Здравствуйте, уважаемые читатели! Только гармоничная личность может быть и успешной и счастливой одновременно, вы согласны? А важный аспект такой личности – нормальная самооценка. Не завышенная до небес, когда человек мнит себя гением без оснований. И не низкая, с которой невозможно двигаться вперед.
Проблемы с самооценкой – это часто нестабильная психика, тревожность, обманутые ожидания либо неадекватные цели. И множество лишних сложностей в жизни!
Вы желаете гармонично развиваться, как личность, ставить перед собой адекватные цели и достигать их?
Тогда вам просто необходимо определить уровень своей самооценки. Сделать это вы можете прямо сейчас, используя тест Дембо Рубинштейна на самооценку. Именно его мы и предлагаем вам в этой статье. Важные плюсы методики – возможность самостоятельного исследования, подробные пояснения, детальная инструкция к тесту.
Несколько слов о создателях теста
Фактически данный тест Дембо́-Рубинште́йн является методом психодиагностики. Применяется для детального изучения самооценки и самовосприятия человека. Разработчиком этой методики стала Тамара Вульфовна Дембо, известный в США психолог, доктор Университета Кларка и ученица Курта Левина. Т.В. Дембо создала данный тест в 1962 году.
Спустя 8 лет, в 1970 году, он был доработан Сусанной Яковлевной Рубинштейн, известным советским психологом, сотрудником лаборатории патопсихологии Московского НИИ Психиатрии. В тест были добавлены варианты интерпретации.
Метод Дембо́-Рубинште́йн активно применяется психологами и психотерапевтами вот уже более 40 лет. С его помощью можно диагностировать устойчивость отношения к себе, фон настроения, адекватность, зрелость, наличие проблем, уровень критичности и требовательности. А также – в общем, уровень удовлетворенности своей личностью.
Правила проведение тестирования для дошкольников
Для преодоления ребенком состояния тревоги, делают диагностику
Важно посмотреть преобладающую эмоцию. Метод применим и для детей, не умеющих рисовать
Взрослый предлагает нарисовать два дома: черный и красный. Страхи переселяют из внутреннего «я» в рисунок. В красный дом помещают эмоции, в которых ребенок не уверен. А черный наполняют остро ощутимыми переживаниями. Можно уточнять название страха. На этапе беседы перечисляются вопросы. Ребенок отвечает, боится или нет?
Помогает также техника открытых уточнений, когда нельзя ответить да или нет. Соблюдая правильную позу по отношению к опрашиваемому, создается доверительный контакт. Похвала и одобрение залог честности в ответах. Подсчитывают перемещенное количество эмоций в черный дом.
Далее домик закрывается на замок, ключ (рисунок) выбрасывается. После чего симптомы уходят, наступает спокойствие. Согласно возрастным нормам, количество страхов не должно превышать десяти. Городских жителей выделяют. Обычная норма превышена на пять пунктов. По нескольким положительным ответам определяют доминанту. И если превышен допустимый предел, говорят о предневротическом состоянии. Тогда уже проводят психическую коррекцию
Стоит не упускать важного момента, откладывая на потом
Пример количественного отношения, практическая реализация страхов:
- Возраст 3 года: мальчики: 9, девочки: 7
- Возраст 4 года: мальчики: 7, Д: 9
- Возраст 5 лет: мальчики: 8, Д.: 11
- Возраст 6 лет: мальчики: 9, девочки: 11
- Возраст 7 лет (дошкольники): мальчики: 9, девочки: 12
- Возраст 7 лет (школьники): мальчики: 6, девочки: 9
Формула расчета. ИС=число страхов*100%.
Возрастные особенности проявления страхов. Если малышу 8 месяцев, для него естественно бояться незнакомых людей. А подрастая, в 1,5 года кроха переживает при длительном отсутствии мамы. Также его пугает шум в семье, манипуляции врачей и укол. В период двух лет, если был опыт наказаний, ребенок зажимается от замечаний законных представителей.
Важно найти подход к каждому ребенку. Видя, как мама кричит на малыша, возникает вопрос о зрелости
Ведь образование в сфере воспитания никому не мешает.
Более того, решаются многие задачи.
Транспорт
Некоторые наблюдали, когда дошкольник раннего возраста паниковал перед видом транспорта. Малыши не привыкли к громким звукам. В таком случае стоит успокоить ребенка, утешить. А регулярные поездки приучат к новым впечатлениям.
Народная мудрость. В любимых сказках живут различные персонажи. Некоторые из них имеют негативный характер. Читая литературные произведения, необходимо провести анализ, только потом передавать содержание детям. Во многих сказках говорят об коварстве, жестокости.
«Я сам!»
Оставив дитя в комнате одного, появляется возможность развить фобию замкнутого пространства. Правильнее и безопаснее будет постепенное привыкание, быть наедине с собой. Например, заняв чадо интересной игрой можно приготовить обед. Но ребенок должен находиться в поле зрения.
Пятый угол.
В младшем возрасте у ребят может наблюдаться чувство вины. Корень находится в неосознанно поведении воспитателя, родного человека. Психологи рекомендуют до трех лет не отдавать крошку в детский сад. Как только произойдет первая социализации, пришло время расширить рамки до дошкольного учреждения.
История из жизни
Моя двоюродная сестра – инженер по профессии. Но в душе – настоящий психолог! Она обожает всевозможные психологические тесты. С удовольствием тестирует себя, всех своих родных и друзей. Она долго искала подходящий тест, который поможет определить уровень оценки себя, своей личности.
Различные тесты казались ей слишком сложными и запутанными. А вот тест Дембо Рубинштейна мою сестру полностью устроил! С его помощью она успешно протестировала не только родных, но и коллег.
Многие из них, в том числе руководители, всерьез задумались, после получения результатов. Я уверен, что этот анализ помог им встать на путь развития личности и самосовершенствования.
Дополнительные приемы к методике Дембо-Рубинштейн
К дополнительному приему относится анализ поведения людей во время тестирования.
Признаки неустойчивой самооценки:
- множество зачеркиваний (смена поставленной черты на более низкую и наоборот);
- слишком медленное выполнение задания.
Признаки, указывающие на завышенное мнение о себе:
- желание привлечь внимание окружающих во время выполнения задания;
- слишком быстрое его выполнение (человек боится задуматься и по-настоящему оценить свой уровень, признать несостоятельность в каких-либо сферах).
Еще один дополнительный способ – индивидуальная беседа после окончания тестирования. Человека просят пояснить, каких людей он считает счастливыми, назвать причины собственных неудач. Таким же образом обсуждаются все остальные шкалы.
Как пройти это исследование самостоятельно?
Все достаточно просто. Чтобы пройти тест Дембо Рубинштейна на самооценку, возьмите листик (либо бланк), и проведите четыре линии по вертикали. Высота каждой – четко 100 мм. Слегка отметьте середину каждой шкалы. Один балл – это 1 мм. Для этого идеально подойдет лист в клеточку.
Они будут означать показатели здоровья, развития интеллекта (умный), счастья и характера. Можете добавить еще оптимизм и общую удовлетворенность собой. Для подростков рекомендуют следующие показатели : здоровье, характер, ум, способности, красота, авторитет у сверстников, уверенность в себе ( см. картинку по тесту Дембо Рубинштейна).
Верх линии – это состояние максимального предела показателя (например, счастливый, умный красивый), низ – минимальное значение (несчастный, глупый, уродливый). . Подумайте и поставьте черточки на линиях там, где находится ваше текущее состояние.
Тест Дембо Рубинштейна для самооценки, бланк учащегося:
Теперь, после размышления, нарисуйте кружочки («о») там, где вы хотели бы (мечтали бы) быть. И наконец, крестики – там, где вы все-таки можете быть объективно, если приложить старания.
Если взять линейку измерить расстояния в мм. и записать их. Вы получили таблицу, где уровень ваших притязаний – отрезок от самого низа шкалы (нулевое значение) до крестиков. Уровень самооценки – интервал от низа шкалы до черточки (-). Расхождения – это отрезок между уровнем ваших притязаний (крестик) вашей оценкой себя (черточка).
Выводы
Используя «Лесенку» возможно
- определить самооценку, уровень жизненной адаптации детей;
- предупредить возникновение проблем, корректировать отклонение самооценки от нормы;
- научить учеников взаимодействовать между собой, выполняя общее задание;
- создавать команды, где дети самостоятельно выбирают роль, проверяют друг друга;
- научить ребят положительно оценивать результаты деятельности.
Самооценка – важный показатель личности. Дети младшего школьного возраста формируют представление о себе, определяют свое место среди других. Используя методы диагностики самооценки, взрослый может вовремя обнаружить проблемы в самоощущении ребенка. Результаты исследований помогают корректировать поведение школьника, учат адекватно оценивать собственные возможности, открывают новые способности, развивают процесс самопознания.
Результаты и рекомендации
Обработка результатов здесь не займет много времени. Итоги проведенного теста, по уровню самооценки можно анализировать отдельно по каждой конкретной шкале. Или как среднее арифметическое всех показателей.
Например, если для исследования применялось четыре шкалы, то общую сумму балов нужно разделить на четыре, если шесть шкал – то общую сумму делим на шесть и т. д.
Шкалу здоровья, как правило не оценивают, это проверочная шкала.
По ней психолог определяет на сколько правильно испытуемый понял принцип теста. Но при проверке себя, я счел нужным проанализировать и шкалу здоровья.
Ключи для уровня самооценки (черточка)
- повышенный уровень оценки конкретной личности в рамках от 50 баллов до 75, такой показатель является реалистичным и адекватным;
- баллы ваши — от 75 до 100 – это завышенный показатель, он говорит об умеренных, но отклонениях в личности, чуть завышенных притязаниях, нечувствительности к своим ошибкам;
- баллы до 50 – весьма заниженная самооценка, в наборе с нею — проблемы с восприятием себя, уверенностью, возможно, нужна помощь специалиста и коррекция.
Ключи по притязаниям (крестики):
- итоговые баллы от 60 до 90 – притязания на реалистичном, достижимом уровне;
- баллы от 90 до 100 – отсутствие критичности, завышенные ожидания и притязания;
- баллы до 60 – слишком низкая степень притязаний, возможно — проблемы с развитием личности и уверенностью в себе.
Виды самооценки
В психологии, в зависимости от того, насколько правильно оценивает себя человек, можно выделить 2 основных вида самооценки: адекватная, неадекватная.
Адекватной считается мнения человека о себе , совпадающее с действительностью. В ином случае, когда самооценка резко расходится с мнением окружающих — она неадекватная. При этом самомнение может быть завышенным или заниженным.
При заниженной оценке развивается неуверенность в себе, которая проявляется во всей деятельности человеке.
Противоположность – завышенная самооценка. В этом случае человек считает себя идеальным или близким к этому.
Еще один критерий — стабильность самооценки. Она может быть стабильной или поддаваться влиянию внешних факторов (плавающая). В первом случае мнение человека о себе остается неизменным в любых ситуациях. При плавающей оценке себя — она меняется в зависимости от успехов и поражений, от мнения окружающих, а именно от одобрения или осуждения.
Описание методики по выявлению детских страхов
Вообще страх – это вполне нормальный процесс. С возрастными особенностями уходят старые чувства, могут появляться новые. В благоприятных условиях развития, детские фобии исчезают. Но если процесс затягивается, происходит накопление. Соответственно затормаживается личностное становление. Создаются проблемы с адаптацией.
Работа А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» говорит о связи возраста и страхов
Методика проста в применении, но обратите внимание. Например, ребенок может сказать, что ничего не боится
Или наоборот согласиться со всеми вопросами. А физиология говорит о другом, что является реальностью. Тестирование проводится в индивидуальном порядке. Обстановка спокойная, медленная скорость опроса.
Когда она начинает формироваться?
Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.
Предварительный просмотр:
Шкала безнадёжности
(HopelessnessScale, Becketal. 1974)
Ниже приводится 20 утверждений о Вашем будущем. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое и отметьте одно верное утверждение, которое наиболее точно отражает Ваши чувства в настоящее время. Обведите кружком слово ВЕРНО если Вы согласны с утверждением или слово НЕВЕРНО, если Вы не согласны. Среди утверждений нет правильных или неправильных. Пожалуйста, обведите ВЕРНО или НЕВЕРНО для всех утверждений. Не тратьте слишком много времени на одно утверждение.
ФИО_________________________________________________________________
Класс________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________
01 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я жду будущего с надеждой и энтузиазмом |
02 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Мне пора сдаться, т.к. я ничего не могу изменить к лучшему |
03 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Когда дела идут плохо, мне помогает мысль, что так не может продолжаться всегда |
04 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я не могу представить, на что будет похожа моя жизнь через 10 лет |
05 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | У меня достаточно времени, чтобы завершить дела, которыми я больше всего хочу заниматься |
06 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | В будущем, я надеюсь достичь успеха в том, что мне больше всего нравится |
07 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Будущее представляется мне во тьме |
08 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я надеюсь получить в жизни больше хорошего, чем средний человек |
09 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | У меня нет никаких просветов и нет причин верить, что они появятся в будущем |
10 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Мой прошлый опыт хорошо меня подготовил к будущему |
11 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Всё, что я вижу впереди – скорее, неприятности, чем радости |
12 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я не надеюсь достичь того, чего действительно хочу |
13 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Когда я заглядываю в будущее, я надеюсь быть счастливее, чем я есть сейчас |
14 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Дела идут не так, как мне хочется |
15 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я сильно верю в своё будущее |
16 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я никогда не достигаю того, что хочу, поэтому глупо что-либо хотеть |
17 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Весьма маловероятно, что я получу реальное удовлетворение в будущем |
18 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Будущее представляется мне расплывчатым и неопределённым |
19 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | В будущем меня ждёт больше хороших дней, чем плохих |
20 | ВЕРНО | НЕВЕРНО | Бесполезно пытаться получить то, что я хочу, потому, что, вероятно, я не добьюсь этого |
№ | Ответ | Балл | № | Ответ | Балл |
01 | НЕВЕРНО | 1 | 11 | ВЕРНО | 1 |
02 | ВЕРНО | 1 | 12 | ВЕРНО | 1 |
03 | НЕВЕРНО | 1 | 13 | НЕВЕРНО | 1 |
04 | ВЕРНО | 1 | 14 | ВЕРНО | 1 |
05 | НЕВЕРНО | 1 | 15 | НЕВЕРНО | 1 |
06 | НЕВЕРНО | 1 | 16 | ВЕРНО | 1 |
07 | ВЕРНО | 1 | 17 | ВЕРНО | 1 |
08 | НЕВЕРНО | 1 | 18 | ВЕРНО | 1 |
09 | ВЕРНО | 1 | 19 | НЕВЕРНО | 1 |
110 | НЕВЕРНО | 1 | 20 | ВЕРНО | 1 |
Интерпретация
Максимальный счёт – 20 баллов
0-3 балла – безнадёжность не выявлена;
4-8 баллов – безнадежность лёгкая;
9-14 баллов – безнадежность умеренная;
15-20 баллов – безнадежность тяжёлая.