Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций


Больше, чем чувства

Аффект – довольно-таки интенсивная, но кратковременная вспышка эмоциональных ощущений. Примеры: неконтролируемый гнев, ярость, бурная радость, отчаяние. Он абсолютно полностью подчиняет себе психику, создавая при этом сложный комплекс, который и предопределяет отношение к происходящему.

Главная особенность заключается в том, что теряется чувство реальности. Человек может не понимать того, что творит. Обычно люди в таком состоянии делают длительные беспорядочные движения. Другой вариант – полное оцепенение, лишение дара речи. Часто после такого бурного спектра можно почувствовать сильную усталость и подавленность.

Страсть – сложное состояние, сосредоточенное на большом количестве ощущений, данное лишь человеку. Может быть сосредоточена как и вокруг конкретной деятельности, так и вокруг объекта.

Основные функции эмоций человека

  1. Регуляторная функция;
  2. Отражательная функция, состоящая в способности человека к обобщенной оценке тех или иных событий и определяющей полезность или вредность фактов. Данная функция формируется в процессе общения с другими людьми и приобретением личного опыта;
  3. Сигнальная или ориентировочная функция, состоящая в отслеживании собственного поведения и деятельности;
  4. Побудительная или стимулирующая функция;
  5. Подкрепляющая функция;
  6. Переключательная функция, проявляющаяся в моменты конкуренции мотивов деятельности человека.
  7. Приспособительная функция, помогающая человеку приспосабливаться к окружающему его миру;
  8. Коммуникативная функция, оказывающая влияние на окружающих людей и процесс организации взаимодействия с ними.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Отличия эмоций от чувств, их классификации и функции

Эмоции – более обширное понятие, носящее универсальный характер для всех людей (не затрагивают исторический характер), способные не иметь предметного характера.

Классификация чувств

Чувства можно разделить на:

  1. Интеллектуальные, возникающие в процессе учебы/научной работы.
  2. Нравственные, которые отражают отношение человека к морали.
  3. Эстетические, появляющиеся в результате получения эстетического удовольствия.

Разделение эмоций

По знаку эмоции бывают:

  • положительные – радость, интерес;
  • отрицательные – страх, гнев и ярость.

По импульсу и длительности охарактеризовать все переживания помогает настроение, устойчивое эмоциональное состояние.

По степени активности организма:

  1. Стенические делают встряску организму и повышают настроение (ярость, восторг).
  2. Астенические расслабляют и подавляют активность (тоска, печаль, стыд).

Функции эмоций

Эмоции имеют свои функции:

  1. Оценка. Позволяет быстро оценить ситуацию, направляет переработку информации в нужное русло.
  2. Мобилизация. Отвечает за увеличение физических возможностей организма при выбросе адреналина в кровь.
  3. Следообразование. Появляется после какого-то волнующего события.
  4. Компенсация дефицита информации. Другими словами – интуиция.
  5. Коммуникация.
  6. Способность сопереживать другим.

Теории эмоций

Существуют различные теории эмоций:

  1. Эволюционная. Теория Чарльза Дарвина, показывающая на примерах сходства в поведении людей и животных. Эмоции появились в результате эволюции как жизненно необходимые приспособительные механизмы.
  2. Рудиментарная. Согласно ей, человеческие переживания – остаточные проявления полноценных движений в далеком прошлом.
  3. Психоаналитическая. По Зигмунду Фрейду, эмоция есть остаточная энергия нервной системы, помогающая адаптироваться в обществе.
  4. Структурная. Джеймс Пейпец утверждал, что ощущение контролируется на глубоком структурном уровне.
  5. Органическая. По словам У. Джеймса и К. Ланге, волнения – сознательные проявления функциональных перестроек на уровне вегетативной системы.
  6. Биологическая. Петр Анохин был уверен, что весь эмоциональный фон – ключ для удовлетворения физических потребностей.
  7. Информационная. Развивая предыдущую теорию, Павел Симонов рассматривал душевные порывы как модель поведения в данное время и в данном месте.

Казалось бы, простые с виду чувства имеют множество на то предпосылок. Спектр всех человеческих эмоций не измерим. Изучение их поможет научиться более глубокому анализу и контролю своих глубинных чувств.

Общая характеристика эмоций

Определение 1
Эмоции — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие интенсивность актуальной мотивации, перспективу ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.

Существует еще одно определение эмоциональных состояний.

Определение 2

Эмоциональные состояния – это функции двух переменных:

  1. Имеющейся у человека актуальной мотивации;
  2. Наличия вероятности ее удовлетворения.

Эмоциональные состояния человека теснейшим образом связаны с процессом регуляции деятельности человека в целом и находят свое отражение в поведенческих реакциях человека. Многие исследователи придерживаются точки зрения, что эмоциональные проявления человеком с одной стороны генетически обусловлены, а с другой стороны являются социально предрасположенными.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Эмоциональные проявления человека существуют в виде:

  • имеющихся у человека внутренних субъективных переживаний;
  • изменения мимики, жестов и пантомимики человека;
  • характерных изменениях поведения человека;
  • изменениях речи;
  • гормональных изменениях;
  • возникающих вегетативных реакциях.

Эмоции являются универсальной реакцией всего человеческого организма на внешнее воздействие окружающего мира.

Страх и тревожность

Страх — наиболее опасная из всех эмоций. Он изменяет направление мыслей и поведение. Страх также может служить предупреждающим сигналом, усиливать социальные связи, включая «бегство за помощью» и кол­лективную защиту (Eibl-Eibesfeldt, 1971).

Существуют как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные) причины или стимулы для страха. Врожденные пусковые механизмы (естественные причины) страха:

одиночество, незнакомость, высота, неожиданное приближение, изменение стимула, боль.

Социокультурные факторы страха:

а) присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность,

10

б) события, которые не происходят в ожидаемом месте или в ожидаемое время, контекст события,

в) индивидуальные различия в темпераменте и предрасположенностях,

г) опыт и возраст индивида, страдание.

Причинами страха могут быть человек, события, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности.

Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как предметные. Порог возникновения страха находится под влиянием: а) индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, б) индивидуального опыта и в) общего социокультурного контекста происходящего.

Субъективное переживание страха.

По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние:

а) ограничивается восприятие,

б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме,

в) мускулы напрягаются,

г) сокращается число степеней свободы в поведении.

Страх в зависимости от своей интенсивности переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несча­стья. Человек ощущает угрозу своему существованию, которая переживается как угроза телу, своему психиче­скому «Я».

Развитие и социализация страха.

Страхи, вызываемые социокультурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматического обусловливания или же путем подражания взрослому, который выступает в качестве модели страха. Одним из наиболее часто применяемых родителями способов социализации эмоций является использование одной эмоции для воздействия на другую. Страх может социализироваться с использованием чувства стыда.

Способы социализации, используемые родителями, очень широко варьируют и обычно включают в себя как гуманистические так и нормативные элементы.

Гуманистическая социализация страха: а) ощущение страха сводится к минимуму, б) вторичный эффект от стеснения за свой страх снимается, в) страх компенсируется, г) обучение терпимости страху, д) обучение противодействию источнику страха.

Необходимо заботиться, чтобы у ребенка не было хронического страха, который рассматривается как симптом, чуждый здоровью.

Взаимодействие страха с другими эмоциями. С

убъективные составляющие в ситуации страха: напряженность, импульсивность. Профиль эмоций для ситуации страха: страх, интерес, удивление, страдание.

Страх имеет двойственную природу, которая обусловлена:

а) избеганием, мотивируемым страхом,

б) приближением, мотивируемым интересом.

Терапия страха.

Терапевтические приемы управления и контроля над страхом, основывающиеся на теории научения:

а) релаксация, сопровождающаяся повторным предъявлением ряда стимулов, возрастающих по своей пугающей силе,

б) представление пациентами в состоянии расслабленности высокотравматических событий,отобранных на основе психодинамических исследований, проведенных терапевтом,

в) классический метод моделирования (терапевт моделирует желаемое смелое поведение по отношению к пугающим человека объектам).

Тревожность.

В отличие от страха (эмоциональная реакция связана с антиципацией определенного ущерба, вследствие реальной объективной опасности) тревога — «беспредметна», так как стимулы или условия, порождающие ее, индивиду неизвестны. В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности. Тревога — функция уровня стресса.

11

Тревога как процесс это последовательность когнитивных, аффективных, поведенческих реакций. Состояние тревоги сопровождается когнитивной переоценкой ситуации, включением механизмов избегания, психической защиты с целью минимизации возникшего дискомфорта.

Тревога как состояние — это неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий.

Тревожность как черта личности — это склонность индивида испытывать состояние тревоги. Эта черта личности непосредственно не проявляется в поведении, ее уровень можно определить по тому, как часто и интенсивно возникает состояние тревоги.

«От любви до ненависти один шаг»

Еще в IV веке до н. э. Аристотель точно описал понятие чувств. Да, они могут быть продолжительными и нет. А что самое интересное, они могут мгновенно приобретать противоположный окрас. Чувство любви может превратиться в ненависть, а доверие — в осторожность. И все это происходит всего в одно мгновение, когда личность оценивает ситуацию и моментально принимает решение.

Важно понимать, что одно и то же чувство может по-разному проявляться у различных людей. На это влияет характер индивида, цели, стремления, а также воспитание. Кроме того, многие чувства и вовсе сложно объяснить. Различные люди одно и то же слово могут описать тысячей различных слов. Например, одной из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве является: «Что такое любовь». И ответов на этот вопрос можно найти огромное количество и в самой разнообразной литературе.

Коммуникация, решение важных задач и роль интеллекта

Следующие функции – это коммуникация и решение важных задач. Конечно же, эмоции помогают нам общаться, передавать чувства и настроения. Особенно это важно между близкими людьми. К примеру, мама, услышав плач ребенка, понимает, что ему больно, и спешит на помощь. Эмоции позволяют понять, как человека оценивает общество. Иногда нескольких взглядов из толпы достаточно, чтобы понять, что у человека что-то не так с внешним видом. То же касается и обратной стороны медали – одобрения, восхищения.

Некоторые психологи ставят эмоциональные процессы наравне с интеллектом. Только в данном случае это высшее его проявление. Положительные эмоции и их возникновение, усиливают потребности индивида, а отрицательные, наоборот, снижают интенсивность. Так происходит решение необходимых задач. Хотя часто бывает и так, что эмоции мешают принять правильное решение. И касается именно чувств. Привязанность к другому человеку заставляет закрыть глаза на многие вещи. Именно поэтому люди так часто прощают предательства, измены.

Рациональное и эмоциональное мышление тесно связаны между собой. Они позволяют нам получать опыт и использовать его в дальнейшем. На уровне подсознания работает «эмоциональный мозг». Он может долго анализировать произошедшую ситуацию. Рациональное мышление, в свою очередь, помогает принять решение, основываясь на прошлом опыте.

Часто бывает и так, что индивид не может выбрать, к кому ему необходимо прислушаться. Например, эмоциональное мышление говорит ему, что нужно расслабиться и отдохнуть, силы организма на пределе. Человек чувствует себя действительно уставшим и разбитым. С другой стороны подключается рациональное мышление: «Нам нужно работать, мы не можем провалить этот проект». И тут приходится выбирать между двух зол. Преобладание тех или иных решений в жизни человека показывает и его отношение к различным ситуациям. Работяга всегда прислушается к рациональному мышлению, а лентяй не будет сдерживать проявление эмоций.

Именно по этой причине, успешные люди обладают очень сильным и стойким характером. Они всегда держат эмоции под контролем и умеют ними управлять. Если же эмоциональные процессы полностью возьмут верх над человеком – существование его очень будет напоминать жизненный цикл амебы.

Однако не следует недооценивать и их функцию в жизни людей. Эмоции связаны и с той бессознательной частью, которую называют интуицией, чуйкой. Алгоритм ее работы не до конца еще изучен. Но тем не менее ученые сделали выводы, что интуиция тесно связана с опытом человека и его эмоциональным состоянием. Полный контроль над своими чувствами может закрыть эти удивительные способности.

Структура эмоциональных психических процессов достаточно сложная и объяснить ее не всегда просто. Но люди, которыми управляет настроение, а не логика, более творческие и неординарные личности. Они прекрасно рисуют, поют, танцуют — и все благодаря широкому спектру эмоций, которые они ощущают каждый день.

Пессимизм и оптимизм

По мнению ученых, именно эти формы оценки ситуаций наглядно демонстрируют взаимосвязь между психическим состоянием и эмоциональными процессами. Так, например, свойства темперамента предопределяют эмоциональный отклик на ту или иную ситуацию. Оптимист – жизнерадостный человек. В любой ситуации он будет искать свои плюсы. Соответственно, это повлияет и на психическое состояние в конкретной ситуации. Например, если у него украдут кошелек, вместо эмоции «гнев», он почувствует «сожаление».

Полная противоположность оптимисту – пессимист. Этот человек даже в самых безобидных ситуациях видит опасность, проблему, в общем – негатив. Он часто испытывает тоску, гнев, раздражение. Пессимисты подвержены частым паническим атакам и депрессиям. В их жизни преобладают негативные эмоции, что еще больше усугубляет их сложную жизнь.

Аффекты

Доводилось ли вам слышать, что какое-либо преступление было совершено в состоянии аффекта? Данные психические эмоциональные процессы кратковременные и интенсивные. Они сопровождаются резкими движениями, изменением мимики и даже нарушением в работе некоторых органов. Аффект – это бессознательная объективная оценка определенной ситуации. Этот процесс характеризуется высокой интенсивностью и кратковременностью. Стоит также отметить, что аффект возникает на уже сложившуюся ситуацию и является защитной функцией организма. Как правило, индивид не готов к событиям, которые начинают происходить, именно поэтому и впадает в ступор.

Начало этого процесса характеризуется учащением пульса, дыхания. Возможен также спазм кровеносных сосудов, повышенное потоотделение, пониженное слюноотделение и нарушение двигательных функций. Аффект – это уникальный процесс, который позволяет выявить, врет человек или говорит правду. По его принципу работает детектор лжи. А вот в Древнем Китае человек, которого подозревали во лжи, должен был взять в рот горсть риса и выслушать, в чем его обвиняют. Если рис оставался сухим – значит, врет, а если влажным – говорит правду.

Сильный аффект нарушает восприятие и мышление, а также может вызвать помутнение сознания и амнезию. К такому психическому эмоциональному процессу можно отнести испуг. Человек цепенеет, сердце начинает ускоренно биться, подкашиваются ноги. Такая реакция на опасность происходит рефлекторно и только в том случае, если перед этим не было эмоции «страх».

Еще один достаточно интересный процесс для изучения – это гнев. Происхождение эмоции сложно назвать точно, ведь для различных ситуаций, причины будут весьма разными. Но в целом это отрицательно окрашенный аффект, который направлен против несправедливости или неправильности в действиях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]