«Я часто видел, как люди становились невротиками оттого, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на вопросы, которые задавала им жизнь. Они искали успеха, положения в обществе, удачной женитьбы, славы, но оставались несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна и лишена смысла. Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности
», — говорил Карл Юнг.
Карл Гу
став Юнг — швейцарский психолог, психиатр и философ, основоположник аналитической психологии, учения о коллективном бессознательном, автор теории личности, теории сновидений, ассоциативного метода, структуры личности, концепции психотипов, комплексов, символов и архетипов. Член Королевского медицинского общества Лондона, почетный член Швейцарской академии наук, почетный доктор наук университетов Оксфорда, Гарварда, Калькутты, Бенареса и Аллахабада.
Родился 26 июля 1875 года в коммуне Кесвиль, на северо-востоке Швейцарии. Его отец, — Иоганн Юнг, — был пастором реформистской цервки, а дед и прадед по отцовской линии были врачами. С отцом, который больше времени посвящал изучению классических наук и Востока, у Карла были напряженные отношения. В то время как мать, — Эмили Прайсверк, — часто страдала истерическими припадками.
Нелюдимый, отстраненный и замкнутый, в 10 лет он вырезал 6-ти сантиметрового человечка из подобранного на улице деревянного бруска. Нередко, забираясь на чердак, он разговаривал с ним на тайном языке, когда припадки матери и раздражительность отца доводили его до крайней степени отчаяния.
Биография
Автор техники свободных ассоциаций, швейцарский психолог и философ Карл Юнг знаком многим по книгам «Человек и его символы», «Архетипы» и «Воспоминания, размышления, сновидения». В основе учения Юнга лежат разработанные им лично термины «интроверсия» и «экстраверсия». Карл утверждал, что каждый индивидуум в зависимости от доминирующей функции личности может быть обращен либо к своему внутреннему Я (интроверсия), либо к внешнему миру (экстраверсия).
На основе этого умозаключения исследователь разработал психологические типы людей и вывел формулу человеческой души, заключив ее в психиатрические и психологические рамки. Работы Юнга оказали значительное влияние на культурологию, сравнительное религиоведение, антропологию, педагогику и литературу.
Работы
Ассоциативный метод
Начавшийся с метода свободных ассоциаций Фрейда, который состоит в последовательном назывании ассоциаций, этот метод ушел в сторону, когда Юнг заметил, что над определенными ассоциациями люди задумываются дольше. Позже анализируется смысл именно тех ассоциаций, которые заставляют задуматься более, чем на 4 секунды.
Методика активного воображения
Комплексы – это последствия психических травм, которые несут за собой не только ошибочные действия, забывание важной информации, ночные кошмары, но также являются и проводниками творчества. Арт-терапия позволяет напрямую взаимодействовать с чертами человека и собирать в единое целое осколки, образованные психологическими травмами.
Аналитическая психология
Юнг рассматриваем сновидения как прорыв бессознательного в сознание, например — сильное чувство, заглушенное по какой-то причине. Аналитическая психология предполагает интерпретацию таких снов, а также бреда и шизофренических расстройств на основе ассоциаций, архетипов, символов.
Концепция психотипов
Юнг ввел такие понятия основных видов направленности личности, как экстраверт, психическая энергия которого направлена вовне, и интроверт, энергия которого направлена вовнутрь. В своей книге «Психологические типы» он приводит как возможное объяснение механизм приспособления у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (экстраверсия) или немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (интроверсия).
Позднее были добавлены еще и четыре основные психические функции, которые также могут быть направлены вовне или вовнутрь: мышление и чувство (рациональные) и ощущение и интуиция (иррациональные).
Также Юнг разработал опросник, позволяющий определить свой психотип.
Структура личности
Структура личности по Юнгу, также называемая душой, состоит из:
Эго
Осознанность, внутреннее «Я», все что человек признает своим и ассоциирует с собой.
Личное бессознательное
Это личный опыт, который по какой-то причине был вытеснен из мозга человека. Переживания, которые он еще не осознал. Все, что он не помнит и не осознает, но что все равно влияет на него.
Коллективное бессознательное
Так о нем отзывался сам Юнг:
«В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума <�…> Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых тёмных начал. Но не мёртвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь
»
Красная книга
В этой книге записаны все видения, которые посещали Юнга. Это – продукт разработанной им техники активного воображения. Посещавшие образы «принесли мне понимание, что в психологии есть вещи, которые я не создаю, но которые производят сами себя и имеют собственную маленькую жизнь
».
А также множество других статей и книг.
Детство и юность
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в расположенной на северо-востоке Швейцарии коммуне Кесвиль. Отец будущего психотерапевта Иоганн Юнг был пастором в реформистской церкви, а его жена Эмили занималась воспитанием сына. В детстве Карл был замкнутым и несколько странным ребенком. Нелюдимость и отстраненность появились в результате напряженных отношений с главой семейства и частых истерических припадков матери, которые Густав неоднократно наблюдал в детстве.
В 10 лет из подобранного на улице деревянного бруска Юнг вырезал 6-сантиметрового человечка, уложил его в пенал и отнес поделку на чердак. Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом. Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.
Родители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству. Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой. Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».
В 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора и даже нашел отражение своих мыслей в работах Шопенгауэра. В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет. В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.
Под впечатлением от прочитанных произведений Густав даже пару раз проводил спиритические сеансы. Это не совсем обычное увлечение помогло ему написать диссертацию по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В будущем, чтобы правильно оформить комментарий к древним текстам («И-цзин», «Секрет Золотого Цветка», «Тибетская книга мертвых»), он намеренно вернется к теме изучения духовного мира.
Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении. После смерти отца его семья осталась без средств к существованию. Густав днем посещал лекции, а в свободное от учебы время занимался репетиторством. Так юноша поддерживал довольно скромное существование и оплачивал учебу. По окончании высшего учебного заведения дипломированному специалисту попался в руки «Учебник психиатрии» Рихарда фон Крафта-Эбинга. Эта находка предопределила дальнейшее будущее Юнга.
Архетипы
К.Г. Юнг об архетипах Под воздействием коллективного бессознательного у человека формируется общая модель восприятия мира, которая закладывается с детства. Юнг определяет следующие виды архетипов:
- Эго
– центр осознания самого себя через взаимосвязь коллективного и индивидуального бессознательного. Если связь нарушается, то начинает разрушаться психика человека. - Персона
– это «маска», в которой человек появляется в обществе. У каждого индивида может быть бесчисленное количество персон. Они включают в себя манеру поведения, стиль общения, характер, представление себя в обществе. - Анима и Анимус
– женское и мужское начала. Чем меньше в мужчине Анима, тем он более груб и примитивен. Чем больше в женщине Анимус, тем меньше она склонна к жалости, терпению, состраданию. Юнг считал, что к старости оба начала уравновешиваются и человек вступает в фазу гармонии. Таким образом он обретает мудрость. - Тень
– скрытые подсознательные страхи. Они сформировались еще в детстве. Затем трансформировались в комплексы. В течение всей жизни человек подавляет свои тайные желания, мечты, опасения. Если найти гармонию с Тенью, то уйдет ощущение стыда за свои детские страхи и человек сможет найти общий язык с обществом. - Самость
– главный архетип, который организует и защищает личностную целостность. Благодаря ему индивид находит компромиссы, пути устранения противоречий. Человек может самостоятельно направить собственные негативные черты в позитивное русло. Например, агрессивность может перерасти в стремление к достижению целей (в бизнесе, спорте, искусстве и других областях деятельности).Если самость не справляется с поставленными задачами, возникают внутренние конфликты. Они могут привести к расстройству психики. Тогда на помощь приходит психотерапия.
Психология
В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.
В 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил Зигмунду Фрейду. Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.
В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.
В этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».
В 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени». Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс. франков.
С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг. ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».
В феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.
В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта. Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.
Библиография
- «Архетип и символ»
- «Воспоминания, размышления, сновидения»
- «Душа и миф. Шесть архетипов»
- «Отношения между эго и бессознательным»
- «Человек и его символы»
- «Психологические аспекты архетипа матери»
- «Психология переноса»
- «Общая точка зрения на психологию и сновидения»
- «Символы и метаморфозы. Либидо»
- «Брак как психологическое отношение»
- «Проблемы души нашего времени»
- «Психологические типы»
- «Работы по психиатрии»
Личная жизнь
С первой и единственной женой Эммой Раушенбах Юнг познакомился, будучи студентом-медиком. В момент их первой встречи ему был 21 год, а ей 15 лет. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву. Эмма и Карл узаконили отношения 14 февраля 1903 года.
Избранница философа происходила из старинной швейцарско-немецкой семьи богатых промышленников. Финансовое благосостояние жены позволило Юнгу без оглядки на необходимость ежедневного зарабатывания денег посвятить себя научным исследованиям в области психологии. Эмма проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала. Раушенбах подарила супругу четырех дочерей и сына: Агату, Грет, Франца, Марианну и Элен.
Наличие законной супруги и детей не мешало Юнгу заводить отношения на стороне. 17 августа 1904 года в швейцарскую клинику, где работал Карл, поступила восемнадцатилетняя девушка Сабина Шпильрейн. Эта любовная история стала популярной из-за того, что в основе отношений Шпильрейн и Юнга лежало явление эротического переноса (увлечение пациента лечащим врачом). Юнг заметил и оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача. Их роман закончился сразу после того, как Сабина излечилась от своего недуга и покинула медицинское учреждение.
В 1909 году к Карлу в качестве пациентки пришла 21-летняя Тони Вольф. Эта барышня после выздоровления стала официальной помощницей и любовницей психиатра. В сентябре 1911 года девушка даже сопровождала семейство Юнгов на Веймарский конгресс международного психоаналитического сообщества. Эмма знала об увлечении мужа, но безграничная любовь к отцу ее детей не позволила ей подать на развод.
Тони Вольф – единственная помощница Юнга, которая на протяжении 40 лет делила с психоаналитиком не только постель, но и рабочее место. В результате их сотрудничества появилась книга «Метаморфозы и символы либидо».
Наследие
Наследие Юнга сейчас используется специалистами по всему миру, а его последователи продолжают развитие его методологий. Его психология получила большой отклик в рядах философов, поэтов и религиозных деятелей, а учебные центры юнговской психологии свободно принимают студентов без медицинского образования.
Он разделил психологов всего мира на фрейдистов и юнгианцев. Тактика первых – уложить пациента на кушетку и выслушивать по 2-3 раза в неделю 50 минут, без возможности переноса приемов на другой день. В то время как вторые принимают раз в неделю и всегда готовы оговорить более удобное для приема время, ведут беседу в удобной для вас обстановке, применяют арт-терапию…
Концепция коллективного бессознательного также нашла отклик в представлениях современного оккультизма, хоть Юнг и отличается от них сложностью, высокой культурой и принципиально иным отношением.
Смерть
В мае 1961 года Юнг выбрался на прогулку. Там у психотерапевта случился очередной инфаркт, спровоцировавший закупорку сосудов мозга и частичную парализацию конечностей. На протяжении пары недель Карл был на грани жизни и смерти. По воспоминаниям сиделки, присматривавшей за мыслителем, за день до кончины философ увидел сон, после которого с улыбкой на лице заявил, что больше ничего не боится.
Юнг умер 6 июня 1961 года в своем доме, расположенном в деревне Кюснахт. Похоронили именитого психотерапевта на местном кладбище протестантской церкви. На прямоугольном надгробии, помимо инициалов именитого психоаналитика, выбиты имена его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы.
Чего добился Карл Юнг?
В первую очередь, он расширил теории и идеи Зигмунда Фрейда, с которым имел честь не только быть знакомым, но еще и работать. Главным достижением Юнга можно считать создание «аналитической психологии», на основании которой были выведены другие идеи относительно сознания человека.
Создание теории коллективного бессознательного перевернул мир психологии. Его смелые идеи относительно психической энергии, а также теории личности помогли лучше понять внутренние процессы человека, дали возможность начать их контролировать.
Начало карьеры
Во время обучения в Цюрихском университете Юнг работал в штабе в Burgholzli Asylum, где он работал под руководством Юджина Блейлера, новаторского психолога, который заложил основу для того, что в настоящее время считается классическим исследованием психических заболеваний.
В больнице Юнг наблюдал, как разные слова вызывали у пациентов эмоциональные реакции, которые, по его мнению, представляли подсознательные ассоциации вокруг аморального или сексуального содержания. Эти наблюдения позволили Юнгу разработать термин «описать условия».