Основные психологические теории поведения человека

Все факты об обществе, взаимоотношениях между людьми, мотивации и эмоциях, которые мы знаем, — это результат многолетнего труда ученых-социологов, психологов и иногда даже маркетологов. Все они тем или иным образом изменили мир и то, как мы его воспринимаем. Перечитали книгу Сэнди Мэнн «Взлом психологии. Все психологические теории в одной книге» и рассказали о 9 самых известных психологических теориях.

Теория восприятия

У нас есть слух, обоняние, зрение и вкус — каналы, через которые информация из мира проникает в нас. Но этого мало, эту информацию еще нужно осознать; процесс осознания и есть восприятие. Благодаря ему мы знаем, как именно пахнет апельсин, и можем отличить его от лимона, а еще соотносим лицо человека с его остальными частями тела, чтобы видеть его в совокупности, а не кусками. Теорий восприятия за всю историю человечества было разработано несколько.

Гештальт-теория восприятия. Мозг постоянно ищет в окружающей среде понятные формы и образы. Поэтому мы легко можем найти прямоугольник в экране телефона, а в облаке — фигуру слона. У гештальт-теории есть три принципа: согласно принципу близости, предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются едино; согласно принципу схожести, объекты, которые по форме или весу похожи между собой, воспринимаются связанно. А незавершенные фигуры вызывают в нас дискомфорт. Поэтому букву «X» мы видим как букву, а не как отдельные линии, — так гласит принцип замкнутости.

Теория прямого восприятия Дж. Гибсона — одного из известнейших психологов XX века — говорит о том, что мы воспринимаем мир через аффордансы — качества и функции объектов, которые помогают нам оценить возможности, предлагаемые этими предметами. Например, ручка нужна для того, чтобы писать, а тень от предмета позволяет нам укрыться от солнца в жару. И только осознавая эти свойства, мы можем воспринимать объект.

Нисходящая теория восприятия Р. Грегори появилась в противовес «восходящей» Дж. Гибсона, и, согласно ей, нам не обязательно анализировать поступающую информацию. Восприятие — лишь гипотеза, которую мы строим на основании увиденного, услышанного или ощущаемого, но мы также можем ошибаться, хотя чаще всего оказываемся правы.

Теория восприятия боли. Согласно этой теории, на восприятие боли влияют не только органы чувств, потому что одна и та же травма может ощущаться у людей по-разному. Например, согласно теории паттернов, у мозга есть собственная типология боли, благодаря которой он идентифицирует тот или иной сигнал. Из-за этого минимальный уровень дискомфорта может быть просто ощущением, но есть определенный порог активации, после которого ощущение уже интерпретируется как боль. Пороги у каждого человека индивидуальные.

Психоанализ

Абсолютно другой подход у психоанализа. Здесь любое действие расценивается, как результат взаимодействия между тремя человеческими сущностями: Я, Оно и Сверх-Я.

Цель Оно добиться удовлетворения потребностей, получить удовольствие. Сверх-Я воплощает интернализированные нормы, правила, установленные в обществе, запреты. Между этими двумя сущностями находится Я, которое пытается упорядочить импульсы, разработать способы защиты личности, разумно смотреть на мир и соответствовать ему.

Поведение человека будет зависеть от силы инстинктов, социальных норм, собственного умения человека выбирать успешные действия, отвечающие определенной цели.

В процессе жизнедеятельности Я не всегда удается справиться, например, с влиянием неудовлетворенных первичных потребностей. В результате оно вырабатывает особые средства защиты.

  • Регрессия в детское поведение и мироощущение возникает из-за неспособности взрослого справиться со своими обязанностями. Воспоминание о детстве, где было безопасно и хорошо, заставляют грустить по тем временам, пытаться найти сильного человека, способного обеспечить защиту, подчиниться ему.
  • Проекция и идентификация связана с переносом мыслей, эмоций, действий на другого человека. Часто подобная защита возникает в молодых парах, когда девушка пытается представить, что ее парень видит мир точно так же, как она. При этом проекция связана с переносом неприемлемых желаний, мыслей, а в процессе идентификации, наоборот, другой человек становится обладателем качеств, которые тебе нравятся.
  • В процессе рационализации используется только та информация, которая способствует социальному одобрению поведения. Курильщик отказывается верить в то, что дым мешает окружающим. Зато он абсолютно уверен, что перекур способствует установке социальных контактов.
  • Вытеснение – еще один защитный механизм, влияющий на поведение. Сознание услужливо способствует забыванию мотивов действий, которые оказываются неприемлемыми.

Еще один защитный механизм – сублимация. Благодаря ему, нерастраченная энергия, связанная с инстинктами, переносится на творчество. Отсюда яркое, нестандартное поведение, умение улучшать гнетущую атмосферу в семье, коллективе.

Теории внимания

Согласно общей теории внимания, наше восприятие работает только тогда, когда мы обращаем свое внимание на определенный стимул. Это может быть как боль, так и происходящие вокруг события. Соответственно, если мы считаем, что что-то заслуживает нашего внимания, то мы ощущаем это в полной мере, в то время как незначительные вещи скорее ускользают от органов чувств, мы их не осознаем и, как следствие, не воспринимаем.

Модель внимания Бродбента. У человека существует селективное, то есть выборочное, внимание — это так называемый сенсорный буфер, установленный в нашей голове и производящий фильтрацию поступающей в мозг информации. Какие-то стимулы он пропускает, и мы реагируем, а какие-то нет — и нас ничто не тревожит.

В противовес этой концепции была выдвинута теория ослабления, автором которой является Энн Мари Трисман — психолог, изучавший селективное внимание. Она придерживается идеи, что сенсорный буфер, придуманный Бродбентом, не удаляет некоторые сигналы, а ослабляет их. Поэтому из нескольких звуков мы можем вычленить главный и сконцентрироваться на нем, а остальные будут приглушенными.

Форма подталкивает полицейских к насилию

По мнению американского психолога Марии Конниковой, форма полицейских не просто ассоциируется у граждан с агрессией, она способна влиять на самих сотрудников правоохранительных органов, порождая вспышки насилия. В статье, опубликованной в журнале «The New Yorker» Конникова утверждает: «Когда полицейские одеваются в защитные костюмы, используемые во время подавления беспорядков, они перестают быть „просто полицейскими“ и начинают чувствовать себя частью всеподавляющего государственного военного аппарата».

Теории памяти

Память — это то, что позволяет нам каждое утро вспоминать, как двигаться, разговаривать, набирать текст на телефоне или готовить завтрак. Этот процесс включает в себя 3 этапа:

  • откладывание информации (кодирование)
  • хранение информации
  • извлечение информации

Все существующие теории памяти призваны объяснить то, как мы храним и используем информацию. Вот основные три:

Согласно многоэтажной модели памяти Аткинсона — Шиффрина, человек обладает тремя основными системами памяти: сенсорная (первичная информация, которая долго не хранится), кратковременная (активная обработка информации в течение 20–30 секунд) и долговременная (информация, которую мы помним почти всегда).

Модель рабочей памяти Бэддели и Хитча возникла в противовес выявленным в предыдущей теории недочетам. Авторы концепции разделили краткосрочную память на три части — центральный управляющий элемент, фонологическая петля и зрительно-пространственный набросок. Центральный управляющий элемент нужен для того, чтобы получать и хранить сенсорную информацию, а затем распределять ее по двум другим каналам: звуковую — в фонологическую петлю, зрительную — в зрительно-пространственный набросок. Также они ввели понятие эпизодического буфера, который связывает всю информацию в единое целое. С помощью него объект воспринимается не по частям, а как совокупность зрительной, звуковой и вербальной информации.

Модель уровней обработки Крэйка и Локхарта концентрируется больше на долговременной памяти. Согласно многоэтажной модели, информация из краткосрочной памяти в долгосрочную переходит путем многократного повторения. Ученые Крэйк и Локхарт считают, что это не обязательно. Если мы сталкиваемся с проблемой, связанной с каким-то решением или событием, то через тщательную и многостороннюю обработку мы запомним эту информацию — даже без заучивания.

Преднамеренная позиция

Если вы хотите получить четкое представление о теории разума, лучше всего прочитать статью Деннета, которая вышла в 1987 году. Все следующие работы, посвященные теории разума, являются просто вариациями того, что изложено в «Преднамеренной позиции». В своей работе Деннетт устанавливает основные термины для работы теории разума: желания — то, что хотят люди, и убеждения — то, что они знают. Люди используют то, что знают, чтобы получить то, что чего они хотят. Деннет утверждает, что существуют исчисления того, как убеждения и желания работают вместе, но для выполнения этих вычислений, необходимо принять намеренную позицию.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Теории обучения

Обучение — всем нам давно известный процесс, который определяется как постоянное изменение поведения в результате получения знаний и опыта. Здесь также есть три основные теории.

Теория классических рефлексов. Ее принцип работы отлично иллюстрирует всем известный эксперимент с собакой Павлова. Если собаке регулярно перед приемом пищи давать какой-то сигнал, то она будет реагировать обильным слюноотделением не на сам факт пищи, а на сигнал — он у нее на уровне рефлексов будет ассоциироваться с едой.

Теория оперантных условных рефлексов. Основывается на использовании не какого-то сигнала, а системы поощрений или наказаний. Если вы, например, поставили себе задачу на день и смогли ее выполнить, то для закрепления результата и повторения позитивного поведения вам необходимо себя похвалить. Например, отдыхом, вкусной едой или чем-то еще, что вас обрадует.

Теория социального научения подразумевает обучение в коллективе. То есть человек овладевает навыками через наблюдение или подражание (еще его называют моделированием). Эта теория отличается от остальных двух тем, что обращается не только к рефлексам, но и к протекающим в голове когнитивным процессам.

Зевота нужна, чтобы держать мозг в тонусе

По мнению Эндрю Гэллапа, доцента кафедры психологии Государственного университета Нью-Йорка, у зевоты есть важные биологические и психологические функции. Гэллап полагает, что люди зевают, во-первых, чтобы обеспечить мозгу нормальную температуру и повысить эффективность его работы, во-вторых, чтобы призвать окружающих ко вниманию (это объясняет, почему зевота так заразительна), в третьих, зевота может быть реакцией на прекращение приёма некоторых лекарственных препаратов.

Теория эмоций

Долгие годы ученые изучали эмоции, откуда они берутся и как проявляются, но, что самое главное, исследователей всегда интересовал вопрос, что происходит в голове у человека, когда он испытывает эмоции. Самая известная концепция — это двухфакторная теория эмоций Шехтера и Сингера. Согласно их идее, переживание эмоций основано на двух факторах: физиологическом возбуждении и когнитивной интерпретации.

Раньше, то есть до 1962 года — года, когда эта теория появилась, — было принято считать, что эмоции основаны исключительно на физиологии, и умственная обработка не имеет к ним никакого отношения. Двухфакторная теория говорит о том, что сначала, когда мы испытываем какую-либо эмоцию, происходит физиологическое возбуждение, после чего мы начинаем искать в окружающем мире подсказки, чтобы правильно его интерпретировать. Если, например, мы потеем, потому что бежали на автобус, то это не будет восприниматься как эмоция. А если не находим объективного объяснения происходящему (потому что никуда не бежали), то начинаем это интерпретировать как волнение, страх или что-то еще. И только тогда мы осознаем конкретное физиологическое проявление как эмоцию.

Шаблон цели

Когда мы ищем выход из сложной ситуации, например, пытаемся перейти улицу с оживленным трафиком, в первую очередь мы должны определить для себя главный источник опасности.

«Шаблон целей» — это руководство для поиска подобных массивов стимулированных комплексов. И в этом вам могут помочь… видеоигры. Несмотря на то, что многие говорят о вреде видеоигр в большом количестве, на самом деле в них есть и положительные моменты. Например, они являются идеальным тренажером для поиска и выявления опасностей и сканирования сложных ситуаций. И чем больше игра ориентирована на действия, тем больший вы получаете импульс для тренировки вашего внимания.

И тут я сразу вспомнила о том, как невропатолог ребенка моей подруги сказала: «А вот в это ему лучше играть почаще!» после того, как она увидела одну из игр на wii. «Хорошо развивает мелкую моторику и сообразительность!» — на прощание добавила продвинутая тетенька-врач. И было это лет 5 назад :)

Теории интеллекта

Помимо того, что такое эмоции и как они появляются, ученых не меньше занимал вопрос интеллекта. Исследователи пытались решить, как его измерить, отличается ли интеллект одного человека от интеллекта другого, и что на это влияет. Здесь существует две самые крупные теории.

Двухфакторная теория Спирмена. На интеллект влияют два типа факторов: общие и специфические. Общий фактор — это врожденная и универсальная способность, свойственная каждому, а специфический — это приобретенные навыки, которые у людей могут отличаться в зависимости от их опыта, знаний и интересов. То есть, например, музыкант-скрипач, вероятнее всего, умеет ходить и разговаривать, но, помимо этого, обладает еще и музыкальными навыками.

Теория множественного интеллекта Гарднера. Согласно этой теории, у человека есть 9 видов интеллекта, каждый из которых отвечает за какую-то определенную область человеческой деятельности. К ним относятся вербальный, музыкальный, логико-математический, образный, телесный, социальный, внутриличностный, природный и философский интеллекты.

Мытье рук помогает избавиться от чувства вины

Многие исследования утверждают, что между моральной и физической чистотой есть связь. Психологи Чен-Бо Чжон и Кэти Лильенквист попросили участников своего эксперимента переписать от руки рассказ об этичном или неэтичном поступке (помощь коллеге или вредное вмешательство в его работу), а затем попросили их оценить привлекательность разных продуктов. Люди, писавшие о неэтичных поступках, выше оценили продукты, связанные с гигиеной — мыло и зубную пасту.

В 2013 году оксфордские ученые трижды пытались воспроизвести этот феномен на участниках из Британии, США и Индии, но все попытки оказались тщетными. Они не утверждают, что между моральной и физической чистотой совсем нет связи, но замечают, что представления об этом феномене стоит внимательно пересмотреть. Еще одно исследование 2011 года тоже не смогло воспроизвести эти результаты.

Теории мотивации

Мотивация — это внутренний или внешний стимул, который вдохновляет нас на совершение определенного действия. Все теории мотивации делятся на содержательные и процессуальные. Содержательные теории предметом исследования выдвигают выявление человеческих потребностей, которые двигают нами в вопросах принятия решений. Процессуальные теории изучают мотивацию в принципе, откуда она берется и как сохраняется.

Теория иерархии потребностей Маслоу. Треугольник, или пирамида, Маслоу известен нам еще со времен школьных уроков обществознания. Все потребности делятся на: физиологические, потребность в безопасности, социальные потребности, потребность в самоуважении и потребность в самоактуализации. Первые четыре потребности считаются основными потребностями, без удовлетворения которых человек не сможет удовлетворить потребность «высшего уровня», т. е. потребность в самоактуализации.

Двухфакторная теория Герцберга. Ее также называют мотивационной гигиеной. Согласно этой концепции, существует два набора характеристик, влияющих на удовлетворенность. Первый набор — это факторы, присутствие которых повышает удовлетворение, второй набор — факторы, отсутствие которых повышает удовлетворение.

Теория ожиданий Врума, в отличие от предыдущих двух, является процессуальной концепцией. По мысли Виктора Гарольда Врума, человека на совершение действия мотивируют 3 фактора: ожидание (если я буду стараться, то все получится), содействие (если я буду стараться, меня вознаградят) и валентность (я очень хочу получить вознаграждение).

У младенцев есть врожденное умение имитировать

Возьмите практически любое введение в психологию, и вы найдете рассказ об исследованиях 1970-х годов, доказывающих, что люди рождаются с навыком имитации, сопровождающийся черно-белыми фотографиями человека, высовывающего язык, и младенца, отвечающего тем же.

Но исследование 2021 года не нашло доказательств этой гипотезы. Жанин Остенброк и ее коллеги четыре раза протестировали 106 младенцев в возрасте от недели до двух месяцев. Исследователи изображали разные выражения лица в течение минуты и записывали ответную реакцию ребенка.

Это исследование было более обстоятельным, чем предыдущие, поскольку в нем использовалось около десятка разных выражений и звуков. Но никаких подтверждений гипотезы не нашлось. Психологи Ричард Кук и Дэниел Йон замечают: вероятно, люди не рождаются со способностью имитации, а учатся ей постепенно.

Теории социальной психологии

Люди — существа социальные, которые предпочитают групповую работу, а не индивидуальную. Нам важно быть частью чего-то большего — семьи, рабочего коллектива или группы по интересам. И так или иначе люди внутри своего коллектива влияют друг на друга, что и пытаются объяснить многие социально-психологические теории.

Хоторнский эффект. Назван так в честь эксперимента на предприятии в городе Хоторн, где на протяжении нескольких лет группа исследователей наблюдала за рабочими, чтобы выяснить, как освещение влияет на эффективность труда. Хоторнский эффект стал косвенным результатом исследования, благодаря которому было выявлено, что не условия труда влияют на результат, а факт наличия наблюдающего, который следил за их работой.

Теория влияния меньшинства. Принято думать, что большинство обычно влияет на меньшинство, но эксперименты доказали абсолютно обратное. Если меньшинство ведет себя логично, последовательно, уверенно и убедительно, то оно может оказать влияние на общество. Поэтому один-единственный человек может вести за собой нацию или, например, стать катализатором революции.

Теория социального сравнения. Изначально каждому человеку кажется, что он смелее, добрее или правильнее остального большинства. Однако многие эксперименты показали, что в ходе группового обсуждения участники обнаруживали, что другие люди в чем-то сильнее или добрее их, в чем-то придерживаются лучших идеалов и ценностей. И тогда все участники начинали стараться показывать себя в выгодном свете, чтобы не отставать от группы.

Самоутверждение. Я — самая обаятельная и привлекательная!

Часто положительные самоутверждения делают людей сильнее внутренне и дает им гораздо больше шансов на успех в достижении задуманного. Однако, и в этом подходе есть определенный риск. Недавнее исследование показало, что слишком самоуверенным людям в случае неудачи иногда бывает очень сложно начать что-то заново. И то, насколько близко к сердцу вы приняли эту неудачу, может показать, что шансов на успех у вас в вашей дальнейшей деятельности, на самом деле, гораздо меньше, чем вы думали.

Теории отношений

Психологи долгие годы изучают вопрос того, как у одного человека формируется отношение к другому человеку, событию или мнению. По их мнению, отношение состоит из трех компонентов: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. И любое отношение может стать причиной определенного действия, поэтому ученым важно было узнать, можно ли повлиять на это отношение, тем самым изменив и последующее поведение. Вот три основные теории.

Теория обоснованных действий. Согласно этой теории, на наше поведение влияет отношение к этому поведению (положительное или отрицательное) и социальные нормы (взгляды окружающих нас людей на подобное поведение). Например, если человек положительно относится к курению, а его семья выступает против, то эти два фактора будут влиять на принятие решения, курить или нет.

Теория запланированного поведения. Подразумевается, что для каждого поведения есть свое когнитивное объяснение. Например, вы решаете сесть на диету, потому что считаете, что это будет полезно для здоровья. Или решаете остаться дома и никуда не идти, потому что на улице дождь.

Модель вероятности сознательной обработки информации. Эта теория объясняет, как человек формирует или меняет свое отношение. Есть два способа: центральный и периферийный. Центральный способ заключается в осознанной обработке информации, сравнении преимуществ и недостатков определенного действия. Свойственен тем людям, которые мотивированы на какие-либо изменения и ищут пути их реализации. Периферийный способ задействует не глубокую обработку информации, а чувства и эмоции людей. То есть человек скорее изменит свое мнение, если аргументы приводит тот, кто ему нравится, независимо от качества аргументов.

Темная триада

Темная триада — это сочетание нарциссизма, психопатии и макиавеллизма (грубая сила, пренебрежение нормами морали и тому подобное). И это не только звучит плохо. Это действительно плохо в большинстве случаев. Обычно, это люди, которые приносят окружающим довольно много страданий и неприятностей, а любить такого тирана — настоящая пытка. Но, тем не менее, во время исследований было выяснено, что именно эти черты способствуют продвижению по карьерной лестнице. Люди, обладающие подобными чертами, невероятно настойчивы и производительны. Более того, они превосходят своих более добросовестных, немного обсессивно-компульсивных (склонных к повторяющимся действиям) коллег.

Рефлексологическое направление

Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.

Рефлексология: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев

Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение. Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».

И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах. Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации. Павлов ввел понятие «первая сигнальная система», которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.

В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах. Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива.

Критические моменты в становлении личности по Эриксону

Переход от одного этапа к другому сопровождается личностным кризисом. Ведь перед человеком открываются новые пути развития. На то, каким будет исход кризиса, влияет выбор самого человека.

Одним из важнейших этапов в теории Эриксона является отрочество, на которое выпадает подростковый возраст. Помимо отличий взглядов Фрейда на данный возраст (возникновение психосексуального конфликта), ученый указывает и на другие проблемы, свойственные данному возрасту. У подростков зарождаются собственные взгляды на мир.

Они идеализируют то, какими должны быть семья или религия. Эти идеалы – весьма далеки от несовершенных, но реально существующих семей, религий, общественных институтов. Подросток уверен, что воплотить идеал – не сложнее, чем мечтать о нем.

Главным конфликтом ранней зрелости Эриксон считает возможность построения близких взаимоотношений. Но ученый понимает под ними не только и не столько физическую близость, хотя в браке эти факторы связаны. Под близостью ученый понимает следующее: человек должен научиться откровенности без боязни потерять самого себя.

На этапе средней зрелости индивидуум колеблется между самопоглощенностью и интересом к другим людям, судьбам поколений. У большинства взрослых дети уже становятся к этому моменту подростками (по крайней мере, так считал в свое время Эриксон). Люди могут с полной самоотдачей посвятить себя избранному делу.

На последнем этапе большую роль играют факторы развития личности предыдущий стадий. Если человек ощущает удовлетворение от прожитой жизни, оглядываясь на прожитые годы, он будет ощущать цельность и спокойствие. Если же пройденный путь будет казаться чередой ошибок и потерянных возможностей, он будет трагически сознавать, что упущенную жизнь не вернешь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]