Проактивное и реактивное мышление – в чём разница
Проактивное мышление – это определение комплекса навыков. С одной стороны, оно относится действительно к мышлению, с другой – к нашим установкам, отношению к окружающему миру.
Проще всего суть проактивности объяснить от обратного – это противоположность реактивного мышления, поведения.
Как проявляется реактивность? Мы реагируем на события, которые с нами происходят. И мы свою реакцию не выбираем – она автоматическая, неосознанная. В такие моменты мы становимся заложниками обстоятельств: вокруг что-то происходит, а мы вынуждены на это что-то отвечать, как-то с этим справляться.
Противоположность этому – проактивность: мы делаем паузу между событием, которое происходит, и нашей реакцией. Мы выбираем свою реакцию, поведение, эмоциональное состояние. Мы выбираем наше отношение – с помощью паузы.
Выбор своей реакции – это одна сторона того, что называют проактивным мышлением. Вторая сторона – это именно мышление: обдумываение, планирование. Это ответы на вопросы «Какого результата я хочу достичь?» и «Что тогда я должен делать?», «Что мне нужно изменить в себе?» и «Что стоит заранее предусмотреть?»
Проактивное мышление – это когда я прогнозирую все варианты развития событий и думаю, как развернуть ситуацию в ту сторону, которая нужна мне.
Реактивность в этом смысле можно объяснить так: мы живём как живется, и, когда что-то случается, имеем дело уже с тем, что произошло. Хотя могли бы что-то предусмотреть и повлиять на ситуацию, пока она ещё только развивалась.
Чтобы подробнее объяснить суть реактивного и проактивного мышления, приведу два примера.
Пример 1.
Представим, что наш коллега (не руководитель и не подчиненный) достаточно мягко, корректно, но нас покритиковал.
Реактивное мышление – это первая спонтанная реакция.
У кого-то это будет желание оспорить сказанное: «Да нет, ты не знаешь всех деталей, всех нюансов, я тебе сейчас расскажу, как на самом деле».
Другой вариант – резкое чувство вины: «Да, ты прав, я плохой, я неудачник». Тотальная, всепоглощающая вина.
Реакция может быть агрессивной: «Ты вообще в этом ничего не смыслишь, почему ты мне это говоришь?» Или какая-нибудь ещё, такая первая спонтанная реакция.
Если мы говорим о проактивном мышлении – это следующая логика рассуждений: «Моё мнение всегда будет при мне, я к нему всегда могу обратиться. Я могу представить, что временно запаковываю своё мнение и убираю в шкафчик. А сейчас я постараюсь использовать слова коллеги как очень ценную вещь и поисследую, какое в них может быть здравое зерно».
Я могу задуматься, почему мне коллега сейчас об этом говорит, что с ним происходит, какие я вижу эмоции, как это влияет на наши отношения и эффективность совместной работы.
Могу задать себе вопрос: «В этой ситуации максимально выгодный для меня результат – какой? Как мне в этой ситуации быть, чтобы она была для меня полезной?»
Взяв паузу, я могу выбрать стратегию поведения. Это может быть ровно та же реакция, которая проявилась спонтанно, а может быть какая-то другая.
Ключевое – в том, что это не само собой со мной случается, а я сам выбираю, как буду относиться к словам коллеги наилучшим для меня образом. И если я решу, что поругаюсь с коллегой – это мой выбор, и я понимаю все последствия и для дела, и для отношений, и для моей репутации.
А если я это делаю просто так, потому что не знаю, как еще отреагировать, и потом корю себя – это совсем другая ситуация.
Пример 2.
Я прихожу на обучение в состоянии реактивного мышления и чувствую себя недовольным клиентом. «Материалы не совсем по моей теме», «Давайте ближе к моим вопросам», «Преподаватель говорит слишком быстро», «Преподаватель говорит слишком медленно».
Я не пытаюсь сделать что-то здесь и сейчас, повлиять на процесс – я просто пассивный участник, который копит недовольства. И потом пишу в анкете обратной связи, что всё было не так, и печенье с кофе были невкусными, и преподаватель мог бы приводить побольше практических примеров.
Если я переключаюсь на проактивное мышление, то понимаю: есть вещи, которые нужно принять. Есть преподаватель со своим опытом, есть программа обучения, есть мои коллеги. Проактивность мышления проявляется, когда я думаю: «Зачем я здесь?» и «Как я всё вокруг могу поставить на службу моим целям?»
Тогда приходят другие ответы. Вместо того чтобы сопротивляться происходящему («вот, преподаватель слишком много теоретизирует»), я могу повлиять на ситуацию: задать вопрос; подойти к преподавателю в перерыве и попросить приводить больше примеров; предложить коллегам поделиться своим опытом. Я начинаю что-то делать в моменте. Не говоря о том, что до начала обучения можно было что-то предпринять, чтобы процесс лучше соответствовал моим целям.
В этом главное различие проактивного и реактивного мышления. В первом случае я заложник ситуации, жертва обстоятельств. Во втором я четко понимаю, что мне нужно, и предпринимаю шаги для достижения цели.
Проактивное мышление – это поиск ответа на два вопроса:
«Где находится моя зона влияния и что я могу сделать?»
«Где находится зона забот?» – вещей, на которые я не могу повлиять.
Если я беру в фокус внимания зону забот – постоянно переживаю, жалуюсь, злюсь или даже восхищаюсь чем-то, что от меня совсем не зависит, – я растрачиваю свою интеллектуальную и эмоциональную энергию.
А когда я понимаю, где моя зона влияния – пусть она очень маленькая, но я именно ее помещаю в фокус, – это и есть проактивное мышление.
Главные свойства темперамента
По мнению психологов, любой тип темперамента имеет ряд свойств:
- Реактивность. Главное свойство темперамента. Определяет реакцию человека на воздействие извне.
- Сенситивность. Это сила воздействия внешних факторов, необходимая для появления реакции психики. У одних личностей она резкая, неожиданная. Другие же в любых обстоятельствах сохраняют спокойствие.
- Ригидность, пластичность. Способность адаптироваться к изменившимся условиям.
- Интроверсия, экстраверсия. Влияют на поведение человека в обществе.
- Возбудимость. Показывает, при воздействии каких факторов появляется эмоциональное возбуждение.
- Темпы реактивной реакции. Показывают скорость психической реакции на воздействие внешних раздражителей.
В психологической практике оценивают темперамент человека по каждому из перечисленных свойств.
От чего зависит состояние проактивности
На него влияют несколько факторов:
Общее физическое состояние
Это, может быть, не самое очевидное, но когда мы уставшие – физически, интеллектуально истощены, – мы скорее будем склонны к реактивному мышлению. «Пусть всё идет как идет, вот появится проблема – буду разбираться». Чем лучше мы себя чувствуем, тем больше ресурса для проактивного мышления.
Наличие желания развиваться
Если есть желание что-то делать, интересоваться, вникать, предлагать решения, мы с большей вероятностью будем вести себя проактивно.
Наше ближайшее окружение
Это очень мощная причина действовать реактивно или проактивно. Если вокруг нас коллеги, друзья склонны к реактивному мышлению, мы попадаем под это влияние. И мы тоже можем начать сетовать: «Руководство принимает неправильные решения», «проекты даются необдуманные», «сроки нереалистичные». Получается замкнутая система жалоб и поиска виноватого.
Это очень трудно – быть белой вороной, которая за обедом скажет: «Руководители могут ошибаться, но ведь и у нас с вами есть зона ответственности, мы сами можем что-то предлагать». Бывает очень трудно переломить общий ход разговора. Но это вполне нам под силу, если мы хорошо себя чувствуем и у нас есть энергия для этого.
Если наше окружение в любой ситуации думает, на что можно повлиять, что можно взять в свои руки, выбирает для себя какие-то возможности (может быть, не очевидные), то мы поддаемся этому влиянию и начинаем размышлять в таком ключе.
Здесь я позволю себе рекомендацию: там, где мы можем выбирать, очень полезно быть рядом с людьми, которые уже демонстрируют проактивное мышление. Быть вместе с ними в рабочих проектах, просто общаться. Даже если мы думаем, какой подкаст послушать, можно выбрать тот, который ведут люди с таким настроем. Это очень заряжает и подпитывает.
Мы не всегда можем выбирать. Может оказаться, что наш друг впал в состояние, что весь мир куда-то катится и всё плохо. Это, конечно, не повод разрывать отношения, но повод сбалансировать свое окружение – стараться общаться и с теми, кто находится в состоянии проактивности.
Управление по ценностям (скетчрид)
В этой заметке привожу свои размышления о кризисе традиционных моделей управления и путях перехода к управлению по…
medium.com
Принципиальным моментом в описании ценностей я считаю то, что Ценность невозможно декларировать не определив ту Цену, которую ты готов заплатить за следование ценности. Приведу пример заявлений о ценностях одной крупной компании:
Безопасность
- Мы бережно относимся к окружающей среде
- Мы руководствуемся стандартами безопасного бизнеса
- Мы поддерживаем культуру безопасности
- Мы лично несём ответственность за безопасность
Ответственность
- Мы честны друг с другом и партнерами
- Мы уважаем мнение каждого
- Мы несем ответственность за результат
- Мы дорожим репутацией Компании
Красиво! Но будет ли работать? Не хватает Цены, которая бы придавала вес этим словам. Я считаю, что можно использовать слова “даже если”. Получится:
Безопасность
- Мы бережно относимся к окружающей среде даже если …
- Мы руководствуемся стандартами безопасного бизнеса даже если …
- Мы поддерживаем культуру безопасности даже если …
- Мы лично несём ответственность за безопасность даже если …
Ответственность
- Мы честны друг с другом и партнерами даже если …
- Мы уважаем мнение каждого даже если …
- Мы несем ответственность за результат даже если …
- Мы дорожим репутацией Компании даже если …
Чувствуете как изменился вес слов? Понятно, что может возникнуть борьба за новые формулировки, но на мой взгляд это верный признак того, что определения действительно чего-то стоят.
Удивительным открытием для меня стало то, что Agile манифест провозглашает ценности именно в такой логике, о чём я написал соответствующую заметку:
Как может навредить реактивное мышление
Нет таких людей, которые всегда мыслят проактивно. Мы все в зависимости от состояния и контекста мыслим и ведем себя по-разному. Ключевое – в том, насколько часто мы пребываем в реактивном мышлении. Если мы не бываем в состоянии проактивности, это может навредить.
Как это будет выглядеть внешне: если придерживаться реактивного мышления, можно оказаться среди событий, которые мы не выбирали. Нет гарантии, что эти события нам понравятся. Если они случаются сами собой, они могут нас не устраивать.
Решения, которые принимаются, задачи, которые предлагаются, люди, которые появляются в нашей жизни и их выборы – мы будем проживать не то, что выбрали сами, а то, что кто-то другой спланировал, реализовал, а мы просто оказались рядом. Значительная часть событий может быть нам не близка.
Как это будет чувствоваться изнутри: состояние беспомощности, подавленности, ощущение «Я не понимаю, зачем хожу на работу», «Я не понимаю, что рядом со мной делают эти люди», «Я ни на что не влияю». Это очень низкое качество жизни – когда нет ощущения радости, есть только ощущение пустоты. Это довольно существенный недостаток реактивного мышления.
Нам может очень повезти: мы ничего сами не выбирали, все события на нас обрушились, и они все приятные. Такой сценарий может быть, но он не очень реалистичный.
В следующем посте мы расскажем, как можно развивать проактивное мышление.
Феномены -> Модель ситуации
Человеку свойственно во всём искать смысл, обнаруживать взаимосвязи между феноменами, строить объяснительные модели. Именно благодаря моделям мы можем предсказывать будущее.
И если для физического мира модели работают довольно точно, поскольку в их работу не вмешивается фактор воли, то для социальных систем дело обстоит не столь однозначно. Однако понимание тех или иных социальных законов, если и не позволяет предсказать исход конкретного события, то позволяет увидеть тенденцию.
Так например, закон убывающей предельной полезности говорит, что долго на одной инновации не протянешь, нужно создавать поток инноваций.
В акселераторах новоиспечённых стартаперов учат думать о своём бизнесе через призму business model canvas Алекса Остервальдера. В бизнес-школах изучают SWOT анализ, матрицу Бостонской консалтинговой группы, 7s McKinsey, AIDA и другие.
Чем обширнее ваш арсенал моделей, тем больше у вас есть способов думать. Изобретение новой модели — это всегда прорыв именно потому, что открывает возможность по-новому осмыслить реальность.
Вот пример: известный консультант Ицхак Адизес изобрёл модель стилей менеджмента PAEI и благодаря ей объяснил, почему идеальных менеджеров не существует, зато идеальная команда менеджеров возможна.
Откуда появляются новые модели? Всё просто. Нужно проблематизировать, а затем переосмысливать существующие модели. Для этого потребуется обнаруживать феномены, которые не укладываются в существующие модели.
Например, древние греки поняли, что земля круглая, заглядывая в колодцы и обнаружив, что в некоторых городах солнце в зените освещает дно, а в других — нет. Этот удивительный факт проблематизировал модель плоской земли, поскольку Солнце в зените на плоской земле должно освещать дно всех колодцев.
Гелиоцентрическая система была придумана в результате проблематизации сложной системы небесных сфер, созданной Птолемеем.
Энштейн придумал теорию относительности когда Ньютоновская теория была проблематизирована тем, что наблюдаемые параметры движения Меркурия по орбите не соответствуют расчётным, а Эддингтон подтвердил наличие гравитационной линзы, создаваемой Солнцем экспериментально.
Гибкий подход к разработке ПО возник в результате проблематизции модели “водопад”.
Управление пониманием — второй ключ к проактивному мышлению. Основные операции мышления для работы с моделями: осмысление, проблематизация, переосмысление.
Скажу жёстко, без построения или использования моделей нет никакого проактивного мышления.