Этой вводной статьёй мы начинаем знакомство с Психософией, типологией, которая делит людей на 24 психотипа. Данный подход весьма интересен и стоит нашего внимательного изучения. Я не буду детально описывать саму Психософию, в интернете есть очень много материала по этой теме, и вы легко сможете разобраться в ней самостоятельно. Я лишь приведу основные понятия, определения и опишу кратко саму суть метода. И разумеется, те моменты, которые относятся к нашей теме определения своего предназначения, будут детально разобраны
Психософия (или психе-йога или типология Афанасьева) – это типология, созданная Александром Афанасьевым на базе Соционики (до которой, я надеюсь, мы тоже в своё время доберёмся). Психософия изучает сферу приоритетов человека, его собственные представления о своём внутреннем мире и своих возможностях. И это как раз то, что нам нужно для определения предназначения
Согласно Психософии, всю сферу человеческого бытия можно разделить на четыре аспекта
Физика (Ф*)
- Всё что связано с материальным миром и материальными объектами
- Отношение к своему физическому телу и его потребностям
- Физический труд и работа в целом
- Физическая сила человека, его физические навыки и возможности
- Способность действовать в мире физических объектов
- Биологическая агрессивность и готовность к силовому решению конфликтов
* – здесь и далее в скобках указана первая буква аспекта (Ф – значит Физика). Эта краткая аббревиатура потребуется для составления психотипов
Теоретические основы психе-йоги
Психософия (Психе-йога, психейога, типология Афанасьева) — это типология, созданная А.Ю.Афанасьевым на базе соционики, которую он по-своему интерпретировал. В отличие от соционики, которая исследует структуру человеческой психики, психософия изучает сферу приоритетов человека, его собственные представления о своем внутреннем мире и своих возможностях.
Согласно психософии, всю сферу человеческого бытия можно условно разделить на 4 аспекта — Физика (материя), Логика (знания) , Эмоция (эмоции, предчувствия), и Воля (цель).
По каждому аспекту у любого человека возможна одна из установок сознания, характеризующаяотношение к себе и к окружающим по каждому из аспектов: принятие, или непринятие. Принятие обозначается знаком «+», непринятие — знаком «-«. Таким образом, установки сознания по каждому из аспектов бытия могут существовать в одной из четырех форм:
Я+ Вы-«Мое мнение — единственно верное, вашего мнения не существует. Я+ Вы+ «Я оставляю за собой право думать так как я считаю нужным, ваше мнение я тоже учитываю» Я- Вы- «Я не уверен в себе, но и ваше мнение вызывает у меня сомнение» Я- Вы+ «Я не разбираюсь в этом и полностью принимаю ваше мнение».
Аспекты в психософии:
Физика:
Физика (материя)— это совокупность всех предметов, существующих в материальном мире, их физический свойства и характеристики, манипулирование объектами.
В зависимости от положения физики в структуре приоритетов человека, его можно отнести к одной из условных групп:
1-я Физика. Собственник.
Во всех вопросах материального мира Собственник ориентируется только на свои собственные вкусы и потребности. Весь материальный мир делится для первой физики — на «мое» и «не мое». Все «мое» полностью находится во власти Собственника. Он не умеет подстраиваться под физические потребности других людей. Если какая-то вещь, которую Собственник считает «не своей», попадется ему под руки, он может ее просто не заметить, и в результате — поломать или испортить, т.к. она для него как бы не существует и не представляет никакой ценности. Обладатель первой физики не любит нести ответственность за «чужое». Со «своими» вещами (а к ним относится всё, касающееся материального мира — материальные ресурсы, деньги, внешность, физическое самочувствие и т.п.) Собственник обращается аккуратно и так, как он считает нужным. Его невозможно убедить изменить свое мнение о том, каким образом обращаться с «его» материальным объектами. Он с трудом меняет свои привычки, и делает это только по собственному разумению, его можно назвать лентяем и сибаритом. Все что могут сделать окружающие — это подстроиться под привычки собственника, с тем, чтобы не мешать ему реализовывать свои физические потребности.
2-я Физика. Труженик.
Область материального мира — это та сфера, где Труженик может проявить себя. Труженик — трезвый и практичный человек, крепко стоящий на ногах. Всю свою жизнь Труженик совершенствует свои навыки в различных прикладных областях, оттачивает различные технологии, повышает квалификацию. Обладатель второй физики способен помогать окружающим в их взаимодействии с материальным миром ради собственного удовольствия. Труженику доставляет удовольствие разбирать все детали, мелочи, из которых складывается жизнь, давать советы, принимать активное участие в материальной жизни близких ему людей. В тоже время он не забывает и о своих собственных потребностях, умея получать физическое удовольствие и приспосабливаться к любым условиям, обеспечивая и себе и окружающим его людям физический комфорт. Однако если советы Труженика игнорируются, или, еще хуже, критикуются окружающими, это его обижает.
3-я Физика. Недотрога.
В вопросах материального мира носитель третьей физики чувствует крайнюю неуверенность, даже если она не имеет под собой оснований. Недотрога от природы очень мнительный в вопросах, касающихся его здоровья, внешности, физических ощущений. Недотрога делит весь материальный мир на «мой» и «не мой», однако в границах этого разделения он постоянно не уверен, что доставляет ему дискомфорт. И если в вопросах собственного физического тела их еще можно четко определить, то где начинаются и заканчиваются границы его собственных материальных ресурсов, ему определить сложно. Он не любит чужих прикосновений к себе и к своим вещам. Недотрога часто испытывает страх нехватки материальных ресурсов (денег, вещей, здоровья и т.п.), что может сказаться на его самочувствии, он может периодически впадать в уныние от «неуверенности в завтрашнем дне», становиться скрягой, делать запасы, экономить. Он нуждается в активном участии окружающих в своем материально благополучии. Людям, которым он доверяет, Недотрога может пожаловаться на проблемы со здоровьем, нехватку денег, и ему бывает достаточно просто выражения уверенности в том, что все в порядке, чтобы перестать беспокоиться по этому поводу. Недотроге порой и самому хочется стать авторитетом в вопросах физической сферы — он активно осваивает различные ремесла, рукоделия, охотно берется за решение хозяйственных вопросов, однако от подобной ноши он очень устает, хотя и не решается в этом признаться. На каждое свое действие он ждет одобрения — вкусно ли то, что он приготовил, удобно ли он все устроил, выгодно ли его решение и т.п. Людей, которые оказываются невнимательными к его материальному благополучию, Недотрога старается не обременять своими проблемами, а тех, кто упорно не замечает его потребностей, или даже действует в ущерб им — боится и избегает.
4-я Физика. Лентяй.
В вопросах физической сферы обладатель четвертой физики сам по себе способен удовлетворяться необходимым минимумом, который, в свою очередь зависит от мнения его окружения по этим вопросам. Лентяя можно назвать лентяем в прямом смысле лишь в том, что ему лень определять уровень своих собственных материальных потребностей, и уж тем более ему неохота думать об этом за других. Ему проще, чтобы окружающие сами решали, без его участия, что конкретно им нужно в материальном плане — необходимый им уровень комфорта, обеспеченности и т.п., а он уже, в свою очередь, готов поддержать их, и, по возможности, помочь в реализации этих потребностей. Он будет выполнять их запросы и требования, лишь бы ему сказали, что конкретно нужно сделать и чем он может помочь. Что касается своих собственных материальных потребностей, то они определяются авторитетными для него людьми, при условии, что эти потребности не входят в противоречие с вышестоящими функциями. Он не любит рассуждений на тему быта, физического здоровья и благополучия, эти вопросы, по его мнению, должны быть один раз определены и поддерживаться на должном уровне без лишних разговоров.
Логика:
Логика (знания)— это продукт деятельности человеческого разума: идея, понятие, знание, а также сам процесс оперирования абстрактными идеями и понятиями.
По этому аспекту человек относится к одной из следующих групп:
1-я Логика. Догматик.
Особенность носителя первой логики — уверенность в своей правоте. Если это человек умный, то подобная уверенность, как правило, рождается не на пустом месте: прежде чем сформировать собственное мнение, он вначале собирает информацию, а уж потом формирует свое собственное. Вот почему попытки же оспорить его мнение позволяют посчитать спорщиков «людьми неумными», и искренне удивляться, как можно не понимать очевидных вещей. Догматик любит поговорить на интересующую его тему, и послушать, что скажут другие умные люди, чтобы в процессе обсуждения сформировать свое мнение, и не любит спорить только для того, чтобы доказать свою правоту. Он не любит длинных рассуждений, допущений и прочих риторических приемов, целью которых является подвести слушателей к принятию его точки зрения. Так же ему неинтересны чужие рассуждения, целью которых является доказать ошибочность его собственных суждений — он ведь уверен в их правильности, поэтому попытки его переубедить кажутся ему глупыми и смешными, а если оппоненты ведут себя слишком активно, это может его раздражать. Догматика отличает способность к точным и лаконичным формулировкам, при этом он не любит доказывать их точность и нервничает, если его пытаются вынудить это сделать. Если же Догматику приходится признавать ошибочность своих убеждений, это может серьезно его расстроить, вплоть до депрессии и ощущения «что жизнь не удалась».
2-я Логика. Ритор.
Обладателю второй логики доставляет удовольствие процесс построения логических цепочек и доказательств. Ритора смешат догматические, безапелляционные высказывания , поскольку он понимает, что доказать можно все что угодно, чем он, собственно иногда и занимается, просто ради забавы — сначала докажет одно, а потом, опираясь на те же самые факты — противоположное. Именно поэтому он никогда не принимает на веру ничьих логических убеждений. Ему нравится рассуждать и участвовать в чужих рассуждениях, он охотно может ввязаться в спор, просто ради спора, чтобы иметь удовольствие лишний раз поиграть доказательствами, при этом он может даже помогать своим собеседникам, запутавшихся в собственных логических цепочках, поскольку его целью в споре не является доказательство собственной правоты. Единственное, что его может серьезно задеть — это пренебрежение к его логическим способностям и нежелание его слушать.
3 Логика. Скептик.
Скептик крайне придирчиво рассматривает логичность и последовательность в любых умозаключениях. Причем бывает, что за этим разбором он не успевает, или не способен оценить сам результат этих умозаключений, и бывает, что действительно ценная и стоящая информация, или мнение отбрасываются Скептиком как не стоящее его внимания только по той причине, что под эту информацию не была подведено достаточно убедительное и стройное логическое объяснение. Сам скептик догадывается об этом своем качестве и поэтому невольно в любых рассуждениях ждет подвоха: «Где же его ждет логическая ловушка?». Скептик очень болезненно воспринимает критику своих убеждений и умственных способностей, он крайне неохотно отказывается от своего мнения, даже если подспудно чувствует его несостоятельность. Переубедить Скептика можно только постепенно подробно обосновывая иную точку зрения, разбив процесс убеждения на несколько промежуточных этапов, каждый раз проверяя, все ли он понял и принял. Чувствуя свою неуверенность, он иногда отказывает что-либо логически обосновать, т.к. ему страшно ошибиться в логической цепочке. Однако чаще он все же ввязывается в спор, и получает большое удовольствие, разбив своими логическими доводами противника в пух и прах, впрочем, даже не смотря на победу, его гложут по этому поводу сомнения, и Скептик нуждается в авторитетном подтверждении своей правоты, желательно с подробным разбором его логических выкладок.
4-я Логика. Школяр.
В сфере логических убеждений Школяр ориентируется не на процесс их выработки, а на результат — сами убеждения. Логически выкладки интересуют его не сами по себе, а только в применении к жизни. Абстрактые умозаключения ему не интересны. В течение жизни носитель четвертой логики обрастает людьми, которые симпатичны ему по каким-либо причинам, и если они способны кратко и четко изложить свое мнение по интересующим Школяра вопросам, то такие люди становятся для него «авторитетами», к чьему мнению Школяр обязательно прислушивается. Получив новую информацию от такого человека Школяр сначала выслушивает ее, соглашается с ней, а уж потом осмысливает, оценивает, насколько она применима к жизни согласно его вышестоящим функциям, и если он не ошибся в выборе «авторитета», то в очередной раз находит подтверждение правильности высказанной мысли. Представителю четвертой логики бывает лень что-то логически обосновывать, проще отослать собеседника к тем же «авторитетам», которые по его мнению довольно ясно все изложили. Порой ему бывает неудобно, если «авторитетов» несколько, и они между собой не согласны в некоторых логических нюансах, которые Школяру различить довольно трудно. Однако, уже если Школяр взял на себя труд что-то сформулировать, то это будет сделано очень четко и максимально емко.
Эмоция:
Эмоция (эмоция, предчувствия)— это способ познания мира без материального контакта с ним. Чувства, эмоции, предчувствия, личные переживания субъекта.
По этому аспекту человек относится к одной из следующих групп:
1-я Эмоция. Романтик.
Носитель первой эмоции настолько поглощен своими собственными эмоциями, что не способен замечать эмоции окружающих его людей. Романтика отличают бурные (порой даже чрезмерно) реакции на происходящее. Он не оценивает, насколько уместно проявление тех или иных чувств, поскольку считает, что любая его реакция — совершенно естественна. Загоревшись какой-то идеей, Романтик не может от нее отвлечься, ему необходимо полностью перегореть, доведя свои переживания до пика. По мнению Романтика, только он имеет право определять, какие эмоции уместны или неуместны в той или иной ситуации, и что должны при этом испытывать остальные люди. Если он встречается с обратным, если окружение игнорирует его эмоциональное состояние, он может обидеться, увеличить дистанцию с этими людьми, посчитав их бесчувственными и невнимательными.
2-я Эмоция. Актер.
В своих эмоциях Актер нацелен на окружение. Его эмоции всегда будут адекватны фактам, которые их вызвали. Он легко перевоплощается, не зацикливается на своих эмоциях. Может показаться, что у Актера нет своих собственных чувств, однако это не так, представитель второй эмоции настроен на корреляцию своего эмоционального состояния с его уместностью в ситуации, а также с эмоциями окружающих. Более того, он помогает окружающим справиться со своими негативными эмоциями, в нужный момент подхватывая их, и плавно и незаметно для окружающих их корректируя, выравнивает эмоциональных фон по своему усмотрению.
3-я Эмоция. Сухарь.
Отличительная особенность представителя третьей эмоции — желание контролировать свои и чужие эмоции с неспособностью это сделать. Сухарь крайне беззащитен перед эмоциональной атакой. Попав в ситуацию эмоционального давления, он способен совершенно потерять над собой контроль, будет ли он в этот момент холоден, замкнется в себе, или впадет в истерику — его поведение не будет адекватно ситуации. В такой ситуации сухарь становится совершенно беззащитным перед насмешками. И хотя он чувствует свою уязвимость, он абсолютно не способен защитить себя. Сухарь не уверен в своих эмоциональных оценках и переживаниях, и поэтому нуждается в непрекращающейся ненавязчивой эмоциональной поддержке, внимании к его собственным чувствам, постоянном ненавязчивом убеждении его в том, что все хорошо, что он — хороший, он нравится окружающим, не кажется им смешным, что он адекватен в своих эмоциях.
4-я Эмоция. Зевака.
Для Зеваки свои собственные эмоции имеют очень мало значения. Он не уверен ни в «правильности» своих эмоций, ни в самом факте их существования. Однако эмоциональные люди его привлекают. Зевака способен заражаться чужими эмоциями: улыбаться, когда вокруг все улыбаются, или грустить, когда окружающие грустят. В то же время его могут раздражать попытки «вникнуть в его эмоциональное состояние» и подстроиться под него, для Зеваки это может показаться неискренностью. Носитель четвертой эмоции полностью зависим в своих эмоциональных оценках от мнения окружающих, особенно если эти оценки хорошо сочетаются с его мнением по вышестоящим функциям, со временем он нарабатывает готовые шаблоны таких мнений по вопросам человеческих отношений, нравственности, характеристикам тех или иных произведений искусства и т.п., которые он, впрочем, легко может изменить, поскольку сами по себе они для него не являются принципиальными.
Воля:
Воля(цель) — это некоторая сила (сила духа, желание), которая приводит в движение все остальные аспекты бытия.
По этому аспекту человек относится к одной из следующих групп:
1-я Воля. Царь.
Один из признаков носителя первой воли — абсолютная уверенность в правомочности своих желаний. При этом Царь четко различает, где его настоящее желание, а где — мелочь, пустяк. В любом деле Царь ориентируется только на свои собственные желания. Чужие желания и их противоречие со своими желаниями обладателю первой воли не мешают, он не рассматривает их как нечто, заслуживающее внимания. Чужие желания — это просто некий набор условий, которые нужно учитывать при реализации своих собственных. По мнению Царя, нет таких ситуаций, которые могут помешать исполнению его желаний, более того, сам факт наличия какого-либо желания говорит о том, что оно выполнимо.
2 Воля. Дворянин.
Реализуя свои желания, представитель второй воли всегда учитывает желания окружающих. Дворянин всегда интересуется желаниями окружающих и старается найти разумный компромисс, если эти желания вступают в противоречие с его интересами. Во всех своих делах Дворянин стремится к тому, чтобы, по возможности, ничьи права не были ущемлены, в том числе и его собственные. Дворянин всегда готов уступить (в разумных пределах), либо обсудить возникшее противоречие и найти способ, чтобы достичь компромисса. По его мнению есть некоторый предел, в рамках которого нет ничего невозможного, и границы возможного им четко осознаются. Дворянин никогда не навязывает своих желаний другим, но наоборот, желает помочь окружающим определиться со своими собственными желаниями и настроен на диалог, чтобы помочь им разобраться в себе.
3 Воля. Мещанин.
Свои желания представителем третьей воли осознаются плохо. Он может фантазировать на тему «чего бы я хотел», но не сделает и шага в выполнении хотя бы одного своего желания, а если ему указать на это, упрекнув тем самым в непоследовательности, он может обидеться. При этом Мещанину свойственно ощущение, что его собственные желания и его права никем не учитываются. А поскольку четкого определения, что это за «права», и где находятся их границы, Мещанин не имеет, подобное противоречие доставляет ему множество страданий. Когда у него возникает чувство, что его в чем-то «ущемили», Мещанин способен возмущаться и «добиваться справедливости». Или же он будет молча страдать в сторонке, если не уверен, что имеет право возмущаться, или будет копаться в себе и убеждать себя, что это ему просто показалось. По этой причине Мещанин нуждается в активном диалоге окружающих в вопросах его собственных прав и желаний. Ему необходимо, чтобы они демонстрировали постоянную готовность согласовывать свои желания с его желаниями, и тем самым подталкивали его к осознанию этих желаний, придавали ему уверенность в том, что он имеет на это право, в этом случае, он перестает ершиться и «капризничать» и оказывается, что в сущности Мещанин — довольно покладистый человек, способный идти на компромиссы.
4-я Воля. Крепостной.
Для представителя четвертой воли свои собственные желания — нечто не принципиальное. Нельзя сказать, что он совсем ничего не хочет. Он, может быть и хочет чего-то, только ему удобнее, чтобы кто-нибудь другой захотел того же самого, и начал действовать. А если такого человека рядом нет, то носитель четвертой воли может очень долго тянуть с реализацией своего желания, более того, он даже может никогда никому не сказать, что он чего-то хочет. Может показаться, что Крепостной, как лист носимый ветром, ведется на желания окружающих, и в какой-то мере это так и есть, если его вышестоящие функции не вступают в противоречие с чужими желаниями. Главное, чтобы эти желания были высказаны четко, ясно и, желательно, без вариантов и обсуждений. Очень часто Крепостной является фаталистом, по его мнению, от его собственной воли мало что зависит. Он старается выбирать себе в окружение людей, целеустремленных в исполнении своих желаний, к реализации которых ему нужно просто присоединиться.
Источник
Логика (Л)
- Это всё то, что является продуктом деятельности ума человека, вне зависимости от того, имеет ли оно материальное воплощение или нет
- Мир наших идей, фантазий, размышлений
- Способность человека что-то создавать на тонком уровне, т.е. в уме, на уровне идей и концепций
- Всё что связано со знанием, процессом обучения и передачей знания
- Способность человека к анализу, его аналитические способности
- Красота и завершенность идей, ценность умозаключений, выводов, различных видов теории и теоретических моделей
3Л
3Л же поиск мысли дается значительно сложнее. Их внимание «включается», когда начинаются логические обсуждения, рассуждения, когда мнение собеседника меняется и приходят новые идеи. Им становится это интересно и они вслушиваются. Однако их интерес избирателен, есть темы, которые им важны. Есть какая-то особенность в обсуждении, которая может их привлечь, или которая может не понравиться. И это зависит от каждого конкретного человека и от конкретной ситуации. Им приятно понимать, чувствовать, что они находятся в этом логическом процессе, что они могут и сами придумать и сами понять. При этом может наступить момент, когда 3Л выдыхается и хочется сделать перерыв, сменить тему, продолжить ту самую логическую работу чуть позже. В такие моменты Логика человека как будто «выключается» и он уже перестает понимать, что происходит. При этом доминирование функции может не позволить принять это спокойно — человек может начать сомневаться в своих способностях. И, как следствие, либо негатив к своей самооценке, либо неприятие обсуждаемой идеи (или выполняемой работы).
3Л хочется, чтобы к их мнению прислушались, чтобы сделали перерыв, чтобы кто-то говорил и рассуждал, но не очень сложно и насыщенно, пока 3Л адаптируется. Что объяснили и дали именно нужную 3Л информацию именно в нужном объеме. Но вот эти самые свои потребности сложно осознать и тем более озвучить. 3Л могут увлекаться разными идеями, интересоваться книгами, стремиться получить высшее образование (первое, второе, третье…) (чтобы наконец составить в своей голове уверенное понимание и чувствовать себя компетентным, как у 1Л), однако по сути, не окончательное знание является их целью, а само усилие. Они учатся думать на протяжении всей жизни и неуверенность в компетентности их мотивируют. Так работает по сути каждая «тройка» в психософии. В одном варианте человек отказывается от идеи (от работы, от повышения), будучи неуверенным и в страхе услышать «ты не понимаешь! ты не прав!». В другом случае человек избыточно погружается в вопрос, копает, ищет, разбирается, слушает других — и постоянно отыскивает либо чужие ошибки, либо то, что что-то он еще недопонял и недоучил. И в развитии тройки во-первых степень «процесса» по логике все же становится адекватной конкретной ситуации и соответствует задачам человека (скорее по своим высоким функциям). Во-вторых человек учится осознавать и понимать себя и вовремя (то есть так, чтобы ему самому было комфортно) завершать логическую работу и переходить к следующему вопросу.
Проработанная 3Л может хорошо, грамотно, в меру подробно объяснять материал другим, ей это интересно, не лень повторять много раз одно и то же. Зачастую, когда сами учатся — им сложно оценить свои знания. Вроде решает 3Л задачку, вроде ну все знает и понимает вдоль и поперек — а не уверен. Останавливается на каждом шаге и стремится спросить «так правильно?». И при всей этой неуверенности — если скажут «неправильно» не объясняя причины — у 3Л будет сопротивление «как же! я прав! А может нет… » и как проверить непонятно. (а задача у 3Л по сути именно в своем процессе, в развитии собственной логики).
Воля (В)
- Сила воли человека, его упорство, мотивация
- Воля – это движущая сила, которая побуждает человека действовать в этом мире
- Это стержень личности, который позволяет изменять что-то как во внешнем мире, так и внутри самой личности человека
- Ощущение цели и смысла существования человека
- Способность ставить цели и добиваться их исполнения, не только самостоятельно, но и побуждать («зажигать») других делать это
Основная идея Психософии состоит в том, что отдельно рассматриваемой личности от рождения было дано каких-то качеств больше, а других меньше. Так называемая отмеренная доля. И нет таких людей, у которых всего много или наоборот всего мало, есть определённый баланс и распределение этих качеств. Создатель распределил эти сильные и слабые стороны между людьми, чтобы создать текущее разнообразие и побудить людей взаимодействовать друг с другом. Ведь если предположить, что я полностью самодостаточный, то зачем мне нужны другие люди? Если у меня есть всё, зачем мне что-то просить у других? И на оборот, если у окружающих людей есть всё, и они на 100% самодостаточны, то зачем им обращаться ко мне за помощью?
Например, кто-то талантлив в искусстве, а с логическим мышлением у него проблемы. Кто-то очень красив и физически крепко сложен, но при этом он может быть совершенно безвольной личностью. У кого-то блестящий ум и сверх аналитические способности, но при этом он физически очень слаб. И эту печальную картину несовершенств и незаконченности мы постоянно наблюдаем в реальной жизни. Все эти анекдоты про блондинок, военных, ученых и т.п. как раз показывают то наше разочарование, когда мы видим какую-то одну яркую сферу личности человека, ожидая что и другие сферы человека так же привлекательны и сильны. Но увы, нет! Прекрасные блондинки оказываются тупыми. Гениальные ученые оказываются хиляками и совершенно не умеют красиво одеваться. Чувственные актёры, вызывающие бурю эмоций и переживаний, в реальной жизни оказываются безвольными и трусливыми. А бравые военные оказываются узколобыми и не могут проявлять творчество и фантазию
И все эти описанные типажи, ставшие героями анекдотов, как раз и подтверждают эту модель Психософии о том, что Бог кого-то наделил талантами в одном и обделил в другом
Эти вышеперечисленные четыре аспекта бытия (Физика, Логика, Эмоции, Воля) расставляются по четырем местам силы личности или функциям. И каждая функция обладает своими качествами: есть сильные и слабые, доминирующие или подстраивающиеся, результативные и процессионные. По какой-то функции человек очень силён, ярок и безапелляционен, за какую-то функцию его ценит общество, есть и та, которая для него очень болезненная, а есть и такая, которая для него совершенно не важна
Ниже приведено краткое описание этих функций. Как и аспектов бытия, функций – тоже четыре. И для определения психотипа человека согласно Психософии, нам необходимо расставить вышеописанные аспекты по нижеописанным функциям
[править] Гипотезы-ответвления, дальнейшее развитие теории
1. Предполагается, что полнота набора функций (Воля, Логика, Эмоция, Физика
) обеспечивается тем, что
- Воля «отвечает за» иррациональную информацию о внешней (для человека) реальности
- Логика — за рациональную информацию о внешней реальности
- Эмоция — за рациональную информацию о внутренней реальности
- Физика — за иррациональную информацию о внутренней реальности
Здесь иррациональная информация — это информация, не прошедшая обработку сознанием ( ≈ количественная информация — результаты измерений каких-либо величин), а рациональная информация — это информация, прошедшая обработку сознанием ( ≈ качественная информация — знаки или символы в некоторой символической системе).
2. Предполагается, что свойства функций, описанные в пункте «Основное явление, изучаемое в современной психософии», объясняются тем что
- 1-я функция влияет на остальные три функции активно и по форме, и по сути проявлений: существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них
- 2-я функция несколько больше транслирует, чем воспринимает; активна по сути, адаптивна по форме
- 3-я функция заметно больше воспринимает, чем транслирует; адаптивна по сути, активна по форме
- 4-я функция влияет на остальные три функции адаптивно и по сути, и по форме проявлений: существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им
3. 16-компонентная модель
Согласно этой модели, каждая психософская функция имеет 4 компонента оценки своих проявлений (также называемыми областями проявления): оценка по достижению цели/результата (G) оценка по изменению приближения к цели/результату (s) оценка по изменению ресурсов (у Мика это называлось градиентом по ресурсам) (m) оценка по ресурсам (R)
1-ая функция («Молот»*)
Основная функция человека. По ней он более всего уверен и воспринимает её как наиболее ценную. В области этой функции человек часто проявляет себя с избытком, не замечая реакции окружающих. Ему не важно мнение окружающих, он уверен, что всё что он делает по 1-й функции, делается им идеально и правильно
Параметры:
- Высокая функция
- Доминирующая
- Результативная
- Я – ОК, Ты – не ОК
* – в скобочках приводится называния функций, которые им дал сам Афанасьев
Данное аллегорическое сравнение с «Молотом» показывает, что человек безапелляционно пробивает этой своей сильной доминирующей функцией всё на своём пути. Ему не важно чужое мнение в этой сфере, он уверен, что он прав. По факту он может быть прав или не прав, важно то, что у него есть эта непоколебимая уверенность в своей правоте. Он считает себя экспертом в этих вопросах, а остальных дураками. Так проявляется позиция «Я – ОК, а Ты – не ОК». Функция высокая, т.е. сил у человека по этой сфере много, и она нацелена на результат
2Э
Вторая Эмоция может и хочет свободно и разнообразно реагировать на разные свои и чужие эмоциональные проявления. Интересно отслеживать эмоции в других, влиять на них. Им интересно настроение других людей, их эмоциональные состояния. Обращают внимание на то, какие эмоции испытывают они сами. Любят общение, яркое, разнообразное. Когда вокруг выражаются эмоции. Принимают разнообразное выражение эмоций без критики, поддерживают эмоции, поддерживают общение. Подхватывают настроения окружающего мира, импульсивны. Интересуются внутренним миром других людей. Эмоции важны, хотя часто люди с 2Э утверждают, что необязательны. Настроение могут и умеют создавать, и особенно охотно делают это по запросу других людей или для других людей, чтобы им понравилось.
С сильной и слабой этикой:
С сильной соционической этикой — 2Э оказываются очень гибкими в вопросах этики, у них есть и способности, и энергия решать сложные этические ситуации, которые им могут быть довольно интересны. Чувствуют этику ситуации, отношения между людьми, настроения. И вполне могут тонко и качественно влиять на них. С экстраверсией это очень общительные люди, постоянно ищущие новых знакомств, контактов, новые ситуации, приятные и интересные им. С интроверсией это очень семейные люди, любящие родных, умеющих поддержать уют семейной жизни, настроение.
Автор: Юлия Колесниченко
2-ая функция («Река»)
Нормативная функция, которая умеет соотносить свои интересы в данной области с интересами окружающих людей. Это наиболее умеренная и гармоничная функция. Человек по второй функции обладает силой и желанием делиться этим с окружающими
Параметры:
- Высокая функция
- Подстраивающаяся
- Процессионная
- Я – ОК, Ты – ОК
Вторая функция называется «Рекой», потому как это аллегорическое описание 2-й функции наиболее подходит для сравнения с полноводной рекой. Течение такой реки плавное, ровное, спокойное. Эта река питает живительной влагой всё что растёт на её берегах. Сам вид реки вызывает умиротворенное состояние. Функция высокая – поэтому сил у человека по это сфере, как и в случае 1-й функции, тоже очень много. Но в отличие от 1-й функции, человек по своей 2-й функции готов подстраиваться под окружающих, прислушиваться к мнению других. Вторая функция олицетворяет гармонию. Человек и себя считает достаточно хорошим в этой сфере и окружающих тоже (Я – ОК, Ты – тоже ОК). Человек готов делиться этой своей силой с людьми, и для него важнее процесс, чем результат
Взаимоотношения
Психософия легко и логично прогнозирует взаимоотношения между типами. Взаимоотношения смотрятся по каждой функции отдельно, например, есть два типа ЭФВЛ и ВЭФЛ. По эмоции у них взаимоотношения по схеме 1-2 (первая со второй), по физике — 2-3, по воле — 1-3 и по логике 4-4. Исходя из смысла все возможные виды связей можно классифицировать в 4 группы:
Дополнения (1-4, 2-3).
Сильные стороны одной функции естественным образом покрывают слабости другой. Это наилучшее сочетание.
Тождественные (1-1, 2-2, 3-3, 4-4).
Характеризуются хорошим взаимопониманием, а для сильных функций ещё и взаимоуважением. Но дополнения не происходит.
Псевдотождественные (1-2, 3-4).
Нет хорошего взаимопонимания. Люди как будто похожи, но цели одних являются средствами других, что делает их принципиально разными. Это является источником непонимания в ряде случаев, но не источником конфликтов.
Конфликтные (1-3, 2-4).
Между этими функциями глубокое непонимание, что может выливаться даже в конфликты. Только из-за такого сочетания функций может появляться недооценивание человека, неуважение к нему и его поступкам.
Уже исходя из этого описания понятно, что для каждого типа есть тип с наилучшими и наихудшими взаимоотношениями. Например, для типа ЭФВЛ наилучшим будет ЛВФЭ, а наихудшим — ВЛЭФ. Хоть в теории всё гладко и логично, в жизни очень многое зависит также от воспитания человека, умения слышать других людей и ценить доверие. Как мне кажется из моего опыта, воспитание, умение слышать, доверие находятся все психософии и могут как присутствовать, так и отсутствовать в каждом типе.
3-я функция («Язва»)
Болезненная, беспокойная, неуверенная в себе функция. С одной стороны, человек испытывает потребность проявить себя в этой области или получить что-то по ней, а с другой стороны у него нет сил, чтобы проявить это в полной мере или добиться этого самостоятельно. Человек не уверен в своих силах и опасается критики и отрицательной оценки. Эта функция хорошо видит недостатки других в данной области и охотно их критикует
Параметры:
- Низкая функция
- Доминирующая
- Процессионная
- Я – не ОК, Ты – не ОК
«Язва» – это самая больная зона человека. Он не силён по данной функции, но у него очень сильная потребность в ней, получить её или проявить себя в ней. Но так как функция низкая, то у человека нет сил, чтобы получить это самостоятельно. Поэтому человеку нужна помочь в этой сфере от окружающих людей. Это зона неуверенности человека. Он понимает, что сам он слаб в этой зоне, при этом и к окружающим у него доверия особо нет (Я – не ОК и Ты тоже не ОК). И мы получаем такого глубоко несчастного просящего, которому и просить стыдно и не просить он не может, да ещё в дополнение к этому он сильно привязан к тому, что просит, поэтому любой отказ или не желаемый сценарий им очень болезненно переживается
Что такое психософия
Психософия (или психейога) — это теория личности, предложенная А. Ю. Афанасьевым в книге «Синтаксис любви». В ней автор предлагает делить людей на 24 типа. Каждый тип обладает определёнными особенностями и по определённой логике взаимодействует с другими типами, социоумом, имеет определённые привычки и предрасположенности. Таким образом, определив один из 24-х типов, к которому относится человек, можно давать рекомендации и том, чем заниматься в жизни, каких людей следует сторониться, а каким доверять, какие стороны в себе стоит развивать и т.д.
Эта теория малоизвестна. И, к сожалению, информацию в чистом виде найти трудно кроме оригинальной книги, разумеется. Многие практикующие, кого можно встретить, видят психософию как подраздел теории личности Юнга (соционики) и, следовательно, перемешивают обе теории. Тем не менее Афанасьев ничего о соционике и Юнге в своей книге не упоминал, и его теория позиционируется как нечто отдельное, цельное, замкнутое и независимое. Именно в таком виде я и постараюсь приподнести здесь психософию. Моей целью является описать основные принципы психософии для людей, которые ничего об этом не слышали. Сложные и необязательные элементы и термины я опущу.
4-ая функция («Пустячок»)
Это наименее значимая для человека функция, а поэтому она спокойная и отрешённая. Часто по ней человек не имеет собственных предпочтений и легко подстраивается под чужие
Параметры:
- Низкая функция
- Подстраивающаяся
- Результативная
- Я – не ОК, Ты – ОК
«Пустячок» – это функция, которой человек не придаёт особого значения. Он понимает, что он слаб в этой сфере, но, в отличие от 3-й функции, это его совершенно не беспокоит. «Ну не умею я этого делать, а мне особо оно и не нужно». По этой функции человек предпочитает доверять мнению внешних экспертов (Я – не ОК, Ты – ОК). Как правило, человек выбирает готовые решения, то, что ему посоветуют окружающие. При этом человек не склонен что-то совершенствовать или изменять в том, что ему предлагают – он принимает это как есть. «Сказали, что эта рубашка очень модная в этом сезоне. Хорошо буду её носить! И без всяких там дополнительных бантиков и модных подворотов»
[править] О психологической совместимости
Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:
- Филия — тип-1 тождественен тип-2;
- Псевдофилия — перекрестье первых и вторых функций, а также третьих и четвертых, например ВЛЭФ и ЛВФЭ;
- Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
- Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ, также выделяют Полное Агапе, как частный вид агапе с перекрестьем также по первым и четвертым функциям ВЛЭФ и ФЭЛВ;
Эрос, не исключая перекрестья первых и третьих функций, делится на 2 подвида:
- Полный эрос — перекрестье вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭФВЛ;
- Полуэрос (он же полуфилия) — совпадение вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭЛВФ;
При этом Александр Афанасьев полагал, что только отношения Агапе, неважно полного или нет, наиболее плодотворны для брака.