Вклад Альфреда Адлера. Комплекс неполноценности и его взаимосвязь с психосоматической медициной


Детство и юность

Альфред Адлер был одним из семи детей в семье еврейского торговца зерном и его жены. В детстве он страдал от рахита, и не мог ходить до четырёх лет. В пятилетнем возрасте он серьёзно переболел пневмонией. Все его детские болезни повлияли на его решение стать врачом.

Своё начальное образование Альфред Адлер получил в классической средней школе. Затем он поступил в Венский университет на медицинский факультет, окончил который в 1895 году. Во время учёбы он стал близко общаться с группой социалистов.

1870-1888 — непростое детство

7 февраля 1870 года в еврейском доме на окраине Вены родился третий сын. В будущем появятся еще трое. Район Вены, где жили Адлеры, не имел густой еврейской агломерации. Поэтому с детства мальчик практически не ощущал себя евреем, а скорее венцем. Такой элемент вольности проявился в будущем в равнодушном отношении к идеям антисемитизма и иудейству. Одно время он был даже протестантом: знакомьтесь, Альфред Адлер!

В 1872 году у двухлетнего Альфреда появится младший брат. Это серьезная детская травма. Корни которой позже Адлер исследует в своих научных работах, обозначив ее как вопрос порядка рождения. Так до появления малыша Альфред — любимец матери. Теперь эту роль занял новорождённый, а он стал любимчиком отца. Через год младший брат умер, лежа в одной кроватке с трехлетним Альфредом. Но волна материнской нежности к нему не вернется. А отцовская осталась и только усилилась. Именно благодаря отцу Адлер обязан успехами в учебе. В начальных классах в силу слабого здоровья, маленький Альфред отличается тотальной неуспеваемостью — второгодник. Директор рекомендовал родителям забрать из школы сына, и, если повезет, мальчика возьмет в ученики сапожник. Но отец проявил невиданное педагогическое упорство в обучении сына. Итог: на следующий учебный год Альфред — первый по успехам в математике.

Карьера

В начале своей карьера Адлер занимался офтальмологией, но затем переключился на терапию. С самого детства он интересовался социализмом, и даже писал статьи для социалистических газет. В 1902 году Адлер получил приглашение от известного психиатра Зигмунда Фрейда присоединиться к «Психологическому клубу по средам», члены которого изучали различные стороны психоанализа.

В 1910 году Адлер стал президентом Венского психоаналитического общества, но к этому времени различия со взглядами Фрейда становились всё сильнее, и Адлер покинул общество год спустя.

В 1912 году Адлер основал Общество индивидуальной психологии. И несмотря на то, что он покинул общество Фрейда из-за различий во взглядах и мыслях, Адлер и Фрейд уважали друг друга и черпали вдохновение из работ друг друга. В 1913 году Адлер назвал своё учение системой индивидуальной психологии.

Во время первой мировой войны (1914-1918) он три года отслужил в больничном обеспечении. После окончания войны он основал консультационную поликлинику для детей с тяжёлой психикой в Вене. Он также предложил ввести в школах должность человека, ответственного за работу с детьми с неустойчивой психикой.

В 1924 году он принял приглашение и занял пост преподавателя в Педагогическом институте в Вене. Он часто путешествовал и выступал с докладами во многих учебных заведениях Европы и Америки. В 1927 году он стал приглашённым профессором в Колумбийском университете.

В 1932 году, после прихода к власти в Австрии партии Гитлера, Адлер переехал в Нью-Йорк, где занял пост профессора в Медицинском колледже Лонг-Айленда. До конца своих дней он ездил по миру со своими лекциями.

Альфред Адлер был очень продуктивным автором, написав за свою жизнь более 300 книг и статей. Самые значимые его работы: «Практика и теория индивидуальной психологии» (1927), «Постижение человеческой природы» (1927), «Смысл жизни» (1931).

Стремление к превосходству и чувство неполноценности

В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и на­правляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

Стремление к превосходству (самоутверждению) — этостремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности. Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственны­ми органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции. Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.

Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощ­ность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превос­ходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

Основные работы

Он основал «Ассоциацию индивидуальной психологии» Адлера, которая изначально имела название «Общество свободных психоаналитических исследований». В его работах преобладал целостный подход к изучению человеческой психологии и личности. Он определил несколько фиктивных целей, которые в большинстве своём бессознательны. Адлер был убеждён, что человеческая психология психодинамична и что её можно объяснить телелогически. Он также считал, что сознательное и бессознательное работают в паре, способствуя достижению фиктивных целей. Адлер полагал, что комплекс неполноценности крайне сильно влияет на определение развития личности человека. Он также думал, что комплекс неполноценности — один из основных факторов проблем с поведением у детей.

Индивидуальная теория личности Адлера

Психологические взгляды Альфреда Адлера сформировались под влиянием всей его жизни, наполненной яростной борьбой за существование. Он преодолел свои болезни, слабости, страхи и добился огромных успехов в жизни. С детства будучи почти полным овощем, он постепенно превратился прямо-таки в супермена.

Классический фрейдовский психоанализ основывал человеческое поведение на бессознательном. Двигателем развития личности Фрейд считал либидо – сексуальное желание. Альфред Адлер с этим не согласился и выдвинул теорию, по которой главенствующую роль в развитии личности играет именно сознание. Поведением человека, согласно его теории, руководят не биологические, а социальные мотивы. Каждый человек имеет врождённое социальное чувство, которое, однако, нужно воспитывать и развивать, чтобы оно могло реализоваться.

Теория Адлера отводила определённое место и подсознанию. Но движущей силой социального развития она признавала не сексуальное влечение, а жажду власти и комплекс неполноценности. Из этого комплекса, по мнению Адлера, исходят такие человеческие пороки, как тщеславие и честолюбие, но проистекают из него и добродетели – стремление к сотрудничеству и мужество.

Комплекс неполноценности играл существенную роль в становлении личности многих великих деятелей. Так, древнегреческий оратор Демосфен долгое время страдал дефектом речи и всеми силами старался его преодолеть. Многие великие полководцы имели невысокий рост – таковы, к примеру, Суворов и Наполеон (правда, на самом деле свидетельства о малом росте Наполеона являются легендой, в действительности его рост был даже чуть выше среднего). Именно ощущение своей неполноценности толкает многих людей на преодоление того, что они считают недостатками, и в этом они достигают значительных успехов.

С другой стороны, многие великие злодеи и преступники тоже имели комплекс неполноценности. Так, африканские и латиноамериканские диктаторы зачастую происходили из очень бедных семей, принадлежавших к самым низшим социальным категориям. И вся их жизнь представляла собой этакую попытку мести всем, кто был более успешен в социальном и экономическом плане. Приходя к власти, эти диктаторы начинали преследовать богатых, образованных, успешных граждан своих стран, ликвидировали экономику, инфраструктуру и социальную сферу.

По мнению Адлера, с самого начала большинство детей имеют комплекс неполноценности по сравнению с «всемогущими взрослыми». И в течение своего развития дети пытаются этот комплекс преодолеть.

Только одни из них развиваются в положительном направлении – усиленно учатся, приобщаются к труду, помогают дома по хозяйству и т. д. А другие избирают отрицательное направление: рано начинают употреблять спиртное, курить, грубо и цинично себя ведут и т. д. Патологическим проявлением стремления «стать взрослым» может быть и жажда власти над другими.

Иногда комплекс неполноценности выражается и через некую маскировку. Например, бедняки пытаются выглядеть богатыми, для чего совершают импульсивные покупки, приобретают дорогие, но абсолютно бесполезные вещи, играют в казино. Маскировкой комплекса неполноценности могут быть развязное поведение, употребление большого количества алкоголя, повышенная агрессивность.

Альфред Адлер был первым, кто ввёл понятие комплекса неполноценности. И первым человеком, у которого он наблюдал и этот комплекс, и его преодоление, был он сам.

Индивидуальная психология, созданная Адлером, приобрела огромную популярность в европейских странах и в США в двадцатых – сороковых годах ХХ века – наверное, более высокую, чем классический фрейдизм. Учение самого Фрейда многими расценивалось как слишком примитивное и вульгарное, к тому же его методы психоанализа работали далеко не всегда. А вот теория Адлера в большей степени отвечала действительности и гораздо больше внимания уделяла социальному аспекту человеческой жизни.

Свои идеи Адлер начал применять на практике, занявшись педагогикой. Он основал воспитательную клинику для детей, а затем и экспериментальную школу. Вскоре таких учреждений становилось всё больше, они стали появляться не только в Австрии, но и в других странах.

Теория Адлера стала одним из основных элементов зародившейся в 1950-е годы гуманистической психологии, которая ставила своей задачей всестороннее развитие человеческой личности. Гуманистическая психология развивалась главным образом в США, где она стала альтернативой господствовавшим в то время бихевиоризму и классическому психоанализу Фрейда. Гуманистическая психология признавала человека особой, высшей сущностью и выступала против приравнивания его к животным, в психике которых преобладают лишь рефлексы и инстинкты.

Личная жизнь и наследие

Во время учёбы в Вене Альфред Адлер познакомился с Раисой Эпштейн — российским общественным деятелем. Пара поженилась в 1897 году, у них родилось четверо детей. Его дочь Александра стала психиатром и общественным деятелем, а дочь Валентина — писателем и общественным деятелем.

В 1937 году, во время своей рабочей поездки в Абердинский университет, Шотландия, Адлер неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

В 1952 году в Чикаго была основана «Школа профессиональной психологии Адлера», для продолжения работ выдающегося психиатра.

Валентина

Российские страницы жизни Адлера будут неполными без рассмотрения трагической судьбы Валентины Адлер, старшей дочери Альфреда и Раисы. Валентина Дина Адлер, по словам Хааг (2012), была марксисткой-идеалисткой, впитавшей в себя и носившей в себе искреннюю веру в социализм как настоящее новое и, безусловно, справедливое мироустройство, осуществляющееся в СССР и ведущее мир к невиданной ранее эре справедливости. Подъём нацизма мог только усилить её веру, и в 1933 году она переехала в Москву, где к тому времени уже обосновался её муж, венгерский коммунист Гуля Сас. Вместе и окружённые такими же убеждёнными коллегами, они работали неустанно несколько лет, не теряя веры, что возглавляемый Сталиным и ВКП(б) Советский Союз сможет создать стабильное и процветающее государство, способное не только противостоять нацизму, но и защитить от него мир.

19 января 1937 года Валентина была арестована и, спустя несколько месяцев, осуждена на десять лет. Официальное обвинение – нелегальные связи с троцкистами-террористами, статья 58-я уголовного кодекса. В 1949 году, в книге «Под властью двух диктаторов: узница Сталина и Гитлера» Маргарет Бубер-Нойман, бывшая бутырская сокамерница Валентины, вспоминала, что Валентина была очень слаба и бледна. По словам Бубер-Нойман, на допросах с Валентиной обращались очень грубо, вынуждая её признаться в личных связях с Троцким, которые она якобы должна была поддерживать при посредничестве своих родителей (Buber-Neumann, 1949, с. 135). Судьба Валентины оставалась неизвестна вплоть до 1952 года, когда, благодаря содействию Альберта Эйнштейна, стала известна дата её смерти, и она была посмертно реабилитирована. Валентина умерла в 1942 году.

Биографы Адлера, все без исключения, обсуждают тот факт, что Адлер умер спустя всего четыре месяца с момента исчезновения Валентины. Хотя ко времени своей смерти он, по меркам того времени, был уже немолодым человеком, друзья и коллеги Адлера отмечали, что он поддерживал достаточно хорошую физическую форму и, будучи великолепным диагностом, не жаловался ни на какие серьёзные проблемы со здоровьем (Bottome, 1939). Более того, его лекционный тур, включавший две лекции в Париже за 10 дней до его смерти и серию летних выступлений в Англии и Шотландии, начался очень успешно и должен был вызвать исключительно положительные эмоции. Британские газеты, по воспоминаниям секретаря Адлера Евелин Фелдман, были полны новостями и дискуссиями о визите известного психиатра (Manaster, Painter, Deutsch, & Overholt, 1977). Средняя дочь Александра, многообещающий невролог, планировала подключиться к его туру. Жена Раиса ожидала приезда младшей дочери Нелли в Париж, чтобы затем вместе ехать в Англию и встретиться там с мужем. Планировались многие другие выступления и проекты.

Причины для волнения, конечно, были. Супружеские отношения Нелли с её мужем Хейнцем волновали обоих родителей. Европа находилась на грани войны, и судьба индивидуальной психологии в Австрии и Германии была в опасности (Bottome, 1949; Cocks, 1997; Ellenberger, 1970). Тем не менее, будучи, по мнению многих, необычайным оптимистом, Адлер не поддавался пессимистическим настроениям. Изучение его жизни показывает, что он был не просто оптимистом, а практическим оптимистом. Как ни больно было осознавать наступление нацизма, Адлер смог увидеть и приветствовать в Соединённых Штатах новый, пусть и временный, дом для своей теории и в 1935 г. начал публикацию англоязычного «Международного Журнала Индивидуальной Психологии». Как ни тревожны были новости, поступающие от друзей и коллег из Австрии, Адлер находил возможность поддерживать их и помогал им не терять присутствие духа (Manaster, Painter, Deutsch, & Overholt, 1977).

Судьба старшей дочери стала совершенно другим, непреодолимым, эмоциональным испытанием для Адлера: более всего его мучил не столько сам факт неизвестности и страха за дочь, сколько, по словам Боттом, невозможность помочь ей, видимое отсутствие путей установления, какого бы то ни было контакта с ней, чувство беспомощности (Bottome, 1949). Официальная медицинская причина смерти Адлера – инфаркт. Биографы великого психолога, скорее всего, могли бы усмотреть в его безвременной кончине результат большого потрясения, того, что принято называть синдромом разбитого сердца.

Библиография Альфреда Адлера

Works on English language:
Adler, A. (1927). Menschenkenntnis. Leipzig. Adler, A. (1927). The neurotic constitution. New York: Moffat, Yard. Adler, A. (1928). Understanding human nature. London: Alien & Unwin. Adler, A. (1928-1930). Die Technik der Individual psychologie. München: Bergmann Adler, A. (1929). The practice and theory of individual psychology. London: Routledge & Kegan Paul. Adler, A. (1930). The science of living. London: Alien & Unwin. Adler, A. (1931). What life should mean to you. Boston: Little, Brown. Adler, A. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation in selections from his writings H. L. Ansbacher & R. R. Ansbacher, Eds.). New York: Harper & Row. Adler, A. (1964a). Problems of neurosis: A book of case-histories. New York: Harper Torchbooks. Adler, A. (1964b). Social interest: A challenge to mankind. New York: Capricorn Books. Adler, A. (1964c). Superiority and social interest: A collection of later writings (H. L. Ansbacher & R. R. Ansbacher, Eds.). New York: Viking Press. Adler, K., & Deutsch, D. (Eds.). (1959). Essays in individual psychology. New York: Grove Press. Ansbacher, H. L. (1971). Alfred Adler and humanistic psychology. Journal of Humanistic Psychology, 2, 53-63. Ansbacher, H. L. (1974). The Adlerian and Jungian schools. [Part] A: Individual psychology. In S. Arieti (Ed.), American handbook of psychiatry. New York: Basic Books. Ansbacher, H. L. (1990). Alfred Adler’s influence on the three leading cofounders of humanistic psychology. Journal of Humanistic Psychology, 30, 45-53. Bottome, P. (1957). Alfred Adler: A portrait from life. New York: Vanguard Press. Carlson, J. (1995). Adlerian parent consultation. In A. Dougherty (Ed.), Case studies in human services consultation. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Dreikurs, R. (1950). Fundamentals of Adlerian psychology. New York: Greenbcrg. Dreikurs, R. (1957). Psychology in the classroom: A manual for teachers. New York: Harper & Row. Dreikurs, R. (1964). Children: The challenge. New York: Dutton. Ellenberger, H. (1970). The discovery of the unconscious: The history and evolution of dynamic psychiatry. New York: Basic Books. Ellis, A. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 11-12. Essays in Individual Psychology: Contemporary Application of Alfred Adler’s Theories. Ed. Adler K.A., Deutsch D. N.Y., 1959. Frankl, V. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 12. Grey, L. (1998). Alfred Adler, the forgotten prophet. Westport, CT: Praeger. Hall, C., & Lindzey, G. (1957). Theories of personality. New York: Wiley. Hoffman, E. (1994). The drive for self: Alfred Adler and the founding of individual psychology. Reading, MA: Addison-Wesley. Kawulich, В., & Curlettc, W. (1998). Life tasks and the Native American perspectives. Journal of Individual Psychology, 54, 359-367. Kern, C. (1993). Adlerian counseling. TCA Journal, 21, 85-95. Kottman, T. (1995). Partners in play: An Adlerian approach to play therapy. Alexandria, VA: American Counseling Association. Lakein, A. (1974). How to get control of your time and your life. New York: New American Library. Manaster, G. J., & Corsini, R. J. (1982). Individual psychology. Itasca, IL: F. E. Peacock. Martinex, D. (1998). Transcending cultures: the American process. Journal of Individual Psychology, 54, 346-358. Maslow, A. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 13. May, R. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 13. Mosak, H. (1989). Adlerian psychotherapy. In R. Corsini & D. Wedding (Eds.), Current psychotherapies (4th ed.). Itasca, IL: F. E. Peacock. Mosak, H., & Maniacci, M. (1993). Adlerian child psychotherapy. In R. Kratochwill & J. Morris (Eds.), Handbook of psychotherapy with children and adolescents. Boston: Allyn & Bacon. Mosak, H., & Mosak, B. (1975a). A bibliography of Adlerian psychology (Vol. 1). Washington, DC: Hemisphere. Mosak, H., & Mosak, B. (1975b). A bibliography of Adlerian psychology (Vol. 2). Washington, DC: Hemisphere. Nystui, M. (1995). A problem solving approach to counseling. Elementary School Guidance and Counseling, 29, 297-302. Orgler, H. (1963). Alfred Adler: The man and his work. London: Daniel. Pryor, D. & Tollerud, T. (1999). Applications of Adlerian principles in school settings. Professional School Counseling, 2, 299-304. Roberts, R., Harper, R., Tuttle-Eagle-Bull, D., Heideman, P., & Heideman, L. (1998). The Native American medicine wheel and Individual Psychology. Journal of Individual Psychology, 54, 135-145. Scott, C., Kelly, F., & Tolbert, B. (1995). Realism, constructivism, and the individual psychology of Alfred Adler. Individual Psychology Journal of Adlertan theory, Research and Practice, 51, 4-20. Sweeney, T. (1998). Adlerian counseling: A practitioner’s approach (4th ed.). Philadelphia: Accelerated Development. Watts, R. (1998). The remarkable parallel between Rogers’s core conditions and Adler’s social interest. Journal of Individual Psychology, 54, 4-9. Way, L. (1956). A. Adler: An Introduction to His Psychology. Harmondsworth. Way, L. (1950). Adler’s place in psychology. London: Alien & Unwin. Wilder, J. (1959). Introduction. In K. Adler & D. Deutsch (Eds.), Essays in individual psychology. New York: Grove Press. Wittels, F. (1939). The neo-Adlerians. American Journal of Sociology, 45, 433-445.

Работы, переведенные на русский язык:

1. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности (1970). Глава 4. «Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан». – М.: КСП+, 1997. – 720 с. 2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (1976). Глава 4. «Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг». – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 608 с. 3. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с. 4. Адлер А. Индивидуальная психология. // История зарубежной психологии. Тексты. Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1986, с. 131 – 140 5. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2-й. – М.: Российский открытый университет, 1992. 6. Адлер А. Индивидуальная психология: теория и практика. – СПб.: Изд-во ЛГУ, 1993. – 107 с. 7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. 8. Адлер А. Индивидуально-психологические данные относительно расстройств сна. / Ассаджиоли Р. Трансформация и сублимация сексуальной энергии. Психоаналитические очерки. – М., 1996, стр.75 – 84 9. Адлер А. Сифилофобия. К вопросу о значении фобий и ипохондрии в динамике невроза. // Ассаджиоли Р. Трансформация и сублимация сексуальной энергии. Психоаналитические очерки. – М., 1996, с. 85 – 92 10. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. – М., 1996. – 432 с. 11. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов // Серия «Выдающиеся мыслители». – Ростов-на-Дону, Феникс, 1998. – 416 с. 12. Адлер А. Наука жить. – Киев: Port-Royal, 1997. – 286 с. 13. Адлер А. О нервическом характере. // Серия: «Классики зарубежной психологии». – Изд-во: СПб. – М.: Университетская книга, АСТ, 1997. – 388 с. 14. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. // Серия: «Классики психологии». – М.: «Когито-центр», 2002. – 220 с. 15. Адлер А. Понять природу человека. – СПб., 1997. – 256 с. 16. Ридлер Б. Шесть основных сил (Индивидуальная психология А. Адлера). – СПб.: Изд-во «ДЕАН», 2000. – 160 с. 17. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 347 с. 18. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с. 19. Энциклопедия глубинной психологии. Т.4. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. Под ред. А.М. Боковикова. – М.: Изд-во «Когито-центр», 2004. – 780 с. 20. Малкина-Пых И.Г. Техники психоанализа и терапии Адлера. Серия: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 352 с.

Творческое Я

Творческое «Я». Адлер, как и Фрейд, подчеркивал важность раннего опыта в формировании личности взрослого человека.

Главным конструктором теории Адлера является концепция творческого Я, по отношению к которой все остальные конструкты занимают подчиненное положение. Ученый утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Отвечая за цель жизни, творческая сила определяет метод достижения цели и способствует развитию социального интереса. Она же влияет на восприятие, память, фантазии, сны и делает человека свободным индивидом.

Адлер не отрицал влияния на формирование личности наследственности и окружения, но, люди есть нечто большее, чем результаты действия наследственности и окружающей среды. Наследственность и окружение человек использует как строительный материал для формирования здания личности, но со своим собственным стилем.

Творческая сила является результатом долгой истории эволюции, а люди, обладая ею, поэтому и являются людьми. Люди – хозяева собственной судьбы.

Стиль жизни

Это наиболее характерная особенность динамической теории личности Адлера, в первоначальном варианте носившая название «жизненный план». В концепции представлен уникальный способ адаптации к жизни, который с его точки зрения прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем не поддается тотальным изменениям. Например, ребенок с плохой координацией свои компенсаторные усилия может сосредоточить на выработке атлетических качеств. Его поведение становится стилем жизни, направленной на преодоление неполноценности. Говоря другими словами, все то, что мы делаем, формируется и направляется нашим стилем жизни. Каким сторонам жизни человек будет уделять свое внимание, а какие будет игнорировать, зависит от стиля жизни. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, которая является врожденным бессознательным чувством. Это своеобразный стержень, держащий всю конструкцию стиля жизни, определяющий её содержание и направление. Чувство общности может остаться неразвитым и стать основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с ближайшим окружением ребенка и, прежде всего, с матерью. Систему представлений о себе и мире определяет уровень его развития.

Человек, формируя свой жизненный стиль, сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Процесс формирования жизненной цели, стиля жизни, Адлер рассматривал как акты творчества, придающие человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. Он считал, что люди совсем не пешки в руках внешних сил, а сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]