Возрастные кризисы: причины, «симптомы» и как с ними справиться

Кризисные периоды случаются у человека на протяжении всей жизни. И это нормально, ведь, по мнению психологов, кризисы – это один из механизмов развития. До школы ребенок проходит через несколько возрастных кризисов: кризис новорожденности, кризисы 1 года, 3 лет. В зависимости от личностных особенностей и ряда внешних обстоятельств эти периоды могут длиться от нескольких месяцев до двух лет. В это время происходит резкий скачок развития, который сопровождается распадом того, что образовалось на предыдущем возрастном этапе. Окружающие ребенка люди замечают, что он становится капризным, непослушным, трудновоспитуемым. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем причины возрастных кризисов у детей и как они проявляются, а также о том, как себя вести с малышом в это время.

Кризис новорожденности

Причина данного кризиса заключается в том, что малыш из утробы матери попадает в новую среду с совершенно незнакомыми ему условиями жизни. Эта ситуация является стрессовой, ребенок вынужден адаптироваться к этим условиям, мобилизуя все свои силы. Для того чтобы помочь малышу успешно пройти через этот кризисный период, необходимо постоянно находиться с ним рядом и по возможности удовлетворять все его потребности вовремя (кормить, купать, менять подгузники, брать на руки). Очень важен тесный физический контакт.

В этом возрасте закладывается базовое доверие или недоверие ребенка к миру. Если рядом с малышом нет человека, который постоянно о нем заботится, это может отразиться на его поведении в будущем.

Мама и ребенок в этот период имеют симбиотическую связь: они чувствую друг друга на глубинных уровнях. Поэтому для эмоционального благополучия малыша нужно, чтобы и мама была спокойна. Все переживания и беспокойства так или иначе сказываются на ребенке. Основным психическим новообразование в младенческом возрасте является непосредственное эмоциональное общение. Примерно в 1,5 месяца у малыша появляется так называемый «комплекс оживления», то есть эмоциональная реакция на взрослого. Видя маму или другого близкого человека, ребенок улыбается, начинает двигать ручками и ножками, издает звуки. Впоследствии его реакции становятся более дифференцированными и зависящими от ситуации.

Кризис «Мама, не уходи!» (начиная с 9 месяцев, приблизительно с 40-й по 47-ю неделю)

Новый физический навык – ползание – меняет представления малыша об окружающем мире, теперь он видит его по-другому, из более приподнятого положения. Переизбыток получаемой таким образом информации меняет ход мышления малыша. Все это провоцирует очередной скачок роста, который может проявляться следующим:

  • Ребенок может сильно плакать, как только мама покидает помещение.
  • Застенчивость, особенно при окружающих.
  • Начинает придираться к прикорму.
  • Появляется ревность.
  • Нужно много внимания от мамы.

Кризис 1 года

Если раньше ребенок воспринимал себя и маму как единое целое, то годовалый малыш начинает отстаивать свое право на самостоятельность. Научившись ползать, а затем ходить, ребенок уже не испытывает постоянную необходимость находиться рядом с мамой. Наоборот, в нем просыпается сильнейший исследовательский интерес к миру. Родителям, до этого носившим малыша на руках и привыкшим к тому, что они могут контролировать все его перемещения и действия, бывает трудно перестроиться на новое положение дел. В результате ребенок сталкивается с тем, что взрослые часто ограничивают его свободу («не трогай это», «туда ходить нельзя» и так далее). Малыши этого возраста очень остро реагируют на запреты, капризничая и бунтуя.

Кризис первого года жизни – это испытание не только для ребенка, но и для родителей. Проявите терпение и постарайтесь спокойнее воспринимать капризы крохи.

В возрасте 1 года у ребенка закладываются основы таких важных личностных составляющих, как самооценка, уверенность в себе, самоуважение. Помочь малышу активно развиваться можно, создав для него безопасную среду, в которой ребенок мог бы в полной мере проявить свою самостоятельность. Постарайтесь снизить количество ограничений и запретов. Вместо этого предложите малышу другое интересное занятие.

Матрицы Грофа

Американский психотерапевт Станислав Гроф рассматривал кризис новорожденности в психологии через стадии родов. Он выделил 4 матрицы:

  • период схваток;
  • прохождение по родовым путям;
  • непосредственно процесс родов;
  • первое взаимодействие с матерью.

По мнению психоаналитика, большинство ментальных проблем своими корнями уходят в сложности, с которыми младенец столкнулся в родах. Для разрешения этих трудностей Гроф, используя специальные техники, погружал пациентов в момент рождения. Он считал, что повторное прохождение четырех этапов, выход из них без страхов, недоверия и других проблем — основа здоровой психики.

Кризис 3 лет

По мнению большинства психологов, кризис 3 лет является одним из самых трудных периодов детства. Иногда он просто застает родителей врасплох. Ведь очень быстро из послушного и «воспитанного» малыш превращается в своенравного, упрямого и капризного ребенка.

Возрастные кризисы могут иметь различную интенсивность. В зависимости от характера малыша и взаимоотношений внутри семьи проявления кризиса могут иметь различную интенсивность. Но основные признаки кризиса у всех одинаковы. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский выделил следующие симптомы кризиса 3 лет:

  1. Негативизм (негативные реакции на любые просьбы взрослых);
  2. Упрямство (даже если малыш внутри хочет согласиться с Вами, ему очень тяжело это сделать);
  3. Строптивость (отторжение сложившихся правил);
  4. Обесценивание (то, что раньше нравилось ребенку, теряет свою ценность);
  5. Своеволие (ребенок трех лет хочет все делать сам);
  6. Бунт (конфликтность, вызывающее поведение);
  7. Деспотизм (стремление к власти над окружающими).

Трехлетний ребенок уже может действовать вопреки своим непосредственным желаниям. Его поведение связано не с его потребностью, а с отношениями со взрослыми.

Причина кризиса 3 лет – становление «Я» ребенка. Примерно в этом возрасте малыш начинает отделять себя от внешнего мира. Трехлетка стремится к самостоятельности и отдаляется от взрослых, устанавливая с ними новые, более глубокие межличностные отношения.


Для малыша, который находится на кризисном этапе развития, очень важна поддержка взрослых. Несмотря на его желание быть независимым, он все еще ребенок, который только узнаёт себя и мир вокруг, прощупывает границы дозволенного. Не ругайте малыша за то, что он не слушается и устраивает истерики. Ребенок трехлетнего возраста ведет себя так не специально, он просто не может иначе.

Маленький ребенок не может самостоятельно справиться с сильными эмоциями. Только присутствие близкого человека рядом, поддержка и принятие с его стороны позволяют малышу чувствовать себя в безопасности и высвободить свои эмоции.

Это, однако, не означает, что в жизни ребенка не должно быть запретов. Они нужны (к примеру, нельзя залезать на подоконник или совать пальцы в розетку), но их не должно быть слишком много. Чтобы это было осуществимо, необходимо создать для ребенка максимально безопасную среду дома, убрав из зоны его доступности опасные предметы. В тех ситуациях, когда это возможно, предоставьте малышу свободу и позвольте ему быть самостоятельным. Если Вы видите, что у ребенка что-то не получается, не спешите делать всё за него. «Помоги мне сделать это самому», — так звучит девиз Монтессори-педагогики. Но иногда бывают ситуации, когда малыш требует невозможного: например, хочет рубить дрова, как папа. Тогда можно предложить ему на выбор пару других альтернативных занятий (помочь папе отнести поленья или складывать их в тележку). Так ребенок, скорее всего, почувствует, что он сам принял решение и истерики удастся избежать.

Кризис восьмого месяца (с 32-ю по 38-ю неделю)

Малыш начинает понимать речь, становится более эмоциональным, лучше слышит и видит предметы, больше наблюдает за тем, что происходит вокруг, хочет пробовать новую пищу. Что вы можете заметить в его поведении?

  • Плач.
  • Апатия.
  • Некоторые дети хотят больше миловаться: чаще обнимаются и просят их целовать, хотят быть ближе к маме.
  • Начинают стесняться.
  • Ребенок как будто возвращается назад в своем поведении и становится «как маленький».
  • Протест при переодевании.
  • Меняются вкусовые пристрастия.

Как справляться: советы психологов

Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения

Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты

Основные советы специалистов по возрастной психологии:

  1. Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
  2. Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
  3. Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
  4. Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.

Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.

Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.

Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.

Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться

Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.

Диада «мать-дитя»

В возрастной психологии выделяют понятие диада — «мать-дитя». Оно рассматривает женщину и младенца, как психологически единый организм.

Поэтому первые месяцы так важен регулярный психологический и физический контакт между матерью и ребенком.

Ближе к году ребенок предпримет первые попытки отделиться от матери, начнет проявлять самостоятельность. В этот момент женщине важно «отпустить» малыша, самой начать отделяться от него психологически.

Особенности новорожденного

Большую часть времени младенцы спят или находятся в состоянии полудремы. Они чутко реагируют на изменения вокруг, уход матери или резкие звуки.

В основе поведения лежат безусловные рефлексы, благодаря которым малыш может выжить в новых условиях. За счет них он может дышать, его ЖКТ переваривает материнское молоко, функционирует выделительная система. Ближе к трем месяцам начинают формироваться условные рефлексы, система поведения.

Первое что узнает и определяет новорожденный — человеческое лицо. Он начинает отличать мать от других членов семьи. Также ребенок реагирует на голос, он способен улавливать интонации.

Периодом новорожденности считают первые три месяца жизни ребенка. После, для него уже используют термин младенец. Для него характерно так называемое переходное развитие.

Его признаками считают:

  1. Питание. С одной стороны, малыш питается материнским молоком, с другой должен сам его добывать.
  2. Поза эмбриона. Чаще всего, новорожденные спят именно в этой позе.
  3. Движения. Большинство рефлексов первых месяцев жизни считаются атавистическими и угасают. Вместо них формируются условные рефлексы.
  4. Отсутствие четкого различия между сном и бодрствованием. Часто сон носит поверхностный характер.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]