Эрик Леннард Берн
Согласно теории трансактного анализа [1], которую предложил и развил в начале прошлого века американский психотерапевт Эрик Берн, наше искусство убедительно говорить, адекватно мыслить, чувствовать и реагировать на происходящее определяются одним из наших трех эго-состояний – Ребёнка, Взрослого или Родителя.
Введение в трансактный анализ. Эго-состояния по Эрику Берну:
- Я-Родитель
- Я-Взрослый
- Я-Ребёнок
Наши эго-состояния – это наша психологическая реальность. Каждое из них имеет для нас определенную ценность. Все три в целом и каждое из них по отдельности чрезвычайно важны для нашего выживания и равно необходимы для плодотворной жизни и общения.
Трансакции – кирпичики наших отношений
Для того, чтобы анализировать наше вербальное или невербальное общение было проще, весь процесс взаимодействия между людьми Эрик Берн предложил разбить на элементарные кусочки – трансакции. Трансакция, как единица общения, описывает единичные взаимодействия между людьми с учетом трех эго-составляющих.
Согласно структурному анализу Берна, общение двух людей – это всегда контакт определенных состояний их Я. Когда один из участников диалога посылает стимул другому, а тот другой реагирует на этот стимул по крайней мере одним из своих Я-состояний – общение можно считать состоявшимся. Если для общения собеседникам оказывается достаточно по одному Я-состоянию от каждого, такую трансакцию называют простой.
Учитывая то, какие состояния нашего Я вовлечены в общение и как они взаимодействуют, трансакцию можно отнести к одному из трех типов:
- Дополняющая или комплиментарная
- Пересекающаяся или перекрестная
- Скрытая
Техника 5. Определение сценария жизни
Для определения жизненного сценария используют специальные опросники. Затем анализируют ответы и определяют преобладающий сценарий. Кроме того для выяснения любимого сценария поведения используются такие упражнения, как рассказ басни и представление себя её героем, рассказ сна, игра на сцене и др. Выясняют, кто любимый герой человека, какая его любимая басня или рассказ.
Обязательно идёт проработка сценария поведения в стрессовых ситуациях, которые закончились негативно для пациента, как он вёл себя сейчас, несколько лет назад, в юношестве и в детстве и что именно привело к негативному результату. Вот этот сценарий и нужно заменить на другой, который приносит успех. Также техника позволяет устранить негативные и ограничивающие паттерны и определить активизирующие драйверы, чтобы чаще использовать их.
Дополняющие или комплиментарные трансакции
Поскольку все мы разные, то в процессе общения какие-то из состояний остаются активными, взаимодействуя друг с другом, как основные или дополняющие, а какие-то заметно для нас себя не проявляют. На рисунках ниже простейшие дополняющие трансакции обозначены параллельными линиями.
- Рис 1. Дополняющие трансакции РРе-РеР
На рис. 1, стрелками отображены активные эго-состояния между двумя супругами. Хотя в общении все три эго-состояния, активную роль от каждой стороны играет одна. Стимулирующее дополняющее воздействие (стимул) направлено из состояния мужа «Я-Родитель» – к состоянию «Ребёнка» жены (РРе). Её реакция, – в противоположном направлении, из состояния «Я-Ребёнок» – к состоянию «Родитель» мужа (РеР).
Таким образом, дополняющее воздействие в нашем примере – это параллельная трансакция, протекающая по сценарию РРе – РеР. В идеале такая трансакция схематически отражает отношения в семье, когда муж по-отечески заботится о жене, а она принимает такую заботу с благодарностью.
Дополняющими или комплиментарными Берн назвал трансакции, в которых стимулирующее воздействие исходящее от одного из собеседников дополняется соответствующей реакцией другого участника общения. При этом вектор стимула и вектор реакции совпадают. Пример: «Который час?» – стимул, «Без двадцати семь» – реакция. Дополняющие трансакции – обычное дело, когда контактируют «Взрослые» Я-состояния собеседников.
Важно: Пока трансакция исполняется как дополняющая, она может развиваться неограниченное время, вне зависимости от её содержания, поскольку ситуация полностью устраивает обе стороны и не содержит почвы для конфликта.
Рис 2. Диаграмма девяти типов дополняющих трансакций
Три базовых эго-состояния способны составить 9 различных типов простых дополняющих трансакций – РР, РВ, РРе, ВР, ВВ, ВРе, РеР, РеВ, РеРе. (рис. 2).
В практической работе психологи выделяют:
- Три типа дополняющих равноправных трансакций, в которых общение происходит между одними и теми же состояниями участников диалога (РР, ВВ, РеРе):
- По линиям РР мы обычно чешим языки и повторяем банальности: …Молодежь потеряла всякий стыд — Полностью согласен…
По линиям ВВ – контактируем по работе: … Подай-ка вон тот шуруповерт — Возьми… или обмениваемся оперативной информацией: …Который час? — Полночь…
- По линиям РеРе – любим и придаемся развлечениям: …Может сходим в кино? — Отличная идея…
- Неравноправные трансакции, возникающие в ситуациях опеки, заботы, подавления или восхищения.
Линии, соединяющие Я-состояния во всех перечисленных случаях на рис. 2 параллельны друг другу.
Пересекающиеся или перекрестные трансакции
Если стрелки стимула и реакции пересекаются, то такие взаимодействия на языке трансактного анализа общения называются пересекающимися или перекрестными. Пересекающаяся трансакция возникает, когда в ответ на стимул одного из собеседников, направленный к одному эго-состоянию собеседника, последний реагирует от имени другого своего эго-состояния.
Пересекающиеся трансакции – один из самых вероятных источников межличностных конфликтов.
— Муж, к жене: «Куда ты положила мои запонки?». Стимул ВВ – «Взрослый» мужа обращается к «Взрослому» жены.
— Жена: «Когда ты последний раз вспомнил, куда положил свою вещь?». Реакция РВ – «Родитель» жены наставляет «Взрослого» мужа.
Имеет место пересекающаяся трансакция ВВ – РВ. Почва для развития конфликта подготовлена.
— Муж, к жене: «Где мой галстук?». Стимул ВВ – «Взрослый» мужа обращается к «Взрослому» жены.
— Жена: «Почему ты всегда и во всем пытаешься обвинить меня?». Реакция РеР – «Ребёнок» жены обиженно надувает губки и взывает к «Родителю» мужа.
Ясно, что дальнейший разговор о галстуке становится невозможен, поскольку, на языке психотерапии, здесь имеет место классический «перенос» акцентов с проблем бытового уровня на уровень взаимоотношений. Перед нами пересекающаяся трансакция 1-го типа ВВ – РеР. Трансакции такого рода – основной источник наших бытовых конфликтов.
- Рис. 2а Пересекающиеся трансакции 1-го типа на рис. 2а по схеме ВВ – РеР
Начинаясь со взаимных упрёков на бытовом уровне, перекрестные трансакции зачастую оканчиваются бурными ссорами, сопровождающимися хлопаньем дверью и стремительной сменой эго-состояний у каждого из участников конфликта.
— Коллега по работе: «Ты не в курсе, шеф сегодня собирает планёрку?». Стимул ВВ – «Взрослый» одного из служащих обращается к «Взрослому» другого, равного по статусу.
— Второй коллега: «Я то в курсе, а когда на подобные вопросы сможешь отвечать мне ты?». Реакция РРе – «Родитель» того коллеги, которому был адресован стимул, тоном покровителя поучает «Ребёнка» коллеги, задавшего вопрос.
Пересекающаяся трансакция 2-го типа ВВ – РРе, соответствующая описанной ситуации проиллюстрирована на рис. 2б. Такие трансакции в психиатрии соответствуют реакциям контрпереноса. Они часто питают конфликты в личной жизни и на дипломатической почве.
- Рис 2б. Пересекающиеся трансакции 2-го типа по схеме ВВ-РРе
Важно: Пересекающиеся трансакции – признак нарушения в коммуникации и потенциального конфликта. Бурно протекая, такие конфликты, как правило, быстро затухают, но будут происходить до тех пор, пока не будет найдена и устранена их причина.
Три базовых эго-состояниях согласно теории трансактного анализа раскладываются на 9 х 9 = 81 различных схем реализации простых трансакций. За вычетом 9 дополняющих трансакций остается 72 варианта. – Многовато даже для трансактного аналитика.
На «прикладном» уровне обычного человека для продуктивного анализа структуры взаимоотношений оказывается вполне достаточно научиться распознавать и оперировать с 4-мя наиболее распространенными схемами парных трансакций одного уровня:
- ВВ – РеР – вариант реакции переноса (пример на рис. 2а).
- ВВ – РРе – вариант реакции контрпереноса (пример на рис. 2б).
- РеР – ВВ – реакция раздражения, характеризующая состояние человека, рассчитывающего на сочувствие и получающего вместо него сухие факты.
- РРе – ВВ – дерзость. Вместо ожидаемой жалобы автор стимула слышит ответ, который воспринимает как вызов и апеллирует к фактам.
Классификация игр
Э. Бёрн в своих работах выделяет следующую классификацию игр:
- Количество игроков: игры на двоих («Фригидная женщина»), на троих («Ну-ка, подеритесь!»), на пятерых («Алкоголик») и на многих («Почему бы тебе не .» – «Да, но…»).
- Используемый материал: слова («Психиатрия»), деньги («Должник»), части тела («Мне нужна операция»).
- Клинические типы: истерический («Насилуют!»), с синдромом навязчивости («Растяпа»), параноидальный («Почему со мной всегда так?»), депрессивный («Опять я за старое»).
- По зонам: оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Ну-ка подеритесь»).
- Психодинамические: контрфобия («Если бы не ты»), проецирующие («Родительский комитет»), интроецирующие («Психиатрия»).
- Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»)
Также Бёрн приводит классификацию игр исходя из основных качественных характеристик:
- Гибкость. Некоторые игры, такие как «Должник» или «Мне нужна операция», могут играться только на одном материале, в то время как другие, например, эксгибиционистские игры, гораздо гибче.
- Цепкость. Некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.
- Интенсивность. Некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые.
Любая игра оказывает значительное влияние на жизнь человека, некоторые игры затягиваются на всю жизнь.
Скрытые трансакции
Более сложными по своему пониманию и структуре оказываются скрытые трансакции, когда люди говорят одно, а подразумевают другое или же вообще не подозревают о том, от имени какой из трех Эго-составляющих они в данный момент говорят. В таких трансакциях на разных уровнях участвуют сразу два или более Я-состояний. Исходная «посылка» в скрытой трансакции замаскирована под внешне нейтральный стимул, при этом реакция ожидается в виде скрытого сообщения.
Участвуя в скрытых трансакциях участники диалога передают информацию в неявной форме. При этом автор стимула рассчитывает повлиять на собеседника так, как тот этого не осознает. Скрытая трансакция исполняется на двух уровнях. Один из них – внешний, осознанный социальный уровень, в котором в общении участвуют два Взрослых собеседника. Второй – скрытый, психологический, в котором Ребёнок одного собеседника провоцируется одним из Я-состояний второго собеседника. Инициатива на скрытом уровне стимулирует Взрослый одного собеседника, но исход всегда определяет реакция Ребёнка другого.
Скрытые трансакции могут быть угловыми или сдвоенными. В качестве примера скрытой трансакции Эрик Берн рассматривает угловую трансакцию с участием трех Эго-состояний. Особенно активно и успешно по роду деятельности угловую трансакцию используют продавцы.
Пример угловой трансакции 1:
— Продавец в магазине наручных часов: «Из тех моделей, что вы уже видели, эта, конечно, лучше. Но вы вряд ли позволите себе её купить». Стимул ВРе.
— Покупатель: «Вы обо мне плохого мнения, именно эту модель я для себя и выбрал». Реакция РеВ.
Включившись в состояние Взрослый, продавец, внешне обращаясь к Взрослому покупателя, сухо констатирует факт, который соответствует действительности: «Эта модель лучше, но она слишком вам не по карману». При этом, произнося фразу продавец умело сместил психологический акцент, направляя стимул Ребёнку покупателя (ВРе). Ребёнок с готовностью принимает вызов (РеВ), и, демонстрируя, что он ничуть не хуже, «договаривается» со своим Взрослым купить дорогие часы.
Пример угловой трансакции 2:
— Официант ресторана: «Что будете пить?» Стимул ВРе.
— Посетитель: «Пить вообще и не собирался, люблю вашу кухню – зашёл перекусить… Пожалуй, коньяк». Реакция РеВ.
Внешне общение протекает на линии Взрослый-Взрослый. В то же самое время Взрослый официанта провоцирует Ребёнка посетителя, как бы намекая: «Как так – такой солидный гость и не готов позволить себе на час забыть о проблемах и чуточку расслабиться?» (ВРе). В итоге: Ребёнок посетителя ресторана буквально заставляет своего Взрослого заказать у официанта коньяк. Ответ посетителя в этом случае исходит от Ребёнка и содержит скрытый подтекст: «Я докажу тебе, официантишко, что я ничуть не хуже других».
Пример сдвоенной трансакции:
— Он: «Как насчет попить чайку, я тут совсем один, да и недалеко живу?»
— Она: «Идея блеск. Я промокла, да и продрогла до костей».
Это классическая сдвоенная трансакция флирта, в которой инициатива принадлежит его Взрослому. Финал игры определил её спонтанный импульсивный Ребёнок.
Конечная задача трансактного анализа – научиться различать в какой позиции в любой момент времени находится Я. Распознать Я-состояние у окружающих достаточно просто, если обратить внимание на определенные слова и фразы, жесты, интонации, мимику.
Пребывая в состоянии «Родитель», человек любит произносить фразы-обязательства: «я должен», «мне нельзя» или критиковать и наставлять окружающих поучительным или угрожающим тоном: «я бы в твоем случае…», «я с этим покончу раз и навсегда», «не следует забывать, что…», «милый мой, это следует прекратить…». На невербальном уровне состояние «Родитель» проявляет себя руками, скрещенными на груди, в снисходительном поглаживании собеседника по плечу или голове, сокрушенном вздохе или покачивании головой, проступившими морщинками на лбу.
Состояние Ребёнка легко диагностируется по высказываниям, в которых преобладают чувства, опасения, пожелания: «я хочу», «меня это бесит», «ненавижу это», «… до фени». Невербально ребёнок проявляется в подрагивании губ, активной жестикуляции, пожимании плеч, потупившемся взоре, откровенных выражениях восторга.
Взрослый обозначает себя в окружении фразами «могу – не могу», «это целесообразно», «с моей точки зрения» и им подобными. Его жесты неторопливы и сдержанны, тон рассудителен.
Техника 1. Определение эго-состояний
Сначала человек должен заполнить колонку способов поведения для каждой субличности — ребёнка, взрослого и родителя. Ему предлагают список действий, чувств, жестов, высказываний и мыслей каждой субличности, а пациент уже сам заполняет колонки по каждой из них. После этого нужно определить — какая из субличностей занимает какое время в течение суток. Так определяют доминирующую субличность. Иногда данные рисуют в виде графика со столбиками. После анализа, человек определяет, что именно он хотел бы изменить, на какую субличность оказать воздействие.
Общение в радость
Идеи трансактного анализа Эрика Берна обретут для вас видимые и осязаемые очертания, когда будут подкреплены личным опытом. Внимательно наблюдая за вербальной и невербальной стороной поведения окружающих, со временем вы научитесь распознавать и диагностировать эго-состояния так же легко, как читать любимую книгу.
С этого момента игры с вашим триединым Эго, из опасного дайвинга среди острых рифов сумбурных трансакций превратятся в увлекательное, а главное, приятное и осознанное путешествие под парусом, наполняемым попутным ветром. Вы научитесь общаться даже с теми людьми, которых избегали ранее и совершите одно неожиданное и приятное открытие: общение почти с любым человеком может доставить истинное удовольствие.
Понятие трансакционного анализа
Определение 1
Трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, которая описывает поведение человека как индивидуально, так и в составе группы. Данная модель включает в себя не только психологический и конфликтологический подход, но и философский.
Трансакционный анализ основывается на психоанализе и представляет собой особую модель, изложенную простым и доступным языком. Он основывается на положение о том, что один и тот же человек, находясь в определенной ситуации, может функционировать по-разному, исходя из нахождения в определенном эго-состоянии. Каждый человек может самостоятельно думать, обучаться, принимать решения, открыто выражать свои чувства, причем не только дома, но и на работе, в школе, при общении со сверстниками или соседями, т.к. в любых местах, где существуют люди.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Основы данной теории были разработаны и описаны Эриком Берном, а также рядом других психотерапевтов. Ученые в самых разных областях также занимались изучением трансакционного анализа. Первые исследования в данной области были опубликованы еще в 1960-х годах, однако пик общественного интереса к рассматриваемой проблеме пришелся на начало 1970-х годов.