Гуманный — это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты

Обновлено 11 сентября : 154 356 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Такое качество характера, как гуманность в современном обществе проявляется, к сожалению, все реже и реже.

Быть добрым и отзывчивым становится невыгодно: воспримут за слабого и бесхарактерного, будут пользоваться этим и сядут на шею. Этому есть объяснение – падение общественной нравственности, но речь сейчас не о том.

Что такое гуманность: каковы ее признаки, кого можно назвать гуманным человеком – тема этой статьи.

Определение

Значение слова человечность можно раскрыть через понятие человеколюбия, под которым понимается стремление личности оказывать положительное влияние на жизнь других людей, проявлять о них заботу. Человечное отношение к окружающим основывается на уважении, умении замечать и ценить достоинства людей. Синонимичными понятиями к данному термину выступают гуманизм и доброта.

Человечность в отношениях к людям рождает позитивное взаимодействие. Индивид с человечной ориентацией пребывает в гармонии с собой и с миром, он получает моральное удовлетворение. Обязательными компонентами такого отношения к людям являются доброта и уважение.


Проявление человечности

В философии под человечностью подразумевают гуманное отношение. Философы убеждены, что условием формирования такого человеческого отношения к окружающим являются свобода, счастье и всестороннее развитие индивида.

По мнению педагогов, проявления человечности – это результат воспитания. Проблема человечности часто становится предметом изучения педагогов-практиков, заинтересованных в повышении качества образовательно-воспитательного процесса, так как человечное отношение к людям – это залог успешной социализации индивида.

Понятие человечность связывают с добродетелью и человеческим достоинством. Оно проявляется в непосредственном взаимодействии людей.

Признаки гуманизма

Известны основные признаки гуманизма, которые в полной мере раскрывают это понятие:

  1. Автономность. Идеи гуманизма не могут быть выделены из религиозных, исторических или идеологических посылок. Уровень развития мировоззрения непосредственно зависит от честности, лояльности, терпимости и других качеств.
  2. Фундаментальность. Ценности гуманизма имеют важное значение в социальной структуре и являются первичными элементами.
  3. Универсальность. Философия гуманизма и ее идеи применимы ко всем людям и любым социальным системам. В существующем мировоззрении можно выходить за рамки, поскольку каждый человек имеет право на жизнь, любовь и другие характеристики.

Гуманность и человечность

Считается, что такие понятия, как человечность и гуманность, являются синонимами. Однако это не одно и то же.

Человечность – это осознанный компонент морально-нравственного поведения человека. Такое поведение не является врожденным и не формируется само собой. Для его формирования у ребенка необходимы специальные воздействия со стороны взрослого, анализ поступков ребенка.

Гуманность – это всеобъемлющая любовь индивида к обществу, уважение к людям. Гуманистическое поведение проявляют не только отдельные индивиды, а целые государства, оказывая друг другу помощь в трудных ситуациях.

Мораль

Еще одно свойство человечества — нравственность. Ранее считалось, что это закон разумной жизни, который был послан человеческому роду с небес. Мораль всегда была неизменной основой человечества, это неписаный закон отношений между людьми. Это качество есть в каждом, и его основа — не что иное, как совесть. Нравственность всегда поддерживает духовное и психическое здоровье человека. Это качество помогает человеку оставаться не только членом общества потребления, но и быть готовым к выполнению своего морального долга. Моральное развитие является неотъемлемой частью человечества.

Черты характера, составляющие человечность

Про человечность говорят в том случае, когда в характере индивида отмечаются такие черты, как:

  • желание найти справедливость;
  • уважение к другим, вежливость;
  • гуманность, отказ от жестокости и грубости;
  • честность и искренность;
  • доброта и доброжелательное отношение;
  • отзывчивость;
  • скромность;
  • культурность;
  • способность к эмпатии, проявлению сочувствия;
  • милосердие, готовность прийти на помощь в критической ситуации;
  • самопожертвование, самоотверженность;
  • альтруистичность;
  • бескорыстность;
  • воспитанность, высокий морально-нравственный уровень;
  • толерантность, терпеливость, снисходительность;
  • умение прощать ошибки товарищей;
  • истинный интерес к людям, их проблемам, доверительному общению;
  • открытость;
  • великодушие, благородство.

Эссе на: «Человечность: аргументы

Те студенты, которые пишут эссе на эту тему, могут привести в своей работе следующие аргументы. Во-первых, можно утверждать, что человечность всегда соотносится с нравственностью; Во-вторых, как уже было сказано, это качество всегда включает в себя способность сочувствовать. Кроме того, тот, кто человечен, относится с терпимостью к другим, которые отличаются от него.

См. также: ГЕНЕАЛОГИЯ — что это. Функции и методы генеалогии


Человечность

В чем проявляется человечность

Примеры человечности и ее проявления можно найти в поступках индивида, в его отношении к жизни. Если человек умеет быть человечным, то это качество выражается в следующих моментах:

  • четком осознании собственной миссии в этом мире;
  • отказе от высокомерия;
  • развитой силы воли;
  • готовности жертвовать собственными интересами ради интересов близких или даже целого государства;
  • стремлении человека помочь нуждающимся, поддержать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации;
  • уважительном общении с разными категориями людей;


Сплоченный коллектив, основанный на принятии друг друга детьми

  • способности понять точку зрения человека, принять его таким, какой он есть;
  • понимании слабостей, наклонностей и потребностей того или иного партнера по общению;
  • принятии участия в коллективных видах деятельности с сохранением уважительного общения;
  • высоконравственном отношении к людям и их потребностям;
  • отсутствии эгоистических линий в поведении;
  • умении тактично сделать замечание хаму;
  • заботливом отношении к животным;
  • умении сделать правильный выбор, противостоять соблазнам.

Все проявления гуманности у человека направлены на то, чтобы сделать этот мир лучше. Конечно же, человечный индивид все преобразования глобального масштаба такой человек начинает с себя. Главной тема его жизни заключается в духовной чистоте и постоянном самосовершенствовании.

1.5. Также необходимо подробнее остановиться на марксистском (социалистическом) гуманизме.

Согласно марксистской теории, гуманизм – мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV – XV веках, получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII – начала XIX веков в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».

В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский

,
социалистический гуманизм
, который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого».

Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и – в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».

Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты марксистского гуманизма:

утверждение «неразрывности связей личностей с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма»;

провозглашение «пролетарского, социалистического интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия»;

признание человеческого труда высшей ценностью жизни, забота об его всестороннем развитии, о создании «счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством»;

«оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты».

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения.

Как формируется человечность

Закладывать основы гуманности в ребенке нужно с детства. Это главная задача родителей. Азы человечности формируются в семье, когда дети перенимают гуманный опыт старшего поколения. По мнению психологов, сензитивным периодом формирования гуманности в ребенке является возраст 3 лет, когда наиболее ярко проявляется стремление ребенка быть похожим на взрослых, самостоятельно делать что-то, принимать участие во «взрослых» делах, помогая родителям.

Успех воспитательных воздействий во многом определяется тем, являются ли родители и ближайшие родственники семьи гуманными людьми. Ребенок научится по-человечески относиться к окружающим только в том случае ,если будет видеть пример человечности рядом.

Основными методами формирования человечности являются простые бытовые действия. Например:

  • совместное чтение и последующее обсуждение художественных произведений;
  • предъявление к ребенку разумных требований со стороны взрослых, аргументированные ограничения свободы действий;
  • воспитательные беседы, анализ каждого проступка;
  • похвала за позитивные поступки;
  • взаимопомощь и взаимовыручка;
  • формирование стремления помогать старикам;
  • привлечение детей к семейным делам, бытовым обязанностям;
  • сохранение семейных традиций.

Однако не только семья влияет на развитие гуманного отношения к окружающей действительности у ребенка. В семье закладываются только основы такого мировоззрения. Затем на этом базисе педагоги в школе формируют человечность у детей, изучая темы и разделы разных дисциплин, анализируя примеры из жизни. Кроме того, морально-нравственный компонент в структуре личности развивается через систему внеклассных и общешкольных воспитательных мероприятий, которую реализуют классные руководители и педагоги-организаторы в течение учебного года.

Анализ литературных произведений и написание сочинений-рассуждений школьников формирует у них умения анализировать поступки героев, формировать собственное мнение относительно добра и зла. На уроках литературы, обществознания, истории школьники учатся разбираться в людях. У них формируются социально одобряемые личностные качества. Воспитательная работа, реализуемая в школе, направлена на формирование такого выпускника образовательного учреждения, который сможет сформировать вокруг себя психологически здоровое окружение и выбрать правильный жизненный путь.

Откуда берутся бесчеловечные люди

Примеры человечности в повседневной жизни были бы не так заметны, если бы абсолютно все члены общества проявляли гуманное отношение друг к другу. Но репортажи в СМИ и то, что можно увидеть на улице, убеждают в том, что рядом с человеколюбием уживается и бесчеловечность.

Откуда берутся бесчеловечные люди? Ответ прост: из неблагополучных семей, где родители не уделяют должного внимания формированию достойных граждан.

Бесчеловечные люди появляются, если:

  • в детстве к ним применяют жестокие методы воспитания;
  • дети становятся свидетелями родительских скандалов;
  • ребенок наблюдает неуважительное отношение родителей друг к другу;
  • с ними грубо обращаются сверстники, такие дети терпят унижения с их стороны;
  • среди товарищей они являются изгоями;
  • в детстве у ребенка была травмирующая ситуация, после которой ему не была оказана психологическая поддержка и помощь.

Бесчеловечные люди ведут себя преступным образом. Они ввязываются в драки, оскорбляют других, могут даже совершить убийство. Привычными для них занятиями являются варварство, вандализм, экстремизм. Они так себя ведут, потому что чувствуют мнимую враждебность окружающего мира. Так происходит ,потому что в детстве у них не сформировалось уверенность в безопасности и защите. Именно поэтому недолюбленный родителями человек, у которого было тяжелое детство, проявляет агрессию по отношению к тем, кто слабее него. Демонстрируя силу, он стремится защитить самого себя.

Антигуманное отношение может быть направлено на окружающих, животных, культурные или природные объекты. Люди, лишенные человеколюбия, самоутверждаются за счет других и компенсируют те страдания, которые перенесли в детстве. Структуру личности бесчеловечных людей составляют такие черты, как:

  • равнодушие к проблемам других людей;
  • низкий уровень культуры;
  • аморальное поведение;
  • озлобленность;
  • жадность;
  • корыстность;
  • злорадство;
  • зависть;
  • бессовестность;
  • склонность к предательству;
  • отсутствие сострадания;
  • мстительность;
  • беспощадность, жестокость;
  • хладнокровность;
  • эмоциональная черствость;
  • агрессивность;
  • эгоистичность.

В асоциальных и неблагополучных семьях дети не видят образцов гуманности и человечности, морально-нравственные основы личности не формируются. В такой ситуации воспитательная работа школы или любого другого образовательного учреждения оказывается неэффективной, так как подросток, который не испытал нежности, ласки, любви и заботы, не научится их проявлять.

Забота о детях, стариках

Одного мудреца спросили, какое общество он мог бы назвать развитым, благополучным. На это мудрец ответил, что считает цивилизованным только то общество, в котором уважают старших и заботятся о младших. Действительно, о человечности общества можно судить по тому, как в нем относятся к беззащитным, нуждающимся в заботе.

В эту категорию, прежде всего, входят пожилые люди. Прожив длинную жизнь, старики накопили богатый жизненный опыт, который они передают подрастающему поколению. Именно поэтому к пожилым людям чаще остальных обращаются за советом, помощью. При этом старики чувствуют себя незащищено, их периодически беспокоит плохое самочувствие, часто возникают проблемы со здоровьем. Проявление заботы о стариках говорит о человечности, доброте и других высоких качествах личности.

В пожилом возрасте работать становиться труднее, бабушки с дедушками выходят на пенсию. В большей степени они нуждаются не в материальной помощи, а в общении, моральной поддержке. Увидев, что человек проявляет заботу о пожилых людях, можно быть уверенным, что он станет хорошим другом, родителем для своих детей, надежным спутником жизни.

В проявлении заботы особенно нуждаются дети. В младенческом возрасте жизнь ребенка полностью зависит от родителей. В процессе взросления забота родителей о детях не прекращается, дети являются беззащитными в обществе, не могут себя обеспечивать, не сформировались как личность. Безответственные родители бросают детей, предоставляя их самим себе, таких детей ждет трудное будущее, проблемы с развитием. Поэтому, родители должны осознавать ответственность перед обществом, за жизнь и гармоничное развитие своего ребенка.

Равнодушие как форма бесчеловечности


Равнодушие как форма бесчеловечности
Ошибочно полагать, что эмоционально холодный человек, которого не трогают чужие беды и несчастья, является гуманным. Кончено, не вежливо лезть в чужую жизнь и разбрасывать советы направо и налево, когда о них не просят. Но и отсутствие стремления облегчить страдания несчастного, разделить его боль – это тоже не пример человечности.

Человечность и социальная пассивность несовместимы. Если человек не интересуется тем, что происходит вокруг, отдаляется от коллектива, предпочитает одиночество живому общению, то у него не остается возможностей проявить человечность. А это социальное качество необходимо постоянно тренировать. В отсутствии практики они гаснет, а человек черствеет. Он уже не способен искренне любить, дружить и совершать возвышенные поступки.

Равнодушие опустошает индивида, обесценивает его жизнь. Пустота в душе требует заполнения, поэтому человек ищет хоть какие-то варианты заполнения этой пустоты. У него повышается риск совершения асоциальных поступков, ведь такой индивид не склонен испытывать угрызения совести, стыд и чувство вины.

Согласно религиозным воззрениям, равнодушие – это грех. Как показывает практика, самые страшные преступления совершаются с молчаливого согласия на эти действия со стороны равнодушных личностей.

Кто такой гуманист

Кто такой гуманист, догадаться несложно. Это и есть индивид, любящий человека и человечество в целом.

Такие личности не делят других на плохих и хороших, принимают их такими, какие они есть на самом деле, прощают оступившихся и дают шансы на исправление, помогают тем, кто в этом нуждается. Они не могут оставаться равнодушными к людскому горю, так как обладают высоким уровнем эмпатии – переживают чужие беды, как свои.

Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, безусловной любви, имеющие гибкое мировоззрение: они не ждут от других идеальности, способны войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества.

Беспристрастный, максимально объективный, не имеющий жестких установок гуманист – это в первую очередь творческая личность.

Ведь для него нет рамок, он спонтанен, не привязан к «хорошо» и «плохо», стереотипам и условностям, навязанным обществом. Благодаря внутренней свободе, он свободен внешне и потому постоянно получает различный жизненный опыт, развиваясь духовно и физически.

Преимущества человечности

Каждый человек, достигнув сознательного возраста, имеет возможность выбирать, как ему поступать. Очевидными преимуществами человечности являются:

  • обретение душевного спокойствия и позитивного самовосприятия;
  • осознание собственной силы, гордость своими достижениями;
  • нахождение своего места в жизни, в коллективе;
  • радость от того, что можно быть полезным для кого-то;
  • развитие силы воли, толерантности;
  • возможность получить признание среди членов коллектива;
  • сохранение доброжелательных отношений с начальством и коллегами;
  • обретение гармоничных отношений в семье;
  • любовь и понимание со стороны окружающих.

Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.

Задать вопрос

Проблемы человечности

Человечность является социальным феноменом. Социологами выделены основные проблемы человечности:

  1. природа человечности до конца не изучена. Как показывает практика, сформировать это качество личности можно не у всех людей. На основании этого ученые высказывают предположение о биологической природе человечности. Если это качество является врожденным, стоит ли прилагать усилия для его искусственного воссоздания?
  2. В условиях реальной жизни данная личностная черта не всегда проявляется закономерно и последовательно. Это связано с тем, что даже душевным людям свойственно ожидать благодарности и одобрения своим действиям. Но получить их не всегда получается. Человек, который нуждается в помощи и заботе, порой не имеет личностного ресурса для того, чтобы благодарить. Не принимая это в учет, человек, совершивший добро, разочаровывается в нем. Вероятно ,в следующий раз, стоят перед нравственным выбором, он откажется от проявления гуманизма.
  3. В современном мире существует множество синонимичных понятий. Так, термины «доброта», «гуманизм», «гуманность», «милосердие», «человечность» близки по значению. Но в то же время их содержание различно. Каждое из этих понятий имеет свои нюансы. В результате этого индивидуальные представления родителей и педагогов о том, что же все-таки стоит понимать под человеколюбием, сильно разнятся. Это приводит к тому, что усилия агентов социализации не имеют четко заданного определенного направления. Все стараются сформировать достойного гражданина, не имея при этом однозначного четкого образца желаемого результата.
  4. На сегодняшний день нет валидного психолого-педагогического инструментария, который позволил бы получить достоверную информацию об уровне человечности того или иного испытуемого. Есть методики, направленные на изучение степени выраженности того или иного компонента человечности (уровня воспитанности, например). Но на основании результатов данных методик не представляется возможным составить четкое представление о том, каким уровнем человечности обладает тот или иной испытуемый.
  5. Некоторые люди приравнивают человеколюбие и доброжелательность к душевной слабости. Они полагают, что в условиях современного мира быть человечным невыгодно. Проявляя гуманное отношение к окружающим, человек рискует собственной безопасностью, своим богатством. В общественном сознании прочно укоренился стереотип о том, что, проявляя гуманное отношение к окружающим, человек рискует собственной безопасностью. Если у родителей такое отношение к человечности, будут ли они сознательно тренировать данное качество у своих детей?
  6. Задача сохранения личных границ и границ другого человека становится актуальной проблемой проявления человечности. В жизни часто происходят такие ситуации, когда воспитанные люди предпочитают не вмешиваться в ту или иную ситуацию, требующую нравственного выбора, так как опасаются показаться навязчивыми, излишне любопытными. Однако, если задуматься, риск показаться слишком навязчивым должен пугать меньше, чем возможность прослыть равнодушным.


Сложный путь саморазвития

Гуманизм – виды

Существует несколько классификаций гуманистов, которые отличаются критериями выбора. Если ориентироваться на исторический источник и содержание, то можно выделить девять типов гуманистов: философские, коммунистические, культурные, научные, религиозные, светские, рабовладельческие, феодальные, природные, экологические и либеральные. Стоит рассмотреть, какой бывает гуманизм по приоритетности:

  • народный – живущие ради счастья народа;
  • правозащитный – выступающие за права и свободы всех людей;
  • пацифистский – люди-миротворцы, которые ведут борьбы против всего вредного на земле;
  • общественный – оказывающие помощь детям, инвалидам и другим нуждающимся.

Как развить в себе человечность

Выше было сказано о том, что большую роль в развитии человеколюбия у индивида играет его семья. Но это не означает, что человек из неблагополучной семьи не сможет сознательно сформировать у себя возвышенное отношение к окружающим.

Чтобы развить в себе человечность, нужно:

  1. Найти в ближайшем или отдаленном социальном окружении человека, который мог бы считаться образцом милосердия. Чтобы организовать собственную жизнь в соответствии с принципами человеколюбия, нужно окружить себя доброжелательными людьми.
  2. Развитию человечности способствует участие в волонтерском движении. Бескорыстная помощь нуждающимся пробуждает в глубине души индивида истинную любовь к людям, бережное отношение к их чувствам.
  3. В общении с друзьями важно учиться слушать, а не говорить. Часто именно с искренней помощи друзьям начинается путь человека к Богу.
  4. Человеку, который решил благородно относиться к окружающим, безвозмездно помогать нуждающимся, нужно выработать правильное отношение к благодарности. Кончено, каждому приятно получить благодарность за добрый поступок, но это не должно быть самоцелью. Не стоит делать поспешные выводы о человеке ,если он не поблагодарил своего спасителя.
  5. Важно научиться прощать людей, которые однажды причинили боль и отпускать обиды. Злопамятность и обидчивость – это те черты характера, которые необходимо корректировать. Причиной их появления являются непроработанные негативные эмоции. Если не получается отпустить разрушающие чувства самостоятельно, нужно обратиться за помощью к психологу.
  6. Человеколюбие складывается из таких компонентов, как интеллигентность, доброта и любовь. Это означает ,что гуманному отношению к людям нужно учиться, читая книги по философии ,педагогике, психологии. Также необходимо по-доброму смотреть на мир, научиться замечать в людях хорошее, а не зацикливаться на плохом. Чтобы полюбить мир и людей в нем, нужно полюбить самого себя. Это связано с самопринятием. Квалифицированный психолог поможет сделать это.
  7. Только критичное отношение к собственным поступкам поможет человеку научиться отличать добро от зла. Конечно, одного намерения стать человечным не достаточно для того, чтобы коренным образом поменять свою жизнь. Трансформация личности – долгий процесс. Облегчить переход от привычной модели поведения к человеколюбию может ведение дневника. В нем стоит подробно описывать и анализировать ситуации нравственного выбора и собственное поведение в них.

Факты о гуманизме

С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.

  1. Известный психолог А. Маслоу со своими коллегами еще в конце 50-х хотели создать профессиональную организацию, которая бы рассматривала проявление гуманизма в обществе со стороны психологии. Было определено, что в новом подходе на первом месте должны быть самореализация и индивидуальность. В итоге была создана Американская ассоциация гуманистической психологии.
  2. Согласно истории первым истинным гуманистом является Франческо Петрарка, который на пьедестал выдвинул человека, как интересную и самодостаточную личность.
  3. Многих интересует, что такое термин «гуманизм» при его взаимодействии с природой, так вот он подразумевает бережное отношение к среде обитания и проявление уважения ко всем живым существам на земле. Экогуманисты стремятся воссоздать утраченные элементы природы.

Примеры человечности из жизни

Примерами человечности в жизни могут служить:

  • героические поступки пограничников;
  • деятельность благотворительных фондов;
  • самоотверженная борьба врачей за жизнь человека;
  • волонтерская помощь школьников старикам;
  • донорство;
  • искреннее желание принимать участие в жизни близких, спрашивая у них: «Что случилось? Может, нужна помощь?»


    Волонтерская деятельность

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]