В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного. Бессознательные процессы самим человеком не осознаются. В область бессознательного относят разнообразные явления, например, сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и др.
Возникновение человеческого сознания психология объясняет общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью.
Информация, поступающая к мозгу, в процессе отображения действительности, сознательно обрабатывается согласно цели, задач, опыта личности. В зависимости от уровня знаний личности, научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, уровень развития сознания у людей разный.
Сознание имеет характерные для него особенности и структурные компоненты.
Ощущение — первоначальный опыт работы анализаторов, связ. с органами чувств и стимулами.
Виды: зрение, слух, обоняние, мышечное, тактильные, болевые и т. д.
Пороги: Абсолютный порог — величина стимула, при кот-ом нач. ощущение (верхний и нижний)
Дифференциальный — при кот-ом нач. различение
Психометрическая функция — зав-сть вероятности обнаружения стимулов от их интенсивности.
7 стр., 3023 слов
Ощущения 2
… . Ощущение — познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира. Ощущение — отражение отдельных … , звук предметов и явлений. Ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов — восприятия, мышления, воображения. Ощущения свойственны и животным. (Примеры В …
Влияют: тренированность анализатора, утомление, установка, характер стимула, «цена ошибки», адаптация (очки на лбу)
Свойства сознания
В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:
- Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
- Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
- Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
- Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
- Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
- Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
- Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
- Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
- Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
- Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.
Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.
Мышление: виды и процессы. Интеллект.
М — самая высокая форма опосредованного отражения. Раскрывает сущность. Понимание процессов.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.
5 стр., 2117 слов
ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ. СВОЙСТВА, ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
… СТРУКТУРНОСТЬ И ДЕТАЛЬНОСТЬ обусловлены способностью использовать знания общих свойств класса объектов в процессе восприятия одного из них. КОНСТАНТНОСТЬ — относительное постоянство воспринимаемых … накоплением чувственного опыта, развитием наблюдательности, совершенствованием навыков обследования, активизацией мышления. образы памяти претерпевают постоянные изменения, которые могут совершаться как …
Виды сознания человека
Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:
- Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
- Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
- Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
- Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
- Этическое сознание определяет нравственные установки личности.
В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.
Значение изучения психологии для медицинский сестёр
Медицинская сестра является главной помощницей врача, выполняющая его назначения
Но от ее работы зависит не только успех лечения заболевания, но и настроение, душевное состояние больного, которое также имеет немаловажное значение для лечения заболевания и сроков окончательного выздоровления
Основные причины конфликтов, возникающих в лечебных учреждениях — незнание медицинской психологии, неумение понять психологию пациента
, его родственников.
Медицинской сестре необходимо изучать и знать
— психологию своих пациентов,
— их отношение к своему заболеванию и методам лечения,
— особенности и черты характера своих пациентов,
— эмоции и многое другое.
Болезнь всегда индивидуальна, она поражает конкретного человека и чтобы найти средства для ее исцеления медик должен представлять себе не только внешнюю, но и внутреннюю картину болезни, видеть возможные психологические предпосылки и последствия патологических процессов, понимать измененную болезнью личность пациента. Анализ жалоб и собирание анамнеза, соматическое и психиатрическое обследования, проведение всех видов экспертиз. Назначение и осуществление этиологической и патогенетической дифференцированной терапии, решение вопросов выздоравливающих — все это требует от медицинского работника знание личности больного.
5 стр., 2321 слов
Особенности и структурные компоненты сознания
Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:
- Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
- Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
- Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
- Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.
Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.
Самосознание человека проявляется:
- В самонаблюдении;
- В критическом отношении к самому себе;
- В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
- В самообладании;
- В ответственности за совершаемые поступки.
Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.
Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.
Различным статусом.
—
Недостаток состоит в том, что человек при желании может сознательно
повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как построен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологические особенности.
В этих случаях обычно применяют проективные методики:
· проективный,
который можно использовать для изучения процессов, не осознаваемых человеком.
— «Нарисуй семью»,
— «Дом-дерево-человек»,
— «Нарисуй несуществующее животное» и т. д.
— Широко применяют тест Люшера,
— тест Роршаха (тест чернильных пятен) и т. д.
В качестве методов исследования используют:
I.
Наблюдение
— это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, значимых для целей исследования.
Существует несколько видов
наблюдений
О внутреннем наблюдении
мы говорили выше.
1. Внешнее наблюдение
— это наблюдение со стороны.
2. Свободное наблюдение
не имеет заранее установленных рамок и программы,
3. а стандартизованное
, напротив, заранее определено и ведется по четкой программе.
4. Включенное наблюдение
предполагает личное участие психолога в исследовании, когда он превращается в бомжа, религиозного фаната, наркомана и т. д.
5. Можно также наблюдать человека незаметно.
При скрытом наблюдении
, которое часто применяется по отношению к детям дошкольного возраста, можно использовать магнитофон, видеокамеру, зеркало Гезелла (стекло, прозрачное только со стороны наблюдателя).
Наблюдение широко распространено во многих науках, в том числе в медицине, и имеет плюсы
и
минусы
.
— Наблюдение проводится в естественных условиях
. +
+ —
— Его относительная простота
сочетается с
субъективностью наблюдателя
и определенными
трудностями при подготовке данных к обработке. —
— Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения.
II.
Эксперимент
— один из основных методов психологии.
Это метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность участника эксперимента с целью создания условий для проверки какой-либо гипотезы.
Эксперимент в психологии всегда предполагает участие людей, что создает дополнительные морально-этические проблемы:
1. Во первых, над людьми можно экспериментировать только с их согласия.
2. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, вообще нельзя ставить.
3. В-третьих, ход и результаты эксперимента существенно зависят от того:
— как понята цель участниками,
— где, когда и кем проводится эксперимент,
— как ведет себя экспериментатор и т. д.
Организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко.
В связи с этим его применяют гораздо реже, чем другие методы.
Эксперимент может быть:
— лабораторным
, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия участников определяются инструкцией;
— естественным
, когда изучение осуществляется в естественных условиях (например, развитие слепоглухонемых детей);
— констатирующим
, когда изучаются психологические явления;
— формирующим,
если в его процессе развиваются определенные психологические качества участников эксперимента.
Например: Т.В. Ендовицкая изучала у дошкольников остроту зрения с помощью колец Ландольта в двух сериях экспериментов. Сначала измерили, с какого расстояния дети способны определить разрыв в кольце в обычных условиях, затем предлагали игру в «охоту». В среднем острота зрения у всех участвующих повысилась почти на 30%.
Методы современной психологии
1. Организационные методы.
2. Эмпирические методы.
3. Методы обработки данных и интерпретационные методы.
4. Методы коррекции.
Организационные методы.
Психология, как и любая наука, использует целую систему частных методов или методик. Методы психологии — это способы выяснения фактов, характеризующих природу и закономерности психической жизни.
В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):
1) Организационные методы.
2) Эмпирические методы.
3) Методы обработки данных.
4) Интерпретационные методы.
В отдельную группу выделяют методы коррекции (методы психологического воздействия).
Организационные методы включают в себя:
1) Сравнительный метод или метод поперечных срезов (это сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, по деятельности и т.д.). Достоинство: приобретение результатов в течение короткого времени. Недостаток: этот метод дает возможность определить чисто внешние изменения в развитии и получить общие для всех, усредненные значения.
2) Лонгитюдный метод или метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени). Достоинства: позволяет выявить закономерности развития психики при переходе от одного возрастного этапа к другому, выявить важные образования, которые появляются к концу каждого этапа. Недостаток: значительные затраты времени.
3) Комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, т.е. один объект изучают разными средствами). Например, программа «Дети Чернобыля».
Эмпирические методы.
Группа эмпирических методов считается основной и включает в себя следующие методы:
1) Наблюдение и самонаблюдение.
2) Экспериментальные методы.
3) Психодиагностические методы.
4) Анализ продуктов деятельности.
5) Биографические методы.
Наблюдение — один из самых простых и распространенных методов в психологии. Он состоит в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерным является не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.
Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Поэтому нужно четко их различать.
Научное наблюдение имеет ряд важных требований, которых не имеет житейское наблюдение:
1. Определение четкой цели и задач (для чего наблюдать?).
2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).
3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).
4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?).
5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Различают два вида наблюдений: научно-психологическое (требует специальной подготовки и научных знаний) и психолого-педагогическое (например, изучение познавательной, интеллектуальной сфер школьников).
Основным достоинством метода является то, что он позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако, следует выделить и недостатки: на результаты наблюдения могут существенно влиять личностные особенности наблюдателя, также длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, что также увеличивает опасность неточных записей, кроме этого, данный метод требует значительных затрат времени. Поэтому, наблюдение используется в первую очередь тогда, когда требуется минимальное вмешательство исследователя в поведение испытуемого.
Одной из форм наблюдения является самонаблюдение.
Экспериментальный метод — это исследовательская деятельность, которая имеет следующие требования, отличные от требований к методу наблюдения:
1. Исследователь сам создает условия для того, чтобы вызвать изучаемое явление и активно воздействует на него, т.е. активно вмешивается в деятельность испытуемого.
2. Экспериментатор может изменять условия, в которых протекает явление.
3. Для проверки исследователь может повторять свои методы.
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проходит в лабораторных условиях с помощью специальной аппаратуры, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что над ним экспериментируют. Последнее условие иногда может нарушать естественность протекания психических явлений. Этого недостатка лишен естественный эксперимент (термин введен А.Ф. Лазурским в 1910 г.): исследование проводится в обычных естественных условиях (например, в процессе урока) и, таким образом, исключается то напряжение у испытуемого, которое возникает в ходе лабораторного эксперимента.
Естественный эксперимент бывает двух видов: констатирующий (изучается какое-то явление, делаются выводы о наличии/отсутствии определенного признака, сумме признаков, особенностей) и формирующий (служит одновременно и средством исследования и средством формирования изучаемого явления, т.е. создаются такие условия, при которых у испытуемых формируются желаемые психические качества (например, культура общения)).
К психодиагностическим методам относятся тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа, социометрия.
Тест в переводе с английского означает «проба», «испытание». Термин был введен в практику в конце прошлого столетия американским ученым Дж.Кеттелом, широкое же распространение тесты приобрели с тех пор, как А. Бине и Т. Симон разработали специальную систему, для определения умственного развития или одаренности детей. Тест — это кратковременное задание, с помощью которого психолог стремится установить определенные психологические качества личности. В некоторых случаях для получения верной информации об испытуемом желательно метод тестов сочетать с другими психологическими методами, т.к. факт решения или нерешения теста еще не определяет внутренних причин изучаемого явления.
Целью другого психодиагностического метода — метода опроса является получение информации со слов опрашиваемых.
Опросы бывают двух типов:
1) «Лицом к лицу» — интервью. Здесь исследователь задает вопросы непосредственно и по определенному плану. Достоинство: возможность варьировать вопросы. Недостатки: из-за отсутствия анонимности могут быть нечестные ответы, позволяет охватить небольшое количество человек.
2) Заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.
При составлении анкет учитываются следующие требования:
— каждый вопрос должен быть логически отдельным,
— вопросы не должны быть слишком длинными,
— каждый вопрос должен быть конкретным,
— вопросы должны формулироваться так, чтобы избежать шаблонных ответов,
— вопросы не должны иметь внушающего характера («не согласны ли вы?»),
— вопросы, касающиеся событий и фактов, ставятся вначале, затем — более сложные вопросы, требующие оценки, и в конце — простые,
— для достоверности данных могут использоваться не только прямые, но и косвенные вопросы, а также контрольные вопросы (детекторы лжи).
Достоинства: возможность массового охвата большого количества лиц в небольшой срок, анкета гарантирует анонимность и потому искренность ответов, легкость обработки, проведение анкет не требует квалификации.
Всем методам опроса свойственна некоторая ограниченность. Эти методы основаны на самонаблюдении опрашиваемых, поэтому даже если испытуемые отвечают искренне, эти ответы могут быть чисто субъективными и поэтому не всегда верными.
Основное условие метода беседы — взаимопонимание между исследователем и испытуемым, проходит в неофициальных условиях. Строится по определенному плану, но не сводится к простому задаванию вопросов, не должна носить шаблонного характера, задания и вопросы должны быть максимально естественны. Это скорее доверительный разговор. Желательно и этот метод сочетать с другими объективными методиками.
Еще один психодиагностический метод — анализ продуктов деятельности. Этот метод широко используется в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения. Также метод широко используется в детской психологии, где изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка.
Биографический метод — это разновидность метода изучения продуктов деятельности. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, почерки.
Методы обработки данных и интерпретационные методы.
Методы обработки данных включают в себя количественный метод (статистический) и качественный метод (анализ результатов, выделение новых фактов, дифференциация материала по группам).
Интерпретационные методы представлены следующими методами: генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
Методы коррекции.
При выборе эффективных методов воздействия на личность или группу важно всегда руководствоваться одним из главных принципов психологической практики — «Не навреди!».
Во многих случаях людям требуется помощь немедицинского характера (например, острое недовольство собой, окружающими, жизнью в целом). Природа такого неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме, а в особенностях его личности или жизненной ситуации. Такие люди не являются больными, но все же нуждаются в помощи. Для этого создан набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей, которые называются методами коррекции. К ним относятся: тренинг, дискуссия, метод предъявления моделей, и другие методы терапевтического воздействия.
Тренинг — метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на развитие уже существующих.
Три вида тренинга:
— функциональный (развитие основных психических функций и процессов — памяти, внимания, мышления, воли);
— аутотренинг (формирование и развитие навыков психической саморегуляции, релаксации);
— социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг уверенности в себе, тренинг социально-психологической сензитивности и др.).
В ходе тренинга используются различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика, предоставляется участниками группы друг другу обратная связь.
Зарождение метода аутогенных тренировок связывают с именем нем. психотерапевта И.Г. Шульца. Эти тренировки включают три компонента:
а) умение полностью расслаблять мышцы тела и владеть правильным ритмом дыхания,
б) использование чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных) и приятных представлений,
в) использование слов не только вслух, но и мысленно (в форме самоприказов, самопроговаривания).
Метод используется для лечения и профилактики неврозов и функциональных нарушений в организме, для эмоциональной разгрузки, позволяет человеку владеть собой в экстремальных условиях и т.д.
Групповой (социально-психологический) тренинг — это своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей коррекции. Групповые тренинги могут записываться на магнитофонную ленту или видео-пленку, затем группа вновь дает анализ. Такая форма тренинга называется видеотренинг.
Тренинги широко применяются для подготовки специалистов и руководителей, а также для разрешения конфликтов между родителями и детьми, супружескими парами и т.п.
Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Метод имеет две плоскости в применении: личный пример руководителя / специалиста, предъявление в качестве образцов поведения других людей. Второй вариант метода предполагает также использование различных персонажей кинофильмов, произведений художественной литературы, сказок, притч, анекдотов и др.
Благодаря своей образности и эмоциональной насыщенности они выступают в качестве достаточно сильных средств воздействия. Эмоциональное заражение — процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту разного рода психических состояний — азарта, радости, тревоги, воодушевления, экстаза, отваги, которые неосознанно воспроизводятся в ситуациях взаимодействия. На основе эмоционального заражения возникает, как правило, подражание копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Копирование также основывается на механизме идентификации, когда человека хочет быть похожим на того, кто является авторитетным для него.
Собственная идентичность (самосознание) наиболее активно строится в подростковый и юношеский период, и у развивающейся личности данный процесс продолжается на протяжении всего жизненного пути. Внушение — воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение осуществляется как посредством вербальных, так и невербальных средств Особенностью внушения является его адресованность не к логике и разуму личности, а к ее готовности внутренне принять передаваемые сведения, указываемые действия. Внушаемость человека зависит от уровня развития его сознания и самосознания.
Дискуссия — обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Существуют определенные правила для проведения эффективных дискуссий (говорить по очереди, не перебивая друг друга, уточнять смысл сказанного собеседником, предоставлять возможность высказаться каждому участнику дискуссии, периодически резюмировать сказанное в группе). Преобладающим механизмом воздействия здесь выступает убеждение — процесс воздействия на суждения собеседника силой логических доказательств. Основными правилами в эффективном использовании убеждения являются: искреннее желание понять собеседника, демонстрация своего понимания собеседнику, уважение его личности, логичность в построении своих доводов.
Примечания
- Лекции по общей психологии В. В. Петухова
- ↑ . www.psychologos.ru. Дата обращения 23 мая 2021.
- Crick F., Koch C. The problem of consciousness //Scientific American. Special edition. 2002. Vol. 12. No 1. Р. 11—17
- ↑
- Аткинсон Р. Управление кратковременной памятью. В кн.: Психология памяти /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. −3-е изд., перераб. и доп. — М.:АСТ:Астрель, 2008. — 656с. -(Хрестоматия по психологии).- 379—407 с.
- ↑ T. Nørretranders, The User Illusion: Cutting Consciousness Down to Size (New York: Viking, 1998); T. D. Wilson, Strangers to Ourselves: Discovering the Adaptive Unconscious (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2002); A. Dijksterhuis, «Think Different: The Merits of Unconscious Thought in Preference Development and Decision Making», Journal of Personality and Social Psychology 87, no. 5 (ноябрь 2004 года): 586—598.
- ↑ Пиллэй, Шрини. Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга / Шрини Пиллэй; пер. с англ. Е. Петровой; . — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. ISBN 978-5-00100-996-2
- ↑ Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: 1974.
- Линдсей П., Норман Д. Системы памяти. В кн.: Психология памяти /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. −3-е изд., перераб. и доп. — М.:АСТ:Астрель, 2008. — 656с. -(Хрестоматия по психологии).- 363—378 с.
- ↑
- Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с. ISBN 978-5-7567-0466-2
III.
Тест
(англ. проба, проверка) — один из популярных современных методов.
Тест
— это специализированный метод психодиагностики, с помощью которого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
Психодиагностика
— процедура оценки индивидуально-психологических свойств личности.
Хороший тест приходится создавать годами.
Например,
первый из тестов интеллекта Векслера-Белвью был издан в 1929 г. Пересмотренный вариант появился в 1946 г. В 1955 г. он активно обновлялся, и теперь широко известен как шкала интеллекта взрослых Векслера (WAIS).
В 1981 г. тест был пересмотрен и теперь известен как WAIS-R.
Виды тестов:
· тест-задание
, предполагающий оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает;
· тест-опросник
, основанный на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (пригодности) и надежности вопросов.
+
Положительная сторона тестов в том, что
они применимы к людям с
Виды мышления
Выделяется несколько типов мышления. Прежде всего, в соответствии с генезисом — визуально-актуальным, визуально-воображающим, визуально-схематическим и вербально-логическим. Выделяется также особый тип мышления — пралогический, характерный для традиционных обществ. Основами для разграничения типов мышления также являются: их ориентация (практическая и теоретическая, реалистическая и аутистическая), особенности мыслительного процесса (логические и интуитивные, сходящиеся и расходящиеся) и результат (репродуктивный и творческий).
Давайте подробно проанализируем каждый из перечисленных типов мышления.
Предилогическое мышление является одним из самых ранних этапов развития мысли и характерно для примитивных культур. Впервые этот тип мышления был описан Л. Леви-Брулем, который показал, что, в отличие от логического мышления, оно осуществляется с другими формами и операциями, а именно с магией, верой в живой мир, мирским опытом, воплощенным в языке и орудиях труда. В этом процессе сущность объектов и явлений часто мистифицируется, а сами они соотносятся по признакам «причина — следствие» и совпадения во времени и пространстве. Л. Леви-Бруль считал, что отголоски такого рода мышления до сих пор проявляются в повседневном сознании, например, в суевериях, страхах, религии, вере в экстрасенсов и магов, в способах решения определённых повседневных ситуаций.
Изучение генезиса мысли показало, что первым онтогенезом и, по-видимому, филогенезом (за исключением пралогического) является визуально-актуальная мысль, иногда называемая «ручным интеллектом». Данный вид мышления характеризуется решением задачи с использованием реальной, физической реализации ситуации, проверкой свойств объектов, так как субъекту необходимо прямое взаимодействие с объектами, содержащимися в проблемной ситуации. Таким образом, крысе приходится бежать через лабиринт, прежде чем она поймет, как достать мясо и воду. Ребенок должен несколько раз бросать в чашу с водой различные предметы, прежде чем он сможет определить, какой из них плавает, а какой тонет. Этот тип решения был изучен бихевиористами и называется методом проб и ошибок.
Следующим типом мышления является образное мышление, в котором субъект наиболее полно воссоздает многообразие различных фактических свойств объектов и ситуаций без какого-либо реального контакта с ними, основываясь только на представлении этих объектов и ситуаций и происходящих в них изменениях. Важным аспектом визуально-воображаемого мышления является то, что в картине можно видеть объект одновременно с нескольких точек зрения, т.е. преодолевается когнитивный эгоцентризм, характерный для решения задач с помощью визуально-реалистичного мышления.
Накопив достаточный опыт решения проблем на основе ориентации в реальном мире, с точки зрения поведения, и распознав причины ошибок, субъект может представить себе схему и результат действия еще до того, как оно начнется, на основе ориентации в образе ситуации. Таким образом, дети (и, по-видимому, первобытные люди) переходят к следующему этапу мышления, получая правильный ответ на основе сенсорного (в основном визуального) анализа ситуации, без прямого контакта с объектами.
Таким образом, можно сказать, что различия между разными типами мышления связаны с разницей в ориентации — либо в ориентации в действии, параллельном решению (визуально-актуальное мышление), либо в ориентации на внутреннем, образном уровне, предшествующем решению (визуально-воображаемое мышление).