Статья «Понятие определения «личность» зарубежных и отечественных психологов»

ЛИ́ЧНОСТЬ, од­но из центр. по­ня­тий фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии, че­ло­век, рас­смат­ри­вае­мый пре­им. как ав­то­ном­ный но­си­тель и субъ­ект куль­ту­ры, ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся форм ми­ро­от­но­ше­ния, ко­то­рые он реа­ли­зу­ет в сво­ей дея­тель­но­сти. На­ря­ду с этим в пси­хо­ло­гии рас­про­стра­не­но так­же по­ни­ма­ние Л. как ин­ди­ви­дуаль­но­сти, при­жиз­нен­но скла­ды­ваю­щей­ся ус­той­чи­вой струк­ту­ры спе­ци­фич. пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­стей ин­ди­ви­да, ле­жа­щей в ос­но­ве ха­рак­тер­ных для не­го форм по­ве­де­ния.

Понятие личности в философии

Понятие личность в философии всегда привлекало большое внимание.
В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность. Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом.

Личность же, обобщая философские трактовки разных школ и направлений, представляет собой, помимо выявления общей природы человека, одновременное единство духовных и телесных характеристик, которое определяет линию жизненного поведения человека. Личность является основой для развития человека в ходе всей его жизни, т.к. включает в себя разрешение мировоззренческих (в чем смысл жизни), ценностных (что есть благо и как себя вести), эстетических (что есть красота) и других вопросов.

Замечание 1

Личность определяет внутреннюю жизнь человека, определяет концепцию внутреннего «Я» и мышление. Кроме того, личность является основой для социального общения людей.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Полноправное вступление человека в общество связано с окончательной сформированностью личности.

В традиции европейской мысли присутствует персонализм, который как раз и формируется на понятии личности. Персоналистические тенденции присутствуют в философии Сократа, Платона, Аристотеля, Августина, Лейбница.

В конце $XIX$ и в $XX$ веке формируется направление персоналистической философии как самостоятельного явления мысли. К этой традиции причисляются следующие философы: Н.А. Бердяев, Э. Мунье и др.

Леонтьев отвечает на этот вопрос так:

система мотивов лежащая в основе личности организована по принципу иерархии. Иерархия означает – соподчинения.

Простейший пример иерархии мы обнаруживаем с вами в соподчинении воинских званий – лейтенант, капитан, майор, подполковник, генерал и так далее. Такой принцип можно назвать принцип этажерки, когда вышележащий мотив подчиняет себе нижележащий и так по цепочке. Но существует и обратная связь, отношение подчиненного мотива к ведущему, которая называется личностным смыслом. Итак, если отношение вышележащего мотива к нижележащему – это подчинение, то противоположный тип отношения, отношение подчиненного мотива к ведущему основан на личностном смысле. Личностный смысл отвечает на вопрос – ради чего? Здесь можно вспомнить пример основателя экзистенциальной психологии Виктора Франкла, который провел три года в фашистских лагерях. Вместе с ним удалось выжить небольшой горстке людей и тогда Франкл задумался. Что помогло выжить этим не совсем физически сильным людям? Что их объединяло? Этих людей объединяло лишь одно – им было ради чего выживать. Ответ ради чего и выражается категорией личностного смысла! А чем определяется смысл?

Приведу пример. Скажем абитуриент который поступает на факультет психологии. Он проходит собеседование и его спрашиваю вы хотите к нам поступить? Да, я хочу поступить на ваш факультет. То есть, вы хотите стать психологом? Это вопрос адресован мотиву. Здесь мы хотим понять есть ли у него мотив стать психологом. Конечно я хочу стать психологом, отвечает абитуриент. Ок, мы рады что вы хотите присоединиться к нам, но скажите пожалуйста, а что это вам даст? Ради чего вы хотели бы стать психологом? Этим вопросом мы попытаемся выявить какому мотиву подчинено его желание стать психологом. Задается вопрос на смысл, ради чего вы хотите стать психологом? Здесь важно понять какому более важному мотиву подчиняется его мотив стать психологом. И на этот вопрос приходится слышать разные ответ и самый распространённый ответ как вы легко можете догадаться – это ответ социально желательный. Я хочу стать психологом чтобы помогать другим людям.

Ок, у вас большое желание помогать другим? Этим вопросом надо понять действительно ли это так! У вас есть такое желание помогать другим? Да, я очень хочу помогать другим. Здесь можно проверить насколько этот мотив реален. Здесь достаточно спросить, если у вас есть такое настойчивое желание помогать другим расскажите пожалуйста, пока вы не стали психологом как вам удается это желание осуществлять? В каких формах? Этот вопрос задается в надежде на то, что если он действительно хочет помогать другим, то наверняка нашёл какие-то пока не психологические способы помощи. Помочь родителям по дому, помочь принести сумки с продуктами из супермаркета например маме и так далее.

Основные положения персонализма

  1. Персонализм в своей классической форме представляет собой продолжение антропологических и персоналистических идей христианской философии. Персонализм – это теистическая система
  2. Человек – это активное познающее существо.
  3. Личность – высшая ценность и первичный вид реальности.
  4. Личность – это онтологическая категория и характеризуется с трех сторон: с одной стороны, оно имеет экстериорную направленность вовне, к окружающему миру, с другой стороны, оно интериорно, имеет склонность к самоанализу. Третье стороной личности является ее устремленность к познанию трансцендентного бытия. Личность соотносит себя с бытием Бога и с системой морально-нравственных императивов (благо, смысл жизни, истина и др.).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Личность в философии 430 ₽ Реферат Личность в философии 270 ₽ Контрольная работа Личность в философии 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Различные точки зрения

На основании этих определений можно сказать, что, кроме философского, существует еще два основных подхода к изучению личности:

  • психологический;
  • социологический.

Психологический подход рассматривает личность, как определенный стиль, ей свойственный. Этот стиль определяется характерной организацией психических тенденций, комплексов, эмоций и настроений. Психологический подход позволяет нам понять явления дезорганизации личности и роль желаний, психического конфликта, репрессий и сублимации в ее росте. Социологический подход рассматривает личность с точки зрения статуса личности, ее понимания своей роли в группе, членом которой она является. То, что другие думают о нас, играет большую роль в формировании нашей личности.

Русская философия персонализма

Русский философ Н.А. Бердяев характеризует человека с точки зрения эсхатологии. Мыслитель сравнивает понятия индивид и личность. Индивид – это гражданин природы с присущей ей материальностью и грубой телесностью. Личность – понятие, которое отражает христианскую идею о человеке как подобии Бога. Поэтому личность не выводима из природного начала и путь ее бытия окрашен трагичностью. Избранные личности сохраняют свое бытие после Суда, концепцию которого отстаивает христианство.

Русский экзистенциальный философ Л. Шестов, рассуждая о природе личности человека, характеризует ее через понятия трагизма и одиночества. Личность оказывается одинокой в рамках окружающего мира и общества, которые притесняют ее, пытаются ее ограничить определенными социальными рамками. Осознать себя как личность человек может только в одиночестве. По настоящему творческие личности обречены на постоянное осознание приближающейся смерти.

Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.

Генотип* индивида определяет схему его индивидуального развития.

Проблема взаимодействия биологического и социального породила в истории психологии различные теории психического развития. Одна из них – теория биологического созревания – утверждала, что психические функции человека наследственно определены, что они не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон).

Другая теория – теория ведущей роли среды – утверждала, что среда – решающий фактор в психическом развитии человека. Последователи этой теории не усматривали качественных возрастных изменений в психическом развитии и сводили его к накоплению знаний, умений и навыков.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека. Как известно, ядро биологической клетки человека содержит 23 пары хромосом, с одинаковым распределением и Х- и Y-хромосом. Но встречаются люди с хромосомными аномалиями (с частотой 1 : 500), которые имеют в клеточном ядре не 46, а 47 хромосом. Индивиды с лишней Х-хромосомой отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной агрессивностью Лишняя Y-xpoмосома обусловливает снижение уровня воли и интеллекта. Конечно, хромосомную аномальность нельзя трактовать как наличие у отдельных людей «генов преступности». Благоприятная система воспитания, учитывающая биологические особенности данного индивида, нейтрализует отрицательные стороны хромосомной аномалии. Для каждого развивающегося индивида существуют свои наследственно-средовые ограничения. Среда может стимулировать экспрессию (проявление) генетического потенциала.

В основе типологии индивида как представителя биологического вида могут лежать три различных критерия: генетический, нейрогуморалъный и врожденные особенности типа высшей нервной деятельности (нейротип).

По нейрогуморальным особенностям, по особенностям реагирования симпатико-адреналиновой системы (САС) на воздействия среды выделяют три поведенческих типа: 1) А-тип (адреналовый), 2) НА-тип (норадреналовый), 3) А + НА-тип (смешанный).

Представители А-типа отличаются тревожностью, повышенной ответственностью, самокритичностью, тяжело переносят нервные перегрузки, подвержены сердечно-сосудистым заболеванием. (Среди мужчин доля А-типа составляет более 30%, среди женщин – 30%.) Представители НА-типа отличаются постоянной повышенной напряженностью. Это серьезные, замкнутые, немногословные, скрытые и властные люди. Они целеустремленны и деятельны, способны к преодолению трудностей, но тяжело переживают неудачи, склонны к нервным срывам. (НА-тип среди мужчин составляет 17%, среди женщин – 26%)

Представители А + НА-типа (смешанного) отличаются крайней повышенной эмоциональностью, резкой сменой настроений, эмоциональной неустойчивостью. Это люди истероидного типа – они артистичны, любят быть в центре внимания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]