Возрастные особенности психического развития старшего дошкольника

Психическое развитие дошкольника имеет большое значение в становлении яркого и полноценного человека. Дошкольный период в жизни современного человека составляет всего семь лет. Однако, несмотря на его непродолжительность, он является одним из самых важных. В это время формируются основы личности.

Здесь очень важно знать индивидуальные черты дошкольника. Они помогут сформировать склонности ребёнка, которые потом станут основным фундаментом для вхождения в систему школьного образования. Родителям следует обратить внимание на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста

В психологии есть деятельностный подход. Его изучал советский психолог и педагог Алексей Николаевич Леонтьев, а также и его последователи. Они, опираясь на труды Льва Семёновича Выготского, сделали обоснование структуры возраста. Одним из основных критериев данной структуры является так называемое новообразование.

Среди основ новообразования мы хотим выделить 3 важных фактора:

  • произвольность – у ребёнка формируется воля, и он уже начинает ставить цели и идти к ним;
  • наглядно-образное мышление эволюционирует – ребёнок уже может устанавливать связи между изображениями;
  • увеличивается объём памяти – дошкольник самостоятельно ставит перед собой цель удержать что-нибудь в памяти.

Все эти особенности говорят о том, что просто необходимо заняться изучением ментальной арифметики. Ведь занятия по методикам «Академии развития интеллекта AMAKids» способны развивать память, образное мышление (способствует работа с воображаемым абакусом). Уроки ускоряют у детей в разы восприятие и обработку информации. К тому же у них формируются нужные целеполагающие качества для интереса к саморазвитию и изучению нового. Занятия в AMAKids проходят в интересной игровой форме, что тоже немаловажно для формирования у дошкольника интеллекта.

Психологи и педагоги отдельным и очень важным пунктом выделяют формирование математических представлений. Ментальная арифметика является супертренажёром для мозга. Если раньше больше надежд возлагали на классическую математику, то сейчас всё больше и больше на развитие ребёнка с помощью устного счёта посредством визуализации абакуса.

В качестве примера можно привести математические способности ментальной арифметики ученика AMAKids Саввы Тихненко, который известен по участиям в телепередачах. Он поразил всех своими математическими способностями в шоу Максима Галкина «Лучше всех».

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 243170

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Трудности психического развития дошкольников

Психологические особенности старших дошкольников состоят в том, что из-за быстрого роста появляются противоречия, которые влияют на эмоции и действия ребёнка. Основными движущими силами развития детей до 7 лет являются следующие факторы:

  • окружающий мир;
  • новые возможности;
  • большая двигательная активность;
  • желание общаться с друзьями и незнакомцами.

Из-за некоторых трудностей это развитие может быть приостановлено. Здесь мы перечислим ряд данных проблем:

  • проблемы, связанные с эмоциями или личностью (вспыльчивость, тоска и печаль, боязнь чего-либо);
  • медленное формирование познавательного процесса, который включает в себя плохую память, маленький запас слов, непонимание происходящего, отсутствие внимания;
  • проблемы с поведением (ребёнок говорит неправду, хамит, грубит, зазнаётся);
  • проблемы, связанные с неврологией (беспокойный сон, чрезмерная усталость);
  • проблемы, связанные с коммуникацией (излишняя обида на других, замкнутость в своём мирке).

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития старшего дошкольника может быть названа «ребенок – общественный взрослый». Она остается неизменной с младшего школьного периода и характеризуется тесным взаимодействием с миром взрослых людей. Однако в старшем дошкольном возрасте это взаимодействие становится более активным, оно направлено не только на родителей и ближайших родственников, но и за пределы семьи. Ребенок заинтересован в общении с интересующими его людьми, так он получает опыт взаимодействия, необходимый для успешной социализации.


Показатели нервно-психического развития старшего дошкольного возраста

Общение характеризуется как внеситуативно – личностное, с активностью с обеих сторон. Цель такого общения состоит не в познании предметного мира, а в непосредственной коммуникации с собеседником.

Совет родителям: не лишайте ребенка возможности посещать детский сад. Именно там он получит первые навыки общения, научится самостоятельности, дисциплине и будет всесторонне развиваться вместе со сверстниками.

Рекомендации родителям

  • Привлекайте сына или дочь к домашнему хозяйству, давайте ребёнку простые задания, соответствующие возрасту. Благодаря ним он почувствует себя важным и значимым, поймёт, что его ценят.
  • Если ребёнок слишком застенчивый, не переставайте хвалить его, поддерживайте все его начинания, радуйтесь любым, даже незначительным успехам.
  • Комплименты и наказания обязаны соответствовать тому, сколько лет исполнилось ребёнку, и что он сделал.
  • Не нужно сравнивать сына/дочь с собой или с соседским ребёнком. Лучше сравнивайте своего ребёнка с самим собой или тем, кем он был в прошлом и каким стал сейчас.
  • Поощряйте активные и инициативные действия, исходящие от ребёнка.
  • Формируйте правильное восприятие провалов и проигрышей. Дошкольник должен уметь признавать свои минусы и недостатки.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он родился, то есть со всеми его плюсами и минусами. Ведь он – это частичка Вас.
  • Окружите сына или дочь любовью и заботой. Ребёнок должен чувствовать Вашу защиту. Он должен понять, что Вы поддержите его и всегда будете на его стороне. Не забывайте о тактильном контакте: целуйте, гладьте своё чадо по голове и обнимайте его почаще.

Возрастной кризис

Старший дошкольный возраст завершает кризис семи лет, знаменующий переход дошкольника в возрастной период младшего школьника. Ребенок теряет былую непосредственность, это связано с тем, что он начинает действовать не только эмоционально, но включает в определенный момент интеллектуальную составляющую. Начиная злиться, он осознает себя злящимся, начиная плакать, он осознает, что расстроен. Восприятие перемещается из области чувственного в область сознательного, то есть, ребенок может воспринимать и в то же время обобщать происходящее, то есть называть словом предмет.

Старший дошкольник начинает подражать взрослым и примерять на себя различные роли, причем не всегда уместно.

Родители могут расценивать это как баловство или даже паясничанье. Детско-родительские отношения в этот период становятся натянутыми, дошкольник настаивает на собственной позиции и не прислушивается к мнению взрослых. Желая выглядеть взрослее, ребенок старается действовать в соответствии со статусом взрослого: берет на себя новые обязанности, действует по-иному в привычных ситуациях, словом, пытается разрушить мнение о себе как о маленьком ребенке. Психика ребенка в период возрастного кризиса отличается неустойчивостью, поэтому родителям важно сохранять спокойствие.

Совет родителям: Не воспринимайте кризис 7 лет как недуг, от которого нужно оградить ребенка.

Дайте ему больше свободы и не ограничивайте ни в чем, лишь бережно контролируйте и направляйте в нужное русло. Проявлять родительскую заботу лучше всего с помощью советов, за которыми ребенок обращается сам, а не проявляя гиперопеку.

Игра как способ развития

Дошкольная психология определяет игру как ведущую деятельность в развитии детей этого возраста. Что означает «ведущая деятельность»? Это значит, что именно эта деятельность оказывает главное влияние на развитие личности ребёнка и всех его психических процессов.

В процессе игры ребёнок учится контролировать своё поведение согласно выбранной роли. Так формируется его произвольное поведение. Но не стоит думать, что игра для малыша всего лишь фантазия, притворство. Нет. Для него игра — эмоционально насыщенная и абсолютно реальная деятельность, где он может стать кем угодно: доктором, продавцом, учителем, рыцарем или принцессой.

Совместная игра помогает детям развить коммуникативные навыки, а также способствует возникновению социальных мотивов (достижение успеха, лидерства).

В процессе сюжетно-ролевой игры у дошкольника появляются следующие новообразования:

  • соподчинение мотивов, то есть способность свои личные желания подчинять правилам игры;
  • обучение умения общаться с другими детьми. Он овладевает навыками взаимодействия со сверстниками, получая как положительный опыт общения (дружба, общие игрушки), так и негативный (обиды, ссоры);
  • усвоение слова «НАДО», и понимание того, что оно гораздо сильнее слова «ХОЧУ».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]