Что такое психология — ее история, используемые методы, области применения и направления

Обновлено 23 июля 2021 439 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек на протяжении всей жизни с кем-то встречается, ведёт беседы, создаёт отношения. А также общается с одноклассниками и одногруппниками, коллегами по работе, членами семьи, родственниками, друзьями.

Чтобы правильно подобрать подход, и всё прошло гладко, нужно изучать психологию человека. Это направление науки будет полезным и для личностного развития. Чем лучше себя знаешь, тем легче разглядеть негативные черты для их последующего исправления.

Постоянная забота о своём психическом состоянии способствует налаживанию чувства гармонии, снижению стресса. Давайте узнаем, что же такое психология, какие у нее бывают виды и направления.

Как зарождалась психология

В период античности философия взяла на себя заботу изучать человека. Философы того времени переняли из мифологии понятие души. Именно она олицетворяла психику и все её проявления (эмоциональное состояние, поведение).

Сократ рассматривал личность, как набор собственных ценностей, убеждений, жизненных позицией. Большое внимания он уделял умственным способностям, которые исследовал посредством беседы.

Аристотель выделил 3 формы души: растительная, животная и разумная. Он утверждал, что человек проходит их все на протяжении взросления. Называл сердце главным органом чувств, а душу – двигателем всего человека.

В Средневековье люди были тесно связаны с религией, которая проповедовала о том, что человек состоит из физической оболочки и души, которая полностью её заполняет.

Уже в эпоху Возрождения Декарт ввёл понятие рефлекса, которое легло в основу психологии: от внешнего мира идёт раздражитель, импульс проходит через головной мозг, который выдаёт обратно реакцию человека.

Учёный Лейбниц утверждал, что между душой и телом есть взаимосвязь, а не как говорили раньше — существуют себе отдельно по своим правилам. Также он впервые ввёл понятие о бессознательном.

А Локк выделил понятие сознания. Он различал накопление опыта, который идёт из внешнего мира, и того опыта, который возникает уже после размышлений.

Мюллер, Вебер, Фехнер – это известные физиологи, которые работали над доказательством существования рефлексов, опровержением наличия души, изучением психических процессов.

Вундт впервые в 1875 году открыл в Лейпциге институт, где проводились эксперименты. Именно там психология утвердилась как наука.

Научная психология

Психология, как отрасль научного знания, занимается изучением и толкованием закономерностей работы психической сферы человека. В научной

психологии на передний план выходят:

  • общие закономерности;
  • факты, подтвержденные эмпирическим путем;
  • разработка методов исследования;
  • анализ результатов.

Научная психология обладает набором методов, позволяющих измерять различные психологические

процессы, проверять результаты. Научный подход отличает ориентация на академические знания и научное мышление. Все
познания
и методы, применяемые в работе психолога:

  • четко структурированы;
  • рациональны;
  • основываются на проведенные эксперименты и профессиональное наблюдение.

Задача психолога в работе с клиентом или группой людей — придерживаться максимальной объективным. При этом интерпретировать сведения, полученные во время работы или эксперимента, специалист может в рамках определенный модельности, выбранной им. Такие интерпретации могут быть в большей или меньшей степени субъективными.

Научная психология оперирует понятиями, которые отражают самые важные свойства индивидов, явлений, предметов, взаимосвязи между ними. Научный психолог оперирует стандартизированной терминологией, возможность пользоваться метафорами у него ограничена. Многие понятия из научной психологии звучат так же, как в житейской, но они отличаются по смыслу.

Психология — это наука о человеке и личности

Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития психики человека в разных условиях и этапах жизни; как она будет проявляться у всего человечества и отдельной личности.

Для того чтобы собрать информацию, учёные использую такие методы:

  1. наблюдение – самый простой метод, который заключается в описании того, что происходит на момент какой-то ситуации или длительного жизненного периода;
  2. эксперимент – бывает естественный (в природных условиях с привнесением небольших изменений от специалистов) и лабораторный (происходит в штучно созданных условиях);
  3. анализ творчества человека – через него неосознанно проявляется состояние психики;
  4. тесты и задание различного характера;
  5. беседа – открытое общение между психологом и клиентом;
  6. интервью – специалист задаёт чётко сформированные вопросы.

Научные наработки из области психологии применяются и в практике. Создаются методы диагностики эмоционального состояние клиента, а также выявления нарушения памяти, внимания, мышления, волевой сферы.

Научные психологи думают над правильным построением консультации, чтобы получить нужные данные, и чтобы при этом клиент чувствовал себя комфортно.

Один из важных пунктов практической психологии является коррекция проблем психики, и человека в частности. А также терапия, если нужны более длительные сеансы, чтобы лучше разобраться с причиной, сильными неприятными ощущениями.

Как любая отрасль, которая имеет отношение к заботе о здоровье, эта наука создаёт перечень условий для психики человека, которых нужно придерживаться в организации учебного процесса, работы.

Ведутся профилактические лекции и существуют индивидуальные занятия, на которых рассказывают, как уберечь себя от неврозов, проблем в отношениях, бессонницы и других последствий нарушения психики.

Не стоит забывать о развитии человека с самого детства. Именно психология создаёт и придумывает всё новые рекомендации, как воспитывать ребёнка, улучшить его речь и мышление.

Со временем подростков, юношей и взрослых людей интересует, как развить в себе те или иные черты личности. И тут же наука приходит на помощь и предоставляет большое количество книг, тренингов и сеансов тет-а-тет с психологом.

Структура

Структура психологии, или другими словами, структура психологии, род деятельности, из чего состоит наука и все остальное, на что я укажу в этой главе.

Появление психологии как науки состояло из нескольких этапов:

На первом этапе своего возникновения психология существовала как наука о душе. Это определение было дано более 2000 лет назад. Они пытались объяснить все явления в жизни человека присутствием души. Сама душа сравнивалась с человеческим телом, которое стало основой антропоморфизма. Но поскольку душа беспрецедентна и невидима, мы можем только верить в ее существование. И все, что построено на вере — не наука, а своего рода религия.

С развитием естественных наук психология как доктрина души не вписывается в учение ученых. Ибо всё, что утверждает психология души, невозможно доказать, потому что невозможно наблюдать объективно и анализировать практически. И все, что осталось — это верить. Доктрина, основанная только на вере, так или иначе является формой религиозного отношения к миру.

На смену психологии души пришла так называемая психология сознания, то есть второй этап в развитии психологической науки. Психология сознания, она уже основана на наблюдении, кроме того, в ней даже становится возможным экспериментировать, благодаря чему она накопила значительный материал о свойствах и закономерностях внутренней духовной жизни человека. В конце XIX века многие ученые пришли к выводу, что психология, чтобы стать наукой, должна, как правило, выкидывать из своего объекта вопрос о сознании, оставляя только то, что можно непосредственно увидеть и записать. Таким образом, возникает третий этап в развитии психологии, психология как наука о поведении. Эта стадия называется бихевиоризмом.

Четвертый этап развития психологической науки, когда удалось доказать, что между умственным и материальным нет никакого противоречия или идентичности, а есть единство. Психея — это функция, т.е. режим действия, соответствующей формы высокоорганизованной материи нервной системы и ее высшего проявления мозга. Материя — транспортное средство психа. Психология, таким образом, является наукой о закономерностях возникновения, развития и проявления психики в целом и человеческого сознания в частности.

На пути становления психологии как науки существовали различные школы, направления и концепции. Они были разной природы и часто противоречили друг другу. Таким образом, в советской психологической науке, основанной на коммунистической идее, ставилась цель разработать монистический подход к изучению и объяснению психологических явлений. Однако, несмотря на идеологическое давление, не удалось выработать единый подход к изучению психики. В специфических исследованиях советского периода иногда непосредственно, а в большинстве случаев скрыто использовались определения психологов разных направлений и школ, что стало доказательством творческого использования достижений мировой психологической науки.

В психологии разрабатывают собственные подходы к изучению науки:

Введение в психологию включает в себя ряд направлений. Всех их объединяет то, что в качестве метода изучения психики они используют интроспекцию, то есть наблюдение человека за содержанием и действиями его собственного сознания. Наконец, почти все современные психологи считают, что сознание — это совокупность феноменов, некоторые из которых можно изучать через самонаблюдение, т.е. через интроспекцию.

Ассоциированная психология берет свое начало в древней философии. В рамках этого направления ментальные явления объяснялись в основном понятием ассоциации. Это направление в психологии существует уже довольно давно. Более поздние исследования привели к отказу от абсолютизации этого направления.

Аналитическая психология была основана швейцарским психологом К. Г. Юнгом (1875-1961). Он рассматривал процесс психического развития личности как ассимиляцию сознанием содержимого личного и коллективного бессознательного. Когнитивная психология (латинское знание, познание) является одной из современных ветвей психологии. Исследования представителей когнитивной психологии, связанные с анализом различных аспектов психической деятельности человека. Среди принципов когнитивной психологии — отношение к человеку как к активному, активно воспринимающему существо, которое в своей психической деятельности руководствуется определенными планами, правилами и стратегиями. Представители когнитивной психологии отличаются исследованиями, направленными на переход от понимания сложного феномена к пониманию простого. Значительное влияние на развитие концептуального аппарата когнитивной психологии оказали теория информации и исследования в области искусственного интеллекта.

Неоповедение — это течение в американской психологии, возникшее в 1930-х годах. Она приняла основное утверждение бихевиоризма, согласно которому объектом психологии является объективное наблюдение за реакцией организма на раздражители окружающей среды (схема SR). Однако представители нео-поведения внесли в общую схему «промежуточную переменную» как связующее звено между стимулом и откликом (S — O — R). Они считают, что «промежуточная переменная» (О) определяет когнитивную и мотивационную составляющие поведения. Сторонники этого направления основали «закон действия» («закон благ») и рассматривали поведение индивида как серию воздействий (реакций) на определенные блага (стимулы), которые получает индивид. Они считают, что среднюю точку (О) нельзя анализировать объективными методами. Гештальт-психология — одно из направлений в психологии 20-30-х годов 20 века, созданное В. Вертхаймером (1880-1943), В. Келлером (1887-1967), К. Коффкой (1886-1941) и другими немецкими психологами. Они взяли на себя первенство целого над частями и формы над материалом (Гесталтизм. Образ, форма и конфигурация). В отличие от ассоциативной психологии, гештальты рассматривают целостные образы, а не ощущения, как оригинальный и фундаментальный элемент психики. Соответственно, эти образы создаются желанием индивида формировать простые, сбалансированные, симметричные и связные фигуры, для которых характерны постоянство и настойчивость. С точки зрения восприятия, исследователи гештальт приняли понятие «гештальт» и мысль о культурных субъектах как оптовых, элементы которых соединены в единую структуру.

Гуманистическая психология возникла в начале 1950-х годов. Она не однородна, но все ее сторонники придерживаются мнения, что психологию не следует моделировать на основе естественных наук: человека следует изучать как активный объект исследования. Представители этого направления — А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерс (1902-1982) и другие — сосредоточились на следующих темах: Личность, развитие, активность, творчество, автономия, самореализация, самосовершенствование, свобода выбора, ответственность, стремление человека к высшим ценностям и т.д.

Области психологии

В зависимости от того, людей из какой области изучают, выделяют различные виды психологии:

  1. общая психология – именно она занимается сбором информации для понимания о том, как в целом работает психика человека;
  2. социальная – изучает взаимодействие людей в больших и малых группах;
  3. психология личности – рассматривает человека как индивидуальность, оценивают его отдельные качества, и смотрят, как конкретная особа взаимодействует с социумом;
  4. экспериментальная – собирает информацию на основе эмпирического метода получения данных;
  5. генетическая – изучает влияние наследственных качеств;
  6. дифференциальная – сравнивает психику людей с разным развитием, культурными принадлежностями и взглядами на жизнь, возрастом и полом;
  7. специальная – рассматривает людей, у которых есть дефекты в развитии психики;
  8. возрастная психология – изучает человека на всех этапах жизни, выделяет основные характеристики и потребности того или иного возраста;
  9. эволюционная – объясняет поведение современного человека на основе привычек и модели поведения первобытных людей, которые проявляются у нас и по сей день;
  10. педагогическая – предоставляет информацию, как воспитывать и учить детей;
  11. семейная – занимается отношениями между парой, супругами, родителями и детьми, родственниками;
  12. медицинская – изучает нарушение психики, а также взаимодействие между врачом и пациентом, учит правильно доносить информацию о болезни;
  13. психофизиология – объясняет психику как результат работы нервной системы и влияния гормонов;
  14. судебная – помогает установить вменяемость подозреваемых и подсудимых;
  15. инженерная, авиационная, спортивная, военная и т.д. – в зависимости от области работы, есть своя специфика психики человека, о которой заботятся узконаправленный вид науки.

Специфика психологического знания и его место в системе наук.

Общая психология

Лекция 1

Тема лекции 1.1. «Психология как научная дисциплина. Специфика психологического знания и его место в системе наук. Возникновение психики в фило- и антропогенезе. Психика и мозг.»

Психология как научная дисциплина.

Слово «Психология» произошло от корней двух слов: «Психе» (psyche) — дыхание, душа, «Логос» (logos) – слово (разумное, осмысленное слово), знание, наука, порядок. В научный обиход термин «Психология» введен немецким философом Христианом Вольфом (1679-1754) более 200 лет назад.

В разных контекстах слово психология может иметь разное значение, разный смысл:

1. Наука психология («факультет психологии», «зарубежная психология» и т.д.).

2. Индивидуальные особенности человека, то, как структурированы его психические свойства, и что отличает его от других людей (его способности, темперамент, характер, темперамент и т.д.) («психология жертвы», «психология преступника», «женская/мужская психология).

3. Специфика социальных отношений между людьми в коллективах и связанные с этим социальные феномены («психология толпы», «психология семьи»).

Изначально психология как наука оформилась в 1879 году как естественнонаучная (биологическая) дисциплина (Вильгельм Вундт).

Существует несколько подходов к определению, что такое психология:

1 подход — Тавтологический. Психология – это наука о душе, или о психике.

Изучение психики предполагает рассмотрение:

1. Психических процессов (познавательных, эмоциональных и волевых),

2. Психических состояний (пассивность, активность, утомление, апатия, эйфория и др.),

3. Психических свойств (темперамент, характер, способности и направленность личности (преобладающие потребности, мотивы и цели поведения) и

4. Психических образований (знания, умения, навыки). (Подробнее см. в конце файла)

2 подход – Описательный (описываются вопросы, на которые психология ищет ответы). Психология – это наука о поведении человека (не путать с этологией — наукой о поведении, а точнее, нравах и привычках животных).

В рамках описательного подхода мы можем сказать, что психология изучает то, КАК ведет себя человек, и ПОЧЕМУ он ведет себя именно так.

Если эти вопросы рассмотреть более детально, то можно сказать, что психология как научная дисциплина стараться ответить на пять основных вопросов, каждый из которых, по сути, определяет основные направления психологических исследований:

1. Как люди ведут себя, и почему они ведут себя именно так (в разных ситуациях, как их актуальное состояние изменяет поведение в одной и той же ситуации)?

2. Как люди познают и осознают окружающий мир? (когнитивная психология, клиническая психология, если говорить о нарушениях когнитивных процессов и сознания). (Познание человеком окружающего мира предполагает согласованное осуществление следующих процессов: «Ощущение», «Восприятие», «Память», «Мышление и знание», «Язык»).

3. Как люди взаимодействуют между собой? (социальная психология)

4. Как люди развиваются? (Психология развития)

5. Чем люди отличаются друг от друга? (дифференциальная психология)

3 подход – Функциональный – в рамках данного подхода перечисляются изучаемые функции психики, которые изучаются психологией.

Основоположник функционального подхода, Уильям Джеймс (William James, 1842-1910) считал, что психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире, для чего она реализует две функции: когнитивную и регуляторную.

1. КОГНИТИВНАЯ функция, она состоит в создании субъективной картины мира и себя, отражающей реалии внешнего мира и внутренние состояния организма, в связи с чем эту функцию ещё называют отражательной.

2. РЕГУЛЯТОРНАЯ функция (= регулятивная) заключается в управлении поведением индивида).

Собственно, эти две функции чаще всего и используются для определения психики (психика — это субъективное отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней, то есть для управления своим поведением в среде обитания. Обладание психикой являются признаком субъекта, которым может являться человек или животное).

3. Позднее ряд ученых, в частности Б.Ф. Ломов (1927-1989), добавили к списку функций, реализуемых психикой, КОММУНИКАТИВНУЮ функцию, которая обеспечивает взаимодействие двух индивидов, обладающих психикой.

4. Кроме трёх функции психики, напрямую обеспечивающих адаптацию индивидов, на сегодняшний день учёные выделяют и четвёртую функцию психики — ТВОРЧЕСКУЮ. Творческая активность ведет к созданию новой реальности, выходящие за рамки уже существующего. В этом плане творческая функция психики может быть не только не адаптивна, но и даже дезадаптивна.

Таким образом, можно дать следующее определение психологии как науки: Психология – это наука, которая изучает особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов (восприятие, память, мышление и др.), психических состояний (эмоции, чувства) и психических свойств (темперамент, характер, способности) человека, а также психики животных.

Предмет изучения научной психологии:

1. Психика здорового человека в физическом и психологическом планах.

2. Различные факты психической стороны жизни человека, описываемые качественно и количественно.

3. Психологические законы, описывающие и объясняющие явления в жизни человека

4. Механизм создания человеком субъективного образа объективного мира.

Задачи психологии:

Главной задачей психологии как науки является исследование особенности формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:

1. Изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

2. Анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно владеть практическими средствами их формирования и развития.

4. Содействовать планомерного внедрения научных знаний и представлений о психической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

1. Исследование законов психики и её деятельности.

2. Изучение развития психики на разных этапах жизни человека (психические процессы и состояния, различные по сложности).

3. Раскрытии свойств человека с позиции социального и биологического.

Специфика психологического знания и его место в системе наук.

Специфика психологии состоит:

1. В психологии человека одновременно является и объектом познания (то что познается) и субъектом познания (тот кто познаёт). Следствием этого является то, что психологический факт зависит от его интерпретации исследователем и от его понимания испытуемым.

2. В невозможности исследовать психические явления непосредственно с помощью объективных методов изучения, принятых в естественных науках (нематериальность психики?). Содержание и особенности психики исследуются опосредованно путем наблюдения за внешними изменениями поведения человека и его физиологическими реакциями (могут регистрироваться объективно, но не всегда коррелируют, точно отражают происходящее в психической сфере, номотетические подходы), и по его самоотчету, самоописанию (идеографический подход) (субъективность этой информации!).

Психология как наука изначально формировалась в рамках философии, выделение ее в самостоятельную науку произошло после предложения В. Вундтом использовать (по аналогии с естественными науками) экспериментальный метод (метод интроспекции). Это определило специфику психологии как науки — она одновременно является и естественной, и гуманитарной наукой, точнее можно сказать, что она остается гуманитарной наукой, которая постоянно стремится стать естественной наукой. Сегодняшний день номотетический подход (изучение психики по ее внешним поведенческим и физиологическим объективно регистрируемым проявлениям) является преобладающим в психологии. Данная стратегия познания опирается на три принципа объяснения сути психических феноменов: принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности.

3. Психология является компилятивной наукой (сочетание внутренне противоречивых теорий), в ней существуют разные, иногда взаимодополняющие, а порой взаимоисключающие подходы к изучению, пониманию и объяснению одних и тех же психических явлений. Параллельно существуют (и изучаются при обучении) разные теории (система взглядов, объясняющих какой-либо феномен, уникальное явление реальности), разные научные школы и направления, представители которых порой негативно и даже враждебно относятся друг к другу. Стоит отметить, что существующие в рамках разных школ различные трактовки и объяснения психических явлений могут избираться в связи с индивидуальными предпочтениями психолога (интерес, индивидуальный опыт человека, место получения образования, влияние авторитетов и моды), а также в зависимости от того, в рамках какого подхода наработано больше инструментария для работы с теми или иными психологическими проблемами.

Особенности (специфика) научной психологии, отличающие её от житейской (вульгарной) психологии:

ПроцессыЖитейская психология (обыденные знания)Научная психология (научные знания)
Получение знанийВ конкретной ситуацииВ экспериментальной ситуации (создание/контроль условий изучения)
Стихийность, случайность, несистемностьРегулярность (сознательно, целенаправленно, инструментально оснащено, систематизировано (план исследований, соотнесение с другими результатами, данными других авторов))
ИнтуитивностьПонятийность (обобщение)
НепосредственностьОпосредованность
Сохранение знанияЗнания сохраняются в личном опыте и художественной литературе. Ситуативно-контекстное утверждение (афоризмы, пословицы, поговорки, традиции, обряды). Связаны с личным опытом (эмпиричны). Не требуют логического объяснения, безразличны к логике, а потому часто противоречивы.Знание сохраняются в научной и учебной литературе. Знания теоретизированы, то есть систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. В основе направленного накопления и расширения знаний лежит выдвижение проверяемой гипотезы.
Эмпирический критерий достоверности (от частного к общему)Логический критерий (от общего к частному)
Воспроизводство знаний (передача от поколения к поколению)Знания передаются при личном общении, легко доступны, но обычно не содержат контекста их получения. Поэтому в новом контексте (условиях) открываются новыми поколениями заново, через свой собственный опыт (проблема отцов и детей). Накопления знаний в ряду поколений, по сути, нет.Знания передаются в ходе специально организованного обучения, что требует способности и усилия от обучаемого. Накопление знаний в поколениях происходит в виде научных теорий, которые могут уточняться и детализироваться путем выдвижения и проверки гипотез, основанных на этих теориях. Кроме абстрактных утверждений (законов теорий) передаются также описания условий получения новых знаний, что позволяет воспроизводить эксперименты и перепроверять эти законы.
ОценкаВ связи с социальным заказомНет

Место, которое психология занимает среди других наук, зависит от основания систематизации наук. Если мы не будем рассматривать психологию среди основных, системообразующих наук, то она будет у нас как бы растворяться среди других наук, либо занимать промежуточное положение. Если же мы будем считать психологию одной из основных наук, то она будет занимать чаще всего центральное место среди других наук о человеке и мире.

А. Положение психологии в системе наук по Б.М. Кедрову:

Психология находится в , чуть ближе к филосовии, с которой она связана по происхожднию, так как теория познания изначпльно развивалась именно в философии.

Б. Положение психологии среди других наук по Ж.Пиаже:

В. Б.Ф. Ломов выделил многомерную систему связей психологии с другими науками:

1) с общественными науками (через отрасль психологии — социальную психологию и связанными с ней дисциплинами).

2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию).

3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию).

4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию).

5) с техническими науками (через психологию труда и инженерную психологию).

Г. Двухмерная (шкальная) схема положения психологии в системе наук (М. Бунге):

вертикальная ось образуется между биологическими и социальными науками, изначально (в 1850 г.) круг изучаемых проблем и вопросов был узок, науки не перекрыаались, при этом психология находилась на этой шкале «между» социальными и биологическими науками. Позднее круг интересов наук расширился, появились пересекающиеся области интересов, что привело уже спустя 100 лет (в1950 г.) к появлению «на стыке» классических наук новых современных наук.

1. Социологическая социальная психология

2. Психологическая социальная психология (включая физиологическую социальную психологию)

3. Биопсихология

Основные направления психологии

На протяжении всего времени создавались новые направления в психологии и подходы к человеку.

На сегодняшний день многие из них активно используются и подбираются под конкретную личность и индивидуальную ситуацию.

Наверное, все знают, что теория психоанализа была создана Фрейдом.

Главные положения заключаются в том, что основные проблемы и причины поведения спрятаны в бессознательном.

А главный этап становления индивидуальности происходит в детстве. Либидо и страх смерти – факторы, которые часто двигают человеком. Этот метод подходит для терапии неврозов, старых психологических травм.

Гештальт-психология утверждает, что нужно воспринимать картину целостно, а не дробить её на отдельные элементы, как это делает вышеописанное направление. То есть, смотреть не на конкретную черту личности, а на всего человека и условия жизни вокруг.

Есть понятия незакрытого гештальта, когда какая-то ситуация приемлемо не завершилась. Поэтому на сеансах её проигрывают, обговаривают и закрывают, чтобы не тревожила клиента.

Гипноз используют, чтобы человека ввести в изменённое сознание и стать ближе к бессознательному. Во время сеанса пытаются извлечь причины проблемы, негативные факторы, которыми клиент не хочет делиться при обычном диалоге. Также могут внушаться позитивные установки. Например, что всё хорошо, и человек успокаивается.

Клиент-центрированная психология в своём названии показывает, что на сеансе главная роль отводится клиенту. То есть, он сам может помочь себе, только для этого его нужно аккуратно направить в нужное направление.

Поэтому большая часть внимания направляется на установление доверительных отношений между психотерапевтом и его собеседником, чтобы тот доверял и уверенно себя чувствовал.

Арт-психология рассказывает, как с помощью творчества человек может излить свои негативные эмоции и чувства, и тем самым избавить себя от тяжести. Также психотерапевт может давать задания и трактовать их выполнение (текст, рисунок, лепку), вместе с клиентом изучать спрятанную внутри него проблему, находить выход.

Когнитивно-поведенческое направление занимается коррекцией ошибочного мышления клиента. Психолог объясняет, что неправильно делает (или думает) человек. Приводит примеры, доводы, вспоминает различные похожие ситуации. А также показывает, как можно жить по новым правилам.

История развития психологии

Термин «психология» по-гречески означает «наука о душе». Эта наука берет свое начало в глубинах философской мысли. Даже философы Древней Греции задавали вопросы о душе.

Происхождение психологии как науки считается древним.

Ранние древние авторы часто посвящали свои работы проблемам природы человека, его души и разума. На сегодняшний день из ряда взглядов античных авторов сохранилась лишь классификация темперамента Гиппократа, хотя многие представления Платона повлияли на развитие философских основ взглядов на психику, в частности, взгляд на человека как на существо, раздираемое внутренними конфликтными мотивами, нашел свое отражение в психоаналитических представлениях о строении личности.

Следующим этапом развития психологии было средневековье.

Средневековые труды по психологии в Европе в основном были посвящены вопросам веры и разума, в первую очередь христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского.

Период Нового времени начался в 16 веке. Именно в это время известный римский философ Рудольф Гоклениус впервые использовал термин «психология» в 1590 году для обозначения науки о душе. Его современный Оттон Касман считается первым, кто использует термин «психология» в современном научном смысле.

Представители новой эпохи, такие как Р. Декарт и Ф. Бэкон, считали, что тело и душа имеют различную природу — это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Р. Декарт.

XIX век стал веком постепенного становления психологии как научной дисциплины, отделяющей соответствующие области от философии, медицины и точных наук.

Эрнст Вебер исследовал зависимость интенсивности ощущений от интенсивности стимулов, которые их вызывают.

Герман Гельмгольц изучал нервную систему как основу психики, формулировал представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе пространственного восприятия.

Однако самым важным именем в истории зарождения психологии как науки является Вильгельм Вундт. Студент и сотрудник Гельмгольца Вундт открыл в 1879 году первую в мире психологическую лабораторию, где проводились его интроспекционные исследования феноменов сознания. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

Следующим поворотным пунктом в психологии стал двадцатый век.

Начало двадцатого века характеризуется быстрым ростом в нескольких направлениях. Одним из них был психоанализ, школа психотерапии, изначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которой индивидуум описывался как система нескольких борющихся друг с другом независимых личностных структур — эго (id), id (ego), суперэго (superego). В этом конфликте «я» представляет биологические потребности человека, а «суперэго» — потребности общества и культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку. Это заставило ученых обратить внимание на явления, лежащие за пределами сознания, на бессознательные детерминанты умственной деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда также получили дальнейшее развитие у Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.

В Соединенных Штатах — бихевиоризм, школа психологии, основанная Джеймсом Уотсоном на работах Ивана Павлова и Е. Торндик по обучению, активно продвигается вперед. Бихевиористы последовали позитивистскому утверждению о том, что наука должна исключить все явления, кроме тех, которые непосредственно наблюдаются. Люди рассматривались как «черный ящик», в который входят стимулы и реакции на эти стимулы выходят.

В Германии развивается гештальт-психология (М.Вертхаймер, К.Коффка и В.Келер), которая является дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от своих предшественников, гештальты не пытались выделить «строительные блоки», составляющие сознание; напротив, они считали, что «целое всегда больше суммы его частей» — это их основной закон. В рамках этой школы были открыты многие феномены восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, особенно психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки способностей солдат. Были разработаны тесты интеллекта (А. Бине, Р. Еркс).

В 1930-1940-х годах нацисты приходят к власти в Германии, и многие психологи (многие из них евреи) вынуждены эмигрировать в США. Гештальт-психология практически перестала существовать, но К.Левин и его последователи гештальт стали важными фигурами в американской социальной психологии. Тем не менее, такие мыслители, как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдеггер, остаются активными в нацистской Германии. Юнг продолжает развивать свою доктрину коллективного бессознательного; в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ — «Архетипы и коллективное бессознательное».

Ж. Пиаже публикует результаты аналитических исследований, которые выявляют аналогичные типы ошибок у детей одного возраста, практически отсутствующие у детей старшего возраста. Активно развивается психолого-психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей и на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальт-терапия и др.).

Л. С. Выготский сформулировал основные принципы культурно-исторической психологии на основе марксизма. В рамках этого направления была постулирована необходимость изучения личности непосредственно в процессе развития под влиянием истории и культуры. На основе этого направления в дальнейшем строилась теория деятельности.

Декрет 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», которым была упразднена почвоведение, фактически заморозил развитие психологической науки в СССР на несколько десятилетий.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладной психологии. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

1950-е и 1960-е годы — это эпоха расцвета, активного развития психологической науки в различных направлениях. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям этого периода.

На многие вопросы, которые развивающаяся промышленность и военные технологии ставили перед наукой, теория бихевиоризма не смогла дать ответов. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но и сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. В результате такого спроса стала развиваться область, которая позже получила название «когнитивная психология»: D. Бродбент проводил свои исследования механизмов ослабления внимания, а Дж. Миллер опубликовал свою знаменитую статью о «магическом числе семь плюс-минус два».

На основе поведенческой теории активно разрабатываются методы модификации поведения. Вольпе разрабатывает методику систематической десенсибилизации, которая оказывается очень эффективной при лечении различных видов фобий. На этом фоне гуманистическая психология и психотерапия предстают как попытка преодолеть сокращение человека до автомата или животного (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделенное свободной волей и желанием самореализации.

В конце 60-х годов, наряду с растущей популярностью культуры Нового времени, психология испытывает сильное влияние мистики; на волне успеха исследований психоделических субстанций и новых областей сознания возникает трансличность, а также развивается ряд школ, обучение личностному росту, часть из которых с течением времени в религиозных культах: (Саентология, Лифспринг). В 1966 г. в РУДН открываются факультеты психологии МГУ и Ленинградского государственного университета, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии, что ознаменовало окончание 30-летнего преследования психологов. В значительной степени это было связано с появлением спроса на психологов в промышленности и армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако по объективным причинам национальная психология должна оставаться чрезвычайно идеализированной в соответствии с марксистско-ленинскими конструкциями, что придаст ее дальнейшему развитию некоторые особенности. Марксистско-ленинские теории (теория рефлексии) так или иначе сохранили свое влияние на программу подготовки психологов в некоторых российских университетах.

С 1970 по 1980 гг. наблюдается бурный рост когнитивной психологии, которая идет по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о природе человеческой психики как системы обработки информации с ограниченными возможностями. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, которые стали неизбежны после «революции»; формируется психолингвистика.

В других областях психологии наблюдается устойчивый рост и накопление знаний; в то же время в психологической мысли вновь возникает ощущение «вечного кризиса», поскольку ни одна из современных тенденций не дает надежды на неминуемое появление по-настоящему полной и объяснительной теории человеческого поведения.

В целом можно констатировать, что в период с конца 1960-х до конца 1980-х годов в СССР завершилось формирование теоретико-методологических основ психологической науки, а сама психология закрепила свои позиции в системе наук.

Только со второй половины 80-х годов произошел кардинальный поворот, снявший идеологическое «табу», которое на протяжении стольких лет блокировало включение отечественной психологии в общий поток мировой психологической науки.

Главной тенденцией, характеризующей конец XX века в российской психологии в этом отношении, является отказ от ее противостояния зарубежной психологической науке. Отказ от аксиоматического утверждения о том, что «советская, марксистская психология» является единственным верным и перспективным направлением развития науки, привел к изменению ситуации в международных контактах российских психологов. Если в недавнем прошлом практически вся зарубежная психология клеймилась как «буржуазная наука», а иногда и как «слуга империализма», то теперь эта контрверсия «советской буржуазии» совершенно бесполезна.

В настоящее время система психологических наук активно развивается, каждые 4-5 лет появляется новое направление

Задачи психологии

Итак, мы разобрались с тем, что изучается психологической наукой. Но для чего это нужно? Какие у нее задачи? В учебниках по психологии выделяют множество задач. Вот одни из основных:

  1. Изучение и анализ основ психологии, закономерностей личности, а также ее развитие;
  2. Изучение психический явлений;
  3. Анализ того, как формируются и развиваются эти явления;
  4. Изучение механизмов различных явлений психики;
  5. Поиск способов влияния на психические явления, происходящие в личности человека;
  6. Формирование профессионалов-психологов, а также распространение действительных знаний о науке психология.

Именно в этом заключаются основные задачи данной науки. Изучение психологии позволяет не только понять, как выстраиваются социальные связи и отношения между людьми, но так и позволяют лучше и глубже понять самого себя.


Каждый человек преследует собственные цели при изучении психологии

Методы исследования психологии

Чтобы правильно изучить предмет и объект психологической науки используются различные методы. Метод – это способ познания, определенная совокупность механизмов познания. Как и в любой другой науке используются общие методы, специальные и частные. В данном разделе мы рассмотрим более конкретные и специальные для психологии способы познания. Именно эти методы наиболее применимы и результативны в практической деятельности.

Наблюдение

Наблюдение позволяет распознать внешние факторы человеческого поведения и его особенности. Психологи при общении с клиентом обращают внимание не только на то, что он говорит, но также и на то, как он себя ведет.

Язык тела, реакции позволяют сделать вывод о состоянии человека, о том зажат ли он, боится, насколько тот или иной вопрос важен для него.

Самостоятельное наблюдение

Наблюдение за самим собой чаще всего осуществляется посредством дневников и записей. Например, человек может вести дневник эмоций. Это позволяет проанализировать эмоциональное состояние, выделить раздражающие факторы и впоследствии их устранить из своей жизни.


Самонаблюдение позволяет сказать о себе намного больше

Психологические тесты

Психологические тесты также позволяет сказать больше о личности человека. Конечно, вы можете пройти тесты в Интернете. Их большое множество. В том числе такие тесты имеются и на нашем сайте.

Однако для полной клинической картины необходим их анализ от профессионала. Психолог поможет выбрать правильный вариант тесты, систему оценки, а также оставить клиническую картину.

Беседы

Беседы это способ узнать больше о ком-либо. Именно поэтому встречи с психологом, психотерапевтом и психиатром проходят в виде формата диалога. Вы можете задавать наводящие вопросы, уточнять, что поможет узнать больше о ситуации и состояние человека.

Внушение

Такой метод может рассматриваться как негативный, так и позитивный. Иногда для того, чтобы человек чувствовал себя ничтожеством, достаточно такого внушения со стороны. Внушение по своей сути это навязчивое повторение одной и той же идеи. Поэтому возможно, чтобы выйти из состояние нелюбви к себе, необходимо также внушение со стороны или самовнушение.

Другие методы

Сегодня могут использоваться и иные методы. Кто-то пытается совмещать психологию и астрологию. Можно встретить психологов, которые используют оккультные предметы для своих сеансов (таро, руны и др.). Кто-то использует гипноз.

Нет ничего плохого в расширении возможных методов. Самое главное, чтобы они не вредили клиентам и пациентам.


Каждый психолог ищет собственный способ для работы с клиентами

Предмет и объект психологии

Данные понятия изучаются в процессе получения профессионального образования. А также при получении медицинского образования (психолог не всегда врач, а психотерапевт и психиатр имеют статус врачей, которые могут выписывать медикаментозные способы лечения для клиентов).

Предмет

Предмет психологии – это изучение того, как формируются, развиваются и прекращаются различные явления психики

Объект

Объект намного шире предмета. Объект – это психика в целом и все, что с ней связано. В объект включаются элементы предмета

К объектам психологии как науки относятся следующие элементы и процессы:

  1. Психические процессы (чувства и эмоции, отношения, связи, любовь, дружба, манипуляции, абьюзивные и созависимые отношения и др.);
  2. Состояния (также чувства и эмоции, тревожность, нервозность, паранойя, перфекционизм, эмпатия, меланхолия, депрессия, биполярное расстройство, ностальгия, шизофрения, гедонизм, конформизм, фрустрация, сублимация, цейтнот, мизантропия и др.);
  3. Свойства (к ним относятся характер человека, в том числе эгоцентризм, психотип, типы личности, интроверсия и экстраверсия, цинизм, альтруизм и др.);
  4. Образования (знания и навыки, а также привычки конкретного человека. Например, рефлексия, зависимости и др.)

Практическая психология


Особое место в классификации отраслей психологии отводится практической психологии — системе служб, направленных на оказание населению психологической помощи. Основной целью данного направления является создание во всех сферах жизни подходящих для человека психологических и социальных условий.

В ее структуру входят следующие направления и службы:

  • семьи и социальной защиты;
  • системы здравоохранения;
  • системы образования;
  • управления, политической деятельности;
  • практической юридической психологии и социологии;
  • социально-психологической службы армии;
  • практической психологии труда и профориентации;
  • практической психологии и социологии экономики и бизнеса;
  • психологии и педагогике спорта.

Так как задачи основных отраслей психологии часто пересекаются, а методы оказания помощи нередко совпадают, между ними существуют довольно тесные связи, которые обуславливают более полное изучение предмета исследования в тех или иных условиях.

Что изучает психология

Центр изучения любой науки – это ее предмет. Но классически принято выделять три основных блока изучения психологической науки. Проще говоря, это определенные отрасли знаний, которые выступают предметом изучения рассматриваемой науки. Давайте их рассмотрим поподробнее:

Фундаментальная психология

Изучает саму человеческую личность. То есть в ней раскрываются основные и базисные законы человеческой психики – характер, его элементы, чувства, эмоции, а также основные психологические законы и теории.

Прикладная психология

Прикладная отрасль, в свою очередь, помещена в условия окружающей обстановки. Что это значит? Это означает, что данная отрасль изучает особенности фундаментальной психологии в естественных условиях. Например, особенности развития личности в определенных условиях.

Практическая психология

Практическая же посвящена применению полученных фундаментальных и прикладных знаний на практике. Простыми словами, это тот самый анализ конкретной личности. Например, вы пытаетесь определить, какой тип личности у вашего знакомого. Или же это просто-напросто работа психолога.

Таким образом, обобщая указанное, психологическая наука изучает общественные и личностные феномены, такие как:

  1. Основные базисные понятия;
  2. Внутренний мир и сознание личности;
  3. Бессознательные процессы личности и сознания;
  4. Особенности поведения;
  5. Взаимоотношения между людьми и их особенности;
  6. Психосоматику;
  7. Расстройства и болезни психики;
  8. Особенности влияния на человеческую психику.


Психология это наука, позволяющая понять себя и окружающих

Возможно ли самому выучить психологию

В современном мире, когда есть Интернет и возможность получить все ресурсы для обучения, это возможно. Можно пройти курсы по психологии (они не приравниваются к профессиональному образованию), купить и прочитать специальную литературу, посмотреть видео-уроки, или же зайти на наш сайт. Поэтому знания достаточно доступны.

Главное – иметь время и желание. А также цель вашего обучения.

Важно понимать, что такое самообразование не может приравниваться к образования в университете. Что это значит? Вы не сможете на денежной и профессиональной основе оказывать услуги людям.

Зачем изучать психологию

Целей может большое множество. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Лучше познать себя;
  2. Помогать другим людям;
  3. Выстроить здоровые и экологичные отношения с другими людьми;
  4. Правильно выходить из конфликтов;
  5. Адекватно анализировать людей вокруг;
  6. Спасти человека (друга, приятеля, родственника) от проблем. Например, помочь выйти из абьюзивных отношений, помочь с зависимостями, а также убедить в необходимости обращения к специалисту;
  7. Работать профессионально и зарабатывать деньги (самостоятельное ознакомление с наукой психологии может стать лишь первой ступеньки к получению высшего образования);
  8. Переживать правильно свой собственный стресс и травмирующие события;
  9. Личностный рост.

В целом, целей для изучения психологии много. Они могут компилироваться друг с другом. А также дополняться личностной мотивацией. Например, человек рос в семье, в которой мать применяла физическое и психологическое насилие над ребенком. Чтобы предотвратить порочный круг насилия и нездоровой психики, ребенок начинает интересоваться психологией. Пытается проработать проблему, чтобы не повторить такое же поведение уже в своей собственной семье.


Изучение психологии дает многие преимущества для человека

Основные отрасли психологии и разделы


Современная психология включает в себя несколько десятков самостоятельных отраслей. Причем новые появляются довольно часто. Это связано с огромной востребованностью психологической науки всеми сферами человеческой деятельности.

Статьи по теме

  • Что такое профессиональный стресс, его главные признаки и виды 29.08.2021
  • Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя как главные критерии его работы 13.08.2021
  • Какова роль самооценки в выборе профессии 13.08.2021
  • От чего зависит успех в бизнесе и как его не потерять 12.07.2021

Базисом можно назвать фундаментальные отрасли современной психологии, которые объединены едиными теоретическими принципами, понятиями и методами. Проблемы, которые решает прикладная психология, актуальны для всех научных направлений. Знания, полученные путем исследований, применяют в конкретных областях — спортивной, космической и многих других. Специальными отраслями изучаются отдельные вопросы, которые имеют большое значение для всей науки. Практическая психология нацелена на решение психологических проблем конкретных клиентов, ее специалисты проводят профилактическую и коррекционную работу.

Дифференциация психологии определяет ее разветвленность. Однако, несмотря на различие ее отраслей, их объединяет единый для всех предмет изучения — механизмы психики и их закономерности.

Схема отраслей психологии:


К теоретической психологии относят: общую психологию, генетическую, сравнительную, дифференциальную, историю психологии, моделирование психики, психофизиологию, экспериментальную.

Факты о психологии

Ниже приводятся ключевые факты-моменты, связанные с психологией.
Более детальная информация приводится в основной части статьи:

  • Психология — это изучение поведения и психики
  • Мы не способны физически видеть умственные процессы, такие как мысли, память, сны и ощущения.
  • Клиническая психология объединяет науку, теорию и практику.
  • Когнитивная психология изучает внутренние психические процессы, то, как люди думают, воспринимают и общаются.
  • Психология развития изучает, как люди развиваются психологически в течение жизни.
  • Эволюционная психология изучает, как психологические изменения в процессе эволюции повлияли на поведение людей.
  • Судебная психология представляет собой применение психологии к процессу расследования преступлений и к законодательству.
  • Психология здоровья изучает влияние здоровья на поведение, биологию и социализацию.
  • Нейропсихология изучает функционирование мозга по отношение к различному поведению и психологическим процессам.
  • Психология занятости исследует, как люди выполняют работу для того, чтобы развивать и понимать функционирование организаций.
  • Социальная психология изучает влияние на поведение и мысли людей фактического или предполагаемого присутствия других людей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]