Что такое «недеяние», или Чему мы можем поучиться у древних даосов?

Недеяния у даосов является одним из пяти главных принципов мышления, которые способны сделать жизнь естественной и спокойной. Однако принцип имеет весьма туманное объяснение, хоть и является практичным. Недеяние является самым лучшим способом взаимодействия с окружающей действительностью, он основан на гармонии. Если начать пользоваться недеянием постоянно, то сама жизнь полностью изменится, что принесет очень хорошие результаты.

«Совершенный человек, который является поистине мудрым, не совершает деяний. Именно поэтому он является основой Вселенной.»

Вселенная не настроена против нас

Чтобы жить в соответствии с принципами у-вэй, нужно сначала осознать свою связь со всем в природе. И хотя у нас должны быть чёткие ограничения, как у детей, которые бегают и играют за оградой парка, нужно оставаться открытыми и не бояться уязвимости. Тогда мы сможем созерцать природу и почувствовать течение мировой энергии, а затем научимся действовать в соответствии с ней.

Осознание того, что нам не нужно противостоять Вселенной, что она не настроена против нас, принесёт ощущение свободы.

Китайская мудрость о жизни

«Если твое сердце наполнено любовью, то ты не сможешь обидеть другого человека».

«Если ты ненавидишь, значит, тебя победили» Конфуций

«Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали» Конфуций

«Красота есть во всем, но не всем дано это видеть» Конфуций

«Твой дом там, где спокойны твои мысли»

«Делая добро людям, не требуй от них благодарности. Если будешь требовать от них благодарности, твое желание сделать добро причинить вред».

«Не говорите, если это не изменяет тишину к лучшему»

«С деньгами можешь купить часы, но не время»

«То, что случается, случается вовремя».

«Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают».

«Если ты споткнулся и упал, это ещё не значит, что ты идёшь не туда».

«Всегда смотри на вещи со светлой стороны, а если таковых нет — натирай тёмные, пока не заблестят».

«Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг».

«Не бойся медлить, бойся остановиться».

«Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы».

«Государь – как лодка, а народ – как вода: может нести, а может и утопить».

«Большая река течет тихо, умный человек не повышает голоса».

«Благородный человек в душе безмятежен. Низкий – всегда озабочен» (Конфуций).

«Живи, сохраняя покой. Придёт весна, и цветы распустятся сами» .

Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти? (Конфуций).

С деньгами можешь купить часы, но не время (китайская народная мудрость).

Благородный человек знает о своём превосходстве, но избегает соперничества (Конфуций).

Бесцельное движение

В наше время отсутствие цели считается неприспособленностью к жизни. Однако современную жизнь едва ли можно назвать гармоничной.

Китайский философ Чжуан-цзы советовал образ жизни, который он называл бесцельным движением. Для объяснения он проводил аналогию с деятельностью художника или ремесленника. Талантливый резчик по дереву или умелый пловец не обдумывает и не взвешивает последовательность своих действий. Его навык настолько стал частью его самого, что он действует инстинктивно, спонтанно, не задумываясь о причинах. Именно такого состояния и стремились достичь философы с помощью у-вэй.

Увэй – созидательное недеяние

Увэй – созидательное недеяние


Увэй – созидательное недеяние А вот в даосизме, в отличие от современной западной культуры, бездействие является одним из видов деятельности. Если оно уместно и направлено на созидание, то несет куда больше пользы, чем поспешные действия и насилие над событиями.

У-вэй – один из основных принципов даосской философии, одно из ее центральных понятий.

Оно не означает, что человек должен лежать и ничего не делать. Речь идет о невмешательстве в естественный порядок событий, вхождение в поток жизни и движение в гармонии с ним. Не меняя его течения, не пытаясь расширить или сузить берега, не становясь запрудой. А будучи частью этого потока, мы можем быть сильнее, чем те, кто тратит так много сил на борьбу с ним.

Проще говоря, поняв законы жизни и природы, мы способны двигаться с большей скоростью, прилагая при этом меньше сил. Внешне это порою выглядит как бездеятельность, а кто-то может называть этот процесс ленью. Но это не так.

  • Что делает гепард, выжидающий в зарослях приближения жертвы?
  • Насколько бездеятельна лягушка, подстерегающая муху?
  • Чем занят земледелец, ожидающий всходов из посаженных им зерен?

Все они вовлечены в деятельность – ожидания, подготовки, изучения окружающих обстоятельств. Сможет ли гепард поймать газель, если будет метаться по пустыне без передышки? Взойдет ли хлеб, если землепашец будет выкапывать и закапывать назад зерна, чтобы посмотреть, взошли ли они? Их временная бездеятельность намного нужнее и полезнее, когда она своевременна и созидательна.

Увэй – созидательное недеяние

В даосизме считается, что человек, познавший Дао, ничему не подвластен и ни от чего не зависим. Он может видеть и понимать всю глубину вещей. Он свободен, его ничего не гложет, поскольку он вовлечен в поток жизни, вселенная помогает ему.

Почему нам так сложно принять эту философию и научить правильно бездействовать?

Потому что мы не умеем вовремя останавливаться, не знаем, когда пора сказать себе «хватит». У-вэй заключается в том, чтобы промолчать, когда не следует говорить. Оставить человека в покое, когда он не настроен на общение. Выждать время и почувствовать, когда партнер будет настроен идти навстречу. Дождаться благоприятного времени для совершения сделок.

Мы слишком усердны, слишком старательны, слишком беспокойны, назойливы, напористы, нечувствительны. Мы идем вперед, пытаясь проломить головой преграды, не ощущая моментов, когда преграды готовы расступиться сами.

Развивающейся личности присущи качества пластичности, текучести, адаптивности. У-вэй говорит нам, что мы должны научиться быть гибкими, принимать перемены, меняться вместе с миром и не пытаться остановить необратимое. Если бы мы пытались противиться приходу ночи или бороться с осенним листопадом, то потратили бы всю жизнь на бесцельную борьбу. Вместо этого мы постоянно подстраиваемся под окружающий мир. Зажигаем свет, когда становится темно, укутываемся в теплую одежду, когда холодает.

Но эти примеры слишком очевидны. В нашей повседневной жизни есть много ситуаций, когда важно понять: нужно бороться или необходимо отступить? Мы не всегда умеем почувствовать разницу между первым и вторым. Поэтому часто сдаемся там, где должны действовать, и создаем много шума там, где необходима тишина.

Увэй – созидательное недеяние

Не всем доступно терпение, не каждый может научиться входить в состояние покоя, когда этого требуют обстоятельства. Мы знаем лишь одну сторону жизни – физическое действие, отожествленное с развитием и успехом.

Но, если вы когда-либо пытались почувствовать и выждать нужный момент, то понимаете, что ожидание и созерцание – не менее серьезная работа, нежели видимый глазу внешний труд.

В каратэ, йоге и других восточных практиках есть множество статических упражнений. Когда нужно простоять некоторое время на полусогнутых ногах, вытянувшись или приняв неудобную позу. В эти моменты напрягаются определенные группы мышц, и вы можете почувствовать, что такая статическая нагрузка ничуть не легче активных упражнений. Наоборот – она тяжелее. Даже человеку, занимающемуся активным спортом, будет с непривычки трудно выполнять эти упражнения.

Увэй – созидательное недеяние


созидательное недеяние

Увэй – это не только бездействие, этот принцип включает в себя множество разных позиций.

Так, в Дао осуществление недеяния проявляется в том, чтобы не гордиться свершениями и не обладать созданным. Не стремиться слишком страстно к достижению поставленной цели. Нужно умерить пыл, делать работу, не думая о конечном результате. Идти к чему-то, не предавая ему слишком большой важности.

Энди Урохолу принадлежат фразы, в которых прекрасно раскрывается смысл философии у-вэй:

  • Можно достичь большей власти, если помалкивать.
  • Когда ты перестаешь хотеть чего-либо, то сразу же это получаешь.

Конечно, недеяние не должно превращаться в единственное занятие, если вы собираетесь продолжать жить в этом социуме наравне с другими людьми. Полный отказ от желаний и стремлений приводит на путь йогов и монахов.

У-вэй прекрасно работает в сочетании с активными действиями.

Его можно расшифровать с помощью знака Инь-Ян. Где мужская энергия отвечает за движение, а женская – за покой. При правильной дозировке эти две силы приносят гармонию в душе и в жизни.

В заключение скажу, что у-вэй – понятие многогранное, в нем немало нюансов. Ему посвящено огромное количество научных трудов и книг. Люди тратят годы на постижение силы у-вэй. Чтобы проникнуть в его глубину, нужно основательно потрудиться, но это необычайно интересно.

Главная идея У-Вэй – это умение действовать без действия и творить, не прилагая ненужных усилий.

Медитативная созерцательность

Рассмотрим даосскую практику созерцательности. Чтобы постичь гармонию миропорядка, нужно сосредоточиться на своем внутреннем мире и наблюдать за течением и сменой мыслей и образов. Наблюдайте, как они появляются и исчезают, ваши ощущения от этого процесса. Постепенно вы осознаете, что причина появления всех мыслей — деятельность ума.

Именно ваш ум создает мысли, которые являются источником всех проблем. Дао предлагает освободить ум от мыслей, и тогда вы заметите — вместе с ними исчезли и ваши проблемы! Когда вы освоите эту практику, переходите к следующей — пресечение возникновения мыслей. Как это сделать? Нужно не позволять мыслям появляться. Вы уже изучили природу мыслительной деятельности и понимаете, как появляются мысли в голове, — просто не позволяйте им появляться.

Когда вы освободите ум от потока мыслей, вы ощутите внутренний покой. В этом состоянии мир воспринимается совсем иначе, все эмоции уравновешиваются, и появляется ощущение гармонии. Внутренняя гармония проявилась благодаря пресечению хаотичного потока мыслей.

Нужно ли читать какие-нибудь мантры при этой практике или сосредотачиваться на чем-то? Нет, внутреннее созерцание проходит в полной тишине. Эту практику можно применять в любом месте и в любом положении — сидя, лежа, во время ходьбы. Со временем вы привыкнете к данной практике и будете испытывать необходимость в освобождении ума от хаоса мыслей и образов.

Особенности учения

Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии. Дао цзя — трактаты, изучение бытия, получение знаний о Вселенной, а дао цзяо — это вера в высшие силы и проведение духовной практики. Но разделение практически незаметно, поэтому даосизм рассматривают как совокупность аспектов. Бога в учении нет, есть только дао. Этим термином называют Вселенную, путь ее достижения и самосовершенствования. Цель любого монаха, исповедующего эту философию — слиться с дао.

Конфуцианство имеет несколько схожих определений. Но в этом учении дао называют правила гуманизма и моральные принципы. Человек должен совершенствоваться: изучать точные науки, музыку, письму, разным видам спорта.

Даосизм же рассматривает природу как начало бытия. Придерживаясь этой философии, человек должен подчиняться природным законам, забывая о собственном «я».

Вмешиваться в размеренное течение жизни не нужно, лучше подчиниться ему.

Этапы развития

В первом веке до н. э. начали появляться школы даосизма. Со временем они изменялись, а некоторые сливались в одно заведение. Главные учреждения:

  • школа Небесных наставников;
  • Цюаньчжэнь;
  • Маошань;
  • Линбао.

Школа Небесных наставников, или «Пять ковшей риса», стала первой, где изучали основы даосизма. Ее основал патриарх и горный отшельник Чжан Даолин. Со временем она разделилась на южную и северную. Но потом заведение снова стало единым, его название поменялось на Чжэньи.

В южных регионах во времена после господствования монгольских племен открылась школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовала до 14 века. Здесь ученики практиковали общение с духами и высшими силами. Линбао делала уклон на медитацию, она больше напоминала буддийскую школу.

В пятом столетии приверженцев даосизма стало больше: к ним добавились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, а его целью становится стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и сочинений.

Даосизм не считается традиционной религией. В его основе лежит принцип равенства человечества. Благодаря этому философию изучали разные категории людей. Но в Средние века возводили монастыри, куда допускали только просвещенных монахов.

В 17 веке правила династия Цин, которая поощряла гонения на философию. Правители считали учение лженаукой, поэтому приказывали сжигать книги, разрушать монастыри, наказывать сторонников даосизма. Реабилитация началась только в 60-е годы прошлого столетия. Но современная философия отличается. Ее основой стали медитации и магические обряды.

Учение прославилось на западе благодаря уникальным боевым искусствам, дыхательным упражнениям, направлению фен-шуй.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]