Содержание
- Психические процессы
- Психические свойства
- Психические состояния
Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.
Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.
Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Деятельность и психические процессы
Виды человеческой деятельности
Основные виды человеческой деятельности соответствуют общим потребностям, точнее, видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый в процессе своего индивидуального развития. Общение, игры, учение и труд следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей [10].
Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека. За ним следуют игра, учение, труд.
Эти виды деятельности носят развивающий характер.
Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным; при опосредованном общении прямых контактов между людьми нет.
Игра – эта такой вид деятельности, результатом которого является приобретение каких-либо практических навыков. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные, сюжетные, ролевые, игры с заданными правилами.
Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, особенно среди взрослых.
Под влиянием интеграции общественных структур, роста экономики, развития кооперации, разделения труда деятельность социализируется.
В процессе развития деятельности происходит её внутреннее преобразование:
– её объектом и средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы культуры;
– деятельность ускоряет и совершенствует результаты, чему способствует запись результатов и новые технологии;
– в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций. Они превращаются в умения и навыки;
– в результате развития деятельности могут выделяться, обособляться и самостоятельно развиваться новые виды деятельности.
Психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление – важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Так, в процессе практической деятельности формируются образы (предметы восприятия, глубина, направления, скорости, формы).
Воображение
– фактура воображения есть отражение опыта практической деятельности.
Память
– запоминание и воспроизведение; известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.
Мышление
– в ряде своих форм идентично практической деятельности.
В развитых формах мышления (образном и логическом) деятельностный момент выступает в виде внутренних, мыслительных действий и операций.
Речь также представляет собой особого рода деятельность. Экспериментально доказано, что внутренние, т. е. психические, процессы (высшие психические функции) по происхождению и структуре являются деятельностью.
Высшая деятельность в результате специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращение в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, психическую.
При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат. Речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна.
Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.
Автоматизированные, сознательно, полусознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
Умение
– это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким качеством. Умения включают в себя автоматически выполняющиеся элементы деятельности.
Навыки
– автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы.
В создании навыков важное значение имеет перенос одних навыков, сформированных в результате выполнения одних действий, на другие.
Особенности формирования умений заключаются в следующем.
Уменияобразуются в результате координации навыков, их объединения в систему с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем.
Главное в управлении умениями – обеспечить безошибочность каждого действия.
Одно из основных свойств умений заключается в том, что человек может изменить структуру умений, навыков, операций и действий, входящих в состав умений, сохраняя при этом неизменным результат. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков.
Различают следующие типы навыков: двигательные, познавательные, теоретические (навык строить гипотезы, анализировать).
Формирование всех типов умений и навыков происходит путём выполнения упражнений [13].
Привычки
– непродуктивный элемент деятельности являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте особенности человеческой деятельности.
2. Как взаимосвязаны психические процессы и деятельность?
3. Назовите типы навыков.
4. Что такое умения?
Психические свойства
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.
К психическим свойствам относятся:
- Темперамент;
- Характер;
- Способности;
- Направленность.
Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.
Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой. Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых. Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.
Психологические особенности деятельности
Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:
- Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
- Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
- Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
- Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.
Подсознательное
Подсознательный уровень включает в себя обобщенные и доведенные до автоматизма стереотипы поведения – привычки, навыки, интуиция и т. п. Подсознание является своеобразным поведенческим ядром индивида, которое формируется уже на самых ранних стадиях его развития. Под эту категорию также попадает и импульсивно-эмоциональная сфера, которая структурно локализуется в подкорке головного мозга. Здесь же формируются всяческие неосознанные стремления личности – желания, пристрастия, влечения. Это такая непроизвольная сфера личности индивида, которую также называют «второй натурой» человека, центр манеры поведения и поведенческих штампов.
В то же время само подсознание имеет собственную многоуровневую структуру, которая включает нижний уровень с комплексами и автоматизмами и высший с интуицией.
Автоматизмами называют комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях. Динамические стереотипы в данном случае – последовательность реакций в привычной ситуации (к примеру, манера взаимодействия с привычными предметами, управление знакомой техникой, речевые и мимические штампы и др.). Набор готовых поведенческих блоков разгружает сознание для более сложной работы – таким образом автоматизмы освобождают сознание от регулярных повторяющихся решений стандартных задач.
Также в подсознание попадают и разнообразные комплексы, которые являются по сути своей нереализованными желаниями, подавленными стремлениями или беспокойствами, завышенными ожиданиями. Комплексы имеют склонность к гиперкомпенсации: черпая большое количество энергии из подсознания, они создают устойчивую подсознательную форму поведения личности.
Высшей степенью подсознания является интуиция, которую также иногда называют сверхсознанием. Интуиция представляет собой мгновенные озарения, неожиданно всплывающие решения различных ситуаций, неосознанное предвидение событий на основе спонтанного обобщения и анализа предшествующего опыта. Но интуиция не всегда возникает именно в сфере подсознания, зачастую она просто удовлетворяет запрос сознания на определенный блок ранее полученной информации.
Самые яркие подсознательные доминанты способны повлиять на сознательную деятельность человека, создавая для него различные психологические барьеры и практически непреодолимые влечения. Подсознательное весьма устойчиво и неподвижно, в значительной степени типизирует поведение каждой личности.
Виды
Самым примитивным примером вида психической деятельности является стереотипная деятельность, которая работает на уровне рефлексов. Это привычные, повторяющиеся с постоянной периодичностью действия, работающие как реакция на определенные раздражители – это могут быть какие-либо привычки или несложные трудовые навыки.
Самым сложным видом такой деятельности можно назвать творчество, поскольку оно отличается оригинальностью и уникальной неповторимостью, и, кроме того, несет за собой общественно-исторический смысл. В результате такой деятельности создается принципиально новый продукт – изобретение, произведение искусства и др.
В основном психическую деятельность делят на следующие виды:
- ощущение;
- восприятие;
- представление;
- мышление.
Функции
Человеческая деятельность и психические процессы, протекающие внутри каждого индивида, имеют тесную причинно-следственную связь. Человек как психоэмоциональное существо реагирует на различного рода изменения во внешнем мире не только физически, но и на всех уровнях своего сознания – психика человека реагирует на каждое событие, что не может не сказаться на его психической деятельности.
Психическая деятельность имеет свойство усложняться и самосовершенствоваться в течение жизни, благодаря свойственному человеку процессу познания. Овладевая знаниями о себе и об окружающем мире, человек более успешно приспосабливается к различного рода переменам во внешней среде.
Таким образом, среди функций психической деятельности находится функция адаптации человека к окружающему миру, в конечном итоге стремясь к цели более эффективного существования в мире и обществе. Психическая деятельность нацелена на приспособление личности к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Взаимодействие уровней
Процессы, зарождающиеся в неосознаваемой фазе, легко могут перейти в сознание. Также случается и обратная ситуация, когда сознательное вытесняется в подсознание.
Взаимодействие осознанного и внесознательного может происходить согласованно или противоречиво, проявляясь в различных логически несовместимых поступках человека, которые основываются на внутриличностном конфликте.
Наличие у человека сознания, подсознания, а также бессознательного обуславливает относительную самостоятельность разнообразных человеческих реакций:
- Врожденных, бессознательно-инстинктивных.
- Автоматизированных действий.
- Сознательно-волевых.
Бессознательное
Бессознательный уровень – инстинктивно-рефлекторная деятельность, с которой рождается каждый человек. Поведение и психическая деятельность в данном случае регулируется неосознанными биологическими механизмами, которые направлены в основном на удовлетворение простейших биологических потребностей – самосохранение организма.
Но генетическая программа поведения человека также находится под контролем более сложных мозговых структур. Лишь в крайне критических ситуациях в психике человека может сработать данный защитный механизм: организм перейдет в режим автономной саморегуляции. Яркий тому пример – состояние аффекта.