Что такое девиация в разных дисциплинах и бывает ли положительным отклонение от нормы


Что такое девиация – понятие

Девиация — это отклонение от поведенческой нормы. Понятие девиации описано в толковом словаре Ефремовой — (от лат. deviatio — отклонение) отклонение, изменение в развитии, состоянии, движении и т.п. чего-л. под влиянием каких-л. внешних сил, условий и т.п. (Толковый словарь русского языка под редакцией Ефремовой, 2012 год).

Девиация в социологии — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм, противоправные поступки.

Определение девиации в обществознании — мотивационные действия индивида, в корне отличимые от общепринятых ценностей и правил поведения в обществе, сложенных в данной культуре или государстве.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 243193

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Теории девиации с примерами из жизни

Существует много теорией девиаций, но свести их суть можно к 3.

Теория девиации.Описание.Пример.
Биологическая.Над теорией девиаций работал Чезаре Ломброзо. Он занимался криминалистикой и полагал, что причиной нарушения закона является врожденная порочность человека.Человек демонстрирует отклоняющее поведение из-за высокого уровня тестостерона, генетической склонности, лишних хромосом, отсутствия структур мозга, которые отвечают за эмпатию.
Психологическая.Этой теории девиаций придерживаются многие психологи, в том числе и Зигмунд Фрейд. Суть теории в том, что девиантами не рождаются, а становятся ими из-за негативных жизненных условий.Опыт у человека морального, физического, сексуального насилия, пережитые психологические травмы.
Социальная.Представляют из себя связь девиантного поведения и условия социокультурной среды.Кетле занимался этой теорией, в качестве доказательства приводил то, что в неблагополучных районах развита преступность и жестокость.

Причины возникновения девиации

Единого мнения о том, из-за чего происходит отклонение от нормы пока нет. Некоторые школы ставят во главу угла воспитание в неблагополучной семье. По другим версиям причины девиации кроются в проблемах с психикой; отклонениях в биологическом развитии либо в строении ДНК. У каждой из этих версий есть как достоинства, так и недостатки. Если говорить о криминальных наклонностях, то им в равной степени подвержены и люди, выросшие в полной семье, и воспитанники неполных семей и детских домов.

Виды девиации

Все девиации можно поделить на две большие группы – нарушения общепринятых норм общественной жизни и психические отклонения.

Эти две большие группы включают в себя разные виды девиаций и способы их рассмотрения.

Социальная девиация

В основе социальной девиации лежит мотивация. Социальные девиации – это единственный вид отклоняющего поведения, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Примеры отрицательной социальной девиации:

  • бродяжнический образ жизни, отсутствие постоянного места жительства;
  • постоянное прошение милостыни у окружающих;
  • торговля собственным телом;
  • нахождение на улице или в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • монашеский образ жизни, при котором человек отказывается от всех земных благ (участие в сектах также является социальной девиацией);
  • гениальные люди, которые работают за идею (при этом не всегда опрятно выглядят, говорят странные вещи и т.д.);
  • садистское поведение, вандализм;
  • нарушители закона (воры, убийцы, угонщики автомобилей и т.д.).

Примеры положительной социальной девиации:

героические поступки;

совершение значительных научных открытий, которые полностью переворачивают жизнь общества;

организация митингов, борьбы за равноправие;

географические, исторические открытия.

Сексуальная девиация

Сексуальную девиацию от нормы порой отделить бывает сложно, это пытались сделать многие социологи и психологи.

Рей Блэнчар полагает, что нормальное сексуальное поведение это:

  • оральные ласки;
  • анальное и вагинальное проникновение;
  • мастурбация, в том числе и взаимная;
  • поцелуи.

Отклонением от нормы и девиантным сексуальным поведением считается:

  • сексуальный интерес к продуктам человеческой жизнедеятельности;
  • желание вступать в контакт с лицами с явно выраженной физической недостаточностью;
  • проявление сексуальной жестокости по отношению к партнеру (БДСМ).

Гендерная девиация

Этот вид социальной девиации подвергается критике и жарким спорам.

Суть гендерной девиации связана с тем, что при рождении ребенка учат определенной гендерной модели поведения. Например, девочек одевают в светлую одежду, учат прихорашиваться, прививают любовь к украшениям, косметике. Мальчикам покупают в качестве игрушек технику, одевают в простую и удобную одежду, воспитывают жесткость в характере («будь мужиком», «парни не плачут»).

В дальнейшем эти модели поведения закрепляются. Если происходит несоответствие, то это считается девиацией и осуждается обществом.

Например, неодобрительно отзываются о девушках, которые идут служить в армию или о парнях, которые решили делать макияж.

Коммуникативные девиации

Существует ряд коммуникативных девиаций, которые связаны с особенностями развития той или иной личности:

  1. Аутизм. Явление может быть врожденным или сформироваться из-за неправильного воспитания или длительного нахождения в стрессовой ситуации. Такие люди стремятся к одиночеству, у них плохо получается устанавливать контакты с социумом.
  2. Гиперобщительность. Гиперобщительные люди болезненно переносят одиночество, они стремятся общаться как можно с большим количеством людей. Такая общительность имеет патологическую форму и отличается от обычной любви поговорить.
  3. Наличие фобий или страхов. Фобии и страхи есть практически у всех людей, но некоторые из них могут серьезно мешать успешному социальному взаимодействию. Например, страх прилюдно покраснеть или показаться смешным.

Подростковые девиации

В своей работе педагоги и социальные психологи часто сталкиваются в девиантным поведением подростков. Подростковыми девиациями являются:

  • экстремизм, терроризм;
  • нарушение действующего законодательства;
  • пристрастие к вредным привычкам;
  • вызывающий внешний вид;
  • нарушение реагирования в обычных жизненных ситуациях;
  • пристрастие к азартным играм;
  • жестокое обращение с животными, порча природы;
  • тяжелые формы эгоизма, эгоцентризма;
  • стремление свести к минимуму социальные контакты;
  • привычка ругаться матом, сквернословить;
  • игнорирование слов взрослых, их замечаний и требований;
  • неумение или нежелание контролировать собственное поведение;
  • постоянные перебои в настроении, которые приводят к нарушению работы нервной системы;
  • агрессия, стремление повреждать самого себя;
  • желание решать любые проблемы при помощи драки;
  • попытки уйти из жизни.

Также подростки могут демонстрировать и положительные девиации:

  • повышенная одаренность, гениальность, успехи в сферах науки или искусства;
  • высокий уровень патриотического воспитания;
  • совершение значимых поступков на благо общества;
  • способность жертвовать собой ради общего дела или блага другого человека;
  • желание помогать другим, обостренное чувство милосердия, самопожертвования;
  • высокая степень трудолюбия, чувство долга;
  • уникальные способности у человека.

Типы социальной девиации

Поскольку мы говорим как о личностных отклонениях, так и о групповых, то стоит упомянуть о достаточно широком групповом и типологическом разделении социальных девиаций. Оно проводится по культурным и психологическим признакам, в зависимости от группового или индивидуального распространения, а также от степени своего возникновения.

Так, существуют некоторые культурные и психические отклонения, которые определяют социальную девиацию людей или более широких социальных групп. В данном случае социологов интересуют именно культурные отклонения, поскольку они определяют особенности девиантного поведения по причине культурных различий и нежелания подчиняться конкретным культурным нормам, которые действуют в пределах сообщества.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Социальная девиация 460 ₽ Реферат Социальная девиация 220 ₽ Контрольная работа Социальная девиация 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Рассматривая видовое разделение социальной девиации на индивидуальную и групповую, стоит отметить, что под индивидуальной девиацией стоит понимать отвержение норм своей культуры и сообщества со стороны отдельного человека. Групповая, в свою очередь, означает противостояние общественным интересам со стороны более широкой социальной группы.

Отклонения и проявления девиации могут быть первичными и вторичными. Первичное отклонение подразумевает, что в целом поведение человека и его социальные действия соответствуют тем культурным нормам, которыми располагает общество. Что касается вторичного отклонения и проявления девиации, то в данном случае это фатальное отклонение от принятых норм, которое определяется как девиантное, асоциальное, несущее достаточно негативные последствия.

Социальная девиация может быть культурно одобряемой или культурно отклоняемой. К культурно одобряемым формам социальной девиации относится сверхинтеллектуальное поведение, повышенная мотивация индивида, а также его достижения, которые основываются на личных качествах и на таланте, которые индивид проявляет в конкретных ситуациях. Культурно осуждаемая социальная девиация поддерживает социальные отклонения, которые несут разрушительный характер и могут нанести вред не только носителю такого поведения, но и окружающим его людям.

Формы девиации

Формы девиации подразделяются на положительные, отрицательные и нейтральные.

Негативно окрашенная девиация – это различные виды зависимости, нарушения закона, жестокое поведение.

К позитивной девиации можно отнести жертвование благ на развитие общества, совершение какой-либо значимой работы бесплатно.

К социально-нейтральным девиациям можно отнести нежелание создавать семью, излишнюю застенчивость или замкнутость.

Типы девиации и примеры

В современной науке Мертон выделил девиацию, которую можно поделить на 5 типов.

Тип девиантного поведения.Описание.Пример.
Делинквентный тип.Причинение некоторого вреда окружающим людям и обществу с целью поразвлечься или привлечь внимание к самому себе. Иногда это противоправные действия, легкомысленные поступки (могут совершаться с подачи других людей). Часто такое поведение демонстрируют люди и неразрешенными внутренними конфликтами.Рок-музыканты, которые устраивают массовые беспорядки или занимаются вандализмом.
Аддиктивный тип.Человек желает изменить свое состояние искусственным путем, чтобы иметь возможность ухода от реальности (прием психоактивных веществ, препаратов, алкогольных напитков). Человек в реальной жизни не может найти дел и эмоций, которые бы удовлетворяли его.Многие творческие люди имели аддиктивное поведение: Льюис Кэрролл, Оноре де Бальзак, Эдит Пиаф, Михаил Булгаков, Уильям Фолкнер, Трумэн Капоте.
Патохарактерологический тип.Поведение человека обусловлено изменениями в его характере вследствие неправильного воспитания или отсутствия такового. Часто это характеризуется расстройствами личности или акцентуации характера.Человек с шизоидным типом личности перестает общаться с друзьями, родителями и коллегами без объяснения причин.
Психопатологический тип.Это проявление психических расстройств и заболеваний. Человек страдает галлюцинациями, расстройствами мышления, совершает непонятные для здорового человека поступки.Главный герой фильма «Сплит» или книги «Множественные умы Билли Миллигана».
Основанное на гиперспособностях.Человек существует параллельно в двух мирах, своем собственном и реальном. Реальный мир человеком воспринимается как не слишком значительный, он старается не взаимодействовать с ним. Обычно такие люди чудаковаты, с ними не желают вступать в тесные контакты или близкие отношения.Александр Суворов просыпался каждую ночь ровно в 2 часа чтобы облиться холодной водой и по-петушиному покричать. Мог встретить гостей в одном только нижнем белье.

Есть еще одна классификация типов девиантного поведения.

Тип девиантного поведения.Характеристика.Пример.
Инноватор.Люди хотят добиваться успеха в обществе и быть полноценными его членами, но предпочитают идти по своему собственному пути развития.Создатели финансовых пирамид, бизнесмены, кооператоры.
Ритуалисты.Такие люди часто доводят до абсурда общественные устои, пытаются изменить существующий строй.Граждане, которые регулярно устраивают митинги и забастовки.
Ретреатисты.Бегство от существующей действительности, желание уйти от реальности, отвержение общепринятых целей и путей их реализации.Люди без определенного места жительства, наркоманы, алкоголики, бродяги.
Революционеры.Люди, которых не устраивает существующий общественный строй, они хотят заменить его на новый.Революционеров много среди исторических личностей: Владимир Ленин, Лев Троцкий, Карл Маркс, Фидель Кастро и др.

А что вы думаете о типах девиантного поведения? Знаете ли какие-то интересные примеры? Непременно поделитесь ими в комментариях, обсудим вместе.

Общая характеристика социальных отклонений

Понятие девиации в социологии

Слово «девиация» дословно переводится с позднелатинского deviatio

как отклонение. Этот термин общепринят и в других науках, таких как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно недавно и используется для обозначения различных типов поведения,
отклоняющихся от нормального.
Не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «девиация» или «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы.

Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, знаменитые спортсмены, убийцы — все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты. Девиация грозит нарушению стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.

В отечественной социологии термин «девиация» употребляется в двух значениях – широком и узком. В широком смысле

термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм. Это могут быть незначительные проступки, например опоздание на работу, или наоборот, проявление героизма, самопожертвования, гениальности. Но также это может быть и серьезное преступление, например убийство.

В узком смысле

девиантность обозначает незначительные проступки, которые не подпадают под статью уголовного или даже административного кодексов. Для более серьезных форм нарушения применяется термин
делинквентность и преступность.
Попробуем классифицировать наиболее распространенные социальные отклонения и дать им краткую характеристику.

Индивидуальные и групповые отклонения. Если мы сталкиваемся с индивидуальными отклонениями от норм в пределах одной субкультуры, то такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант.

Например, самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом).

Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества.

Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы.

В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами.

Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана Э. Ламертом.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым.

Например, проявления экс, с помощью которых человек пытается выделиться, произвести впечатление на других, даже совершаемые людьми ошибки не воспринимаются окружающими как девиантность.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант.

Культурно одобряемые и осуждаемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются.

Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом — никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа — это культурно одобряемые отклонения.

Характерная черта девиантного поведения заключается в том, что рассматривать его следует с позиции культурного релятивизма.

Это означает, что социальная норма, принятая либо по неписаной традиции, либо законодательно, — явление весьма относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом оцениваться как социальное отклонение.

Например, в первобытное время каннибализм (поедание людьми себе подобных), геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считалось нормальными явлениями, вызванными экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешения брака между родственниками). Но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях – абсолютно криминальным поведением.

Критерии девиации часто меняются на протяжении времени даже в рамках одной и той же культуры.

После Второй мировой войны курение получило в США широкое распространение и фактически снискало социальное одобрение. Сигареты рекламировали звезды Голливууда и даже спортсмены. Курить в квартире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в 1957 году ученые доказали, что курение – причина многих серьезных заболеваний в том числе рака легких. Постепенно широкая общественность начала кампанию против курения. А в 90-х годах курение во всех закрытых общественных помещениях некоторых крупных городов США было запрещено законодательно.

Девиантное поведение является самым массовым видом нарушения поведения. Однако сводится оно не только к многочисленным нарушениям общественного и административного порядка. Помимо негативного смысла у слова «девиантность» существует и позитивное значение.

Поставив целью изучить многообразие форм проявления девиантного поведения американский социолог Р. Кевен построила теоретическую модель, описывающую взаимодействия индивида и общества. Она предложила континуум типов поведения от крайней девиации при низшем уровне конформизма, через промежуточные формы более или менее правильного поведения, до крайней девиации при «сверконформизме». Схема Р. Кевен представляет собой кривую Гаусса на горизонтальной прямой, разбитой на 7 равных сегментов.

+

Признаки отклоняющегося поведения

В современном обществе принят ряд правил и норм поведения. Нарушения являются признаками отклоняющего, девиантного поведения:

  1. Агрессивность, слишком крутой нрав.
  2. Повышенная форма эгоцентризма.
  3. Неумение адекватно воспринимать критику и реагировать на нее.
  4. Смена настроения без видимой на то причины.
  5. Неумение самостоятельно контролировать свою речь и поступки.
  6. Неумение обслуживать себя.
  7. Повышенная замкнутость, желание постоянно находиться в одиночестве.
  8. Расстройства психики или психосоматической системы.
  9. Общение с криминальными личностями, связь человека с преступным миром.
  10. Желание человека агрессивно противостоять мнению большинства членов общества.


Памятка о девиации

Причины девиации

Причин зарождения девиации психологи выделяют довольно много:

  • генетическая предрасположенность к отклоняющему поведению;
  • подростковый возраст (индивид формируется, часто через девиантное поведение он познает границы дозволенного в обществе);
  • низкий уровень интеллектуального развития личности;
  • определенные черты характера (склонность к бунтарству, агрессии, противостоянию);
  • неблагополучная финансовая ситуация в семье или регионе проживания;
  • явно выраженное социальное неравенство;
  • нестабильная политическая ситуация в стране;
  • воспитание ребенка в неблагополучных условиях;
  • серьезные ошибки в воспитании;
  • нежелание родителей работать над морально-нравственным воспитанием ребенка;
  • копирование ребенком неправильных образцов поведения;
  • невозможность личности успешно социализироваться;
  • высокий уровень стресса;
  • нарушения работы головного мозга или центральной нервной системы;
  • психосоматические проблемы, расстройства;
  • сложности в выборе единственно верной модели поведения (родители говорят одно, друзья другое, по телевизору сообщают третье);
  • невозможность реализовать свои интересы и потребности;
  • уверенность в собственной безнаказанности, проявление вседозволенности;
  • привычка перекладывать ответственность за свою жизнь на других людей;
  • желание прославиться, но невозможность добиться признания в сфере искусства, науки, спорта и т.д.;
  • желание получить одобрение в компании;
  • стремление выглядеть крутым и взрослым в глазах окружающих;
  • деструктивное желание изменить мир.

Приглашаем посмотреть видео лекции на тему влияния интернета на девиантное поведение.

Этапы становления

Основные этапы и причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Человек познает себя, самоутверждается, стремится выделиться на фоне других людей.

На первом этапе человек демонстрирует девиантное поведение, которое не одобряется в том или ином обществе (шалит на уроках, громко разговаривает, хулиганит на улице). Обычно поведение корректируется воспитателями, учителями или родителями. Если на первом этапе не были приняты меры, то со временем нарушения могут стать более значительными.

На втором этапе подросток совершает явно порицаемое девиантное поведение (ругается матом, дерется, издевается над одноклассниками). К такому ребенку нужно применять меры дисциплинарного воздействия.

На третьем этапе отклоняющее поведение укореняется, человек регулярно демонстрирует девиации в своих словах и поступках. Его поведение можно охарактеризовать как нравственно-отрицательное (регулярно грубит учителям, отказывается выполнять домашнюю работу, пропадает на улице допоздна). С таким подростком нужна систематическая коррекционная работа.

На четвертом этапе поведение личности можно охарактеризовать как противозаконное, с регулярными рецидивами (вандализм, хулиганство, мелкие кражи). С такими несовершеннолетними должны работать специально обученные люди (социальный педагог, сотрудники правоохранительных органов, психолог).

Пятый этап – это криминальное поведение личности. Обычно работа с такими подростками осуществляется в специальных исправительных учреждениях закрытого типа.

Профилактика девиантного поведения

Чтобы сформировать у детей и подростков поведенческую стабильность, и избежать девиаций, стоит:

  1. Формировать интерес к окружающему миру (делать это нужно в семье и образовательных учреждениях).
  2. Знакомить ребенка с правилами и нормами поведения в различных жизненных ситуациях, проводить игровые или тренинговые занятия.
  3. Помогать в развитии адекватной самооценки.
  4. Развивать навыки общения с разными категориями людей, позволять практиковаться.
  5. Работать над семейным микроклиматом и улучшением детско-родительских отношений.

Коррекция девиантного поведения

Негативные девиации нужно корректировать в детском и подростковом возрасте.

Помощь в адаптации

Помогать девианту в адаптации, не ставить перед ним изначально невыполнимых задач, быть к нему более снисходительным.

Например, ребенок привык решать любой вопрос при помощи драки. Не нужно ожидать, что сразу после беседы ребенок с девиантным поведением перестанет драться. Важно отмечать любые достижения ребенка и не обесценивать их (сжал кулаки, но не ударил собеседника; обидно обозвался на него, но обошелся без драки; повысил голос, но решил вопрос без участия кулаков).

Вовлечение в коллектив

Вовлекать девианта в коллективные виды деятельности, давать возможность реализовать свои творческие способности.

Например, подросток на уроках химии постоянно хулиганит и мешает другим. Можно дать девиантному ученику задание изучить термины и подготовить ряд опытов, а на следующем уроке продемонстрировать их всему классу. Драчун на уроке физкультуры может показать приемы рукопашного боя. Слишком активному ученику можно дать возможность выступить с танцем на школьном концерте.

Помогать достичь успех

Организовывать ситуации, в которых ребенок сможет достичь успеха (за успех стоит разрабатывать меры поощрения).

Например, учитель знает, что конкретный ученик демонстрирует девиантное поведение, но обожает читать книги в жанре фантастики. Стоит дать девианту возможность на уроке рассказать о своем любимом авторе или подготовить сообщение о любимом произведении. За старания можно поощрить хорошей оценкой или аплодисментами.

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Девиантное поведение: причины,

виды, формы.

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях

и
девиантном поведении
человека.

В большинстве подходов понятие девиантного поведения

связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Человек проявляет себя именно так в силу неадекватного личностного формирования в процессе социализации и освоения нравственных норм, устоев и правил. Собственное поведение таким человеком (с точки зрения стандартов общественной морали) контролируется в весьма незначительной степени.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Можно с уверенностью утверждать, что девиация и социальная дезадаптация/изоляция – равноценные понятия, поскольку человек не может успешно существовать в определенной (нормальной, обыденной) социальной среде. Т.е., у него имеются отклонения с точки зрения среднестатистического поведения, характерного для большинства людей как представителей социума.

Поэтому для людей с девиацией, особеннодля подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения:

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное

    . Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.

  2. Антисоциальное

    , еще одно его название –
    делинквентное
    . Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.

  3. Аутодеструктивное

    . Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).


В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение

    . В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:

  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение

    . Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).

  2. Виктивное поведение

    . Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.

  3. Суицидальные тенденции и суициды

    . Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:

  • с внутренним

    проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);

  • с внешним

    проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).

  1. Побеги из дома и бродяжничество

    . Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.

  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения

    . Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.


Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические

    факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).

  2. Социальные

    факторы:

  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностные

    факторы.

  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды

    . С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.

  2. Информационные факторы

    . Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).

  3. Обучение социальным навыкам

    . Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.

  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению

    . Такими формами активности могут стать:

  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов

    . Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]