Зависимое поведение и его формы – какая профилактика наиболее эффективна


Что такое зависимость


Фото автора Matilda Wormwood: Pexels
Зависимость – это непреодолимое влечение к чему-либо, то есть к объектам, веществам, даже людям.

Можно выделить несколько признаков зависимого поведения:

  • человек испытывает потребность совершать определенные действия, без которых испытывает дискомфорт;
  • направляет всю свою активность именно на удовлетворение своей зависимости, при этом отказываясь от саморазвития, отодвигая на второй план любые другие жизненные цели и мечты;
  • человек теряет социальные связи, они утрачивают для него значимость;
  • отрицает факт наличия у себя проблемы;
  • терпит неудачи в карьере, личной жизни, в тяжелых случаях зависимости оказывается в ситуации материального неблагополучия, поскольку все денежные средства уходят на удовлетворения своей аддикции.

Чем больше человек потакает своему зависимому поведению, тем больше оно усугубляется. Организм быстро адаптируется, поэтому человеку приходится все больше увеличивать «дозу». В конечном итоге организм уже не может существовать без источника своей зависимости, а человек привыкает к нему как психологически, так и физиологически.

И если раньше человек понимал, что при необходимости, может себя контролировать, то, незаметно для себя, теряет этот контроль. Его жизнь начинает полностью подчиняться аддитивному поведению.

Что такое аддикция в психологии — виды, этапы формирования и профилактика у подростков и взрослых

Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Посадив человека на «эмоциональный крючок» им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью зависимости. Человек фактически зависит не от препарата, а от эмоций. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.

В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются алкогольная аддикция, наркотическая аддикция, токсикомания, лекарственная аддикция, табакокурение, игровые аддикции, трудоголизм, компьютерная аддикци, секс-аддикции, пищевые зависимости.

Все эти типы поведения питает мощная сила подсознания и это придаёт им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения.

Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести от поведения граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости.

Главная причина всех аддиктивных расстройств – спорная тема, нераскрытая до сих пор.

Аддиктивное поведение с точки зрения классического психоанализа (Зигмунд Фрейд)

«Классический психоанализ рассматривает поведение индивида как результат взаимодействия трех ключевых субсистем личности: ид, эго и суперэго».

Где ид – «бессознательное, психическое, оно насыщено энергией влечений и инстинктов, в первую очередь — сексуальной. Эго — психика связанная с внешним миром, управляет Ид, в соответствии с требованиями реальности. Суперэго – система ценностей, социальных норм, этики». Когда требования Эго, Ид и Суперэго, не совпадают друг с другом. И более того противоречат друг, другу возникает личностный конфликт. И если Эго не может рационально справиться с этим конфликтом, то человек включая механизмы психологической защиты.

Если же механизмы психологической защиты не помогают, то человек использует объекты способные утешить его (увести в мир иллюзий, где нет проблем). Постепенно он привыкает к ним и становится зависимым от них.

Так же, для понимания зависимого поведения, психоаналитики обращаются к сексуальным стадиям развития личности Так «у людей, имеющих такие проблемы, как переедание, курение, болтливость, злоупотребление спиртными напитками, психоаналитики отмечают фиксацию на оральной стадии сексуального развития (оральную фиксацию удовольствия)». А такой феномен как наркомания психоаналитики рассматривают «как мастурбацию, которая является основной формой сексуальной активности в подростковом возрасте».

Аддиктивное поведение с точки зрения эго-психологии (Э.Эриксон)

Центральной, для созданной Эриком Эриксоном, теории эгопсихологии является положение о том, что: человек за свою жизнь проходит через восемь, универсальных для всего человечества стадий.

Каждая стадия наступает в определенное для нее время (так называемый критический период), а полноценно функциональная личность формируется только путем прохождения через все стадии развития. Характерная же модель поведения человека зависит от того, каким образом, он будет решать кризисы на данной стадии развития С позиций эгопсихологии зависимое поведение объясняется как неразрешенный конфликт зависимость – независимость (автономность).

Так же на возникновение зависимого поведения с точки зрения эгопсихологии, влияет проблема идентификации своего Я.

Аддиктивное поведение с точки зрения индивидуальной психологии (Альфред Адлер)

«А. Адлер первым обратил внимание на феномен неполноценности как источник самосовершенствования». Он считал, что для того, что бы понять поведение человека, надо выяснить, в чем человек чувствует себя неполноценным и как он преодолевает свою неполноценность, а также какие цели он ставит при ее преодолении. Аддиктивное же поведение с точки зрения индивидуальной психологии – это бегство от реальности, вызванное стремлением человека преодолеть свой комплекс неполноценности.

Аддиктивное поведение с точки зрения феноменологического направления гуманистической психологии (Карл Роджерс)

Феноменологическое направление отрицает, что окружающий нас мир есть нечто, существующее само по себе, как неизменная действительность, сама по себе.

Утверждается, что материальная или объективная действительность, это реальность сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком, в данный момент времени. Поэтому поведение человека нужно рассматривать через призму его субъективного восприятия и понимания действительности.

Соответственно на возникновение аддиктивного поведение, влияет субъективная способность постигать действительность.

Аддиктивное поведение с точки зрения с точки зрения трансактного анализа (Э.Берн)

Трансактный анализ (от англ. transaction — сделка) — психотерапевтический метод, разработанный американским психиатром Эриком Берном. Берн разработал понятие «психологическая игра».

Игра в трансактном анализе – это форма поведения, со скрытым мотивом, при которой один из субъектов получает психологическое или другое преимущество. Аддиктивное поведение на его взгляд, тоже является не чем иным, как своего рода психологической игрой. Например «Употребление спиртного позволяет человеку манипулировать чувствами и действиями окружающих. При этом употребление спиртного важно не само по себе, а как процесс, ведущий к состоянию похмелья».

Формы зависимого поведения

Когда речь заходит о зависимом поведении, то большинству на ум приходят алкоголики или люди, страдающие наркотической зависимостью, однако, у аддикций достаточно много форм. Некоторые из них социально неприемлемы, другие же, если не поощряются обществом, то уж точно не осуждаются:

  • зависимость от химических веществ – алкоголь, табак, наркотические средства и пр.;
  • психологическая зависимость и созависимость от другого человека;
  • пищевая зависимость;
  • зависимость от телефона, компьютера, интернет-зависимость;
  • игровая зависимость;
  • трудоголизм;
  • шопоголизм;
  • зависимость от адреналина и так далее.

Терапия зависимых клиентов

В психотерапии зависимых клиентов мы постепенно погружаемся в осознавание детского опыта, через переживание остановленных чувств тревоги, обиды, тоски и одиночества рядом с терапевтом. Терапевт в данном случае и выполняет роль «хорошей заботливой матери», обеспечивая клиенту опыт сеттинга, холдинга и контейнирования в тех формах, которые возможны в клиент-терапевтических отношениях.

В психотерапии зависимого поведения клиент учится выдерживать дистанцию в отношениях, выдерживать тревогу в «пре-контактной зоне», опираясь на себя и свою автономию, не пугаясь отвержения и последующего чувства «брошенности», одиночества и беспомощности.

Задача терапии — сформировать и присвоить образ «хорошей матери» для себя самого и постепенно пройти психологическую сепарацию от символической матери-терапевта, обретя качества своей внутренней целостной идентичности и опыта опоры на нее.

Источник

Причины зависимого поведения

Аддиктивное поведение – это способ уйти от реальности. Все люди стремятся к тому, чтобы получать удовольствие и избегать страдания.


Зависимость и аддиктивное поведение

Обычно удовольствие приносит достижение целей, выстраивание гармоничных открытых взаимоотношений с окружающими, реализация творческих планов, профессиональные успехи, создание крепкой семьи, удовлетворение своей жизнью, рождение и воспитание детей, занятия хобби, различные увлечения.

Но если в жизни человека этого нет, если он чувствует себя нереализованным, видит жизнь в серых красках, у него могут возникать различные аддикции. Любая форма зависимого поведения приносит человеку удовольствие. К сожалению, это удовольствие не может изменить общую неудовлетворенность своей жизнью, и заканчивается в момент, когда человек откладывает телефон, или трезвеет, или отказывается от еды.

Поэтому, чтобы вернуть чувство мнимого «счастья», человек вновь возвращается к тому, что приносит ему удовольствие, не готовый искать в себе силы, чтобы изменить свою жизнь.

Другая причина зависимости – способ избежать страдания. Когда у человека есть внутренний конфликт, негативные эмоции, депрессия, повышенная тревожность, ему легче «окунуться» в свою зависимость, чем посмотреть правде в глаза, смириться с внутренней болью и попытаться ее преодолеть.

В любом случае, зависимость – это способ избежать ответственности за свою жизнь, за принятие решений, за перемены.

Факторы, повышающие риск возникновения зависимости:

  • генетические – склонность к зависимому поведению передается по наследству из-за толерантности нейромедиаторных систем к различным веществам;
  • социальные – дети, которые росли в дисфункциональных семьях, или в неблагоприятной окружающей среде, или если кто-то в семье страдал от зависимости;
  • наличие психопатических наклонностей или акцентуаций характера;
  • заниженная самооценка, комплекс неполноценности, зависимость от мнения окружающих, неспособность осознать свое собственное «Я», отдельное от родителей пр.

Это условия, которые могут спровоцировать развитие зависимости к чему-либо, но многое зависит от самой личности, ее образа жизни, решений, которые она принимает и жизненных ценностей.

Склонность к различным аддикциям в современной семье 1982

Постановка проблемы

Распространение различных видов зависимого поведения (наркомания, алкоголизм, токсикомания, игромания, интернет-зависимость и др.) представляет собой серьезную угрозу для современного общества и требует объединения усилий специалистов различного профиля. Глубокое понимание причин, механизмов и факторов возникновения зависимости подразумевает обращение внимания как на личностные особенности аддиктов, так и на внешние, в частности на социально-психологические условия развития склонности к аддиктивному поведению. Последний аспект подразумевает серьезное исследование ближайшего окружения зависимых лиц, при этом в первую очередь речь идет о семье.

Именно в семье происходит первичная социализация ребенка, его адаптация к меняющимся жизненным обстоятельствам, формирование определенных когнитивных схем и паттернов поведения, поз­воляющих более или менее адекватно воспринимать и решать те или иные проблемы. Большинство отклонений в поведении зависимых лиц имеет единую основу — неправильную систему семейного воспитания, что обусловливает личностную незрелость, социальную дезадаптированность ребенка, большое количество внутриличностных проблем и ограниченный набор способов их разрешения. Для такой личности аддиктивная активность выступает одним из наиболее легких и притягательных путей развития.

Аддиктивное поведение предоставляет человеку наиболее простую возможность ухода от решения насущных проблем, способ мнимого избавления от кризисных переживаний, оно является максимально заманчивым способом убежать от себя, избежать сложного процесса личностного становления и развития. В основе зависимости, с точки зрения Ц. П. Короленко, лежит стремление к уходу от реальности путем достижения измененного состояния сознания посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [1].

Многие исследователи видят психологические корни зависимости именно в семье, в нарушении нормального взаимодействия между родителями и детьми, причем это касается как химических, так и нехимических зависимостей. В частности, при изучении наркомании психологи считают, что семья может выступать как фактор 1) формирования преднаркотической ситуации, 2) фиксации психо­логической зависимости от наркотиков, 3) продолжения приема наркотиков, 4) эффективности терапевтической и ре­абилитационной работы [7].

Более того, именно наркотическая зависимость (в сравнении с алкогольной, токсикоманической и т. д.) рассматривается учеными как семейный аддиктивный паттерн, т. е. феномен, развивающийся именно в семье и являющийся типичным для всей семейной ситуации [6]. Иными словами, сама семейная атмосфера потенциального и реального наркомана является аддиктогенной, в такой семье и другие ее члены обнаруживают личностные изменения, связанные со склонностью к зависимости. Так, исследования семей, в которых у одного из членов выявлялась наркозависимость, показали, что аддиктивные формы поведения присущи не только наркоману, но и одному из родителей (чаще отцу). Аддиктивное поведение у родственника наркомана проявлялось в виде: трудоголизма (38,7 % случаев), сверхценных увлечений, в частности, «паранойи здоровья» (22,6 % случаев), алкогольной зависимости (16,1 % случаев), гемблинга (зависимости от азартных игр) (12,9 % случаев), религиозного фанатизма (9,7 % случаев) [5].

Таким образом, сама система семейных отношений является мощным источником возникновения у ребенка личностных особенностей, которые формируют психологическую потребность в наркомании, алкоголизме и т. д.

Характеристики исследования

Наше исследование основывалось на взглядах в отношении зависимого поведения В. Д. Менделевича, Р. Борнштейна (R. Bornstein), психологии семьи и семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллера.

Обратимся к результатам исследования, направленного на выявление тех патологизирующих особенностей семьи, которые способствуют развитию психологической склонности к зависимому поведению.

Целью
исследования
явилось определение различий в межличностной и химической зависимостях в полных и неполных семьях и в семьях с разными стилями родительского воспитания.

Гипотезой

исследования выступило предположение, что показатели химической и межличностной зависимостей выше: 1) в неполных семьях, чем в полных, 2) в семьях с родительской гипер- и гипопротекцией, чем в семьях с приятным стилем воспитания.

Характеристика выборки

. Исследование было посвящено изучению психологической склонности к наркотической, алкогольной зависимостям и выраженности межличностной зависимости у молодых людей, воспитывавшихся в условиях полных и неполных семей и оставшихся без попечения родителей. В исследовании приняли участие 155 старшеклассников школ г. Воронежа (77 юношей и 78 девушек) в возрасте 16—17 лет, среди них 42 человека из полных семей, 40 человек, воспитывавших­ся без отца, 38 человек — без матери, 35 человек, оставшихся без попечения родителей, а также 110 студентов Воро­нежского государственного университе­та (56 девушек и 54 юноши) из полных семей в возрасте 17—19 лет.Общее чис­ло респондентов — 265 чел.

В качестве диагностического инструментария использовались:

1) «тест профиля отношений» Р. Борнштейна (R. Bornstein) (адаптация О. П. Макушиной), нацеленный на выявление трех параметров:

а) деструктивной межличностной зависимости (проявляющейся в стремлении получать помощь, поддержку, защиту со стороны значимого лица при отсутствии реальнойнеобходимости в этом);

б) здоровой зависимости (т. е. умения устанавливать долговременные эмоциональные отношения);

в) деструктивного отделения (избегание длительных межличностных отношений, неспособность человека устанавливать тесные отношения привязанности) [3; 11];

2) опросник «Склонность к зависимому поведению» В. Д. Менделевича, позволяющий диагностировать психоломании и алкоголизму [5];

3) опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса [2]. Цель методики «Анализ семейной тревоги» — изучение общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье, как он воспринимает себя в семье. Под семейной тревогой понимаются состояния беспокойства, неуверенности, вызванные семейной ситуацией, которые нередко являются плохо осознаваемыми и трудно локализуемыми. Важными составляющими семейной тревоги являются также ощущения беспомощности и неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье вне зависимости от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности. Наряду с общим показателем семейной тревоги опросник АСТ позволяет выявить более частные показатели семейного неблаго­получия: семейную вину, тревожность и напряженность. Семейная вина члена семьи — это неадекватное ощущение ин­дивидом ответственности за все отрицательное, что происходит в семье. Семей­ная тревожность — ощущение, что ситу­ация в семье не зависит от собственных усилий человека. Семейная напряженность отражает ощущение, что выполне­ние семейных обязанностей представля­ет собой непосильную задачу для индивида;

4) опросник «Стиль семейного воспитания» (АСВ — «зеркало») Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса [10]. Методи­ка позволяет выявить такие характеристики воспитательного процесса, как уровень протекции ребенка, полнота удовлетворения его потребностей, наличие требований к ребенку, степень строгости запретов и санкций (наказаний), а также обобщенный показатель неустойчивости стиля воспитания

Обработка данных осуществлялась с помощью методов математической статистики. Для компьютерной обработки результатов применялся статистический пакет «Статистика» («STATISTICA 6.0»).

Результаты исследования

Средние значения показателей зависимости по данным опросников В. Д. Мен­делевича и Р. Борнштейна представлены в табл. 1 и 2. Для установления достоверности различий между средними значения­ми использовался параметрический критерий Стьюдента.

Статистическая обработка полученных данных позволяет говорить о наличии значимых различий в степени выраженности параметров межличностной и химической зависимостей. Как видно из табл. 1 и 2, старшеклассники, не имеющие родителей, отличаются от молодых людей из полных семей значимо более высокими показателями как химической (особенно алкогольной (p < 0,001)), так и межличностной зависимостей (p < < 0,01), за исключением параметра здоровой зависимости, по которому значимых различий не установлено.

В группе испытуемых из неполных семей по типу «материнских»

Таблица 1

Средние значения показателей межличностной зависимости в группах испытуемых (n = 155)

Таблица 2

Средние значения показателей химической зависимости в группах испытуемых (n

= 155)

(в которых отсутствует отец) обнаружены достоверно более высокие показатели склонности к химической зависимости — наркомании (p < 0,001) и алкоголизму (p < 0,01).

Для группы испытуемых из неполных семей по типу «отцовских» (в которых отсутствует мать) характерны значимо более низкие показатели деструктивной и здоровой зависимости, склонности к наркомании и алкоголизму (p < < 0,001) и достоверно более высокий уровень деструктивного отделения (p < < 0,01) в сравнении с испытуемыми из полных семей.

Таким образом, проживание без родителей создает очень мощную основу для развития разных видов зависимости — как межличностной, так и химической. По всей видимости, тотальное нарушение семейной структуры, отсутствие и матери и отца принципиальным образом искажает развитие личности ребенка, нарушает естественные механизмы формирования здоровой зависимости, следствием чего выступает чрезмерно выраженная потребность в зависимых отношениях как с людьми, так и с психоактивными веществами. Причем данные отношения зависимости одновременно актуализируют деструктивное стремле­ние к отделению от других людей, что указывает на конфликтный характер межличностной зависимости у таких юношей — одинаково сильные параллельные стремления как к сближению с людьми, так и к отдалению от них. Данный внутренний конфликт, скорее всего, подтолкнет такую личность в сторону выбора химического препарата как заместителя родительских фигур, поэтому, с нашей точки зрения, молодой человек, рано лишившийся родителей, подвержен повышенному «фактору риска» развития химической зависимости.

Воспитание в неполной семье без отца выступает важнейшей основой для развития склонности к наркомании. Можно предположить, что наркотическим веществом подросток пытается найти замену отцовской фигуре (наркотик представляет собой наиболее мощный объект зависимости, вызывающий ста­бильно сильные изменения в ощущениях, а сила и стабильность — это проявления, которые часто ассоциируются с фигурой отца).

Воспитание в семье без матери создает очень интересную картину, на первый взгляд, относительно неопасную — пока­затели всех видов зависимостей у испытуемых данной группы снижены. Однако обращает на себя внимание факт чрезмерно высокого уровня деструктивного отделения — по всей видимости, воспитание ребенка в семье без матери не столько вызывает у него необходимость в заместительных зависимых отношениях, сколько создает проблемы в области развития межличностных отношений в целом. Можно предположить, что отсутствие у ребенка возможности общаться с матерью жестко блокирует естественную потребность человека в общении и неестественным образом усиливает стремление к деструктивному отделению.

Таким образом, воспитание ребенка без участия родителей в условиях неполной семьи является крайне неблагоприятным с точки зрения вероятности развития у него психологической склонности к зависимому поведению. Данные категории подростков и молодых людей требуют самого пристального внимания психологов, ибо своевременная работа с зависимой личностью имеет колоссальное профилактическое значение, позволяет предотвратить выбор человека в пользу развития зависимого поведения.

Однако нельзя забывать, что и полная семья не всегда благополучна, и в полной семье возможны такие особенности взаимоотношений с родителями, которые могут выступать в качестве, например, наркогенных факторов. Далее речь пойдет о результатах нашего исследования, направленного на изучение психологической склонности к наркомании у студентов, проживающих в семьях с разными характеристиками семейных отношений, с различными типами родительского воспитания.

Проведенный корреляционный анализ показывает, что психологическая склонность к наркомании положительно связана с переживанием чувства вины в семье (r = 0,41; p < 0,01), семейной трево­гой (r = 0,42; p < 0,01) и такими характеристиками семейного воспитания, как гиперпротекция (r = 0,48; p < 0,01), не­удовлетворение потребностей ребенка (r = 0,49; p < 0,01), вынесение конфликта между родителями в сферу воспитания ребенка (r = 0,37; p < 0,05).

Итак, потенциальная наркотическая зависимость связана с неблагоприятными признаками обстановки в семье: для развития предрасположенности к наркомании характерно противоречивое, конфликтное воспитание: с одной стороны, доминирует гиперпротекция, а с другой — неудовлетворение потребностей ребенка, да и сами конфликтные отношения между родителями выносятся в сферу отношений с ребенком. Такая ситуация, возможно, приводит к развитию у ребенка гиперответственности за происходящее в семье, а неспособность справиться с ответственностью вызывает чувство вины, следствием чего выступает уход в наркоманию.

С целью более подробного изучения семейных отношений, формирующих склонность к наркомании, нами была поставлена задача выделения отдельных типов семейного воспитания, основанных на устойчивом сочетании определенных черт родительского отношения (степень гиперпротекции, удовлетворения потребностей ребенка, требований, запретов, санкций), и последующего выявления различий в степени предрасположенности к наркомании лиц, воспитывающихся в семьях с определенными типами воспитания. В соответствии с этим данные испытуемых были подвергнуты процедуре кластерного анализа с целью выделения групп испытуемых со сходными параметрами семейных отношений, составляющими типы их воспитания в семье. Нами применялся метод древовидной кластеризации (joining — tree clustering) c объединением по методу Уорда (Ward’s method) и использованием квадратического Евклидового расстояния (Euclidean distance).

Проведенный статистический многомерный анализ позволил выделить четыре кластера, или четыре группы ис­пытуемых, характеризующихся сходными чертами семейного воспитания.

1-й кластер

составили испытуемые, отличающиеся следующими признаками: средним уровнем протекции родителей; средним уровнем удовлетворения потребностей ребенка; средним уровнем требований и запретов; низким показателем наказаний. Указанные характеристики позволяют обозначить данный тип воспитания как благоприятный для оптимального развития ребенка. Данную группу составили 27 человек (24,5 % выборки).

Во 2-й кластер

вошли испытуемые из семей со следующими чертами воспитания: гипопротекция, т. е. недостаточное уделение внимания ребенку; уровень удовлетворения потребностей ребенка — ниже среднего; высокий уровень требований и запретов; строгость санкций. Роди­тели вошедших в данный кластер испытуемых прибегают к стилю воспитания по типу эмоционального отвержения ребенка, когда все родительское отношение проявляется лишь в жестком контроле ребенка, но при этом практически отсут­ствуют доверительные отношения с ним. В данную группу вошли 16 человек (14,5 % выборки).

3-й кластер

образуют испытуемые, родители которых характеризуются следующими проявлениями семейного воспитания: гипопротекция (практически отсутствует внимание к ребенку); игнорирование потребностей ребенка; минимальное количество требований к ребенку; отсутствие запретов и санкций. Данные характеристики составляют вариант воспитания по типу гипопротекции, когда ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Указанный кластер составили 28 человек (25,5 % выборки).

4-й кластер

составили испытуемые со следующими характеристиками родительского отношения: гиперпротекция, т. е. обращение родителями чрезмерного внимания на ребенка; потворствование потребностям ребенка; низкий уровень требований и запретов; отсутствие санкций. Такой тип воспитания можно обозначить как потворствующая гиперпротекция. Данную группу составили 39 че­ловек (35,5 % выборки).

Первоначально стоит обратить внимание на информацию об уровне склонности к наркомании, полученной по методике В. Д. Менделевича «Склонность к зависимому поведению», у испытуемых из каждого кластера. Статистическая проверка значимости различий между средними показателями осуществлялась с помощью подсчета t-критерия Стьюдента. Средние значения приведе­ны в табл. 3.

Как видно из табл. 3, наивысшие показатели склонности к химической за­висимости (наркомании и алкоголиз­му) обнаруживаются у индивидов,

Таблица 3

Средние значения показателей зависимостей в группах испытуемых с разными типами воспитания (n

= 110)

Типы воспитания Склонность к наркомании Склонность к алкоголизму Межличностная зависимость
х σ х σ х σ
Благоприятный 105,8 10,98 94,2 11,38 25,5 8,68
Эмоциональное отвержение 109,5 8,44 93,2 9,8 31,2

**

7,33
Гипопротекция 113,9

*

10,55 100,9

*

10,01 27,0 8,96
Потворствующая гиперпротекция 115,0

**

12,3 105,0

**

11,6 29,7

*

8,99

Примечание: х

— средние значения; σ — стандартные отклонения; *
р
< 0,05; **
р
< 0,01.

воспитывающихся в семьях по типу гипо­протекции и потворствующей гипер­протекции. Именно эти показатели— наивысшие показатели склонности к х

имической зависимости (наркомании и алкоголиз­му) обнаруживаются у индивидов, воспитывающихся в семьях по типу гипопротекции и потворствующей гиперпротекции. Именно эти показатели значимо отличаются от параметров склонности к соответствующим зависимостям в семьях с благоприятным стилем воспитания (p < 0,01), на основании чего можно с уверенностью говорить, что для развития психологической предрасположенности к наркомании принципиальное значение имеет воспитание с проявлением как чрезмерного родительского внимания, так и откровенно недостаточного.

Обсуждение результатов

Семья, в которой родители придерживаются гипоопекающего стиля воспитания, предоставляет ребенку пол­ную свободу — родители его ни в чем не ограничивают, не контролируют, он предоставлен самому себе.Такая обстановка в семье не является позитивной, так как полная свобода и бесконтрольность подразумевают одиночество ребенка, недостаток заботы и внимания к нему родителей, отсутствие близких, доверительных с ними отношений; недостаток ограничений, предъявляемых требований и обязанностей ребенка в семье создает ощущение собственной неопределенности, незащищенности, неустойчивости.

А о важности удовлетворения потребностей в защищенности и в близости говорили многие психологи, при­надлежащие различным психологически направлениям. Так, А. Маслоу потребность в защищенности ставит на вторую (по степени необходимости удовлетворения) позицию после физических потребностей организма (в пище, тепле и т. д.), а потребность в любви и близости — на третью [4]. По мысли Э. Фромма, поведение человека определяют две базовые потребности — в индивидуализации (стремление к сво­боде) и укоренении (стремление к обществу), между которыми он пытается найти баланс [9].

Семья, в которой ребенок предоставлен сам себе, не дает ему возможности почувствовать свою защищенность и устойчивость, не способствует реализации стремления человека к близким эмоциональным связям. Возможно, поэтому показатели межличностной зависимости индивидов этой группы невелики. Воспитываясь в такой семье, человек вынужден выносить поиски удовлетворения значимых потребностей за ее пределы и находить в иных жизненных сферах ситуации, характеризующиеся особой близостью, слитностью, нерасчлененностью с каким-либо объектом, отношения с которым характеризуются максимальной предсказуемостью, повторяемостью, воспроизводимостью, что создает ощущение собствен­ной защищенности.

В экстраординарной форме эти характеристики присутствуют в системе отношений «человек — наркотик»: аддикция, особенно химическая (при которой развивается как психологическая, так и физическая зависимость, заключающаяся в невозможности существования человека отдельно от психоактивного вещества и на духовном уровне, и на уровне самого организма), подразумевает максимальную степень слия­ния себя с наркотиком или алкоголем. Психоактивное вещество в этом случае может рассматриваться как объект, заменяющий собой близких людей, с которыми человеку на самом деле хотелось бы установить близкие и доверительные отношения. Помимо этого, наркомания позволяет удовлетворить и нереализованную потребность в предсказуемости и устойчивости: отношения с наркотиком или с алкоголем всегда одинаковы (с точки зрения характера их воздействия на организм), в отличие от взаимодействия с реальными людьми, они стабильны, воспроизводимы (остается лишь запастись «дозой», но об этом потенциальный аддикт предпочитает не думать).

Обратимся к семье, в которой родители воспитывают ребенка с максимальным вниманием, заботой, поддержкой, где отсутствуют наказания и ограничения ребенка, где он является центром семьи и смыслом жизни родителей (стиль воспитания — «потворствующая гипер­протекция»). На первый взгляд, ситуация вполне позитивная — ребенок окружен заботой родителей. Почему же в таких условиях нередко развивается психологическая потребность во всех изучамых нами видах зависимости?

Во-первых, если родители стремятся исполнять любой каприз ребенка, слепо удовлетворять все его желания, это часто связано с тем, что они склонны видеть его слабым, маленьким, неспособным к самостоятельности (независимо от его возраста), тем самым они мешают ему сделать первые самостоятельные шаги и лишают возможности взросления. Таким образом, психологически он действительно является слабым и зависимым и продолжает оставаться ребенком. Уместно вспомнить, что данные психологических исследований доказывают, что одной из ярких личностных черт зависимого человека является его инфантилизм: аддикт демонстрирует формы поведения, мышления и эмоционального реагирования, типичные для ребенка, психологически не отделившегося от своих родителей [7]. На этом фоне аддиктивные отношения с объектом, в частности с другим человеком или химическим препаратом, представляются очень логичными — наркотик воспринимается как могущественное вещество, способное улучшить настроение, изменить самочувствие, избавить от тревог, перенести в мир фантазий и грез, а другие люди воспринимаются как способные защитить и уберечь от проблем.

Если ребенка в семье постоянно баловали и стремились оберегать от переживаний и боли, не давая ему возможности справиться с трудностями самостоятельно (пусть это потребует от него больше времени и усилий), у него, как правило, не формируется опыт терпения и преодоления страданий. Развивается лич­ность, не умеющая терпимо относиться к собственным трудностям и ориентированная на достижение быстрого, даже мгновенного облегчения. Для такого человека наркотик или алкоголь — это наиболее подходящее средство, позволяющее быстро и легко отключиться от про­блем.

В такой семье у ребенка не развивается способность самостоятельно принимать решения, формируется податливость групповому воздействию, внушаемость, готовность к послушанию, подчиняемость, нацеленность на снятие с себя и передачу другому ответственности за свое поведение, решение жизненно важных вопросов и планирование собственного будущего, т. е. именно те черты, которые составляют «костяк» зависимой личности.

Гиперпротекция родителей также подразумевает чрезмерное внимание, уделяемое ребенку, из-за чего последний практически никогда не бывает один, он все время «под пристальным оком» неравнодушных к нему членов семьи. В результате у ребенка отсутствует опыт одиночества, в качестве обычной для него выступает ситуация, когда он все время с кем-то и этот «кто­то» полностью ему принадлежит. Формируется установка на отношения слияния, симбиоза, взаимозависимости, тем самым развивается типичная для аддикта черта личности — потребность в симбиотических отношениях [8]. Данная черта проявляется в том, что зависимый человек не имеет четких личностных границ, он неспособен дифференцировать свои мысли и чувства от мыслей и чувств других людей, он нечувствителен к собственным эмоциональным переживаниям, склонен брать на себя ответственность за других, перекладывая при этом на них ответствен­ность за себя.

И наконец, вспомним еще раз, что запреты и ограничения в семье (выраженные в разумной степени, разумеется) выполняют роль ориентиров и задают границы поведения, создавая у ребенка чувство защищенности и стабильности. В рассматриваемом нами типе семей, несмотря на то, что ребенок — кумир для его родителей, он так же, как и в семье с гипоопекой, не встречает никаких запретов, что усиливает его ощущение неопределенности и неуверенности. Поэтому далее механизм развития склонности к зависимости у него в целом будет практически такой же, как у ребенка из предыдущего типа семьи.

В семьях с эмоциональным отвержением ребенка также выявлен высокий показатель межличностной зависимости. Семья, в которой ребенок подвергается жесткому, тотальному контролю, встречает непринятие и холодное к себе отношение, формирует у него потребность в особо близких, доверительных и даже симбиотичных отношениях. Теплота, близость и взаимозависимость, которые ребенок не получил от родителей, становятся объектом его поисков в отношениях с другими людьми, что и формирует у него потребности в межличностной зависимости.

Заключение

Итак, семья — один из важнейших элементов социальной среды, в которой формируется и развивается личность. Каждый из членов семьи, система отношений между ними, общая семейная атмосфера непосредственно и косвенно оказывают влияние на процесс становления личности, участвуют в трансформации ее отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Нарушения внутрисемейных отношений создают неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка, что может стать источни­ком возникновения личностных нарушений и поведенческих расстройств (в том числе, разных видов зависимого поведения).

Психологическая оптимизация семейных отношений, несомненно, способствует развитию здоровой личности и сохранению психологического здоровья общества в целом.

Можно ли справиться с зависимостью

Чем дольше человек потакает своей зависимости, тем сложнее ему с ней справиться. На начальном этапе ему может быть достаточно силы воли и внутренней мотивации, но в тяжелых случаях это становится невозможно без медикаментозной и психологической помощи.

Однако, процесс это не быстрый, и требующий серьезной работы над собой. Одни лекарства не помогут справиться с зависимостью, поскольку, когда человек выписывается из больницы, он возвращается к жизни, которая его не удовлетворяет. Более того, это жизнь лишена единственного смысла, который был у него последние годы, а может, и большую часть жизни – объекта своей зависимости.

На уровне психологической помощи эффективным является когнитивная, поведенческая терапия, гештальтерапия, проработка психологических травм, работа с депрессией, страхами. Человеку необходимо освоить новые модели поведения, научиться предугадывать и анализировать ситуации, провоцирующие желание вернуться к зависимости, искать конструктивные пути получения удовольствия.

Зависимость как неудача сепарации

Теория сепарации и индивидуации Маргарет Малер описывает развитие ребенка до 2 лет. Условием здорового развития является отделение от матери и обретение опоры на собственные индивидуальные качества, знания, навыки, умения и результаты.

Если ребенок вполне «насыщен» матерью в первые полгода своей жизни, у него формируется здоровый интрапсихический образ матери. Именно благодаря этому присвоенному образу хорошей мамы, ребеночек может безопасно для себя постепенно отделяться от нее. При этом хорошо себя чувствовать, будучи с самим собой и занимаясь какими-то своими делами. Именно присвоенный интрапсихический образ хорошей матери для себя самих и позволяет нам во взрослой жизни чувствовать себя уверенно и удовлетворять свои потребности.

Если у человека не сформирован образ собственной «хорошей заботливой матери» для самого себя, он не сможет чувствовать себя автономным, наполненным и уверенным в жизни, он будет вечно искать свою «утраченную маму».

По сути, зависимые люди не смогли пройти первичную сепарацию от матери в раннем детстве. Им не хватило внешних проявлений реальной заботливой эмпатичной мамы для формирования и присвоения образа хорошего внутреннего родителя для себя самого.

Зависимые — это вечные «сироты», ищущие и никак не находящие свою «хорошую маму», страдающие из-за невозможности быть самостоятельными и счастливыми.

Профилактика зависимого поведения

Гораздо легче не позволить сформироваться аддитивному поведению, чем справиться с ним, поэтому существует целый комплекс мер, направленных на профилактику зависимого поведения. К ним относятся:

  • работа с психологом по преодолению внутренних конфликтов, психологических травм;
  • повышение качества жизни и достижение психологического комфорта;
  • расширение круга интересов и социальных связей;
  • налаживание внутрисемейных отношений, в том числе отношений с уже пожилыми родителями;
  • осознание личностной целостности и выстраивание адекватной самооценки;
  • определение жизненных целей и шагов к их достижению.

Зависимое поведение опасно как для самого человека, поскольку оно разрушительно влияет на его жизнь, так и для его близких, которые волей не волей «втягиваются» в борьбу с зависимостью, порой становясь созависимыми, что не приносит ничего хорошего ни для них, ни для человека с аддитивным поведением. Поэтому важно осознанно подходить к этой проблеме и не давать зависимости развиться, предпринимая меры по ее профилактике и преодолению.

Нарушения ранних отношений как способ формирования зависимости

Их можно разделить на три группы — по видам базовых потребностей, которые необходимы ребенку на первом году жизни. Если потребности систематически не удовлетворяются, у ребенка формируется та базовая тревога, которая впоследствии будет подталкивать его к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, перееданию, игромании, трудо- или шопоголизму, «залипанию» в отношениях и т.д.

Итак, базовые потребности ребенка на первом году жизни и нарушения в их удовлетворении:

1. Сеттинг. Ребенку важно, чтобы материнская грудь «появлялась» систематически и регулярно. Именно регулярное, своевременное появление груди, как питающего и важнейшего объекта для жизни ребеночка, дает ему ощущение успокоения. То есть — формирует опыт того, что «среда откликается на мои потребности и я спокоен за это». Если сеттинг питания и «общения с грудью» систематически нарушается — мама кормит ребеночка не вовремя, не столько, сколько ему необходимо (недокармливает или перекармливает), то есть не чувствительна к персональным ритмам ребенка, он начинает переживать постоянную тревогу за свое выживание. То есть, он не уверен, что когда ему будет нужно, питание точно появится снова, в том количестве и объеме, необходимом для насыщения и успокоения.

2. Холдинг. Ребенку необходимо «удерживание на руках», ощущение комфортного телесного взаимодействия с мамой, через которое он будет чувствовать безопасность и доброжелательность. Если ребенка мало брали на руки, не обеспечивали необходимый холдинг, отношение матери к ребенку было недоброжелательное — то есть дитя не могло успокоиться в материнских объятиях (тревожная, раздражительная, депрессивная мать), не могло уловить ее доброжелательность и любовь, это вызовет тревогу и нарушит базовое доверие к миру. «Мир враждебен ко мне», «мир меня не любит».

3. Контейнирование. Дитя нуждается в контейнировании, то есть, во вмещении, выдерживании, поглощении матерью его эмоциональных, телесных, поведенческих реакций. Если мать выдерживает ребенка с его проявлениями, у него формируется опыт принятия его с разными реакциями, что он может с ними быть и существовать, оставаясь в отношениях и получая необходимое питание, прикосновения, доброжелательное общение. Если мать часто раздражалась на реакции ребенка — что он болен, укакался, срыгнул, сильно кричит или плачет и т.д., пыталась как-то насильно заставить ребенка не проявляться (не принимала его таким), то у малыша формируется опыт переживания — «я не могу быть принятым с моими природными проявлениями».

Чем меньше удовлетворялись потребности ребенка на первом году жизни, тем больше будут проявлены особенности зависимого поведения у такого взрослого.

Признаки

Что же является базовыми психологическими характеристиками аддиктивного поведения? Признаки аддиктивного поведения следующие:

  • психологическая неустойчивость личности;
  • поверхностное восприятие действительности;
  • формальное исполнение ролей, навязанных обществом;
  • слабый адаптационный потенциал личности;
  • подмена жизненных ценностей придуманной реальностью;
  • психологический дискомфорт;
  • чувство вины;
  • повышенная личностная и ситуативная тревожность;
  • отчаяние и заниженная самооценка;
  • высокая самооценка, граничащая с самоуверенностью и чувством собственного превосходства;
  • лживость, скрытность, замкнутость;
  • агрессивность;
  • склонность обвинять в своих неудачах других людей;
  • манипулирование родственниками и друзьями;
  • опасение оказаться эмоционально привязанным к кому-либо;
  • утрата прежних дружеских связей;
  • зарождение отношений с людьми, имеющими такой же вид зависимости;
  • стереотипность поведения и шаблонность мышления;
  • избегание брать на себя ответственность;
  • инфантильность;
  • уход от решения проблем;

Определение начала формирования аддиктивного поведения бывает осложнено тем, что его признаки и симптомы индивидуальны и имеют разную степень выраженности. Кроме того, легко перепутать признаки аддиктивного поведения с его причинами.

Мои рекомендации

Опыт моей работы показывает, что главная трудность на пути лечения аддикции – это отказ пациента признать свою проблему. Здесь я опираюсь не только на результаты диагностики, но и на помощь родственников клиента. Если совместными усилиями удается подвести человека к признанию пагубности своей привычки, то я заключаю с ним контракт.

На занятиях аддикты планомерно идут к здоровому образу жизни:

— перечисляют причины, по которым им следует избавиться от пагубной привычки; — описывают свою жизнь вне зависимости, составляют коллаж «Прошлое – настоящее – будущее».

Несмотря на все усилия психологов, психотерапевтов и психиатров, побороть зависимость очень трудно. По статистике лишь 20% аддиктов после реабилитационных мероприятий возвращаются к нормальной жизни.

Диагностика

Существуют специальные психологические тесты, позволяющие выявить склонность человека к аддиктивному поведению: об этом свидетельствуют определенные черты характера. К ним относят:

  • потребность выделять из толпы яркими аксессуарами в одежде, неординарным имиджем, вызывающими поступками;
  • азартность и склонность к риску;
  • неустойчивость психики;
  • склонность к одиночеству и уединению;
  • пессимизм;
  • слабое развитие эмоционально-волевой сферы.

Однако наличие склонности к аддикции не гарантирует развитие того или иного вида зависимости. Негативные черты характера лишь создают предпосылку для аддикции. Она сформируется только при условии, что человек окажется в неблагоприятных социальных условиях.

Психиатры диагностируют наличие аддикций у личности посредством специальной беседы и с помощью оценки внешнего вида пациента. Признаки аддикции обнаруживаются в речи пациента, его реакциях на доктора.

Диагностика химических зависимостей – это компетенция врача-нарколога. Ее выявляют с помощью анализов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]