Стратегии, тактики, модели и стили поведения в конфликте

Описывая поведение человека в конфликте, уместно говорить об его стратегии, тактики, модели и стиле поведения. В чем разница?

Дадим определение каждому элементу:

  1. Стратегия поведения в конфликте – это план по достижению цели конфликта, отношение субъекта к конфликтам в целом, а не с конкретным человеком и не в конкретных условиях.
  2. Тактика поведения в конфликте – это приемы, средства достижения цели, которые соответствуют выбранной стратегии. Как правило, набор ограничен.
  3. Модель поведения в конфликте – это действия, слова и поступки, отражающие опыт, мировоззрение и индивидуальные психологические особенности человека (характер, темперамент).
  4. Стиль поведения в конфликте – это поведение человека непосредственно при контакте с определенным лицом, в определенных ситуациях.

А теперь разберем подробнее каждый компонент.

Стратегии

В психологии принято выделять следующие стратегии:

  1. Соперничество. Победа важнее, чем разрешение конфликта. Такая стратегия предполагает полную победу одной из сторон.
  2. Уклонение. Участник занимает позицию жертвы, отказывается обсуждать что-либо, предпринимать какие-то действия. Окружающие помогают, жалеют жертву, но конфликт так и остается неразрешенным.
  3. Компромисс. Оба участника идут на уступки, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей друг друга. Однако конфликт все равно остается неразрешенным, недовольство сохраняется.
  4. Приспособление. Цель – сохранение хороших отношений. Человек готов пожертвовать чем-то, чтобы с ним продолжали дружить. При таком подходе мелкие конфликты могут разрешиться сами собой, но при серьезных противоречиях это только усугубит ситуацию.
  5. Сотрудничество. Цель – устранение причины конфликта, разрешение проблемы. Оба участника много общаются, выражают свои потребности и желания, выслушивают оппонента, заинтересованы в том, чтобы обоим было максимально хорошо.

Причины деструктивного поведения

Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.

Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:

  • наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
  • ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
  • ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
  • либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

Тактики

Каждой из стратегий соответствует определенный набор тактик.

Соперничество:

  • жесткий контроль над действиями и источниками информации другой стороны;
  • систематическое давление (физическое, психологическое, моральное);
  • обман, лесть, манипуляции, хитрость, «подставы», провокации;
  • отказ идти на контакт, обсуждать что-либо (человек придерживается позиции «есть мое мнение и неправильное – тут нечего обсуждать»).

Уклонение:

  • демонстративный уход от обсуждения («меня обидели», «не трогайте меня»);
  • отказ применять физическую силу;
  • игнор и недоверие, отказ собирать информацию и анализировать факты;
  • перекладывание ответственности;
  • оттягивание принятия решений;
  • отрицание конфликта.

Компромисс:

  • торги и обсуждение проблем, активные переговоры;
  • обман и лесть (нужны, чтобы убедить соперника в том, что у него есть определенные качества).

Присутствует установка на равное разделение благ.

Приспособление:

  • соглашение во всем, постоянные уступки;
  • демонстративное нежелание вступать в противоборство;
  • лесть, угодничество, потакательство.

Сотрудничество:

  • сбор информации об оппоненте, проблеме, конфликте;
  • анализ своих ресурсов и возможностей оппонента;
  • подбор и озвучивание альтернативных решений;
  • открытое обсуждение с выявлением конкретных проблем;
  • выслушивание и принятие позиции оппонента.

Личность как субъект и объект общественных отношений

Жизнь показывает, что, сколько бы разными и непонятными друг другу не были люди, они будут

вместе, если предметом их внимания являются радость ближнего и собственное умение радоваться ему. А

поэтому каждый человек должен стремиться к пластичности, гибкости в отношениях, быть легким на

переходах от доминирования к зависимости, от открытости к большей автономности и т.п. Чем легче будут

эти переходы, чем реже человек обращает на них внимание, тем меньше взаимных обид, раздражений,

недовольств, конфликтов. Желание лучше понять своих близких, друзей, коллег, по-новому увидеть

3 стр., 1113 слов

Психогенетика поведения человека. Модели поведения

… той или иной семье переплетаясь с жизненными обстоятельствами, складывается в определённую модель поведения, неизменно повторяющуюся из поколения в поколение. Модель поведения – это устойчивая, специфическая, … ГЕНОГРАММУ, разбираем взаимоотношения, которые существовали и продолжают существовать в семье Устойчивая МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ или ПАТТЕРН могут быть не только негативными, как в приведённых …

отношения с ними, научиться конструктивно преодолевать трудности взаимопонимания – это основные

факторы взаимодействия людей в обществе.

Когда речь заходит об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или

индивидуальность. Эти понятия являясь едиными по значению, не вполне синонимы, они не тождественны.

Они определяют разные стороны сущности человека.

Индивид – это живой организм, биологическое

существо человеческого рода и в этом качестве фиксируются его появление на свет, присущее ему

физиологическое состояние и психика, возможности приспособления к социальной среде. Индивид –

субъект существования, элемент общественной системы материального производства и потребления,

который вместе с тем формируется и развивается в процессе деятельности, усвоения и воспроизводства

определенных, в ходе исторического движения сложившихся способов труда и хозяйствования.

Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека, которые

складываются под влиянием как природных свойств, присущих всем людям, так и социальных факторов.

Если индивидом человек рождается, личностью он становится, в той или иной мере преодолевая

противоречивость и относительную независимость своей природной, социальной и духовной сущностей,

проявляя способность к познанию и преобразованию окружающего мира. В отличие от индивида личность

не статист исторического развития, а активно действующий субъект и объект общественных отношений и

связей.

Индивидуальность – проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью,

мера отличия индивида от других себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей

оригинальности, включая внешние особенности, специфику характера, возможности интеллекта и т.д. Так, к

примеру, подчеркнуто выделяются индивидуальные качества человека, когда констатируют: Адам Смит, чье

имя вписано в летопись всемирной истории как классика политической экономики, основоположника

трудовой теории стоимости и ряда других экономических учений, был образованнейшим человеком своего

времени, обладавшим обширными знаниями и безупречным нравственным авторитетом.

Зарубежные и отечественные психологи под субъектом понимают личность или человеческую

общность, которые действуют в высшей степени активно, настойчивы в стремлении к поставленным перед

собой целям, сами творят свою судьбу, обогащаясь жизненным опытом.

Объектом же общественных связей

люди выступают тогда, когда они пассивны, целиком подчиняются внешним обстоятельствам,

довольствуясь самыми маленькими результатами собственной деятельности.

Каждый отдельно взятый человек – существо социальное, обладающее самосознанием, активно

деятельное, т.е. способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Прежде

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

… условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением» (М.,1996) С.В.Калинина выделяет следующие требования к активизирующим … ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную … попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не …

всего, важна свойственная человеку способность к труду и иной деятельности, включающей в себя цель,

средства, результат и сам процесс целесообразных действий. Каждый человек является представителем

государства, нации, класса или слоя и выступает соответственно как гражданин, представитель нации,

рабочий, крестьянин или интеллигент. Именно в делах, созидании, творчестве человек не только

обнаруживает и проявляет себя, но в них он формируется и развивается как личность.

Обладая социальной определенностью, личность включается в тот или иной вид общественных

отношений как носитель специфических качеств соответствующих общностей. Вне общественных

отношений нет личности, а вне социально-классовых отношений нет и политической личности. Личность

живет во времени и может оценивать себя, сравнивая с собой в прошлом или в желаемом будущем. Многие

психологи считают, что для самооценки одного себя мало. Каждая самооценка говорит о выраженности не

столько данного качества у человека, сколько о степени его отклонения от некоторого эталона, точки

отсчета в оценивании. (1)

Личность – явление многомерное. «Бывают часы, — писала Жорж Санд, — когда я ускользаю от самой

себя, когда чувствую себя травой, птицей, вершиной дерева, облаком, проточной водой, горизонтом,

цветом, формой и ощущениями, преходящими, неопределенными;… живу в том, что составляет среду

развития, являющегося как бы расширением моего собственного существа». (2) Ученые часто задают себе

вопрос: «Где первоисточники самопознания, где рождается само Я, которому суждено увидеть себя добрее

чем…?» С материалистической точки зрения определяющая роль отношений с другими людьми в развитии

личности впервые была осмыслена Людвигом Фейербахом. «Отдельный человек, — писал он, — как нечто

обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в

мыслящем.

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в

единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». (3) Эти идеи стали одними из

ключевых в марксизме: «… человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека». (4)

Люди рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в

реальности оказываются неодинаковыми. Из безусловного признания факта неодинаковости людей следует

вывод о том, что нет человека, состоящего из одних достоинств, не имеющего какого-либо изъяна или

слабостей. Для того, чтобы лучше понимать людей, осознанно относиться к конфликтам и уяснению тех

причин, которыми они вызываются, необходимо знать полную информацию о человеке с кем общаешься и

взаимодействуешь. Нельзя не считаться с тем, что поведение любого человека, его действия и поступки

определяют реакцию личности на ту или иную жизненную ситуацию.

Специалисты-психологи называют основными качествами человека – интеллектуальные, волевые и

эмоциональные. К интеллектуальным качествам относятся такие свойства, как мышление, совокупность

6 стр., 2524 слов

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

… вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в … ослабляется самоконтроль, что может привести к травмированию. Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, содержащих наркотические вещества, …

знаний человека, его стремление к истине, а также взгляды, принципы и жизненная позиция. Волевые

качества связаны, прежде всего, с мотивами, которые побуждают к действию, проявлению способностей

человека, расположенностью его к другим людям. Эмоциональные качества вбирают в себя самые

разнообразные нервные возбуждения, переживания и чувства, связанные с такими моральными ценностями,

как добро, долг, честь, дружба, любовь и т.п. Эмоции, взятые вместе, могут эффективно сигнализировать об

актуализации жизненных сил, о готовности личности приносить людям пользу, отвечать перед обществом и

самим собой за свои поступки.

Среди важнейших свойств человека, которые аккумулируют его качества своей особой социальной

значимостью выделяются справедливость, ответственность и правосознание. Все эти свойства личности, без

сомнения, влияют на возникновение конфликтов, их последующее развитие и разрешение. Специалисты

акцентируют внимание еще на одном свойстве человека – рефлексии, т.е. самоанализе каждым своих знаний

и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются

другими людьми.

Ряд качеств человека, заложенных в нем генетически, заслуживают особого внимания. Прежде всего,

существует опосредованная взаимосвязь между конфликтностью и темпераментом – теми устойчивыми

свойствами индивида, которые характеризуют динамические особености психики данного человека, относя

его со времен Гиппократа к сангвиникам, флегматикам, холерикам или меланхоликам. Известно, что

сангвиник активен и быстр, легко сходится с людьми, жизнерадостен и деятелен, но не переносит

однообразия и монотонной работы. Флегматик более сдержан в поведении и терпелив, владеет собой, но,

как правило, мало активен. Холерик бывает, вспыльчив и излишне прямолинеен, часто демонстрирует

высокую работоспособность, одного его активность и энергия то бьет через край, то испытывает временный

спад. Меланхолик впечатлителен, эмоционален и отзывчив, но нередко проявляет нерешительность и

медлительность, плохо адаптируется к новым условиям, болезненно переживает неудачи, легко впадает в

уныние. Влияние индивидуального склада, отчетливо выраженных психических свойств личности на ее

конфликтность оказывается более заметной. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение

человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а

флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые

характеристики. Выделяют две основные психологические оси личности: экстраверсия – интроверсия;

эмоциональная неустойчивость – эмоциональная стабильность. Экстраверты – люди, требующие

постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым

впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Интроверты стимулы для жизненной активности черпают

изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, любят порядок, дружат с немногими,

но преданно. Эмоционально неустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным

11 стр., 5086 слов

Тест «описание поведения в конфликте К. Томаса» 3 Методика диагностики …

… Результаты исследования взаимосвязи поведения в конфликте и индивидуально-типологических особенностей личности 3.1 Результаты опросника Айзенка 3.2 Результаты теста «описание поведения в конфликте К. Томаса» 3.3 … (12) Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды …

напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.

Эмоционально стабильные люди – им свойственны эмоциональная уравновешенность, неспособность

глубоко сочувствовать переживаниям других людей. Эта типология черт характера была дана Карлом

Юнгом (1875-1961гг.) в книге «Психологические типы» (1921г.), которая до сих пор считается одной из

самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии.

Согласно взглядам А.Адлера формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни

человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у

него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на

поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п.

Данная типология убедительно показывает, что характеры людей разные (по крайней мере, существует

16 типов характеров).

Недоразумения из-за несовпадения типов характеров начинаются тогда, когда

бескомпромиссно отстаиваются только свои собственные предпочтения. Чем лучше люди будут знать черты

своего характера, тем плодотворнее будет их взаимодействие с другими людьми. Суть теории Эрика

Эриксона (1902-1994гг.) состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального

развития личности, на каждом из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом

возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное.

Уровень личностного развития -еще один важный фактор, влияющий на возникновение межличностного

конфликта. Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и

воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с

общепринятыми нормам и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и

характера приходится держать под постоянным контролем.

Понятие социализации является одним из центральных понятий таких учебных дисциплин, как

социология, психология, политология и других. Несмотря на то, что каждая из этих дисциплин вкладывает в

понятие социализации свой смысл, в целом под социализацией понимается совокупность всех социальных

процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный опыт, в результате общения и деятельности

приобретает определенные нормы и ценности, позволяющие ему функционировать в качестве члена

общества.

Модели

Существуют 3 модели поведения в конфликтах:

  1. Конструктивная. Способствует разрешению конфликта, укреплению взаимоотношений людей, удовлетворению потребностей каждого из участников. Характерна для общительных, доброжелательных, открытых, сдержанных людей.
  2. Деструктивная. Не решает конфликт, приводит к ухудшению взаимоотношений между людьми, истощает каждого из участников. Характерна для подозрительных, замкнутых, недоверчивых людей.
  3. Конформистская. Характерна для пассивных и непоследовательных людей, зависимых от мнения других. Может развернуть конфликт как в конструктивное, так и в деструктивное русло.

Теории поведения личности в конфликте

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:

Конструктивная

. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная

. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская

. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

распространение в конфликтологии получила разработанная американскими психологами К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии

. Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы выделили
пять способов конфликтного взаимодействия:
уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество. Вид модели представлен на рис. 1. При анализе конфликтов на основе двухмерной модели Томаса — Киллмена следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от
трех обстоятельств:
1. Содержание предмета конфликта;

2. Ценности межличностных отношений;

3. Индивидуально-психологических особенностей личности;

Приведем описание основных стратегий.

  • Уступка или приспособление
    выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.
  • Уход или избегание,
    уклонение предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из ситуации не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.
  • Сотрудничество
    представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника.
  • Соперничество или противоборство, конкуренция
    выражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.
  • Компромисс
    представляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Такая стратегия ведет к уменьшению недоброжелательности, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Вместе с тем есть вероятность появления неудовлетворенности «половинчатыми» решениями.

Было установлено, что особое место в оценке стратегий занимает ценность межличностных отношений (МЛО),

с соперником. На практике мы встречаемся с ситуациями, когда относительно низкая ценность МЛО способствует или связана с различными деструктивными проявлениями в ходе конфликта и соответственно, выбором в качестве стратегии соперничества, проявляющегося в формах борьбы или принуждения.

На основе выделения параметра ценности МЛО двухмерная модель Томаса-Киллмена была преобразована в трехмерную.

Некоторые исследователи в качестве основной характеристики поведения личности в конфликте выбирают стиль.

Понятие стиля связано с инструментальной оснащенностью человека.

Рассмотрим сущность понятий «стиль взаимодействия», «стиль общения», «стиль жизни», «стиль деятельности» и «индивидуальный стиль деятельности», «стиль активности», которые позволяют определить индивидуальный стиль поведения в конфликте.

  • Стиль взаимодействия (межличностного) –
    важнейший компонент, указывающий на то, как человек взаимодействует с окружающими его людьми. Различают
    продуктивный
    и
    непродуктивный
    стиль взаимодействия.
  • Стиль общения –
    конкретная характеристика выражения индивидуальной, устойчивой формы коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими.
  • Стиль жизни –
    стратегия для достижения индивидуальных ценностей и чувств в мире, в котором каждый индивид должен жить так, чтобы добиваться поставленных личных целей. Выделяют три стиля жизни –
    альтруистический, индивидуалистический, икарический
    (ориентированный на творчество).
  • Стиль деятельности –
    взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.
  • Индивидуальный стиль деятельности –
    это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности. Таким образом, понятие «индивидуальный стиль деятельности» показывает двойную обусловленность стиля индивидуальностью и средой.

Стиль общения обычно рассматривается как частный случай стиля деятельности.

  • Стиль активности –
    многоуровневое и многокомпонентное образование, обусловленное системой разноуровневых индивидуальных свойств, направленных на достижение успеха в деятельности.
  • Индивидуальный стиль поведения в конфликте –
    это относительно устойчивая совокупность целей, осознаваемых или неосознаваемых личностью действий, операций и реакций, направляемых на разрешение конфликта или на выход из него.

В результате исследований были выделены следующие ИСП в конфликте:

1. Партнерский,

направленный на распределение ответственности наравне с партнером. Ориентирован на убеждение;

2. Прагматический

ориентирован на манипуляцию;

3. Психозащитный

имеет своей целью сохранение собственной ценности и внутренней интегрированности;

4. Доминантный

направлен на регламентирование поведения партнера с целью завладеть инициативой и доминировать в процессе общения для достижения собственной цели;

5. Контактный основан

на влиянии на соперника и направлении хода его действий в нужном направлении;

6. Самоутверждающийся

выражается в обесценивании поведения партнера с целью вывести его из состояния равновесия и навязать свою волю, решение.

К рациональным или конструктивным стилям

разрешения конфликта можно отнести партнерский, прагматический и психозащитный. К
деструктивным стилям
относятся доминантный, контактный и самоутверждающийся.

Конструктивные стили в большей степени объясняются природной обусловленностью,

а деструктивные стили зависят от
личностных качеств.
При выборе стратегии поведения необходимо учитывать типы конфликтных личностей.

Исследования отечественных психологов Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряка, В.П. Захарова, Ю.А. Симоненко позволили описать пять основных типов конфликтных личностей.

1. Демонстративный тип –

любит быть в центре внимания, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, ценит хорошее отношение к себе. В тоже время избегает кропотливой систематической работы, планированием не занимается, рационально вести себя не умеет (хорошо удается эмоциональное поведение). Часто становится источником конфликта, но сам себя не считает таковым.

2. Ригидный (негибкий) тип

отличается подозрительностью, завышенной самооценкой, прямолинейностью. Плохо воспринимает точку зрения окружающих, не считается с их мнением, малокритичен, болезненно обидчив.

3. Неуправляемый тип

характеризуется импульсивностью, плохой предсказуемостью поведения, агрессивностью, несамокритичностью, высоким уровнем притязаний. В неудачах склонен обвинять других, не умеет грамотно планировать свою деятельность. Прошлым опытом обычно нн руководствуется, слабо соотносит свои поступки с целями и обстоятельствами.

4. Сверхточный тип

отличается скрупулезностью в работе, предъявлении повышенных требований к себе и к окружающим, повышенной тревожностью, чувствительностью, обидчивостью. Часто проявляет несдержанность. Плохо разбирается в реальных взаимоотношениях в группе.

5. Бесконфликтный тип

обладает внушаемостью, внутренней противоречивостью, неустойчивостью в оценках и мнениях, непоследовательностью поведения. Ориентируется на быстрый успех, поэтому склонен к излишним компромиссам. Не обладает силой воли и не задумывается над последствиями своих поступков.

В результате изучения данной темы сформулируем вывод:

  • Универсальной реакцией человека на возникающие противоречия является стремление к преодолению дисгармонии, которое осуществляется путем выбора модели или стратегии поведения в конфликте. Реализация стратегии осуществляется индивидуально, в рамках стиля поведения в конфликте. Она опирается на учет типа конфликтной личности.

Стили

В психологии принято выделять 6 стилей:

  1. Партнерский. Характерен для длительных отношений, где оба оппонента хорошо знают друг друга и хотят сохранить взаимопонимание и доверие.
  2. Прагматический. Подходит для тех ситуаций, когда отношения с человеком неважны. Важнее оттолкнуть конфликт от себя.
  3. Психозащитный. Цель – сохранение внутренней гармонии. Возникает там, где заметны взаимоисключающие интересы оппонентов.
  4. Доминантный. Один или оба участника ведут себя эгоистично, агрессивно, нарушают социальные нормы.
  5. Контактный. Один человек ведет себя максимально контактно, старается узнать как можно больше об оппоненте, чтобы потом контролировать его.
  6. Самоутверждающийся. Один человек пытается «сломать» другого, чтобы тот сам отказался от противостояния.

Первые 3 стиля относятся к конструктивному разрешению конфликтов, последние 3 – к деструктивному.

Деструктивное поведение

Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

Важно! Степень адаптации во многом определяет поведение личности.

Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:

  1. Духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности).
  2. Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
  3. Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
  4. Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
  5. Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).

Правила

Использование нескольких простых правил позволит минимизировать возникновение проблем в конфликтной ситуации и наиболее конструктивно подойти к его решению:

  1. Быть справедливым в отношении к оппоненту. Обвинения могут спровоцировать неосознанное сопротивление, однако прежде всего нужно задуматься , возможно, зачинщик конфликта прав в своих претензиях. Сохраняя спокойствие и терпение, следует выслушать обвинения и только обдумав их, приступать к дальнейшим действиям.
  2. Не расширять конфликт. Не следует при решении конфликта уходить от его причины, вспоминать былые конфликтные ситуации с этим оппонентом, так как это грозит иррациональными оскорблениями, отстранением от истинной причины конфликта и, как следствие, невозможности его разрешения.
  3. Применять позитивные формулировки в конфликтной ситуации. Это правило дает возможность убрать излишнюю негативную оценку ситуации, сохранить высокую самооценку участников конфликта и перейти к его конструктивному решению.
  4. Проявление эмоциональной выдержки. Постарайтесь сохранять спокойствие. Зачастую инициатор конфликта повышает голос и испытывает резко негативные эмоции.
    Выдержка с вашей стороны воспрепятствует эскалации конфликта и, возможно, покажет пример оппоненту перейти к спокойному решению проблемы.
  5. Обезличенность конфликта. При возникновении конфликтной ситуации следует акцентировать внимание не на личности оппонента, а на истинной причине ситуации.

Виды деструктивного поведения

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.

ДатаУчёныйКлассификацияСуть
1938 г.Р. К. МертонПодчинениеПринятие общественных целей и средств их достижения
ИнновацияПринятие общественных целей, но не средств их достижения
РитуалзмОтрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению
РетретизмВыход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения
МятежПопытка изменить общественные цели и средства их достижения
1981 г.В. В. КовалёвДевиации социально-психологического характера— нарушение дисциплины; — нарушение социальных норм; — нарушение правовых норм; — демонстрация саморазрушения.
Девиации патологического характера— патологические; — непатологические.
Личностно-динамические девиации— реакция; — развитие; — состояние.
1987 г.Ф. ПатакиПреддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению)— аффективный тип поведения; — конфликты в семье; — агрессивные действия; — стремление к асоциальному поведению в детстве; — непереносимость учебного процесса; — низкий уровень интеллектуального развития.
Основы девиантного поведения (устойчивые формы)— преступление, — алкогольная зависимость, — наркотическая зависимость, — суицид.
1990 г.Ц.П.КороленкоНестандартные действияМотивированное деструктивное поведение, выходящие за рамки общепринятых норм.
Деструктивное поведение— поведение, направленное на нарушение социальных установок; — уход от реальности с помощью психотропных веществ; — нарушение прав и законов; — саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид).
1995 г.В. Н. ИвановДокриминогенное поведениеИгнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ.
Криминогенное поведениеУголовно-наказуемые преступления
2001 г.Ю.А. КлейбергНегативное поведениеСаморазрушение
Позитивное поведениеТворчество
Нейтральное поведениеПопрошайничество
2004 г.Е.В.ЗмановскаяАнтисоциальное поведениеНарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности.
Асоциальное поведениеНарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении.
Аутодеструктивное поведениеПоведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе.
2010 г.Н. В. МайсакДевиации по характеру поведения— конструктивное поведение (творчество); — аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду); — внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения).
Девиации по уровню принятия обществом— одобряемое (адаптация к группе); — демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения); — неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм).

Социально-деструктивное поведение

Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

  1. Социальная и личностная дискредитация. Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
  2. Конкуренция. Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
  3. Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»

Читать статью: Деструктивные отношения — как наладить межличностные отношения в семье?

На чем они основываются?

Стратегия поведения в конфликтной ситуации , это определенные формы поведения при возникшей конфликтной ситуации.

  • соперничество , при такой стратегии конфликтующей стороне навязывается выгодное для себя решение или мнение, не считаясь с ее позицией,
  • сотрудничество , при нем каждая из конфликтующих сторон делает уступки в принципиальных позициях и находят решение, максимально удовлетворяющее всем сторонам конфликта,
  • приспособление , это жертва своими интересами и принятие требований конфликтующей стороны без каких-либо активных действий со своей стороны.

При возникновении конфликта может использоваться как одна из этих стратегий в чистом виде, так и их комбинация , это во многом зависит от развития ситуации и других обстоятельств.

Рациональные технологии

Технологии рационального поведения в конфликтной ситуации , это способы психологической коррекции, целью которых является достижение конструктивного взаимодействия для решения данного конфликта.

Очень важно понимать и всегда помнить негативные последствия эмоционального реагирования в напряженных ситуациях.

Существует три основных правила самоконтроля эмоций:

  1. Как можно более спокойная реакция на эмоциональный всплеск оппонента в конфликтной ситуации. Не следует поддаваться эмоциям, как конфликтующая сторона.
  2. Рациональный обмен эмоциями с оппонентом. В этом случае идет контролируемый обмен эмоциями с оппонентом, обе стороны делятся своими переживаниями, однако это не переходит в бесконтрольную фазу.
    В итоге обе стороны получают эмоциональную разрядку, однако сохраняется возможность дальнейшего конструктивного решения конфликта.
  3. Поддержка высокой самооценки у себя и оппонента. Одна из причин яркой эмоциональной реакции в конфликте , занижение самооценки. Однако при ее поддержке на достаточно высоком уровне больше возможностей исключить нежелательные эмоциональные проявления.

Деструктивные формы поведения

Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:

  1. Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
  2. Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).
  3. Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
  4. Девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).
  5. Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).

Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:

  • агрессивное поведение по отношению к людям;
  • враждебность при общении;
  • склонность к разрушению вещей;
  • желание расстроить уклад жизни близких;
  • отсутствие возможности испытывать эмоции;
  • угроза чужой и собственной жизни.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]