Сумеречное расстройство сознания – это внезапная и краткосрочная потеря ясности сознания. В этот период человек полностью отрешается от всего, что его окружает, или воспринимает мир искаженно. При сумеречном состоянии привычные автоматические действия сохраняются, но могут появиться бред и галлюцинации, вызывающие страх, тоску, агрессивное поведение, ярость.
Проходит приступ так же неожиданно, как и начался. Воспоминаний о нем у индивида не остается, но иногда они бывают отрывочными.
Сумеречное состояние сознания может длиться несколько минут, дней, а иногда и более продолжительное время. Оно обязательно требует серьезного лечения психиатрами, так как несет опасность и страдающему им человеку, и окружающим его людям. Поэтому в случае приступа необходима немедленная госпитализация.
Холотропное дыхание
Занятия йогой обычно начинаются с объяснения принципов правильного дыхания: ученикам рассказывают, как нужно вдыхать и выдыхать, чтобы очередная твоя смена позы не закончилась одышкой и красным лицом, воткнутым в пол. Техника холотропного дыхания же связана с его избытком.
В 60-е годы американские учёные были поглощены идеями изменённых состояний и влияния их на человека — то ли в целях создания суперсолдат, то ли в попытках сотворить новых Людей Икс. Итогом таких исследований стало изобретение ЛСД и прочих веществ, за которые им могут сказать спасибо современные рэйверы. Но после серии неудачных экспериментов (не было взрывов лабораторий или создания монстров — просто эксперименты не давали никаких результатов, кроме подопытных, гладивших ковёр) с веществами было покончено, и психолог Станислав Гроф придумал это самое холотропное дыхание, основываясь на истории дыхательных техник.
Этот метод строится на перенасыщении крови кислородом и гипервентиляции лёгких. Над тобой стоит инструктор и говорит тебе дышать быстро, а сейчас глубже, а сейчас быстро и глубоко. И ты так сильно надышался, что, по сути, отравляешься любимым кислородом. Продолжая следовать инструкциям тренера, ты от состояния перенасыщения переходишь к кислородному голоданию. И дальше начинаются «чудеса». Мозг, испытывая нехватку кислорода, теряет контроль над собой, а подсознание начинает набрасывать наиболее эмоциональные впечатления из прошлого. И твой «учитель» излечивает твоё больное сознание, пока ты задыхаешься. Неизвестно, насколько это действенно, но после процедуры тебе точно станет легче — в основном из-за того, что ты теперь можешь нормально дышать.
Кто-то после этих упражнений просто теряет сознание или испытывает головокружение, а некоторые буквально перерождаются и забывают о своих проблемах навсегда (возможно, эти те же люди, которые ждали столкновения с планетой Нибиру). Но всё может пойти по худшему сценарию: не трудно догадаться, что если клеткам, как и любому живому существу, не хватает кислорода, то в скором времени они могут умереть, а если отмирают клетки мозга, то очень скоро ты начнёшь пускать слюни, сидя за столом, или целыми днями будешь смотреть мультик про Дашу-путешественницу.
Техники, связанные с кислородным голоданием, используются и в других сферах жизни. Например, во время секса кому-то нравится, когда их душат (подробнее об этом и других жёстких любовных ласках можешь почитать в нашей статье). Ещё познакомиться с подобным изменённым сознанием ты мог в школе. Я помню, как у нас была распространена прогрессивная техника «собачьего кайфа», когда после нескольких приседаний тебя придушивал опытный специалист-старшеклассник и ты отключался или испытывал минуту бессознательного бреда. Я до сих пор не понимаю людей, которые тогда на это соглашались.
Измененные состояния сознания: психологический анализ
В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, «Вопросы психологии» (ISSN 0042-8841), 1998 год, № 3
Исследования проведены при финансовой поддержке РГНФ. Проект 97-06-08225
Целью настоящей статьи является обзор научных представлений о такой мало исследованной в академической психологии области, как измененные состояния сознания, и попытка рефлексии специфизирующих такие состояния признаков.
Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно сознанием и ведущим методом исследования был метод интроспекции, то открытие 3. Фрейдом бессознательных пластов психики значительно расширило рамки предмета психологической науки и породило новые, психоаналитические методы исследования. Нечто подобное наблюдается в конце XX в., когда психотерапия, психофармакология, этнография, антропология и другие научные направления вскрывают огромный пласт новой феноменологии, условно называемой измененными состояниями сознания (ИСС). Эта новая феноменология требует систематизации, осмысления и рефлексии с позиций академической науки, разработки собственных методов исследования.
Измененные состояния сознания (аltered states of consciousness) возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуаций; сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания; острых невротических и психотических заболеваний; когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, т. е. парадоксальных изречений, используемых буддизмом), парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС»; в гипнозе и медитации и др. В литературе ИСС определяется как психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики (Ф.Д. Гудман, 1983). Ч. Тарт (1972) определяет ИСС как качественную перестройку в индивидуальном паттерне психического функционирования.
Наиболее ранней формой фиксации и развития в человеческой культуре сознательного индуцирования ИСС и их активного применения с различными целями является шаманизм. В этнографии описаны измененные состояния, известные под названиями «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса, например, в процессе проведения шаманского обряда камлания и т. д. В дальнейшем ИСС и приемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в «народной» культуре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и др. Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и способам их регуляции связывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733—1815) были заложены основы гипноза и начато его активное терапевтическое использование.
В современной психологии разрабатываются различные модели, описывающие ИСС: дискретные, континуальные и дискретно-континуальные. Наиболее ярким представителем первого подхода является Ч. Тарт (). Основываясь на представлении о сознании как о сложно организованной, системной конструкции, он развивает концепцию прерывных, или дискретных состояний сознания. Под дискретным ИСС понимается новая по отношению к базисному дискретному состоянию (например, обычному бодрствованию) система, обладающая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной совокупностью психологических функций, которые обеспечивают ее стабильность и устойчивость даже при значительных изменениях отдельных подсистем или определенной перемене внешних условий. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному состоянию, называемый Ч. Тартом процессом наведения дискретного ИСС, происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подсистем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания. Аналогично происходит переход к следующему (например, к более глубокому) дискретному измененному состоянию. Все дискретные ИСС, по Ч. Тарту, представляют собой качественно различные динамические структуры, непрерывно изменяющиеся только внутри самих себя. К созданию теории дискретных состояний сознания Ч. Тарта привели исследования динамики изменения сознания при погружении индивида в гипнотический сон. Он обратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическому состоянию происходит по типу «квантового скачка». Основные подсистемы при этом резко перестраиваются и организуются в новую, стабильную системную конструкцию, характеризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинства структур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психических процессов.
Противоположной Ч. Тарту точки зрения придерживается К. Мартиндейл, являющийся представителем континуального подхода к моделированию ИСС. В своей теории непрерывных состояний сознания он основывается на предположении о том, что по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков и ИСС непрерывно переходят одно в другое (). Так, например, при приеме психоделических препаратов (например ЛСД), при гипнотическом или медитативном воздействии, при сенсорной депривации или постепенном засыпании индивид, погружаясь во все более глубокие состояния, плавно проходит не различные, а идентичные ИСС. При этом индуцирование ИСС при действии таких различных процессов происходит практически по одному и тому же механизму — постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания (бодрствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, архаичных структур сознания. В подтверждение своего подхода К. Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, при углублении психического заболевания происходит регрессия от обычного, «вторичного» способа мышления к пралогическому, «первичному».
К. Мартиндейл предлагает одномерную ось: вторичный процесс — первичный процесс, являющуюся основным измерением, вдоль которого изменяется не только мышление, но и все другие аспекты сознания. Так как ось одномерная, то различные ИСС отличаются только одним значимым параметром — положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одному и тому же состоянию сознания, приравниваются друг к другу. Верхняя точка такого одномерного измерения соответствует обычному, исходному состоянию сознания, а все остальные точки прямой — всевозможными ИСС, непрерывно переходящим одно в другое. Ниже верхней точки по оси регрессии располагаются состояния, возникающие при сенсорной депривации или монотонии, дальше располагаются неврозы, еще ниже — уровень, достигаемый при применении медицинских препаратов или слабых психоделиков, ниже — ИСС, индуцированные применением различных техник трансперсональной психологии, еще ниже — сны, за ними — глубокие гипнотические состояния, дальше — психозы и ИСС, вызываемые действием сильных психоделических препаратов типа ЛСД. Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС, вызываемых тем или иным способом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может проходить все остальные, менее глубокие ИСС. Например, с помощью медитативной практики, во всяком случае теоретически, может быть достигнуто любое ИСС, характеризующееся своей точкой на оси регрессии. К. Мартиндейл ссылается также на новое, интенсивно развивающееся направление в психофизиологии, в рамках которого для объяснения ИСС привлекается межполушарная асимметрия и появляются работы, описывающие изменение состояния как следствие изменения степени асимметрии мозга и показывающие, что любое отклонение асимметрии от нормы приводит к регрессии мышления и языка к более древним структурам ().
Представитель дискретно-континуального подхода А. Дитрих () в своей теории смежных состояний сознания опирается на работы В. Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого бодрствующее сознание, на окружности — бессознательное, а внутри круга — переходные структуры сознания, качественно различающиеся (разные радиусы), но сравниваемые друг с другом (принадлежащие одному концентрическому кольцу, т. е. равноудаленные от центра). С точки зрения В. Вундта, по мере удаления от центра к периферии отдельные психические состояния постепенно теряют свойство сознательности. А. Дитрих описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчетливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях (например, состояние нормы и состояние патологии). В свою очередь, каждое из обычных состояний сознания является центром своего собственного круга (модель В. Вундта), внутри которого располагаются ИСС, выражающиеся в градациях, степени выраженности исходного базового состояния. А. Дитрих показывает, что, хотя обычные состояния сознания бывают разные, наборы переменных, характеризующих ИСС различных кругов, часто линейно коррелируют друг с другом и, следовательно, ИСС, различающиеся по интенсивности, глубине, средствам вызывания, принадлежности к тому или иному начальному обычному состоянию сознания, имеют большую степень смежности друг с другом. Таким образом, в соответствии с моделью А. Дитриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой. В связи с этим А. Дитрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают значительную смежность с измененными состояниями нормы. Метафорически это можно представить следующим образом: у кругов патологии и здоровья центры различные, а периферия соприкасается ().
Применение этих теорий для осмысления современных исследований продемонстрируем на примере критического анализа трансперсональной психотерапии (см. подробнее ()). В ИСС, индуцированных интенсивным дыханием, возникают разнообразные переживания, которые, по утверждению С. Грофа, аналогичны феноменам психоделического опыта и могут быть полностью описаны с помощью модели (расширенная картография психики), построенной для объяснения результатов исследований воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека (). Каких-либо доказательств адекватности такого расширения объяснительного потенциала своей модели С. Гроф не приводит. Однако обращение к теории дискретных состояний сознания (СС) Ч. Тарта, теории непрерывных СС К. Мартиндейла, теории смежных СС А. Дитриха, показывает, что такой подход возможен (по К. Мартиндейлу), неверен (по Ч. Тарту) и может привести к деструктивным последствиям (по А. Дитриху). С точки зрения теории непрерывных СС одно и то же ИСС может вызываться воздействием совершенно различных факторов (например, дыханием и психоделиками). Анализируя способность различных технических приемов индуцировать ИСС той или иной глубины с точки зрения континуальной модели, можно отметить, что отсутствие качественных различий между разными формами трансовых состояний предполагает и отсутствие качественных различий между существующими средствами их достижения. В этом случае они представляют собой лишь различные пути, разные «входы» в мир ИСС (). Например, воспроизведение пережитых ранее ИСС возможно при использовании гипноза; феноменология состояний, возникающих в результате использования ЛСД (С. Гроф), при рассуждениях с позиций континуальной модели, полностью воспроизводится и при применении дыхательных техник и т. д.
Прямо противоположный результат дает анализ проблемы с позиции теории дискретных СС: состояния сознания, индуцированные разными причинами, качественно отличаются друг от друга. Из теории дискретных состояний сознания следует, что при использовании разных способов наведения ИСС будут обнаруживаться качественные различия между разными формами и ступенями индуцированных ИСС. Каждый прием имеет свой определенный «радиус действия», т. е. позволяет попасть лишь в определенную область сферы ИСС. Чтобы попасть в другую область, следует использовать другой технический прием. Поэтому описание ИСС, индуцированных интенсивным дыханием, с помощью модели С. Грофа, построенной для объяснения результатов воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека, с позиций дискретного подхода не совсем адекватно.
В соответствии с дискретно-континуальной моделью рабочая зона каждой психотехники определяется ее количественными и качественными характеристиками. Качественная характеристика отражает направленность приема, его релевантность определенной области континуума ИСС, соответствие качественным характеристикам доступных ему видов или форм ИСС, количественная характеристика — сферу охвата, размеры области континуума ИСС, доступной при использовании данной техники. Как мы уже отмечали, в соответствии с теорией смежных СС, измененные состояния патологии могут обнаруживать значительное сходство с измененными состояниями нормы. Интересно, что подобный подход развивается в психиатрических исследованиях еще с 60-х гг.
Например, считается, что существует сильная корреляция между переживаниями здорового человека при действии различных психоделиков и симптоматологией шизофрении (теория «смоделированного психоза»). С этой точки зрения использование в холотропной терапии С. Грофа (основной метод трансперсональной психотерапии, его другое название — пневмокатарсис, что означает достижение катарсиса посредством интенсивного дыхания) для интерпретации феноменов ИСС, полученных с помощью дыхательной техники, модели, описывающей результаты ЛСД-психотерапии, является проблематичным.
Изучение феноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания, расширить границы традиционного понимания личности. Трансперсональными психологами предложен ряд классификаций, систематизирующих и описывающих необычные переживания личности в ИСС, и модели психики, на них основывающиеся (самые известные из них: спектр сознания К. Уилбера (); картография внутренних пространств С. Грофа (); модель холодвижения (Holomovement — от греч. holos — цельный, movement — движение) Д. Бома (1980); основанная на философии буддизма модель личности Р. Уолша и Ф. Воган ()). В отечественной психологии в рамках психосемантического подхода ()— () ИСС рассматриваются через изменения форм категоризации сознания субъекта, трансформации его семантических пространств. В результате исследований влияния эмоций на процессы категоризации при построении семантических пространств в измененных состояниях сознания были выделены следующие критерии ИСС. В измененных состояниях сознания происходят изменения:
- формы категоризации субъекта, сопровождающиеся переходом от социально-нормированных культурой форм категоризации к иным «точкам сборки» (нестандартным способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний); этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов;
- эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);
- процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии измененных состояний сознания переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т. п. ;
- восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью перевода внутреннего опыта, полученного в измененных состояниях, на язык социально-нормированных форм категоризации, например сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии.
На основе психосемантических исследований ИСС разработана и применяется оригинальная техника наведения транса (сенсомоторный психосинтез В.В. Кучеренко, 1986), использующая погружение в иллюзорную реальность путем интеграции ощущений различных модальностей. ИСС проявляются в усилении интенсивности образов памяти, мышления, воображения до такой степени, что по яркости и четкости презентации сознанию они могут превосходить образы восприятия. Например, в глубоком гипнотическом состоянии человек слышит не слово «море», произнесенное гипнотизером, а слушает шум прибоя и крики чаек. Он видит, как солнечные блики качаются на волнах, людей, загорающих на пляже, и ощущает тепло солнечных лучей и легкую прохладу при дуновениях ветерка, приносящего запахи моря, запах водорослей, и т. д. Содержание речевых инструкций при гипнозе презентируется в форме сложных интермодальных образов, вытесняющих в сознании образ реальной ситуации. Деструкция образа реальности сопровождается тем, что элементы его чувственной ткани используются для построения иллюзорного образа: шум города превращается, например, в шум леса, пятнистый линолеум на полу — в зеленую полянку, усыпанную цветами, и т. п.
В.В. Налимов описывал измененные состояния сознания с позиций разработанной им вероятностно ориентированной личностной модели сознания (). Совместно с Ж.А. Дрогалиной он проводил экспериментальные исследования ИСС, вызываемых с помощью направленной медитации (); в настоящее время она продолжает эти исследования. Изменения в работе языковых систем и речеобразующих механизмов при ИСС изучаются Д. Л. Спиваком (), ().
Интерактивный подход к анализу рефлексивной активности в измененных состояниях сознания развивается А.В. Россохиным ()—(). Произведено описание феноменологии измененных состояний сознания, актуализирующейся при различных рефлексивных установках, и разрабатываются интерактивные рефлексивные стратегии в ИСС, способные привести к личностной интеграции. Проведены сравнительные экспериментальные исследования эффективности различных сформированных рефлексивных стратегий в ИСС. Разрабатываются методики психокоррекции в измененных состояниях сознания, основывающиеся на специальным образом организованной рефлексивной активности личности.
Интерактивный подход к исследованию ИСС основывается на допущении, что сознательное Я и психическая структура бессознательного, вступающие во взаимодействие друг с другом в ИСС, являются одновременно относительно самостоятельными и взаимозависимыми системами, способными влиять друг на друга и изменяться под таким влиянием. В ИСС эмоционально заряженные образы возникают не сами по себе, они являются порождением актуализирующейся, ранее неосознаваемой части личности (психического комплекса). Через них комплекс презентирует себя сознанию субъекта, и феномены ИСС — это его напряженный «монолог», составленный из телесных, зрительных, звуковых «слов». Всю эту символическую презентацию можно метафорически рассматривать как спектакль, посредством которого комплекс обращается к сознательному Я, привлекает к себе его внимание. Это самое начало их встречи друг с другом. Возникающее эмоциональное напряжение повышает тревожность и приводит к активизации защитных механизмов и к соответствующему усилению внутреннего сопротивления встрече с негативным опытом.
Проблема первой встречи сознания и актуализировавшегося комплекса в ИСС часто заключается в отчуждении от испытываемых переживаний. С одной стороны, субъект может расценить появившиеся необычные ощущения в своем теле и образы в своей психике, являющиеся своего рода языком самовыражения психического комплекса, как нечто изначально чуждое себе, как проявления чужеродных образований или воздействий, от которых необходимо побыстрее избавиться. Такое отчуждение от той части собственной личности, которая и порождает мучающие мысленные картины, приводит к тому, что человек реагирует на события, разворачивающиеся во внутренней реальности, так же, как если бы они происходили в реальном внешнем мире. В этом случае в действие вступают старые защитные стереотипы рефлексии и внутренней работы, которые когда-то давно сыграли свою положительную роль, защитив сознание от потока драматических переживаний, но сейчас несущие патогенную функцию, так как благодаря им сознание не имеет выбора и вынуждено реагировать по-старому в совершенно новой ситуации. Бессознательные защитные установки приводят к мощному возрастанию сопротивления и порождают стремление вернуться в прежнее состояние. Субъект восстанавливает полный контроль над ситуацией, что метафорически может быть описано как защитный монолог сознания, не желающего слушать вытесненную часть психики, которая пытается заявить о своих правах. Негативный внутренний опыт снова отвергается, комплекс вытесняется в бессознательное, а его различные проявления (феномены) постепенно исчезают.
С другой стороны, активизировавшиеся бессознательные импульсы, ослабляя и разрушая защитные механизмы, могут вызывать ситуацию, когда сознательное Я оказывается «захваченным, затопленным» (А. Фрейд), погруженным в монолог психического комплекса. При этом сознание занимает предельно пассивную позицию и находится во власти возникающих в ИСС образов. Эта ситуация поощряется, например, в трансперсональных методах психотерапии, в которых постулируется представление о спонтанном и самопроизвольном достижении интеграции личности при погружении в ИСС (С. Гроф).
Наиболее ярко эта позиция выражена в холотропной терапии, в рамках которой лучшей стратегией для переживаний в ИСС является полное прекращение рефлексии и абсолютное доверие глубинной логике бессознательного (). Если под достижением интеграции понимать один из путей становления индивидуальности личности, то в трансперсональных техниках бессознательному отводится роль поводыря, ведущего «слепое» сознание по этому пути. Это подразумевает полное подчинение сознательного Я воле и тенденциям активизирующегося бессознательного комплекса, и говорить о встрече как о потенциальной возможности для равноправного диалога при этом не приходится. В связи с таким явным отрицанием интегрирующей роли рефлексии актуальной становится теоретическая проблема: какой из двух процессов проявления личности в ИСС (рефлексия, направленная на переосмысление личностных содержаний и их взаимоотношений друг с другом, или самопроизвольная интеграция личности в более целостное Я) является причиной, а какой следствием? Активная рефлексивная работа вызывает интеграцию или непроизвольно происшедшая в ИСС интеграция приводит к переосмыслению себя и своих отношений с внутренним и внешним миром?
В отличие от трансперсональной психотерапии, придерживающейся второго варианта ответа на поставленный вопрос, в интерактивной психотерапии (методе, разработанном в рамках интерактивного подхода к исследованию измененных состояний сознания) основное внимание уделяется активной внутренней работе, направленной на перестройку самих форм рефлексии, поэтапное изменение патогенного стереотипа взаимоотношений сознательного Я и проявляющихся в ИСС ранее неосознаваемых структур психики и на достижение оптимального интерактивного контакта между ними, способного привести к личностной интеграции. Зрительный «язык» презентации комплекса сознанию создает самые сложные условия для внутренней работы по налаживанию внутреннего диалога. Яркие, часто очень значимые образы обладают значительной ассоциативной силой, они могут как захлестнуть сознание, подавить его активность, так и увести его по ассоциативной цепочке очень далеко от конкретного взаимодействия с активизировавшимся комплексом. Поэтому внутренняя (рефлексивная) работа с негативным комплексом, проявляющимся в сознании преимущественно через зрительные образы, очень сложна и требует привлечения значительных усилий для направления внимания непосредственно на сам комплекс, а не на его многочисленные и сложные зрительные порождения. Если же сознательное Я имеет достаточно желания, сил и решимости преодолеть сопротивление встрече и разрешает проявляющемуся комплексу «выговориться», а себе «выслушать» его, то начало их позитивному взаимодействию будет положено и монологи с обеих сторон уступят место зарождающемуся диалогу.
Для интерактивного подхода к внутренней работе в ИСС характерно постулирование равной значимости вклада в будущую личностную интеграцию как сознания, так и негативного комплекса. Соответственно и активность обеих сторон при их взаимодействии друг с другом должна находиться на одном уровне. Сознательное Я не должно подавлять комплекс (монолог сознания), подчинять его своим целям и намерениям, управлять ходом взаимодействия. Аналогичные требования предъявляются и к проявлению актуализирующегося комплекса (не должно быть монолога неосознаваемой ранее части личности). Контакт должен быть равноправным и приводить к интерактивному диалогу с целью снятия старых взаимных напряжений и налаживания новых гармоничных и целостных взаимоотношений.
Новый пласт психической реальности вскрывается при изучении осознаваемых сновидений и анализе взаимоотношений сознательного Я и «сновидческого Я» в исследованиях, проводимых А.В. Брушлинским, А.В. Россохиным, М.В. Егоровой. В настоящее время экспериментально показана возможность активизации рефлексивной способности в сновидно-измененных состояниях сознания, изучены некоторые условия ее формирования, проведен качественный анализ полученной в этих состояниях феноменологии и выделены типы рефлексивных (осознаваемых) сновидений ().
Исследования ИСС не только дают богатую феноменологию для психотерапии и клинической психологии и позволяют разрабатывать новые, высокоэффективные методы терапии, но и намечают пути к ответу на многие сложные вопросы теоретической психологии, например к выяснению механизмов функционирования творческого мышления на бессознательном уровне. Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии сознания, в то же время имеет междисциплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, клинической психологии, психиатрии, области искусственного интеллекта, социальной психологии и др. Теоретические и экспериментальные исследования ИСС находят отражение в многочисленных обобщающих монографиях и в научных статьях, печатающихся в психологических журналах (основные из них: «Журнал ИСС» — «Journal of Altered States of Consciousness», издается с 1973 г., с 1981 г. название изменено на «Imagination, cognition and personality»; «Журнал трансперсональной психологии» — «Journal of Transpersonal Psychology»; журнал «Revision — Journal of Consciousness and Change»). Периодически проводятся симпозиумы и конференции по ИСС. На многих международных конгрессах по психологии есть секции ИСС. Осуществляются крупномасштабные программы, направленные на изучение ИСС (проект ISASC, ряд проектов Эсаленского института, США, и др.).
- Гостев А.А. Образная сфера человека. М.: ИПАН, 1992.
- Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1994.
- Егорова М.В., Рассохин А.В. Рефлексивная активность личности в сновидении // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Смоленск: Изд-во СГУ, 1996. С. 9—16.
- Кучеренко В.В. Индивидуальные различия в измененных состояниях сознания // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни / Под ред. Н. Е. Мажара. Смоленск: Изд-во СГУ, 1996. Т. 1. С. 214—221.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989.
- Петренко В.Ф., Кучеренко В. В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 3. С. 70—82.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во МГУ, 1996.
- Россохин А.В. Личностная рефлексия в измененных состояниях сознания: Автореф. канд. дис. М., 1993.
- Россохин А.В. Интерактивный подход к исследованию измененных состояний сознания // Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного общества / Под ред. В. В. Журавлева. М.: Ин-т Молодежи, 1997. С. 84—93.
- Россохин А.В. Проявления личности в измененных состояниях сознания // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни / Под ред. Н.Е. Мажара. Т. 1. Смоленск: Изд-во СГУ, 1996. С. 269—276.
- Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л.: Наука, 1989.
- Спивак Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания. Л.: Наука, 1986.
- Эриксон М. Передовые приемы техники гипноза и терапии. М., 1993.
- Bohm D. A new theory of toe relationship of mind and body // J. of the Amer. Society for Psych. Research. 1986. N 2. P. 113—135.
- Dittrich A. Studies on altered states of consciousness in normals. N. Y., 1981.
- Martindale С. Cognition and consciousness. N. Y., 1981.
- Orr L., Ray S. Rebirthing in the new age. Millbrae, Ca: Celestial Arst, 1977.
- Reich W. The function of the orgasm // The discovery of the orgone. V. 1. N. Y.: Parrar, Straus and Giroux, 1948.
- Reich W. Character analysis. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 1949.
- Tart С.Т. Psychodelic experiments associated with a novel hypnotic procedure // Tart C. T. (ed.). Altered states of consciousness. N. Y.: Wiley and Sons, 1969. P. 291—308.
- Tart C.T. States of consciousness. N. Y.: Dutton, 1975.
- Walsh R.N., Vaughan F. (eds). What is a person? // Beyond ego. Transpersonal dimensions in psychology. Los Angeles: Tarcher, 1980. P. 53—62.
- Wither К. The spectrum of consciousness. Wheaton, Ill: Quest, 1977.
Камеры сенсорной депривации
Небольшой пример из массовой культуры: в первом сезоне сериала «Очень странные дела» был момент, когда для Одиннадцатой наполняли бассейн водой, засыпали туда большое количество соли, а потом надевали на девочку «шлем», и после она блуждала по чертогам разума. Это была самодельная камера сенсорной депривации. Сегодня такие процедуры, которые ещё называются «флоатингом», можно пройти в специальных заведениях, оборудованных такими капсулами, или в йога-центрах. Эту камеру придумал в 50-е доктор Джон Лилли. В то время он изучал человеческий мозг, точнее, пытался понять, откуда он черпает энергию. Лилли старался создать условия полной изоляции, чтобы произвести наблюдения за поведением мозга, — такая камера стала лучшим вариантом для его опытов.
Что из себя представляет современная камера сенсорной депривации? В общем понимании это ёмкость с водой комнатной температуры, в которую погружается человек. В воде очень большое содержание соли, чтобы тело могло спокойно плавать на его поверхности, — так создаётся ощущение невесомости. Камера защищена от попадания света и звукоизолирована. Получается, что ты погружаешься в полную глухую темноту и «паришь» там, когда даже тактильные ощущения притуплены, и слышишь лишь собственное дыхание и как урчит в животе, если ты забыл перекусить.
Кто-то сравнивает это с утробой матери, кто-то говорит о космосе. И где же тут ждать изменённых состояний? Ведь я же не испытываю галлюцинации, лёжа на диване после работы. Дело опять в бедолаге-мозге, для которого создают экстремальные ситуации. Твои органы чувств не могут считывать информацию, и твой мозг, как слепой наводчик, начинает пускать снаряды в разные стороны, надеясь хоть что-то прояснить. Как летучая мышь получает информацию об окружающем мире, стреляя ультразвуковыми волнами, так и твой приятель из черепа пытается понять происходящее, выпуская неконтролируемые образы. Но в основном это будет для тебя способом релаксации после тяжёлого дня. Потому что здесь ты лежишь и действительно НИЧЕГО не делаешь.
Не все доходят до состояния больного фантазёра, но парочка безумных идей или картинок могут всплыть в твоей голове. По крайней мере этот способ относительно безопасный для организма. Разве что может вызвать приступ паники, если у тебя клаустрофобия или ты не умеешь плавать. Ах да, не пытайся почесать глаза, пока лежишь в этой капсуле, — солёная вода будет негативно воспринята твоей сетчаткой. Также различные свежие царапины или раны могут напомнить о себе, когда ты окажешься в воде.
Понравилась статья, подписывайтесь на самые интересные и полезные материалы по теме >>>
Дорогой посетитель! Я постоянно развиваю свои способности, экспериментирую с различными методиками и практиками. Если ты хочешь знать о этих экспериментах, подписывайся на новости блога. Я делюсь сокровенной информацией только с подписчиками.
Дорогие друзья, я подготовил для вас практическое пособие, в которое входят десятки самых эффективных техник и практик для:
развития мозга, чувствительности к энергиям, решения проблем связанных со здоровьем, получения навыка работы с энергией любви, снятия психологических проблем и освоения методов изменения судьбы.
Все практики проверены лично, и все они показали высокую эффективность!
Перейти на страницу практического пособия >>>
ПЕРВЫЙ РАЗ НА БЛОГЕ? НАЙДИ ИНТЕРЕСУЮЩУЮ ТЕБЯ ИНФОРМАЦИЮ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ >>>
Научитесь управлять своей судьбой, исполнять мечты и добиваться целей за 30 дней.
Галлюциногены
Пищевое отравление — это отстой. Все клапаны твоего организма мигом срывает, и ты начинаешь фонтанировать на протяжении нескольких часов с небольшими перерывами на душ. Но пищевое отравление может вызывать и галлюцинации, если ты съел не те грибы или ягоды, например. Но есть натуралисты, которые специально едят не те растения.
Эта практика уходит прямиком в древность, когда наши предки из-за отсутствия других развлечений или в качестве эксперимента пробовали есть всё подряд. И однажды поняли, что от некоторых растений есть необычный эффект, а состояния, вызванные этими листиками и грибочками, начали использовать в своих ритуалах (уверен, что кто-то просто продолжал употреблять это сугубо в личных рекреационных целях). Наиболее известные представители этого класса — псилоцибиновые грибы, которые вызывают состояние, схожее с ЛСД-трипом. Пелевин в своей книге «Generation П» достаточно подробно описал, что происходит с человеком, употребившим грибы (всё закончилось придуманной героем рекламной концепцией сигарет «Парламент»).
«Высшей формой самореализации мухомора как гриба является атомный взрыв — нечто вроде светящегося нематериального тела, которое обретают некоторые продвинутые мистики. А люди — просто вспомогательная форма жизни, которую мухомор использует для достижения своей высшей цели, подобно тому как люди используют плесень для приготовления сыра».
Но если о грибах русский человек знает достаточно (на всякий случай скажу, что псилоцибин внесён в список наркотических средств), то о лианах не очень. Я говорю о аяуаске — это напиток древних индейских племён, сделанный из отвара особой лианы. Он применялся для мистических ритуалов, связанных с изменением сознания и погружения в тайны предков, так как он вызывает мощные галлюцинации. В наше время в некоторых местах тоже проводятся подобные ритуалы для туристов.
Если в Перу этот напиток считается национальным достоянием, а ЮНЕСКО включило в список всемирного наследия особые песни шаманов, сопровождающие употребление этого зелья, — то у нас, как и во многих других странах, аяуаска запрещена. Вот в 2021 году был задержан художник Максим Герт, который собирался провезти через границу литр аяуаски, — 11,5 лет колонии строгого режима.
Завершение
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Выбирайте для себя наиболее подходящий способ и приступайте к его реализации. Только позаботьтесь о собственной безопасности. Как вы могли понять, не всегда процесс ИСС проходит «гладко».
Успехов вам на пути к новой жизни!
Также, рекмендуем вам почитать статью, о сверхспособностях человека и умении их реализовать.
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина
Читайте далее:
Методы и практики по расширению сознания
Что такое массовое сознание и основные методы современного манипулирования
ТОП 12 фильмов для изменения мышления о смысле жизни
Мнительность: причины возникновения и способы избавления от этого состояния
Основные способы и методы для возможности изменения качеств своего характера в лучшую сторону
6
Шаманские ритуалы
Про шаманов Амазонки мы немного узнали, но ещё помним, что в России тоже есть свои люди с бубнами и не только в ансамблях русской песни. Речь о шаманах Сибири и других отдалённых участков России. Сейчас у них даже есть свои организации и начальники. Спрос на просветление растёт, а значит, растёт и число волшебников, которые могут предложить свои услуги, чтобы на берегу озера среди безлюдных просторов потрясти у тебя над головой травками, поиздавать горловые звуки и выставить тебе счёт за оказанные услуги. Само собой, многие из них будут просто актёрами местного ТЮЗа с подходящей внешностью и навыками одурачивания.
Настоящим шаманам до проблем «белых людей» нет никакого дела. Вот олени болеют — это проблема, жена не может родить — ещё одна проблема, а стресс из-за отсутствия похвалы со стороны начальства — проблема меньшего порядка.
Но есть и профессиональные коммерческие шаманы, которые проводят ритуалы для желающих. Основная доля обращающихся к ним людей — это женщины, которые не могут забеременеть, люди, больные диабетом и раком, — так говорит Артур Цыбиков, заместитель Верховного шамана России. Не уверен, что бубен способен справиться с онкологическими заболеваниями, но эффект плацебо никто не отменял. Стоят эти серьёзные обряды порядка 15 тысяч рублей.
Какие-то из них проводятся для помощи, а другие — для достижения изменённого состояния. Но если в Южной Америке для этого используются дополнительные вещества, то традиции российских шаманов предполагают выход за границу этого мира через танцы, горловое пение и ритмичные звуки бубна. Шаман вторгается в чистое сознание человека, пока его мозг сосредоточен на монотонных звуках и движениях.
Но не всех шаманов устраивает обращение к ним граждан за помощью: кто-то видит проблему глубже и хочет повлиять на неё решительными действиями. Так, шаман из Якутии Александр Габышев выдвинулся в начале марта в сторону Москвы, чтобы «изгнать бесов из Кремля». Мне кажется, что этот тот самый сюжет для аниме, который мы заслужили.
Как выбрать аппарат?
Для различной степени ИСС необходимы различные аппараты. Из наиболее известных на рынке можно вспомнить несколько модифицированных поколений аппарата «Новодриммер», приборы электросна или ксеноновых ингаляций. Но, как выбрать из всего этого? Ведь порою не всегда описанные эффекты нужны или вообще достигаются на самом деле. Например, тот же упомянутый «Новодриммер» всплывает в описании как аудиовизуальный наркотик, тогда как его несомненные плюсы при терапии несколько меньше освещены.
Как вообще понять, что попробовать и какие приборы подойдут? Какова их сила воздействия и какова она будет необходима для определённых проработок? Денис Бурхаев посвятил этой теме целый вебинар «Аппаратные методы ИСС». Так что, прежде чем приобретать какой-либо аппарат, безусловно, стоит хорошенько ознакомится с его инструкцией, результатами практической работы на нём и опытом практикующих психотерапевтов. Кроме того, его стоит попробовать. Где есть такая возможность? Прежде всего, в клиниках сомналогии, во-вторых – в специальных психотерапевтических .
Что касается минусов аппаратов, то это, скорее всего, дороговизна. Ведь практически все они сертифицированы как медицинские. Но, ещё раз напомним о том, что такие приборы легальны в нашей стране, позволяют контролировать процесс ИСС и достигать тех результатов, которые входят в ваши планы.
Осознанные сновидения
Бывали у тебя такие моменты, когда ты понимал, что всё вокруг тебя — сон, а значит, ты можешь делать всё, что угодно? Надеюсь, если такое было, то ты реально спал, а не начал творить беспредел на автобусной остановке. Подобное состояние наука называет осознанным сноведением. Ты внезапно прописываешь чит на неуязвимость в собственной реальности и входишь в режим Бога. Ты подстраиваешь мир под себя, запускаешь файерболы или соблазняешь любую красотку из сна, потому что она тоже часть твоего подсознания.
Подобные вещи не только полезны в качестве развлечения, но и в некоторых случаях помогают справиться с различными проблемами, которые часто проецируются в голове в виде снов. Например, каждую ночь ты видишь один и тот же кошмар, где Валерий Меладзе в рыбьей чешуе бежит на тебя с бензопилой, напевая песни Элджея. Этот ужас не даёт тебе спать, каждый раз ты просыпаешься в холодном поту, пока голос в твоей голове допевает что-то про минимал. Если ты будешь управлять своим сном, то сможешь прервать его, понять, что всё это лишь выдумка, и постараться логически эту историю завершить — кошмар тебе уже не страшен.
Вход в такие состояния можно осуществить разными путями. Это делается со временем, после упорных тренировок. В различных методах используются разные средства: самогипноз, дополнительное звуковое сопровождение, условные сигналы, растения и препараты.
Стопроцентного результата нет, так как многое будет зависеть от твоей внушаемости, сосредоточенности и того, как чутко ты вообще спишь (кто-то даже не запоминает свои сны). Но основа везде одна: во сне тебе нужно понять, что это сон. Казалось бы, это достаточно просто — утром все сны кажутся такими бредовыми, что сразу понятно, что это не реальность. Но, во-первых, во сне мозг играет по своим правилам, о другой реальности он не думает. Во-вторых, некоторые сны слишком похожи на настоящую жизнь, особенно если там происходит что-то очень хорошее или очень плохое, — рациональное мышление затмевается эмоциями. Однако есть несколько универсальных советов для определения сна: попробуй вспомнить, как ты оказался в этом месте, посмотреть в зеркало или попробовать включить свет в помещении.
Если ты сотни раз пытался вызвать осознанные сновидения, но получалось только призвать храп, то советую тебе посмотреть фильм «Пробуждение жизни». Он наглядно демонстрирует этот феномен и рассказывает, как с ним управляться.
Решаем проблемы с помощью альфа состояния мозга
В этом трансовом состоянии можно настраиваться на решение нужных проблем и просто наблюдать за мыслями и образами. После того, как вы научитесь входить в глубокое альфа состояние, вы можете освоить решение проблем через эту технику. Перед практикой настройтесь на решение нужной проблемы, иначе в самой альфе это можно не вспомнить и погружайтесь в альфу. Нашли решение проблемы, сразу выходите из этого состояния, иначе потом можете не вспомнить.
При помощи помощника можно делать большие вещи, вплоть до написания книг. Для решения простых в один ответ решений, достаточно войти в альфу и там наблюдать за происходящим. Получили ответ, вышли из альфы.
Если нужно получить большой объём информации, то его запомнить сложно. В этом случае, идеальным вариантом будет помощник. Вы получили в альфе фрагмент информации, произнесли её вслух и сразу же снова вошли в альфу. Помощник записал информацию.
Пришёл новый фрагмент информации, снова произнесли вслух, помощник опять записал и т.д. Таким образом, вы практически не будете выходить из этого трансового состояния и диктовать информацию помощнику. Конечно можно для этого использовать и диктофон.
Из альфа состояния выходить очень легко. Небольшое усилие воли и вы уже в бетта. При выходе из альфы постарайтесь вынести это прекрасное состояние, которое будет у вас.
Таким образом, вы будете становиться сильнее и счастливее, на вас всё меньше будут действовать стрессы и проблемы, вы будете становиться более уверенным человеком. Некоторые фрагменты текстов на этом блоге я подготавливал с помощью альфа состояния.
В первую неглубокую альфу, большинство людей попадает с первого раза. Как я уже писал в статье про нейронные связи, для создания новых навыков требуется 21 день. Рекомендую вам начать практиковать вхождение в изменённое состояние сознания 21 день. В идеале, это нужно делать 3 раза в день на протяжении 3 недель.
Когда я начал учиться входить в глубокое альфа состояние, то занимался 3 раза в день и настал день, когда я вошёл в глубокую альфу. Я это сразу почувствовал и ради интереса взглянул на календарь своих занятий. И что вы думаете? Это был 21 день занятий. Возможно это и совпадение, но какое-то оно получается закономерное.
Очень приятно делать эту практику перед сном. Конечно, не у всех есть возможность входить в это состояние 3 раза в день. Хотите освоить новую способность, ищите условия для занятий. Делайте эту практику хотя бы раз в день, но ежедневно. Когда вы закрепите этот навык, ежедневные занятия будут уже не нужны. Для того, чтобы войти в изменённое состояние сознания за 10 секунд, мне потребовалось около 2 месяцев ежедневных занятий.
Гипноз
Твои веки тяжелеют, ты хочешь спать, тело расслаблено. Примерно так работают гипнотизёры в кино. Обязательным атрибутом при этом является маятник в руках этого специалиста. Потом внушаемый объект со стеклянным взглядом встаёт и отправляется делать то, что приказал мастер.
В реальной жизни способности гипноза ограниченнее. Современный гипнотизёр, а точнее гипнотерапевт, занимается работой с подсознанием пациента в целях решения его душевных проблем. То есть это одна из разновидностей психотерапии. Процесс гипноза похож на введение в транс у древних племён (но не так громко и масштабно) с использованием определённых монотонных действий, ключевых слов и иногда подходящего звукового сопровождения. Пациента приводят в состояние абсолютного покоя, расслабленности, отвлечённости, а дальше гипнотерапевт взламывает операционную систему человека и входит в режим разработчика. Конечно же, всё не так серьёзно, но определённые манипуляции с сознанием доверчивого пациента он может произвести.
Но это если подопытный внушаем, расположен к гипнозу и верит в то, что ему это нужно и ему это поможет. Гипноз — это не универсальное терапевтическое приспособление для лечения. Скорее, это фокус для мозга, который человек, приходящий в восторг от кролика, вынутого из шляпы, воспримет всерьёз, поверит в «магию»; а любитель разоблачений всегда найдёт в этой шляпе двойное дно.
Если ты боишься, что после сеанса гипноза очнёшься на улице без одежды и осознаешь, что твои золотые зубы больше не твои, тогда можешь попробовать заняться самогипнозом. Банальная техника «расслабься и посчитай до десяти» — это тоже одна из разновидностей самогипноза, когда ты концентрируешь внимание на устном счёте, пока переживаешь пик нахлынувших эмоций. Ещё в этой технике помогают специальные фразы, с помощью которых ты «кодируешь» себя, производишь тонкую настройку. Но со стороны такие вещи выглядят пугающе. В некоторых случаях самогипноз используют для снятия боли. Недавно я читал в книге, как один из героев переживал послеоперационные муки: он давал себе установку, что справиться с болью «целиком» невозможно, но можно легко переживать каждую отдельную её секунду, то есть он делил боль на части и справлялся с ней таким образом. Что-то из этой серии мы испытывали на себе в детстве: «Ложечка за маму, ложечка за папу».
Лечение
Диагноз «сумеречное расстройство сознания» ставит психиатр, изучая клиническую картину и на основании беседы с пациентом и его близкими. Понадобится также консультация невролога и ряда узких специалистов, а также такие исследования, как МРТ и КТ головного мозга, ЭЭГ и др.
Если в процессе помрачения больной совершил преступление: нанес ущерб имуществу, вред здоровью или убийство, тогда проводится судебно-психиатрическая экспертиза. Она, среди прочего, подразумевает изучение документов, составленных сотрудниками правоохранительных органов, отчетов криминалистов, показаний свидетелей.
Лечение проводится в психиатрическом отделении больницы с помощью нейролептиков и транквилизаторов. Психотический тип расстройства потребует проведения индивидуальной психотерапии. Она необходима обязательно в случае произведенного больным преступления.
Если же сумеречное состояние непсихотического типа, тогда производится терапия основного заболевания.
Естественно, что для каждого больного подбирается индивидуальная тактика лечения в зависимости от вышеуказанных факторов.
Медитации
Классика погружения в изменённые состояния. Для кого-то это может показаться наивным занятием, которое приведёт только к отёкам нижней половины туловища. Действительно, настоящей «нирваны» или хоть какого-то результата достичь не просто. Когда я пытался медитировать, то всё заканчивалось на том, что у меня зачешется нос, появится какая-нибудь назойливая муха, онемеет нога, и вот я уже иду в магазин за пивом.
При кажущейся простоте этого метода очень непросто добиться нужного результата. Во многом это из-за легкомысленного подхода: не достаточно просто сесть в позу лотоса, закрыть глаза и мычать себе под нос. Это не медитация — это прокрастинация.
Существуют различные техники медитаций, в названии которых присутствуют такие страшные слова: випассана, сахадж марг и кундалини. Но большинство из них связано с тем, что ты концентрируешь внимание на своём дыхании, на каждом вдохе и выдохе, на трепетании твоих ноздрей и воздухе, который касается губ. Это помогает оторваться от реальности, твоё внимание будет сосредоточено на одном простейшем действии (подобная схема, как ты понимаешь, присутствует во многих техниках введения в изменённое состояние).
Достигнуть чего-то высшего, трансцендентного просветления или чего-то в этом роде дано немногим, а те, кто этого достиг, могут врать или убеждать себя в том, чего не было. Но медитация — хороший способ для релаксации и усмирения внутренних демонов, если они решили испортить тебе жаркий полдень.
Подготовка к практике
Подготовка к психоделическому опыту — дело непростое. Важно, чтобы человек чувствовал внутреннее «призвание и побуждение» к данным практикам, а не подвергался чрезмерному влиянию и давлению со стороны окружения или шумихи в СМИ.
Личные исследования важны для формирования и развития базового понимания измененного состояния, психоделических переживаний и установление разумных ожиданий.
Большинство проблем после таких «путешествий» возникают у тех, кто погрузился в этот «психоделический бассейн» без подготовки и/или без квалифицированного руководства.
- Подготовка снаряжения, настройки и навыкиКрайне важно, понимать свое мышление или внутреннее повествование, чтобы поддержать себя, прежде чем вступать в этот опыт. Настройка связана и с тем, где будет происходить опыт. Навыки являются наиболее важным аспектом, чтобы получить максимальную отдачу о своего опыта. К «снаряжению» относится: безопасное тихое место, музыка и маска для глаз (по желанию).
- Подготовительная «диета»Диета, в данном случае – это не только отказ (минимум за 3 недели) от рыбы, мяса, курицы, нездоровой пищи, кофеина, табака и алкоголя, запрет в принятии пищи после 18-00 (а в идеале после 14-00), но и сокращение экранного времени и полный половой покой (как минимум за 3 суток). Кроме того, следует отказаться от снотворных. Но если вы принимаете какие-либо препараты, то прежде, чем отказаться от них нужна обязательная консультация врача.
- Работа с намерениямиВыявить проблемы мышления, такие как ограничивающие убеждения, бессознательные блоки и старые шаблоны, которые больше не служат вам. Это позволит вам ясно увидеть, над чем вы хотите работать. Это подготовит вас к тому, чтобы избежать ловушек, связанных с сильной привязанностью к результатам, основанным на вашем внимании и сопротивлении.
Как войти?
Обеспечьте себе уединение, закройте глаза, прислушайтесь к внутренней тишине
Расслабьте все мышцы, держите внутреннее внимание на приятных образах. Мысли так или иначе будут течь — не пытайтесь перекрыть их поток, просто наблюдайте за ними, беспристрастно и безоценочно. Из мыслительного потока выберете один образ, самый интересный и гармоничный для вас
Начните оборачивать его мыслеформами. Это подарит ощущение полного слияния ваших чувств с ноосферой. Осмотритесь и прочувствуйте ту внутреннюю реальность, которую создали. Если все правильно, то ваша концентрация плавно переместится в «параллельное» пространство. Следуйте за ней и постепенно приспосабливайтесь к текущим изменениям.
И помните: хотите изменить мир — начните изменять себя. Об измененных состояниях сознания много написал профессор Владимир Козлов. Есть любопытные труды у Чарльза Тарта.
А Викиум приготовил для вас замечательный курс «Критическое мышление» — он поможет вам развить навык независимого мнения, убережет от опрометчивых поступков и даст техники, способствующие исполнению целей и желаний даже без вхождения в измененное сознание. Вы научитесь ценить свое время и ресурсы, не будете поддаваться манипулированию и начнете жить собственной жизнью.
Положительные и отрицательные моменты вхождения в ИСС
Измененные состояния сознания и способы вхождения в них оказывают благоприятное воздействие на человека только в случае их естественного проявления и положительного влияния на физическое и психическое здоровье. Состояние легкого транса от занятий спортом, творчеством или от соединения с природой позволяет избавиться от негативных переживаний и стрессового состояния. Таким образом происходит переключение внимания от неблагоприятных обстоятельств к иной сфере восприятия, где психика человека расслабляется.
Состояние измененного сознания посредством глубокого сна, медитации или гипноза дает людям возможность черпать информацию из своего подсознания. А мы с вами знаем, что подсознание человека напрямую взаимодействует с энергоинформационным полем нашей вселенной. Таким образом вы сами можете получить интересующую вас информацию, запрограммировать события своей жизни, и даже избавиться от недугов. В том случае, если человек пытается изменить свое сознание с помощью алкогольных или наркотических веществ, результат таких опытов будет трагичным. Вначале человек ощутит невероятное расширение сознания и увидит многогранность вселенной в самых ярких красках. Ему покажется, что он вознесся над «серой обыденностью», что уровень его интеллекта во много раз превосходит уровень «примитивных людишек».
Все это носит временный характер и заканчивается полным разложением личности. Покорнейше прошу прощения за подобное сравнение, но расширить свое сознание и постичь тайны мироздания посредством употребления «наркоты» — это все равно, что пытаться согреться в мороз, писая в штаны. Пару минут будет тепло, но потом … Применение наркотических веществ оправдано только в случае медикаментозного наркоза пациента во время хирургического вмешательства.
История эзотерика Сергея
Для начала хочу поведать вам реальную историю от лица эзотерика Сергея:
В 11 лет я упал на уроке физкультуры и больно ударился головой. Впоследствии меня преследовали сильные головные боли, головокружение, тошнота, нарушения сна. Врачи диагностировали сотрясение мозга, назначили большое количество медикаментов. С течением времени боли периодически повторялись, «сидеть на таблетках» я не хотел, вынужден был просто терпеть. В 18 лет, когда я стал интересоваться эзотерикой и духовными практиками, мне посчастливилось встретить опытного наставника. Он научил меня технике пересмотра прошедших событий в состоянии медитации для выявления и устранения причины случившегося.
В медитативном состоянии я начал вспоминать и как бы прокручивать наоборот события 7-летней давности. Я увидел, что при падении у меня не только неудачно подвернулась нога, но и другое явление. В тот момент к моей голове сверху протянулось что-то наподобие энергетического шнура. Распознать подобное в привычном состоянии сознания я не смог бы. Находясь в медитации, у меня получилось усилием воли и воображения оборвать связь с источником боли. Получается, что в состоянии измененного сознания я избавился от недуга, с которым медики не справились за 7 лет.