Мне скучно жить: что делать и как вернуть интерес к происходящему

В 1990 году, когда Джеймсу Данкерту (James Danckert) было 18 лет, его старший брат Пол попал в аварию, врезавшись на своём автомобиле в дерево. Его извлекли из покорёженного кузова с многочисленными переломами и ушибами. К сожалению, не обошлось и без черепно-мозговой травмы.

Период реабилитации был очень долгим и сложным. До аварии Пол был барабанщиком и очень любил музыку. Однако даже после того, как его сломанное запястье зажило, у него не возникло совершенно никакого желания взять в руки палочки и начать играть. Это занятие больше не приносило ему удовольствия.

Раз за разом Пол жаловался своему брату на то, что ему безумно скучно. И дело было не в приступах посттравматической депрессии. Просто теперь вещи, которые он раньше любил всей душой, не вызывали в нём абсолютно никаких эмоций, кроме глубокого разочарования.

Несколько лет спустя Джеймс начал учиться на клинического нейропсихолога. В ходе обучения он обследовал около двадцати человек, которые получили черепно-мозговые травмы. Думая о своём брате, Данкерт расспрашивал их о том, ощущают ли они скуку. Все двадцать человек, принимавших участие в исследовании, ответили положительно.

Этот опыт очень помог Данкерту в дальнейшей карьере. Сейчас он работает когнитивным нейробиологом в Университете Ватерлоо, расположенном в Канаде. Это место знаменито тем, что именно здесь учёные впервые начали заниматься серьёзным исследованием скуки.

Лень

Если понаблюдать за социальными сетями, можно заметить, что лень едва ли не культивируют. Про неё шутят, соревнуются, кто наиболее ленив. При этом стирается важный факт: лень — это определённо отрицательное качество. Оно приводит к тому, что человек не может заставить себя заниматься чем-либо, даже тем, что действительно нужно. Из-за этого жизнь становится скучной и однообразной.

Стоит спросить себя: почему моя жизнь стала скучной? Потому что действительно нет времени? Или все свободные минуты уходят на то, чтобы пересматривать бесконечные новости в ленте социальных сетей? А вечер посвящён бесцельному блужданию по телеканалам?

Чтобы побороть лень сначала придётся прикладывать усилия и заставлять себя заниматься чем-то. Чтобы было легче, нужно учиться получать удовольствия от процесса, даже от выполнения самой скучной работы. Стоит дать себе установку: действие лучше бездеятельности.

Скука и самоконтроль

Многие учёные связывают возникновение скуки с дефицитом самоконтроля. Чем лучше вы умеете отвечать за свои поступки, тем меньше вы склонны к спонтанным проявлениям скуки. Именно поэтому исследователи часто связывают предрасположенность к скуке и склонность к таким вредным привычкам, как азартные игры, алкоголизм, курение и переедание.

Следует ли из этого, что скука и отсутствие самоконтроля — это взаимосвязанные вещи? Учёные пока не берутся ответить на этот вопрос. Приводя в качестве примера людей, у которых была черепно-мозговая травма, Данкерт предполагает, что в их системе самоконтроля произошёл сбой. Именно поэтому они начинают вести себя чрезмерно импульсивно и зачастую обзаводятся уймой вредных привычек. Это учёный успел заметить, наблюдая за своим братом.

Однако на протяжении нескольких лет брат Данкерта активно боролся с проблемами самоконтроля и практически перестал жаловаться на скуку, попутно возродив свою любовь к музыке. Поэтому у исследователей есть все основания полагать, что скука и самоконтроль могут зависеть друг от друга, но фактов и доказательств пока недостаточно.

Скучная работа

Жизнь может казаться скучной, если большую её часть занимает нелюбимая работа. Чтобы не взвыть от тоски, некоторые психологи рекомендуют заниматься работой так, как будто она приносит удовольствие — это такой способ обыграть своё восприятие. Если не получилось, то стоит попробовать, выполняя работу полностью сосредоточиться на ней, не отвлекаясь на мысли об обеденном перерыве или флирте с коллегой. Легче увлечься процессом, на котором сосредоточен полностью

Может быть большой соблазн выполнять нелюбимое дело спустя рукава. Это тоже заведомо тупиковый путь. Напротив, если выполнять дело наилучшим образом и следить за своими результатами, работать будет интереснее. Некоторые сравнивают работу с пустым домом. Если выполнять только то, что нужно — это всё равно что жить в пустом доме. А если привнести в неё что-то своё будет интереснее.

Например, от кассира требуется, чтобы он поздоровался, предложил пакет, пробил товар и взял деньги. Но если этот кассир будет запоминать постоянных клиентов, здороваться с ними и помнить, например, что они никогда не берут пакет или справляться о здоровье других членов семьи ему самому будет интереснее на своей работе.

Важно избавляться от негативного отношения к своему делу и сплетен о том, что кому-то дают более интересную работу. Говоря об этом можно убедить не только других, но и себя. Такой подход не делает счастливым.

Другой способ разнообразить скучную работу — лучше в ней разобраться. Повысить квалификацию, или больше узнать об общении с людьми или о технике, с которой придётся работать. Получая новые знания легче увидеть картину в целом, становится проще решать проблемы и в целом интереснее жить. Кроме того, больше шансов, что человека, который хорошо разбирается в своём деле, больше будут ценить: повысят зарплату или предложат другую должность.

Инфляция счастья

Вот мы впервые пробуем поцелуй в губы — а спустя десяток лет он превращается в автоматизм. Впервые садимся за руль с потеющими ладонями — по прошествии времени дорога становится рутиной. Эдакая инфляция счастья.

Но экзистенциальная скука, постоянно присутствующая внутри нас, требует новых ощущений. И мы начинаем новое дело в надежде, что именно оно подарит смысл нашей жизни. Решаем сменить квартиру или страну в надежде, что там будет все по-новому. Меняем партнеров или решаем навсегда быть в одиночестве в надежде, что новые отношения не станут обыденностью.

В фильме «50 первых поцелуев» главная героиня страдает необычным расстройством: каждый новый день она просыпается, не помня предыдущие. Герой Адама Сэндлера вновь и вновь покоряет ее, каждый день получая тот самый заветный первый поцелуй. Но сможет ли пятидесятый первый поцелуй быть все тем же первым?

Осторожно, спойлер:

Нехватка времени

Может казаться странным, но некоторым жизнь может казаться скучной потому, что они считают, что у них нет достаточно свободного времени. Во-первых, как писалось выше, они могут попробовать получать удовольствие от того, на что у них уходит бОльшая часть времени.

Можно попробовать устраивать себе день без интернета и телевизора. Это поможет заметить, как много времени уходит на самом деле впустую. А ведь их можно было бы посвятить чему-то на самом деле интересному: изучению нового языка, хобби, общению с близкими.

Как избавиться от скуки

Фото: Pexels.com

Первое, что можно сделать, чтобы избавиться от состояния скуки, это ввести в свою жизнь медитации для расслабления и покоя. Включайте их, лежите и позволяйте точкам напряжения в вашей голове и во всем теле распускаться и развязываться. Для борьбы с этим негативным состоянием старайтесь высыпаться и регулярно отдыхать. Найдите время для прогулок, отключите на время телефон и просто насладитесь возможностью побыть наедине с собой. Инициируйте встречи с друзьями и организуйте собственный досуг.

Включите эти пункты в свой список обязательных дел и просто начните их выполнять.

Найдите в своем окружении и жизни позитивные моменты. Старайтесь фиксировать свои успехи и достижения. К примеру, если на работе вам приходится заниматься тем, что вам не нравится, старайтесь выполнять свои обязанности еще более качественно, чтобы гордиться успехами.

Добавьте в свой распорядок дня время для занятий спортом. Это может быть настольный теннис, быстрая ходьба – не нужно себя сильно изматывать.

Состояние скуки может продлиться от трех месяцев до полугода, но затем начнется восстановление, психика успокоится, и вы почувствуете, что вам стало легче.

Что ещё можно предпринять

Есть возможности привнести интерес в свою жизнь каждый день. Например, поставить себе цель каждый день делать что-то не так, как обычно. Это может быть мелочь: например, вместо того, чтоб ехать на работу на автобусе, поехать на велосипеде или пойти пешком. Изменения не обязательно должны быть рациональными: может быть добираться с помощью автобуса быстрее и удобнее. Зато по дороге пешком можно выпить кофе. Каждый сам решает, что именно нового он сделает: оденет другую рубашку, улыбнётся коллеге или поставит цветок в горшке на своём рабочем столе.

Бытие может и не во всём определяет сознание, но точно влияет на него. А значит нужно что-то изменить в своём доме. Переставить мебель или переклеить обои — заодно может и получиться научиться чему-то новому. Важный шаг — выбросить всё старое, то, чем никто не пользовался последние пару лет, зато лежит на всякий случай. На отношение к жизни очень сильно влияет то, какими вещами мы обладаем.

Есть простой психологический приём: хочешь навести порядок в голове — наведи порядок в шкафу. Следуя этой аналогии можно получить вывод: хочешь, чтобы в голове произошли перемены — поменяй что-то в шкафу и в доме, выброси старое, тусклое, сломанное и отдай кому-то ненужное.

Ещё один способ избежать скуки — чаще соглашаться кому-то помочь. Это возможность получать радость от того, что оказался полезным, завести новых друзей и научиться чему-то новому. Не надо нырять с головой в альтруизм, позволяя сидеть у себя на шее. Но и сильно расстраиваться из-за чьей-то неблагодарности тоже не стоит: добро мы делаем прежде всего для себя.

Научное сообщество и скука

Считается, что универсального и общепринятого толкования понятия «скука» пока не выведено. Скука — это не просто разновидность депрессии или апатии. Эти слова нельзя считать синонимами.

Учёные предпочитают давать слову «скука» следующее определение.

Скука — это особое психическое состояние, пребывая в котором, люди жалуются на отсутствие даже минимальной мотивации и интереса к чему-либо.

Как правило, такое состояние имеет отрицательные последствия для психического здоровья человека, а также заметно отражается на его общественной жизни.
Проводилось немало исследований, посвящённых скуке. К примеру, выяснилось, что именно она является одной из причин, провоцирующих переедание, наряду с депрессией и повышенной тревожностью.

Ещё одно исследование было посвящено изучению взаимосвязи скуки и поведения человека за рулём. Выяснилось, что люди, подверженные скуке, ездят с гораздо большей скоростью, чем все остальные участники. Кроме того, они медленнее реагируют на отвлекающие факторы и опасность.

Кроме того, в 2003 году был организован опрос среди американских подростков, большинство из которых утверждало, что им частенько бывает скучно. Как выяснилось позже, такие подростки были более склонны к тому, чтобы в раннем возрасте начать курить и употреблять наркотики и алкоголь. Исследования коснулись и вопросов образования.

Успеваемость учеников напрямую связана с тем, испытывают они скуку или нет. Скука — это проблема, требующая повышенного к себе внимания.

Дженнифер Фогель-Волкатт (Jennifer Vogel-Walcutt)

подростковый психолог

Учёные пытаются понять, как скука влияет на наш мозг, каким образом сказывается на психическом здоровье и как влияет на наш самоконтроль. «Необходимо основательно изучить явление скуки, прежде чем делать какие-то конкретные выводы», — уверен Шейн Бенч (Shane Bench), психолог, занимающийся исследованием скуки в лаборатории Техасского университета.

Людей, интересующихся вопросами скуки, становится всё больше и больше. Генетики, философы, психологи и историки начинают активно объединяться для того, чтобы совместно работать над её изучением. В мае 2015 года Варшавский университет организовал целую конференцию, на которой обсуждались темы, связанные со скукой, социальной психологией и социологией. Кроме того, чуть позже, в ноябре, Джеймс Данкерт собрал порядка десяти исследователей из Канады и США на тематический семинар.

Чего не делать

Не пробовать злоупотреблять алкоголем и принимать наркотики. Это не то разнообразие, которое приносит долговременный результат. Во-первых, после алкогольного или наркотического опьянения жизнь не кажется такой уж интересной. Во-вторых, последствия, которые потом появляются, скучать не дают, но и обрадовать не могут.

Не просиживать часами в интернете. Шутки, видеоролики, новости (фейковые и реальные) — череда сменяющихся картинок в социальных сетях просто затягивает. Что-то из этого может быть действительно интересным, но большая часть просматривается на автомате, просто в поисках чего-то нового.

Во-первых, на это уходит неоправданно много времени — если всё то время, что уходит на соц.сети потратить на обучение игры на каком-то музыкальном инструменте, то через пару месяцев можно достичь хороших результатов. Во-вторых, интернет создаёт иллюзию занятости. Это всё равно, что ожидать иметь подкачанное тело, просматривая занятия фитнесом: ожидать у себя интересную жизнь, просматривая, какая она увлекательная у кого-то.

Не жалеть себя. Это корень лени и большинства страхов. Не нужно жалеть себя, сдавая после первой же мысли о невозможности чего-либо. Это могут быть мысли: «Ну я не могу вставать так рано!» Почему? Действительно не могу, потому что на работе нужно быть в пять утра? Или же потому, что до полуночи засиживаемся за смартфоном? «Я не могу этого сделать!»

Действительно не могу, или просто не готов прикладывать усилия больше обычного? Если постоянно жалеть ребёнка, не заставляя его читать, вставать рано в школу, упорно учиться и тренироваться, в итоге вырастет глубоко несчастный человек. То же самое происходит и со взрослым человеком, который привык себя жалеть.

Если проживать каждый день просто как список дел, жизнь действительно может оказаться скучной. Но это не приговор: всегда можно поменять либо образ жизни, либо своё отношение к ней. И наслаждаться этими переменами.

Стелла, г. Свирск

Самое скучное видео в мире

В психологии уже на протяжении многих лет одним из самых действенных способов создания у человека определённого настроения считается просмотр тематических видеороликов. Есть специальные видео, которые стимулируют у человека возникновение таких эмоций, как радость, гнев, печаль, сочувствие. Именно поэтому Коллин Меррифилд (Colleen Merrifield), занимаясь написанием своей диссертации, решила создать видео, которое было бы настолько скучным, что доводило бы людей до слёз.

В видео происходит следующее: двое мужчин находятся в абсолютно белой комнате без окон. Не произнося ни единого слова, они берут одежду из огромной кучи и развешивают её на верёвки — куртки, рубашки, свитеры, носки. Секунды тикают: 15, 20, 45, 60. Мужчины развешивают одежду. Восемьдесят секунд. Один из мужчин берёт прищепку. Сто секунд. Мужчины продолжают вешать одежду. Двести секунд. Триста секунд. И снова без изменений — мужчины развешивают одежду. Видео зациклено таким образом, что больше ничего не происходит. Его общая продолжительность составляет 5,5 минуты.

Неудивительно, что люди, которым Меррифилд показывала видео, сочли его невообразимо скучным. Тогда она решила попытаться изучить, как скука влияет на способность сосредотачиваться и фокусировать внимание.

Меррифилд просила участников выполнить классическую задачу на концентрацию внимания: необходимо было наблюдать за световыми пятнами, которые появлялись и исчезали на мониторе. Всё это специально длилось невероятно долго. Результат превзошёл ожидания: эта задача оказалась во много раз скучнее, чем самое скучное видео. Более половины испытуемых не смогли с ней справиться.

Это не было неожиданностью. Во многих прошлых исследованиях учёные также просили участников эксперимента выполнять какие-то монотонные действия вместо того, чтобы смотреть видео. Для того чтобы человек начал скучать, его просили, к примеру, заполнять одинаковые бланки, выкручивать или закручивать гайки. Сравнивать результаты разных исследований было довольно проблематично, потому что отсутствовал единый стандартизированный подход к методам стимулирования скуки. Невозможно было выяснить, чьи результаты верны, а чьи — нет.

В 2014 году исследователи из Университета Карнеги — Меллона в Питтсбурге, штат Пенсильвания, опубликовали статью, в которой попытались начать процесс стандартизации. Они выделили три группы действий, которые чаще других вызывают у людей скуку:

  • повторяющиеся физические задачи;
  • простые мыслительные задачи;
  • просмотр и прослушивание особых видео- и аудиозаписей.

Исследователи использовали шкалу многомерного состояния скуки Иствуда, чтобы определить, насколько сильно каждая из выполняемых задач заставляла испытуемых скучать и не вызывала ли она у них какие-то ещё эмоции. Всего было шесть на редкость унылых задач. Самая скучная состояла в том, чтобы бесконечно кликать мышкой, поворачивая иконку на экране на пол-оборота по часовой стрелке. После этого было решено больше не показывать специальные видео для того, чтобы вызывать у людей скуку, а использовать вместо этого обыкновенные поведенческие задачи.

Что с человеком делает скука: наука блуждающего сознания


«У каждой эмоции есть цель с эволюционной точки зрения», — говорит Санди Манн, психолог и автор книги «Положительная сторона отдыха: почему скука — это хорошо» . «Я хотела выяснить, зачем нам нужна такая эмоция, как скука, кажущаяся отрицательной и бесполезной эмоцией».
Так Манн начала работать по своей специальности: скука. Изучая эмоции, появляющиеся на рабочем месте, в 1990-х годах, она обнаружила, что второй наиболее часто подавляемой эмоцией после злости была — да, да — скука. «Про неё пишут плохие вещи, — говорит она. — Почти во всём винят скуку».

Погрузившись в тему скуки, Манн обнаружила, что она, на самом деле, «весьма интересна». И уж точно не бессмысленна. Вижнанд ван Тилбург из Саутгемптоновского университета так объяснил важную эволюционную функцию этого тревожного и отвратительного ощущения: «Скука заставляет людей заниматься делами, в которых они видят больше смысла, чем те, что есть у них под рукой».

«Представьте себе мир, в котором мы бы не скучали, — говорит Манн. — Нас бы постоянно радовало что угодно — падающие капли дождя, кукурузные хлопья за завтраком». Разобравшись с эволюционным смыслом скуки, Манн заинтересовалась тем, есть ли у неё преимущества кроме вклада в выживание. «Инстинктивно, — говорит она, — я чувствовала, что каждому в жизни надо немного поскучать».

Манн разработала эксперимент, в котором группе участников дали самую скучную из всех задач, которую она могла придумать: копирование телефонных номеров из телефонной книги вручную. (Если кто-то ни разу в жизни не видел телефонных книг, погуглите их). Испытание было основано на классической проверке творческого начала, разработанной в 1967 Дж. П. Гуилфордом, американским психологом, одним из первых исследователей творчества. В оригинальном тест Гуилфорда «проверка альтернативных способов использования» испытуемому даётся две минуты на то, чтобы придумать как можно больше альтернативных способов использования повседневных объектов — чашек, бумажных скрепок, стульев. В версии Манн тест на творчество она предварила 20-минутной бессмысленной задачей — копированием телефонных номеров. После этого испытуемых попросили придумать как можно больше способов использования двух бумажных стаканчиков. Те выдали несколько идей средней оригинальности, вроде горшков для цветов и игрушек для песочницы.

В следующем эксперименте Манн увеличила скучную часть. Вместо копирования номеров из телефонной книги испытуемым нужно было читать номера вслух. И хотя некоторые из них делали это с удовольствием, после чего их удалили из комнаты, большинство участников посчитало это занятие чрезвычайно, совершенно скучным. Впасть в прострацию сложнее, когда ты занят чем-то активным, вроде написания номеров, чем когда ты занят таким пассивным действием, как чтение. В результате, как и предполагала Манн, испытуемые выдали более творческие идеи по использованию бумажных стаканчиков: серьги, телефоны, музыкальные инструменты, и, что больше всего ей понравилось, лифчик в стиле Мадонны. Эта группа уже рассматривала стаканчики не только как контейнеры.

Этими экспериментами Манн доказала свою точку зрения: скучающие люди мыслят более творчески, чем остальные.

Но что же такого происходит во время скуки, что запускает ваше воображение? «Скучая, мы ищем какой-то стимул, которого нет в непосредственной близости к нам, — поясняет Манн. — Поэтому мы начинаем искать стимулы, отправляя наше сознание путешествовать в различные места, находящиеся у нас в головах. Это способно стимулировать творчество, поскольку, когда вы начинаете грезить наяву и позволяете разуму блуждать, вы выходите за границы осознанного и переходите в подсознание. Этот процесс позволяет вам создавать различные связи. И это потрясающе».

Скука открывает путь к странствиям разума, что помогает нашему мозгу создавать те самые связи, способные решить что угодно, от планирования ужина до прорыва в борьбе с глобальным потеплением. Исследователи лишь недавно начали разбираться с явлением блуждания сознания, активностью, которой занимается наш мозг, когда делает что-то скучное, или не делает ничего. Большая часть исследований по грёзам наяву была проведена за последние 10 лет. С современными технологиями получения снимков мозга, каждый день появляются новые открытия того, чем занимается наш мозг не только когда мы чем-то сильно заняты, но и когда мы находимся в прострации.

Когда мы делаем что-то осознанно — даже если мы записываем номера из телефонной книги — мы используем «сеть исполнительного внимания» — части мозга, управляющие и подавляющие внимание. Как говорит нейробиолог Маркус Рэйчл: «Сеть внимания позволяет нам напрямую контактировать с миром, здесь и сейчас». И наоборот, когда наш разум блуждает, мы активируем часть мозга под названием «сеть пассивного режима работы мозга», открытую Рэйчлом. Пассивный режим работы, названный так Рэйчлом, используется для описания «покоящегося мозга»; то есть, когда мы не сконцентрированы на внешней задаче с чёткими целями. Поэтому, в отличие от общепринятой точки зрения, когда мы уходим в себя, наш разум не отключается.

«С научной точки зрения, грёзы наяву — интересное явление, поскольку оно определяет возможности людей по созданию мыслей чистым образом, в отличие от мыслей, появляющихся в виде реакции на события внешнего мира», — говорит Джонатан Смолвуд, изучавший блуждание разума с самого начала своей карьеры нейробиолога, стартовавшей 20 лет назад. Возможно, не было простым совпадением то, что он получил докторскую степень в том же году, когда был открыт пассивный режим мозга.

Смолвуд — настолько увлечённый блужданиями сознания, что взял себе ник с таким названием в Твиттере — объяснил, почему эта область до сих пор не сильно развита. «У неё есть интересное место в истории психологии и нейробиологии из-за того, как организована когнитивистика. В большей части экспериментов и теорий мы демонстрируем что-то мозгу и смотрим, что происходит». В прошлом по большей части этот метод, основанный на выполнении задач, использовался для того, чтобы понять, как работает мозг, и он выдал огромное количество знаний по поводу процессов адаптации к внешним стимулам. «Блуждание разума занимает особое место, так как не вписывается в этот ряд явлений», — говорит Смолвуд.

Мы находимся в ключевой точке истории нейробиологии, если верить Смолвуду, поскольку, с появлением систем нейровизуализации и других всеобъемлющих инструментов для выяснения того, что происходит в мозге, мы начинаем понимать функционирование, по сию пору ускользавшее от нас. Сюда входят и наши ощущения, испытываемые во время безделья.

Ключевая роль грёз наяву стала очевидной для Смолвуда, как только он начал её изучать. Прострация важна для нас настолько, что «она может быть ответом на вопрос, что отличает нас, людей, от менее сложных животных». Она участвует в работе большого количества навыков, от творческой деятельности до предсказаний будущего.

Сеть пассивного режима работы мозга включается, когда он не сконцентрирован ни на одной задаче
В этой области ещё столько всего предстоит открыть, но что уже ясно, так это то, что пассивный режим не означает бездействия мозга. Смолвуд использует функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для изучения нервных изменений, происходящих, когда подопытные лежат в сканерах и ничего не делают, кроме как рассматривают неподвижное изображение.

Оказывается, что в пассивном режиме мы используем порядка 95% от того количества энергии, которое тратим при активных размышлениях. Несмотря на отсутствие внимания, наш мозг всё равно проделывает довольно много работы. Пока люди лежали в сканерах в эксперименте Смолвуда, их мозг продолжал «демонстрировать очень организованную спонтанную деятельность».

«В принципе нам непонятно, почему он этим занят, — говорит он. — Когда вам нечего делать, ваши мысли не останавливаются. Вы продолжаете генерировать мысли, даже если вам нечего с ними делать».

Смолвуд с командой в частности работают и над тем, чтобы объединить это состояние неограниченных произвольных мыслей и состояние организованной спонтанной деятельности мозга, поскольку они считают их «двумя сторонами одной медали».

Области мозга, составляющие сеть пассивного режима — срединная височная доля, срединная префронтальная кора, задняя поясная кора — выключается, когда мы переключаемся на задачи, требующие внимания. Но они принимают весьма активное участие в работе автобиографической памяти, модели психики человека (по сути, нашей возможности представлять, что думают и чувствуют другие люди), и, что уникально — обработка представления о себе, то есть, создание согласованного представления о себе самом.

Когда мы отвлекаемся от внешнего мира и погружаемся в себя, мы не выключаемся. Мы подключаемся к огромному количеству памяти, представляем будущие возможности, разбираем наше взаимодействие с другими людьми, размышляем над тем, кто мы есть. Кажется, что мы тратим время, глазея на самый долгий красный свет в мире, ожидая, когда он переключится на зелёный, но наш мозг выстраивает идеи и события в нужном порядке.

Именно в этом заключается суть различий между блужданием сознания и другими формами работы мысли. Вместо того, чтобы ощущать, сортировать и понимать вещи на основе того, как они приходят к нам извне, мы делаем это внутри нашей собственной когнитивной системы. Это даёт нам возможность подумать и лучше понять всё после того, как срочность момента прошла. Смолвуд приводит спор в качестве примера: пока спор происходит, сложно быть объективным или смотреть на всё с точки зрения другого человека. Злость, адреналин, физическое и эмоциональное присутствие другого человека мешают анализу. Но в душе или за рулём на следующий день, когда ваш мозг переживает происшедшее, ваши мысли становятся более глубокими. Вы не только думаете о миллионе вариантов ваших ответов, но и, возможно, без «того стимула, которым является человек, с которым вы спорили», вы можете посмотреть на всё с другой точки зрения и породить какие-то идеи. Размышления о межличностном взаимодействии другим способом, отличным от происходящего во время встречи в реальном мире, являются отличной формой творчества, стимулируемой блуждающим сознанием.

«Грёзы наяву особенно важны для такого вида, как мы, с высокой важностью социального взаимодействия, — говорит Смолвуд. — Всё оттого, что самым непредсказуемым явлением в вашей повседневной жизни будут другие люди». Наш мир, от светофоров до касс в продуктовых магазинах, работает по простому набору правил. В отличие от людей. «Грёзы наяву отражают необходимость понять сложные аспекты жизни, которые почти всегда связаны с другими людьми».

Поговорив с профессором Смолвудом, я ещё сильнее убедился в том, что заполнять свободные минутки дня проверками электронной почты, обновлением Твиттера или непрерывной проверкой телефона — деструктивно. Я понял, почему готовность отпустить свой разум немного поблуждать — ключ к творчеству и продуктивности.

«Ну, это спорное утверждение, — сказал Смолвуд. — Люди, у которых разум всё время находится в прострации, не смогут сделать вообще ничего».

Действительно. Мне не нравилось, что Смолвуд придерживает мой энтузиазм, но грёзы наяву на самом деле не всегда считались полезными. Фрейд считал людей с отрешённым сознанием невротиками. Ещё в 1960-х учителям рассказывали, что студенты-мечтатели рискуют приобрести проблемы с психологическим здоровьем.

Очевидно, способы грезить наяву существуют разные — и не все из них продуктивны или позитивны. В содержащей плодотворные идеи книге «Внутренний мир грёз наяву» психолог Джером Сингер, изучавший блуждающий разум более 50 лет, определяет три разных стиля грёз наяву:

  • Неуправляемое внимание.
  • Дисфорическая прострация с синдромом вины.
  • Позитивно-конструктивная прострация.

Их названия говорят сами за себя. Люди, плохо умеющие управлять своим вниманием, легко возбуждаются, легко отвлекаются, им сложно концентрироваться даже на своих грёзах наяву. Когда наше блуждание разума приобретает дисфорический оттенок, наши мысли становятся контрпродуктивными и негативными. Мы ругаем себя за то, что забыли чей-то день рождения, или за то, что в нужный момент не смогли дать отпор кому-то. Нас переполняют такие эмоции, как чувство вины, тревога и злость. Некоторые люди легко застревают в этом кругу негативного мышления. Неудивительно, что такого рода блуждания разума чаще случаются у людей, жалующихся на хронический уровень несчастья.
Когда дисфорическая прострация превращается в хроническую, люди могут склоняться к деструктивному поведению — к зависимости от азартных игр, химических веществ или еды. Вопрос лишь в том, как проявляет себя блуждание мыслей у людей, жалующихся на хронический уровень несчастья — оно просто проявляется у них чаще, или же ещё и способствует ухудшению настроения. В исследовании от 2010 года «Блуждающий разум — несчастный разум», гарвардские психологи Мэтью Киллингворт и Дэниел Гилберт разработали приложение для айфона, предназначенное для наблюдения за мыслями, чувствами и действиями 5000 человек в любой момент времени в течение дня. Приложение выдавало звуковой сигнал в случайные моменты времени, и испытуемый отвечал на вопросы, затрагивавшие его действия, мысли об этих действиях, уровень счастья и другие вещи. По результатам наблюдений Киллингворт и Гилберт установили, что «люди думают не о том, что происходит, почти так же часто, как думают о том, что происходит», и «обычно такие мысли делают их несчастными».

Об этом можно услышать в любом классе по йоге — ключ к счастью лежит в том, чтобы жить в текущем моменте. Так как же всё обстоит в реальности? Блуждающий разум продуктивен или сам себя разрушает? Видимо, как и всё в этой жизни грёзы наяву — штука сложная и многогранная.

Смолвуд участвовал в исследовании взаимоотношений между настроением и блужданием разума, из которого был сделан вывод, что «порождение мыслей, не связанных с текущим окружением, может быть как причиной, так и следствием несчастья». Что, простите!?

В исследовании от 2013 года (Florence J.M. Ruby, Haakon Engen, Tania Singer) утверждается, что не все виды отстранённых размышлений или грёз наяву одинаковы. Данные, собранные у сотни участников, показывали, были ли их мысли связаны с текущей задачей, концентрировались ли они на прошлом или будущем, думали ли о себе или о других, в позитивном или негативном ключе. Исследование обнаружило, что негативные мысли вызывали негативное настроение (ещё бы). Отстранённые мысли людей в депрессии являлись и причиной и следствием негативных настроений, и «мысли, связанные с прошлым, особенно вероятно связаны с плохим настроением». Но ещё есть надежда — исследование также обнаружило, что «мысли, связанные с будущим и с самим собой предшествовали улучшениям настроения, даже если текущие мысли были негативными».

«У грёз наяву есть особенности, которые позволяют нам думать о наших жизнях в необычном ключе, — сказал мне Смолвуд. — Но в определённых ситуациях, возможно, не стоит продолжать думать об одном и том же. Многие состояния хронического несчастья вероятно связаны с блужданием разума просто потому, что эти проблемы невозможно решить».

Грёзы наяву схожи со смартфонами с тем, что с подобным времяпрепровождением легко переборщить. Смолвуд утверждает, что не нужно думать о том, как работают наши телефоны или наш мозг, в терминах «хорошо» или «плохо». Всё дело в том, как мы их используем. «Смартфоны позволяют нам делать удивительные вещи — например, связываться с людьми, находящимися на огромном расстоянии, но мы можем попасть к ним в ловушку, посвятив им всю жизнь, — говорит он. — И это не вина смартфонов». Грёзы наяву позволяют нам по-другому взглянуть на вещи — хорошо ли, плохо ли, но, главное, по-другому.

Обратная сторона дисфорической прострации, позитивно-конструктивная разновидность, происходит, когда наши мысли принимают творческое направление. Мы начинаем радоваться возможностям, которые наш мозг способен мысленно вызвать практически ниоткуда, как по волшебству. Этот режим блуждания разума отражает наше внутреннее стремление к изучению идей и чувств, составлению планов, решению задач.

Как же заниматься здоровыми блужданиями разума? Допустим, вы поссорились с коллегой. Вечером, когда вы режете себе салат, вы обнаруживаете, что постоянно проигрываете эту сцену в голове раз за разом. На вас накатывают волны гнева, и вы ругаете себя за то, что не придумали какой-то более умный ответ на его неоправданное заявление о том, что вы не вкладывались в последний проект на все 100%. Применив положительно-конструктивное отвлечённое размышление, вы прощаетесь с прошлым и придумываете способ показать ему, как много на самом деле вам приходится работать для ваших совместных проектов. Или же вы решаете перейти в другую команду и больше не общаться с этим козлом, потому что жизнь слишком коротка.

«Сменить образ мыслей труднее, чем говорить об этом, — сказал Смолвуд. — Грёзы наяву отличаются от других форм отвлечения внимания тем, что когда ваши мысли наталкиваются на какие-то определённые темы, это говорит о том, в каком положении находитесь вы в своей жизни и как вы к нему относитесь. Проблема в том, что иногда, когда жизнь человека складывается не очень хорошо, грезить наяву становится сложнее, чем когда жизнь кажется лёгкой. В любом случае суть в том, что это времяпрепровождение даёт нам возможность понять, кто мы есть».

Все эти часы в качестве молодой мамы, которые я провела, катая своего ребёнка в коляске, поскольку он из-за колик не мог уснуть по другому, и переживая, что я могла бы быть более продуктивной или оставаться на связи с обществом и с тем, что оно делает, на самом деле оказались удивительно полезными — я ненамеренно давала своему разуму свободное пространство и время, чтобы он смог достичь ранее недоступных широт. Я не только подключалась к прошлому опыту, но и представляла себя в будущем в разных местах, задуманных мною, и занималась планированием жизни.

И если пережёвывание неприятного опыта или постоянное возвращение мыслями в прошлое однозначно является побочным продуктом блужданий разума, исследования Смолвуда и других показали, что по прошествии достаточного количества времени на самосозерцание наш разум начинает склоняться к «перспективному мышлению». Такие мысли помогают нам находить новые решения — например, в моём случае это была совершенно новая карьера. Грёзы наяву по своей природе помогают нам, когда мы сталкиваемся со сложной задачей личного или профессионального толка. А скука — один из лучших катализаторов для запуска этого процесса.

На первый взгляд, скука и проницательность противоположны друг другу. Скука, если определять её только как состояние усталости и беспокойства без признаков заинтересованности, имеет только негативный подтекст, и её нужно всеми силами избегать; к проницательности же мы стремимся, и оно представляет собой качество яркого успеха и необычных умственных способностей. Гений, интеллект, талант, лёгкость против апатии, тупости, уныния. Это неочевидно, но два этих противоположных состояния очень тесно связаны.

Андреас Элпидороу, исследователь в психологическом отделении Луисвильского университета, и, как он сам себя называет, защитник скуки, объясняет: «Скука мотивирует стремление к новым целям, когда текущие цели перестают быть удовлетворительными, привлекательными или осмысленными для вас». В его научной статье 2014 года «Положительная сторона скуки» , Элпидороу утверждает, что скука «выполняет роль регулирующего состояния, поддерживающего человека при выполнении его целей. В отсутствие скуки человек оказался бы в плену неудовлетворительных ситуаций и пропустил бы множество приятного с точки зрения эмоций, разума и социального общения опыта. Скука — это и предупреждение о том, что мы занимаемся не тем, чем хотим, и толчок, мотивирующий нас на переключение целей и проектов».

Можно сказать, что скука — инкубатор проницательности. Это беспорядочное, неприятное, запутывающее, вызывающее отчаяние место, в котором приходиться немного побыть перед тем, как придумаешь успешную формулу или уравнение. Эту мысль уже много раз повторяли. «Хоббит» был задуман, когда Дж. Р. Р. Толкин, оксфордский профессор, «получил огромную гору экзаменационных работ, и проставлял им летом оценки, что было очень трудно, и, к несчастью, также и скучно». Когда он наткнулся на работу одного студента, состоявшую из чистого листа, он обрадовался. «Восхитительно! Читать нечего», — рассказывал Толкин ВВС в 1968 году. «Так что я, не знаю, почему, набросал на ней: „В норе в земле жил-был хоббит“. Так и родилась первая строка одной из самых любимых фэнтези-книг. Известно высказывание Стива Джобса, изменившего мир своими технологическими идеями: „Я искренне верю в скуку. Всякие технологические штуки — это прекрасно, но когда вам нечего делать, это тоже может быть прекрасным“. Стивен Леви, сооснователь Apple, писал в журнале Wired, как он с ностальгией вспоминает длинные, скучные летние месяцы его молодости, подпитывавшие его любопытство, поскольку „из любопытства вырастает всё остальное“, и выражал опасение по поводу эрозии скуки, исходящей от устройств, которые он помогал создавать.

Стив Джобс был мастером проницательности. Так что воспользуемся его советом радостно приветствовать скуку. Дайте вашему знанию о науке и истории скуки вдохновить вас на то, чтобы вернуть скуку в вашу жизнь. Сначала она покажется вам неудобной, раздражающей, вы можете даже разозлиться, но кто знает, чего вы сможете достигнуть, когда вы преодолеете первые фазы скуки и начнут включаться её потрясающие побочные эффекты?

Из книги Мануш Зомороди „Скучающий и проницательный“ [Bored and Brilliant], 2021.

Как лечить застарелую скуку

Не нужно отчаиваться. Если скука закоренелая и возникла из-за потрясений прошлых десяти лет такой жизни, то выход все же есть.

Первое, что нужно сделать, – это заняться своими ценностями и желаниями, уделять им столько же внимания, сколько вы уделяете другим людям. И делать это с таким же энтузиазмом.

Ответьте для себя на вопросы: что вы любите, что вы хотите получить? Тестируйте, пробуйте новое. Вспомните, что вам нравится, даже если речь идет о любимом цвете, погоде, любимом лакомстве. В детстве у многих были анкеты в тетрадях, в которых мы отвечали на вопросы: «Как тебя зовут, какое имя мальчика тебе нравится, какое имя девочки?» Примерно так вам нужно регрессировать в маленькую себя и начать по крупицам собирать информацию о самой себе: что вам нравилось, что вы любили.

Фото: Pexels.com

Затем попробуйте добавить геймификацию в привычные бытовые действия: закидывайте ингредиенты в суп со зловещим хохотом, попрыгайте на одной ноге по квартире, выбрасывайте мусор задом наперед. Пили всегда чай из чашки? Налейте в банку. Такие непривычные действия сбивают мозг с привычного маршрута. И это первый шаг, который вы можете сделать.

Со временем, когда у вас внутри проснется мотивация к изменениям и вы действительно начнете что-то менять, скука пройдет.

Скука – это не событие, а ваше восприятие реальности. Она приводит к неудовлетворенности жизнью, собой и окружающими людьми. Не уделяя этой проблеме достаточно внимания, вы рискуете впасть в зависимость: от еды, смены картинок (когда вам хорошо только в путешествиях, но не дома) или бесконечной череды партнеров. Выход есть, но прежде важно осознать свои чувства, признать их и начать влиять на собственное тело и жизнь.

Вам также могут понравиться эти материалы:

Как повысить самооценку и перестать сравнивать себя с окружающими: рассказывает психолог

Как перестать бояться: 10 эффективных методов борьбы со страхом и тревогой

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]