Определение поведения и развитие его норм в обществе

Каждый день нас окружают сотни, а то и тысячи людей. Типы поведения человека могут очень отличаться, в зависимости от личности, воспитания и образа жизни. Мы просыпаемся в доме со своими родными, добираемся на работу большим количеством незнакомцев, некоторые из которых вполне могут испортить утро хамством. На работе мы общаемся с десятками коллег или клиентов, а по дороге домой часто заглядываем в магазинчик и вынуждены разговаривать с продавщицей. Не говоря уже о том, что на выходных большинство из нас отдыхает где-то с друзьями, обсуждая события прошедшей недели и морально настраивая себя на следующую. Прожить несколько дней без людей и никак с ними не соприкасаясь могут только отшельники в горах. У нас же, обычных городских жителей, так не получится.

Групповое поведение

Здесь подразумевается направленное действие нескольких человек, которые являются частью одной социальной группы. В основном тип поведения людей определяется воздействием определенных процессов, непосредственно связанных с самой группой.

Отличием от других видов является согласованность взаимосвязи между индивидуумами, даже если они в момент выполнения задач не находятся на одной территории.

Влияние генетики

Задолго до того, как Чарльз Дарвин опубликовал свою книгу «О происхождении видов» в 1858 году, селекционеры животных знали, что модели поведения каким-то образом зависят от наследования от родителей. Исследования идентичных близнецов по сравнению с менее близкими людьми и детьми, воспитанными в приемных домах, помогли ученым понять влияние генетики на поведение человека. Изучение человеческой поведенческой генетики все еще неуклонно развивается с использованием новых методов, таких как исследования ассоциации генома.

Полоролевое поведение

Это разделение является отражением поведения людей конкретного пола. Оно зависит от местности, традиций, порядков и прочих определяющих факторов. Выражается в выполнении основных социальных ролей, установленных из-за процессов жизнедеятельности конкретных социальных групп.

Такие типы поведения людей свойственны группам отдельных личностей. Их проявления напрямую связаны с целями социума и функциями, которые выполняют члены общества.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются беседы о поведении в школе. Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, что такое поведение, что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как поведение девушки в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Конкурентное поведение

Эта разновидность поведенческих реакций индивида выражается в том, что он воспринимает людей, как потенциальных или реальных конкурентов. Этот взгляд провоцирует его бороться или соревноваться с ними. Основной сутью такого поведения является победа или получение преимущества. Оно напрямую связано с А типом поведения человека в организации.

Это нетерпеливые, раздражительные, недоверчивые, враждебно настроенные люди. Противоположно ему выступает поведенческая линия В, согласно которой индивид не стремится к конкуренции и доброжелательно относится ко всем окружающим.

Загрузка культуры человека


В обычных условиях загрузка культуры или поведения личности начинается с самого рождения. Ребенок, как и все живое, пытается сохранить свою жизнь.

Для него возможной единственной угрозой считается негативная оценка родителей. Малыш пытается выяснить, как избежать такой угрозы, а еще лучше – получить одобрение, он старается подстроить свое поведение так, чтобы избежать любой угрозы.

К сожалению, многие взрослые люди считают, что из ребенка вырастет только то, что было в него заложено с момента рождения, не уделяя особого внимания его воспитанию. В итоге, дети не в самых лучших местах собирают информацию, отсюда и неадекватное поведение детей.

Люди неплохо могут различать шутки и искренне верят в то, что преподносится с эмоциями, когда информация выглядит подлинно и серьезно. На этом отчасти основывается наше поведение. А вот отличить подлинных эмоций от качественной игры актеров нам сложно.

Если информация поступает как приоритет в определенной деятельности, с признательными эмоциями, то человек начнет стремиться к получению этого приоритета. Это легко понять на примере рекламы. Мы все с доверием относимся к рекламируемому товару, покупаем его и надеемся на то, что получим такой же результат, о котором так искренне рассказывали рекламодатели.

Другие формы социального поведения

Одна из особых форм социального поведения – это стремление к успеху. Оно напрямую влияет не только на результативность деятельности человека, но и на всю его жизнь. В прошлом веке этот тип поведения был ярко выражен в социуме. Избегание неудач также является важным поведенческим проявлением.

Оно выражается в желании человека не быть хуже тех, кто его окружает и всеми силами стремиться достичь их уровня или же даже стать лучше. Некоторые люди стремятся общаться с большим количеством человек, другие, наоборот, избегают социум. Есть проявления стремления к власти, попытки удержать ее и противоположный тип – покорность. Также можно выделить уверенность и мнительность. Первый тип проявляется в вере в свои силы и достижение успехов. Второй выражается в поражении из-за сомнений и страхов.

Биологический контекст

Биология очень тесно связана с вопросом, описанным в этой статье. Социальное поведение — это не что-то такое, что свойственно лишь людям. Оно возникло в результате длительного естественного отбора. Несмотря на некоторые разногласия относительно того, как точно определить поведение в биологическом контексте, одна общая интерпретация, основанная на метаанализе научной литературы, гласит, что «поведение — это внутренне скоординированные ответы (действия или бездействия) целых живых организмов (индивидуумов или групп) на внутренние и/или внешние стимулы».

Более широкое определение поведения, применимое к растениям и другим организмам, аналогично понятию фенотипической пластичности. Оно описывает его как ответ на событие или изменение окружающей среды в течение жизни человека, отличающееся от других физиологических или биохимических изменений, которое происходит быстрее. При этом оно исключает изменения, которые являются результатом развития (онтогенез). Поведение может быть врожденным или узнанным из окружающей среды. Принцип поведения — это то, зависит ли оно от окружающей среды или является выученным извне. То есть на него влияет как окружающая среда, так и окружение из других существ и воля самого субъекта.

Что такое поведение? Его можно рассматривать как любое действие организма, которое меняет отношение к окружающей среде. Оно обеспечивает выход за пределы организма в окружающую среду.

Творчество и креативность

Предполагается, что творчество в той или иной степени свойственно каждому человеку. Творчество подталкивает людей выходить из зоны комфорта. Например, изобретение братьями Райт первого практического самолета. Самолет впервые совершил полет в 1903 году, а пятьдесят лет спустя был введен первый пассажирский реактивный авиалайнер. Творчество помогло людям жить в суровых условиях, а также сделало некоторых из них богатыми. Мы также используем креативность в нашей повседневной жизни, например, при нахождении какого-либо пункта назначения.

Типология психотипов по А.Е. Личко

Советский психиатр А.Е. Личко на основе обширных исследований выделил такие типы личности в психологии:

  • Шизоидный;
  • Гипертимный;
  • Истероидный;
  • Циклоидный;
  • Психастенический;
  • Эпилептоидный;
  • Сензитивный;
  • Конформный;
  • Эмоционально-лабильный;
  • Астеноневротический;
  • Паранойяльный;
  • Неустойчивый;

Кратко опишем психотипы личности, внешние признаки и особенности поведения.

1. Шизоидный тип личности придаёт человеку раздвоенность. Они склонны к замкнутости, испытывают трудности при межличностном общении, эмоционально холодны. Обладают вычурной фантазией. Нередко алкоголь используется как допинг для общения.

2. Гипертимному типу присущи подвижность, неугомонность, общительность, шумливость, приподнятость настроения, отсутствие усидчивости, озорство. Значимость собственной личности сильно завышена, их тянет в компании, порою асоциальные.

3. Истероидные типы претендуют на лидерские позиции

Отличаются тем, что любой ценой хотят привлечь к себе внимание (эгоцентризм). Очень любят похвалы в свой адрес

Люди этого типа склонны к наигранности, неестественности и позёрству. Чувства поверхностны, сила воли слаба и, как правило, невысокий авторитет.

4. Личности с циклоидным психотипом склонны к перепадам в настроениях. Активность, шутливость на подъёме при склонности к запоям может смениться упадком настроения вплоть до субдепрессии. В такие периоды характерны разбитость, вялость, скука, желание побыть в одиночестве.

5. Психастеники склонны к «самобичеванию» и «самоедству». Нерешительны, мнительны, робки, испытывают навязчивые страхи, угловаты в движениях.

6. Представителям эпилептоидного типа присущи такие черты — повышенная ревность, гневная злобность, жестокость, властность. В состоянии алкогольного опьянения способны на агрессию, нередко впадают в беспамятство, проявляют садомазохистские наклонности. При этом обладают аккуратностью, педантизмом и бережливостью.

7. Личности синзитивного типа очень переживают о своей неполноценности, впечатлительны, склонны к интеллектуальным и эстетическим хобби.

8. Конформисты как хамелеоны легко приспосабливаются к условиям окружающей среды. При этом слабовольны. В хорошем коллективе из них получаются отличные исполнители. В тоже время могут спиться «за компанию», не могут отказать. Собственное «я» растворяется в окружении.

9. Для эмоционально-лабильного типа характерна предельная смена настроений даже по ничтожным поводам. Повышенная привязанность к близким и родным людям, очень восприимчивы к знакам внимания.

10. Астеноневротики очень капризны, раздражительны. Как правило, плохо спят, страдают ипохондрией и плохим аппетитом.

11. Паранойяльный тип очень недоверчив, подозрителен, всегда в напряжении.

12. Для личностей с неустойчивым психотипом характерны такие проявления — безынициативность, лёгкая подчиняемость. Нередко попадают в дурные компании, склонны к азартным играм, безделью, удовольствиям и асоциальному поведению.

Роль группы

Социальные нормы, часто невысказанные правила группы, формируют не только наше поведение, но и наши отношения. Поведение индивида варьируется в зависимости от группы, частью которой он является, а также характеристики общества, которые позволяют его нормам сильно влиять на общество. Без социальных норм человеческое общество не будет функционировать, как это видно на примере некоторых стран в настоящее время. Люди должны были бы быть более абстрактными в своем поведении, поскольку не было бы предварительно проверенного «нормального» стандартизованного образа жизни, и люди могли бы делать гораздо больше выбора для своего личного блага. Однако институционализация норм присуща человеческому обществу. Возможно, как прямой результат желания быть принятым другими, что заставляет людей манипулировать своим поведением, чтобы «вписаться» к другим. В зависимости от своего характера нормы могут воздействовать на различные слои общества как положительно (например, есть, тепло одеваться зимой), так и отрицательно (например, расизм, употребление наркотиков).

Соционические типы личности

Соционика – наука, призванная изучать личностные типы и отношения между ними. Она уделяет много внимания восприятию и использованию информации, с которой человеку приходится ежедневно сталкиваться.

Существуют следующие виды личности:

  • Достоевский. Отличается сильно развитой интуицией и способностью сопереживать. При этом никогда не поставит собеседника в неудобное положение. Врожденная вежливость и чувство такта не позволят ему обидеть человека;
  • Есенин способен заранее просчитать исход события, он действует на несколько шагов впереди остальных;
  • Дон Кихот живет вне рамок и времени. Он находит несколько путей решения задач и может оценить выгоду от каждого действия;
  • Джек Лондон. Человек этого типа холоден, действует, опираясь на логику. Для достижения цели замечает все, что его окружает, используя информацию и людей как ресурсы;
  • Штирлиц замечательно организует работу группы, выступив ее руководителем. Каждый при этом будет чувствовать себя комфортно. Штирлиц также сам способен выполнить стоящие перед ним задачи;
  • Гамлет живет эмоциями, искусно ими управляя, чтобы создать нужную ему атмосферу;
  • Робеспьер добросовестный, ответственный и исполнительный. Власть и слава находятся для него на последнем месте;
  • Бальзак способен подмечать детали и не забудет сделать колкое замечание, поэтому его часто считают циником;
  • Габен любит комфорт и размеренность во всем. Он выберет уют и спокойствие, оградится от шума и суеты;
  • Гексли любопытен и внимателен. Он может читать между строк и видеть то, что другим кажется фантазией. Он склонен мечтать, что помогает ему достигать небывалых высот;
  • Горький мыслит рационально, ставя во главу угла причинно-следственные связи;
  • Драйзер живет, опираясь на моральные принципы. Если что-то идет в разрез с ними, впадает в негодование, никогда не поступится своим мнением;
  • Дюма – истинный интроверт, создающий собственный уютный мир;
  • Наполеон – лидер, борец, стремящийся показать свое превосходство при каждой возможности. Он упрям и всегда добивается своего;
  • Жуков тоже уверенно идет к цели. Руководствуется хитростью, проявляя эгоизм, не считаясь с людьми и их желаниями;
  • Гюго харизматичный и позитивный. Он заряжает положительным настроем всех вокруг.

Наполеон как образ социотипа

Каждый из типов личности в психологии относится к одной из четырех групп:

  • родители;
  • инфантильные личности;
  • агрессоры или виктимы;
  • жертвы.

Обратите внимание! По мнению психологов, противоположности образуют крепкие пары, они притягиваются и дополняют друг друга. Например, Джек Лондон и Драйзер, как жертва и агрессор, или Дон Кихот и Дюма, инфантильная личность и родитель

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]