На сегодняшний день в мировом обществе существует множество различных субкультур. Представителей той или иной субкультуры называют неформалами — они отличаются незаурядностью, необычностью, яркостью. Неформальный человек пытается продемонстрировать свою индивидуальность. Представляем список основных субкультур, а затем расскажем о некоторых из них подробнее.
- Альтернативщики
- Анимешники
- Байкеры
- Ванильки
- Гламур
- Гопники
- Готы
- Гранжеры
- Граффитеры
- Кибер Готы
- Металлисты
- Нью-Эйдж (New Age)
- Панки
- Педовки
- Растаманы
- Рейверы
- Рокеры
- Рэперы
- Скинхеды
- Стиляги
- Cтрэйт-эйдж
- Толкиенисты
- Треш Модели
- Фрики
- Футбольные болельщики
- Хакеры
- Хиппи
- Хипстеры
- Эмо
Альтернативщики
В начале 90-х годов образовалась субкультура альтернативщиков, в которую входили рэперы, металлисты и панки. Представители этой субкультуры отличаются дружелюбием по отношению к представителям других направлений. Считается, что субкультура сформировалось благодаря группе Rage Against The Machine.
Внешний вид у альтернативщиков броский, их достаточно легко отличить от представителей других субкультур. Как правило, они ходят в пирсинге и носят широкую одежду. Какой-то особой идеологии у представителей этой субкультуры нет.
Взаимоотношения между разными субкультурами
Субкультура – это весьма распространенное явление, делится на виды, каждый из которых имеет свои особенности и отличия. Как и прочие культурные явления, субкультуры образовались в культурно-насыщенной среде. Случилось это в начале ХХ столетия, в период перенасыщения обществом различными идеями и философскими течениями. В современном мире нельзя заявить, что субкультуры автономны и никак не связаны с прочими. Им приходится взаимодействовать, и в их отношениях нередко появляются конфликты.
Некоторые субкультуры откровенно заявляют о неприязни к мировоззрению друг друга. Это называют субкультурным антагонизмом. Речь может идти о музыкальных субкультурах и, соответственно, конфликты возникают в результате разности предпочтений. Ситуация стала особо заметной, когда в обществе начали пользоваться популярностью многие музыкальные направления, существенно отличающиеся по звучанию и стилю. Каждая из субкультур полагает, что их жанр лучше и имеет глубину, в отличие от прочих.
Напряжение, возникающее между сторонами может привести к противостоянию участников. Каждая субкультура старается честь свои негласные правила. Зачастую они даже не предписаны, а проявляются интуитивно. В схожих ситуациях представители разных субкультур могут действовать совершенно противоположно, в зависимости от своего мировоззрения, мотивации. Любое объединение придерживается собственной системы ценностей, и, естественно, считает мнения прочих неформальных групп не совсем правильным или вовсе абсурдным. В случае стычки в подобной ситуации сложно договориться. Например, скинхеды не считают зазорным добиваться собственной правоты, идя путем физического насилия. В то же время эмо совсем не склонны к насилию и могут даже пожертвовать жизнью, чтобы доказать истинность собственных убеждений.
Основная задача общества заключается в признании того, что субкультура – часть общей культуры. Вовсе не обязательно применять привычные радикальные меры, пытаясь доказать значимость своего мнения и собственную правоту. Многие родители беспокоятся, узнав, что их дети становятся частью какой-либо субкультуры, но если речь идет о безобидных видах, вроде тех, которые проявляются в том или ином стиле одежды, позвольте подростку проявить свою индивидуальность. Многие молодые люди пытаются выразить протест, примкнув к той или иной группе – покажите им, что вы на одной стороне с ними и противостоять друг другу нет нужды.
Байкеры
Субкультура байкеров зародилась примерно в 60-70-е года. Представители течения — бородатые длинноволосые мужчины — не представляют свою жизнь без мотоцикла, пива и рок музыки. Эти атрибуты являются отличительными чертами байкеров.
Как правило, они ездят группами и каждый из байкеров состоит в клубе. По нашивкам на одежде определяют, участником какого клуба он является. Это отличительный знак, благодаря которому байкеры отличаются друг от друга.
Субкультура байкеров придерживается своей системы ценностей, которая разительно отличается от общепринятых норм «цивилизованного общества».
Послесловие
Не всем молодым людям из субкультур удается успешно социализироваться.
- Для кого-то субкультура становится лишь этапом развлечений, помощником в поиске себя и своего места в обществе.
- Для кого-то – этапом перед началом преступного или зависимого поведения. Например, увлечение культурой растаманов может окончиться как успешной социализацией, так и употреблением тяжелых наркотиков, т. е. наркотической зависимостью. Активисты пинк-рокерского движения могут стать представителями гей-движений, а готы «перерасти» в сатанистов.
- Кроме двух названных встречается третий вариант развития событий для неформала – постоянная жизнь в рамках субкультуры («вечные неформалы»). Эти люди не воспринимаются серьезно ни обществом, ни представителями их же субкультур. В итоге такие люди не живут, а существуют в очень узких рамках, прописанных ими же, и самостоятельно созданном иллюзорном мире.
Энергию молодежи необходимо направлять в нужное русло. Редко бывает, что нельзя перенаправить молодого человека из деструктивной и асоциальной субкультуры в просоциальную. Чаще всего он хочет просто чем-то увлекаться, быть причастным, а не придерживается конкретных укоренившихся убеждений. Потому нужно лишь интересно для него и грамотно со стороны психолого-педагогической науки подать альтернативу его субкультуре.
Нужно не бороться с субкультурами, а принимать их и общаться на их же языке, помогать в организации досуга, интересоваться их жизнью. Акцентировать внимание на преимуществах субкультур (развитие способностей молодежи, поддержка в социализации, прогресс общества). Способствовать развитию просоциальных созидательных групп.
Гопники
Субкультура гопников начала свое существование в последние годы перед распадом СССР. Идеология и поведение представителей этого направления схожи с поведением хулиганов. Отличительной чертой гопников является склонность к насилию, низкий уровень интеллекта и тюремный сленг, который по сложности понимания иногда может сравниться со сложными языками мира.
Гопники, как правило, любят слушать музыку в стиле тюремного шансона. К другим субкультурам они зачастую агрессивно настроены. В частности, такие движения, как эмо, готы, рэперы, гопники не признают и конфликтуют с их представителями.
Гопники коротко стригутся и носят спортивные костюмы. Это основные отличительные черты приверженцев этой субкультуры.
Виды субкультур
В списке субкультур имеется несколько видов:
По музыкальным предпочтениям
Представители отдельных субкультур зачастую отдают предпочтение разной музыке. Готам нравится – готик-метал, маталлистам — хэви-метал и его виды, панкам – панк-рок, растаманам – регги, эмо – пост-хардкор и так далее.
Спортивные субкультуры
Одна из известнейших спортивных субкультур – паркур. Термин обозначает виртуозное искусство перемещения и огибание препятствий в пространстве. Ключевая идея паркура: «границы отсутствуют, есть только препятствия». Паркур стал особо популярен после выхода картин «Тринадцатый район», «Ямакаси».
Футбольные болельщики также причисляются к ряду особой спортивной субкультуры. Более организованной группой они стали на рубеже 70-80 годов ХХ века.
По стилю
В числе субкультур, выделяющихся по стилю обычно отмечают: Visual kei, милитари, тедди-боев, кибер-готов, модов, стиляг, фриков. Все они имеют собственные отличительные признаки в имидже.
По общественным убеждениям
В списке субкультур есть и выделяющиеся по общественным убеждениям: битники, SHARP-скинхеды, RASH-скинхеды, стрейт-эджеры, анархо-панки, яппи, неформалы, нью-эйндж, хаппи.
По хобби
Люди, которых объединяет общее специфическое хобби и сопутствующая атрибутика тоже причисляют себя к одной из субкультур. Речь может идти о таких сообществах: байкеры, реконструкторы, геймеры, бибои, ролевики и так далее.
По хулиганскому поведению
Больше всего опасений у обычных граждан вызывают представители именно этих субкультур, схожих хулиганским и вызывающим поведением: ультрас, высокоорганизованные любера, руд-бои, футбольные дебоширы, и гопники.
По другим признакам
Существует немало молодежных субкультур, объединенных иными увлечениями. В их числе отаку – люди, обожающие и хорошо разбирающиеся в аниме и различной манги. Также довольно примечательны фурри, являющиеся поклонниками антропоморфных существ и причисляющие себя к фурри-фэндому.
Металлисты
Субкультура металлистов зародилась в 1960-е годы и распространилась практически по всему миру. Толчком к возникновению субкультуры стала музыка в стиле Heavy Metal. Металлистами, как правило, называют фанатов тяжелой рок-музыки и всех разновидностей металла.
В образе представителя субкультуры присутствует кожаная одежда, изображения черепов, множество украшений из металла на теле (цепи, шипы, браслеты и т.д), тяжелые ботинки, пирсинг в ухе, банданы. Идеологии и философии, как таковой, у них нет, все убеждения и взгляды сосредоточены полностью на музыке.
Ролевики – жители двух миров
Ролевики или исторические реконструкторы – еще одно направление арт-субкультуры.
В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.
Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.
Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты – фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.
В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.
Ролевые игры – вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то — альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.
Стиляги
Субкультура стиляг сформировалась во второй половине 40х – 50х годов. В это время на улицах городов появились молодые люди, одетые в вызывающую одежду. Представители движения отличались цинизмом в суждениях и безразличием к советским нормам поведения.
Стиляги тех времен выразили протест против стандартных стереотипов поведения, однообразия в одежде. Субкультура несомненно наложила яркий отпечаток на советскую эпоху.
Мужчины-стиляги носили узкие брюки («дудочки»), длинные двубортные пиджаки, яркие рубашки в сочетании с пестрыми галстуками, остроносые ботинки и темные очки.
Девушки украшали одежду нашитыми бантами и большим количеством украшений. Стилягами, как правило, были дети высокопоставленных чиновников или профессоров.
Молодежные субкультуры и их роль в современном обществе
Время стремительно летит и мир подстраивается под его изменения. Однако всегда были те, кто считал нужным придерживаться выбранной идеологии, бросая вызов большинству окружающих. В ХХ столетии такие индивидуумы объединились под термином «субкультуры», и активно продолжают развивать свои сообщества.
Изначально представители таких групп всячески противопоставляли себя большинству и неохотно принимали в свои ряды новичков. Сейчас в этом плане свободы гораздо больше. В советском союзе их назвали неформальным объединением молодежи. К ним относились с неодобрением и опаской, но сейчас субкультуры уже не кажутся чем-то необычным, пугающим и нездоровым.
Они уже не считаются чем-то категорически негативным, и даже несут определенную пользу обществу. Теперь люди, которые раньше замыкались в себе, боясь оказаться непонятыми, могут легко найти друзей по интересам, какие бы безумные увлечения их не интересовали.
Членами различных субкультур зачастую становятся подростки, желающие выразить протест взрослым, и если их выбор падает на гопников и эмо, то это может привести к проблемам.
Фрики
Субкультура фриков сформировалась в 20 веке на территории Северной Америки. Представители течения придерживаются основной идеи – выделяться среди толпы окружающих людей. Для этих целей используется не только одежда, но и поведение и философия. Термин «фрик» произошел от английского слова Freak, которое означает – странный человек. Каждый последователь субкультуры стремится создать свой собственный неповторимый образ.
Фрики ярые приверженцы пирсинга — они массово прокалывают себе всевозможные места, а также покрывают свои тела татуировками с изображениями, надписями и узорами.
Как появился термин?
Термин «субкультура» образован от латинских слов sub (под) и cultura (культура). Поэтому в русском языке наравне с ним может использоваться слово «подкультура». Данный термин используется в политологии, социологии, философии, антропологии и многих других науках, в которых он может трактоваться несколько по-разному. Важно не путать субкультуры с молодёжными сообществами, состоящими из молодых людей с общими интересами.
Данное понятие ввёл американский социолог Дэвид Рисмен. Он дал ему следующее определение: субкультура – это некоторая социальная группа, демонстративно выбирающая моральные ценности, стиль внешности и манеры, не соответствующие общепринятым. Позже данное явление изучал британский социолог Дик Хэбдидж. Он отмечал, что к субкультурам примыкают люди, объединенные общими вкусами и при этом недовольные нормами, принятыми в их обществе.
Интересно, что в 20-м веке многие авторы использовали альтернативные термины для обозначения данного явления. Так французский социолог Мишель Маффесоли называет молодёжные субкультуры «городскими племенами», а советский биолог Виктор Дольник употребляет термин «клубы». В СССР широко использовалось понятие «неформальные молодёжные объединения», а их представителей называли «неформалами». Примерно тогда же появилось популярное и сегодня жаргонное слово «тусовка».
[править] Источники
- Левикова С. И. Учеб. Пособие: Молодежная субкультура / С. И. Левикова. — М.: Фаир Пресс: ИТД Гранд, 2004. — 608 с.
- Десятерик Д. Альтернативная культура. Энциклопедия / Д. Десятерик. — М.: Ультра. Культура. 2005. — 235 с.
- Оганов А. А. Учеб. Пособие для вузов: Молодежная субкультура / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева // — Теория культуры: М.: Фаир Пресс, 2001. — С. 245—261.
- Левикова С. И. Готика как она есть, или О старой новой молодежной субкультуре / Левикова С. И. // Философские науки. — 2006. — С. 79-92.
- Александров Р. Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2008. — С. 77-81.
- Трушина А. А. Молодежная субкультура: проблемы и перспективы развития / А. А. Трушина, Л. П. Саксонова. // Научный потенциал города — Самара. — С. 44-46.
- Оганов А. А. Учеб. Пособие для вузов: Молодежная субкультура // Теория культуры: М.: Фаир Пресс 2001. — С. 245—261./
- Левикова С. И. Учеб. Пособие: Молодежная субкультура — М.: Фаир Пресс: ИТД Гранд, 2004. — 608 с./
- Трушина А. А. Молодежная субкультура: проблемы и перспективы развития // Научный потенциал города — Самара. — С. 44-46.
[править] Литература
- Brake, Michael (1985) Comparative Youth Culture: The sociology of youth culture and youth subcultures in America, Britain and Canada, Routledge, New York.
- Dieter Baacke: Jugend und Jugendkulturen. Darstellung und Deutung. 5. Auflage. Juventa, 2007, ISBN 978-3779904267 (Taschenbuch).
- Diego Miscioscia, Miti affettivi e culture giovanili, Milano, 2000.
- Александров Р. Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры / Р. Ю. Александров // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2008. — С. 77-81.
- Десятерик Д. Альтернативная культура. Энциклопедия / Д. Десятерик. — М.: Ультра. Культура. 2005. — 235с.
- Левикова С. И. Готика как она есть, или О старой новой молодежной субкультуре / Левикова С. И. // Философские науки. — 2006. — С. 79-92.
- Левикова С. И. Учеб. Пособие: Молодежная субкультура / С. И. Левикова. — М.: Фаир Пресс: ИТД Гранд, 2004. — 608 с.
- Оганов А. А. Учеб. Пособие для вузов: Молодежная субкультура / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева // — Теория культуры: М.: Фаир Пресс 2001. — С. 245—261.
- Трушина А. А. Молодежная субкультура: проблемы и перспективы развития / А. А. Трушина, Л. П. Саксонова. // Научный потенциал города — Самара. — С. 44-46.
[править] ЭМО
Эмо (англ. emo
: от
emotional
— эмоциональный) — это как правило подростки 14-18 лет Традиционная прическа эмо — косая, рваная челка до кончика носа, закрывающая один глаз. Предпочтение отдается жестким прямым черным волосам.
В центре мировоззрения эмо стоит сверхчувствительность. Эмоции они переживают по-максимуму, потому что жизнь одна и нужно сегодня испытать все, ведь завтра уже не испытаешь сегодняшние чувства. Поэтому все эмоции они испытывают очень сильно, если страдают, то жутко, но если веселятся, то до истерического смеха, радуются как дети, прыгают от избытка чувств, обнимают других, они во всем стремятся быть искренними и открытыми, потому что ложь лишает настоящих чувств и настоящих ценностей, а значит и настоящего счастья.[5].