Я-концепция — что это простыми словами, из чего состоит?

Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.

Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».

Что такое «Я-концепция»?

«Я-концепция» – это устойчивая система представлений индивида о себе, своих интеллектуальных способностях, физических возможностях, внешности и прочих качествах. Подразумевается, что это не просто смутные представления, а вполне осознанные мысли, которые человек может выразить конкретными словами, если у него спросить, что он думает о себе.

Система представлений о себе формируется в процессе познания и оценки себя через анализ реальных и воображаемых ситуаций. Решающее влияние на неё оказывают мнения окружающих. Кроме того, анализируя собственное и чужое поведение, индивид соотносит себя с другими людьми, корректируя при этом представления о своих качествах и о том, какими они должны быть.

Для обозначения данного понятия есть и другие устоявшиеся термины, такие как «образ Я» или «Я-образ», но именно термин «Я-концепция» используется в литературе как основной. К слову, в англоязычной литературе разнообразие терминов ещё больше: one’s self-concept, self-identity, self-perspective, self-construction.

Важной характеристикой «Я-концепции»является степень её адекватности. Это то, насколько представления человека о себе соответствуют действительности, насколько правильно он оценивает свою физическую форму, интеллектуальные способности, внешность и прочие характеристики. Индивид с адекватной «Я-концепцией» легче адаптируется к окружающему миру. Тот же, чьи представления о себе не соответствуют действительности, находится в состоянии постоянного внутреннего конфликта.

Ранние решения

Родительские фигуры, другие люди, да и сама жизнь снабжают ребенка данными о том, кто он такой, кто — другие люди и что представляет собой мир, куда он попал. Эти сообщения выглядят как своеобразные «послания», которые ребенок периодически принимает. Особенно чутко он относится к родительским посланиям, поскольку интуитивно чувствует, что его жизнь и благополучие зависят от них.

Некоторые послания на самом деле имеют характер вербального сообщения, адресованного ребенку или подслушанного им; иногда — это поступки или эмоциональные реакции. Но бывает и так, что ребенок, в силу эгоцентричности мышления, может счесть посланием событие своей жизни, реально сообщением не являющееся . Надо сказать, что значение имеет не то, что намеревался передать родитель, а то, каким смыслом наделил послание ребенок.

Анализируя психологические сценарии своих пациентов, обратившихся за терапевтической помощью, Берн пришел к выводу, что в их основе лежат неконструктивные решения, которые приняты под влиянием особых родительских посланий, имеющих негативное, разрушительное содержание. Их передают некоторые родители по причине каких-то собственных отклонений. Такие предписания подобны заклинаниям, которые околдовывают ребенка.

Среди словесно передаваемых негативных предписаний можно выделить:

  • Заклятья — негативные определения; «Ты — грязнуля! Болван! Тупица!» и т.д. «Ты — ужасный ребенок», «Ты — уродина».
  • Проклятья — пожелания ущерба, имеющие характер прямого приказания: «Чтоб ты провалился!..», «Нам было бы намного лучше без тебя», «Почему ты не можешь быть человеком!».
  • Негативные пророчества — ребенку сообщают, что его ждет в будущем: «Из тебя ничего толкового не выйдет!.. Тюрьма по тебе плачет!..», «Ты никогда ничего не достигнешь».
  • Стопперы — сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: «Не умничай! Не думай о…! Не сердись!.. Не трогай, у тебя не получится; дай, лучше я!».

Предписания могут передаваться и невербально. Ребенок придумывает, фантазирует и неправильно интерпретирует события и таким способом сам дает себе предписания.

Например, после смерти отца ребенок дает себе предписание: «Не сближайся с людьми» — если никого не любить, то и не придется расстраиваться из-за потерь. Мальчик, решительное поведение которого каждый раз пресекается, может заключить: «Не надо быть мужчиной». Ребенок, чувства которого критикуют, может решить: «Не надо показывать свои чувства». Ребенок, которого наказывают за проявление несогласия со старшими, может заключить: «Не надо думать».

Маленький ребенок не в состоянии объективно оценить себя, и родительские фигуры становятся для него своеобразными «зеркалами», по которым он может судить о том, кто он такой и кем являются окружающие люди. Если значимые другие признают его, он считает себя стоящим человеком, а «Я» становится приемлемым. Однако если эти другие обходятся с ним как с плохим и вредным, он воспринимает себя как вредного и считает, что эта вредность живет у него внутри. Ребенок слишком мал и неопытен, чтобы понимать, что эти «зеркала» могут быть кривыми. Ребенок, которого ударили, не может заключить: «Я не плохой ребенок. Мама шлепнула меня, потому что она истерическая личность, переживающая, что не находится больше в Мальчик, в тебе что-то есть… Молодец!.. Золотые руки!..». Пророчества: «Очень надеемся, что ты получишь высшее образование», «Однажды ты станешь знаменитым…», «Прямо создан быть музыкантом». Разрешения: указывают, что можно делать, но не заставляют.

Следует заметить, что предписания не «вживляются» в ребенка подобно электроду. Он властен принять их, проигнорировать или обратить в противоположность. Однако, если на основе предписания принято решение, его очень тяжело нарушить. Это решение определяет совокупность центральных убеждений о том, кто он такой, кто — окружающие его люди, что представляет собой этот мир и как в нем следует себя вести. Таким образом, сценарное решение — это глубокое и фундаментальное когнитивное образование, для подтверждения и оправдания которого человек может обращаться к отдельным иррациональным верованиям. Ранние решения становятся своеобразным фильтром, влияющим на все мировосприятие.

Вопросы, раскрывающие Я-концепцию

«Я-концепция» подразумевает наличие ряда вопросов, отвечая на которые человек идентифицирует и описывает себя:

  • «Кто я?» (социальный статус, роль в обществе и коллективе);
  • «Какой я?» (внешность, физическая форма, интеллектуальные способности, особенности характера);
  • «Чего я хочу?» (интересы, желания, стремления, планы и прочее);
  • «Что я могу?» (то, как индивид оценивает свои возможности);
  • «Чем я владею?» (материальные и нематериальные ценности, которые индивид считает значимыми).

Отвечая на эти вопросы, человек перечисляет свои характеристики, которые считает наиболее значимыми. При этом значимость разных характеристик он оценивает по-разному, присваивая каждой из них определённый удельный вес. И удельный вес отдельных пунктов может весьма существенно меняться в зависимости от жизненных обстоятельств.

3.2. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции

В условиях кардинальных перемен в идеологии, в общественной жизни в целом и в частности в образовании сдвиги происходят и в педагогическом сознании. По-новому видятся цели образования, предполагающие по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, приобщение ее к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой [22]. Видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в образовательной среде школы, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат становлению личности. Ведущими характеристиками личностно-развивающей среды являются:

Структура «Я-концепции»

Существует несколько подходов к определению структуры «Я-концепции». Основным в современной психологии является подход, выделяющий три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Когнитивная

Словом «когнитивный» обычно обозначают всё, что связано с познанием. Соответственно, когнитивная составляющая «Я-концепции» – это знания человека о себе, представления о своих качествах (правильные и ошибочные). При этом он может считать одни качества более значимыми, другим же придавать гораздо меньше значения, считая их несущественными или бесполезными.

2. Оценочная

Имея представления о своих характеристиках, каждую из них индивид как-то оценивает. При этом он обращает внимание на следующие моменты:

  • насколько эффективно и качественно он выполняет определённую работу;
  • насколько его представления о себе совпадают с ожиданиями общества;
  • насколько его представления о себе совпадают с его же представлениями о себе идеальном (соотнесение «Я-реального» и «Я-идеального»).

Оценочная составляющая подразумевает эмоциональный отклик, определённые переживания, вызываемые у индивида его представлениями о себе. В частности, эти представления влияют на его самооценку, самоуважение, любовь к себе и ожидание того, что его будут любить окружающие.

3. Поведенческая

Если две предыдущие составляющие характеризуют то, как человек воспринимает и оценивает себя, то поведенческая составляющая – это внешние проявления «Я-концепции». Это действия, которые он предпринимает, чтобы проявить свои сильные стороны и подавить слабости, продемонстрировать окружающим свои преимущества и скрыть недостатки, быть правильно понятым и получить определённый статус в обществе или коллективе.

Несмотря на то, что каждую из перечисленных составляющих можно выделить и рассматривать отдельно, все они тесно взаимосвязаны между собой. При этом оценочная составляющая подстраивается под когнитивную, а вместе они определяют поведенческую составляющую.

Механизм формирования

Механизмы формирования психологии Я были предложены И. С. Коном:

  1. Социальное сравнение. Когда формируется система критериев для самооценки, люди начинают сравнивать себя с окружающими. Такой процесс называется социальным сравнением.
  2. Зеркальное отражение. Человек составляет представление о себе исходя из реакции на себя со стороны окружающих. С рождения индивид не имеет критериев для оценки себя. Она заимствует их у других людей, формирует собственную систему.
  3. Самоверификация, самопрезентация. Когда человек сформировал первоначальный образ своего Я, он проводит поверхностную проверку составленного образа. Для этого он рассматривает оценки к себе со стороны других людей.
  4. Иерархизация. Ядро Я-концепции состоит из тех качеств, свойств, элементов, которые наиболее важны для личности.
  5. Самоатрибуция. Когда человек формирует представление о себе, он получает информацию путем наблюдения за своим поведением, анализа чувств, изучения обстоятельств, которые влияют на поведение.
  6. Смысловая интеграция.

Если изучать плоскость Я-концепции, можно выделить ряд уровней ее становления. Они актуальны, если все содержательные компоненты структуры взаимодействуют. Уровни становления:

  • агармоничный;
  • дисгармоничный;
  • смешанный;
  • оптимальный;
  • гармоничный.

При взрослении человека образы Я становятся многокомпонентными, дифференцированными. Первые предпосылки к формированию Я-концепции проявляются уже у младенцев. Ребенок учится разделять ощущения на собственные, которые проявляются от его личной активности, внешние, которые не зависят от него.

Как формируется «Я-концепция»?

«Я-концепция» – это устойчивая система, особенно на небольших временных промежутках. Но в долгосрочной перспективе она проявляет пластичность, формируясь и меняясь на протяжении всей жизни человека под влиянием большого количества внутренних и внешних факторов.

Наибольшее воздействие на формирования «Я-концепции» оказывают такие факторы как:

  1. Влияние «значимых других». Для ребёнка это в первую очередь родители. Позже к ним добавляются воспитатели, а также сверстники, прислушиваясь к мнению которых, школьники порой демонстрируют сильный конформизм. Взрослые люди тоже придают большое значение мнению «значимых других», поэтому у каждого из нас «Я-концепция» постепенно меняется на протяжении жизни при общении с друзьями и близкими.
  2. Эмоции и потрясения. Все эмоции, которые мы испытываем из-за различных событий, перемен в своей жизни, состояния своего здоровья, психосоматических и физиологических факторов, оказывают влияние на наше представление о самих себе. Некоторые события могут оказывать достаточно радикальное влияние, если мы при этом чувствуем сильное разочарование или восторг от своих способностей.
  3. Сопоставление имеющегося и желаемого. В юности подростку кажется, что он ещё развивается и его перспективы практически безграничны. Но по мере взросления он находит всё больше несоответствий, сравнивая «Я-реальное» и «Я-идеальное». Кроме того, он всё чаще замечает расхождения в других аспектах своей жизни, например, между желаемыми и предпринимаемыми действиями.
  4. Мотивация и внутренние выгоды. Наши представления о себе часто меняются не из-за определённых событий в прошлом, а для достижения определённой цели в будущем. Поэтому, мощный мотивирующий фактор может резко улучшить наши представления о собственных способностях и повысить самооценку, поскольку это необходимо для достижения желанной цели.

Факторы влияния

На формирование, развитие Я-концепции влияет:

  • адекватное выражение самосознания;
  • ясность сознания;
  • наличие угроза (ее быть не должно);
  • личная адекватность.

Описание себя со стороны зависит от воздействия внешних раздражителей.

Существует три типа самооценки — низкая, средняя, высокая. На формирование низкой самооценки влияют:

  • постоянные требования послушания;
  • безразличие со стороны родственников;
  • конфликты в семье;
  • повторный брак, развод родителей.

Средняя самооценка развивается в том случае, если:

  1. Родители принимают ребенка таким, какой он есть, терпят его поведение.
  2. Близкие родственники и друзья относятся к ребенку покровительственно.
  3. Действия детей вызывают у родителей тревогу, волнение.

Высокая самооценка развивается у детей, которые:

  1. Получают заботу и внимание.
  2. Воспитываются в семье с четкими нормами, правилами.
  3. Видят солидарность, сплоченность родителей.
  4. Ощущают атмосферу взаимного доверия.
  5. Поддерживают хорошие отношения с обоими родителями.
  6. Понимают важность действий, которые приводят к достижению положительного социального статуса в будущем.

В детском возрасте самыми влиятельными факторами формирования Я-концепции является взаимоотношения между родителями и атмосфера в семье. Также самооценка зависит от материнской депривации, порядка в котором рождаются дети, социального статуса семьи, отношения со сверстниками.

Для чего нужна «Я-концепция»?

Британский психолог Роберт Бёрнс в качестве основных выделял следующие функции «Я-концепции»:

  1. Достижение внутренней согласованности личности. По мнению Бёрнса, у человека присутствует стремление соответствовать собственному представлению о себе. Оно проявляется и в действиях, и даже в некоторых характеристиках, которые индивид «подгоняет» под собственные ожидания.
  2. Интерпретация жизненного опыта. Каждый человек интерпретирует события, происходящие в окружающей действительности, основываясь на своих представлениях о себе. Например, если у индивида нет склонности ко лжи и лицемерию, то сталкиваясь с этими явлениями, он не может корректно их идентифицировать, понять и объяснить. И наоборот, человек, склонный к лицемерию, в любом хорошем поступке видит подвох.
  3. Формирование ожиданий и притязаний. Каждый из нас чего-то ждёт от себя в будущем, рассчитывает на определённые успехи, готовится к определённым событиям. Человек с высокой самооценкой, естественно, вкладывает гораздо больше оптимизма в свои прогнозы. При этом ожидания оказывают существенное влияние на его поведение.

Согласованная «Я-концепция» служит защитой от когнитивного диссонанса, который может возникать у человека, если его поведение противоречит его собственным ожиданиям. Она помогает человеку подстраивать своё поведение таким образом, чтобы оно максимально соответствовало его представлениям о себе и выглядело для него логичным и естественным.

Статья «Я-концепция и условия её формирования»

Белоусова Е.А.

Понятие «Я-концепции» и её формирование

Введение.

Друзья, я так же как и Вы, сталкивался с понятием «концепция». Давай сегодня поговорим об этом.

Я-концепция — динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

Образ Я — представление индивида о самом себе.

Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Основная часть.

Понятие Я-концепции родилось в 1950-е г. в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид). Однако первые теоретические разработки в области Я — концепции бесспорно, принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я на взаимодействующие Я — сознающее и Я — как объект.

Я — концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда выделяют в ней три структурных элемента: 1) когнитивный — «образ Я» (характеризует содержание представлений о себе); 2) эмоционально-ценностный, аффективный (отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в системе самооценок); 3) поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении).

Я-концепция — целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Я-концепция имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты.

Её отличает сложное, уровневое строение, по-разному понимаемое разными авторами. Например, Р. Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности:

· реальное Я (представление о том, каким я хотел бы быть);

· зеркальное Я (представление о том, каким меня видят др.).

Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я и эмоциональное Я.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания — это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.

Большинство авторов прибегают к термину «самооценка». Так, Куперсмит (1967) называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Таким образом, самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг (1965). Для него это — позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д.

Понимание самооценки заключается: во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джемса (1890) представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение — реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули и Мида.

Еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Следует подчеркнуть, что самооценка всегда носит субъективный характер.

Мотивационные и установочные структуры являются для человеческого Я поистине вездесущими. Поэтому можно с уверенностью фиксировать в Я-концепции не только ее когнитивную составляющую, но и эмоционально-оценочную и потенциальную поведенческую.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

Роджерс (1951) утверждает, что Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность (23). Таким образом, это — сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я — в прошлом, настоящем и будущем.

В определении, принадлежащем Стейнсу, Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми.

Подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного Я индивида — эго. Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, «культурно значимое достижение». Идентичность эго-индивида возникает в процессе

интеграции его отдельных идентификаций. В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадии кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов. Особенно сложным является процесс развития эго-идентичности в пору юности. Поэтому Эриксон уделяет особое внимание юношескому кризису развития и «размытости» эго-идентичности в этот период. Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности» (1968). Более развернутого определения он нигде не приводит, хотя и указывает, что эго-идентичность — это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. Поскольку эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, она имеет психосоциальную природу.

Механизм формирования эго-идентичности, по Эриксону, во многом схож с описанным Кули и Мидом действием «генерализованного другого». Однако Эриксон считает, что этот процесс протекает в основном в сфере бессознательного. Он критикует такие понятия, как «самоконцептуализация», «самооценка», «образ Я», считая их статическими, в то время как, по его мнению, главной чертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизменным, что может быть затем использовано как готовый инструмент личности (1968). Формирование идентичности Я — процесс, напоминающий скорее самоактуализацию по Роджерсу, он характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности Я, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, новых условий личностного существования, — вот характерные черты динамического процесса развития эго-идентичности. Эриксон считает, что чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. В процессе формирования идентичности важно не столько конкретное содержание индивидуального опыта, сколько способность воспринимать различные ситуации как отдельные звенья единого, непрерывного в своей преемственности опыта индивида.

Значение Я-концепции. Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Я-концепция – это средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он, так или иначе, руководствуется самовосприятием.

Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.

Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализация. Эти механизмы позволяют удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Однако необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.

Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я, и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию.

Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивид дуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому, коль скоро Я-концепция сформировалась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно.

Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной. Например. Мак-Кэндлес рассматривает Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны.

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Человек, считающий, что он никому не может нравиться, либо ведёт себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретирует соответствующим образом реакции окружающих.

Феноменалистический подход в понимании личностного Я в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) в отношении к человеку исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть, как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию. Именно это является задачей психотерапии: она не снимает проблему, что позволяет человеку, испытывающему психологические затруднения, взглянуть на себя по-новому и более эффективно справиться с той или инеи ситуацией.

Центральным понятием феноменалистического подхода является восприятие, то есть процессы отбора, организации и интерпретации, воспринимаемых явлений, приводящие к возникновению у индивида целостной картины психологического окружения. Это окружение называют по-разному: перцептивное поле, психологическое поле, феноменологическое поле или жизненное пространство. Но, в конце концов, дело не в терминологии. В сущности, речь идет об индивидуальных значениях, которые формируются в сознании каждого человека и, так или иначе, определяют его поведение. По мнению сторонников феноменалистического подхода, поведение человека можно понять, лишь встав на его точку зрения. Не явление само по себе, а уникальное восприятие индивидом этого явления рассматривается перцептивными психологами как подлинная реальность. Восприятие селективно и вследствие искажений, порождаемых внутренними мотивами, целями, установками и защитными механизмами, часто бывает весьма неадекватным (Брунер и Гудман, 1947).

Итак, ведущий принцип и когнитивной, и феноменалистической психологии заключается в том, что поведение рассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент. Восприятие, разумеется, отличается оттого, что физически существует вовне. Тем не менее, то, что человек воспринимает, является для него единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим поведением. Феноменалистический подход к поведению, которое неразрывно связано с Я-концепцией, объясняет поведение индивида, исходя из его субъективного поля восприятия, а не на основе аналитических категорий, заданных наблюдателем.

Личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого Я.

Основные положения теории Роджерса (1954, 1959) выглядят следующим образом:

· Сущность феноменалистической теории личностного Я, представляющей собой часть общей теории личности, заключается в

· том, что человек живот главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.

· Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной. Этот процесс не получает детального описания у Роджерса, но, по-видимому, его точка зрения близка к взглядам Кули и Мида.

· Я-концепция — это система самовосприятий. Именно Я-концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения. Как отмечали Снигг и Комбс (1949), существование реального Я — это вопрос скорее философский, поскольку наблюдать его непосредственно невозможно.

· Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Я-концепцией предопределяется восприятие значений, приписываемых этому окружению.

Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной. Поскольку Роджерс склоняется к тому, что эта потребность возникает в процессе социализации индивида, ее, видимо, можно рассматривать и с точки зрения самоактуализации личности.

В соответствии с взглядами Роджерса потребность в позитивном отношении к себе, или потребность в самоуважении, также развивается на основе интерналнзации позитивного отношения к себе со стороны других. Эту потреба несть также можно рассматривать с точки зрения стремления к самоактуализации.

Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между Я и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация. Дезадаптацию следует понимать, как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводит к селективности и искажениям в восприятии или к игнорированию опыта в форме неверной его интерпретации.

Человеческий организм представляет собой единое целое. Подобно представителям организмических теорий, Роджерс приписывает ему лишь один внутренний мотив — диалектический и самопроизвольный, а именно тенденцию к самоактуализации.

Развитие Я-концепции — это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакции и навязанных другими представлении. Я-концепция представляет собой определенную систему. Изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу Целого. Таким образом, Роджерс использует понятие Я-концепция для обозначения восприятия человеком самого себя. Однако по мере дальнейшего развития своей теории Роджерс придает этому понятию и другой смысл, понимая под Я-концепцией механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. Но Я-концепция оказывает влияние скорее на выбор им направления своей активности, нежели непосредственно направляет эту активность.

Рассматривая понятие идеального Я, Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным, и Я начинает больше гармонировать с идеалом. Таким образом, можно считать, что личностная дисгармония характеризуется существованием нереалистического собственного идеала и/или несоответствием между Я-концепцией и идеальным Я. В теории Роджерса в качестве первопричины личностных нарушений выступает все же не конфликт между Я-концепцией и собственным идеалом, но скорее конфликт между Я-концепцией и непосредственным, «организмическим» опытом индивида (23). Это расходится с некоторыми другими теориями, в которых идеальное Я является центральным понятием и выступает как важный фактор психологической адаптации или дезадаптации (Хорни, 1950).

Главная проблема в подходе Роджерса к пониманию Я-концепции связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и Я-концепцией. Поведение рассматривается Роджерсом как попытка достичь согласованности Я-концепции. Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих Я-концепции, индивид использует один из двух защитных механизмов — искажение или отрицание. Первое используется для того, чтобы изменить личностную значимость переживания; второе как бы устраняет сам факт наличия переживания. Роджерс особенно подчеркивает первый механизм. Его логика в следующем: если при отрицании непосредственное переживание никак не символизируется, то применим ли вообще феноменалистический подход в таких случаях? В свою очередь искажение направлено на то, чтобы привести непосредственные переживания индивида в соответствие с его личностными интегральным Я. События оцениваются не объективно, сами по себе; значение им придает отягощенный прошлым опытом индивид, заботящийся о сохранении своей Я-концепции. Роджерс использует терапию, центрированную на клиенте, как метод, направленный на модификацию состояния Я-концепции с целью устранения диссонанса между нею и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром у него устраняется и достигается состояние психологической адаптации.

Если непосредственные переживания блокируются или искажаются и становится невозможным их адекватное подключение к Я-концепции, возникает дезадаптация. Роджерс рассматривает дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками личностного Я и непосредственным опытом индивида. Такое несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда Я-концепция чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей и интернализованными индивидом. Внутренний конфликт такого рода возникает у человека в том случае, если его Я-концепция сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации. Чувства эти могут блокироваться, поскольку Я-концепция этого человека не может смириться с мыслью о том, что он способен испытывать ненависть. Роджерс приводит такой пример: мать, которая не в состоянии признаться в своих агрессивных чувствах по отношению к собственному ребенку, воспринимает его поведение как плохое и заслуживающее наказания. Тогда она может быть с ним агрессивна, не разрушая при этом своего образа «хорошей и любящей матери».

Часто причины такого несоответствия между Я-концепцией и организмическими чувствами следует искать в ранних периодах жизни. Нередко условием родительской любви и хорошего отношения является отказ ребенка от своих истинных чувств. Если он действительно злится на мать, то он — плохой мальчик, человек недостойный. К воспитании детей Роджерс считает важным не требовать от них, чтобы в качестве условия родительского расположения они отказывались от своих подлинных чувств или искажали их, хотя родители не вправе требовать от детей подавления открытого выражения этих чувств. Роджерс придерживается такой точки зрения: родителям следует указывать ребенку, что хотя его чувства и понятны, тем не менее, непозволительно руководствоваться ими в своих действиях, поскольку подобное поведение может принести вред или причинить страдание близким. Однако нельзя выражать неодобрение по поводу самого факта наличия у ребенка этих негативных чувств. Ребенку следует не отказываться от них, а быть сдержанным в их проявлении. Это в значительной степени помогает избежать дезадаптации впоследствии.

Роджерс считает природу человека, по существу позитивной, движущейся к зрелости, социализации и самоактуализации. По его мнению, Фрейд нарисовал картину человека, в глубине души иррационального, несоциализированного, разрушительного по отношению к собственному Я и к другим. Роджерс вполне допускает, что индивид может иногда проявлять себя подобным образом, но в это время он действует как невротик, а не как здоровый человек. Когда человек ощущает психологическую свободу, он открыт опыту и может действовать в позитивной, доверительной и конструктивной манере.

Итак, в целом феноменалистический подход предстает, как часть важных попыток ряда психологов разобраться в том, что касается непосредственного опыта человека, путем рассмотрения его реального поведения. У этого подхода тем, но менее есть два важных потенциальных ограничения: он может исключать из рассмотрения некоторые весьма существенные переменные и может приводить к ненаучным спекулятивным построениям.

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепции можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о Я-концепции, принадлежат Джемсу, Кули и Миду.

Джемс постулировал различие двух аспектов, свойственных интегральному Я: Я-сознающее — рефлексивно-процессуальное и Я — как объект — содержание сознания, в котором в свою очередь можно выделить такие аспекты, как духовное Я, материальное Я, социальное Я, физическое Я.

Феноменалистический подход в понимании Я-концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положениях:

· поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;

· этот ракурс по своей природе субъективен;

· всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция,

· Я-концепция — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение,

· соответственно Я-концепция регулирует поведение;

· Я-концепция обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;

· расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;

· главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.

В зависимости от того, на каком уровне — организма, социального индивида или личности — проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют:

— физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

— социальные идентичности: половую, возрастную, этническую, гражданскую, социально-ролевую, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности и стремлением быть в этой общности;

— дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации (В. В. Столин).

Существуют и другие варианты:

— неосознанные, представленные только в переживании, установки по отношению к себе,

— частные, парциальные самооценки,

— относительно целостная Я-концепция,

Я-концепция как часть системы ценностных ориентации личности и др.

Кроме того, Я-концепция описывается с точки зрения содержания и характера представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени (Я-прошлое — Я-настоящее — Я-будущее) (М. Розенберг, Е. Т. Соколова).

Выделяются также динамическое Я (как, по моим представлению человека, он изменяется, развивается, каким стремится стать), «представляемое Я», «Я-маска», «фантастическое Я» и т. п. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» служит важным источником развития, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

Выводы.

Таким образом,хочется обратить внимание на то, что Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родителъских отношений, однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения и тем самым на собственное становление.

Соотношение понятий Я-концепции и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания, как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

История «Я-концепции» в науке

Ещё античные мыслители пытались понять, как у человека формируется представление о себе, но у философии того времени просто не было инструментов, которые позволили бы найти ответ на данный вопрос. Первые представления о «Я-концепции» начали формироваться только в 19 веке. А по мере становления такой науки как психология становилось понятно, что данным понятием должны заниматься психологи, а не философы.

Автором идеи «Я-концепции» считается американский психолог Уильям Джеймс, предложивший её в конце 19 века. Он ежедневно записывал собственные переживания, создав тем самым научный фундамент для данной теории. Позже её значительно развили его соотечественники Карл Роджерс (один из создателей гуманистической психологии) и Абрахам Маслоу (автор так называемой «Пирамиды Маслоу» – самой известной модели человеческих потребностей).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]