Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур.статья по теме


Во все времена люди объединялись в обособленные группы с общими увлечениями и интересами. Часто их взгляды выходили за рамки традиционных общественных норм.

Массовая культура ориентируется на большинство и удовлетворяет самые популярные запросы. Субкультуры стали выходом для людей, не разделяющих общепринятые парадигмы.

История и возникновение термина «субкультура»

В ХХ в. увеличилось количество возникающих сообществ, сплоченных по какому-то признаку, и тогда же это явление получило название – субкультура.

Термин ввел Дэвид Рисмен, американский социолог, для обозначения людей, намеренно примыкающих ко взглядам меньшинства. «Суб» –­ означает «под», соответственно, иначе слово переводится, как «подкультура».

На сегодняшний день понятие «субкультура» активно используется в социологии, антропологии и прочих общественных науках.

Новое в блогах

Чаплин И.В.

«То, что в Украине заговорили о молодежных субкультурах, приятно удивляет само по себе. Особенно учитывая то, что говорить о «странных ребятах» начали не только в узких кругах культурологов, социологов или журналистов, но и во власти. Правда, пока только на местном уровне. И только в одном месте – городе Мариуполе.

Поводом для столь пристального внимания к различного рода субкультурам со стороны местных властей стало появление листовок с текстом: «А вы хотели бы поиграть в игры смертных? Если тебе страшно, возьми с собой фонарик». Там же была указана дата, время и место сбора участников «игр», а также мобильный телефон для желающих что-то уточнить. Известно, что встреча назначена возле одного из городских кладбищ. Это и насторожило власти – мариупольцы еще не забыли, как совсем недавно в городе на кладбище было разрушено более 600 памятников.

Мариупольские чиновники таким образом стали первыми, кто публично признал существование молодежных субкультур в Украине и, главное, указал на их небезобидность. В эти движения, которые к культуре имеют очень посредственное отношение, из года в год интегрируется все больше украинской молодежи. Выражая протест общественному устрою, морали и правилам — эмо, готы, панки и другие неформалы выпадают из этого общества. А значит – не участвуют в обустройстве страны.

В условиях постоянной утечки умов, старения нации (соответственно и низкой рождаемости), дефицита рабочих рук и других социальных проблем наличие таких движений и рост их популярности может угрожать катастрофой общенационального масштаба.

В России эмо сегодня фактически под запретом. К примеру, еще зимой нынешнего года нижегородское министерство образование разослало по всем учебным заведениям циркуляры, предупреждающие о социальной опасности движения эмо. Чиновники подробно описали для педагогов особенности «прикида» эмо и их идеологию, склоняющую к суициду. Говорят о росте числа суицидов среди неформалов и в Мариуполе. Правда, здесь речь идет больше о готах. В Украине же это и другие движения только начинают расширять ареол распространения со столицы и миллионников на более мелкие города».

Приведенная выше статья, которая была опубликована на сайте «ПiК Украины» 10 сентября 2008, 09:01, при детальном рассмотрении может дать характеристику отношения власти к такому явлению как субкультура. Ключевыми словами в данном анализе можно признать: «странных ребятах», «небезобидность», «движения, которые к культуре имеют очень посредственное отношение», «выпадают из этого общества», «не участвуют в обустройстве страны», «может угрожать катастрофой общенационального масштаба», «эмо сегодня фактически под запретом».

Из перечисленного видно, что отношение имеет явно негативную окраску, если не сказать враждебную. Вывод может получиться очень обнадеживающим, особенно в условиях экономического кризиса: «Уничтожить подобные сомнительные субкультуры и прекратятся все наши беды. У нас будет здоровое общество, обустроенная страна и самое главное – мы предотвратим катастрофу общенационального масштаба». Вот кто оказывается виноват во всех бедах! Не коррупционная политика правительства, не 80% мирового бюджета, направленного на вооружение, не борьба за господство в мире, а свободомыслящие подростки, которые остались без должного внимания со стороны власти и общества. Это из-за них в Украине политики не могут найти точки соприкосновения, из-за них банки вынуждены увеличивать проценты по кредитам, они обусловливают рост цен на жилье, они затеяли войну в Ираке, Грузии и т.д., благодаря их усилиям умирают миллионы людей в мире от голода и нам угрожает экологическая катастрофа. В то время как власти думают, что бы еще сделать для развития молодежи, они распродают украинские земли, берут взятки, строят себе виллы, покупают дорогие машины, убивают журналистов и при этом уходят от ответственности перед законом». Страшно представить, что их ждет на Суде Божьем.

Самое интересное в данном контексте то, что все происходящее «из-за них» относится именно к «формалам», здоровому обществу, здравому смыслу и норме.

Так что же такое субкультура и как с ней «бороться»?

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов.

Иногда определение субкультуры может составлять некоторую трудность, так как стиль одежды и музыки со временем адаптируется массовой культурой для коммерческих целей. Музыкальные субкультуры очень чувствительны к внешним изменениям. Интересно, что практически все музыкальные стили: джаз, готика, хип-хоп, рэйв, когда-то были распространены повсеместно. Каждый раз это был следующий шаг музыкальной моды, который, впрочем, надолго не затягивался.

Многие субкультуры постоянно страдают от коммерческого интереса, поэтому их поклонники стараются хотя бы на один шаг обойти доминирующую культуру. В свою очередь, этот процесс помогает создать постоянный поток стилей, которые можно адаптировать для целей бизнеса и выпустить в большой мир.

Однако не все субкультуры своей отличительной чертой считают внешний вид. Очень многие современные течения делают особый акцент на моральных или политических убежденях, которые широкой публике уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и так далее.

Говорить о субкультуре нашего времени целесообразно начиная с пятидесятых годов двадцатого столетия, когда экзистенциализм Сартра послужил толчком к развитию и трансформации музыкальных стилей. Джаз постепенно сменился ритм-н-блюзом и рок-н-роллом. В Америке и Британии появились первые битники, а Сохо стал самым популярным местом для сборов молодежи. В города потянулись люди, и начался процесс урбанизации, который нашел свое отображение и в музыке, и в граффити.

В шестидесятых годах битники переросли в целую культуру, которая оказала мощное влияние где-то и на развитие всего человечества.

В шестидесятых годах зародилось и движение диско. Шестидесятые годы знаменуются еще и увеличением количества компьютеров в западных странах, отсюда — рост интереса к ним и формирование культуры хакеров.

Семидесятые годы — это годы расцвета рока, особенно, панк-рока. В эти времена появляется такое направление как глэм-рок. Тяга к мистическому и сверхъестественному порождает нью-эйдж, а в 1979 году румба становится музыкой целой субкультуры. В том же году такую субкультуру, как готика признают все средства массовой информации, и грустные люди в черных одеяниях становятся элементом общественной жизни. В семидесятых годах начали появляться первые подпольные рок-группы в Ленинграде.

В восьмидесятых слушатели устали от панка и захотели чего-то более утонченного. Так возникли неоромантики и электро-поп. Сексуальная ориентация перестала быть клеймом, поэтому представители некоторых субкультур вели себя несколько эпатажно. Восьмидесятые принесли нам рэп: и специфическую поэзию, иногда просто лишенную смысла, и брейк-данс. К середине этого периода появляются свободные вечеринки, где играют рэйв, техно и другую электронную музыку. Тогда же появляется и первая киберпанк литература, а также активизируются пользователи компьютерной сети, входят в обиход такие слова как флэйм и спам. Неоромантики Японии создают образ готической лолиты.

Восьмидесятые — начало девяностых годов – этап возрождения для истинно-русских субкультур. Кроме националистов появляются люди, которые пропагандируют возвращение к исконному — это и сторонники здоровой жизни, последователи Иванова.

Девяностые годы — это цветастая смесь различных субкультур. Придумывается мировая сеть Интернет, а с ним появляется и возможность играть по сети или участвовать в обсуждениях на форумах. Процесс глобализации привлекает к себе внимание общественности, мигом становясь причиной для формирования двух противоположных политических лагерей.

Конец двадцатого века — это безумное время, когда каждый сходит с ума по-своему. В это время постепенно появляются такие субкультуры, как анимэ, эмо, падонки, гламур, а вместе с ним и антигламур. Теперь каждое убеждение может стать причиной для основания нового течения.

К настоящему времени выделяются следующие субкультуры: хиппи, панки, гламур, готы, эмо, хип-хоп, интернет-субкультуры, скинхеды, славянские субкультуры, рокеры, байкеры, нью-Эйдж, анимэ, натуризм, рейверы и многие другие. Остановимся подробнее на готах и эмо.

Субкультура готов — это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает расти и развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность. С другой стороны, их идеология частично сформировалась путем признания, идентификации и скорби о социальном и личном зле, о котором многие массовые культуры стараются умолчать. В отличие от хиппи и Панков, готы не создают никаких политических лозунгов, не призывают к социальной активности и не поддерживают силы или блоки в политике. Особое ударение в этой субкультуре ставится на личном, а не общественном, она тяготеет к интеллектуальности.

Что касается эмо, то это сленговое определение субкультуры, которое произошло как сокращение от прилагательного – «эмоциональный». Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая довольно четко излагается в соответствующей музыке. Невзирая на то, что само происхождение эмо-музыки покрыто мраком тайны, считается, что это одно из ответвлений панка, популярного в США в восьмидесятых годах прошедшего столетия. В девяностых годах это направление продолжило развиваться, и в новое столетие вошло уже, будучи окрепшим и сформированным, достигнув своего апогея в наши дни.

Одежда, волосы, макияж и украшения очень темных цветов или оттенков черного — это самая популярная модная тенденция среди представителей эмо. Другие популярные виды одежды — это облегающие и/или кожаные штаны (прямые джинсы-трубы), одинаковые как на особах мужского, так и женского пола, обтягивающие футболки, на которых обычно красуется имя музыкальной группы, широкие ремни с большими заклепками и пряжками. Мужчины также могут носить брюки женского покроя. Обувь обычно черного цвета, на манер кедов. От готов эмо отличает сочетание в одежде черного и розового цветов: характерной иллюстрацией являются гетры в черную и розовую полоску. В прическе челка скошена на один бок, волосы обычно прямые и выкрашены в черный цвет. Глаза подведены черным и закрыты массивными очками с широкой оправой. По своему внешнему виду первые эмо своей показной неряшливостью напоминали панков, но со временем эта мода изжила себя.

Идеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и эмоций человека. Основные понятия эмо: грусть, тоска и любовь выражаются в музыкальном исполнении при помощи специфических приемов, таких как скрим (дословно с английского «крик»), что приводит публику в надлежащее настроение. В более широком смысле быть эмо означает находиться в печали и писать. В поэзии речь идет о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, злость оттого, что индивидуум не понят, чувство обособленности от всего окружающего мира. Высокий эмоциональный тон, написание в стиле потока сознания, простая рифма или белый стих, обращения к телу, особенно к сердцу, использование мрачных или подавляющих прилагательных в порядке нагнетания, мотивы быстротечности времени и любви – вот характерные черты поэзии эмо. Здесь также часто используются клише «любовь это боль» и подобные ему. Музыкальный стиль эмо имеет некоторые общие черты с инди-роком. Он же стал отправной точкой для таких направлений как французский эмо-рок и скримо.

Итак, каждому поколению присуща своя субкультура, которая, так или иначе, противостоит общепринятым нормам и в этом смысле является девиантной. В анализе субкультур двадцатого столетия примечательно то, что фокус мышления каждого нового поколения смещается постепенно от внешнего мира к миру внутреннему и если идеология панка отстаивает преимущественно анархию, то готы и эмо интересуются, прежде всего, вопросом: «быть или не быть». Можно сказать, что философия современной субкультуры носит прогрессивный характер, так как она намного шире предыдущей, да и ее носители являются более образованными, находясь совершенно в другой структуре коллективного подсознательного.

Двадцатый век наглядно показал, как смещение во взглядах новых субкультур влияло на дальнейший ход истории, например те же панки, которые характеризуются свободными взглядами, нежеланием мириться с настоящей властью появились в 70-80 годах, а в 90-х произошла перестройка и раскол Союза на независимые государства. Сегодня, когда доминирующими субкультурами являются готы и эмо, люди мало влияют на политику, а все больше относятся к ней как к интересному кино, не желая ничего делать. На поверхность вышли различные оккультные течения, наука пересматривает свои отношения с религиозными воззрениями на природу человека. Конечно, такие выводы требуют дополнительных исследований, но при теоретическом изучении данного вопроса такую зависимость можно признать как гипотезу, которая говорит: «доминирующая субкультура есть порождение скрытых запросов настоящего общества и является индикатором, позволяющим прогнозировать доминирующую философию следующего поколения».

Исходя из этого, субкультура готов и эмо выросла на почве духовных запросов нашего общества и отвергая ее мы отвергнем не только часть себя сегодня, но и лишим будущее поколение глубокой и взвешенной философии.

Однако, вернемся к вопросу о том, стоит ли приписывать субкультурам такие смертные грехи? Или это нежелание чиновников вспомнить свою молодость и, воспользовавшись научными методами, контролировать данные течения?

«Субкультуры, в каком-то смысле, нужны, так как через них ребёнок проходит процесс социализации. В подростковом возрасте человек задаётся глобальными вопросами смысла жизни и смерти, и ищет себе «стаю». К 20-22 годам субкультура в жизни человека если и остаётся, то только как хобби, как способ самовыражения. Самый большой минус неформальных движений – это зависимость от каких-либо навязанных эстетикой субкультуры мнений и взглядов на жизнь, от общения с определёнными людьми и от самих этих людей. Но всё зависит от самого ребёнка, от того, что он готов впустить в свою жизнь и что не принимает категорически», — говорит преподаватель кафедры психологии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета Ирина Бондаренко. «Говорят, что все неформалы ведут нездоровый, нетрезвый образ жизни. Могу поспорить. Во всех неформальных течениях есть представители, которые занимаются спортом и не имеют вредных привычек вроде курения. Сейчас появилась новая модная субкультура – «стрейт эйдж». Много стрейтэйджеров есть среди эмо. Представители этого движения отказываются от алкоголя, курения и любых видов наркотиков. Что касается суицидальных настроений, то я, например, не знаю ни одного гота, который реально покончил жизнь самоубийством. В готике нет такого определения, что если ты не убьёшь себя, то ты не настоящий гот. Эстетика смерти в готике действительно есть, но ведь в любой субкультуре можно что-то принимать, а что-то нет.

Я считаю, что настоящая проблема не в существовании субкультур, а в отношениях между родителями и детьми, – заявляет Бондаренко. — Если психологи и социальные педагоги будут ходить в школы, работать с детьми и объяснять им, что смысл в жизни есть, что жизнь может быть интересной и яркой, тогда, возможно, количество представителей депрессивных субкультур сократится. Хотя полностью искоренить все проявления неформальных движений невозможно, да и незачем», — продолжает Ирина Бондаренко.

В наш дискуссионный клуб «Фома» часто приходят готы. Им очень интересна тема смерти, загробной участи души. У них вызывает восхищение традиционная черная одежда духовенства и монахов. Мне кажется, миссионерам следует обратить на готов особое внимание как на социальную группу, активно интересующуюся православием», — рассказал корреспонденту «Интерфакс-Религия» диакон Олег Фоминых, руководитель молодежного отдела Вятской епархии.

По словам отца Олега, в общении с представителем любой молодежной субкультуры важно отыскать точки соприкосновения, интересы, способные стать мостиком для разговора о православии. В то же время важно, чтобы молодые люди не замыкались в тех или иных субкультурных рамках, а участвовали в общих полезных делах, социальном служении.

Итак, есть и противоположные, приведенной вначале статьи, мнения в отношении субкультур готов и эмо. На мой взгляд, мнение автора статьи по меньшей мере, негуманно и не имеет научного обоснования. Однако одной лишь критикой в обоюдном направлении ничего не изменишь, и поэтому я бы предложил следующий выход из создавшегося положения:

  1. Необходимо прекратить всякое противостояние, а именно — принять позицию не борьбы, а компромисса. И первый шаг в этом направлении должны сделать именно власть и общество, поскольку формальная структура имеет больше ресурсов и рычагов влияния, нежели представители данных меньшинств. Позиция борьбы предполагает, прежде всего, притязания на правоту во взглядах на жизнь, а компромисс – готов сосуществовать с любыми убеждениями. «Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать» (Вольтер).
  2. Основными принципами формальной структуры должны быть не искоренение «неформалов», а контроль над ними, который должен быть направлен на изменение социальной ориентации последних. Здесь имеется в виду, что никто не вправе навязывать кому-то свою моду, культуру, кулинарные пристрастия и т.д., а именно – необходимо не отрывать данную субкультуру от социума, а интегрировать ее в него.
  3. Для того, чтобы повлиять на какую либо группу необходимо сделать следующие шаги:
  • подстроиться к группе;
  • слиться с ней;
  • позволить группе себя вести;
  • вести группу.
  1. Позиции пункта 3 должны реализовываться искренне, так как неконгруэнтность может привести к разрыву контакта и неконтролируемым последствиям.

Исходя из перечисленных пунктов, необходимо:

  1. Изучать позицию и мировоззрение готов и эмо. Находить и выражать позитивные стороны в их философии, а лишь после этого переходить к критике, которая воспримется не как критика, а как совет товарища.
  2. Предоставить им место для совместного времяпровождения. Если им нравится кладбище, то можно создать виртуальное, а точнее — предложить им самим создавать, определив им для этого место. Они имеют на это право. Они часть общества. Ведь есть же парк культуры и отдыха! Почему бы не парк готов?
  3. Создать сайт с готической тематикой, контентом, привлекающим эмо, на котором модератором является профессиональный психолог, и который также может влиять на социальную ориентацию, создавая грамотные статьи на форумах.

Запретный плод всегда сладок. Борьба всегда привлекала молодежь, поэтому это не выход из создавшейся ситуации. Основным девизом должна быть позиция дружбы. Носители субкультур в массе своей — подростки, которые находятся в кризисном периоде становления личности и тем, кто уже прошел этот этап, необходимо помочь и другим справиться с этим благополучно, дабы не оставить след вражды в развивающемся человеке.

Если проследить совокупность современных готов и эмо, то мы выявим, что людей, по-настоящему исповедующих убеждения и философию данной традиции, не более 10% от всей массы, а это означает, что остальные 90% живут по принципу «похожести». Это особенно актуально в подростковом возрасте. Именно поэтому вражда здесь неуместна.

Если мой ребенок, учась ходить, упадет, стану ли я его отвергать за это или помогу ему подняться?

Предложенное выше — это не панацея, а лишь вариант налаживания отношений с молодым и перспективным поколением и попытка найти точки соприкосновения, даже там, где кажется, что их нет.

Особенности субкультуры

Отличить субкультуру можно по характерным чертам:

  • небольшое число последователей (в отличие от традиционной культуры, каждая субкультура объединяет ограниченное число людей со схожим видением мира);
  • увлеченность одной идеей или одним видом деятельности, на почве которой и было создано сообщество;
  • единый стиль одежды, поведения, слэнг, символика (не обязательное, но очень частое условие);
  • в составе субкультур, как правило, люди малообщительные и замкнутые в среде обычных людей;
  • субкультура, не противоречит существующей культуре, в отличие от контркультуры, но существует с ней параллельно.

Какие-то черты у определенной субкультуры могут отсутствовать, вместо них будет что-то иное.

Основные виды субкультур молодежи

Название субкультурыВремя зарожденияОсобенности
Хиппи1960Молодые люди выступали против обывательской жизни, исповедовали идеи «непротивления злу насилием», придерживались пацифистских взглядов. Характерной чертой была склонность к творчеству.
Растаманы1960Для растаманов характерны любовь к марихуане и регги. Они не приемлют табак и алкоголь, не употребляют мясо и введут здоровый образ жизни. Они занимаются искусством, а своим символом сделали «дреды» и красно-желто-зеленую шапочку — «лацифик».
Панки1970Панки не признают никакой власти и являются анархистами. Этим объясняется их символ – буква «А».На улице панк сразу выделяется из толпы, благодаря своеобразной прическе «ирокез» (полоске длинных волос, которые стоят вертикально вверх на полностью бритой голове).
Готы1970Готы используют египетскую, кельтскую и христианскую символику, а также оккультные символы – пентаграммы, символы смерти или восьмиконечные звезды. Они всегда наносят особый грим. При помощи косметики они придают лицу мертвенно-бледный, почти белый оттенок. Глаза обводят черной подводкой, губы и ногти также красят в черный цвет.
Эмо1980Для этого стиля характерны плач и стоны, визг и шепот, срывающийся на крик.
Мажоры1980Молодые люди, относящиеся к этой субкультуре, живут в свое удовольствие и не знают недостатка в деньгах. У них лучшая одежда и обувь, которую достать в советское время практически невозможно, а также свободный доступ к родительскому автомобилю.
Яппи1980Это молодежная субкультура, субъекты которой имеют высокооплачиваемую работу и ведут активный деловой образ жизни. У них соответствующий стиль одежды, они знают толк в моде, следят за своим телом.
Хакеры1990Для них характерна индивидуальность и отсутствие корпоративности, так как свобода является самой главной в жизни. Они выводят из строя чужие сайты и серверы, взламывают пароли и добывают секретную информацию.

Хиппи

Они относятся к одной из самых старых молодежных субкультур. Сформирована она была в середине 60-х годов 20-го века в Сан-Франциско.

Молодежь проводила свое время в дискуссиях и полемике, музицировала и предавалась свободной любви. Алкоголь и наркотики на тусовках считались привычным явлением.

У хиппи нет привязанности к дому, они постоянно путешествуют, не имея никаких средств к существованию. Они поклоняются свободе, любят цветы и гулять босиком. Идеи этого движения живы до сих пор.

Растаманы

Эта субкультура несколько похожа на хиппи. Растафари – это особая религия всеобщего бога Джа. Участники этого движения являются убежденными пацифистами, которые категорически осуждают расизм.

Говоря об особенностях растаманского движения в России, можно заявить, что в такие объединения в основном входят молодые поклонники музыки регги.

Панки

Данная субкультура начала свое развитие с середины 1970 годов 20-го века в Англии – как раз в этот период в стране был тяжелый экономический кризис. Молодые люди жили под девизом: «Нет будущего!», вели себя в точном соответствии с низким уровнем жизни. Они абсолютно уверены, что изменить жизнь к лучшему совершенно невозможно, а потому поставили крест на жизни, карьере и воспитании.

Стиль одежды такой молодежи соответствует образу мыслей и поведению – предпочтение отдается несвежим футболкам и джинсам с дырками и потертостями. Картину дополняет любовь к выпивке, дракам и наркотикам ввиду отсутствия других увлечений.

В 1979 году движение панков проникло в СССР. Одними из первых его приверженцев стали известные рок-музыканты Санкт-Петербурга Андрей Панов и Виктор Цой.

Готы

Датой зарождения готики считается конец 70-х годов 20 века. Основой этой субкультуры был пост-панк. Первые готы очень многое переняли у панков, сделав основным цветом своей одежды черный (могли быть незначительные вкрапления белого или красного). Дополняли одежду серебряные украшения.

В самые первые формирования входили молодые люди, которые были фанатами музыкальных готических групп. Впоследствии у готов появился собственный стиль жизни, они приобрели свой менталитет и иерархию.

Субкультура готов существует и в наши дни. Имидж участников движения очень сложен и формируется из специфической одежды, обуви, аксессуаров, прически и мейкапа.

Эмо

Направление эмо, которое входит в субкультуры молодежи, также связано с музыкой. Стиль музыки соответствует названию движения, которое означает «эмоциональный». Мелодия основана на сильных эмоциях, которые остро чувствуются в голосе вокалиста.

Музыка этого движения имеет несколько видов:

  • эмо-рок и скримо;
  • кибер-эмо и френч-эморок;
  • панк-эмо и хардкор-сан-диего и др.

Поклонники такой музыки выделяются в отдельную субкультуру и называются эмокидами. Характерной внешней особенностью такой молодежи является яркая одежда, прическа и макияж.

Мажоры

В период «развитого социализма» появляется новое направление среди молодежи. «Золотые» мальчики и девочки не интересуются бытовыми проблемами и сложностями жизни, так как все неприятности быстро и незаметно решаются родителями. Эта субкультура зародилась в конце семидесятых годов и является близкой к яппи или когяру.

Они щеголяют модной аппаратурой и заграничной техникой. Мажоры легко идут по жизни, любят и умеют отдыхать (часто на служебной даче, доставшейся родителям). Они в числе немногих могут выезжать за границу вместе с родственниками жить в капиталистических странах.

Уровень мажора связан с положением его родителей. Важны также личные достижения в школе или вузе. Он общается только с равными себе, остальных же просто не замечает, или относится покровительственно либо презрительно.

Яппи

Такие молодые люди не демонстрируют свою успешность, не выставляют богатства напоказ и не сорят деньгами. Они сдержаны и уверены в себе, строгие, идеально сшитые костюмы, говорят сами за себя.

Жизнь яппи известна только узкому кругу посвященных людей, часто описывается в журналах, издаваемых за свой счет.

Хакеры

Такая молодежная субкультура, которая включает в себя программистов и компьютерных пользователей, для которых характерна наступательная линия поведения в сети интернет.

Разновидности субкультур

Субкультуры можно классифицировать по признаку объединения.

  • Музыкальные. В качестве объединяющего фактора используется музыкальное направление: жанр музыки или танца, увлечение определенным исполнителем или музыкальной группой.
  • Игровые. Люди, увлеченные одной игрой, персонажами из игр. В сообществе могут состоять как игроки, так и их фанаты.
  • Спортивные. Такие субкультуры формируются вокруг определенной спортивной дисциплины, сюда тоже могут входить не только спортсмены, но и фанаты.
  • Философски-поведенческие. В этих группах люди с определенными убеждениями и одинаковым отношением к миру.
  • Стилевые. Несмотря на то, что многие субкультуры используют определенный стиль внешности, в данном случае внешность и есть главный фактор формирования сообщества.
  • Хобби. Такие субкультуры формируются естественным образом, поскольку люди, предпочитающие рыбалку, вышивание или мотоциклы регулярно сталкиваются, начинают общаться, поскольку обсудить важные для себя вещи могут только между собой.
  • Интернет-субкультуры. Сообщества, сформированные в мировой информационной сети. Как правило, их признак объединения, не актуален в офлайн, поэтому общаются такие люди тоже чаще всего с помощью электронных устройств. Интернет-группы имеют самый разнообразный состав по возрасту и полу.
  • Профессиональные. Объединяют людей одной профессии.

Также может быть интересно: Микрошейдинг — что это такое, и чем отличаеться от микроблейдинга?

Видов субкультур намного больше, перечислена основная масса, но многие невозможно объединить в большую группу.

Проблемы субкультур

Отношение к определенному движению – субкультуре – это попытка поиска себя, шаг к взрослению и пониманию мира. Некоторые подростки впоследствии легко возвращаются к привычному для общества образу жизни, другие же, наоборот, испытывают трудности в общении с внешним миром.

Серьезной проблемой являются наркотики, которые часто легко распространяются среди молодежи. Особо впечатлительные натуры под влиянием атмосферы определенной субкультуры могут свести счеты с жизнью. Такие молодые люди должны находиться под присмотром более рассудительных и «приземленных» товарищей или взрослых.

Молодежные субкультуры всегда были и будут. Одни из них быстро растворяются во времени, другие – проходят через годы до наших дней. Важно, чтобы неокрепшие молодые умы имели поддержку и понимание старших, готовых прийти на помощь в трудную минуту и направить энергию в созидательное русло.

Примеры популярных субкультур

  1. Анимешники – самоназвание субкультуры поклонников аниме. Японская мультипликация завоевала популярность на всех континентах, и в ее честь образовано немало сообществ как в интернете, так и в реальной жизни. Фанаты аниме устраивают встречи, фестивали, где продаются вещи с аниме символикой, косплеят полюбившихся героев (переодеваются в них). Обычно сюда входят школьники и подростки, но многие взрослые люди тоже с удовольствием проникаются культурой аниме.
  2. Ролевики – любители ролевых игр живого действия, посвященных вселенным из книг жанра фентези, фильмам, историческим эпохам. Эти люди увлечены созданием исторической (или иной) реконструкции, воссозданием событий, шитьем аутентичных костюмов, разыгрыванием сцен с соблюдением игрового протокола.
  3. Воркаут – «уличная гимнастика». Воркаутеры занимаются любительским спортом на улицах. Как правило, это не профессиональные спортсмены, но порой их успехи поражают даже профессионалов.
  4. Геймеры – увлеченные фанаты компьютерных игр, или одной игры. В среде геймеров периодически проводятся соревнования в определенных играх, некоторые из них привели к созданию киберспорта, со множеством зрителей.
  5. Готы – испытывают интерес к готической культуре. В данной субкультуре особое место занимает внимание к эстетике смерти, но в отличие от сатанистов, здесь нет призыва к насилию. Готы предпочитают черное одеяние, мрачные лозунги, демонстрируют увлечение мистикой и ужасами.
  6. Эмо – приобрели популярность практически в одно время с готами (конец ХХв.), в следствие чего стали им противопоставляться. Названы так в честь одноименного музыкального направления. Философия – свобода выражения эмоций. Часто с эмо ассоциируют грусть, слезы и суицидальные мысли, но это не справедливо. Свобода выражения радостных эмоций тоже в культуре эмо. Отличительная особенность внешности – сочетание черного и розового цвета в одежде, прическе, аксессуарах.
  7. Байкеры – любители мотоциклов. Мотоциклы являются важной частью жизни байкера и источником вдохновения. Байкеры придают большое значение состоянию своего мотоцикла, испытывают интерес к новостям в этой области, общаются в своей среде. Мы часто видим в кино байкера, в образе крепкого мужчины с бородой, в черной кожаной одежде и бандане. Это близко к действительности,конечно, этот образ может отличаться от реальности.
  8. Рокеры – похожи по своему стилю с байкерами, часто эти люди принадлежали к двум субкультурам одновременно. Сюда относятся поклонники тяжелой музыки, рока.

Также может быть интересно: Грамота и благодарность — что это такое и отличия

Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур.статья по теме

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Анжеро-Судженского городского округа

«Станция юных туристов»

Статья

СУБКУЛЬТУРЫ.

ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР.

Автор: Мигонькина Зиля Раисовна,

педагог дополнительного образования

Анжеро-Судженск

2018 уч. год

Введение

В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд учащимися. Он непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо, крашеные во все цвета радуги волосы, странные манеры, макияж, татуаж, одежда… Что же это такое? Как реагировать на таких учеников и студентов? Стоит ли в ужасе «шарахаться» от них или нужно просто присмотреться, прислушаться и понять, чем живут учащиеся, что у них творится в душе? Возможно, это просто попытка выделиться на фоне общего окружения. Каждый педагог решает эти вопросы для себя сам. Но, помочь ему разобраться в особенностях такого явления как субкультура можно.

В данной статье рассматривается особая часть общественной культуры – субкультуры. Понятие, история и причины возникновения субкультуры. А так же классификация субкультур. Но, наиболее подробно описана субкультура под названием «альтернативщики».

Что же такое субкультура? Субкультура — свод накопленных определённым мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Под молодёжной субкультурой понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

История возникновения субкультуры

Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания учёных в США в 30-50 гг. XX века. Учёные-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодёжных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Они рассматривали ненормативное, то есть нестандартное с точки зрения общественных норм, поведение молодёжи. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура». В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное — «асоциальное» поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.

Как видим, первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.

После второй мировой войны термин «молодёжная субкультура» вошёл в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодёжью. Отмечалось, что рост благосостояния ведёт к повышению покупательной способности молодёжи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо «прорывом тинейджерской культуры». Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодёжи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия «молодёжная культура», аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.

Но, правы оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных «культурных товаров» (поп-музыка, мода и т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодёжная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о «конфликте поколений», а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.

Понятие молодёжной субкультуры

Понятие молодёжных субкультур вначале применялось социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определённой социальной группы молодёжи — таким образом, понятие «субкультура» связалось с понятием «культурная парадигма», то есть тот набор представлений и правил, который даёт своего рода матрицу поведения в разных ситуациях. Однако, изучая эту матрицу, учёные натолкнулись на факты, заставившие их подвергнуть сомнению некоторые представления, казавшиеся ранее очевидными. Например, английский учёный Грант Мак-Крекен в книге «Паводок: культура, рожденная сумятицей», получившей широкую известность, описывает свои беседы с различными группами подростков (готами, панками и скейтерами). Исследователь обнаружил, что отличия в одежде, моде и т.п., то есть внешние отличия, обозначают отличия внутренние, а именно: отличия в ценностях и их градации. Кое-кто из наблюдателей, заметил он, полагает, что поступками подростков руководит одно лишь желание добиться признания ровесников, а всё остальное (одежда, язык, музыкальные пристрастия, манера поведения и т.д.) — это всего лишь «обезьянничанье», необходимое для принадлежности к группе. Такая точка зрения исходит из представления о молодёжной культуре как о естественной последовательности.

Другая точка зрения исходит из того, что субкультура представляет собой противостояние, которое состоит в том, что причина разнообразия в подростковом мире являет собой выражение межвозрастной и классовой вражды. Эту позицию развивает, к примеру, книга американских исследователей «Язык молодёжных субкультур: социальная идентификация в действии» (Нью-Йорк,1995). Подростки вступают во враждебный мир. Такую точку зрения отстаивали, в частности, авторы одной из первых значительных книг, посвящённых молодёжным субкультурам — англичане Стюарт Гелл и Тони Джефферсон в книге «Противостояние через ритуалы: молодёжные субкультуры в послевоенной Британии», вышедшей в Лондоне в 1976 г.

Причины возникновения субкультуры

Почему возникают субкультуры?

Наиболее распространённым является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить новое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию.

Соотношения между «главной» культурой и «отклонениями» пытается определить теория субкультур как научная дисциплина. Она работает в понятийном поле культурологии, базируясь на конкретных социологических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах. Марксистская теория отрицает субкультуры, рассматривая молодёжные субкультуры как идеологию, призванную маскировать антагонистические противоречия капиталистического общества и подменить их противостоянием поколений.

Близки к марксистским взгляды сторонников теории социального конфликта.

Теоретики социального действия делают акцент на поведении личности в её контактах с другими. В этом понимании субкультуры рассматриваются как система, регулирующая осуществление интересов и потребностей молодёжи в обществе.

Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. Это и есть неформалы – представители современных субкультур.

Само слово «неформал», «неформальный» обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура — это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Субкультуры – это большой яркий мир, открывающий нам различные оттенки жизни. Это видно из классификации субкультур.

Классификация субкультур

Виды субкультур:

  • Музыкальные — субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки: альтернативщики, готы, инди, металлисты, панки, растаманы, рокеры, рейверы, хип-хоп (рэперы), фолкеры, эмо, риветхеды и др.;
  • Имиджевые — субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению: Visual kei, кибер-готы, нудисты, стиляги, Тедди-бои, милитари, фрики и др.;
  • Политические и мировоззренческие — субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям: анархо-панки, антифа, скинхеды (все разновидности), битники, неформалы, хиппи, яппи, нью-эйдж, стрейд-эйдж и т.д.;
  • По хобби — субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби: байкеры, райтеры, трейсеры, хакеры;
  • По другим увлечениям — субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе: отаку, геймеры, ролевое движение, толкиенисты, териантропы, фурри;
  • Хулиганские — выделение этих субкультур часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним. Например: руд-бои, гопники, любера, ультрас и т.п.

Альтернативщики

Остановимся на такой субкультуре, как альтернативщики.

Альтернативщики — молодёжная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесённая в Россию в 1990-х.

Альтернатива — слово, произошедшее от названия независимых, не мейнстримовых звукозаписывающих лейблов, на которых выпускали свои пластинки музыканты, предлагающие «альтернативную» музыку, не имеющую чётких границ жанра. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Успех альтернативной музыки и её постепенное превращение в мейнстрим, обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit.

Сообщество альтернативщиков не имеет структуры и не сформировало каких-либо чётких принципов, так как изначально базировалось не на идее, а на музыке. Однако, популярными темами для текстов песен являются нон-конформизм, призывы к политической грамотности населения и анти-фашизм. Но с таким же успехом, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, сексе, насилии, наркотиках, и т. д. Альтеры (сокращение от «альтернативщики») очень часто разделяют панковские анархические взгляды. Однако, примером альтернативной группы, имеющей чёткие политические убеждения и имеющей прочный идейный базис, служит Stone Sour.К. На сегодняшний день, от первоначального значения названия этой субкультуры, не осталось практически ничего, кроме якобы нон-конформистских лозунгов. Со временем альтернатива приобретает всё большую и большую популярность среди молодёжи, а как следствие — переходит в то, чему изначально предлагала «альтернативу», в ещё один мейнстримовый жанр музыки, без особой филосовской подоплёки.

Музыка делится на множество поджанров, но наибольшую популярность смогли обрести эти три: 1) Альтернативный металл. Основатели — Corrosion of Conformity, White Zombie. Исходит от хэви-металл и трэш-металл; 2) Рэпкор. Основатели — Urban Dance Squad, Rage Against The Machine, Biohazard, Limp Bizkit. Исходит от рэпа; 3) Гранж. Основатели — Nirvana. Исходит от панка.

Внешний вид представителей этой субкультуры сильно зависит от их возраста и среды общения. Наиболее часто встречающаяся сегодня комбинация это — чёрные волосы, закрывающие уши, чёрная одежда, кеды (преимущественно скейтерские), пирсинг на лице, тоннели, дреды. Но, далеко не все альтернативщики одобряют такую «униформу», и предпочитают ей просто свободную спортивную одежду популярных брендов.

В среде альтернативщиков популяризованы татуировки, занятия спортом, зачастую экстремальными его видами и употребление алкоголя и (или) различных наркотических веществ. Это не значит, что все, без исключения, альтернативщики имеют вредные привычки. Эта их черта, как и внешний вид, зависит скорее от личных качеств, нежели от принадлежности к этой субкультуре.

Заключение

Субкультуры являются особой частью общественной культуры. Субкультуры имеют свою классификацию по различным признакам: внешнему виду, внутреннему мироощущению, политическим взглядам, музыкальным пристрастиям и другим культурным предпочтениям (кино, литература, живопись, мода и т.д.).

Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Уважаемые педагоги, помните: внешний вид и наличие или отсутствие вредных привычек (алкоголь, наркотики и т.д.) у представителей различных субкультур зависит скорее от личных качеств человека, нежели от принадлежности его к какой-либо субкультуре!

Список использованной литературы и источников

1. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005, с. 564—603

2. Громов А.В., Кузин О.С. «Неформалы. Кто есть кто?» — М.,1990г.

3.Запесоцкий А.С., Файн А.П. «Это непонятная молодёжь…:проблемы неформальных молодёжных объединений» – М: Профиздат, 1990г.

4. Ольшанский Д.В. «Неформалы: групповой портрет в интерьере»- М: Педагогика, 1990г.

5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. . — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.

6. https://xreferat.com/84/1279-4-molodezhnye-subkul-tury.html

7. https://www.grandars.ru/college/sociologiya/subkultura.html

8. https://nside.ru/wiki/spisok-subkultur

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Положительные и отрицательные стороны субкультур

Несмотря на настороженное к ним отношение, субкультуры, в целом, полезны для развития общества.

Многие люди обладают увлечениями, непонятными большинству. Субкультуры – это возможность общаться в близкой им среде. Зачастую только так человек может расслабиться и оказаться в своей стихии. В этом смысле субкультура – своеобразное и расширенное продолжение традиции клуба по интересам.

Субкультуры играют важную роль в социализации людей, не попадающих под принятые стандарты или обладающих серьезными непопулярными увлечениями.

Опасным это становится в тот момент, когда субкультура начинает проповедовать антиобщественные, аморальные ценности. В обособленных группах влияние на каждого ее члена повышается и намного легче внушить человеку деструктивную идею.

На основе вышесказанного видно, что судить о всех субкультурах одинаково нельзя. Каждая преследует свои цели и имеет свои взгляды, поэтому оценивать их можно лишь каждую в отдельности.

Молодежные субкультуры в России: взгляд историка

Жизнь, особенно на Западе, постепенно идет к тому, что разнообразные меньшинства, вместе взятые, становятся прочным и постоянно растущим большинством. Но и Россия тут не исключение. Возможно, это и станет окончательным воплощением демократии. Вспоминается в этой связи рекламный слоган из московского метро со ссылкой на Аристотеля: «Город – единство непохожих». Однако сразу возникают вопросы: а где же мера этого несходства? или оно безмерно? И, пожалуй, самый важный вопрос: является ли такое несходство самоцелью? Можно ли тут припомнить «цветущую сложность» Константина Леонтьева и возрадоваться? А насколько она цветуща? Запах – еще не признак цветущего состояния.
Субкультура не клуб по интересам и не кружок юных пионеров. Принципиальное отличие состоит в том, что ценности субкультуры являются для ее адепта базовыми, более важными, нежели все те, что разделяет остальной окружающий мир. Субкультура может сформироваться естественным образом – на этнической, географической или традиционной религиозной почве. Однако так бывает не всегда: субкультура может возникнуть искусственно – в силу определенных возрастных, плотских, интеллектуальных или «духовных» интересов. К субкультурам первого типа эти, собственно, не имеют никакого отношения: их природа иная, и возникают они по свободной воле и выбору самого человека. Именно таким образом возникают секты, гей-сообщества, «тусовки», молодежные субкультуры. И человек приходит сюда не на часок: необходимо связать свою жизнь с субкультурой, жить ее интересами, пропитаться ее духом. На внешний мир и на самого себя придется смотреть ее глазами.

Субкультура не стремится к слишком активному расширению рядов, несмотря на часто провозглашаемые формальные лозунги об обратном. Для нее всегда характерно представление о собственной исключительности, подчас элитарности.

Молодежные субкультуры для России – явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в нашем понимании. Ребенок – отрок или девица – сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж (или свекор) распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников. Юноша 15 лет верстался на воинскую службу – так заканчивалось детство. Подобное общество при его ценностном консерватизме было крайне мобильно – каждый его член играл важную социальную роль. Более того, не было нужды в какой-то нарочито выдуманной «государственной идеологии» или «национальной идее»: чувство ответственности прививалось с пеленок, а оно почти всегда гарантировало от непатриотического или эгоистического поведения. «Береги честь смолоду», – гласила старая русская пословица.

Освобожденные в 1762 году от обязательной службы дворяне, быстро проникшиеся чувством собственной исключительности, субкультуры, тем не менее, не образовали. Сословный строй вообще исключает субкультуры: он построен на соподчинении всех групп населения. В России это еще и сопрягалось с ярко выраженным государственным патернализмом. Кроме того, субкультура – явление преимущественно городское, а Россия в целом оставалась обществом аграрным. Сельские хозяева были достаточно разобщены между собой. Городское дворянское общество было слишком сильно привязано к государственным интересам. Дворянское общественное мнение основывалось на представлениях всероссийского масштаба: судьба страны, по их собственным представлениям, была в их руках и непосредственно вершилась «первым дворянином» – самодержцем. В начале XIX века молодое дворянство восприняло английский дендизм, но субкультурой это вряд ли назовешь: молодых денди в столицах были единицы. П.Я. Чаадаев, ставший воплощением этого явления, был личностью исключительной и самодостаточной. Герой пушкинского романа Евгений Онегин был лишь, «как денди лондонский, одет». Налицо лишь имитация западного образца.

Распад традиционных общественных связей всегда порождает неформальные объединения. Часто они имеют возрастную особенность. В России первой «молодежной субкультурой», пожалуй, можно было бы назвать студенческое сообщество. Окончательное его оформление произошло во второй половине XIX века. Оно не было узкосословным, власть не способна была регулировать его жизнь законодательно, ценности студенчества имели неформальный характер. Необходимо было отличаться от всего вокруг – «серого и унылого», и приобретенные научные знания подсказывали: выход кроется в новой социальной реальности, в царстве тотальной справедливости. Радикальные мировоззренческие особенности сочетались с отличиями наружными. Настоящий студент и в безмундирную эпоху был заметен по внешним признакам – подчеркнутому и намеренно вызывающему пренебрежению к внешнему виду. Введенный в 1880-е годы студенческий мундир тут ничего не изменил: верхние пуговицы застегнуты не были, фуражка всегда носилась набекрень, из-под нее вылезал нечесаный вихор. Настоящие адепты студенческой субкультуры превращались в «вечных студентов», их возраст переставал иметь значение.

Простой народ «скубентов» не любил и относился к ним с подозрительностью. Полным провалом закончилось студенческое «хождение в народ». Вскоре после этого, в 1878 году, произошла не менее знаменитая и очень показательная «охотнорядская история»: студенты Московского университета за революционную пропаганду были побиты торговцами мясных рядов. Пронесся слух, что молодые «баре» решили призвать народ к восстановлению крепостного права – и нервы мясников не выдержали. Им и в голову не пришло, что агитация против монархии, освободившей крестьян, может иметь какие-то другие основания, а «белые воротнички» могут выступить против состоятельных слоев общества. Субкультура всегда рискует быть непонятой извне. Студенческая субкультура распалась в начале ХХ века, поскольку ее ценности широко распространились в обществе. Студент на этом фоне утерял свою яркость и неповторимость. А мечта о социальной справедливости стала активно воплощаться в жизнь, вот только мало кто из мечтателей не утонул в сопровождавших это воплощение кровавых потоках.

Основой любой субкультуры всегда является утопия – представление о возможностях некой группы людей объединиться и совместными усилиями перевернуть окружающий мир. Это может быть мировая революция и всемирная коммуна, технократическое будущее и победа национальной сборной в мировом чемпионате. Вопрос только в масштабах сознания, а его, как известно, можно расширять различными способами. Для субкультур это задача крайне важная. Студенты XIX века читали новейшие книжки, готовили конспекты и обсуждали их на собраниях с целью немедленного внедрения в повседневность вычитанных идей. Пропагандой или бомбой – вопрос вкуса и имеющихся навыков. Спустя век стало принято сочинять остросоциальные стихи или философские притчи и класть их на музыку, в перерывах между этим благородным занятием принимая те или иные стимулирующие творчество препараты. Иногда они оказывались слишком сильными. Что получается в итоге? Очарование всегда заканчивается разочарованием. Хорошо, если, зайдя в тупик, человек имеет возможность из него выйти. А если времени уже нет?

По мере измельчания горизонтов мысли цели субкультур тоже мельчают. Постепенно основным ориентиром становится релаксация. Но сознанию опасно существовать в состоянии «вечного релакса» – это ведет к его подчинению и разрушению. Если не сделать над собой усилий, для этого всегда найдется кто-то другой, и он сделает выбор за тебя. Может быть, это и неплохо? Со временем, когда человек перестает отдавать себе отчет, он задастся именно таким вопросом. А это значит, что он уже потерял себя, все нуждающиеся в его помощи – возможность ее получить, страна – своего гражданина. И можно провести годы или, если особо повезет, десятилетия в самоублажении – изысканном и не очень, «добром и наивном» или агрессивном и мизантропическом, высокоидейном или «попсовом». Мир от этого не перевернется – перевернется сам человек. Личность постепенно затрется, выгорит. Иллюзорное единство с единомышленниками разрушится. Окружающие утратят интерес, придет одиночество. Хуже всего, что оно получит вселенский характер. К кому взывать? «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?..»

Затянувшееся до старости отрочество не может вызвать иного чувства, кроме сожаления об упущенных возможностях самого человека и его ближних. Сложно сейчас судить, какое будущее ждет Россию. Прогнозы в этом деле – вещь совсем неблагодарная. Ясно одно: с диктатом субкультур такого будущего не будет вовсе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]