Общение это в психологии определение важной потребности человека в любом возрасте. Благодаря ему, планируется, контролируется и осуществляется деятельность людей, устанавливаются дружеские и любовные отношения. Для более обширного понимания этого вида коммуникации в психологии, социологии, обществознании и педагогике требуется изучить, что значит общение, каковы его цели и функции.
Коммуникации в обществе
Общение с позиции психологии
Под термином «общение» понимаются разные формы взаимодействия людей, которые осуществляются при помощи различных знаковых средств, таких как:
- мимика;
- символы;
- образы.
Желание контактировать с другим человеком возникает из-за потребности действовать совместно.
Значение в психологии
Чтобы ясно понимать, что такое общение, необходимо рассмотреть различные определения этого термина. Они помогут составить многогранное представление об этом способе коммуникации:
- Человеческое общение – это в психологии считается сложным и многоплановым процессом, который направлен на установление и развитие контактов между группой лиц.
- Согласно литературе по культуре коммуникаций, общение – это своеобразный процесс обмена результатами духовной и психической деятельности между людьми. Сюда можно отнести оценки, мысли, чувства, суждения, установки.
- Также коммуникация является основной психологической потребностью человека, которая способствует формированию личности. В процессе межличностных контактов субъективный мир одного индивида открывается для другого. Это позволяет человеку самоопределиться и самопрезентовать себя в обществе.
Блок 2. Цель общения. Различия в понимании слов и фраз.
Когда переговорщик начинает говорить с другим человеком, вербализует свои мысли, то стремиться оказать определенное воздействие на получателя сообщения. Это воздействие предполагает получение, достижение какого-то результата, который является приоритетным «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». Важен контекст, в котором происходит коммуникация. Получатель сообщения воспринимает направленную к нему информацию, и зачастую не извлекает задуманное отправителем значение непосредственно из понятий («Понятие это в логике? Логика Аристотеля кратко и понятно!») , суждений («Суждения это в логике? Сложные суждения примеры. Классификация суждений») , умозаключений («Умозаключение в логике это? Дедуктивные умозаключения это?»). Пример:
Вопрос:
– Света, при каких условиях на текущем интервале исторического процесса социальное поведение личности, подверженное влиянию монетарной политики государства, перестанет быть детерминировано мотивационно-потребностными составляющими биологической сущности?
Ответ:
– Сергей, я тоже считаю важным быть честными!
В приведенном диалоге можно заметить расхождение ответа по смыслу с заданным вопросом. Вопрос сформулирован отправителем сложно, это многоуровневая вербальная конструкция. Смысл, который вложила в данный вопрос Светлана отличается от смысла, который вкладывал Сергей. Светлана даже при условии понимания значений слов Сергея не извлекла значения из связей между словами так, как извлекает значение Сергей. В результате значение этого вопроса привело к образованию такого смысла у Светланы, который существенно отличается от смысла послания Сергея.
Смысл, который люди придают на основании понимания сообщения, т.е. понимания значений даже в простых вербальных конструкциях может существенно отличаться! Это связано с индивидуальными концептуальными моделями мира. Отсюда появляется изречение «мы с тобой говорим на разных языках». Поэтому важно таким образом строить речь переговорщику, чтобы она была доступна для понимания противоположной стороной. Это сложный процесс, поэтому использование вопросительных предложений, включающих в себя языковые паттерны оппонента будет уместным и подходящим.
Как красиво донести свою идею до оппонента в переговорах Вы сможете посмотреть в этом видео!
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО “Как убедить начальника повысить зарплату?!”
Responsive WordPress Gallery Plugin
Суть общения, цель, функции
Вербальное общение — что это в психологии
Социологи считают, что межличностные коммуникации – это отличный способ передать другим людям общественный опыт и культуру. Отечественные психологи поддерживают мысль, что целью общения является создание единства между обменом информацией и деятельностью в обществе. Но совершить обмен нереально, если между людьми отсутствует понимание, ведь оно помогает добиться успеха и наладить тесный контакт.
Важно! Поэтому понимание является главной целью межличностных контактов. Именно от него зависит результат коммуникаций.
Цели общения
Общение в жизни человека выполняет 8 основных функций.
Контактная
Чтобы понять, что значит контактная функция, и для чего она нужна, достаточно вспомнить главный страх человека – боязнь быть непонятым.
Важно! Этот барьер препятствует установлению близких и длительных взаимоотношений с людьми.
Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание.
Информационная
Информационная функция отвечает за формирование, передачу и прием информации. Реализуется она в несколько этапов:
- вначале выравниваются различия в информированности индивидов, которые нацелены на вступление в психологический контакт;
- затем происходит передача убеждений, мыслей, фактов, и делаются выводы об услышанном;
- на третьем этапе формируется желание понять собеседника.
Эта функция общения важна, так как сообщения, замыслы, решения и мнения помогают наладить понимание между контактирующими субъектами.
Побудительная
Побудительная функция позволяет стимулировать человека на активные действия. В этом случае общение позволяет управлять людьми.
Дополнительная информация. В современном мире эта функция используется во всех сферах деятельности для манипуляций.
Рекламные ролики – яркий пример успешной реализации функции.
Координационная
Координационная функция позволяет людям заниматься совместной деятельностью. Благодаря ей, группа лиц может согласовать свои действия и эффективно выполнить поставленную задачу. Если функция будет реализована некачественно, такое общение принесет разочарование и убытки.
Эмотивная
Благодаря эмотивной функции, люди способны возбудить в партнере необходимые эмоциональные переживания, а также осуществить изменение собственного состояния.
Важно! Передача эмоций может происходить как вербальным, так и невербальным способом.
Если способы эмоционального регулирования у партнеров различны, то эффективная реализация этой функции в общении будет невозможна, и люди столкнуться с недопониманием и конфликтами.
Функция понимания
Терминология слова «понимание» связана с такими понятиями, как «значение» и «смысл». Исходя из этого, главная задача этой функции заключается в том, чтобы объяснить двум контактирующим людям цель их общения, а также дальнейшее развитие событий. Также понимание позволяет партнерам узнать друг друга и в будущем предугадывать поведение, установки и состояние собеседника.
Функция влияния
Функция влияния похожа на побудительную функцию. Главная ее цель – изменить поведение, состояние, личностно-смысловые образования собеседника.
Важно! Для реализации функции могут использоваться разнообразные психосоциальные приемы воздействия. Использоваться она может как в позитивных, так и негативных целях.
Функция отношения
Функция управления отношениями позволяет индивиду осознать и зафиксировать свое место в деловых, статусных, межличностных связях. При помощи нее у человека появляется свой круг интересов, важных и нужных людей, а также знакомства для каких-то конкретных дел.
Интерактивная сторона
Если с пониманием смысла коммуникативной стороны обычно не возникает трудностей, то интерактивная вызывает много вопросов. Под интеракцией понимают деятельность участников общения, их взаимодействие.
3 стороны общения
Интеракцию можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, это то, как осуществляется контакт – лично или с использованием разных средств связи – телефона, пк, и, соответственно, мессенджеров, электронной почты.
Дополнительные средства применяются не только в личном общении, но и в бизнесе, обучении. Вспомни, что сегодня школы, университеты организуют учебный процесс дистанционнно.
С другой стороны, под интерактивной стороной понимают то, какие роли берут на себя участники общения.
Самая известная схема включает три роли:
- Взрослый. Этот человек умеет брать на себя ответственность за коммуникацию, способен принимать решения. Он не использует во взаимодействии какие-либо игры, не представляет себя в роли жертвы, не стремиться поучать партнеров. Четко понимает, что ему нужно, и что он может сделать для достижения цели.
- Родитель. Человек в этой роли склонен требовать подчинения и послушания, учить, убеждать с позиции умудренного опытом родителя. Он редко объективно оценивает свою роль, как и роль других людей. Его девиз – «надо», при этом отсутствуют какие-либо объяснения и доводы.
- Ребенок. Партнер по общению, играющий роль ребенка, подчиняется желаниям, требует, чтобы окружающие удовлетворили его потребности. Он не хочет адекватно оценивать свои возможности.
Подобную схему взаимодействия можно наблюдать в общении в кругу семьи, с друзьями, на работе.
Но интерактивную сторону можно рассматривать и с точки зрения направленности общения. Продуктивным взаимодействие будет тогда, когда стороны склонны к координации совместных действий. Они вместе настроены на достижение общих целей, уважают интересы друг друга.
Общение может быть основано на конкуренции. Конечно, в голове сразу возникает бизнес-организации, соревнования. Однако конкурировать могут и члены одной семьи – родители и дети, братья и сестры. Пример – ребенок хорошо играет в шахматы, цель папы – доказать, что он играет лучше и может победить.
Если кооперация всегда играет положительную роль, то позиция конкуренции – двоякая.
Третий вид отношений в общении основан на конфликте. Одна или обе стороны сознательно стремятся к ссоре, драме, рассогласованию взаимодействия.
Виды общения
Невербальное общение — что это такое в психологии
Обмен информацией между людьми может проходить чрезвычайно разнообразно. Осознать, что такое общение, какова его роль в обществе, и каких видов оно бывает, поможет коммуникативная классификация.
Виды общения
По содержанию
Когда между людьми выстраивается общение, определение его целей является главной задачей в самом начале. Поэтому деление коммуникации по содержанию позволяет установить мотивы контакта. Согласно этой классификации общение бывает:
- Деятельностное. Между индивидуумами происходит обмен навыков, умений, операций и действий.
- Мотивационное. При таком общении люди обмениваются потребностями, интересами, побуждениями.
- Кондиционное. Благодаря этому виду, один человек способен совершить обмен физиологического и психического состояния.
- Когнитивное. Основная цель такого общения заключается в передаче знаний.
- Материальное. При коммуникации люди обмениваются продуктами и предметами.
По целям
По целям общение подразделяется на 2 вида:
- социальное, при котором преследуется цель расширить и укрепить межличностные контакты;
- биологическое, которое требуется обществу для поддержки и развития организма.
По каналу коммуникации
По каналу коммуникации общение подразделяется на следующие виды:
- Невербальный. Обмен информацией между людьми осуществляется при помощи жестов, мимики.
- Вербальный. Этот канал социальной коммуникации реализуется при помощи речи.
- Искусственный. Общение осуществляется за счет своеобразных амулетов, татуировок, символов, которые имеют определенное значение. Также к этому виду относятся книги, пресса, телефоны, телевидение и радиовещание.
По средствам
По средствам общение бывает:
- Косвенным. Общение осуществляется при помощи посредников.
- Прямым. Беседа людей происходит при личном контакте.
- Опосредованным. При этом общении используются различные средства и орудия для обмена информацией между людьми. Социальные сети – яркий пример такой коммуникации.
- Непосредственным. Общение происходит при помощи естественных органов, например, зрения, слуха.
По контакту
В зависимости от контакта с собеседником, общение бывает:
- Опосредованным. Такой вид общения считается косвенным. Обмен между людьми осуществляется тогда, когда они отдалены друг от друга. Например, это переписка, разговор по телефону.
- Непосредственным. Является прямой коммуникацией, при которой субъекты находятся рядом друг с другом и обмениваются информацией при помощи мимики, жестов и речи. Этот вид считается наиболее полноценным, так как в процессе индивиды способны получать максимум знаний друг о друге.
По условиям ситуации
По условиям ситуации общение бывает:
- Официальным. Должностное общение осуществляется исключительно в деловой сфере. Для него характерно наличие большого количества формальностей и правил.
- Неофициальным. Частное общение не ограничивается набором правил. Оно может происходить в любой сфере.
Содержательный компонент процесса общения
Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.
- Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
- Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
- Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
- Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
- Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.
Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.
Особенности коммуникации
Функции общения в психологии и их краткая характеристика
После того, как стал понятен термин «общение», что это такое и для чего нужно, самое время изучить его особенности. Они помогут выстроить правильную коммуникацию:
- Для качественного общения необходимо присутствие двух активных индивидов.
- Во время беседы необходимо наличие взаимного влияния друг на друга, как эмоционального, так и физиологического.
- У партнеров должна осуществляться единая или схожая система обмена информацией.
- При общении требуется наличие возможности для возникновения коммуникативных барьеров.
Основные правила
Помимо этих норм, существуют социальные правила, которые способны улучшить общение между людьми.
Количество участников в процессе коммуникации
Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.
- Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
- Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
- Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.
Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.
Правила общения (коммуникации)
Чтобы межличностные отношения с друзьями, коллегами или любимым человеком не портились со временем, требуется изучить основные правила коммуникаций:
- Для создания доверительной и познавательной беседы необходим визуальный контакт.
- Говорить желательно только по делу. Следует исключить из словарного запаса выражения, которые не несут никакой смысловой нагрузки.
- Разговор необходимо всегда поддерживать, задавая вопросы и уточняя информацию.
- Чтобы беседа не угасла, требуется отвечать развернуто. Лучше исключить односложные и простые ответы при разговоре.
- Не следует употреблять неизвестные для собеседника слова. Язык и рассуждения должны быть понятны обоим.
- Хорошее настроение – залог интересного разговора. Даже деловой встрече не помешает немного юмора и улыбок.
- Во время разговора в руках не должно быть вещей. Они могут забирать внимание собеседника на себя.
- Паузы при беседе – коварные враги. Длинное молчание (более 10 секунд) вызовет дискомфорт.
Общение человека с другим индивидом – это искусство, которое может постичь каждый, если будет следовать вышеизложенным рекомендациям.
Классификация по Е.И. Рогову
Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное
В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.
Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.
Манипулятивное
Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.
Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.
Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:
- активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
- пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
- соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
- безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.
Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.
Диалогическое
Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:
- настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
- доверие к собеседнику без оценивания его личности;
- участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
- в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
- общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.
Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.
Как общаться с невозможными людьми
К сложным людям требуется особый подход во время беседы. Если нужно контактировать с неприятным человеком, минимизировать получение негативных эмоций можно при помощи 5 основных правил:
- Не следует принимать на свой счет критику оппонента и советы, о которых не просили.
- Если собеседник любит перебивать, не следует позволять ему это делать. Для этого требуется вежливо объяснить человеку, что его аргументы не будут услышаны до тех пор, пока речь не будет закончена.
- Если собеседник не хочет говорить, но получить ответ от него необходимо, в этом случае лучшее общение – это кратко изложить суть вопроса.
- Не следует забывать об умении слушать оппонента. Благодаря внимательному отношению к собеседнику, будет видно уважение к его словам и мыслям.
- Не нужно учить человека общаться, если он это делает как-то не так. У каждого индивида своя манера разговора. Поэтому оценочная беседа будет только раздражать.
Коммуникация – это ключ к целому миру. Внимательное изучение инструкции по управлению ей и грамотное использование позволят легче добиваться поставленных целей.