Советы
- Особенности соперничества
- Невротическое соперничество
- Что такое конкуренция. Ее разновидности
- Значение конкуренции
Термин «конкуренция» пришел к нам из латыни. Это слово означает «движение вперед вместе». Но в нынешнем употреблении в обществе конкуренция относится к экономическому соревнованию, борьбе, соперничеству. Побеждает кто-то один, даже если все противники хороши. В постиндустриальном социуме главные цели определяются людьми. Главная цель – увеличить прибыль. Кроме того, синонимические понятия конкуренции звучат достаточно жестко: деньги, статус и власть. Конкуренция строится на данных законах.
Соперничество в свою очередь является отношениями между личностями, которое характеризуется борьбой (скрытой или открытой) за авторитет, любовь, деньги, славу, самореализацию.
Особенности соперничества
С позиции психоанализа особенности соперничества рассматриваются в виде основного элемента психосексуального развития личности, что влияет на характер. Выражается это в раннем возрасте. Сначала в качестве борьбы за родительскую любовь на фоне отношений с другими детьми в семье.
По мнению Зигмунда Фрейда, Эдипов комплекс – это первопричина появления конфликта, который возник из-за детской ревности к родителю аналогичного пола. Результаты проявляются во взрослом возрасте человека. Если данный комплекс вызвал у матери в ее детстве мощное чувство соперничества, то в будущем оно принимает резкие формы. Они сказываются на ее действиях и вызывают данное чувство с детства у дочери. Материнское соперничество проявляется в попытке запугать дочь, унизить, запретить общение с мужчинами и т.п.
Фрейд соглашался с присутствием соперничества в жизни личности. Нередко замечается соперничество в семье, где несколько детей. Он считал, что лишь после преодоления такого чувства возможно появление положительных эмоций.
Соперничество является нормальным явлением. Оно активизирует человеческие силы, помогает развиваться личности, улучшаться. Оно присутствует в каждых взаимоотношениях и сферах человеческой жизни. Наряду с этим, соревнование получает такие проявления и силу, что может стать патологическим, что приводит к образованию разных противоречий и невротизации.
Жажда победы: как устаревшие понятия о соперничестве и конкуренции мешают вам достигать целей
Последние открытия в области психофизиологии и педагогики показывают, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции, и они вовсе не зависят от наличия соперника. Напротив, мы достигаем большего, когда нам «не дышат в спину».
Существует три способа достичь цепи:
- конкуренция (работа направлена на достижение превосходства над другими);
- кооперация (совместная работа);
- независимая деятельность (работа никак не соотносится с деятельностью других).
Защитники идеи конкуренции оперируют четырьмя «мифами»:
- Миф 1. Конкуренция — неизбежный спутник жизни, она свойственна природе человека.
- Миф 2. Конкуренция будит в людях лучшие качества и раскрывает их скрытые возможности. Мы не могли бы чего-либо достичь, не будь конкуренции.
- Миф 3. Конкуренция доставляет удовольствие. Наиболее зрелищные игры и шоу всегда построены на этом принципе.
- Миф 4. Конкуренция усиливает характер и придает уверенность в своих силах.
Прокомментируем эти мифы.
На утверждение о том, что конкуренция свойственна человеку, имеются два контраргумента. Первый: сотрудничество точно так же типично для человека, как и соперничество; второй: соперничество есть признак приобретенный и не передающийся по наследству (в биологическом смысле).
Психологи Дэвид и Роджер Джонсоны, занимающиеся вопросами воспитания, отметили, что в повседневной жизни мы охотнее признаем и поддерживаем именно принцип сотрудничества, поскольку совместная деятельность требует от нас меньшего внимания, чем деятельность, нацеленная на соревнование.
Психолог Эшли Монтегю доказал, что без совместной деятельности общество просто не смогло бы существовать. Человек лишь постольку шел от одной ступени эволюции к другой, поскольку был нацелен на коллективную деятельность (в качестве примера можно привести тот факт, что родители совместно решают такую сложную задачу, как воспитание детей).
Как же обстоят дела с эволюцией? Мы часто полагаем, что борьба за существование приводит к выживанию наиболее приспособленных видов. При таком понимании обусловленная культурой конкуренция проецируется на природу, так что можно сказать, что в основе этого подхода лежит типично «антропоморфный» принцип мышления.
Уже Петр Кропоткин в своей известной книге «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (1919) детально описал механизм коллективной деятельности у животных. Он указал на то, что замена соперничества взаимной поддержкой способствует продолжению вида. Биолог Стефан Джей Голд убедительно доказал, что процесс эволюции по своей структуре вообще не нуждается в таком принципе как соперничество.
Мы очень рано привыкаем конкурировать с другими — даже не всегда напрямую, например, в те моменты, когда смотрим по телевизору футбольный матч или когда коллега на наших глазах устраняет претендентов на должность, которую хочет занять сам и т. д. Чем больше моментов соперничества мы видим и переживаем, тем сильнее развивается у нас потребность в победе над другими. Привычка же действовать в команде позволяет нам обходиться без ощущения превосходства.
Эта зависимость была доказана в исследованиях известного спортивного психолога Терри Орлика, одного из основателей теории кооперативных игр. Орлик исследовал отношения между детьми, игравшими в кооперативные игры в период с дошкольного возраста по второй класс школы. Он обнаружил, что дети предпочитают как раз такие игры: две трети мальчиков и девочек в возрасте десяти лет охотнее играют в игры, в которых никто не проигрывает, чем в те игры, в результате которых выявляются победитель и проигравший.
Любопытный взгляд на эту проблему мы встречаем в сравнительной антропологии. Все чаще и чаще исследователи культуры первобытных народов склоняются к мысли, что первобытные люди смогли выжить прежде всего благодаря своей способности и готовности действовать сообща, а вовсе не благодаря агрессии, использованию орудий труда или объему головного мозга.
В отличие от приматов, в ранних человеческих обществах активно использовался принцип групповой деятельности, для них очень характерной была готовность «поделиться своими ресурсами». В 30-е годы Маргарет Мид убедительно показала, что первобытные общества, сохранившиеся до сих пор, отличает высокая способность и готовность к групповой деятельности. К похожим заключениям пришла и футуролог Райн Айслер.
Расскажем кратко о том, какие аргументы использовались для того, чтобы доказать неизбежность соперничества в человеческой жизни. Зигмунд Фрейд строил свою концепцию на предположении о том, что соперничество является основополагающим принципом нашего существования. Фрейдовская модель глубоко укоренена в нашей культуре, поэтому мы можем исходить из того, что люди воспринимают и придерживаются ее, сами не замечая этого.
Фрейд утверждает, что человек является существом эгоистическим, которое прежде всего ищет удовольствий. Для него люди — вовсе не жаждущие любви и понимания существа, наоборот, их отличительным и необходимым качеством являются агрессивные инстинкты. По Фрейду, соперничество неустранимо, и мысль о нем закладывается уже в отношениях родителей и детей. Желание быть любимым приводит к бесконечной борьбе, кульминацией которой является эдипов комплекс: отец рассматривается как соперник, а мать — как награда за победу.
К счастью, неофрейдисты, и особенно Карен Хорни, придерживаются иной концепции. Карен Хорни доказала, что жажда соперничества и конкуренции является компенсацией неуверенности в себе и низкой самооценки. Для нее психическое здоровье тесно связано со слабой потребностью в конкуренции.
Что влияет на успешность нашей деятельности?
Мы так часто слышим, что должны быть лучше других, что в конце концов приходим к убеждению, будто наличие соперничества является условием эффективной работы. Это убеждение пронизывает нашу культуру. Но последние открытия в области психофизиологии и педагогики показывают, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции и не зависят от наличия соперника. Напротив, мы достигаем большего, когда нам «не дышат в спину».
Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы была некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. На практике это означает, что происходит не только обмен идеями, но и распределение ресурсов и обязанностей и, наконец, то, что каждый член группы разделяет ее успех.
Школьники учатся лучше, когда они работают в группе, в которой все помогают друг другу. Конечно, скептики сомневаются в том, что от этого выигрывают и хорошие, и плохие ученики. Мы утверждаем, что не только слабо или средне одаренные дети получают особые преимущества от такой организации учебного процесса, но и талантливые дети учатся в таком случае лучше.
Как выявить неблагоприятные воздействия соревновательного принципа? Сначала необходимо разграничить две совершенно разные вещи: напряженную работу и стремление превзойти другого. Если во время работы мы стремимся доказать свое превосходство, то наше внимание раздваивается, на выполнение самого задания тратится меньше энергии.
Это типично для множества ситуаций: спортсмены испытывают стресс из-за напряженных соревнований и теряют скорость реакции и концентрацию; журналисты подвергают себя опасности в погоне за сенсацией и проявляют небрежность в сборе фактов; ученые пренебрегают тщательным проведением эксперимента и фальсифицируют результаты тестов; менеджеры начинают нервничать, боятся в трудных ситуациях спросить совета у коллег или начальника.
Еще на блоге: Почему умные люди не всегда равно мудрые
Мы делаем все, на что способны, когда работаем увлеченно, с интересом. Это называется внутренней мотивацией. Она особенно заметна, когда речь идет о познании новых, сложных или интересных нам вещей. Внешними мотиваторами (к которым относятся деньги, оценки, признание) мы не можем заменить мотивацию внутреннюю. Как показывают исследования, внешняя мотивация негативно воздействует на воодушевление и интерес к проблеме.
Если человек замотивирован только внешне, то парадоксальным образом удовольствие от решения поставленной задачи теряется, что приводит к плохому результату. Разумеется, существует и исключение: очень сильная мотивация может вырастать из чувства личной ответственности за других людей, что неудивительно — эта положительная связь создает чувство внутренней общности и уверенности и, таким образом, повышает удовлетворение от решения коллективной задачи.
Формирует ли соперничество характер?
Рассмотрим психологические последствия соперничества. Если у нас есть выбор, то обычно мы избегаем ситуаций, в которых присутствует элемент соперничества и возможность проиграть. Как правило, мы стараемся избегать и чересчур честолюбивых людей. Инстинктивно мы понимаем, что соперничество в принципе своем — нечто неестественное. Но тогда почему же мы все-таки принимаем участие в нем снова и снова?
Первое объяснение состоит в том, что многие виды деятельности построены по образу и подобию процесса соревнования, и нам достаточно сложно отстраниться от этого, поскольку этот принцип проник повсюду в нашу жизнь. Отсюда развиваются конкурентные убеждения, которые к тому же поощряются на всех уровнях. Но существует и другое объяснение.
Мы начинаем соревноваться в надежде разрешить глубоко скрытые сомнения в наших собственных возможностях, повысить свою самооценку. Победа над соперником формирует у человека иллюзию повышения своей самооценки как в собственных глазах, так и в глазах других.
Желание быть лучше других, успешнее, умнее, любимее — все это лишь компенсация отсутствующей уверенности в себе. Конечно, у всех людей есть врожденное желание развивать свои способности и таланты, самосовершенствоваться и самореализовываться. На это указывал известный психолог Абрахам Маслоу. Но некоторые только тогда чувствуют себя комфортно, когда им удается превзойти других, и это желание не имеет ничего общего с самосовершенствованием.
В этом случае любая деятельность связана с напряжением сил, потому что на карту поставлены не просто успех или неуспех, а самоуважение. Так тщеславие и честолюбие приобретают характер мании. Когда честолюбивые люди попадают в ситуацию, где нет возможности соперничать, они испытывают большой дискомфорт.
Многие трудоголики в первую очередь так много работают из-за своего стремления к конкуренции, которая нужна им как воздух. Они впадают в недовольство и раздражение, когда по каким-то причинам не могут доказывать свое превосходство над другими.
Каждый наверняка встречал людей, которые не испытывают потребности демонстрировать свои успехи и силу. Они делают только то, что кажется им привлекательным и соответствует их возможностям и интересам. Мы воспринимаем таких людей как зрелых и независимых. Их обаяние неотразимо — они действуют и творят свободно. Почти всегда такие люди обладают весьма высокой самооценкой и поэтому не испытывают желания соперничать с другими.
В нашей культуре соперничество является наиболее широко распространенным способом компенсации страха оказаться несостоятельным. Но, как это ни парадоксально, опасения по поводу собственных возможностей вовсе не зависят от того, насколько успешны мы в реальной жизни. Не только неудачники, бедные или слабо одаренные сомневаются в себе. Многие исключительно успешные люди испытывают сомнения в собственной значимости.
Почему это так — ответ найти непросто. Мы не можем объяснить этот факт только негативным опытом детства. Есть и какие-то иные причины, под давлением которых мы ставим под сомнение свою личностную ценность. Важную роль в этом играет отрыв от привычных условий существования, отторжение человека от круга успешных людей и некоторая духовная несостоятельность.
Есть еще одна причина, почему соперничество не может повышать самооценку. Во время соревнований мы ставим нашу жизнь в зависимость от каких-то внешних условий: от судей, от успеха или неуспеха. Когда же мы ни с кем не конкурируем, то испытываем совершенно иные чувства. Работая вместе с другими, мы чувствуем себя увереннее.
Чем активнее и шире сотрудничество, тем больше повышается вероятность того, что другие будут следовать нашему примеру, будут охотнее работать и общаться с нами. В этом случае мы постоянно чувствуем собственную полезность и ценность, понимаем, что зависим только от себя.
Наконец, хотелось бы кратко охарактеризовать взаимосвязь соперничества и страха. Каждый, кому знакома жесткая конкуренция, испытывает неуверенность, которая со временем не проходит, а только усиливается. Результативность работы падает под тяжестью стресса соперничества. Боясь ошибиться, мы становимся менее изобретательными, и даже выполнение механических действий может ввести нас в ступор, что, в свою очередь, усиливает неуверенность и страх.
Но существует и другой страх — страх перед победой. Мы переживаем, когда из-за нас проигрывает кто-то другой. В то же время мы боимся враждебного отношения со стороны побежденных. Надо сказать, что страх этот достаточно обоснован. Победителем восхищаются, но ему и завидуют. Все мы знаем, что многие не откажутся посмотреть, как развенчают вчерашнего победителя.
Психоаналитик Ролло Мей провел большое междисциплинарное исследование о возникновении страха в группе. Он пришел к выводу, что соперничество является наиболее частой причиной страха в нашей культуре. Оно ослабляет связи между людьми и приводит к изоляции. Тот, кто постоянно находится в состоянии конкуренции с другими, чувствует себя одиноким. Важнейшая потребность — потребность в социальных связях — не удовлетворяется.
Поэтому люди предпочитают избегать ситуаций соперничества, даже если они необходимы обществу. Тогда общество прибегает к всевозможным уловкам, чтобы все-таки заставить людей конкурировать друг с другом. Например, отказ от соперничества позиционируется как слабость, хотя в человеческих отношениях отказ от причинения вреда другим людям может стать началом здорового душевного развития. Соперничество неблагоприятно не только для развития характера, оно отрицательно сказывается на образе мыслей.
Мир делится на победителей и побежденных, и это черно-белое видение распространяется на все. Мы упускаем из поля зрения множество нюансов и все больше склоняемся к тому, что мир делится на два лагеря: добро и зло, ум и глупость, богатство и бедность и т. д. Этот ограниченный взгляд на мир — слишком высокая цена, которую мы платим за желание стать победителем.
Наконец, очень важен факт, который часто упускается из вида: соперничество нас обезличивает. Ведь соревнование может существовать только в тех условиях, когда все признают одинаковые ценности и стремятся к одинаковым целям по одинаковым правилам. Это приводит к тому, что индивидуальность отодвигается на второй план, от чего, естественно, страдает и творческая активность.
Творческая активность по сути своей предполагает неодинаковость людей, оригинальность их мыслей и готовность ставить под сомнение целесообразность уже принятых ранее решений. Не удивляет и то, что соперничество разжигает конфликты. В случае постоянной конкуренции мы имеем дело не с мужественными героями, а с осторожными, послушными людьми. Если же человек придерживается ценностей, которые выходят за пределы безличности, тогда он обычно весьма скептически относится к идее соперничества.
Еще на блоге: Советы психолога как работать с человеком, который вам неприятен
Сотрудничество вместо соперничества
Наша личная жизнь также во многом зависит от наличия в ней конкуренции. Часто интимные отношения отягощаются тем, что близкие люди стремятся к победе друг над другом. Когда рождается ребенок, возникает новое соперничество. Между отцом и матерью разгорается ожесточенная борьба за любовь ребенка. Порой родители начинают играть в игру «Супербэби»: они сравнивают своего ребенка с другими детьми в семье или с детьми друзей.
И у родителей, и у ребенка развиваются тревога и неуверенность, ведь родители совершенно забывают о том, что нет стандартов для развития ребенка. Кто первым начнет говорить? Кто быстрее бегает? Все это — не имеющие значения вопросы, от которых мы должны отказаться. От мыслей о соперничестве страдают не только отношения в семье, но и дружба, когда люди, вместо того чтобы наслаждаться непохожестью друг на друга, начинают соревноваться между собой.
Если мы стремимся к тому, чтобы наши дети становились полноценными членами общества, необходимо создать предпосылки для их настоящего развития: например, очень важно развить в них способность к эмпатии, умение не только представить себе существование иной точки зрения, но и вжиться в нее, понять, что движет другим человеком. Эмпатия способствует развитию готовности помочь другому в трудных ситуациях.
Дети, у которых развиваются навыки кооперации, избавлены от таких неприятных чувств, как зависть и пренебрежение. Зависть во многом есть изобретение человеческого общества. Люди мечтают о признании, внимании, любви — и соперничество дает им иллюзию того, что в нем определяется, кто достойнее всех этих благ. Те, кто проигрывает в этом соревновании, не могут воспринимать успехи других иначе, чем с завистью. Мы завидуем всему, чем обладает победитель.
Зависть легко переходит во враждебность, презрение и ненависть. Мы ненавидим тех, кто более успешен, кто получает больше денег, больше признания, и втайне желаем победителю поражения. Если же мы принадлежим к избранным, то есть к победителям, которые по своему положению или способностям стоят на верхних ступенях, то легко культивируем в себе презрение к хроническим неудачникам.
Мы говорим себе, что они и не заслуживают лучшего, что они прирожденно слабы духом, что они сами виноваты в своем поражении. Эта заносчивая позиция избавляет нас от вопросов о справедливости существующего положения вещей и от забот по смягчению условий конкуренции в обществе.
Сотрудничество и соперничество имеют одно важное различие. Тот, кто кооперируется с другими, обычно легче доверяет людям. Он может рассчитывать на то, что его дружелюбное отношение к окружающим найдет такой же приветливый отклик. Доверие влечет за собой душевную открытость: я могу впустить другого в свои мысли и чувства. Это является фактором душевного здоровья и важной деталью в построении личных отношений.
Соперничество, наоборот, портит доверительные отношения, и они заменяются расчетом: каждый просчитывает, насколько далеко может простираться его откровенность. Сотрудничество связывает людей, соперничество изолирует. Здесь можно опять согласиться с Карен Хорни, которая утверждает, что конкуренция есть не только результат крайней формы индивидуализма в обществе, но и его первопричина.
Мы уже говорили о том, что соперничество является видом агрессии. Язык очень точно отражает это: само наличие соперников означает, что существует чья-то победа и чье-то поражение. Соперничество неизбежно приводит к враждебности, что особенно ясно видно в спорте. Сейчас очень популярна теория катарсиса. Аристотель утверждал, что мы можем освободиться от чувств, причиняющих нам страдания, сопереживая героям трагедии в театре.
По аналогии с этим полагают, что спортивные состязания и другие агрессивные общественные и культурные мероприятия избавляют их участников от внутреннего напряжения. Наиболее известными представителями этой теории являются Зигмунд Фрейд и исследователь человеческих отношений Конрад Лоренц. Оба они полагают, что агрессия есть врожденное человеческое чувство. Но эта точка зрения, без сомнения, может быть опровергнута.
Когда мы наблюдаем за агрессивными отношениями других людей, наша агрессивность вовсе не уменьшается, наоборот, мы учимся на их примере технике агрессивности. При этом барьеры по ограничению агрессивности становятся все ниже, например, у атлетов в течение сезона агрессивность постоянно растет. Дети, которым показывают фильмы про бокс, начинают контактировать друг с другом на более агрессивном уровне.
Первобытные народы, в обычаи которых входят спортивные игры, более других склонны к военной агрессии. Бесчисленные исследования доказывают, что постоянные соревнования не делают детей дружелюбнее.
Чувства, которые будит в нас соперничество, распространяются на другие виды нашей деятельности. Постоянное соперничество поддерживает внутри нас перманентное возбуждение. Разочарование может привести к тому, что проигравший начинает реагировать на него физической агрессией, причем неадекватные физические реакции возникают не только у потерпевшего поражение, но и у победителя.
Причины этого предположительно лежат в том, что у всех без исключения опыт соперничества вызывает негативные эмоции — неуверенность, страх и изоляцию. Эти эмоции настолько сильны и продолжительны, что даже победа не возмещает предшествующих ей страданий. Из всего этого следует, что в обществе должны постоянно создаваться новые возможности по внедрению сотрудничества с другими людьми. Сотрудничество помогает нам сосуществовать с другими.
Совершенно естественно, что своих партнеров мы видим s хорошем свете и ценим отношения с ними. Когда мы делим с другими успех, мы склонны оказывать друг другу поддержку. Особенно это значимо для отношений, которые вначале развивались не совсем гладко. Опыт сотрудничества улучшает отношения между людьми разных национальностей, религиозных или культурно-этнических взглядов. Сотрудничество сводит людей вместе. В атмосфере сотрудничества нам всегда легче быть дружелюбными с другими.
Сотрудничество вовсе не означает бесконфликтность. Настоящее сотрудничество ведет к тому, что каждый вносит свой личный вклад, каждый имеет собственное мнение. На основе позитивных отношений вырастает то, что условно можно назвать «конструктивным конфликтом». Когда речь идет о разных интересах и разных точках зрения, все сложности вполне разрешимы, если они не связываются с вопросами победы или поражения.
«Конструктивные конфликты» не раздражают, а обучают, повышая обоюдный интерес партнеров в соответствии с девизом: «Споры сплачивают людей». Никто не стремится непременно добиться поражения партнера. В условиях современной экономики нам необходимы человеческие качества, которые вновь становятся ценными: творческая энергия, стойкость, решительность, а также командный дух, чувство социальной ответственности и гражданская смелость.
Автор: Клаус Фопель (Klaus W. Vopel), известный немецкий психолог и психотерапевт.
Источник
Читайте нас в удобном формате Telegram | Facebook | Instagram | Tags
Невротическое соперничество
Вопрос невротического соперничества выступил объектом для изучения психоаналитиками. В работах К.Хорни показано, что в культуре Запада это соперничество имеет такие различия с обычным:
невротик неустанно сопоставляет себя с остальными, даже когда это не требуется; честолюбие не удовлетворяется достижением большего, чем остальные, или успехом. Оно предполагает желание стать уникальным; скрытая агрессия демонстрируется в установках невротика, что никто не должен стать лучше, удачливее или красивее.
С данной позиции, при невротической форме соперничества личности важна не сущность действий, а впечатление, достигаемое благодаря им. При адекватном соперничестве личности достаточно сравнительного успеха, а при невротическом целью выступает получение абсолютного превосходства.
Если успех не оправдывает ожидания честолюбивой личности, то он вызывает чувство разочарованности. При невротической форме деструктивный элемент превалирует над созидательным, из-за этого невротику важнее увидеть остальных личностей побежденными, а не достичь собственного успеха.
Хорни также показывает, что желание одержать победу или помешать другим нередко заметно у пациентов с невротической формой соперничества. Подобные личности опасаются успеха аналитика. Они делают все для срыва усилий, даже когда это вредит им самим. Они вводят в заблуждение психоаналитиков, скрывают сведения, но еще пытаются дольше пребывать в этом состоянии или показывать ухудшение. Такой человек не сообщит об улучшении, а если сообщит, то припишет это к внешним факторам.
Отличительной особенностью этого соперничества выступает то, что оставаясь деструктивным, оно становится причиной высокой тревожности, что приводит к его неприятию. Невротик действует одновременно в двух несовместимых направлениях: он руководствуется агрессивным желанием доминировать, но при этом желает остаться любимцем публики.
Причина боязни самого себя заключается в страхе утратить любовь. Невротики удерживают соперничество из-за того, что желания Сверх-Я создают препятствие агрессии, а потому, что они находятся в ловушке между желанием всеобщей любви и жаждой превосходства. Это становится центральным конфликтом личности.
В ходе изучения феномена соперничества психоаналитик приходит к заключению, что соперничество становится проблемой всех на Западе, оно проявляется в виде центрального конфликта невротиков. В борьбе и состязании даже адекватные люди склонны проявить деструктивные тенденции, которые для невротика важны по отдельности. Превалирующее в социуме желание индивидуалистического состязания становится причиной нарушений взаимоотношений между личностями в разных жизненных сферах, в том числе во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. По причине разрушительного характера невротического соперничества, оно имеет более деструктивные последствия, чем простое состязание.
Блок 3. Соперничество. Форма деятельности.
Соперничество как форма деятельности расценивается субъектом эксплицитно или имплицитно в виде способа в конечном итоге жить вечно (гены) и обрести ВЛАСТЬ, как в пределах собственной жизни, так и за ее пределами. Как гиперсоциальное существо человек в отличие от всего остального живого получил за счет развития головного мозга ВЕЛИКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ жить за пределами личной жизни, в памяти многочисленных не прямых потомков, тогда как все остальные стремятся разбросать только лишь гены и ограничены персональной историей.
Важно учесть, что в подавляющем большинстве случаев не имеет значение содержание рационализаций многих индивидов, отрицающих желание бессмертия и ВЛАСТИ, как итога. Это также является способом получить бессмертие и ВЛАСТЬ. Само развитие человеческой цивилизации детерминировано этими механизмами.
Соперничество существенно уступает с эволюционных позиций другой форме – партнерству.
Что такое конкуренция. Ее разновидности
Конкуренция является чрезвычайно популярным феноменом в нынешнем мире. Ею пронизаны все слои социума, а также все жизненные сферы. Учеба, предпринимательство, искусство – сложно отыскать сферу, которая исключает конкуренцию и борьбу за первенство.
Но зачем нужна конкуренция? Она заставляет наш мир двигаться вперед. Это основной фактор прогресса и эволюции. Конкуренция дает стимул для инноваций, она контролирует мировые рынки. Благодаря этому мы обладаем средствами к существованию.
Основное преимущество конкуренции заключается не в победе, а в увеличении эффективности. Она освобождает скрытые «запасы», помогает приложить большие усилия. Участники подобной борьбы найдут в себе новые силы, у них открывается «второе дыхание». При адекватном подходе это случается даже в ситуации, когда нельзя одержать победу. Это заставляет нас самосовершенствоваться.
Что касается разновидной конкуренции, то биологи выделяют конкуренцию среди особей внутри вида, а также среди представителей разных видов из-за ограниченного количества ресурсов в мире – воды, еды, убежищ и т.д.
В экономической сфере выделяют деловую конкуренцию предпринимателей, каждый из них собственными действиями лимитирует возможности соперников односторонне влиять на рыночные условия и оборот товара. Имеется в виду уровень зависимости рынка от поведения его участников.
В обыденной жизни конкуренция есть в отношениях всех возрастов. Дети конкурируют друг с другом не меньше, чем взрослые.
Почему возникает конкуренция в семье
Не существует единого правила для всех семей: так хорошо, а вот это вы делаете «не по-людски». В наше время понятие нормы каждый устанавливает для себя сам: кто-то предпочитает патриархальную модель, кто-то выступает за равенство партнёров, у кого-то в роду всегда руководили женщины.
Рабочим считается любой подход, при котором семья преодолевает кризисы и развивается дальше. Молодые люди поженились и сразу договорились, кто какие обязанности по дому выполняет. Например, жена готовит ужин, муж моет посуду. Пол моют по субботам по очереди.
Стадии развития семьи и кризисы
- Монада — одинокий самостоятельный человек, живущий отдельно.
- Диада — пара начинает жить вместе и договаривается о правилах совместного проживания. Первый кризис.
- Триада — рождение ребёнка. Второй кризис.
- Рождение второго ребёнка. Третий кризис.
- Дети выходят во внешний мир (детсад, школа). Кризис в семье.
- Подростковый кризис.
- Дети начинают жить отдельно от родителей. Кризис.
- Восьмая стадия симметрична второй: пожилые супруги вновь оказываются вдвоём. Кризис.
- Девятая стадия соответствует первой. Один из супругов умирает. Жизненный цикл семьи прекращается.
Если супруги не сумели плавно перейти из одной стадии развития семьи в другую, справиться с новыми ролями, то возникает проблема.
К примеру, у пары родился ребёнок. Первый кризис: молодые теперь не просто муж и жена, но и родители. Однако мужчину воспитывали так, что уход за младенцем — это исключительно женское предназначение. А жена не согласна: она считает, что партнёры должны нести обязанности на равных. Договориться не могут, возникает борьба за власть: «Кто в семье главный? Чьё мнение будет решающим?»
Присоединяется группа поддержки в виде родителей. Для российских семей вообще характерна многопоколенность — когда под одной крышей живут бабушка с дедушкой, молодые супруги и их дети. Или, к примеру, молодожены переехали, но эмоциональная связь с родителями по-прежнему сильна, и при каждом шаге они нуждаются в одобрении старшего поколения. Границы отдельно взятой семьи в таких условиях размыты, роли её членов спутаны. Там, где договариваться надо не двоим, а нескольким людям, всегда возникает риск появления конкуренции.
Значение конкуренции
Приносит ли пользу конкуренция? Позитивна она или негативна? Требуется ли она людям? Почему Запад считает конкуренцию полезной, а восточные учения – наоборот? Все дело в том, что они обращены к разным личностям, или стараются сформировать людей разного типа. Чтобы понять значение конкуренции выделяют 4 вида отношения личности к ней в процессе увеличения самооценки и веры в собственные силы:
Индивид не любит конкуренцию, опасается ее по причине заниженной самооценки. Конкуренция заставляет личность действовать, но она отрицательно относится к соперникам, поскольку опасается провалов, которые повлияют на оценку личности. Личность считает конкуренцию благом, ценит соперников, поскольку они его заставляют работать и действовать. Для достижения успеха и развития личности не требуется мотивация с помощью конкуренции. Ей хватает внутренних потребностей движения вверх по установленному плану.
Выходит, что при заниженной самооценке соперничество не становится мотивацией, а скорее наоборот. Но при завышенной она не требуется для формирования мотивов. Это важно учесть, если вы заняты воспитанием или совершенствованием себя. Пока индивид обладает заниженной самооценкой, ему не требуется конкуренция, она способна принести вред. На данном этапе важно суметь поверить в себя, потому навредят сравнения в любом проявлении. Требуется отмечать собственные успехи, сопоставлять их с другими собственными достижениями, хвалить.
Второй этап приходит, когда конкуренция возникает чересчур рано, личность к ней не была готова. Стоит продолжать работу над оценкой собственной личности, расти и развиваться, тогда есть шанс достичь третьего уровня.
На данном этапе сотрудничество не является помехой для соперничества, ведь когда человек помогает конкурентам подниматься, то сам создает себе новые ступени для достижений, что приносит удовольствие при покорении новых вершин.
На последнем этапе личность идет вверх, не смотря на остальных и не оценивая их. Кто-то может оказаться выше, кто-то дальше, но здесь уже не требуются сравнения для продолжения пути для достижения целей.
Фантазии, ожидания и реальность об отношениях между братьями и сестрами
Слишком часто родители фантазируют. Что именно их дети будут любящими и ответственными друг перед другом. Что они будут друзьями на всю жизнь и будут вместе навсегда. А по фату мы наблюдаем часто соперничество между детьми. И этот идеализированный сценарий реализуется редко.
Таким образом, соперничество между братьями и сестрами можно определить как набор враждебных эмоций. Мысли и поведение, которые некоторые дети испытывают перед одним из своих братьев или сестер, возникают на болезненной и тревожной основе.
Присутствие соперничества между братьями и сестрами всегда подразумевает особую форму страдания. Которая может быть выражена по-разному. Некоторые более замаскированы, а другие более очевидны или коварны.
От агрессии и насилия, нетерпимости, раздражительности, легкого взрыва. До искажения достижений другого ребенка. До поведения, которое привлекает предпочтение родителей.
Существует 5 основных стратегий поведения
- Соперничество.
- Уклонение.
- Приспособление.
- Компромисс.
- Сотрудничество.
У каждого вида есть своим плюсы и минусы. И каждая стратегия может быть эффективна в определенной ситуации.
Если ты понаблюдаешь за своими знакомыми, то обнаружишь, что они используют чаще всего какой-то один тип поведения при ссорах. Например, подруга даже при мелких недопониманиях с парнем убегает, скрывается, всячески игнорируя выяснение отношений. Или твой брат, который удивительным образом всегда старается найти компромисс, находя пути удовлетворения обеих сторон.
Стратегии поведения в конфликте
Нужно знать и уметь пользоваться различными стратегиями. Иногда отстоять свою позицию. Где-то сойтись на середине. А в каких-то ситуациях нужны долгие диалоги, чтобы прийти к чему-то конструктивному.
В стратегии соперничества главное – отстоять свои интересы. Даже если это происходит в ущерб чужим. И конечно, такое поведение в конфликтах имеет больше минусов, чем плюсов. При соперничестве происходит защита своей позиции, иногда в агрессивной форме.
А если к тебе применяют эту стратегию?
Ты чувствуешь, что тебя прям принуждают делать что-то, что ты делать не хочешь. С чем ты не согласна. Давление, постоянная аргументация и убеждение точно дает тебе понять, что тебя пытаются склонить к чему-то.
Важно сохранять спокойствие и показывать, что на тебя не действует такое давление. Показать свою готовность договариваться. Если и это не помогает, то можно взять паузу. Объяснить, что нужно пару часов, после которых вы можете вновь вернуться к обсуждению.
Таким образом, ты даешь понять, что на тебя не действуют манипуляции и разного рода уловки. Но к конструктивному решению проблемы, где учитываются обе стороны, ты готова.
Пользоваться стратегией соперничества лучше действительно в крайних ситуациях. Ведь со временем жесткость любой стратегий может усиливаться. Выбирая ту или иную форму поведения, не забывай учитывать: насколько тебе важно достигнуть результата и добиться своего, и важно ли тебе сохранить хорошие взаимоотношения со стороной оппонента.
Зависть
Ревность между братьями и сестрами вдвойне ставка на эти темные чувства. Перед лицом успешного брата завистливый брат хочет завладеть тем, чего добился его «противник».
Или чтобы то, чего достиг его брат, произошло с ним. Выиграть трофей, выиграть титул, забить гол в игре, соблазнить эту девушку и так далее.
Это темное чувство возникает . Потому, что достижения и успехи брата показывают завистникам его собственную неспособность к этому достижению.
В завистливом соперничестве братьев и сестер завистник становится спутником того, кому завидуют. И несет свою боль внутри. Так как, если бы он сделал это явным, это означало бы его неполноценность.
Кроме того, существуют выражения гнева, которые сосредоточены не на проблемах, которым завидует завистник. А на других ситуациях. Которые служат спусковым крючком для выражения накопленного гнева.
Что для тебя важно
Фото автора Liza Summer: Pexels
Тебе обязательно надо доказать и ей (ему), и всем остальным, что ты – именно ты! – права во всем, а эта идиотская пакость просто нервы тебе мотает и дурит всех остальных!
Да! Тебе очень хочется настоять на своем, доказать, что ты права. И как часто ты отстаиваешь свою точку зрения в конфликтах? Бурным доказыванием своей правоты, возможно, криками, а иногда даже силой?
Ткнули в автобусе, нахамили, влезли без очереди с наглющим видом, и ты как разъярённая тигрица готова наброситься на обидчика. Ты подключаешь и силу, и власть, главное – добиться своего.
Такой вид поведения в конфликте называется соперничеством. И если подумать, такую стратегию используют часто на автомате.
Если посмотреть в целом, то часто можно и не доводить до конфликта какие-то события. Все-таки конфликт – это взаимодействие двух сторон. Если одна сторона пытается задеть и как-то спровоцировать, а другая не реагирует на это, то это не будет считаться конфликтом. Но, а если уже вовлеклись все участники, то столкновения не избежать.