Реферат на тему: Девиантное и делинквентное поведение

Делинквентное и девиантное поведение — это формы поведения, которые заключаются в нарушении общественных правовых или моральных норм. Это может выражаться в агрессии к себе или другим людям, склонности к бродяжничеству, вредных привычках и психических отклонениях различной выраженности.

Делинквентное поведение — форма девиантного поведения, которая проявляется в виде совершения противоправных действий.

Введение

Психология девиантного поведения — это междисциплинарная область научных знаний, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов, отклоняющихся от различных норм поведения, а также методы и методы их коррекции и терапии. Девиантное поведение может быть основано либо на психопатологии, либо без признаков психопатологии.

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения человека, не соответствующего общепринятым, официально установленным социальным нормам. В связи с кризисом общества объективно возрос интерес к проблеме девиантного поведения, что потребовало более тщательного изучения причин, форм, динамики девиантного поведения, методов коррекции, профилактики и реабилитации.

Предмет психологии девиантного поведения — отклонение от различных норм реагирования, психических состояний и развития личности, приводящее к дезадаптации человека в обществе и / или нарушениям самоактуализации и самоприятия.

Механизмы и стратегии контроля и профилактики

Первичными механизмами контроля над девиантом и делинквентом в поведении считаются действия школы. Школа обладает следующими возможностями:

  • свободный доступ к семьям подростков, сотрудничество с родителями;
  • прививание школьникам навыков здорового образа жизни;
  • воздействие на степень самооценки ученика и его стремлений;
  • организация досуга школьников и помощь в трудоустройстве на период летних каникул.

Школа имеет возможность в целях профилактики правонарушений и преступлений привлекать специалистов.


Схема профилактики делинквентного поведения

Девиации человеческого поведения в социуме уходят корнями глубоко в детство. Вот почему воспитание подрастающего поколения требует особого внимания. «Здоровые личности формируют здоровое общество!», – такой лозунг должен быть заложен в основу всей воспитательной работы подрастающего поколения.

Понятие девиации

В современных условиях вряд ли может быть общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, девиантным, преступным, преступным и т. д. Такие отклонения очень разнообразны: от пропуска школьных уроков до воровства и т. д. грабеж, убийство.

Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социальной девиации. В разных социальных обществах может быть разное количество людей, подпадающих под определение извращенцев. Также в разных обществах может быть разная степень самого отклонения, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.

Одни действия считаются правонарушением только в определенных обществах, другие — во всех без исключения. Например, нет общества, которое прощает убийство своих членов или экспроприацию собственности других людей против их воли. Однако во многих исламских странах употребление алкоголя является серьезным нарушением. А отказ от употребления алкоголя при определенных обстоятельствах в России или во Франции считается нарушением принятых норм поведения.

Итак, девиантное поведение — это совершение действий, противоречащих нормам социального поведения в конкретном сообществе. К основным типам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства и проституция.

Если использовать научное определение, то девиантное поведение, девиантность (лат. Deviatio — отклонение) это:

  1. поступок, действия лица, не соответствующие официально установленным или фактически установленным в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;
  2. социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически установленным нормам и ожиданиям в данном обществе; В первом значении — как индивидуальный акт — девиантное поведение изучается в основном психологией, педагогикой и другими науками о поведении. Во втором смысле — как элемент социальной жизни — девиантность является предметом социологии и социальной психологии.

Причины делинквентности

Преступные девиации встречаются как среди детей, так и среди взрослых. И в том, и в другом случае их возникновение связано с влиянием сразу нескольких факторов:

  1. Психофизиологические. Под этим подразумевается общее состояние здоровья человека, темперамент и характер, тип личности (у подростков – акцентуации), наличие каких-либо заболеваний (соматических, психических).
  2. Семейные, или издержки воспитания. Например, травмирующие события типа развода родителей, частых ссор и конфликтов между родителями, жестокости в адрес ребенка, частых переездов семьи и т.д. Кроме этого, негативное влияние оказывает асоциальный образ жизни семьи, ее неблагополучие. К примеру, алкоголизм или другая зависимость одного либо обоих родителей.
  3. Социально-экономические. Нестабильная обстановка в обществе, кризисы, безработица, войны – все это влияет на психическое состояние человека. Например, на фоне пандемии 2021 увеличилась тревожность и раздражительность людей, что становится причиной драк и конфликтов в общественном транспорте, магазинах.

Таким образом, отклонения в поступках и действиях связаны с врожденными или приобретенными аномалиями в работе мозга, а также с социально-психологическими особенностями развития человека.

Основные теории девиантного поведения

Биологические теории

В конце прошлого века итальянский психолог Чезаре Ломброзо предложил теорию врожденного преступника. Годы тщательных наблюдений и замеров в тюрьмах убедили ученого в том, что самые серьезные, злобные и упорные преступники (по его мнению, до трети) — это прирожденные преступники, то есть недоразвитые люди. К. Ломброзо был убежден, что в силу генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно. Общество может защитить себя от них, только заперев их. К. Ломброзо и его ученики представили огромное количество доказательств в поддержку своей теории. Они утверждали, что преступники, как правило, больше похожи на обезьян, у них ненормальная челюсть, плоский нос, редкая борода, пониженная чувствительность к боли, длинные руки. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не измерял простых людей. Это было сделано британским врачом Чарльзом Горингом и обнаружил те же физические отклонения у людей, которые никогда не были преступниками.

Однако попытки создать биологическую основу для общей теории преступности продолжались на протяжении почти всего двадцатого века. Американский врач Уильям Шелдон подчеркнул важность изучения структуры человеческого тела для прогнозирования его поведения. Он считал, что определенное строение тела означает определенные личные качества. Эндоморф — умеренной полноты с округлым телом, такому человеку свойственна коммуникабельность, умение ладить с людьми. Мезоморф — тело отличается силой и стройностью, человек проявляет склонность к тревоге, активен и не очень чувствителен к боли. Эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. У. Шелдон пришел к выводу, что люди со строением мезоморфа наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов.

Однако большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что склонность к девиантному поведению, совершению преступлений уходит корнями в генетику. В последнее время биологические объяснения девиантного поведения сосредоточились на аномалиях половых хромосом. Известно, что у нормальной женщины две хромосомы типа X, а у мужчины — XY. Но у некоторых людей есть дополнительные хромосомы типа X или Y. Мужчины, у которых есть дополнительная хромосома типа Y, имеют тяжелую психопатию и характеризуются повышенной девиантностью. Все они отличаются относительно низким интеллектуальным уровнем.

Уолтер Гоув разработал теорию факторов пола и возраста. Как отмечает Гоув, на самом деле большинство нарушений, связанных с серьезным риском или физической силой, совершается молодыми людьми. Количество таких преступлений резко падает через 30 лет. Возраст задержанных за убийство, изнасилование и грабеж чаще всего составляет 18-24 года, на втором месте — возрастная группа 13-17 лет и только на третьем — 25-30 лет. Спустя 30 лет количество людей, арестованных за подобные преступления, резко падает. И для мужчин, и для женщин характерно уменьшение количества правонарушений при переходе от подросткового возраста к зрелому.

Теория аномии

Теория структурного напряжения объясняет многие нарушения личным разочарованием. Снижение уровня жизни, расовая дискриминация и многие другие явления могут привести к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законным путем, то рано или поздно возникает разочарование и напряжение, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные методы для достижения своих целей. Теория напряжения показывает, что человек разрывается между возможностью и желанием, когда желание берет верх. У этой теории тоже есть слабые места. С ее позиции сложно объяснить, почему люди из богатого среднего и даже высшего слоя общества совершают преступления, почему банкиры — растратчики.

Типы девиантного поведения

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения определенных норм общества девиантное поведение делится на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение, основанное на гиперактивности.

Делинквентное поведение

Типом преступного человеческого поведения является делинквентное поведение — девиантное поведение в его крайних проявлениях является уголовным преступлением. Различия между делинквентным и преступным поведением коренятся в серьезности правонарушений, тяжести их антиобщественного характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что оно не представляет значительной общественной опасности, но и в том, что оно отличается от преступления по мотивам совершения противоправного действия.

К.К. Платонов выделил следующие типы личности преступников:

  1. определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренним побуждением к повторению преступлений;
  2. определяется нестабильность внутреннего мира, человек совершает преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих;
  3. определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм;
  4. определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия с нарушением правовых норм;
  5. определяется возможность только случайного преступления.

В группу лиц с делинквентным поведением входят представители второй, третьей и пятой групп. У них в рамках волевого осознанного действия в силу индивидуальных психологических особенностей нарушается или блокируется процесс прогнозирования будущего результата правонарушения.

Такие люди легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации, совершают противоправное действие, не осознавая его последствий. Сила стимула к определенному действию тормозит анализ негативных (в том числе для самого человека) его последствий.

Делинквентное поведение может проявляться, например, в проказах и желании повеселиться. Подросток из любопытства и для компании может кидать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания жертвы. В форме розыгрыша человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолет бомбе. Чтобы привлечь внимание к своей персоне (на пари), молодой человек может попытаться взобраться на телебашню или украсть тетрадь из сумки учителя.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение — одна из форм девиантного поведения с формированием желания уйти от реальности путем искусственного изменения психического состояния путем приема определенных веществ или путем постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленной на развитие и поддержание интенсивных эмоций. (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских).

Такому человеку не удается найти в реальности те сферы деятельности, которые могли бы надолго привлечь его внимание, увлечь, порадовать или вызвать другую значимую и выраженную эмоциональную реакцию. Он считает жизнь неинтересной из-за ее рутины и однообразия. Он не приемлет того, что в обществе считается нормальным: необходимость что-то делать, заниматься какой-либо деятельностью, соблюдать некоторые традиции и нормы, принятые в семье или в обществе. В то же время аддиктивная деятельность носит избирательный характер — в тех сферах жизни, которые хоть и временно, но приносят человеку удовлетворение и вытаскивают его из мира эмоциональной нечувствительности, он может проявлять замечательную активность для достижения цели.

Выделяют следующие психологические характеристики лиц с аддиктивными формами поведения:

  1. пониженная толерантность к трудностям повседневной жизни при хорошей переносимости кризисных ситуаций;
  2. скрытый комплекс неполноценности в сочетании с внешне проявленным превосходством;
  3. желание солгать;
  4. желание обвинять других, зная, что они невиновны;
  5. стремление уйти от ответственности при принятии решений;
  6. стереотипы, повторение поведения;
  7. зависимость;
  8. тревога.

В то же время объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неспособности и отсутствии любви к жизни со стороны близких и окружающих формируют скрытый комплекс неполноценности у зависимых лиц. Они страдают от того, что отличаются от других, потому что не могут жить как люди. Однако такой временный комплекс неполноценности превращается в гиперкомпенсаторную реакцию. От заниженной самооценки, вдохновленной другими, индивиды переходят прямо к завышенной, минуя адекватную. Возникновение чувства превосходства над другими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самооценки в неблагоприятных микросоциальных условиях — условиях противостояния индивида и семьи или коллектива.

Таким образом, главное в поведении аддиктивной личности — это желание уйти от реальности, страх перед обычной, скучной жизнью, наполненной обязательствами и предписаниями, склонность к поиску трансцендентных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность ни за что нести ответственность.

Патохарактерологический тип поведения

Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, ярко выраженные акцентуации характера.

Самый важный мотивационный механизм — это желание манипулировать и контролировать других. Окружающая среда рассматривается только как инструменты, которые должны служить для удовлетворения потребностей данного человека. У лиц с анакастическими и тревожными (уклоняющимися) расстройствами личности (психостеническая психопатия) патологическая самоактуализация выражается в сохранении привычного стереотипа действий, избегании перенапряжения и стресса, нежелательных контактов и сохранении личной независимости. Когда такие люди сталкиваются с другими, выполняя непосильные задачи из-за уязвимости, мягкости, низкой толерантности к стрессу, они не получают положительного подкрепления, они чувствуют себя обиженными, преследуемыми.

К патохарактерологическим отклонениям можно отнести также так называемое невротическое развитие личности — патологические формы поведения и реакции, формирующиеся в процессе нейрогенеза на основе невротических симптомов и синдромов. Отклонение проявляется в форме невротических навязчивых идей и ритуалов, пронизывающих всю человеческую деятельность. В зависимости от их клинических проявлений человек может выбирать методы болезненного противостояния действительности. Например, человек с навязчивыми ритуалами может долгое время и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (открывать и закрывать двери, пропускать троллейбус, приближаясь к остановке определенное количество раз), цель которых — облегчить состояние эмоционального напряжения и тревоги.

Психопатологический тип поведения

Психопатологический тип девиантного поведения основан на психопатологических симптомах и синдромах, которые являются проявлением определенных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больных остаются неясными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может демонстрировать девиантное поведение из-за нарушения восприятия — галлюцинации или иллюзии (например, затыкание ушей или слушание чего-либо, поиск несуществующего объекта, разговор сам с собой), расстройства мышления (выражение, защита и попытки достичь установленного цели, основанные на бредовой интерпретации действительности, активно ограничивают сферы своего общения с окружающим миром из-за навязчивых идей и страхов), совершают нелепые поступки или месяцами бездействуют, совершают стереотипные вычурные движения или надолго замирают в монотонной позе из-за нарушений волевой деятельности.

Разнообразные патохарактерологические, психопатологические и аддиктивные типы девиантного поведения представляют собой саморазрушительное (саморазрушительное) поведение. Его суть заключается в том, что система действий человека направлена ​​не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с действительностью, а на разрушение личности. Агрессия направлена ​​на себя (аутоагрессия), внутри самого человека, а действительность рассматривается как нечто оппозиционное, что не дает возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей. Самодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркомании и алкоголизма и некоторых других видов отклонений. Мотивами саморазрушающего поведения являются зависимость и неспособность справиться с повседневной жизнью, патологические изменения характера, а также психопатологические симптомы и синдромы.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Девиантные и делинквентные взрослые – это подростки, которые не смогли благополучно пройти кризис переходного возраста. В подростковой среде девиации встречаются часто. Это обусловлено нормативными возрастными реакциями:

  • потребность в сепарации от родителей;
  • стремление группироваться со сверстниками;
  • поиск увлечений и хобби;
  • тяга к подражанию;
  • реакция гиперкомпенсации и компенсации.

Кто-то пытается плохими поступками привлечь внимание родителей. Кто-то старается быть «крутым» и «плохим», чтобы заслужить авторитет среди сверстников. Другие подростки встают на скользкий путь «за компанию». Однако основа у всего этого общая – проблемы в семье и безнадзорность. Дети из благополучных семей, где ребенком занимаются, помогают ему осваивать здоровые способы социализации и находить полезные увлечения, не становятся заложниками девиантного или делинквентного образа жизни.

Важно! Педагогическая запущенность, безнадзорность и скука – основные причины делинквентного и девиантного поведения у подростков.

Таким образом, подростковая делинквентность связана с естественными возрастными реакциями и гормональными изменениями, происходящими в переходный период. Например, некоторые подростки становятся участниками преступных группировок, идентифицируют себя с субкультурой АУЕ. В этом находят отражение все пять реакций из тех, что мы рассмотрели.

Главная особенность делинквентных отклонений у подростков – чувство безнаказанности. Юридическая ответственность наступает с 16 лет, в особо тяжелых случаях – с 14 лет. Современные дети и их старшие товарищи-девианты отлично это знают. Поэтому самым юным участникам преступных группировок нередко доверяют самую грязную работу.

Кроме этого, к особенностям отклонений у подростков относится непонимание серьезности и опасности такого образа жизни. Подросткам свойственно романтизировать правонарушения. Они подражают героям боевиков и триллеров. В общем, заигрываются.

Среди подростков часто встречаются такие варианты отклонений, как побеги из дома, нарушение дисциплины, злоупотребление алкоголем, драки, сексуальная распущенность, бродяжничество, вандализм.

Интересно! Некоторые психологи считают, что рост преступности среди современных подростков связан с популяризацией социальных сетей. Некоторые дети хотят «хайпануть» за счет фиксации и выкладывания в сеть драк, краж и т.п.

Отклонение из-за человеческой гиперпатии

Особым типом девиантного поведения считаются отклонения из-за человеческой гиперпатии. В таких случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в любом из занятий человека. Отклонение в сторону одаренности в одной сфере часто сопровождается отклонениями в повседневной жизни. Такой человек часто оказывается неприспособленным к повседневной, обыденной жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать действия и поведение других людей, он наивен, зависим и неподготовлен к трудностям повседневной жизни. Если в делинквентном поведении возникает противостояние во взаимодействии с реальностью, в патохарактерологическом и психопатологическом — болезненное противостояние, то в поведении, связанном с гиперсилами, — игнорирование реальности. Человек существует в реальности (здесь и сейчас) и при этом как бы живет в своей реальности, не задумываясь о необходимости объективной реальности, в которой действуют окружающие его люди. Он рассматривает обычный мир как нечто незначительное, незначительное, а потому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиль эмоционального отношения к действиям и поведению других, принимает любое происходящее событие с отстраненностью. Принудительные контакты воспринимаются человеком со сверхспособностями как необязательные, временные и не воспринимаются как значимые для его личного развития. Внешне в повседневной жизни действия такого человека могут быть эксцентричными. Например, он может не знать, как пользоваться бытовой техникой, как выполняются повседневные действия. Весь его интерес сосредоточен на деятельности, связанной с незаурядными способностями (музыкальными, математическими, художественными и др.).

Девиантное поведение имеет следующие клинические формы:

  • агрессия;
  • аутоагрессия (суицидальное поведение);
  • злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной умственной деятельности (алкоголизм, наркомания, курение и др.);
  • расстройство пищевого поведения (переедание, голодание);
  • аномалии полового поведения;
  • завышенные психологические увлечения (трудоголизм, коллекционирование, паранойя здоровья, фанатизм — религиозный, спортивный, музыкальный и др.);
  • завышенные психопатологические увлечения (философское опьянение, разновидности мании — клептомания и др.);
  • характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипация, группировка, противостояние и др.);
  • коммуникативные отклонения (аутизм, гиперкоммуникабельность, конформизм, нарциссическое поведение и др.);
  • аморальное и аморальное поведение;
  • неэстетичное поведение.

Каждая из клинических форм может быть вызвана любым типом девиантного поведения, а иногда несколько типов девиантного поведения служат мотивом для выбора той или иной формы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]