Психофизиология — это наука о физиологических основах поведения и психической деятельности. В этой статье изложена основная информация о ней. Вы узнаете историю ее возникновения, особенности методологии, ее значение, а также некоторые другие важные сведения об этой науке.
Психофизиология – это особый раздел психологии и физиологии, в котором изучается роль биологических факторов (к ним относятся и свойства нервной системы) в обеспечении психической деятельности. Ученые выделяют психофизиологию дифференциальную, речи и мышления, ощущений и восприятия, внимания, эмоций, произвольных действий. В настоящее время все эти области знаний активно разрабатываются.
Причина возникновения психофизиологии
Сегодня вопрос о том, в каких отношениях находятся психология и физиология, все еще является открытым. Нельзя однозначно сказать, что первая является частью второй или вторая – первой. Однако не подлежит сомнению тот факт, что психические и физиологические процессы – части одного психофизического целого. Также несомненно, что представления об этом целом, столь необходимые в практических целях, не могут быть получены в отдельности ни физиологией, ни психологией. Именно для удовлетворения потребности в знаниях о человеке как о некоем целом, а не из чисто корпоративных или организационных соображений, и появилась новая отрасль биологии, именуемая психофизиологией. Эта наука рассматривает очень широкий круг вопросов. Уровень сложности изучаемых ей проблем намного выше, чем у психологии или физиологии в отдельности.
Междисциплинарность психофизиологии, вероятностная методология
Психофизиология – это область знаний, которая является междисциплинарной. Она рассматривает организацию отношений вероятностных психических, физических и духовных явлений и сущностей человека. Психофизиология — это дисциплина, которая для эффективного познания использует совокупность принципов, предпосылок, средств и методов познания, позволяющих ученым исследовать специфический объект, которым является человек. Таким образом, применяется вероятностная методология. Необходимо сказать несколько слов и о ней.
Психофизиология — это наука, изучающая человека с помощью вероятностной методологии. Начало последней было положено еще в 1867 году английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом. Вероятностная методология претендует на роль универсальной в науке. Максвелл является первым ученым, который применил ее методы для характеристики вероятностной физической реальности. Этого исследователя считают создателем статистической физики. Вероятностная методология имеет одно важное преимущество перед детерминистской (традиционной). Она дает намного более полные знания об объекте, который исследуется.
Значение психофизиологии
В современном мире психофизиология стала важным компонентом для других наук.
С учетом основ психофизиологии, ученые пытаются оснастить персональные компьютеры устройствами, считывающими состояние пользователя. Такие возможности позволят сделать безопасный для здоровья интерфейс.
В отраслях кибернетики и робототехники ведутся эксперименты по созданию искусственного разума. Такие смелые попытки однажды могут дать хорошие результаты. Мир станет более автоматизированным и производительным.
Для медицины разрабатываются протезы, которые смогут полностью реагировать на сигналы мозга владельца. Это позволит улучшить жизнь пациентов и сделать ее более комфортной.
Создание психофизиологии
Официально она оформилась в середине 19 века. Признанным ее создателем является А. Р. Лурия, выдающийся отечественный ученый (на фото выше). Имея двойное образование (психологическое и неврологическое), он смог объединить самые важные достижения данных дисциплин в единое целое. Результатом проделанной работы стало соединение психофизиологии и нейропсихологии.
Долгое время было принято считать, что душа является бестелесной. Другими словами, мозг не имеет никакого отношения к ней. Позже ученые начали размещать психические функции в трех желудочках мозга. При этом каждый из желудочков считался местом хранения отображенных впечатлений души. Считалось, что она является обителью идеальных образов. Мозг же рассматривался как орган, из которого жизненная энергия под влиянием воли перетекает в части нашего тела по особым каналам, именуемым нервами.
В дальнейшем, благодаря трудам различных ученых, в основном отечественных (И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Н. А. Бернштейна и др.), было составлено довольно четкое представление о том, какое значение имеет ЦНС (центральная нервная система) для психики человека.
Предмет, задачи методы психофизиологии
Психофизиология — наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных психических различий. Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Сложнее определить объект, который изучает психофизиология, поскольку им оказывается та часть физиологии человека, которая непосредственно связана с психическими проявлениями (например, инстинкты, динамические стереотипы) и та часть психических процессов, которые связаны и могут быть объяснены с точки зрения физиологии (стрессовые состояния, эмоции и др.)
Термин «психофизиология» появился в начале 19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы. Очень похожий термин «физиологическая психология» использовал в своих работах в конце 19-го века В.Вундт. Наш выдающийся соотечественник А.Р. Лурия в своих работах, опубликованных в 70-е году прошлого века, развел эти два понятия, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного.
Имея одну дисциплину в учебном плане «Психофизиология», мы будем говорить и об отдельных психических процессах и о целостных формах поведения.
Значительный вклад в развитие психофизиологии внесли работы Л.С. Выготского, который впервые сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем. Эти идеи развил П.К.Анохин в своей теории функциональных систем, базирующейся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, объединенных в комплексы, действие которых направлено на достижение полезного, приспособительного результата. Одну из главных составляющих это сложного процесса составляет принцип саморегуляции физиологических функций, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном. В процессе изложения материала мы встретим ещё немало имен отечественных и зарубежных ученых, которые подарили свои научные открытия миру и, конечно, нам с Вами, уважаемые коллеги, желающие глубже понять механизмы и рычаги психики человека.
Становление психофизиологии как одной из ветвей нейронауки связано с успехами, достигнутыми в области изучения нейронной активности. В 20-х годах в Англии (Кембридж) сложилась сильная школа электрофизиологов во главе с А. Эдрианом. Она внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и в общую теорию ЭЭГ. Термин «психофизиология» появился в начале 19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы. Очень похожий термин «физиологическая психология» использовал в своих работах в конце 19-го века В.Вундт. Эта была дань тому самому спору о первенстве психики или тела, который продолжается и сейчас. Наш выдающийся соотечественник А.Р. Лурия в своих работах, опубликованных в 70-е году прошлого века, попытался развести предметы психофизиологии и физиологической психологии, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного. В любом из контекстов понятно, что психофизиология является междисциплинарной наукой, объединяющей в себе концепции нейрофизиологии и высшей нервной деятельности и той части психологии, которая оперирует объективными критериями.
Главной задачей П. является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной П. связаны с тем, что наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и стимуляции мозга) в исследовательской практике получили широкое распространение электрофизиологические методы (электроэнцефалография и др.) а также математические способы обработки экспериментальных данных. Значительное влияние на развитие психофизиологии оказала теория нервных сетей, сформулированная У. Мак Каллахом и У. Питсом. Ее экспериментальное обоснование было представлено в их публикации совместно с Дж. Летвиным, X. Матураной под названием «Что говорит глаз мозгу лягушки» (1959). Исследователями впервые был описан особый тип нейронов сетчатки, избирательно реагирующих на некоторые физические свойства зрительных стимулов. Для обозначения этих нейронов они ввели новый термин — детектор. В сетчатке лягушки они открыли несколько групп нейронов-детекторов: движущего угла, контраста, границы и др. Успех этой группы исследователей в значительной мере был обусловлен введением ими новой методики для изучения свойств нейронов. Вместо стандартных точечных раздражителей (пятен света) или включения и выключения диффузного освещения они применили стимулы, встречающиеся в естественной среде обитания лягушки: светлые или темные фигуры разной формы и размера (движущиеся линии, полоски, углы). Кроме того, при регистрации электрической активности отдельных нейронов исследователи отказались от стандартной формы эксперимента с наркозом и обездвиживанием животного.
На развитие детекторной теории сильное влияние оказали работы Д. Хьюбела и Т. Визеля, которые в 60-х годах сформулировали модульный принцип организации нейронов коры больших полушарий, показав существование «колонок» — объединения нейронов в группы со сходными функциональными свойствами(Хьюбел Д., 1990).
Были открыты многие новые классы нейронов, специфически связанных с различными психическими процессами. Среди них — особый тип сенсорных нейронов — гностические единицы, кодирующие целостные образы. Концепция гностических единиц
принадлежит Ю. Конорскому, который предположил, что узнаванию знакомого лица с первого взгляда, знакомого предмета, знакомого голоса по первому произнесенному слову, знакомого запаха, характерного жеста и т.п. соответствует возбуждение не клеточного ансамбля, а единичных нейронов, отвечающих отдельным восприятиям. Прямое изучение нейронной активности коры высших животных подтвердило его концепцию гностических нейронов. В нижневисочной коре обезьяны найдены нейроны, избирательно отвечающие на появление лица конкретного человека, обезьяны, на мимику, выражающую определенную эмоцию, на положения руки (жесты), а также на различные неодушевленные предметы.
Описан особый класс нейронов, получивший название нейронов цели. Эти нейроны избирательно реагируют на появление целевого объекта: на вид или запах пищи. Нейроны цели найдены в гипоталамусе, височной коре, хвостатом ядре обезьяны. А.С. Батуев обнаружил у обезьяны нейроны цели в теменной и лобной коре. Их реактивность зависела от мотивационного возбуждения животного (голода). Только у голодной обезьяны нейроны цели реагируют на вид пищи, с насыщением животного их реакция исчезает.
Нейроны новизны, активирующиеся при действии новых стимулов и снижающие свою активность по мере привыкания к ним, обнаружены в гиппокампе, неспецифическом таламусе, ретикулярной формации среднего мозга и других структурах. В гиппокампе найдены также нейроны тождества, опознающие знакомые (многократно повторяющиеся) стимулы. В.Б. Швырковым выделена группа нейронов поискового поведения, которые становятся активными только во время ориентировочно-исследовательского поведения кролика.
Особую группу составляют нейроны среды, избирательно возбуждающиеся при нахождении животного в определенной части клетки. Нейроны среды найдены Ю.И. Александровым в моторной, соматосенсорной и зрительной коре у кролика. Нейроны среды в коре сходны с нейронами места, найденными О’Кифом в гиппокампе кролика. Нейроны места также активируются лишь при определенном расположении животного в экспериментальном пространстве.
Данные в психофизиологии могут быть получены в процессе применения множества различных математических, физических, химических, физиологических, психологических, социологических методик. Методика — конкретное воплощение метода в виде частной его реализации при решении конкретной научной теоретической или практической задачи, совокупность конкретных практических приемов выполнения чего-либо. Примеры методик, которые могут использоваться в психофизиологии.
Наука начинается там, где есть определенная проблема. Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно. История научного спора о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи насчитывает не одно столетие. Начавшись с 17-го века с работ Р.Декарта, этот спор привлек таких выдающихся ученых как Т.Гоббс, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт. В середине 20-го века в спор включились ученики И.П.Павлова, пытавшиеся объяснить самые сложные психические процессы простой суммой условных рефлексов. Рациональное непротиворечивое решение психофизиологической проблемы хорошо сформулировано известным отечественным психологом и психофизиологом Ю. Б. Гиппенрейтер: «Имеется единый материальный процесс, и то, что называется физиологическим и психическим, — это просто две различные стороны единого процесса». Однако, проблема полностью не исчерпана и сейчас споры о первенстве психики или телесности вспыхивают с новой силой.
Трудами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского были заложены основные представления о движущих факторах поведения. Значительный вклад в развитие психофизиологии внесли работы Л.С. Выготского, который впервые сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем. Эти идеи развил П.К.Анохин в своей теории функциональных систем, базирующейся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, объединенных в комплексы, действие которых направлено на достижение полезного, приспособительного результата. Одним из главных составляющих этого сложного процесса является принцип саморегуляции физиологических функций, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном. Современные тенденции в психофизиологии заложили в своих работах А. Р. Лурия, И. С. Бериташвили, Л. В. Крушинский, М. Н. Ливанов, В. С. Русинов, Е. Н. Соколов. В процессе изложения материала мы встретим ещё немало имен отечественных и зарубежных ученых, которые подарили свои научные открытия миру и, конечно, нам с Вами, уважаемые коллеги, желающие глубже понять механизмы и рычаги психики человека.
Итак, объектом изучения психофизиологии, в конечном счете, является деятельность головного мозга и, связанное с этой деятельностью, поведение человека и животного.
Предмет психофизиологии: физиологические корреляты психической деятельности человека и животного.
Цель изучения психофизиологии: глубокое понимание физиологических механизмов поведения человека и использование их для психодиагностики и психокоррекции.
Задачами психофизиологии как учебной дисциплины являются:
· Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма
· Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом
· Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения
· Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях
· Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека
· Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики
· Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов.
· Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента.
Структурно психофизиология подразделяется на психофизиологию органов чувств, поведения, дифференциальную и возрастную. Фактический и теоретический базис для психофизиологии органов чувств и психофизиологии поведения составляют смежные дисциплины: анатомия центральной нервной системы, нейробиология, нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, психосоматика, психофармакология, нейропсихология, дифференциальная и возрастная психофизиология.
При изучении психофизиологии мы столкнемся с целым рядом научных дилемм. Вот только некоторые из них:
1. Физиологические раздражения — психическое ощущение;
2. Физиологические реакции — психическое состояние;
3. Движения — действие;
4. Свойства нервной системы — темперамент;
5. Задатки — способности.
Окажутся ли они истинными или ложными, попробуем разобраться, используя факты, накопленные к настоящему времени физиологией и психологией.
Традиционно психофизиология включает несколько областей исследования.
· Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в сенсорных системах, начиная с рецепторов и кончая ассоциативными корковыми центрами.
· Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным является то, что вербальные функции тесно связаны с мыслительными процессами.
· Психофизиология эмоций исследует нервные и нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Открыты нервные «центры» удовольствия и неудовольствия, расположенные в промежуточном мозге и других подкорковых структурах. Установлена важная роль в эмоциональном поведении гормонов и биологически активных веществ.
· Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций).
· Психофизиология биологических ритмов, сна и бодрствования.
· Психофизиология памяти
· Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.
· Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных и возрастных различий в деятельности мозга.
· Клиническая психофизиология раскрывает особенности проявления физиологических и психических коррелятов при различных заболеваниях и состояниях организма.
Психофизиология – надежная научная опора для психолога, который отважится вторгнуться в душевный мир пациента, понять его проблемы, помочь ему понять самого себя, совместно найти правильное решение проблемной ситуации. Умение восстановить и сохранить психофизиологический гомеостаз, то есть постоянство и гармонию психических и физиологических компонентов, свойственных пациенту, свидетельствует о высокой компетентности практикующего психолога.
Естественнонаучный метод И.М. Сеченова
И. М. Сеченов разработал особый естественно-научный метод. Его сущность можно определить следующими двумя принципами:
- всевозможные психические явления – это продукт деятельности ЦНС, а значит, они подчиняются законам, по которым развиваются и другие явления природы;
- необходимо придерживаться принципа историзма в изучении психики, то есть идти от низших форм ее деятельности к высшим, от простого к сложному, от изучения психики животного к исследованию ее специфики у человека.
Сеченов, применив данные принципы, подошел к созданию материалистической теории отражения.
Работы И. П. Павлова и дальнейшие исследования
В работах И.П. Павлова, известного русского физиолога, рефлекторная теория получила дальнейшее развитие. Этот ученый впервые использовал объективный метод исследования психических функций мозга, которым был условный рефлекс. Взяв его на вооружение, Павлов исследовал физиологические механизмы в ряде процессов, которые составляют основу элементарных психических реакций. Труды этого ученого, а также представителей его школы открыли новый горизонт в изучении мозговой деятельности экспериментальным путем.
Позже электрофизиологические исследования, дополненные методом условных рефлексов, помогли установить тот факт, что многие процессы психики имеют в основе своей определенную функциональную организацию в структурах мозга. К примеру, можно рассматривать память как результат процесса циркуляции возбуждений по цепям нейронов, являющихся замкнутыми, с дальнейшей фиксацией на молекулярном уровне тех или иных изменений.
Эмоции зависят от того, насколько активны определенные центры, находящиеся в подкорковых структурах мозга. В настоящее время множество психических реакций воспроизводится искусственно. Для этого специально раздражаются отделы мозга, ответственные за них. С другой стороны, на мозге, как и в целом на организме, отражается все, что глубоко затрагивает нашу психику. Так, депрессия или горе могут вызвать психосоматические (телесные) заболевания. Гипноз может способствовать излечению или вызвать соматические расстройства. Колдовство или нарушение «табу» у примитивных народов способны даже убить человека.
Психофзиология сна
Сон – это специфическое функциональное состояние нервной системы и организма в целом с характерным поведением и психофизиологическими показателями.
Физиологические изменения во время сна.
- Наиболее частые симптомы сна включают снижение активности нервной системы и потерю контакта с окружающей средой из-за нарушения сенсомоторной сферы.
- Порог любой чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) увеличивается во время сна. Порог можно использовать для оценки глубины сна. В первых четырех фазах порог обнаружения увеличивается на 30-40%, а в фазе быстрого сна – на 400%.
- Рефлекторная функция во время сна сильно нарушена.
- Условные рефлексы заторможены, безусловные значительно снижены. Однако определенные типы активности коры головного мозга и ответы на определенные раздражители могут сохраняться во время нормального прерывистого сна. Например, спящая мать слышит звуки движений больного ребенка. Это явление называется частичной бдительностью.
- Большинство мышц во сне находятся в состоянии покоя и человек способен долгое время сохранять определенную осанку. Это улучшает тонус мышц, закрывающих веко, а также кольцевых мышц, закрывающих мочевой пузырь. Когда вы засыпаете, ваше сердце и дыхание замедляются и становятся ровнее.
Объект познания и предмет психофизиологии
Общая психофизиология — это наука о жизнедеятельности здоровой человека. Клиническая же (подробнее о ней рассказано в конце статьи) изучает больных людей.
Человек, как известно, трехипостасен. Психофизиология — это наука, принимающая во внимание все уровни его организации. Человек обладает единством следующих трех вероятностных сущностей:
- телесной (физической, плотской);
- душевной (психической);
- духовной.
Следовательно, предмет психофизиологии – это физические, психические и духовные сущности человека в их взаимообусловленности и взаимосвязи. Эта дисциплина благодаря успехам изучения активности нейронов мозга животных, а также в связи с возможностью клинического обследования людей стала рассматривать не только физиологические, но также и нейронные механизмы различных психических состояний, процессов и поведения. Современная психофизиология занимается, среди прочего, исследованием нейронных сетей и отдельных нейронов. Это определяется существующей тенденцией к интеграции различных дисциплин, которые изучают функционирование мозга (нейрохимии, нейрофизиологии, нейропсихологии, психофизиологии, молекулярной биологии и др.), в единую нейронауку.
Различные ветви интересующей нас дисциплины имеют свой собственный предмет. Физиологическая психофизиология, к примеру, исследует закономерности поведения и психического реагирования, которые зависят от того, в каком состоянии находятся физиологические параметры, от скорости протекания реакций периферической и центральной нервных систем, а также сомы в целом (на системном, тканевом и клеточном уровнях).
Главные теории психофизиологии.
Количество методов и возможностей исследования мозга позволяют ученым регулярно выдавать новые факты о человеке. Одна из шокирующих новостей – опровержение теории Нобелевского лауреата Роджера Сперри об «правополушарных» и «левополушарных» способностях. На самом деле оба полушария задействованы одинаково. Дело не в их «развитости», а в количестве нейронных связей.
Есть и другие теории, которые опровергают устоявшиеся представления о головном мозге. Какие еще интересные факты дает нам нейронаука:
- Нервные клетки на самом деле восстанавливаются – этот процесс называется нейрогенезом.
- Уровень интеллекта не зависит от размера мозга.
- Главное предназначение мозга – обучение.
- Состояние тела влияет на восприятие внешнего мира гораздо сильнее, чем кажется.
- Мозг может фиксировать информацию в обход сознанию.
- Мозг сам принимает решение, а потом «убеждает» нас, что это наш выбор.
- На самом деле мозг использует свой потенциал на 100% (а не на 9-10%, как это считали раньше).
- Развитие мозга в 25 лет не заканчивается, но мыслительные способности зависят от его пластичности.
- Наша память не ухудшается, просто не справляется с таким количеством информации.
- Психика реагирует на словесные оскорбления точно так же, как и на удар палкой по голове.
- Прикладывание ладони к больному месту уменьшает боль примерно в 3 раза.
Один из наиболее показательных психофизиологических процессов – это мотивация. Она управляет поведением человека, придает энергию, усиливает организованность, концентрацию, активность. Один из наиболее удивительных – зеркальные нейроны, управляющие нашей способностью к эмпатии.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Значение дисциплины
Интересующая нас дисциплина дополняет психологию, неврологию, психиатрию, педагогику и лингвистику. Психофизиология – это необходимое звено, с помощью которого психика человека рассматривается целиком, включая множество сложных форм поведения, до ее возникновения остававшихся изученными.
К примеру, если знать, какие этапы онтогенеза наиболее чувствительны к тем или иным педагогическим воздействиям, то можно влиять на развитие очень важных физиологических и психофизиологических функций, таких как память, мышление, внимание, восприятие, двигательная активность, умственная и физическая работоспособность и др. Если иметь представление о возрастных особенностях детского организма, можно наилучшим образом раскрыть его физические и умственные способности, выработать обоснованные, с точки зрения науки, валеологические и гигиенические требования к оздоровительной и учебно-воспитательной работе, организовать режим дня, двигательной активности и питания, соответствующие индивидуально-конституциональным особенностям и возрасту. Другими словами, педагогические воздействия могут быть оптимальными и эффективными лишь тогда, когда они учитывают возрастные особенности ребенка и подростка, возможности его организма.
Возрастная физиология и психофизиология
Возрастная физиология – это наука, которая исследует особенности жизнедеятельности и развития организма в ходе онтогенеза. Она изучает функции организма в целом, систем органов и отдельных органов по мере роста, своеобразие данных функций на различных возрастных этапах.
Онтогенез – центральное понятие такой дисциплины, как возрастная физиология. Оно было введено еще в 1866 году Э. Геккелем. В наше время под онтогенезом подразумевается индивидуальное развитие организма на всем протяжении его жизни (с момента зачатия до смерти).
Возрастная физиология и психофизиология оформились относительно недавно. Первая выделилась лишь во второй половине прошлого века. Эмбриология – наука, которая исследует особенности и закономерности жизнедеятельности организма на этапах внутриутробного развития. Более поздние этапы, от зрелости до старости, рассматривает геронтология.
Возрастная физиология использует различные методы исследования, среди которых – морфологические характеристики тела (его длина, масса, окружность талии и грудной клетки, обхват бедра, плеча и др.). Эта дисциплина является одним из разделов биологии развития – очень широкой области знаний.
Психофизиология стресса
Стресс – это реакция человеческого организма на перегрузки, отрицательные эмоции или просто однообразное возбуждение.
Условия стресса.
Любой раздражитель трактуется двояко:
- с объективной стороны (в коре головного мозга);
- с субъективной стороны (в лимбической системе).
Когда субъективная оценка говорит об угрозе, т. е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает пусковую роль, автоматически вызывая серию соответствующих физиологических реакций. Если угроза не ощущается, стрессовой реакции нет.
Последствия.
- За стресс отвечают все системы – нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная и т. д.
- Очень часто, особенно после длительного стресса, слабость возникает из-за переутомления всего тела.
- Стресс на фоне хронического гастрита обычно вызывает ухудшение активности «самой слабой» клетки организма, уже больного органа, такого как язва желудка.
- Стресс увеличивает риск заражения из-за ослабления иммунной системы организма.
- Чаще всего стресс сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы.
- Во время стресса дыхание учащается.
- Повышение уровня сахара в крови, которое также является частью реакции организма на стресс, запускает цепную реакцию, в которой так или иначе затрагиваются все системы организма.
Способы преодоления стресса.
- Активно – познавательный (человек пытается контролировать оценку стресса);
- Активное поведение (поведение личности ориентировано непосредственно на стресс);
- Избегание стресса.
Особенности онтогенеза человека
Происхождение человека повлияло на особенности его онтогенеза. На ранних этапах он имеет определенное сходство с онтогенезом, характерным для высших приматов. Однако специфика человека состоит в том, что это социальное существо. Это наложило отпечаток на его онтогенез. Прежде всего, увеличился период детства. Это связано с тем, что человеку нужно усвоить социальную программу во время обучения. Кроме того, увеличился период внутриутробного развития. Половое созревание у человека наступает позже, чем у высших приматов. Периоды ростового скачка, а также перехода к пожилому возрасту у нас четко выделены, в отличие от этих животных. Общая продолжительность жизни у нас больше, чем у высших приматов.
Как укрепить зеркальные нейроны и развить эмпатию?
Даже если мы не улыбаемся, мышцы лица реагируют на чужую улыбку – это доказанный факт. Во время исследования, проведенного учеными, человек должен был сжимать в зубах карандаш и наблюдать за другими людьми. Выяснилось, что зафиксированные таким образом мышцы лица не могли реагировать, а человек в результате хуже распознавал чужие эмоции.
Все дело в зеркальных нейронах. Эти особые клетки коры больших полушарий помогают нам «примерить» чужие движения и эмоции. Смысл двигательных зеркальных нейронов в том, чтобы повторять движения другого и учиться самому. Эмоциональные зеркальные нейроны помогают почувствовать то же, что и другой человек.
Эмпатия помогает понимать других людей. Способность сопереживать не передается по наследству и не зависит от уровня интеллекта. Эмпатия – это очень человеческое качество, обусловленное нормами человеческого общежития и нравственными ценностями. Заставить себя сочувствовать невозможно. Конечно, можно сослаться не недостаток зеркальных нейронов. Но можно навык эмпатии развить.
Пройти тест на эмпатию
Тренироваться.
Эмпатии можно научиться, читая книги, общаясь, просматривая фильмы или спектакли. Например, просматривать для тренировки психологические фильмы и ставить себя на место главного героя. Можно ставить фильм на паузу в моменты сложного выбора, изменяющихся обстоятельств и подумать, как бы вы поступили в аналогичной ситуации. Это будет полезная тренировка.
Искать человека.
Этот прием для обострения эмпатии берет начало в буддийских практиках: проведите день с мыслями о человеке, который приложил руку к вашей повседневности. Наша жизнь напрямую связана с жизнями других, неизвестных людей: продавцами, водителями троллейбусов, мастерами-ремонтниками. Общение с незнакомцами раскрывает эмпатический потенциал. Можно не просто знакомиться с разными людьми, но и преодолевать барьеры: расовые, религиозные, национальные.
Учиться слушать.
Это значит не просто присутствовать рядом, а слышать своего собеседника, попытаться понять смысл его суждений. Также полезно «слушать» глазами – обратить внимание на микромимику собеседника. Микровыражения лица длятся мгновения, зато помогают распознать истинные эмоции.
Поставить себя на место собеседника.
Этот универсальный прием помогает не только понять собеседника, но реагировать на его слова правильными вопросами и замечаниями. Понимая переживания собеседника, легче ухватить самую суть и реагировать правильно – так, что человеку захочется рассказывать еще больше.
Помочь собеседнику чувствовать себя свободно.
В напряженные моменты можно кивнуть собеседнику, сделать подходящий жест, чтобы побудить его говорить дальше. Но при этом устранить любые отвлекающие факторы: не щелкать кнопкой ручки, не шуршать бумагой, выключить звонок телефона.
Вслушиваться в общий смысл, а не отдельные слова.
Пожалуй, самое сложное – попытаться уловить общий смысл, а не отвлекаться на отдельные фразы или выражения. Концентрация внимания и отсутствие отвлекающих звуков наверняка помогут увидеть картину целиком.
Следить за невербальными сигналами.
Движения глаз, хруст пальцев, нервный смешок, учащенное дыхание – все это внедряется в общий контекст общения. Иногда движения тела могут дать больше информации, чем произнесенные слова. А все потому, что ориентированы на бессознательное и воспринимаются нами на более «тонком» уровне.
Сохранять дистанцию.
По мнению З. Фрейда люди с эмпатическими способностями легко пропускают чужие эмоции через себя. Вот здесь нужно быть осторожным. Иногда слишком интенсивное сопереживание подталкивает слушателя к тому, чтобы уберечь собеседника от сильных переживаний. Вместе с переживаниями чужой боли, горя, травмирующих событий это может стать тяжелым испытанием для слушателя.
Возрастная норма и темп развития
И для педагога, и для врача очень важно понимать уровень развития ребенка, с которым они работают. Возрастная физиология и психофизиология определяют, что считать нормой, а что — отклонением от нее. Любое значительное отклонение в развитии означает необходимость применения к человеку нестандартных приемов лечения и воспитания. Поэтому одной из важнейших задач возрастной психологии является установление параметров, определяющих возрастную норму.
Следует отметить, что темп развития не всегда соотносится с конечным его уровнем. Замедление этого процесса нередко приводит к достижению человеком (хотя и позже его сверстников) выдающихся способностей. Напротив, нередко ускоренное развитие завершается слишком рано. В результате этого человек, который сначала подавал большие надежды, в зрелом возрасте не достигает высоких результатов.
Относительно редко наблюдаются сильные отклонения в темпах развития и роста. Однако небольшие вариации, которые проявляются в умеренном опережении или отставании, встречаются часто. Как же следует относиться к ним? Проявления ли это отклонений в развитии или его вариативности? Возрастная физиология дает ответ на эти и другие вопросы. Она разрабатывает критерии, позволяющие судить о степени отклонений от нормы и необходимости принятия мер для их ликвидации или смягчения последствий.
Психофизиология интеллекта
Психофизиологический подход основан на предположении, что определенные характеристики работы мозга определяют свойства психических процессов и составляют физиологическую основу умственных способностей.
Важнейшим представителем психофизиологического редукционизма является Г. Айзенк, считавший, что интеллект определяется скоростью обработки информации нервной системой. Скорость обработки информации связана с уровнем активации нервной системы. Ссылаясь на свои исследования, он делает следующие выводы:
1) у нормальных детей корреляция между параметрами ЭЭГ и IQ мала;
2) особенно выражен у детей с задержкой умственного развития и задержкой развития в пограничной форме;
3) более зрелые по параметрам ЭЭГ дети имеют более высокий IQ;
4) распределение частот ЭЭГ в большей степени коррелирует с IQ, чем топографическое распределение.
Кроме того, было обнаружено, что амплитуды усредненных вызванных потенциалов (AEP) положительно коррелировали с IQ, в то время как время задержки и смещение EP были отрицательными: корреляции варьировались от 0,20 до 0,40.
Клиническая психофизиология
Она является важной прикладной областью психофизиологии. Это междисциплинарная область знаний, в которой рассматриваются физиологические механизмы различных изменений психической активности при соматической и психической патологии, а также их влияния друг на друга.
Клиническая психофизиология – это дисциплина, которая предполагает также изучение патогенетических механизмов, этиологических факторов, профессиональной реабилитации и лечения психосоматических заболеваний. Она не может обойтись без познаний и методов целого ряда смежных дисциплин (нейрохимии, нейрофизиологии, экспериментальной психологии, невропсихологии, нейрорадиологии и др.). Путем полевых обследований и лабораторных экспериментов можно выяснить, как человеческое поведение и переживание сказываются на регуляторных процессах и физиологических реакциях. Из этого можно вывести закономерности психосоматических отношений.
Как правило, измеряемые психофизиологические величины неинвазивно регистрируются на поверхности человеческого тела (как результат деятельности функциональных систем организма). С помощью датчиков измеряются их физические свойства. Эти датчики регистрируют и одновременно усиливают определяемые показатели, благодаря чему полученные величины можно преобразовать в биосигналы. Взяв за основу этот метод, исследователи делают вывод о том, какие соматические процессы лежат в основе того или иного явления, об их динамике в ходе воздействия психотерапии.
Итак, психофизиология — это наука, определение которой представлено в начале статьи. Мы рассказали о ее предмете, методе, истории возникновения и развития, а также о некоторых важных ветвях. Психофизиология — это наука, которая изучает как психику, так и физиологию человека, поэтому она имеет междисциплинарный характер.
Направления психофизиологии
Психофизиология изучает взаимосвязь и соотношение процессов психики с органическим субстратом. А также, оценивается влияние биологического воздействия на психику.
Для психофизиологии главными аспектами изучения являются:
- мышление и речь;
- эмоциональные проявления;
- двигательная активность;
- процессы памяти и научения;
- произвольные действия;
- сон;
- состояние стресса;
- функциональные состояния.
В современном мире из психофизиологии выделяют отдельные научные области.
- Нейропсихология изучает мозговые структуры и их взаимодействие с психикой.
- Нейрофизиология изучает нервную систему с учетом функционального аспекта.
- Психодиагностика является инструментальной областью психологии. Она работает с индивидуальными особенностями личности. В рамках психодиагностики применяются опросники, позволяющие исследовать психику человека.
- Целью психогенетики являются наследственность и изменчивость психофизиологических свойств.
- Психофизика изучает спектр ощущений, связанных с физическими процессами, которые можно измерить.
- Психосоматика занимается телесными болезнями, связанными с воздействием психических факторов.
- Клиническая психология близка к психиатрии. Она изучает сочетание психических проявлений и болезней. Методы клинической психологии позволяют проводить реабилитационные мероприятия с пациентами, страдающими расстройствами психики.
- Возрастная психология изучает изменениями психики с точки зрения закономерного развития человека. Эта область науки оценивает развитие в процессе онтогенеза (периода жизни организма), но опирается на знания о филогенетическом развитии (период эволюционного развития) вида.
- Патопсихология сравнивает психические показатели при психических заболеваниях с нормой. Является составляющей клинической психологии.