Гармоничная личность: отличительные черты и способы достижения

В статье рассказывается:

  1. Описание гармоничной личности
  2. Качества гармоничных и дисгармоничных личностей
  3. Факторы, мешающие гармоничному развитию личности
  4. 5 шагов к гармоничной личности

Многие хотели бы сказать про себя, что они – гармоничная личность, однако далеко не каждый способен это сделать. Часто считают, что жизнь в согласии с собой и миром является недостижимой мечтой, для осуществления которой нужно потратить многие годы. Действительно, у каждого этот путь занимает разное время, но воплотить мечту в реальность под силу любому.

Чтобы приблизиться к гармонии в собственной жизни, необходимо осознать, что вам мешает сейчас и чего вы хотите в итоге. В нашей статье мы расскажем, как стать гармоничной личностью, какие проблемы необходимо решить и какие шаги приблизят вас к этой цели.

Определение понятия

Гармоничная личность — человек, имеющий оптимально интегрированные динамические внутренние структуры, согласованность с окружающим миром, нормально протекающей жизнедеятельностью. Личность, которая развита гармонично — это индивид, имеющий равномерное развитие во всех сферах своей деятельности, у которого отсутствуют внутренние конфликты, наявна внутренняя гармония. Такой индивид имеет достижения в различных направлениях, но у него присутствуют специальные навыки или умения, которые выделяются на фоне остальных.

Гармоничной называется та личность, у которой присутствует баланс между внутренним и внешним миром.

  1. Под внутренней гармонией понимается осознание собственного «я». У человека отсутствуют внутренние противоречия, он осознал свои достоинства и недостатки, принял себя таким, каким он есть.
  2. О внешней гармонии говорят тогда, когда у личности отсутствуют любые проблемы с окружающим миром. Индивид имеет хорошие отношения с родственниками, коллегами, друзьями и даже с малознакомыми личностями.

Гармонично развитый человек радует окружающих своим умением ладить, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, душевным здоровьем.

Воспитание гармоничной личности напрямую связано со становлением жизненных ценностей и мотивов. Чтоб человек обрел гармонию, у него должен наблюдаться баланс между такими личностными новообразованиями:

  • мотивы;
  • потребности;
  • самооценка;
  • ценностные ориентации;
  • образ «я».

Гармоничным и разносторонним развитием личности называется формирование способностей, различных интересов, соответствующих разным сферам жизни человека, преобладание наиболее значимых личностных сфер.

Гармоничный характер и личность

Гармоничные черты характера—это совокупность индивидуально-психологиче­ских стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличност­ных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов.

Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимости

Таким образом, базой оценки гармоничности или негармоничности характерологичес­ких особенностей служит параметр отсутствия у человека конфликтов как внешних (т. е. с участниками коммуникации), так и внутренних. Условно можно говорить, что значи­мой для оценки характерологической гармоничности

является сфера обыденных взаи­моотношений, включающая сугубо психологические, тогда как
гармоничность личност­ная
определяется в большей степени социально-психологическими параметрами — соответствием и следованием нравственным требованиям.

Гармоничный характер условно представляет собой блок из двух групп психоло­гических параметров: 1) адаптивность; 2) самоактуализация.

Основным параметром гармоничного характера является адаптивность, характери­зующаяся успешностью приспособления человека к различным ситуациям, их измене­нию, а также эмоциональному (внутреннему или внешнему) принятию окружения. Адаптивность отражает значимость удовлетворения человеком социальных потребнос­тей, которую точно о. Можно утверждать, что человек для достижения внутренней и внешней гармонии обязан быть адаптивным. Однако нужно помнить о том, что способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне может обернуться дисгармонией характера в виде конформизма. Следовательно, для того чтобы говорить о гармоничности параметра адаптивности, необходимо уточнить его собственные свойства. Они составляют три группы, включающие: 1) реализм в вос­приятии окружающей действительности (перцептивная составляющая), 2) желание че­ловека адаптироваться к окружающей обстановке (мотивационная составляющая); 3) спо­собность адаптироваться — принимать окружающих такими, какие они есть (регулятив­ная составляющая).

Классическим примером гармоничной черты характера, отражающей параметр адаптивности, считается приветливость, включающая сочетание радушия, ласковости, учтивости, любезности. Приветливость — это способ демонстрирования принятия че­ловека человеком, отраженный в манерах и привычках. Внешние проявления приветли­вости направлены на избегание потенциальных или устранение имеющихся реальных конфликтных взаимоотношений между людьми. Внутренне человек может не испыты­вать симпатии к участнику коммуникации, но не демонстрировать антипатии. Привет­ливость — это форма вежливости, хороших и гармоничных манер, улучшающих про­цесс общения, а не обостряющих его. Однако приветливость считается гармоничной чертой характера лишь в случаях, когда используется к месту. Для того чтобы оценить ее как гармоничную, нужно проанализировать ситуацию, в которой она проявляется. Важ­но соответствие привычной реакции (например, приветливости) раздражителю или со­бытию. Если собеседник ведет себя нахально, оскорбляет человека или даже ему угрожа­ет, то приветливость нельзя назвать гармоничным ответом на хамство. Значимой являет­ся перцептивная составляющая, позволяющая реально оценивать, в каких случаях и при каких обстоятельствах следует использовать данную черту характера. Реализм же, как правило, базируется на феномене «здравого смысла».

Под здравым смыслом понимается познавательный процесс, в основе которого ле­жит адекватное (истинное) восприятие и понимание смысла поступков окружающих. Для того чтобы говорить о гармоничности характера человека, нужно оценить его здра-

Гармоничный характер и личность

вомыслие.

Он должен быть реалистом, т. е. человеком, руководствующимся в своей оценке происходящего сущностными, действительными параметрами, ясно и трезво понимающим суть и мотивы поведения окружающих. Здравомыслию противостоит в рамках дисгармоничности характера
феномен каузальной атрибуции,
проявляющийся в пристрастном и несоответствующим реальности понимании и объяснении мотивов поступков окружающих.

Вторая составляющая параметра адаптивности — мотивационная — отражает же­лание человека приспосабливаться к окружающим, иметь с ними гармоничные (бес­конфликтные или эффективные) отношения. Важную роль в мотивации процесса адап­тации к окружающим играет ценностная сторона жизни. Человек ранжирует жизненные события по ценности и значимости для того, чтобы решить, к каким из них ему следует приспосабливаться, а какие он может игнорировать или с какими он желает вступать в противоборство. Проявление упрямства как черты характера зависит от значимости си­туации, в которой упрямство демонстрируется. Ребенок не будет упрямым, если ему предложат съесть мороженое, но может упрямо противодействовать попыткам родите­лей заставить его надеть ту или иную не нравящуюся ему одежду. Человек может быть приветливым с людьми, кому он симпатизирует или от которых зависит решение каких-то его запросов, и неприветливым и даже подчеркнуто грубым по отношению к лицам, в коих совершенно не нуждается.

Регулятивная составляющая адаптивности отражает навыки и способности прояв­лять те или иные необходимые для коммуникации качества характера и компенсировать (скрывать или подавлять) неадаптивные. Скупой человек может стараться подавлять свою непрестижную черту, а трусливый — демонстрировать храбрость. Длительная регуля­ция неадаптивных черт характера способна привести к их полной компенсации, а иног­да — к гротескному проявлению противоположных качеств (гиперкомпенсации).

К параметрам, отражающим гармоничные черты характера, относится самоактуа­лизация,

которая так же, как и адаптивность, включает три составляющие: перцептив­ную, мотивационную и регулятивную. Эти составляющие частично совпадают с харак­теристиками, приведенными выше, частично дополняются иными качествами.

О гармоничности приветливости как свойства, отражающего и адаптивность, и са­моактуализацию, можно говорить лишь в случае, если человек не испытывает негатив­ных чувств в связи с внешним проявлением приветливости. Если на уровне адаптивнос­ти гармоничным считается принятие других и мира, то на уровне самоактуализации — принятие себя. В принятии себя отражается реализм в оценке своих качеств, способнос­тей и возможностей, понимание и принятие выработанных ценностей и насущных по­требностей, жизнь с самим собой в согласии, изживание психологических комплексов или примирение с ними.

Принятие себя начинается с реальной самооценки

и формирования
самоуважения.
Важная характеристика гармоничности самооценки — ее гибкость. Существенным для оценки дисгармоничного характера считается и выявление ригидности самооценки в сторону либо завышения, либо занижения. В рамках гармонии характерологических черт человек не склонен однозначно оценивать свои способности, возможности и качест­ва. Типична легкость изменения оценки после действий, в которых представление о себе не совпало с реально выявившимися чертами. Наряду с самооценкой и производное от нее, значимое гармоничное свойство —
реальность и гибкость уровня притязаний.
Уровень притязаний, т. е. совокупность ожиданий, целей и притязаний относительно своих будущих достижений, рождается из двух противоположных тенденций (Братусь, 1988): тенденции поддержания своего «Я», своей самооценки на максимально высоком

Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимости

уровне и тенденции умерить свои притязания и избежать неудачи с целью не нанести урон самооценке. Самоуважение в рамках гармонии характера следует тем же законо­мерностям, что и самооценка, и уровень притязаний.

Другие важные качества самоактуализации, по А. Маслоу (1960), — спонтанность, простота, автономность и проблемная центрация.

Суть их заключается в естественно­сти проявлений всех черт характера, нежелании преподносить себя в гораздо лучшем свете, чем в реальности, в ситуациях, не требующих манипулятивного поведения. Особо следует отметить качество автономности, т. е. независимости в принятии решений и оцен­ке ситуаций от мнения окружения, собственных ожиданий (экспектаций), желаний и потребностей. При гармоничном складе характера отмечается адекватное распределение локуса контроля над ситуациями (от внутреннего до внешнего). Суть адекватного рас­пределения заключена в известном правиле гармоничного человека: он должен обла­дать способностью изменять ситуации, поддающиеся изменению, принимать такими, какие они есть, не поддающиеся изменениям ситуации и научиться различать их.

Перечисленные качества лежат в основе одного из наиболее существенных пара­метров гармоничного характера — зрелости. Зрелость

(в психологическом смысле) — это способность приспосабливаться к среде по законам житейского разума (Зейгарник. 1986). Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных устремлений с го­товностью выполнять скромные, земные задачи ради этих высоких устремлений. Зре­лость включает психологическое умение человека «разводить» идеальные и реальные цели. В противовес зрелости характерным для дисгармоничного характера выступает
инфантилизм
(незрелость, детскость). К инфантильным свойствам относят наивность, несамостоятельность, нездравомыслие и т. п.

Представленность различных параметров в рамках гармоничного и дисгармонич­ного характеров продемонстрирована в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика гармоничных и дисгармоничных черт характера

Гармоничный характерДисгармоничный характер
АдаптивностьДез адаптивность
ЗрелостьИнфантилизм
ЗдравомыслиеНездравомыслие
ГибкостьРигидность
Реализм в оценке окружающихИспользование каузальной атрибуции
Реальность самооценкиНереальность самооценки
СамостоятельностьНесамостоятельность
АвтономностьЗависимость
Простота, естественностьНеестественность
Проблемная центрацияЦентрация на несущественных параметрах
СамоуважениеКрайние варианты отношения к себе (самоуни-
чижение, самовосхваление)
Разумное сочетание эгоистическихЭгоцентризм
и альтруистических целей

Гармоничный характер и личность

Проявления черт характера весьма разнообразны. В отличие от свойств темпера­мента, они не имеют амотивационного смысла, а всегда мотивационно опосредованы, т. е. закрепление в процессе социализации характерологических привычек, манер, сти­лей мышления и поведения связано с требованиями окружающего общества (микро- и макросоциума), а также с целями, мотивами и потребностями человека.

Характерологические свойства можно разделить на две группы: базисные (терми­нальные) и инструментальные. Первые должны способствовать удовлетворению сущ­ностных потребностей человека (создавать в первую очередь внутреннюю гармонию), вторые — удовлетворять запросы общества (создавать внешнюю гаромничность). Н. Пе-зешкиан (1988) назвал их актуальными первичными и вторичными способностями. Диф­ференциально-аналитическая концепция Н. Пезешкиана позволяет оценивать как нор­му, так и аномалии характера, а также определить причины явных и скрытых межлич­ностных конфликтов.

Феноменологически особенности характера представлены широким спектром черт, формируемых в процессе воспитания. Вот лишь некоторые из них: пунктуальность, чи­стоплотность, организованность, послушание, вежливость, доверчивость, уверенность в себе, старательность, бережливость, надежность, точность, терпеливость, прямота. Каждая из них способна выступать в альтернативной форме и отражать аномалию раз­вития характера.

В структуре индивидуальности личность занимает высшую ступень иерархической лестницы. Личностные качества формируются на базе нижележащих уровней, однако не определяются исключительно их типами и свойствами. В отличие от типов темпера­мента и черт характера, являющихся устойчивыми и практически неизменными пара­метрами психической индивидуальности, качества личности могут изменяться в течение жизни, иметь тенденцию к разнонаправленное™, в зависимости от внешних и внутрен­них устремлений. На уровне личностных свойств и качеств, так же как и на уровне темпе-раментальных и характерологических особенностей, возможна гармоничность и лис гармоничность. Нередко девиантные формы поведения связаны с личностной ано­малией.

Личность— это относительно устойчивая система социально значимых черт, характе­ризующая индивида как члена того или иного общества или общности. Другими словами, для становления и проявления личностных качеств существенное значение имеет социум. Если свойства темперамента или черты характера могут проявляться вне зависимости от социального окружения (к примеру, эмоциональность, чистоплотность и аккуратность от­шельника, не видящего людей многие годы), то качества личности невозможно проявлять вне общения и взаимодействия с людьми или иными живыми существами.

Нередко личностные качества смешивают с индивидуально-психологическими и ис­пользуют в качестве синонимов слова «личность» и «индивидуальность». Л. М. Баткин (1987) в связи сэтим писал, что в разные эпохи в разных странах для обозначения этих понятий использовались различные термины. Так, греки, имея в виду индивида с социаль­но значимыми чертами, говорили о «добром муже», «герое», «мудреце». Римляне при­меняли термин «гражданин», индусы — «атман», англичане XVIII в.— «джентльмен».

Основными отличиями личностных качеств от характерологических черт являются: степень волевой регуляции поведения, использование нравственных оснований, миро­воззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков.

Если поступок или система поступков как отражение особенностей характе­ра совершаются в силу выработанной и усвоенной индивидом традиции, привычки и до определенной степени автоматизированы, то в рамках личностных качеств они опосре-

Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимости

дуются мотивами, интересами, склонностями, потребностями и регулируются с помо­щью волевых актов.

Ю. М. Орлов (1991) в зависимости от истоков поведения предложил разделять людей на две категории: «людей привычки» и «людей воли». Первая в своей деятельности бази­руется на характерологических особенностях, вторая — на личностных. Типы характера различаются лишь направленностью и сферой применения «привычек». Человек по привычке может быть пунктуальным, чистоплотным, аккуратным или прилежным. Если черты характера сформированы, то поступки индивида не требуют от него приложения каких-нибудь усилий для их выполнения. Однако в жизни привычка может идти вразрез с требованиями обстоятельств, и тогда возникает необходимость сделать волевое усилие для совершения малоинтересного или кажущегося неактуальным действия. Волевая ре­гуляция деятельности основана на социальных потребностях, формирующихся в период зрелости человека. Это потребности принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное положение, пользоваться вниманием и привязанностью окружаю­щих, быть объектом уважения илюбви.

Немаловажны и социальные потребности «для себя» (Симонов, 1986) —
потребности в самоуважении и самоактуализации.
Для удовлетворения социальных потребностей человек в процессе воспитания и самовоспитания стремится обрести общественно поощряемые нравственные качества и сформировать социально одобряемое и разделяемое референтной группой или кол­лективом мировоззрение. А также выработать качества, на основании которых он смог бы принимать и уважать себя. К личностным качествам можно отнести доброту или злобу (к примеру, добросердечность, добропорядочность или непорядочность, альтру­изм или эгоизм, филантропию или мизантропию), любовь или ненависть (жалость или черствость, неравнодушие или равнодушие), верность или неверность, храбрость или трусость, оптимизм или пессимизм, стыдливость, совестливость или бессовестность, алчность или щедрость, лживость или честность, справедливость и правдолюбие и др.

Стать личностью означает, во-первых, занять какую-либо жизненную позицию, преж­де всего определяющую нравственные приоритеты; во-вторых, в достаточной степени осознать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками и делами (Братусь, 1988). Занятие жизненной позиции и выработка для ее поддержания значимых личностных качеств определяется личностным смыслом,

личностным значе­нием, которые должны ответить на вопрос, ради чего совершается или должно быть совершено то или иное действие. Личностный смысл выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности, он создается в результате отражения субъек­том отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). То есть личностный смысл порождается отно­шением мотива к цели.

Одна из важных характеристик личности — ценностная ориентация

или
личност­ные ценности.
Под личностными ценностями понимают осознанные и принятые чело­веком общие смыслы его жизни. Индивид в процессе становления личностных качеств овладевает философией жизни, производит ранжирование ценностей в зависимости от нравственных устремлений, решает наиболее трудный вопрос о
смысле жизни.
Б. С. Братусь (1988) предложил при оценке личностных качеств использовать уровне-вую характеристику смысловых сфер. Он выделил четыре уровня: прагматический, эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный.

Нулевой уровень— это соб­ственно прагматические, ситуационные смыслы, определяемые самой предметной ло­гикой достижения цели в данных конкретных условиях. Исходным моментом первого уровня являются личная выгода, удобство, престижность. В рамках второго уровня смыс-

Зависимость — норма или патология?

ловым моментом отношений к действительности становится близкое окружение чело­века (семья, группа), которое он либо отождествляет с собой, либо ставит выше себя в своих интересах и устремлениях. Третий уровень включает в себя коллективистскую, общественную и, как свою высшую ступень, общечеловеческую смысловую ориента­цию.

Немаловажным параметром личности считается ориентация ее целей и потребнос­тей. Выделяют два типа ориентации: индивидуализм

и
коллективизм.
Под индивидуализ­мом понимается приоритет целей и потребностей индивидуума в сравнении с потреб­ностями основных групп (семья, коллектив, общество). При коллективистской модели личные ценности и потребности подчинены потребностям группы. Однако взаимоот­ношения людей в обществе более разнообразны и способствуют формированию четы­рех комбинаций индивидуализма и коллективизма, что, в свою очередь, определяет раз­витие тех или иных личностных качеств. Различают горизонтальный и вертикальный ин­дивидуализм и коллективизм.

Для аддиктологии как раздела психиатрии и психологии девиантного поведения зна­ние механизмов формирования личностных качеств и механизмов становления характе­рологических свойств весьма актуально. Их актуальность связана с распространенными изменениями характера и личности, появляющимися у людей с возникновением сома­тического или психического заболевания, перенесших жизненные потрясения.

В. Франкл (1987) основополагающими качествами гармоничной личности называл духовность, свободу и ответственность.

Духовность отражает нравственную сторону жизни, формируя качества личности, нацеленные на благо других. Свобода представля­ет собой
свободу по отношению к влечениям, наследственности и среде.
Экзистенци­альный анализ признает человека не только свободным, но и ответственным. Человек в первую очередь ответственен за поиск и осуществление смысла и реализацию ценнос­тей. По мнению Франкла, он несет
ответственность за наслаждение и ценность, вле­чение и смысл перед совестью и Богом.
Таким образом, под гармоничной личностьюследует понимать индивида, в процес­се социализации осознанно сформировавшегося как человек, обладающего ответствен­ностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и авто­номностью в принятии решений, руководствующегося в своей жизни нравственными законами. Можно утверждать, что гармоничная личность живет в соответствии с деви­зом: «Мне никто ничего не должен». Этот принцип следует понимать как отказ от предъяв­ления претензий окружающим (родителям, детям, государству и пр.) в случаях жизнен­ных неудач. В рамках аддикций все перечисленные качества предстают инверсными. Ответственность заменяется долженствованием, самостоятельность — зависимостью, нравственность — безнравственностью.

Характерные проявления гармонично развитого человека

Вы сможете назвать себя гармонично развитым при наличии следующих проявлений:

  • наличие спокойного настроения, преобладание позитивных эмоций;
  • главная жизненная опора – «я сам», не взваливаю свои проблемы на обстоятельства;
  • положительное отношение к собственной персоне, даже при выявлении определенных недостатков;
  • гибкость эмоционального состояния;
  • наличие здорового образа жизни;
  • принятие того, что есть «зло» и «добро», что в мире присутствует «темная» и «светлая сторона»;
  • реальный взгляд на происходящее в окружающем мире;
  • хорошие отношения с членами семьи, с коллегами и друзьями;
  • наличие жизненных целей и их достижение;
  • общая удовлетворенность жизнью;
  • умение ограничивать себя в желаниях, выбирать приоритетные;
  • умеренное проявление темперамента;
  • доброжелательное отношение к незнакомым людям;
  • умение правильно растрачивать энергию;
  • желание познавать все новое;
  • единство с природными ресурсами, ощущение красоты природы;
  • наличие творческой деятельности.

Гуманистическая модель развития ребенка

В современной педагогике ведущая идея – воспитание гармоничной развитой личности с помощью гуманистической модели.

Чтобы стать гармоничной личностью, ребенок должен всесторонне развиваться.

Ее основные позиции:

  1. Каждый человек – неповторим.
  2. Для него обязательным является формирование нравственных ценностей.
  3. Человек должен понять, в чем смысл его существования.
  4. Каждый индивид должен быть внутренне свободен, что выражается в желании самосовершенствоваться.

Поскольку человек – это целостная система, то изучать его следует с разных сторон. При этом важно понимать, как он видит мир и себя в нем. Нужно осознавать, что он – активный и творческий индивид.

Внутреннее развитие человека длится всю жизнь. Этот процесс индивидуален и имеет разную интенсивность. Только активные действия приведут к положительному результату. Если же не прилагать к этому никаких усилий, то можно остаться посредственностью – никому не интересной и не привлекательной.

В любом возрасте можно улучшить качество жизни благодаря внутреннему росту. Чтение книг, изучение иностранных языков, воплощение своих юношеских идей, творчество, общение с интересными людьми помогают этому процессу.

Проблема дисгармонии

Важно также знать о характерных проявлениях дисгармоничной личности:

  • замкнутость;
  • нарушения в эмоциональной сфере;
  • немотивированная агрессия;
  • проблемы с поведением;
  • мнительность;
  • наличие сомнений и страхов.

Присутствие вышеизложенных черт характера приводит к развитию неадекватной самооценки.

У дисгармоничных индивидов осознанная жизнь и неосознанные аффекты препятствуют нормальной жизнедеятельности и развитию личности. Налицо внутриличностный конфликт, который приводит к невозможности правильно принимать решения, адекватно на них реагировать даже в элементарных ситуациях. Влиять на развитие подобных конфликтов могут, как внешние, так и внутренние условия.

  1. Внешние характеризуются отсутствием возможности удовлетворить глубоко значимые мотивы. У человека появляется противоречивость между его желанием и тем, что он реально может сделать. Тут важно определиться с жизненными приоритетами. Иногда не будет лишним посетить психолога или психотерапевта, потому что проблема может скрываться глубоко, например, не исключено наличие детской психотравмы.
  2. К внутренним может относиться субъективная неразрешимость, проблематичность появившейся ситуации. Разрешить такой внутриличностный конфликт можно только в том случае, если индивид поменяет свое отношение к конкретному случаю, и у него сформируются новые мотивы, позволяющие вернуться к нормальной жизнедеятельности.

Что такое внутренняя гармония

В 2021 году учеными было проведено крупномасштабное международное исследование, в котором почти три тысячи человек были опрошены о том, что такое счастье и что больше всего ему способствует. Полученные результаты выявили сильную межкультурную тенденцию рассматривать счастье с точки зрения как положительных эмоций, так и чувства внутреннего спокойствия и гармонии. Авторы исследования подчеркнули, что, по результатам опроса, влияние внутренней гармонии на уровень счастья гораздо выше, чем отмечается в психологической литературе.

Так что же собой представляет внутренняя гармония? Внутренняя гармония – это совершенное состояние души, ума, тела и сердца, когда человек принимает и реализует все свои желания, высокие цели и мечты. Внутренняя гармония – это высшее удовольствие, означающее способность человека сосредотачиваться на том, что действительно важно, а также его умение контролировать свои мысли.

Истинная внутренняя гармония не зависит от внешних условий и обстоятельств. Она дарует умиротворение и равновесие, а также способность оставаться спокойным, невозмутимым и контролировать себя даже в трудных и неприятных ситуациях.

Как воспитать в себе гармоничную личность

Существуют определенные принципы, следование которым позволит со временем обрести гармонию.

  1. Важно всегда оставаться собой. Сегодня можно встретить людей, которые не хотят демонстрировать истинные чувства даже самим себе, они ограничивают себя надуманными нормами и правилами. В итоге получается так, что человек и сам не знает, что именно ему хочется. Ввиду этого он не достигает никакого успеха, ведь, не зная, чего ты хочешь, не можно добиться желаемого. Поэтому прекратите следовать навязанным стереотипам, поймите, что вы должны быть самим собой, не стесняйтесь своих желаний и добивайтесь того, чего вы действительно хотите.
  2. Не стоит бояться перемен. Безусловно, многие люди планируют свою жизнь наперед. Однако, никто не застрахован от возможных изменений, непредвиденных ситуаций. Гармонично развитый человек отличается от обычного тем, что он позволяет себе ошибаться, он не винит себя за то, что что-то пошло не так, как хотелось бы, он способен адаптироваться к изменениям, не принимает близко к сердцу возможные провалы.
  3. Не помнить плохого. Некоторые люди через годы несут какую-то негативную информацию, хранят в своей памяти то, что и сегодня доставляет неприятные эмоции. Правильным является желание отпустить прошлое, понять, что его уже не изменить, что оно не должно воздействовать на будущее.
  4. Видеть красоту окружающего мира. Важно научиться распознавать прекрасное вокруг себя. Многие из нас привыкли к однообразным будням, не замечая, что происходит вокруг. Мало кто обращает внимание на пение птиц, на росу на листочках деревьев, на первые почки или раскрывшиеся бутоны цветов. А иногда стоит не нестись с бешеной скоростью на работу или учебу, а на секунду остановиться и оглядеться вокруг, заметить красоту природы. Также нужно почаще выезжать в лес, ходить в парк, чтоб непосредственно контактировать с окружающим миром.
  5. Смех продлевает жизнь. Научно доказано, что люди, которые положительно относятся к жизни, значительно реже подвергаются стрессу. Положительные эмоции благоприятно воздействуют на общее состояние здоровья. У человека снижается уровень тревожности.

Индивиду, желаемому обрести гармонию, нужно научиться придерживаться следующих практик:

  • самоконтроль — важно научиться противостоять своим пристрастиям, их контролировать;
  • способность анализировать совершенные поступки, на основании их делать выводы — это позволяет понять истинное желание, делать свои поступки ответственными и осознанными;
  • способность проводить анализ своих мыслей.

Теперь вы знаете, что собой представляет формирование гармоничной личности. Как видите, человек должен стремиться к гармонии со своим внутренним, духовным миром и всем, что его окружает. Старайтесь изменить свою жизнь в лучшую сторону, стремитесь к гармонии.

Факторы, мешающие гармоничному развитию личности

  • Сосредоточенность на партнере

Звучит парадоксально, но именно отношения, в которые мы вступаем, могут помешать обрести внутреннюю гармонию и испытать неподдельное счастье.

Встреча двух людей, каждый из которых имеет за собой собственный опыт, жизненные ценности, приводит к неизбежному столкновению их внутренних пространств. Со временем происходит их слияние: мы делимся друг с другом эмоциями и переживаниями, разделяем чувства партнера, знакомимся с его окружением, предоставляем место в своем, реализуем совместные планы, выстраиваем идеи общего будущего.

На самом деле, очень хорошо, когда отношения развиваются гармонично, есть общие интересы и стремления. Но здесь очень важно сохранять способность к самоконтролю, управлять собственными чувствами, не давать реальным мечтам превратиться в воздушные и недостижимые. Растворяясь в человеке, мы рискуем потерять себя.

Если однажды случится так, что он уйдет из нашей жизни, тогда что у нас останется? Боль, разочарование, обида? Будет ли жизнь обладать теми же красками, которыми она была напитана до этой встречи? Сможем ли мы удержаться на ногах и вернуться в прежнее русло, желая создавать и творить? Или больно ударимся, падая под натиском своих негативных эмоций, и станем ждать, пока нас кто-то не поднимет?

Гармоничная личность никогда не позволит чувствам взять верх над своим разумом, какими бы сильными и яркими они ни были. Она стремится сохранить свой внутренний мир от возможности быть разбитым даже любимым человеком, и всегда найдет путь восстановления после потери самостоятельно.

  • Зона комфорта: в рамках привычного

Очень популярными и модными сейчас стали рассуждения о наличии зоны комфорта и способах выхода из нее. А целью, побуждающей сделать такой шаг, является обретение уверенности в себе и повышение качества жизни.

Тайны подсознания. Для чего он нужен страх и как его преодолевать?

Любой психолог сегодня скажет нам, что из зоны комфорта выходить не просто можно, но и необходимо. Самое главное делать это обдуманно, просчитывая каждый свой шаг. В первую очередь необходимо определить границы этой зоны, понять, что для вас является просто непривычным, а что кажется странным, противоестественным или неприемлемым. В этом случае выходя из зоны комфорта, вы обречете себя на испытание. А это трудно даже для не закомплексованных людей.

Преодолевать себя и свои страхи на самом деле необходимо, чтобы вы всегда могли оставаться в ритме жизни. Но при этом очень важно осознать цели, ради которых вы готовы на это пойти, оценить возможные риски и предугадать потери. Иначе, регулярно подвергая себя таким насильственным действиям, вы просто «сломаетесь» и потеряете свои жизненные ориентиры.

  • Снимаем маски

Очень часто мы представляемся тем, кем хотят видеть нас не только окружающие, но и мы сами. Это есть не что иное, как самый настоящий самообман. Почему людям в своем большинстве так сложно оставаться собой?

Человека всегда привлекает успешность и внешность других людей, вызывает потребность иметь то же, что имеет кто-то другой. Зависть и желание быть похожим на другого, более благополучного человека, преследуют нас по пятам. Это нормально, когда есть некий идеал, которому хочется подражать, перенимать полезные привычки, искать пути достижения такого же успеха. Но при этом очень важно не терять свою личность и предназначение.

Вы злитесь, когда видите, что кто-то живет лучше вас, больше зарабатывает, имеет более привлекательную внешность. Вы обижаетесь на жизнь, которая лишила вас таких же возможностей. Но ведь это не так. Ваша судьба целиком и полностью принадлежит и зависит от вас самих.

Не нравится свой образ – меняйте: прическу, имидж, одежду. Ухаживайте за собой, уделяйте время внешнему виду. Работа не приносит удовольствия – займитесь поисками другой, научитесь чему-то новому, что позволит иметь дополнительный доход. Отношения с партнером зашли в тупик и приносят только разочарование – умейте освободиться от этого давления.

Сетования и жалобы на то, что у вас все плохо, а у других хорошо, нисколько не помогут вам достичь собственного идеала. Нужно получать удовольствие от всего, что вас окружает, и чем вы занимаетесь. Тогда вы поймете, что идете дорогой, ведущей к счастью.

  • Бесконечный круговорот желаний

Человеку нужно уметь мечтать, ставить себе цели, стремиться к ним – без этого невозможен внутренний рост и гармоничное развитие личности. Именно благодаря желаниям, мы способны реализовывать весь свой потенциал на их осуществление.

Мечты у всех разные, но лишь одно нас объединяет: момент исполнения заветных желаний. О, это чувство эйфории и удовольствия – наконец-то я получил то, чего так отчаянно хотел и к чему стремился. Сейчас мы счастливы, а что потом?

Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней

Мария Самарина Основатель крупнейшей онлайн-школы осознанности «Поток»

Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

Сократ

Какая твоя истинная мечта?

  • Хочешь жить удивительной жизнью?
  • Мечтаешь увеличить благосостояние?
  • Обрести новые искренние отношения?
  • Наладить имеющиеся отношения?
  • Осознать предназначение?

Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.

Мы подготовили инструкцию с дорожной картой, которая поможет исполнить любую твою мечту за 30 дней! И да, это бесплатно! Скачивай и пользуйся уже сейчас

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]