психологии.

Противопоказания

Поведенческая психотерапия в ряде случаев противопоказана. Это касается тех пациентов, у которых наблюдается стойкое нарушение сознания, если они не могут понять, что от них требуется. Это влечёт за собой невозможность выполнять упражнения и задания, направленные на лечение.

Абсолютные противопоказания:

  • обострившиеся психозы;
  • затяжная депрессия в тяжёлой форме;
  • глубокая УО.

Относительные противопоказания:

  • личностные расстройства — курс лечения будет эффективным лишь в том случае, если психотерапевту удастся наладить доверительный контакт с пациентом;
  • лёгкая форма умственной отсталости — лечение возможно, но лишь при подборе несложных заданий и упражнений, с которыми сможет справиться больной.

Каждый конкретный случай обращения к психотерапевту рассматривается индивидуально.

Психологический бихевиоризм

Впервые под влиянием ученого по имени Артур В. Стаатс поведенческий подход становится не просто теорией, подкрепленной малым количеством опытов, причем преимущественно поставленных на животных, а наполовину практической областью знаний. В плане теории Стаатс разработал эдакую систему тайм-аутов, то есть отдыха от тех или иных факторов/мыслей, которые могли бы влиять на поведение человека, а также систему жетонов — вознаграждений. Эксперименты уже проводились на людях, преимущественно на детях с психическими расстройствами. Данный опыт позволил достичь новых высот в области образования, культурного и социального развития, а также профилактики многих нервных отклонений.

От изучения к применению

После того как Стаатс продемонстрировал миру свои опыты, основы поведенческого подхода сразу же стали базой для корректировки поведения различных групп индивидов. По сути, теорию превратили в практику — и не более. В ходе подобных манипуляция появилась новая область практических знаний — прикладной анализ поведения. В ее основе лежат принципы радикального бихевиоризма, с помощью которых корректируются реакции на те или иные раздражители у конкретного человека или же у группы людей. Это так называемые техники поведенческого подхода, коих несчетное множество. Давайте перечислим некоторые из них. Итак, применяя радикальный бихевиоризм, можно контролировать и менять:

  • Расстройства аутистического спектра.
  • Сохранение природных ресурсов.
  • Физическую культуру и здоровый образ жизни.
  • Изучение языков.
  • Медицину.
  • Воспитание детей.
  • Борьбу с наркотиками.
  • Отношение к животным.
  • Лидерство и управленческую сферу.

Одним словом, технику радикального бихевиоризма можно применять абсолютно везде, причем влияние можно оказывать как на конкретную личность, так и на группу людей.

Примеры упражнений КПТ

Когнитивные техники делятся на несколько групп. Упражнения первой группы направлены на выявление негативных установок. Например, ведение дневника мыслей с их последующей оценкой. Упражнения второй группы направлены на оспаривание выделенных установок. Например, человек может составить список «за» и «против» какой-то конкретной установки. Упражнения третьей группы направлены на коррекцию представлений. Например, методом повторения позитивной установки возможно ослабить влияние провоцирующего фактора и устранить дезадаптивный стереотип. Упражнения четвертой группы направлены на повышение эффективности терапии, например, выявление скрытых мотивов деструктивного поведения.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:
[ht-ctc-chat number=79643424702 style=8 call_to_action=»WhatsApp» ]

Методология

Также данный раздел носит название поведенческой терапии и очень часто применяется в практической психологии для коррекции тех или иных реакций и привычек человека. В основе терапии лежит обусловливание и научение. Следуя определенным методам поведенческого подхода, можно полностью изменить карту собственных действий и поступков, стать иной личностью. За счет этих техник избавляются от вредных привычек, приобретают новые навыки и склонности, начинают по-новому смотреть на мир и иначе взаимодействовать с ним. Впервые методология успешно была применена на практике учениками Уотсона в конце 19 столетия. Они отучали детей бояться животных. В данном процессе были задействованы следующие приемы, которые остаются актуальными по сей день.

Научение и усвоение

Незыблемая основа основ, которая позволяет максимально изменить поведение или избавиться от вредной привычки. В основе метода лежит образец — в его роли может выступать кумир, фигурка или символ, фильм, рассказ, действие или разыгранный спектакль. Тип наглядного примера выбирается в зависимости от того, с кем именно работает психолог. Допустим, ребенок начал курить, но при этом увлекается творчеством конкретных музыкантов, а они, в свою очередь, поддерживают здоровый образ жизни. Психолог напоминает подростку, что даже его кумиры этого не делают, и тот, подражая образцу, отучается от дурной привычки. Аналогично можно и приучить к чему-либо человека, например, больше учиться или изучать иностранный язык.

Важно отметить, что в данной работе обязательно стоит применять систему вознаграждений. В стандартном варианте для детей это конфеты, для взрослых — стоящие вещи или же деньги.

Показания

Поведенческая психотерапия берётся за лечение далеко не всех психических расстройств, а только тех, в основе которых лежит явное и стойкое нарушение приобретённых навыков, неправильно отработанных способов действия. Показания для обращения к такому специалисту:

  • панические атаки;
  • фобии;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • депрессия, дистимия, биполярное аффективное расстройство, циклотимия, маниакальный синдром;
  • пищевые расстройства: булимия, анорексия, психогенное переедание, аллотриофагия;
  • сексуальные психогенные проблемы на основе психопатий, эндогенных психозов и акцентуаций характера;
  • шизофрения;
  • асоциальное, девиантное поведение;
  • бессонница, ночные кошмары;
  • гиперактивность;
  • аутизм;
  • плохая успеваемость в школе, логопедические проблемы у детей.

Как показывает практика, терапия эффективна в лечении многих физиологических заболеваний: гипертонии, мигрени, бронхиальной астмы, проблем с желудком.

Отучивание

Куда более жесткий метод в поведенческой терапии, который основывается на явном избежании того или иного фактора, от которого следует избавиться. Пользуясь той же системой вознаграждений за положительные поступки и системой наказаний и штрафов за негативные, человек постепенно начинает отвыкать делать то, что ему не следует делать. Самое интересное, что методика отучивания может быть действенной не только на ментальном или психологическом уровне, но и на физическом. Наглядный пример из первой области — алкоголизм. Когда человек начинает употреблять спиртные напитки, процесс должен сопровождать крайне неприятный запах, вызывающий рвоту. Постепенно алкоголь начнет ассоциироваться именно с такими негативными ощущениями. Пример из физиологии — энурез. На больного крепится специальный аппарат, который реагирует на появление мочи. В этот же момент больной пробуждается и понимает, что он мочится.

Лечение

Несмотря на многообразие методов, лечение в поведенческой психотерапии проводится преимущественно по одной схеме:

Поведенческая психотерапия часто используется для детей, не успевающих в школе. Например, метод шейпинга для логопедической коррекции, когда основная задача дробится на мелкую цепочку из правильных поведенческих актов:

Повторить слог за преподавателем → Правильно его прочесть самостоятельно → Правильно прочесть целое слово → Правильно прочесть незнакомое слово → Правильно прочесть целую фразу

На каждом из этапов используется метод систематической десенсибилизации.

Невероятно эффективна поведенческая психотерапия для аутистов. Она разбивает все навыки, сложные для них, на отдельные блоки: речь, контактирование, игра, умение слушать и смотреть в глаза. Каждое из этих действий осваивается постепенно.

Пример одного из самых первых упражнений поведенческой психотерапии при аутизме «Язык — понимание»:

  1. Задание: поднять руку, когда этого попросят.
  2. Подсказка: специалист сам берёт ребёнка за руку и поднимает её, произнося задание.
  3. Стимул: поощрение в виде похвалы или сладости.
  4. Самостоятельное выполнение задания.

Дети-аутисты выполняют данное упражнение только с 5 и даже с 10 раза.

Устранение

Весьма эффективный метод, который стал широко известным под названием систематическая десенсибилизация. Его суть в том, что страх или фобия подавляются состоянием релакса. Допустим, человек сильно боится высоты и, находясь на крыше небоскреба, начинает испытывать не только осознанную тревогу. Его организм начинает реагировать на страх: сжимаются мышцы, учащается пульс, поднимается давление. Так организм и сознание объединяются в состоянии ужаса, и человек оказывается полностью парализованным перед своей фобией. Если разорвать эту связь, страх иссякнет, а сделать это можно, либо научив свое сознание не замечать высоту (что почти нереально, ведь это оно решило бояться данного явления), либо расслабиться телесно. Второй вариант более прост в исполнении. Поэтому человека намеренно помещают в ту среду, где он ощущает наибольшую тревогу, и при этом с помощью медикаментов или определенных психологических манипуляций расслабляют его мышечный корсет и снижают кардиологические показатели. Постепенно страх полностью проходит.

Становимся другим человеком

Прочитав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что свое поведение, свой характер и привычки можно в корне изменить. Любой человек может избавиться от пагубного влияния табака и алкоголя, от своих страхов, от болезней и прочих вещей, которые могут беспокоить и доставлять дискомфорт. Методика универсальная, и применять могут как люди с теми или иными проблемами, так и просто желающие что-то изменить в своей жизни и стать лучше. Наиболее интересный сегмент — применение поведенческого подхода в управлении обществом, организацией, финансами и проч. Иными словами, это развитие лидерских качеств, усиление себя как личности.

Работы Макгрегора

Первым из ученых, кто сумел внедрить бихевиоризм в область менеджмента, был Дуглас Макгрегор. По его толкованию, поведенческий подход к лидерству — это не что иное, как внимательно изучение повадок и действий конкретного «начальника» и подражание им. Существуют некие специфические черты в поведении каждого лидера, которые объединяют данную категорию людей:

  • Высокий интеллект.
  • Уверенность в себе.
  • Определенный социально-экономический статус.
  • Ответственность.
  • Коммуникабельность.
  • Объективность.

Во всем остальном качества лидера определяются той организацией или группой людей, которой он «обладает». Не менее важным фактором является среда обитания — например, лидер сельскохозяйственной общины будет знать многое о земледелии, но при этом не сможет припомнить ни одного из президентов Америки, а лидер финансовой организации отлично будет ориентироваться в экономической сфере, в социологической, в банковской и даже в юридической, но при этом вряд ли сможет грамотно вырастить арбуз или картофель. То есть на каждый горшок — свой вершок.

Виды главарей

В поведенческом подходе к лидерству Макгрегор выделил две теории — Х и Y. Они словно два типа главаря, при этом каждая из теорий применима во всех сферах деятельности: и в сельскохозяйственной, и в экономической.

  • Теория Х — авторитаризм и деспотия. Подразумевается, что люди изначально не хотят работать и всячески отлынивают. Они не нуждаются в актах честолюбия, а жаждут защищенности. Чтобы такой народ трудился, необходим жесткий контроль, система наказаний и угроз.
  • Теория Y — демократия и интеграция. Труд — основа жизнедеятельности каждого человека, в нем он самореализуется. При благоприятных условиях каждый из сотрудников сможет на себя принять часть ответственности и самостоятельно стремиться к успеху. Приобщение людей к простым и понятным правилам и общим целям дает возможность каждому из них контролировать себя. В результате лидер лишь объединяет все наработки сотрудников и исправляет помарки. Коллектив работает целостно, и результат превосходит все ожидания.

Какая теория правдивее?

На этот вопрос вообще нет и не может быть правильного ответа. Обе теории одинаково верны, и правильность той или иной зависит от менталитета людей, их способностей и навыков, от опыта и от рода деятельности. В действительности до сих пор есть такие организации, в которых практикуется авторитарная система лидерства. Многие сотрудники действительно элементарно не приучены к порядку и самоконтролю, они всячески отказываются работать, поэтому за подобные промахи их нужно штрафовать и подвергать взысканиям. Как правило, так ведут себя люди с низким уровнем интеллекта, и встречается такое явление по большей степени в малоразвитых странах. Более прогрессивное общество чаще всего работает по схеме Y — то есть начальник является частью коллектива, связующим звеном, а не цербером. Каждый из сотрудников прекрасно понимает, что успех компании в любом случае отразится на его успехе, поэтому не ленится, а трудится и прилагает к этому все силы, задействует творчество и практические навыки.

Поведенческая психология — книги

Предлагаем вам список из 4-х книг, раскрывающих феномен поведения человека.

1. “Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы” – коллектив авторов.

Книга адресована широкому кругу специалистов, интересующихся адаптивными возможностями человека, столкнувшвегося с трудными жизненными ситуациями.

2. “Как подобрать ключик к решению любой ситуации. 30 правил эффективного общения, решения конфликтов, управления поведением” — Лариса Большакова.

В этой книге – тридцать новых психологических приемов. Как избежать конфликтной ситуации и найти компромисс? Как подобрать ключик к любому человеку? Что сделать, чтобы преодолеть агрессию? И многое другое!

3. “Организационное поведение” – Людмила Згонник.

В книге рассмотрены сущность организационного поведения, различные аспекты управления поведением человека и групп в организации.

4. “Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе” – Чарльз Даххиг.

Наблюдения и открытия Дахигга во многом дополняют и развивают идеи лауреата Нобелевской премии по экономике Даниэля Канемана, автора бестселлера “Думай медленно… решай быстро”.

Книга рекомендована для прочтения всем, кто работает над собой и хочет изменить свою жизнь!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]