Каждый человек уникален – он обладает теми или иными талантами, но бывает, что простое для большинства людей действие, для некоторых становится настоящей проблемой. И не всегда это говорит о низком интеллекте или задержке в развитии. Так, в случае дискалькулии, причины кроются в сугубо биологическом происхождении.
Дискалькулия или «математическая дислексия» относится к ряду расстройств, которое связано с дисфункцией нейронных соединений мозга, что и вызывает дальнейшее развитие когнитивного расстройства и психопатологии дискалькулии.
Чем это может помешать ребенку в будущем?
- В период обучения ученик будет демонстрировать неспособность обучения арифметике и математическим наукам в целом.
- Таким людям сложно интерпретировать цифровые символы и проводить базовые вычисления сложения, вычитания, умножения или деления.
- Ребёнок с дискалькулией путает цифры и знаки, не может считать в уме и работать с абстракцией. Ему сложно делать задания, основанные на математических вычислениях.
- Во взрослом возрасте расстройство может проявиться в проблемах, связанных с контролем времени.
- Наличие сложностей с координацией движений.
Однако подобный диагноз не является приговором. Большинство людей справляются с данной особенностью своего мозга и реализовываются в сферах, где необходимость вычислений сводится к минимуму. Часто они становятся деятелями искусства, актерами, языковедами или преуспевают на филологическом поприще.
Своевременно распознать дискалькулию и скорректировать образовательную программу ребенка поможет опытный врач-логопед. Специалист подтвердит или опровергнет диагноз и поможет справиться с ситуацией, как ребенку, так и его родителям.
Диагностика дискалькулии
Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.
Возможные осложнения
Арифметические расчеты лежат в основе повседневной жизни. Особенно важно это умение в период дошкольной подготовки и обучения в школе и средних специальных учреждениях. В основе дискалькулии лежат нарушения, которые приводят к нарастающей низкой успеваемости в точных науках. Помимо неудовлетворительных оценок это приводит к уменьшению стремления к познанию и прогулу занятий.
Основное осложнение заболевания — отказ от освоения профессий и трудоустройства. Многие дети вынуждены идти в ВУЗы по гуманитарным специальностям, несмотря на тягу к программированию и другим прикладным наукам.
Классификация дискалькулии
Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:
- Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
- Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
- Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
- Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
- Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.
Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.
Описание
Дискалькулия – нарушение способности к изучению арифметики при нормальном интеллекте. По МКБ-10 имеет код F81.2. Проявляется неспособностью к распознаванию цифровых символов, затруднениями при сложении, вычитании, умножении и делении. Сочетается с запоздалым появлением способности оценивать размеры объектов и распознавать геометрические фигуры. Сопровождается отставанием от школьной программы.
Дискалькулию необходимо отличать от акалькулии – вторичной потери способности к работе с цифрами у детей и взрослых людей после тяжелой ЧМТ, опухоли или кровоизлияния в мозг. Дискалькулия обнаруживается в детском возрасте в период обучения ребенка счету, относится к категории нарушений развития учебных навыков. В различной степени выявляется у 6% детей, одинаково часто встречается у пациентов обоих полов. Нередко сочетается с дефицитом внимания, дислексией.
Причины развития
Нарушение счета вызывается генетическими, психологическими или органическими причинами. На практике у большинства детей выявляется сочетание нескольких факторов.
- Наследственная отягощенность. Дети часто имеют родителя или близкого родственника, который также страдает дискалькулией. Генетическая основа нарушения пока не установлена.
- Негативный опыт обучения. Затруднения счета возникают под влиянием чрезмерных или не соответствующих возрасту требований, слишком строгого наказания за ошибки, сложностей в отношениях между ребенком и родителем или учителем.
- Общие психологические факторы. Дискалькулия чаще развивается у детей из неблагополучных семей, формируется на фоне семейного физического или эмоционального насилия, гиперопеки, непоследовательного или жестко-авторитарного воспитания.
- Органические поражения мозга. Причиной нарушения функции мозговых структур при дискалькулии органического генеза являются внутриутробные инфекции, интоксикации матери во время вынашивания ребенка, осложнения в период гестации и родов.
Патогенез
На начальной стадии обучения важную роль в развитии органической дискалькулии играет дисфункция внутрименной борозды теменной доли. В последующем препятствиями для обучения счету становятся поражения задней ассоциативной коры, лобных долей и подкорковых отделов, а также ухудшение межполушарных взаимодействий. Психогенные трудности в обучении возникают при психологической запущенности, страхе перед наказанием, неуверенности в себе.
Классификация
С учетом преобладания того или иного типа нарушений различают 6 видов дискалькулии:
- Лексическая. Ребенок хорошо усваивает арифметические понятия на слух, но испытывает затруднения при работе с цифрами, уравнениями и примерами, когда видит их на бумаге.
- Вербальная. Пациент нормально решает письменные задания, но затрудняется при попытке назвать математические категории или распознать их на слух.
- Графическая. Ученик успешно использует математические символы в устной речи, но теряется при необходимости их написать.
- Практогностическая. Ребенок испытывает трудности при попытке перевести конкретные примеры на уровень абстракций или абстракции на уровень конкретных примеров.
- Идеогностическая. Пациент не может проводить математические расчеты в уме. Для решения ему нужна фактическая основа: использование предметов, рисование или записывание данных на бумаге.
- Операциональная. Страдает символизация. Ученик успешно понимает числа, распознает «больше – меньше», но плохо запоминает цифры и специальные знаки.
На практике чистые типы дискалькулии практически не встречаются, преобладают смешанные формы.
Профилактика дискалькулии
- Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
- Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
- Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
- Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
- Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.
Коррекция дискалькулии
Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.
Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.
При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.
Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость. Лечением нарушения занимается логопед-психолог. Занятия по коррекции состояния проводятся в группах или индивидуально в поликлинике, или детском саду. Достаточно часто бывают созданы группы для лечения таких детей на базе центров, которые занимаются социализацией детей с умственной отсталостью. Терапия проходит при помощи упражнений, которые в игровой форме учат ребенка правильно считать. Обязательно и развитие речи пациента. При коррекции применяются различные упражнения, которые помогают научиться визуально воспринимать числа, понимать их звуковые названия и осваивать принцип арифметических действий. ↑ Примеры Игра с часами. Ребенок должен перемещать стрелки от цифры к цифре, проговаривая следом за логопедом название каждой из них. Постепенно ребенок сможет связывать внешнее обозначение цифры и ее название. Определение размеров. Ребенок складывает кучки из кубиков и после должен определить, в какой из них предметов больше. При успешном выполнении задания он получает поощрение. Игра в магазин. Ребенок играет роль продавца. Игра проводится не только на занятиях, но и дома. ↑ Профилактика Для снижения вероятности появления нарушения требуется вести правильный образ жизни в период беременности и грудного вскармливания. Если у ребёнка появляются сложности при обучении счёту, необходимо срочно показать его специалисту.
Причины и симптомы
Диагностировать этот недуг можно уже в раннем детстве. Как только ребенок начинает развивать свои арифметические способности, можно заметить первые признаки того, что данному вопросу стоит уделить внимание. И чем раньше будет диагностирована дискалькулия, тем эффективнее окажутся действия.
С возрастом это состояние прогрессирует и если пропустить его в дошкольном возрасте, то более явные симптомы проявятся в школе. Однако не стоит дожидаться по-настоящему серьезных проблем для того, чтобы начать действовать.
Вот основной перечень симптомов в дошкольном возрасте, по которому вы можете заподозрить расстройство:
- Ребенку сложно дается обучение счету. При этом вы видите, что дело не в лени или упрямстве малыша, а его искреннем непонимании информации.
- Ребенок может в принципе не понимать, что такое числа и как они называются. В его картине мира символ 4 не будет связан со словом «четыре».
- Он не способен быстро ответить на вопрос сколько яблок лежит на столе, для того чтобы найти ответ ему придется поштучно пересчитать каждое из них.
- Детям сложно использовать цифры в повседневных ситуациях. Ему сложно связать число 3 с теми или иными предметами, например 3 книги, 3 яблока и так далее.
- Если ребенок уже начал писать, то цифры будут вызывать у него сильные затруднения. Он не сможет списать цифры, записать их под диктовку. Бывает и так, что исключительно при написании цифр дети начинают изменять почерк и даже писать цифры, переворачивая их вверх ногами.
- Распространены и ошибки с определением формы цифр, поэтому 9 и 6, 3 и 8 становятся мало отличимыми друг от друга. Это касается и определения цифр на слух, например, «девять» и «десять» для человека с дискалькулией звучат одинаково.
- При перечислении номеров по порядку будет повторяться один номер два или более раз. Возможны и пропуски определенных цифр.
- Задача выполнить счет от 1 до 5, также вызовет затруднения. Часто дети не могут определить, где нужно остановиться, поэтому просто продолжают считать.
- Ребенку сложно классифицировать объекты по их размерам или форме.
Еще одним явным признаком нарушения становится проблема счета с определенного числа. Ребенок не сможет начать перечисление цифр с 5. Малышу придется сначала проговорить предыдущие и только после этого приступить к выполнению задачи.
Естественно, это всего лишь общая информация, однако наблюдая за своим ребенком, вы сможете заподозрить неладное и своевременно обратиться к специалисту за помощью.