Стороны общения тесно взаимосвязаны между собой. Всего выделяют три аспектных стороны коммуникационного взаимодействия индивидов, а именно коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной деятельности и в качестве особой деятельности. Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.
Три аспекта общения
Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.
Зачастую границы между ними довольно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.
В психологии выделяют три ключевые стороны общения:
- коммуникативная. Происходит непосредственный обмен информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
- перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
- интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Каждая сторона имеет ряд особенностей.
Структура общения в психологии
При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:
- коммуникацию;
- интеракцию;
- социальную перцепцию.
На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.
Схема
Коммуникативная сторона речи
Определение 1
Коммуникация — тип активного взаимодействия между объектами любой природы, который предполагает информационный обмен.
Коммуникация между людьми выделяется следующими специфическими особенностями:
- Во-первых, в ней бесспорно должны находиться два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их обоюдное информирование подразумевает устройство совместной деятельности.
- Во-вторых, в ней должна присутствовать возможность обоюдного влияния партнеров друг на друга посредством концепции знаков. Иными словами, обмен информацией в данном случае подразумевает влияние на поведение собеседника и изменение состояния участников процесса коммуникации.
- В-третьих, влияние в коммуникации может исполняться только при наличии единой концепции декодификации и кодификации у коммуникатора (человека, который направляет информацию) и реципиента (человека, который ее принимает).
- В-четвертых, всегда вероятно появление барьеров коммуникации. В данном случае четко прослеживается связь, которая существует между отношением и общением.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Стороны общения в психологии 460 ₽ Реферат Стороны общения в психологии 250 ₽ Контрольная работа Стороны общения в психологии 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Модель коммуникативного процесса, как правило, содержит в себе пять составляющих: коммуникатор ‒ сообщение (текст) ‒ канал ‒ аудитория ‒ обратная связь.
Определение 2
Коммуникационная сторона ‒ это способ психологического влияния на собеседника. В период передачи информации один человек оказывает воздействие на другого. Чем лучше сформированы навыки общения у субъекта, тем выше степень его влияния на собственных собеседников.
Информация предоставляется на двух уровнях:
- Побудительный. Это реплики просительного, командного, рекомендательного характера. Они высказываются с задачей стимулирования человека на выполнение какого-либо действия.
- Констатирующий. Речь на данном уровне носит уведомительный характер, которая обращена на обеспечение каких-либо сведений. Колеблется от безучастного преподнесения до активного убеждения.
Структура и функции коммуникации
Структура связи. Коммуникация, как правило, проявляется в единстве пяти ее сторон: межличностной, познавательной, коммуникативно-информативной, эмоциональной и поведенческой.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с ближайшим окружением: с другими людьми и сообществами, с которыми он связан в своей жизни. В первую очередь, именно семья и профессиональные группы используют сложившиеся культурно-исторические и профессиональные модели поведения. Наряду с этими поведенческими моделями человек усваивает национально-этнические, социальновозрастные, эмоционально-эстетические и другие нормы и стереотипы общения.
Познавательная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него ожидать и многие другие вопросы, связанные с личностью партнера. Она включает в себя не только восприятие другого, но и самопознание. Таким образом, в процессе общения формируются образные представления о себе и о партнере, которые регулируют этот процесс.
Коммуникативно-информативная сторона общения — это обмен между людьми с различными восприятиями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации можно понимать как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению очень упрощен.
Эмоциональная сторона общения относится к функционированию эмоций и чувств, настроений в личном контакте партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов коммуникации, их действиях, поступках, поведении. Через них формируются взаимоотношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия и предопределяют больший или меньший успех совместной деятельности.
Поведенческая сторона коммуникации служит гармонизации внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Он оказывает контролирующее влияние на личность во всех процессах жизни, раскрывает стремление человека к определенным ценностям, выражает движущие силы человека, регулирует отношения между партнерами в совместной деятельности.
Психологическая структура коммуникации включает в себя четыре компонента:
Мотивно-логическая составляющая представляет собой систему мотивов и целей коммуникации. Мотивы общения членов могут быть:
- Потребности, интересы человека, который берет на себя инициативу в общении;
- потребности и интересы обоих партнеров по коммуникации, с тем чтобы побудить их к общению;
- Потребности, вытекающие из совместно решенных задач.
- Психология вербальной коммуникации
Соотношение коммуникационных мотивов от полного согласия до конфликта. В соответствии с этим, общение может носить дружественный или конфликтный характер.
Основными целями коммуникации могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снижение напряженности и руководство совместными действиями. Цели участников коммуникации могут совпадать, противоречить или исключать друг друга. От этого также зависит характер общения.
Коммуникативной составляющей коммуникации в узком смысле слова является обмен информацией между общающимися лицами. В ходе совместной деятельности, как уже было сказано выше, лица обмениваются различными мнениями, интересами, чувствами и так далее. Все это представляет собой процесс обмена информацией, который характеризуется следующими особенностями:
Если в кибернетических устройствах информация только передается, то в человеческой коммуникации она не только передается, но и формулируется, уточняется, развивается;
В отличие от простого «обмена информацией» между двумя устройствами, в человеческом общении это подразумевает отношение друг к другу;
Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что партнеры могут влиять друг на друга через символы системы, используемые в данном случае для влияния на поведение партнера;
Коммуникативное воздействие посредством информационного обмена возможно только в том случае, если тот, кто посылает информацию (коммуникатор), и тот, кто ее получает (получатель), имеют общую или схожую систему кодирования или декодирования. В повседневном языке это означает, что люди «говорят на одном языке».
Интерактивная составляющая коммуникации заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными стимулами, действиями. Взаимодействие может принимать форму сотрудничества или конкуренции, соглашения или конфликта, адаптации или оппозиции, объединения или разъединения.
Перцептивная составляющая коммуникации проявляется в восприятии партнеров по коммуникации, взаимном изучении и оценке друг друга. Это связано с восприятием внешности, действий, поступков человека и их интерпретацией. Взаимное социальное восприятие в общении очень субъективно, что проявляется не всегда в правильном понимании целей коммуникационного партнера, его мотивов, установок, отношения к взаимодействию и т.д.
Функции связи. Коммуникация выполняет определенные функции. Их шесть:
- прагматическая функция коммуникации отражает ее необходимость-мотивацию и реализуется во взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. В этом процессе сама коммуникация зачастую является наиболее важной необходимостью.
- функция образования и развития отражает способность коммуникации оказывать влияние на партнеров, а также развивать и совершенствовать их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек учится универсальному опыту, исторически сложившимся социальным нормам, ценностям, знаниям и способам действия, и формируется как личность. В широком смысле, общение можно определить как универсальную реальность, в которой человеческие умственные процессы, состояния и поведение рождаются, существуют и проявляются на протяжении всей жизни.
- функция утверждения позволяет людям узнавать, утверждать и подтверждать себя.
- функция ассоциации-диссоциации людей, с одной стороны, путем установления контактов между ними, способствует передаче необходимой информации друг другу и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, тем самым объединяя их в единое целое, а с другой стороны, может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
- функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам установления и поддержания достаточно стабильных и продуктивных связей, контактов и отношений людей в интересах их совместной деятельности.
- Внутриличностная функция коммуникации реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, которая осуществляется в зависимости от типа диалога). Это общение можно рассматривать как универсальную форму человеческой мысли.
Интерактивная сторона общения
При общении появляются изменения поведения людей. Имеется множество вариантов формирования ситуации. К основным типам взаимодействия относят:
- кооперацию, при которой цели добиваются совместными усилиями;
- конкуренцию (один ущемляет другого на пути к осуществлению цели);
- конфронтацию, которая характерна для преследования в общении противоположных задач;
- корпорацию со взаимной выгодой («ты ‒ мне, я ‒ тебе»).
Чтобы оказать воздействие, собеседник зачастую прибегает к одной из положительных или отрицательных практик. Особо оптимальным и конструктивным подходом считается убеждение, при котором объект передает информацию с приведением надежных доказательств и фактов.
Замечание 1
Интерактивная сторона прямо связана с социальными ролями, которые характерны субъектам взаимодействия. Общество накладывает на человека определенные обязательства, которые он должен осуществлять.
Множественные ритуалы и правила обращены на регулирование поведения субъектов, которые разумно осуществляют контроль собственных действий и поступков.
Масштаб социальных норм, на основе которых работает концепция интерактивного общения, довольно велик.
Это и модели поведения, определенные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о достоинстве и чести, и простые правила воспитания и вежливости.
Одобряемая модель поведения, в которой человек стремится соответствовать, находится в зависимости от его личных черт: возраста, пола, обязанностей, социального статуса. Так, от медицинского работника ждут, что он будет проявлять участие и внимание, а от официанта ожидают вежливости и услужливости.
Если во время интерактивного общения с окружающими людьми, человек видит одобрение его поступков, он может судить о согласовании его поведения реализуемой им социальной роли.
Если же появляется непонимание с членами общества, то индивид может сделать заключение о том, что его поступки не отвечают ожиданиям, которые приняты в данном обществе.
Итог
Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими.
В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.
2.2. Невербальные коммуникации
Невербальная коммуникация — это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности. К. н. имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система. Конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный круг значений, и выполняют функции сообщения.
Невербальную коммуникацию по признаку средств предъявления информации можно разделить на кинестетику, пара– и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).
Кинестетика – это один из видов невербальной коммуникации, основанный на восприятии общей моторики различных частей тела человеческого организма. Если мы имеем в виду в основном руки, то это – жестикуляция (язык жестов). Если мы имеем в виду мускулы лица, то это – мимика. Если же позы человека, то это – пантомимика (язык тела).
Общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека. Однако следует иметь в виду, что употребление одних и тех же кинестетических приемов (жестов, поз, выражений лица и т. п.) в разных народных культурах может иметь различное толкование. К примеру, V-образ-ный знак пальцами рук во многих странах означает цифру 2. В большинстве стран Европы этот знак означает «Победа!» – неважно, повернута ли ладонь к себе или к зрителю. Таких примеров различного толкования определенных жестов в разных национальных культурах можно привести множество.
Паралингвистика – это система вокализации (тембр голоса, его диапазон, тональность и др.).
Экстралингвистика – это система, определяющая темп речи и включающая «добавки» к вербальной информации (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех и т. п.).
Проксемика – это область пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э. Холл предложил методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению, свойственные для американской культуры) составляют: интимная зона – 15–46 см; личная зона – 46-120 см; социальная зона – 1,2–3,6 м; общественная зона – более 3,6 м.
Список литературы
- Акишина А.А., Кано Х.г Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 1991. – 144 с.
- Бодалёв А.А. Личность в общении. – М., 1983. – 271 с.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980. – 238 с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для преподавателей. — Новосибирск; М.: Изд-во Новосиб. ун-та; Совершенство, 1997. — 171 с.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 2006. – 304 с.
- Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 2004 — 415с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — с. 252.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Общая психология : Учебник для пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского, М. Прогресс 1980. — 422 с.
- Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). — M.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 139 с.
- Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2001. — 656 с.
- Сравнительный анализ систем обнаружения атак или вторжений
- Сравнительный анализ систем обнаружения атак или вторжений
- Возможности векторного редактора CorelDraw
- Общие характеристики скриптовых языков. Язык Python
- Правовые акты управления: понятие, функции и формы
- Применение OLAP-технологий в бизнесе
- Утомление и восстановление
- Современные системы физических упражнений
- Методические принципы физического воспитания («Физиология физического воспитания и спорта»)
- Экономическая эффективность и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс
- Занятия гимнастикой и ее влияние на здоровье
- Основы невербальной коммуникации
Глава 3. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации
Целенаправленное изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств общения, восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в древнем Риме (II-I вв. до н.э.). Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть «выражены или, лучше сказать, выжжены на его собственном лице». В I в. до н.э. теоретик ораторского искусства Квинтилиан разработал теорию жеста, мимики, осанки, а также правила движения плеч, рук и головы, постановки дыхания и голоса оратора.
Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые функции коммуникации — информационную, прагматическую и экспрессивную. Но если словесные знаки, по преимуществу, являются условными символами, то есть немотивированными и обозначают реалии действительности, то несловесные знаки, в частности, жесты и мимика в большинстве своем являются индексальными знаками, немотивированными и сигнализируют о чувствах, эмоциях, оценочном отношении, например, нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, несогласии, сомнении и др.
Существуют и гораздо более сложные фонационные средства, выражающиеся в личностных характеристиках и эмоциональных состояниях говорящего – тембр, темп, звучность или глухость, сила, высота, монотонность голоса и другие. Фонационные средства наиболее тесно связаны с вербальными средствами — фактически они «озвучивают» слова в речевом контексте, придают высказываниям коммуникативную завершенность и выразительность, и в этом сложность выявления их собственных функций. К таковым относятся:
— социально-информационная — при помощи акцентных и других особенностей произношения актуализируются признаки социального статуса коммуникантов, демографических характеристик и оценочной ориентации;
— оценочная — выражается при помощи логического ударения и тона (при этом вербальное выражение оценки может не соответствовать тону намеренно или ненамеренно);
— эмотивная — выражается при помощи громкости, высоты голоса, паузы,
вздоха, темпа, а также при помощи вокализаторов — невербализованных звуков
типа «мм-мм», «э-э», «гм»;
— регулирующая — выражается при помощи пауз, сигнализирующих о начале, продолжении или завершении высказывания, об ожидании ответной реплики.
Определить четко, какие функции закреплены за данным фонационным средством сложно, потому что в большинстве случаев их компоненты используются одновременно, например, тон и характерное свойство голоса. Но природные свойства голоса имеют субъективную интерпретацию, равно как и темп. Наиболее «нагруженным» в функциональном плане является тон, который способен передавать разнообразные признаки оценочной информации. Отмечено, что по тону лучше распознаются эмоции страха и гнева, но слабо различаются такие чувства, как любовь и печаль, гордость и удовлетворенность. В рамках высказывания вербальные и фонационные средства функционируют синхронно, и это обусловливает их тесное взаимодействие в интерпретации смысловой и оценочной информации.
Кинесические средства, включающие и мимику, используются в трех базовых функциях, в пределах которых актуализируются разнообразные частные функции. К информационным функциям относятся: сообщения о кем-либо или чем-либо (поднятые вверх большой и средний пальцы образуют начальную букву английского слова Victory «Победа», ладонь при этом должна быть развернута к аудитории), сообщения о свойствах кого-либо или чего-либо (широко расставленные ладони, показывающие большой размер, поднятый кверху большой палец, обозначающий высокое качество), сообщения о действиях (засучить рукава перед тем, как приступить к действию, работе), указания местонахождения кого-либо или чего-либо (указать в нужном направлении пальцем, движением головы, взглядом).
Прагматическую направленность имеют следующие частные функции:
1. Установление контакта (при помощи взгляда); установление обратной связи;
2. Самопрезентация (стоять, скрестив руки на груди в знак своей независимости);
3. Социальная ориентация;
4. Побудительная (заставить взглядом замолчать, призвать к тишине хлопком ладоней);
5. Регулирующая (взгляд, обозначающий начало и конец высказывания, жесты рукой) К экспрессивным функциям относятся:
6. Эмфатическая (поднятый вверх указательный палец подчеркивает важность информации, помахивание пальцем из стороны в сторону подчеркивает категорическое несогласие или отрицание чего-либо);
7. Эмотивная (при помощи выражения лица, взгляда, раз личных жестов и поз демонстрируются разнообразные чувства и эмоции);
8. Адаптирующая (жесты и телодвижения, часто неосознанные, выражающие смущение, нервозность, сомнение и т.п.).
В отличие от фонационных средств, кинемы могут функционировать самостоятельно. Автономное функционирование невербальных средств имеет место в трех случаях: когда нет возможности использовать вербальные средства (собеседник находится на далеком расстоянии, шумовые помехи, общение в условиях подводного плавания и т.п.), когда по каким-либо причинам нельзя пользоваться речью для передачи информации и в условиях адаптации к напряженной ситуации (неосознаваемое использование жестов и некоторых компонентов взгляда — расширение зрачка, частота моргания и т.п
Жесты, кроме (само)адаптеров и иконических, функционируют чаще в тесном взаимодействии с вербальными средствами. В связанном функционировании жесты могут использоваться: а) синхронно, одновременно с вербальными средствами, б) предваряя вербальные средства и в) следуя за ними.
Таким образом, одновременное использование вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информацию, сделать ее более выразительной и значимой с тем, чтобы воздействовать на собеседника. Несмотря на то, что в связанном употреблении невербальные средства занимают «вторичный план» коммуникации, они выполняют функцию воздействия с большей эффективностью.