Как быстро усвоить материал? Практические советы для разработчиков и не только


Эффективное обучение крайне важно для разработчика программного обеспечения, ведь постижение нового — значительная часть его работы. Умение быстро осваивать новые языки/фреймворки/инструменты сделает вас намного продуктивнее. Это своего рода суперспособность.

Как ее приобрести? Читайте в тексте Джоша Комо, эксперта с многолетним опытом в разработке ПО, ИТ-блогера и автора обучающего курса «CSS для разработчиков JavaScript». В статье Джош описывает практики и рекомендации, которые помогут начинающим специалистам (например, студентам и тем, кто переходит в разработку из какой-либо другой области) в развитии их профессиональных навыков.

Под катом — наш перевод англоязычного материала. Обращаем ваше внимание, что позиция автора не всегда может совпадать с мнением МойОфис.

Часто говорят, что Интернет демократизировал образование: вся сумма человеческих знаний открыта для нас в поиске Google! Однако доступ к знаниям — это только половина дела; необходимо также уметь преобразовывать сырую информацию в полезные навыки. Для большинства из нас разрыв между этими двумя понятиями может привести к настоящему учебному аду — застрять на пути, выполнять задание за заданием и не ощущать никакого прогресса.

В этом посте я поделюсь тем, что узнал о процессе обучения, и покажу, как мне удается быстро усваивать новые навыки.

Сочетайте «управляемое» и «независимое» обучение

Для себя я выделил две основных категории обучения:

  • «Управляемое». Чтение учебников, прохождение курсов, просмотр видео на YouTube. То есть процессы, в которых вы действуете согласно инструкциям.
  • «Независимое». Создание собственных проектов с нуля, «расширение» учебников, поиск информации в документации. Все, что не предполагает следования руководствам.

Если вы будете постоянно следовать инструкциям, то непременно окажетесь в учебном аду. Вы не сможете развить навыки решения проблем, необходимые для достижения успеха в качестве разработчика. А когда вы попытаетесь создать свой собственный проект, вы не будете знать, с чего начать. Вам будет казаться, что вы потратили уйму времени на практику и при этом не развили никаких заметных практических навыков.

С другой стороны, если вы полностью сосредоточитесь исключительно на «независимом» обучении, то потратите на этот процесс целую вечность. Без опытного проводника вам придется изобретать каждое колесо заново, тратить дни и недели на решение уже решенных проблем. Это долгий и разочаровывающий путь. В худшем случае вы можете вообще бросить эту работу, будучи убежденным (ошибочно!), что вы просто недостаточно умны для этого.

Наша задача — пройти по натянутому канату между двумя крайностями, использовать «управляемое» и «независимое» обучение как одно целое. Для этого существует множество способов, и вот некоторые из них.

Учите лекции!

Одна из основных форм учебного процесса в колледжах и высших учебных заведениях — лекции, это наиболее удобные и доступные способы преподавания. Во всех вузах страны лекциям отведена половина всего учебного времени. Задача любого преподавателя — доступно, быстро и систематизировано, в нужной последовательности донести до студента информацию по его предмету, в это же время главная задача обучающегося — запомнить и усвоить материал. Грамотно составленные лекции помогают как преподавать, так и быстро и систематизировано впитывать новые знания.

Вам будет интересно:Пузырь Алькубьерре — как передвигаться быстрее света?

Намеренно совершайте ошибки

Вполне возможно, что вы, как и я, не любите совершать ошибки. Вам важно, чтобы все прошло идеально, с первого раза.

В целом такой образ мышления полезен в различных областях жизни. Для автомеханика ошибки могут стоить сотни долларов, которые впоследствии придется тратить на запчасти. Ошибка стоматолога может испортить чью-то улыбку.

А вот при разработке программного обеспечения ошибки не столь критичны. Если допущена ошибка, нужно лишь вернуться в редактор, изменить код и попробовать снова. Более того, в ходе работы появляются полезные сообщения об ошибках: иногда они могут указать правильное направление. Это невероятная роскошь, которой многие пользуются не в полной мере.

Мне нравится играть с кодом, даже когда я следую инструкции. Вместо того чтобы копировать/вставлять предоставленный код дословно, стоит попробовать поэкспериментировать с ним: что произойдет, если пропустить одну из строк? Или изменить некоторые значения?

Я стараюсь вести себя, как ученый. Если у меня есть гипотеза о том, как именно должен работать конкретный код, я проверяю эту гипотезу, видоизменяя код и проверяя, работает ли он так, как я ожидаю. Если я понимаю, что моя гипотеза ошибочна, я могу отклониться от руководства и провести ресерч в Google. Также я могу добавить задачу в список того, что следует изучить позже, — если кроличья нора кажется слишком глубокой.

Этот процесс помогает избежать бездумного следования учебнику на автопилоте, то есть копипаста кода без реального понимания того, что он делает, и зачем вообще это нужно.

Обучение — активный процесс. Покопавшись в коде, разработчик можно мысленно построить для себя модель происходящего.

Исчезновение учебника

Много лет назад во время обучения я использовал метод под условным названием «исчезновение учебника».

Вот как это работает:

  1. Дословно следуйте учебному материалу, продвигайтесь шаг за шагом.
  2. Как только вы закончите ту или иную задачу, верните код в первоначальное состояние и отложите учебник.
  3. Посмотрите, как далеко вы сможете продвинуться без учебника. Откройте его, когда вам покажется, что вы попали в тупик. Как только вы продвинетесь дальше, снова отложите учебник.

Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не сможете выполнить все упражнения из учебника, с первого до последнего, без подглядывания в инструкции.

Как и упомянутый мной выше образ мышления ученого, этот процесс полезен тем, что развивает вашу внимательность. Учебник исчезает, и вы привыкаете работать самостоятельно, без подсказок.

Этот метод невероятно эффективен, хотя не всем нравится писать один и тот же код снова и снова. Тем не менее, желающим выбраться из ада учебных пособий, возможно, стоит попробовать!

В каком разделе резюме упомянуть про обучаемость

Очевидный блок, в который можно включить свое стремление повышать уровень образования — «Личные качества». Однако навык можно добавить и в другие разделы, стоит лишь хорошо проанализировать термин.

Личные качества

Рекрутеры обращают внимание на soft skills будущего сотрудника, так как они напрямую влияют на эффективную деятельность всей компании. В данном блоке перечислите списком качества, которые охарактеризуют вас как личность.
Пример заполнения раздела в резюме на должность юриста:

ВнимательностьОтветственность
Аналитическое мышлениеРаботоспособность
Стремление к саморазвитиюСкрупулезность

Основное образование и курсы

Заполнение этих блоков — отличная возможность продемонстрировать, что вы привержены к обучению. Наличие высшего образования всегда в приоритете, а иногда раздел с такой информацией имеет даже большее значение, чем опыт работы.

Пример

Предположим, сотрудник компании был линейным менеджером, но через несколько лет вернулся в магистратуру, чтобы закончить факультет бизнес-администрирования и получить степень МВА. Его карьерная цель — занять руководящую должность. Конечно, такой опыт заинтересует рекрутера и покажет стремление к обучению.

В раздел «Курсы» включите все семинары, программы краткосрочного обучения, конференции, тренинги, онлайн-занятия, которые имеют значение для желаемой должности.

Пример заполнения блока для резюме маркетолога

  • Год окончания:

    2016

  • Название:

    Сертификация NIMA

  • Проводившая организация:

    Coursera

Не перегружайте документ лишней информацией. Указывайте только то, что напрямую относится к желаемой должности. Будьте готовы на собеседовании подтвердить внесенные данные соответствующими сертификатами и дипломами.

Опыт работы и достижения

Здесь вы представляете историю карьеры. Опишите достижения на предыдущей должности. Важно не только сообщить о своей способности и готовности обучаться, но также показать, как этот навык нашел применение в рабочих условиях.
Обучаемость как пишется в резюме (на примере достижений)

ВерноНеверно
Повысила успеваемость учащихся по чтению на 15% благодаря внедрению авторской учебной программыОбучила детей чтению
В 2021 году был повышен в должности до старшего менеджераПолучил повышение

Упоминание достижений — эффективный способ показать, что вы быстро учитесь. Работодателю сразу станет понятно, что вы не просто получили очередную «корочку» в коллекцию, а внесли какой-то вклад в развитие бизнеса.

О себе

Этот раздел позволит выделиться из общей массы. Здесь в повествовательной форме можно рассказать о своей способности к обучению.

Ниже несколько примеров,

как правильно и легко писать про обучаемость в резюме.

Социальный педагог

«Постоянно совершенствуюсь и узнаю новое в профессии. Активно изучаю инновационные методы. Легко обучаема, быстро осваиваю материал. В перспективе планирую провести собственный семинар на тему «Трудный подросток или влияние общества».

Seo-специалист

«Слежу за трендами в SEO-оптимизации. Изучаю особенности SEO-продвижения на англоязычном рынке. Быстро реагирую на изменения. Способен результативно работать в режиме многозадачности».

Дополнительная информация

Данный блок позволяет уместить информацию, которой не нашлось места в других разделах. Сделайте акцент на важных моментах, показывающих ваше стремление к самообразованию и обучению.

Напишите о наличии портфолио, если таковое имеется, и дайте ссылку.

Перечислите награды, достижения, поощрения, публикации, если они получены в профессиональной сфере.

Как можно рассказать о своих стремлениях к познанию

:

  • «Участвую в ежегодных семинарах по бухгалтерскому учету и аудиту».
  • «Постоянно развиваюсь в профессиональном плане: посещаю лекции, курсы по педагогике и психологии общения с детьми».
  • «Стараюсь узнать про товар как можно больше полезной информации, что позволяет в дальнейшем эффективно его продавать».

Как видите, рассказать в резюме о быстрой обучаемости можно в нескольких разделах. Предоставление конкретной информации выделит вашу кандидатуру и увеличит шансы на прохождение в следующий этап отбора.

«Расширяйте» учебники

Представьте, что вы изучаете React, создавая игру «Крестики-нолики», строго по учебному пособию.

Вот вы добрались до конца учебника и создали полнофункциональную, но минималистичную игру.

Можно дополнить игру занимательными мелочами:

  • Система отслеживания побед каждого игрока
  • Более эффектный вид пользовательского интерфейса за счет различных визуальных элементов
  • Возможность изменять размер игровой площадки (4х4, 5х5)
  • Добавление искусственного интеллекта, против которого игрок может вести игру
  • Любые фишки! (анимация, звуковые эффекты, взрыв конфетти при победе и прочее)

Будьте креативными и дополняйте игру тем, что вам самим было бы интересно в ней увидеть.

Эта стратегия интересна тем, что вы избегаете так называемого страха белого листа. У вас уже есть полнофункциональный понятный проект. Теперь вы лишь добавляете кирпичики для укрепления вашей постройки.

Дополнительный плюс стратегии: если вы добавите в учебный проект то или иное значительное расширение, то сможете похвастаться этим в своем портфолио. Более подробно об этой стратегии я рассказываю в своей книге «Создание эффективного портфолио разработчика».

Создавайте аналоги готовых проектов

По завершению проекта «Крестики-нолики» вы, возможно, будете в некотором недоумении: что же делать дальше?

Прежде чем переходить к новой учебной практике, попробуйте создать похожий проект с нуля.

Например, сделать игру под названием «Бинго»! Вы сможете использовать некоторые из своих новых навыков, такие как управление состояниями и прослушивание событий, но уже в другом контексте. Вероятно, вы столкнетесь с непониманием, как сделать то или иное действие, потому что о нем не говорилось в учебнике; вы всегда можете посерфить в Google и найти решение!

Если вы действительно не можете разобраться, то отложите на время проект «Бинго». Изучите еще несколько пособий, а позже вернитесь и посмотрите, освоили ли вы достаточно, чтобы продвинуться дальше.

Данную стратегию описывают как «one on, one off». Изучите какой-нибудь ресурс в качестве учебника для выполнения той или иной задачи, а затем потратьте столько же времени на создание аналогичного проекта, но уже без инструкций. Если пособие учит вас, как создавать клон Instagram, попробуйте создать клон Twitter самостоятельно!

Поиск правильного баланса

На ранних этапах освоения новых навыков я стараюсь делать акцент на «управляемом» обучении. Достаточно сложно создать что-то без инструкций, пока я все еще не разобрался с синтаксисом и основами. Как только я чувствую себя увереннее и комфортнее, баланс меняется. Я трачу все больше времени на «независимое» обучение и создаю проекты, которые мне интересны. Я обращаюсь к учебникам, когда сталкиваюсь с новой и незнакомой мне сложностью, но по мере увеличения опыта таких случаев становится все меньше и меньше. Мой график обучения выглядит следующим образом:


Шкала X отражает общую продолжительность моих занятий, а Y — время, которое я тратил на тот или иной вид обучения.

Линейный график показывает, как «управляемое» обучение стремится от высокого уровня к низкому, в то время как «независимое» обучение смещается от низкого уровня к высокому.

Ваш график может выглядеть иначе, в конечном счете вы сами должны найти свой баланс. Главное, не фокусировать внимание только на «управляемом» или «независимом» обучении.

Как улучшить усвоение информации

  1. Прежде чем давать новый материал, объясните ученикам, зачем им эта информация
  2. Делайте акцент на ключевых смыслах и важных деталях
  3. Рассказывайте истории и показывайте изображения, чтобы вызвать у ученика эмоции и визуальные образы
  4. Проясняйте слова, которые могут быть непонятны ученикам
  5. Меняйте формат материалов и предусматривайте короткие перерывы в обучении, чтобы ученик не уставал
  6. Используйте упражнения для воспроизведения информации из памяти
  7. Давайте интересные задачи на применение новых знаний, и постепенно повышайте их сложность

Эти принципы усвоения информации актуально использовать не только для обучения учащихся, но и чтобы повысить эффективность сотрудников в обучении и в рабочих процессах.

Тренируйте мышление

Однажды, много лет назад, я пошел в боулинг с друзьями. Тогда я играл не особо хорошо. Большинство брошенных мной шаров не попадали в цель. К концу игры у меня был самый низкий результат среди нашей компании.

Этот сценарий можно было интерпретировать двумя разными способами:

  1. Я не умею играть в боулинг и никогда не буду в нем хорош. Это просто не моя игра.
  2. Сейчас я плох в боулинге. Если я захочу, то стану играть превосходно.

В данной ситуации может иметь место самосбывающееся пророчество: тот способ интерпретации, который вы выберете, станет единственно верным для вас. Если вы считаете, что ваш уровень игры в боулинг предопределен навечно, то так и окажется. А если вы верите, что можете совершенствоваться, то будете это делать!

В разработке ПО никогда не бывает все гладко. Неизбежно возникают трудности, и код зачастую работает не так, как мы того ожидали. Это толкает нас либо к нисходящей спирали, полной разочарования и неуверенности в себе, либо открывает фантастические возможности обучения. Ничто не поможет вам учиться быстрее, чем сообщение об очередной допущенной ошибке, — но только если вы имеете при этом определенный образ мышления.

В процессе борьбы и неудач мы учимся быстрее и эффективнее, чем при достижении легкого успеха. Если ваше мышление направлено на рост, эта борьба не всегда может быть увлекательной, — однако при этом наиболее продуктивной, как хорошая тренировка.

Узнайте подробнее о развитии установки мышления на постоянный рост в рамках курса Khan Academy, который позволит понять, как люди преодолевают трудности и добиваются успеха.

Виды памяти

Для тех, кого волнует вопрос: «как запомнить большой объем информации», важно понимать, что память бывает произвольная и непроизвольная.

Непроизвольное запоминание происходит помимо воли человека, когда информация усваивается сама по себе. Так бывает, когда человек впечатлен и чрезвычайно заинтересован. То, что интересно запоминать легче, нужная и значимая информация сама «укладывается» в сознании.

Произвольная память – это запоминание с участием воли, когда человеку нужно предпринять некоторые усилия для того, чтобы усвоить материал. Оно бывает механическим (заучивание наизусть) и логическим.

Зубрежка намного менее эффективна, нежели логическое запоминание, так как во втором случае происходит осмысление информации. Когда информация воспринимается критически, обрабатывается, анализируется, сравнивается, рассматривается с разных точек зрения, она не просто хорошо запоминается, а сохраняется в памяти надолго или навсегда.

Следовательно, первое, что должен взять на вооружение человек, желающий научиться быстро произвольно запоминать – включать в процесс логику и мышление.

У индивида обычно преобладает один из трех видов памяти в зависимости от преимущественного способа восприятия информации:

  • визуальная или зрительная, когда человек запоминает информацию, разглядывая объекты или читая текст;
  • аудиальная или слуховая, когда информация усваивается благодаря произнесению и прослушиванию;
  • кинестетическая или тактильная, когда легче запомнить то, что удались потрогать или применить по назначению.
  • Есть обонятельная и вкусовая память, но запах и вкус реже выступают ведущими анализаторами, отчего эти виды памяти менее развиты и чаще являются вспомогательными. В некоторых профессиях они играют главную роль, поэтому также могут очень хорошо развиться.

Для того чтобы понять как лучше запоминать информацию, нужно определить какой вид памяти преобладает и пользоваться преимущественно им.

Всем известный пример, когда необходимо запомнить прочитанное – подготовка к экзамену. Когда студент понимает, что его преобладающий вид памяти – слуховой, он читает текст вслух и прослушивает запись; если визуальный – текст перечитывается про себя и запечатлевается целиком «как картинка»; кинестетический – текст прописывается.

Все виды памяти сочетаются и не могут функционировать друг без друга, поэтому наилучший способ легко запомнить текст – и читать, и слушать, и переписывать его.

Находите источники мотивации и ставьте цели

Мы живем в мире социального медиа-шума, где легко ощутить на себе давление в духе: «чтобы оставаться актуальным, нужно изучать каждую модную JS-библиотеку, мелькающую в Twitter».

Каждый раз, когда я пытался сделать нечто подобное, у меня ничего не получалось.

Дело в том, что у меня нет особой мотивации учиться ради обучения. Для сохранения мотивации мне необходимо иметь в голове конкретную интересную цель.

Например, несколько лет назад я открыл для себя Beat Saber — видеоигру дополненной реальности. В этой игре вы под музыку атакуете блоки световыми мечами. Каждая песня сопряжена с уникальной хореографией.

Существовало ПО для создания пользователями своей собственной хореографии (или как говорят игроки — «карт»), однако я не был его большим фанатом. Мне хотелось создать свой редактор карт для Beat Saber. Спустя несколько месяцев тяжелой и периодически нервной работы я достиг этой цели.

(Если вам интересен этот проект, вы можете ознакомиться с ним вживую, посмотреть код на Github или выступление на конференции о его разработке).

До этого проекта я не имел опыта работы с 3D и мне пришлось освоить тонну информации о WebGL, Three.js и React-three-fiber. Обучение было тяжелым: независимо от того, насколько твердо ваше мышление ориентировано на рост, всегда будут дни, когда что-то не получается.

Но благодаря наличию конкретной цели, которую я действительно хотел достичь, я смог перебороть сложности и продолжал делать успехи. Если бы я обучался из простого интереса или для упоминания конкретного опыта в моем резюме, скорее всего, я бы достаточно быстро сдался.

Разных людей мотивируют абсолютно разные вещи, и я вовсе не говорю, что вам тоже необходимо найти свою нишу и начать создавать в ней проект. Но я думаю, крайне важно иметь у себя в голове цель, которая действительно увлекает. В противном случае будет трудно поддерживать мотивацию после того, как исчезнет первоначальное ощущение новизны проекта.

Когда уместно написать про обучаемость в резюме

В каких же случаях необходимо указывать стремление к самообразованию в резюме.

Ситуация №1. Вы молодой неопытный соискатель.

Сегодня наличие высшего образования ценится высоко. Многие компании охотно принимают людей без опыта, но с качественными фундаментальными знаниями Если у соискателя хорошая теоретическая база и широкий кругозор, то специальные умения можно приобрести в процессе работы. Приведем пару примеров, как работодатели описывают идеального целеустремленного сотрудника.

Требования в вакансии на должность аудитора,

«Требуются молодые и талантливые сотрудники, интересующиеся аудитом или налоговым и юридическим консультированием. Вы должны уверенно владеть английским языком, занимать активную жизненную позицию, уметь мыслить аналитически и иметь большое желание обучаться»

Требования в вакансии на позицию PR-менеджера,

«…Наш кандидат должен не только иметь высшее образование, но и быть лидером, стремиться к самообразованию, обладать коммуникативными навыками…»

Ситуация №2. Вы представитель профессии, требующей постоянного повышения квалификации.

Специалисты, которым по долгу службы нужно находиться в курсе нововведений, непременно должны упомянуть об обучаемости в резюме.

Например, сотрудники IT-индустрии обязаны своевременно проходить курсы и тренинги по своей специализации. Медики не смогут работать без регулярного повышения квалификации. Представителям налоговой сферы приходится быть в курсе постоянно меняющегося законодательства.
Профессии с востребованным навыком обучаемость

Менеджер по продажамМаркетолог
Специалист по рекламеPR-менеджер
ЖурналистВрач
IT-специалистУченый
АдвокатУчитель

Если вы готовы тратить время на обучение и развитие, имеете готовый план, то обязательно добьетесь результатов и продвинетесь по карьерной лестнице.

Ситуация №3. Вы решили сменить сферу деятельности.

В блоке «Личные качества» уместно выделить обучаемость в том случае, если вы решили поменять профессию, а релевантного опыта не имеете.

Ситуация №4. В тексте вакансии упоминается об обязательном обучении.

Многие компании самостоятельно занимаются обучением сотрудников. Например, страховые агенты в период стажировки изучают основы рыночной экономики, профессиональную этику и культуру обслуживания. Им объясняют правила и условия видов страхования, учат вести учетно-отчетную документацию.

В передовых организациях успешно используется методика перекрестного обучения.

Она предполагает обмен накопленным опытом между сотрудниками одной компании. Этот подход актуален для массовых профессий: работников call-центров, менеджеров сферы обслуживания, продавцов и т.д.

Улучшайте память

У меня ужасная память.

И это может доставить массу проблем; крайне сложно что-то выучить, если не можешь этого запомнить! К счастью, у меня есть система: интервальное повторение.

Вот основная идея интервального повторения: чтобы закрепить в памяти то или иное знание, нужно повторять его прямо перед тем, когда вы, кажется, вот-вот его забудешь. С каждой новой итерацией момент «забывания» будет наступать позже, чем предыдущий.

Звучит сложно, однако существуют инструменты, которые будут регулировать процесс за вас. Лично я использую ящик Лейтнера — физический ящик, в котором хранится несколько сотен индексных карточек. Каждый день я просматриваю небольшую их горстку.

Если вам интересно узнать больше об интервальном повторении, я настоятельно рекомендую ознакомиться с содержательным объяснением Ника Кейса «Как запомнить что-либо навечно».

Сознание новичка

Чтобы научиться чему-то новому, нужно опустошить свою чашку, избавиться от лишнего: знаний, учений, убеждений и предрассудков, которые вам мешают. В практике дзен это называется «сознанием новичка».

Невозможно научиться новому, пока не избавишься от старых убеждений.

Иметь «сознание новичка» — значит, пробудить желание учиться, стать любознательным, открытым всему новому. Даже будучи экспертом в какой-то области, вы начинаете изучать ситуацию с чистого листа, открываете ее для себя заново, как это делал бы новичок или ребенок.


Фото: pixabay.com

Формируйте ежедневную привычку

Предположим, вы решили посвятить семь часов в неделю изучению чего-то нового. Как вы думаете, что будет более эффективным: тратить на занятие по часу в день или же еженедельно по воскресеньям тратить на это по 7 часов?

Лично я добился гораздо больших успехов, тратя небольшое количество времени, но чаще.

Я понимаю, что не у всех есть возможность структурировать обучение подобным образом, но если она у вас все-таки есть, то я настоятельно рекомендую попробовать тратить небольшое количество времени каждый день на предмет вашего изучения.

У меня есть несколько гипотез о том, почему это эффективно:

  1. Каждый вечер мозг обрабатывает и запоминает то, что человек выучил за день. И этим важно пользоваться каждый день, а не только раз в неделю.
  2. Поскольку я практикуюсь ежедневно, то всегда могу продолжить с того момента, на котором остановился. Мне не нужно тратить кучу времени на то, чтобы освежить память и восстановить силы.
  3. Как я уже говорил, бывает трудно поддерживать мотивацию после того, как новизна улетучивается. Если включить обучение в свой распорядок дня, то не придется переживать о мотивации так сильно; это станет тем, что вы просто делаете, вне зависимости от того, как вы себя при этом чувствуете.

Что такое усвоение информации

Человек каждый день обрабатывает множество данных, но лишь малая их часть сохраняется в памяти и проявляется в действиях. Усвоение информации — это основной этап в процессе обучения и собственно результат учебной деятельности.

Если у человека навык усвоения на высоком уровне, принятая информация в его сознании будет полной и достоверной. Ему не придется возвращаться к первоисточнику для уточнения каких либо моментов или восполнения недостающей информации. Человек запоминает, воспринимает и понимает все точно так, как увидел или услышал.

Если же навык усвоения низкий — информация в сознании человека будет искажаться, как в “испорченном телефоне”. Он воспримет полученные данные не полностью. Останутся пробелы, для заполнения которых мозг человека может даже придумать что-то, чего изначально не было. Человек неправильно поймет то, что до него хотели донести, а соответственно не сможет применить информацию правильным образом. Все дальнейшие действия на основе такого понимания приводят либо к некорректным результатам, либо к их полному отсутствию.

Усвоение материала — сложный психологический процесс. Понимая как он устроен, можно влиять на повышение эффективности этого процесса.

Обучайтесь «на публике»

Я большой фанат философии Свикса «Обучение на публике». Главная идея: публичная демонстрация того, что вы выучили, помогает вам в будущем. Когда вы исследуете нечто новое, то должны создать артефакт, который бы задокументировал ваш рост: например, статью, твит или видео на YouTube.

Это может показаться несколько нелогичным; зачем тратить «время для обучения» на написание статьи? Не является ли это лишней тратой времени?

У «обучения на публике» есть масса преимуществ, которые мне удалось обнаружить:

  1. Доводилось ли вам кому-то что-то объяснять с одной лишь целью — понять, что вы сами знаете это недостаточно хорошо? Написание статьи имеет тот же эффект. Это лучший способ обнаружить недостатки и пробелы вашей ментальной модели, чтобы впоследствии исправить их.
  2. Худшее чувство в мире — столкнуться с проблемой, которую вы до этого уже решали, но не можете вспомнить как именно. Если бы вы написали статью об этом, то смогли бы использовать ее в качестве подсказки!
  3. Делясь выученным, вы становитесь активным участником сообщества разработчиков. Вы можете завести друзей и полезные знакомства. Это может быть интересно, не говоря уже о том, что это способно помочь вам найти новую работу или начать новый проект.

Одно предостережение: не попадите в ловушку, потратив несколько недель на создание идеального блога с нуля! Начните с публикации на платформе Dev или же просто в Твиттере. Я опубликовал десятки постов на Medium до того, как создал свой блог. Если вы поняли, что вам действительно нравится «обучение на публике», всегда сможете запустить и свой блог.

Разместите важное в начале

Из предыдущего совета можно извлечь хороший урок. Немецкий психолог Эббингауз открыл для мира «эффект края», согласно которому лучше всего запоминается информация в начале и в конце текста. Поэтому разместите все самое стоящее в начале или в конце.

Так можно предварительно поработать с ответами на экзамен, сделав выжимку из самого важного в билете.

Обучение. Книги.

СС0

Развивайте сеть навыков

Недавно я начал обучаться созданию 3D-иллюстраций в Blender.

Я все еще новичок; на данный момент я вложил в этот навык около 150 часов. Но я смог создать несколько приличных работ. Ниже представлены несколько из них:

Мне удалось обучиться этому весьма быстро, благодаря всем техникам, которые я описываю в этой статье. Но в моем рукаве есть еще один туз — дополнительные навыки.

Суть в том, что умение создавать 3D-иллюстрации — не конкретный отдельный навык; можно сказать, что это набор из десятка индивидуальных навыков. Часть из них, такие как создание 3D-моделей, абсолютно новы для меня. И мне пришлось изучать их с нуля. Но остальные — это элементы одной большой сети, в исследовании которой у меня уже есть опыт.

Например, в некоторой степени я фотограф-любитель. Много лет назад я узнал о композиции и о том, как расположить элементы в кадре таким образом, чтобы снимок был убедительным. Я могу использовать данные навыки при расположении объектов в моих рендерах.

Этот пример можно назвать конкретным, остальные же более туманны. Я потратил многие годы на развитие внимания к деталям в качестве front-end разработчика. Вся эта работа с пикселями помогла мне придумать подходящее значение для скосов и толщины. А моя работа над дизайном пользовательского интерфейса помогла мне понять теорию цвета и эстетику.

Многие никогда бы не подумали, что навыки, которыми я уже овладел, станут моим подспорьем в создании 3D-иллюстраций, но по факту они дали мне до смешного несправедливое преимущество.

С моей точки зрения, навыки — как богатство. Чем больше навыков вы приобретаете, тем быстрее они накапливаются. Идеи и техники, почерпнутые в одной области, могут помочь вам в другой.

Я не говорю, что вы должны стать универсалом — однозначно стоит иметь глубокие знания в конкретной области. Но чем шире ваша сеть навыков, тем значительнее будет ваше преимущество, когда дело дойдет до изучения чего-то нового.

Некоторые учебные ресурсы опираются на эту идею. Например, я работаю над курсом «CSS для разработчиков JavaScript». Я создаю его специально для разработчиков JS, поскольку знаю, что они могут применить множество уже имеющихся у них знаний для освоения CSS. Вместо старта с нуля и создания из ничего, мы используем знания JS в процессе понимания CSS, то есть копируем и вставляем уже имеющиеся ментальные модели.

Техники запоминания

Кроме общих рекомендаций существуют специальные техники запоминания, благодаря которым можно загрузить в долгосрочную память даже самые сложные термины и формулировки.

Мнемотехника — это совокупность приёмов, которые облегчают запоминание любой информации. Всё, что представлено визуально, задействует огромное количество нейронов и создаёт крепкие долгоживущие нейронные связи. Подробнее о том, как это работает, смотрите в этом видео.

Майнд-карты

Майнд-карта — это своеобразная схема, на которой информация закодирована в виде символов. Этот универсальный инструмент помогает оптимально структурировать данные и максимально быстро загрузить их в память. Чтобы создать майнд-карту, следует придерживаться следующего алгоритма.

1. Подготовьтесь

Вам понадобится горизонтально расположенный лист бумаги формата А4 и цветные карандаши или ручки. Важно: цветов должно быть как минимум четыре, чтобы вы смогли выделять ключевые моменты разными цветами. Яркое изображение активизирует работу правого полушария мозга, которое отвечает за творчество, тем самым способствуя генерации идей. Рисуйте от руки — так информация запомнится лучше.

2. Выделите главную мысль и ключевые моменты

Нарисуйте подходящий символ или напишите главную мысль в центре и обведите кругом. Затем определитесь с основными тезисами по этой теме, проведите к ним смысловые ветки от центра и также обведите кругом.

От основных тезисов направьте ветки к подтемам. Важно: сохраняйте пространство между тезисами, располагая их равномерно — это поможет не запутаться и чётко запомнить расположение всех пунктов.

3. Подберите символы

Каждую тему и подтему необходимо закодировать, подобрав подходящие символы. Их следует рисовать с одного и того же места, проводя ветки по часовой стрелке, чтобы точно знать, с какого места читать майнд-карту.

Выбирая символ и рисуя его, мы концентрируем внимание на процессе. Отчасти это и способствует запоминанию информации. Символы должны быть яркими и запоминающимися, чтобы они прочно закрепились у вас в голове.

4. Завершите рисунок

Символы последнего уровня, где заканчивается ваша мысль, кругом обводить уже не надо — на этом этапе будет и так понятно, какой символ к какой ветке относится. Несколько минут уделите на то, чтобы изучить рисунок. Важно, чтобы вы понимали, о чём говорит тот или иной символ.

5. Озвучьте майнд-карту

Проговаривайте вслух: начните с основной темы, двигайтесь по часовой стрелке к подтемам, вспоминая, что вы имели в виду под изображёнными символами.

6. Воспроизведите по памяти

Отложите оригинал майнд-карты и попробуйте нарисовать её на чистом листе бумаги. Восстанавливая рисунок по памяти, можно пользоваться одним цветом, так как в этом случае важна скорость воспроизведения. Если на каком то тезисе вы затормозили — пропустите его.

С помощью майнд-карты легко двигаться от основной мысли к заключительной и запоминать главы книг, дипломов или даже учебники целиком. Подробнее о том, как правильно рисовать майнд-карты, смотрите в этом ролике.

Метод Цицерона

Он подойдёт в случае, когда надо запомнить большой объём информации. Суть метода Цицерона или, как еще его называют, метода лоций, или дворца памяти, в том, чтобы создать непрерывную цепочку из опорных образов, связанных с нужными данными.

Алгоритм по методу Цицерона следующий:

  1. Задайте опорную систему — пространство, связанное с информацией для запоминания. Например: комната, квартира, офис или любое помещение со знакомой вам обстановкой.
  2. Выберите последовательность, с которой вы будете мысленно ходить по этому пространству. Например, по часовой стрелке.
  3. Свяжите нужные данные для запоминания с расположением статичных предметов в этом пространстве. Желательно соблюдать определённую последовательность — это поможет вам легче ориентироваться. Если вам надо запомнить текст для лекции, начните со вступления: свяжите основные его тезисы с предметом, который расположен в начале пути, например, вешалка в прихожей. Переходя к основе доклада, ассоциируйте каждую следующую мысль со следующим предметом интерьера. Связь должна быть крепкой, эмоциональной, физической. Подробнее о «дворце памяти» смотрите в этом видео.
  4. Закрепите связь, повторив мысленную прогулку 2-3 раза.

Метод пиктограмм

Пиктограммы отлично подходят для заучивания стихотворений, литературных отрывков или докладов. Метод основывается на том, чтобы запомнить текст в виде небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл написанного.

Для примера возьмём отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень». Читаем и рисуем:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса

→ осенний моросящий дождь.

Люблю я пышное природы увяданье

→ завядший цветок.

В багрец и в золото одетые леса

→ деревья с багряными и золотыми листьями.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье

→ деревянный домик, ветер.

И мглой волнистою покрыты небеса

→ серое небо с волнистым рисунком.

И редкий солнца луч, и первые морозы

→ через серое небо прорывается солнечный луч и снежинки.

И отдалённые седой зимы угрозы

→ зима в виде бабушки, которая грозит всем кулаком.

Создав такое графическое письмо, положите его перед собой и попробуйте воспроизвести текст. Наверняка вы сможете вспомнить больше, чем при зубрёжке.

Использование рифм

Этим методом можно пользоваться при изучении иностранного и русского языков, а также когда надо запомнить имена, фамилии или географические названия.

Наш мозг запоминает рифмы куда быстрее и прочнее, чем обычные тексты. Именно на этом эффекте и основаны многие рекламные лозунги: «Миринда. Жизнь хороша, когда пьёшь не спеша» или «Свежее дыхание облегчает понимание!».

Ещё в школе на уроках русского языка мы учили глаголы-исключения второго спряжения с помощью стихов:

Гнать, дышать, держать, обидеть. Слышать, видеть, ненавидеть, И зависеть, и терпеть, А ещё смотреть, вертеть.

Для изучения английских глаголов также есть целая поэма, написанная педагогом Александром Пыльцыным:

Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать) Он в окошко fly-flew-flown, (летать) Меня дядя catch-caught-caught, (ловить) К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить) До сих пор я удивлен — Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)


Источник: giphy.com

Срифмовать можно практически любой материал для запоминания. Причём большинство информации останется в памяти уже в процессе сочинения.

Сочинение аббревиатур

Закодировать информацию можно не только с помощью образов, но и слов, начинающихся с тех же самых букв, что и нужные данные. Ярким примером является известная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой зашифрованы цвета радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. С помощью аббревиатур можно закодировать любую последовательность.

Напишите список слов, которые хотите запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий: М В З М Ю С У Н П.

Теперь включите фантазию и попробуйте придумать какое-то связное предложение, слова которого начинаются с этих букв. Вариантов может быть много. Например: «Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт».

С помощью аббревиатур можно не только запомнить нужный материал, но и развить творческие навыки.


Источник: giphy.com

Метод ассоциаций

Существует два вида ассоциаций:

  • прямая (смысловая) — когда мы представляем образы, непосредственно связанные с объектом: Америка = Статуя Свободы;
  • фонетическая — когда мы подбираем слова по схожести звучания: Венеция = венок.

С помощью этого метода можно эффективно запоминать парную информацию, например:

  • страны и их столицы. Столица Италии — Рим. Италия ассоциируется у многих со спагетти, а Рим — с гладиаторами. Представьте себе накачанного гладиатора в доспехах, который плывёт по реке из спагетти.
  • некоторые исторические факты. Например, писатель Александр Дюма родился во Франции. Автор ассоциируется с его произведением — «Три мушкетёра», а Франция — с Эйфелевой башней. Представьте, как писатель в большой шляпе мушкетёра карабкается по Эйфелевой башне.
  • запоминание иностранных слов и их перевода. Часто в этом случае подходит именно фонетическая ассоциация. Разберём эту технологию на примере английского слова wolf (волк).

Чтобы создать образ, следуйте алгоритму:

  1. Представьте себе образ русского слова — огромного серого волка.
  2. Закодируйте слово wolf, подобрав созвучное русское. Например, вулкан.
  3. Соедините эти два образа в одну яркую картинку — представьте, что волк в страхе убегает подальше от извергающегося вулкана. Чтобы закрепить связь, проговорите иностранное слово вслух несколько раз.

Эффект края

Это явление открыл немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз. Суть его в том, что человек быстрее запоминает и точно воспроизводит информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Попробуйте пройти наш небольшой тест на внимательность и запоминание. Посмотрите на ряд слов и постарайтесь их запомнить:

Поезд, книга, радиоволны, стройка, ручка, бутылка, радость, журнал, машина, радуга, подушка.

Наверняка, первыми из списка вы вспомнили слова поезд и подушка. А на середине списка, скорее всего, вы затормозили. Как же тогда помогает эффект края в запоминании информации, если мы можем воспроизвести только начало и конец?

Этот принцип предлагает сначала прочесть текст, который вам надо запомнить, а затем выделить самые сложные его части, начав заучивать их в первую либо в последнюю очередь. Не всегда эффект края срабатывает на 100% — всё зависит от изучаемой информации, но в большинстве случаев он и правда работает.

Метод Фейнмана

Физик-теоретик Ричард Фейнман создал специальный алгоритм обучения, который поможет быстрее и тщательнее изучать любую тему. Суть метода в том, чтобы объяснять новый и сложный материал понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Для начала следует тезисно выписать всё, что вы знаете по теме, которую надо выучить. Затем выделите «пробелы» в знаниях и заполните их, выписывая новые данные максимально простым языком, избегая сложных терминов и длинных формулировок. После этого объедините всю информацию в одну простую историю, запишите её на бумаге и перескажите. Важно, чтобы ваш рассказ был понятен даже младшекласснику.

В истории используйте визуализацию и сравнения, сопровождая их рисунками, графиками и понятными схемами — ведь 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Для удобства можно записать себя на диктофон — это поможет вам обнаружить «белые пятна» во время пересказа и поработать над ними снова.

С помощью метода Фейнмана даже самый скучный и неинтересный материал может стать интересной и увлекательной историей, которую легче понять и запомнить.

Метод массированного запоминания

Этот метод подразумевает конспектирование материала, который вы хотите запомнить. Вам необходимо выписывать основные тезисы от руки, используя списки и нумерацию, а также перефразировать сложные формулировки более понятным языком. Если у вас есть возможность выделять главные пункты прямо в учебнике, то используйте для этого цветные маркеры. Такое минимальное конспектирование поможет вам не только углубиться в материал и запомнить его, но и быстро освежить в памяти основные тезисы.

Интерференция

Суть интерференции в том, что схожие воспоминания со временем смешиваются: новые данные накладываются на похожие старые, что усложняет процесс запоминания.

Например, для разблокировки смартфона вы годами используете один и тот же пин-код или графический символ. Со временем он вам надоедает, и вы меняете его. В первое время при каждой разблокировке, ваша память будет выдавать старый вариант пароля, и вы будете прилагать немного усилий, чтобы вспомнить новый код. Спустя несколько дней или недель вы будете вспоминать уже новую комбинацию, тогда как старый постепенно забудете.

Чтобы уменьшить негативное влияние от интерференции, рекомендуется изучать похожую информацию в разные временные промежутки или разбивать материал на блоки. Важно организовать процесс запоминания так, чтобы изучаемые друг за другом части информации были максимально непохожи.

Полезный лайфхак: если надо выучить большой объём информации, полезно не только разделить материал на блоки, но и изучать их в разных помещениях: в разных частях квартиры, на улице, в транспорте. Такая смена обстановки поможет избежать перемешивания информации при запоминании отдельных частей материала.

Попробуйте воспользоваться каждым из вышеперечисленных методов, когда соберётесь изучать какой-то материал. Так вы поймёте, какой из них подходит вам больше всего, и научитесь запоминать любую информацию быстро и надолго.

Главные выводы

  • Работайте не только с учебным материалом, но и развивайтесь в деле самостоятельно. Даже если вы пока не можете создать свой собственный проект с нуля, постепенно выходите за пределы того, что предлагают учебники и курсы. Сочетание «управляемого» и «независимого» обучения помогает развивать заметные практические навыки.
  • Занимайтесь своими внутренними ресурсами: тренируйте мышление и находите источники мотивации. Для достижения успеха важно иметь цель, к которой вы с интересом будете стремиться. Сделать этот путь более эффективным поможет совершенствование собственной памяти и формирование полезных ежедневных привычек.
  • Развивайте сеть навыков — идеи и техники, полученные в одной области, могут помочь вам в другой. И не стесняйтесь делиться освоенным: публикация тех или иных работ позволит не только выявить ваши слабые места и задокументировать ваш профессиональный рост, но и поможет завести новые важные знакомства.

В этой статье я рассказал много интересного, и действительно ценю то, что вы дочитали текст до конца. Желаю удачи в ходе вашего обучения!

Фрагментирование

Тяжело запоминать не только непонятную, но и слишком объемную информацию. И особенно непонятную и слишком объемную одновременно. Как насчет изучения китайского языка?


Да ладно, там только произношение сложное. Ну, и иероглифы. А грамматика простая. Ну, в смысле, проще, чем в русском

Единственный способ изучить что-то новое – это разбить его на небольшие фрагменты, понять, запомнить и связать в целостную картину.

Фрагмент – осмысленный кусочек информации, к которому всегда можно получить доступ. Фрагмент позволяет не запоминать формулировку, мелкие детали, а только смысл.

Например, я знаю, что Волга впадает в Каспийское море. Это знание из области географии (и немного из области песенного творчества). И если я понимаю, как им пользоваться, оно может принести мне довольно много пользы. Можно найти на карте Волгу, тогда Каспийское море найдется само собой (или наоборот). Можно сказать, в какую сторону течет Волга (на юг). Если подключить еще некоторые познания, можно найти на карте Астрахань или рассказать о политической ситуации в Прикаспийском регионе.

Пример более сложного фрагмента – выражение «приготовить ужин». В двух словах заключен целый вихрь разнообразных смыслов, образов и действий. От выбора продуктов до мытья посуды. Просто все это настолько понятно, что об этом не стоит даже говорить. Приготовление ужина уложено в нашей голове в целостную и неделимую картину, которая состоит из мелких деталей. Поэтому очень важно не просто запомнить фрагмент информации, но и понять его связь с другими фактами в вашей голове и научиться им пользоваться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]