Теория эмоций Джеймса Ланге: история, критика и примеры


Происхождение

Вильям Джеймс – американец. Он занимался философией и психологией.

Карл Ланге – датский анатом и медик. Два ученых независимо друг от друга, в одно и то же время, пришли к одинаковым выводам в сфере эмоций человека.

В итоге была сформирована теория эмоций Джеймса Ланге, завоевавшая умы многих последователей. В 1884 году журнал Mind опубликовал статью Джеймса с названием «Что такое эмоция?», где автор показывает, что, отсекая от эмоции ее внешние проявления, от нее ничего не остается. Стоит отметить, что эта гипотеза была достаточно неожиданной и парадоксальной для этой сферы научных знаний. Вильям Джеймс предположил, что те признаки, которые мы наблюдаем и относим к следствиям от эмоции, являются ее причиной.

Наш организм реагирует на изменение окружающей среды, ее условий и, как следствие, в нем безотчетно возникают рефлекторные физиологические реакции.

К ним относится повышение секреции желез, сокращение определенных групп мышц и подобные проявления. Об этих всех изменениях в организм поступает сигнал. Он направлен непосредственно в ЦНС (центральную нервную систему). Как следствие, рождаются эмоциональные переживания. А значит, как говорит нам теория эмоций Джеймса Ланге, человек плачет не от печали, а наоборот, он впадает в грусть, как только заплачет или всего нахмурится.

Теория [ править ]

Эмоции часто считаются суждениями о ситуации, которые вызывают чувства и физиологические изменения. В 1884 году психолог и философ Уильям Джеймс предположил, что физиологические изменения на самом деле предшествуют эмоциям, которые эквивалентны нашему субъективному опыту физиологических изменений и переживаются как чувства. По его словам, «наше ощущение тех же изменений, которые происходят, и есть

эмоция». [4] Джеймс утверждал: [5]

Если мы воображаем какую-то сильную эмоцию, а затем пытаемся абстрагироваться от нашего сознания ее всех ощущений, присущих ее характерным телесным симптомам, мы обнаруживаем, что у нас ничего не осталось позади, никакого «умственного вещества», из которого может быть составлена ​​эмоция, и что все, что осталось — это холодное и нейтральное состояние интеллектуального восприятия. … Какого рода эмоция страха осталась бы, если бы не присутствовали чувства ни учащенного сердцебиения, ни поверхностного дыхания, ни дрожащих губ, ни ослабленных конечностей, ни гусиной кожи, ни внутреннего шевеления, — это совершенно невозможно думать. Можно ли представить себе состояние гнева и представить себе, что оно не закипает в груди, не приливает к лицу покраснение, не расширяются ноздри, не стискиваются зубы, не возникает стремления к энергичным действиям, а вместо них — расслабленные мускулы, спокойное дыхание. ,и безмятежное лицо? С одной стороны, автор данной статьи определенно не может. Ярость полностью испарилась, как и ощущение ее так называемых проявлений.

Врач Карл Ланге независимо разработал аналогичные идеи в 1885 году. [2] Оба теоретика определили эмоцию как ощущение физиологических изменений, вызванных стимулом, но теоретики сосредоточились на различных аспектах эмоций. [1] Хотя Джеймс действительно говорил о физиологии, связанной с эмоцией, он был больше сосредоточен на сознательных эмоциях и сознательном переживании эмоций. Например, плачущий человек считает, что ему грустно. Ланге переосмыслил теорию Джеймса, применив ее. Он сделал теорию Джеймса более проверенной и применимой к примерам из реальной жизни. [6]Однако оба согласились, что если бы физиологические ощущения можно было устранить, не было бы никаких эмоциональных переживаний. Другими словами, физиологическое возбуждение вызывает эмоции. [1]

По словам Джеймса, когда человек осознает физиологическое возбуждение своего тела и эмоциональное поведение, его эмоции проявляются. Он не считал, что реакция здравого смысла реальна, но что каждая эмоция вызывает определенную физиологическую реакцию. Например, когда кто-то слышит бьющееся стекло и думает, что кто-то ломается, его сердце начинает колотиться и они дрожат, Джеймс будет утверждать, что они испытывают эту физиологическую реакцию, потому что испытывают страх или могут стать грабителем. Или, если бы человек услышал бьющееся стекло и подумал, что это его сосед по комнате неосторожно и неуклюже, у него бы сильно колотилось сердце и поднялось бы кровяное давление из-за гнева объекта, согласно Джеймсу.

Джеймс утверждает, что последовательность событий при переживании эмоций такова:

Эмоциональный стимул → Паттерн физиологической реакции → Аффективный опыт.

Сама теория подчеркивает, что физиологическое возбуждение, за исключением эмоционального поведения, является определяющим фактором эмоциональных чувств. Он также подчеркивает, что каждое эмоциональное чувство связано с определенным уникальным паттерном физиологических реакций. Он должен соответствовать двум критериям, которые включают (а) должны быть вызваны как минимум две эмоции и (б) наличие любой эмоции должно быть проверено с помощью других мер, таких как мимика или устные отчеты. Примером может служить проведение эксперимента по измерению счастья и гнева. Одно исследование измеряет уровень счастья, но время от времени дает вознаграждение на протяжении всего эксперимента, в то время как другое исследование измеряет гнев, предлагая участникам разгадывать очень сложные кроссворды. Будут измерены их физиологические реакции — артериальное давление и электродермальные реакции.Также будут изучены словесные выражения и выражения лица, чтобы определить счастье или гнев. По словам Джеймса, результаты покажут, что физиологические модели, кровяное давление и электродермальные реакции будут демонстрировать разные модели для разных эмоций.

Дальнейшие исследователи также обнаружили, что между отдельными эмоциями существует несколько конкретных физиологических различий. Например, исследования показали, что частота сердечных сокращений всегда выше у людей, испытывающих гнев и страх, а не у тех, кто испытывает счастье или даже грусть. Это также показывает, что кровяное давление также выше у тех, кто испытывает гнев, чем у тех, кто испытывает страх, печаль и счастье. Он также показал, что электродермальные реакции были выше у людей, испытывающих страх, а не во время печали. Но были также случаи, когда физиологические паттерны не различались, из чего следует, что эта теория не на 100% точна и что не было уникального паттерна для каждой основной и отдельной эмоции.Это заставило их винить вегетативную нервную систему, потому что вегетативная нервная система реагирует глобально, а не демонстрирует эти отдельные реакции в вызывающей эмоции ситуации, и люди также обычно замечают только изменения в своей вегетативной нервной системе, а не какие-либо конкретные физиологические изменения. Что, в конце концов, приходит к выводу, что наше собственное восприятие физиологических реакций нашего тела не дает достаточных доказательств и доказательств, чтобы определить предметную природу эмоционального переживания.t предоставить достаточно свидетельств и доказательств, чтобы определить предметную природу эмоционального переживания.t предоставить достаточно свидетельств и доказательств, чтобы определить предметную природу эмоционального переживания.[7]

Конкретный путь, связанный с переживанием эмоций, также был описан Джеймсом. Он заявил, что объект воздействует на орган чувств , который передает информацию, которую он получает, к коре головного мозга . Затем мозг отправляет эту информацию мышцам и внутренностям , что заставляет их реагировать. Наконец, импульсы от мышц и внутренних органов отправляются обратно в кору, превращая объект из «объекта, просто воспринимаемого», в «объект, который ощущается эмоционально». [1]

Джеймс объяснил, что его теория противоречит здравому смыслу. Например, в то время как большинство могло бы подумать, что порядок эмоциональных переживаний будет таков, что человек видит медведя, пугается и убегает, Джеймс думал, что сначала у человека появляется физиологическая реакция на медведя, такая как дрожь, а затем он начинает бояться. и бежит. По словам Джеймса, сначала идет физиологическая реакция, которая воспринимается как эмоция, а затем следует реакция. [8]

Применение знаний

Если человек желает, чтобы у него были приятные переживания, ему необходимо вести себя так, будто это уже состоялось. Если случается плохое настроение – значит нужно начать улыбаться! Необходимо приучить себя улыбаться. Только таким образом человек начнет себя чувствовать жизнерадостной личностью.

Смысл, который вкладывает теория эмоций Джеймса Ланге в такие действия, заключается в том, что своими внешними выражениями (улыбкой, хмуростью) человек формирует свое окружение. Только уже после этого само окружение оказывает определенное влияние на человека.

Нетрудно заметить, что люди бессознательно сторонятся нахмуренных лиц. И это понятно. У каждого человека достаточно своих проблем. Ему не очень хочется сталкиваться с чужими. Если же у кого-то мы видим улыбку на лице, которое выражает оптимизм, то он нас располагает и вызывает отклик в душе.

Эмоции

В социологии, эмоции чаще всего осмысляются с точки зрения многомерных характеристик, включая культурные или эмоциональные шаблоны (например, гнев, гордость, страх, счастье), физиологические изменения (например, повышенное потоотделение, изменение частоты пульса), выразительные движения лица и тела (например, улыбка, нахмуривание, обнажение зубов), а также оценки ситуационных стимулов. Комплексная теория эмоционального возбуждения у человека была разработана Джонатаном Тернером. 30) Два ключевых фактора для возбуждения эмоций в рамках этой теории – это ожидание и меры ответственности. Люди, имеющие определенные ожидания касаемо того, как должна разворачиваться та или иная встреча, будут испытывать разные эмоции, в зависимости от того, насколько соответствуют реальности ожидания касаемо себя, другого человека и самой ситуации. Люди могут также проявлять положительные или отрицательные меры, направленные на себя или других, которые также вызывают различные эмоциональные переживания у людей. Тернер проанализировал широкий спектр теорий эмоций в различных областях исследований, включая социологию, психологию, эволюционную науку и нейробиологию. На основе этого анализа, он выделил четыре эмоции, которые, как посчитали все исследователи, основаны на человеческой неврологии, включая самоуверенность-гнев, отвращение-страх, удовлетворение-счастье, и разочарование-печаль. Эти четыре категории называются первичными эмоциями, и среди исследователей наблюдается некоторое согласие, что эти первичные эмоции объединяются, производя более сложные эмоциональные переживания. Эти более сложные эмоции называются разработками первого порядка в теории Тернера, и включают в себя такие чувства, как гордость, триумф и трепет. Эмоции также могут испытываться на разных уровнях интенсивности, так что чувства беспокойства являются вариациями первичных эмоций отвращения-страха низкой интенсивности, тогда как депрессия является вариантом с более высокой интенсивностью. Часто делаются попытки регулировать эмоции в соответствии с правилами общества и ситуациями на основе многих (иногда противоречащих друг другу) требований и ожиданий. Чувство гнева во многих культурах не поощряется у девочек и женщин, в то время как страх не поощряется у мальчиков и мужчин. Ожидания, присоединенные к социальным ролям, такие как «действуй как мужчина», а не как женщина, а также сопровождающие это «правила чувствования» вносят свой вклад в различия в выражении определенных эмоций. Некоторые культуры поощряют или порицают счастье, печаль или ревность, и свободное выражение эмоции отвращения считается социально неприемлемым в большинстве культур. Считается, что некоторые социальные институты основаны на определенной эмоции, например, любовь в случае современного института брака. Эмоциональные призывы часто встречаются в рекламе, например, в кампаниях здравоохранения и политических призывах. Недавние примеры включают в себя кампании против курения и политические кампании, подчеркивающие страх терроризма. Внимание социологов к эмоциям менялось с течением времени. Эмиль Дюркгейм (1915/1965) писал о «коллективном вскипании», или эмоциональной энергии, которую испытывали участники тотемических ритуалов в австралийском аборигенном обществе. Он объяснил, как во время тотемных ритуалов достигается состояние повышенной эмоциональной энергии, которое возвышает человека над собой и дает ему чувство, как будто он находится в присутствии высшей силы, силы, которая заключена в священных предметах, которым поклонялись члены сообщества. Он утверждал, что это чувство экзальтации, в конечном счете, приводит к тому, что человек начинает верить в существование сил, которые скрыты в священных объектах. В 1990-е годы, социологи сфокусировались на различных аспектах конкретных эмоций и на их социальной значимости. Для Кули (1992), гордость и стыд были наиболее важными эмоциями, которые заставляют людей предпринимать различные социальные действия. Он предположил, что во время каждой встречи, мы контролируем себя как бы через «зеркало», которое представляет собой жесты и реакции других людей. В зависимости от этих реакций, мы испытываем либо гордость, либо стыд, что приводит к конкретным действиям. Retzinger (1991) 31) провел исследование супружеских пар, которые переживали циклы гнева и стыда. Опираясь преимущественно на работы Гофмана и Кули, Шефф (1990) разработал микро-социологическую теорию социальной связи. Формирование или разрушение социальных связей зависит от эмоций, который испытывают люди во время взаимодействия. С опорой на эти открытия, Рэндалл Коллинз (2004) сформулировал свою теорию ритуального взаимодействия, опираясь на работы Дюркгейма о тотемических ритуалах, которая была расширена Гофманом (1964/2013, 1967) 32), описавшем ежедневные ритуалы встреч. На основе теории ритуального взаимодействия, мы испытываем различные уровни, или интенсивности, эмоциональной энергии во время взаимодействия лицом к лицу. Эмоциональная энергия считается чувством уверенности совершать действия и смелостью, которую испытывает человек, «заряженный» от «коллективного вскипания» во время групповых встреч, которое достигает высоких уровней интенсивности. Все больше исследований используют социологию эмоций для понимания опыта обучения студентов во время аудиторных взаимодействия с преподавателями и другими студентами (например, Милн и Отиено, 2007; Олитски, 2007; Тобин и др 2013; Зембилас, 2002 33)). Эти исследования показывают, что учебные предметы можно понимать с точки зрения ритуалов взаимодействия в классе, которые создают эмоциональную энергию и коллективные состояния эмоционального возбуждения, эмоциональный климат. Кроме традиций ритуальных взаимодействий в социологии эмоций, другие подходы были классифицированы на 6 других категорий (Turner, 2009), в том числе: эволюционные / биологические теории, символические теории интеракционизма, драматургические теории, ритуальные теории, теории власти и статуса, теории стратификации и теории обмена. Этот список демонстрирует общий обзор различных традиций в социологии эмоций, которые иногда концептуализируют эмоции по-разному, а иногда взаимно дополняют друг друга. Многие из этих различных подходов были синтезированы Тернером (2007) в его социологической теории человеческих эмоций в попытке создать одну всеобъемлющую социологическую теорию, опирающуюся на разработки многих из вышеупомянутых традиций. 34)

Какие сильные стороны показала теория эмоций Джеймса Ланге из экспериментов?

Люди, которые участвовали в испытательном процессе, должны были оценить предложенные карикатуры и анекдоты. Во рту они держали карандаш. Смысл был в том, что одни держали его зубами, а другие губами. Те, у кого карандаш был в зубах, невольно изображали улыбку, а другие наоборот – хмурость и напряженность. Так вот, те, у кого была улыбка, сочли предложенные карикатуры и анекдоты более смешными, чем вторая группа.

Выходит, что периферическая теория эмоций Джеймса Ланге имеет под собой почву. Она говорит нам о том, что эмоциональные состояния – это вторичное явление. Оно проявляется, как осознание приходящих в мозг сигналов, которые производит изменение во внутренних органах, мышцах и сосудах. В свою очередь эти изменения возникают в момент реализации поведенческого акта, как последствия эмоциогенного раздражителя.

Теория эмоций Кэннона — Барда

В 1930-х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса — Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает, когда таламус — область головного мозга, контролирующая моторные функции, состояния сна и бодрствования и обработку сенсорных сигналов, — реагируя на конкретный раздражитель, посылает мозгу определенное сообщение, в результате чего происходит физиологическая реакция.

Механизм возникновения эмоции изображен на рисунке ниже.

На органы чувств воздействует некий первоначальный раздражитель. Далее он передается в кору головного мозга, где происходит анализ, как будет направлена эта реакция, что, в свою очередь, активирует таламус, — то есть раздражитель воспринимается и интерпретируется. После этого одновременно возникают две реакции: эмоциональная и физиологическая. Иными словами, при встрече со львом вы почувствуете сильное сердцебиение и дрожь одновременно с сильным испугом.

Подтверждение

Вера Биркенбил, немецкий психолог, предлагала людям, принимавшим участие в экспериментах, при наступлении огорчения или озабоченности, на некоторое время уединяться и попытаться придать радостное выражение своему лицу. Для этого можно было приложить усилие и заставить уголки губ приподняться, а затем удержать их в этом положении от 10 до 20 секунд. Психолог утверждает, что не было случая, чтобы эта натянутая улыбка не переросла в настоящую.

Таким образом, практическое применение периферической теории эмоций Джеймса Ланге показывает, что кинестетические ключи, запускающие эмоции, действуют.

Какие слабые стороны у теории?

Спектр реакций тела у человека более скудный, чем набор эмоциональных переживаний. Одна органическая реакция способна сочетаться с очень различными чувствами. Известно, что при выбросе гормона адреналина в кровь, человек возбуждается. Однако это возбуждение способно получить разную эмоциональную окраску. Оно зависит от внешних обстоятельств.

Но, в соответствии с теорией эмоций Джеймса Ланге, это не совсем правильно, когда эмоциональное состояние зависит от внешних обстоятельств. Значит теория имеет все-таки и слабые стороны.

Участникам одного эксперимента, помимо их ведома, повышали искусственным путем, адреналин в крови. В этом испытании людей разделили на две группы: первая находилась в непринужденной веселой обстановке, а вторая – в тревожной и угнетающей атмосфере. В итоге, их эмоциональное состояние проявлялось по-разному: радость и гнев соответственно.

Получается, что теория эмоций Джеймса Ланге, кратко говоря, показывает, что человек начинает бояться, потому что дрожит. Однако известно, что дрожь в теле возникает и от гнева, сексуального возбуждения и некоторых других факторов. Или возьмем, к примеру, слезы – это символ печали, злости, горя и, одновременно, радости.

Теория Джеймса – Ланге

Физические изменения при эмоциях так резко бросаются в глаз, что на роль их в эмоциях уже давно обратили внимание. Какое же значение они имеют? Обычно представляется такой порядок: внешнее раздражение вызывает психическую реакцию, например испуг, вследствие этого появляется вздрагивание «от испуга», сердцебиение.

Ланге (1890), Джемс(1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.

Обыкновенно говорят: мы потеряли близкого человека, огорчены, плачем; мы повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса — Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бъём. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции.

Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за другим все телесные ощущения, с ней связанные, то от нее, в конце концов, ничего не останется. Так, если из эмоции страх устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле и т.д., то не будет и страха. Т.е. человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное, как пустой звук.

Эмоции могут возникать без всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино «веселит сердце человека», вином можно «залить тоску», благодаря вину исчезает страх — «пьяному море по колено».

Мухомор вызывает припадки бешенства и наклонность к насилию. Настой мухомора

в старину давали воинам, чтобы привести их в «кровожадное состояние». Гашиш может вызывать припадки буйства.

Эмоции возникают также под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, сам, не зная чего, или счастлив без причины. Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц, движениями языка, восклицаниями и звуками.

ОТВРАЩЕНИЕ

Выражение «отвращение» в его первом простейшем смысле относится к еде и обозначает нечто отвратительное на вкус («отворачивание» – отрицательная реакция на пищу).

При средней степени отвращения происходит открывание рта с оттягиванием вниз углов оного и издаванием гортанного звука или отхаркиванием, одновременным вздрагиванием и отталкиванием от неприятного предмета. При слабых степенях отвращение выражается оттягиванием вниз углов рта, наморщиванием носа, иногда носовым выдыханием, как делают при неприятном запахе, желая его удалить. На этой мимике основывается не только выражение отвращения к пищевым веществам, но и проявление всякого иного отвращения. Отвращения к наружности, к разговору, к нравственным свойствам человека и т.д. имеет ту же мимику пищевого отвращения: те же движения рта, языка, вздрагивание, жест отталкивания и гортанные звуки.

Презрение, глумление, пренебрежение на всем земном шаре выражается мимикой лица и жестами, представляющими отбрасывание или удаление неприятного предмета.

ВЫРАЖЕНИЕ ВЕСЕЛЬЯ И РАДОСТИ

Веселое настроение выражается в смехе, бесцельных движениях, общем возбуждении (восклицания, хлопание в ладоши и т.п.). Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения груди, грудобрюшной преграды и мышц живота, при хохоте все тело откидывается назад и трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх вследствие действия больших скуловых мышц, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова наливается кровью, круговые мускулы глаз судорожно сокращаются.

Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, при сильном смехе появляются слезы.

Выражение веселого настроения может возникнуть как безусловный рефлекс – в силу телесных и органических ощущений. Дети и молодые люди часто смеются без всякого повода, надо думать, в силу положительного тона органических ощущений, говорящих о благополучном состоянии организма. У молодых, здоровых людей часто приятный или запах также вызывают легкую улыбку. Не только внешние раздражители вызывают реакцию веселья и радости, но и соответственные представления находят свое выражение в рефлексе смеха.

Механизм внутренних процессов из всех эмоций в настоящее время наиболее выяснен при страхе и отчасти гневе. Ввиду генетической связи страха и гнева с болью и сходства наблюдающихся при всех этих переживаниях физиологических явлений мы рассмотрим предварительно явления при боли.

БОЛЬ

Действие боли на психику сходно с действием влечений. Если возникает доминанта, подавляющая все другие возбуждения, то стремление освободиться от боли делается сильнее всех влечений. Боль, получив доминантный характер, принудительно определяет поведение человека.

Относительно выразительных движений при боли нет, но те которые существуют, меняются в зависимости от ее силы. Дети, например, даже при слабой боли испускают сильные продолжительные крики, закрывают глаза, открывают рот и судорожно дышат. У взрослых реакция наступает при более сильной боли. При мучительной боли люди мечутся в страшных судорогах, крепко сжимают рот, стискивают зубы, издают пронзительные крики и стоны, скрежещут зубами. Если боль мучительна и долговременна, то появляется бледность, бросает в дрожь, силы приходят в упадок; возможны обморочные состояния и бред.

СТРАХ

Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередко он, прежде всего, проявляется на губах. Когда страх возрастает до агонии ужаса, мы получаем новую картину эмоциональных реакций. Сердце бьется совершенно беспорядочно, останавливается, и наступает обморок; лицо покрывается мертвенной бледностью; дыхание затрудняется; взгляд устремляется на объект страха и т.д. Зрачки при этом бывают непомерно расширены. Все мышцы коченеют и начинают конвульсивно двигаться.

В большинстве случаев страх возникает на основании жизненного опыта. Маленький ребенок не боится высоты и, смело перегнувшись вниз, выпадает из окна, если он не испытывал падения и т.п. до этого. Лишь испытав боль при разных условиях, он начинает бояться того, что может причинить боль.

То, что называют «чувством самосохранения» лишь частично является врожденным,

главным же образом оно развивается в течение жизни на основании пережитой боли.

В реакциях страха очевидно участие адреналина. Он придает силу моторным реакциям, он же, можно думать, участвует в рефлексе иммобилизации («рефлекс мнимой смерти»). Возможно, что в одном количестве адреналин является источником силы, в другом способствует окоченению мышц.

Различные градации страха у человека выражаются по-разному: ужасом, паникой,

боязнью, тревожностью, боязливым ожиданием, запуганностью, забитостью, связанными со страхом чувствами покорности и преданности. У человека при сильном испуге или ужасе наблюдаются: оцепенение, паническое желание убежать, диффузное беспорядочное мышечное возбуждение. Оцепенение, наступающее при испуге, как правило, быстро проходит и может смениться двигательным возбуждением. Например, гонимый страхом человек может совершить такой прыжок через преграду, поднять такую тяжесть, стать вдруг способным на такое напряжение, какое в обычном состоянии немыслимо.

Страх если он не достигает силы, тормозящей психику, может полностью поставить мышление себе на службу. Мысль прикована к одной цели: найти выход из устрашающего положения. И страх может испытываться в столь слабой степени, что человек выполняет свою обычную работу, совершается обычный ход ассоциаций, а страх кроется где-то на заднем плане, на задворках сознания.

Страх — пассивнооборонительная реакция. Он указывает на опасность чего-то от кого-то более сильного, на опасность, которую нужно избежать, от которой надо устраниться. Если угроза исходит от более слабого, то это вызовет активнооборонительную реакцию — гнев. Все зависит от соотношения сил.

Понятно, что у людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные трудности, больше поводов для реакции страха.

И у ребенка, и у взрослого есть страх перед неизвестным, перед новым. Этот страх делает, осторожны и имеет защитное значение. Когда знание мира было ничтожно, а область неизвестного огромна, страх держал человека в своей власти и заставлял его населять мир страшными чудовищами и богами. При состоянии страх и вслед за перенесением его наступает ряд вегетативных

реакций.

ГНЕВ

Гнев у человека выражается в том, что лицо краснеет или багровеет, вены на лбу и на шее надуваются, иногда лицо становится бледным или синим. Рот крепко сжат, зубы стиснуты и скрежещут, иногда губы вытягиваются. Волосы становятся дыбом. Одни люди нахмуриваются, другие — широко открывают глаза. Тело обычно держится прямо, мускулы напряжены, человек готов к мгновенному действию. Повышенное мышечное возбуждение легко переходит в действие.

Если человек в гневе или ярости говорит кому-нибудь, чтобы тот вышел вон, то он обычно делает такие жесты, как будто ударяет или выталкивает изгоняемого. Часто жесты становятся совершенно бесцельными, движения нескоординированными, наблюдается дрожь, губы не повинуются воле, голос обрывается.

Гнев и негодование отличаются от ярости меньшей интенсивностью проявлений. При гневе сердечная деятельность слегка повышена, появляется румянец, глаза начинают блестеть, дыхание учащается, крылья носа приподнимаются, рот обыкновенно сжимается, брови нахмуриваются.

У ребенка уже в первые дни жизни можно вызвать приступ гнева стеснением движений. У человека только в детстве ярость чаще вызывается как рефлекс физической борьбы. Взрослые люди вступают в драку очень редко; это противоречит и взглядам общества, и юридическим нормам. Участие гнева в мимической реакции проявляется поднятием верхней губы и оскалом зубов. Таким образом, при гневе мы видим реакции, являющиеся безусловными мимическими рефлексами борьбы и соответственными рефлексами вегетативной нервной системы.

ЭМОЦИИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ

Общественное мнение оценивает личные качества человека: умный, глупый, хитрый, красивый и т.д.; определяет отношение общества к его личности: уважаемый, не пользующийся уважением, приятный, неприятный и т.п., дает оценку его материальному положению.

Каждый сам участвует в создании своих оценок. Сам желает иметь определенную

оценку в общественном мнении. Всякий человек в той или иной мере чувствителен

к суждению о нем и реагирует на общественное мнение о себе, на свое положение

в глазах общества, ставит себя в одних отношениях выше, а в других ниже

окружающих. Определение своего отношения в этом смысле к другим может носить

интеллектуальный характер, но гораздо чаще возникает в качестве эмоциональных

реакций, связанных с интеллектуальными процессами. Сюда относятся такие

эмоции, как гордость, тщеславие, чувство собственного достоинства, обида и

т.д.

О ГОРДОСТИ

Гордость (гордыня) в устах русского народа была качеством отрицательным и находила полное осуждение, в чем сказывался и религиозный взгляд на это чувство.

Гордость, спесь, чванство по народному представлению свойственны правящим и

богатым, угнетателям, насильникам и обидчикам.

Гордость находит внешнее выражение в мимике и позе. Дарвин описывает это выражение так: «Гордый человек обнаруживает свое чувство превосходства над другими, держа голову и туловище прямо. Он высокомерен и старается казаться как можно более крупным, так что о нем говорят в переносном смысле, что он надут от гордости… Кроме того, мускул, выворачивающий нижнюю губу, называется мускулом гордости».

Под влиянием условий существования в человеческом обществе развивались два ряда реакций. Одни — связанные с сознанием своего превосходства и со стремлением себя возвысить: гордость, заносчивость, чванство, самомнение, хвастовство, самолюбие, чувство собственного достоинства. Другие же порождались сознанием бессилия: забитость, робость, боязливость, неуверенность в себе, чувство покорности, самоуничижение, угодничество, заискивание. В разных классах общества, в разные исторические отрезки времени вызывались и культивировались разные реакции.

Чувство превосходства связывается не только с властью или богатством. Человек может гордиться превосходством над другими в самых разнообразных областях жизни, он может гордиться успехами в области искусства и науки, во всякого рода творческой работе. Люди, достигшие выдающихся успехов в области литературы, музыки, науки, получают основания для гордости. Удачники могут «зазнаваться». Но гордость может не иметь тон грубого «зазнайства», а внешние проявления и характер внутренних переживаний при этом могут меняться.

О ТЩЕСЛАВИИ

У Ромена Роллана есть такая фраза: «тщеславному важно не то, что он есть, а

каким он кажется». Он хочет стоять выше во мнении окружающих, чем он стоит. Человек стремиться показаться другим в выгодном свете, и избегает такого положения, в котором он мог бы произвести отталкивающее впечатление. Так создается в той или иной мере «двуликость»: одно лицо для посторонних, другое — для своих. Различие между этими лицами может достигнуть такой степени, что истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не походит на «официальное» лицо, лицо для других. При лживом, корыстном сокрытии своих истинных свойств получатся то, что называется лицемерием. Похвала и порицание — сильнейшие орудия воздействия социальной среды на своих членов. «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете» (Гоголь). Общество своим мнением регулирует поведение своих членов. Они оказываются, таким образом, в зависимости от него, становятся в той или иной мере «рабами общественного

мнения». Мысль «что скажут?» получает иногда парадоксально большую силу. Гордость и тщеславие идут рука об руку. Гордый, как правило, в то же время чрезвычайно чуток к мнению других. Усиленное развитие тщеславия, как и гордости, в разных классах и слоях общества стоит в связи с жизненной ситуацией в данном классе в определенный момент.

Чтобы поставить себя выше в глазах других, тщеславный человек «козыряет всеми своими козырями» и испытывает радость при удаче. Он гордиться, достигнув видного места, независимо от того какими путями оно получено, кичится восхождением на высокую гору, своим знакомством с людьми, высоко стоящими во мнении общества, своим голосом, умом, остроумием, своими знаниями. При этом тщеславный не только испытывает радость, принимая эти факты как доказательство своей значимости, но радость вытекает из чувства превосходства над другими и получает соответственное внешнее выражение.

Если человеку нельзя достичь превосходства над другими в чем-нибудь большом и

серьезном, то он найдут предлог, что бы чем-нибудь да гордиться.

Тщеславие, стремление к превосходству там, где нет для данного лица прямого пути, выступает в замаскированной или завуалированной форме, идет обходными путями. Чтобы приковать к себе симпатии, тщеславные люди могут быть ласковы, любезны, предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что этот человек с большим социальным чувством.

Тщеславие сказывается в выборе профессии, в постановке жизненных целей и т.д. Неудача врага может восприниматься как личная удача. Человек всегда готов обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть не позволяет быть объективным.

Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц, но часто вообще относится критически к людям, к «толпе», и судит о них свысока. Тщеславное чувство превосходства над людьми находит разнообразнейшие проявления и может быть вкраплено в переживания в виде отдельных черточек.

Самообман — один из самых распространенных видов жизненной лжи. Это своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить душевное спокойствие и чувство уверенности в себе. Развитие тщеславия, как и гордости, зависит от условий социального существования, от индивидуальных условий развития данного индивида. Его внешнее проявление и особенности субъективного преломления могут стоять в связи с интеллектуальным и моральным развитием данной личности. Оно находится в связи рядом с факторов и представляет реакцию столь же исторически изменчивую, как и гордость.

О ЛЕСТИ

Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою собственную личность обеспечивает успех лести. «Льстят,- по выражению Н.Г. Чернышевского,- затем чтобы господствовать под видом покорности».

Каждый человек в какой-то мере самолюбив, каждому приятно то, что говорит о его ценности, что возвышает его в своих и чужих глазах. Тот, кто идет на встречу этой потребности, делается приятным, как человек, приносящий радость, в то время как неприятная «правда глаз колет».

Лесть и интриги всегда были сильнейшими средствами в борьбе за милость коронованных и иных высоких особ. Лесть находила благодарную почву в самообольщении, связанном с большой властью.

Успех лести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что тщеславные люди наиболее легко ей поддаются.

ОБИДА

Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек осознает, что его унижают в его личном мнении или во мнении общества, возникает эмоция обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который нередко ведет к ответному «оскорблению действием» или к более тяжким последствиям. Не следует думать, что человек, промолчавший и только через некоторый промежуток времени проявивший свое нетерпение криком, исступлением, ударами, мог в этот период наблюдать и направлять на что-либо свое внимание. Он ничего не видит и не слышит. Он весь во власти вихря внутренних вопросов: «Да как он смеет?! Да что же это такое, неужели я это перенесу?!».

Обида может, конечно, не вызывать столь острой реакции. Может оставаться затаенной и постепенно изживаться или вести не к вспышке гнева, а ряду обдуманных разнообразных действий, в том числе к мести. Обиду переживает, и ребенок, и взрослый, и глупый, и умный. Цицерон сказал: «Оскорбление причиняет боль, которую с трудом переносят мудрейшие и лучшие люди».

Гордый, тщеславный, самолюбивый человек и человек с повышенным чувством собственного достоинства, конечно, более обидчивы, у них имеется своего рода гиперестезия в этом отношении, они видят и подозревают обиду там, где и не предполагалось причинить ее.

Традиции стран

Часто эмоциональные проявления определяются нормами культуры. Если взять к рассмотрению такую страну, как Япония, то можно увидеть, что проявление боли, печали в присутствии лиц более высокого положения – это проявление непочтительности. В связи с этим, японец при вынесении ему выговора вышестоящим лицом, должен слушать его с улыбкой. В славянских странах, такое поведение подчиненного сочтется за дерзость.

В Китае тоже не принято беспокоить своим горем вышестоящих, почетных лиц. Там издавна принято сообщать старшему по возрасту и положению человеку о своей беде с улыбкой, чтобы преуменьшить значение горя. А вот жители Андаманских островов, согласно своим традициям, плачут после долгой разлуки, когда состоится встреча. Так же они реагируют и на примирение после ссор.

Критика

Получается, что периферическая теория эмоций Джеймса Ланге, кратко говоря, не совсем работает. Хотя, безусловно, психологи применяют ее в своей практике. Результат, как правило, чаще всего положительный. Однако им всегда приходится учитывать происхождение человека, культурное наследие и его место обитания.

Эта теория показывает возможность управления эмоциями и внутренними чувствами. Человек действительно способен при определенном настрое совершать действия, характерные для того или иного внутреннего чувства. Таким способом он вызывает и сами чувства.

Эту теорию критиковали физиологи: Шеррингтон Ч. С., Кеннон У. и другие. Они основывались на данные, полученные в экспериментах с животными, которые свидетельствовали, что одни и те же периферические изменения, происходят при разных эмоциях и состояниях, не связанных с эмоциями. Выготский Л. С. тоже подверг эту теорию критике из-за противопоставления элементарных (низших) эмоций истинным переживаниям человека (высшим, эстетическим, интеллектуальным, нравственным).

Теория эмоций Лазаруса

Познавательная теория эмоций, разработанная в 1990-х годах Ричардом Лазарусом, утверждает, что любой эмоции или физиологической

активации организма непременно предшествует мысль. Иными словами, прежде чем у вас возникнет какая-либо эмоция, вы должны осмыслить ситуацию, в которой оказались.

Вернемся к вышеописанному примеру. Когда женщина слышит шаги за спиной, сначала у нее возникает мысль, что ей что-то угрожает — например, что ее преследует грабитель, — и только после этого ее сердце начинает биться быстрее, тело дрожать, и она испытывает негативную эмоцию — страх.

Таким образом, по теории Лазаруса (как, впрочем, и Кэннона- Барда), эмоция и физиологическая активация организма имеют место одновременно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]