Проксемика как средство общения — что это в психологии


Возникновение проксемики

Автором термина «проксемика» является Эдвард Холл – американский психолог и антрополог. Ученый заметил, что каждый человек имеет свое личное пространство, которое он бессознательно старается организовать комфортным для себя образом. В 1969 году Э. Холл написал книгу под названием «Молчаливый язык», в которой описал особенности отношений между людьми, выражающиеся в той или иной дистанции между собеседниками. Здесь же впервые было дано определение понятия «проксемика» в психологии: это вид невербального общения, характеризующийся величиной расстояния между общающимися людьми.

Индивидуальные особенности

Хотя и понятие проксемики подразумевает определенное расстояние, которое выражается в конкретных цифрах, эти показатели можно считать скорее условными, нежели конкретным ориентиром в процессе общения. Если понаблюдать за несколькими людьми выборочно, то будет заметно, что один способен без проблем подпускать к себе других собеседников, а другой всех держит на расстоянии, хотя тема разговора и статус собеседников одинаковы в обеих ситуациях. Это связано с особенностями каждого индивида; на это влияют окружающие, семья, воспитание и другие факторы.

На общении между людьми редко отражаются такие показатели, как национальная и расовая принадлежность, а также культурные особенности собеседника. Даже неприязнь между людьми чаще всего выражается с помощью вербальной коммуникации и жестов, нежели расстоянием между собеседниками.

Виды дистанций во время общения

В зависимости от близости отношений и размеров личного пространства люди, общаясь друг с другом, бессознательно выбирают разные расстояния между собой и собеседником. Проксемика как средство общения описывает 4 вида дистанции.

Интимная

Интимная дистанция присуща такому общению, при котором люди достаточно близки между собой. Ими могут быть, например, возлюбленные, близкие друзья, родственники, дети и родители. Интимной считается расстояние между людьми от 15 до 45 сантиметров. В некоторых культурах интимной считается дистанция до 60 см, а в других она равняется длине руки от кончиков пальцев до локтя.

В интимной зоне наиболее удобно общаться с помощью языка тела, мимики, прикосновений и жестов. При вторжении в интимную зону людей, не относящихся к близким, возникает подсознательное желание отдалиться от собеседника.

Людям, имеющим проблемы с социализацией, не нравится находиться в большом скоплении народа, где неизбежны соприкосновения и постоянные нарушения привычной дистанции. Такие люди часто стараются увеличить свое личное пространство любыми способами: выкупить соседние места в кино и транспорте, разложить вокруг себя вещи, никому не позволяющие подойти ближе, чем человеку комфортно.

Индивид со склонностью к агрессии также старается увеличить свою интимную зону, но делает это за счет сокращения личного поля собеседника. Такие люди чрезмерно приближаются, широко расставляют ноги, размахивают руками, пытаются нависать над человеком, с которым разговаривают. Есть предположение, что агрессивность – это следствие того, что личность наделена широким интимным пространством и воспринимает вторжение в него как опасность.

Зная законы проксемики, можно выявить отношение к себе окружающих. Для этого необходимо лишь внимательно понаблюдать за тем, какую дистанцию они стараются выдерживать. Чем они ближе физически, тем более близкими будут душевно. При явном стремлении отдалиться человек, скорее всего, не готов открыто общаться.

Личная

Личная дистанция свойственна для делового и дружеского общения, ее размер – от 0,5 до 1,2 метра. На таком расстоянии люди общаются с деловыми партнерами, приятелями, коллегами и не слишком близкими родственниками.

Личное пространство людей может быть различным в зависимости от их типа нервной деятельности, возраста, пола и характера. Сангвиники и холерики склонны к сокращению дистанции с собеседником, меланхолики и флегматики стремятся держаться немного дальше от тех, с кем разговаривают. Люди, которые ощущают себя беззащитными, например, малыши и пожилые люди, стараются находиться поближе к собеседнику. Более самостоятельные и уверенные в себе индивиды с уважением относятся к личным границам другого и не подходят слишком близко. Дистанция между женщинами часто короче, чем между мужчинами или представителями разного пола.

Социальная

Социальная дистанция составляет 1,2–3,7 метра. Такое расстояние обычно сохраняется при общении незнакомых людей и далеких по статусу деловых партнеров.

Публичная

Это дистанция, предназначенная для публичных выступлений. Ее размер зависит от размеров помещения, в котором находится оратор. В небольших аудиториях это может быть 3,5–7,5 метров, на масштабных мероприятиях – на концерте или в театре, расстояние между выступающим и слушателями может быть более 7,5 метров. Общение на таком расстоянии не предполагает личного знакомства собеседников друг с другом, представляется обычно только тот, кто собирается выступить.

Введение

Деловые отношения — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей на определённой дистанции, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения при различных видах дистанции, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат.

Деловые отношение тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения этической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Этическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней и включает в себя определение дистанций общения.

Выбранная мною тема актуальна тем, что проблеме дистанции в деловом общении выделяется значительное место в деловой коммуникации. Установка дистанции между деловыми партнерами — это фундамент от которого зависит эффективность коммуникации ! Причина внимания к этим вопросам прежде всего связана с экономическим ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров.

Пространственное расположение

Если говорить о пространственных позициях людей, то одним из примеров проксемики может быть расположение людей за столом. Специалисты выделяют 4 вида позиций собеседников за столом относительно друг друга:

  • Угловое. Люди сидят с двух сторон одного угла стола, их разделяет лишь его диагональ. Таким образом обычно общаются близкие люди – родственники, супруги, близкие друзья. Такое положение позволяет им общаться, используя не только речь, но и язык жестов и прикосновений. Сидя в такой позиции, люди чувствуют себя комфортно, но в отличие от других расположений, не делят территориально стол на «свою» и «чужую» части.
  • Деловое. Это положение на одной стороне стола. Партнерам при такой позиции удобно обсуждать деловые вопросы, изучать документы. Кроме того, такое расположение позволяет отношениям быть достаточно доверительными в деловом плане.
  • Конкурентно-оборонительное. Это позиция, когда собеседники сидят друг напротив друг друга по разные стороны стола. Она считается классической при деловых переговорах и в случае, когда идет беседа людей, которым необходимо договориться о чем-то, на что они имеют противоположные точки зрения.
  • Независимое. Это такое расположение, которое демонстрирует незаинтересованность людей в общении друг с другом. Такую позицию занимают, например, люди, присаживающиеся в парке на скамейку или в кафе за стол к незнакомому человеку. Они стараются находиться как можно дальше друг от друга, стараясь продемонстрировать свою независимость от того, кто находится рядом.

Как влияет нарушение этих расстояний на человека?

Нарушение пространственных границ происходит достаточно часто — например, в общественном транспорте или лифте, когда незнакомые люди вынуждены стоять очень близко, а иногда и касаться друг друга.

При этом реакция практически всегда одинакова — люди стремятся выражать минимум эмоций, избегают зрительного контакта.

В лифте люди смотрят на указатель этажей, а в общественном транспорте — в окна, при этом все производят минимум движений.

Связано это с тем, что даже вынужденное нарушение другим человеком допускаемых границ общения приводит к дискомфорту. Вторжение в личное пространство бессознательно воспринимается, как угроза.

Повышается частота биения сердца, артериальное давление, кровь приливает к голове — организм инстинктивно готовится к защите от нарушителя личной территории.

Некорректное нарушение дистанции во время коммуникации может привести к неприятию со стороны собеседника. Если вы позволили себе прикоснуться к новому знакомому спустя несколько минут после знакомства, он может рассмотреть это, как вторжение в его личное пространство и впредь стараться избегать вас.

В итоге это может препятствовать построению доверительных отношений не только в деловой, но и личной сфере.

Личные зоны в разных культурах

Изучением особенностей разных культур занималось большое количество ученых, Э.Холл также рассматривал этот вопрос. Он наблюдал, в том числе, и за проксемикой разных народов. Вот некоторые выводы, к которым он пришел:

  • жители Японии наиболее восприимчивы к дистанциям между людьми и другими объектами;
  • представители Европы и Северной Америки стараются четко разделять пространство помещений плинтусами и кантами, а мебель расставлять только вдоль стен;
  • жители Китая и Японии предпочитают помещения с раздвижными стенами, чтобы иметь возможность увеличивать и уменьшать размер пространства в зависимости от цели общения и ситуации;
  • японцы воспринимают прикосновения собеседников друг к другу как проявление неуважения, а арабы – как проявление симпатии;
  • бразильцы любят общаться на коротких дистанциях, поэтому вызывают чувство дискомфорта у американцев, которые чаще стремятся к более широким личным границам;
  • россияне предпочитают более социальную короткую дистанцию между собеседниками, чем американцы, но более длинную, чем латиноамериканцы.

Как защититься от краудинг-­стресса?

Для снижения уровня стресса психологи рекомендуют отстраниться от неприятной ситуации. Как это сделать? Оказывается, даже не нужно сильно напрягаться. Дело в том, что наша психика самостоятельно может нас переключать.

У каждого человека есть свои защитные реакции. Вспомните, как мы реагируем, когда видим неприятную картинку — закрываем глаза, отворачиваемся. Так произойдет и в переполненном вагоне метро — нам захочется закрыть глаза. Если будут напрягать звуки, то захочется надеть наушники. Можно также принять закрытую позу (перекрестить руки и ноги). В таком состоянии человек почти не воспринимает входящую информацию и защищен от внешних воздействий. А значит, и от стресса.

Наша психика адаптируется к любым раздражителям и сама нас направляет. Может быть, вы замечали за собой, что, когда вы попадаете в переполненное людьми пространство, непроизвольно перед корпусом тела поднимается рука с телефоном или планшетом (в зависимости от того, что вы держите в руке). Таким образом, любой предмет в вашей руке, который вы держите перед собой, снижает уровень напряжения.

Прослушивание музыки, чтение в переполненном транспорте также способствуют снижению уровня эмоционального напряжения.

Таким образом, для профилактики краудинг-­стресса необходимы:

  1. Наличие личного пространства, где есть возможность уединиться.
  2. Навыки саморегуляции (умение успокоить себя, переключить внимание);
  3. Время и возможность для переключения. Если чувствуете, что люди стали раздражать, то стоит пойти не на шумное мероприятие или в большой магазин, а прогуляться в одиночестве, побыть со своими мыслями и чувствами. Или договориться с домочадцами, чтобы, например, один раз в неделю вас не беспокоили (на протяжении дня или нескольких часов).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]