Психологическая коррекция в социальной работе — Психологическая коррекция: определение, цели и задачи


Определение понятия психокоррекции

Что такое психологическая коррекция? В психологии коррекция – это воздействие специалиста на различные структуры психики с целью их исправления. Выбор инструментов воздействия на личность определяется целью психокоррекции.

В отличие от психотерапии, психокоррекцию и ее виды применяют в работе с людьми, не имеющими психических расстройств. Объект психокоррекционного воздействия – обычный человек, столкнувшийся с трудной жизненной задачей. Независимо от запроса клиента, психолог будет выстраивать психокоррекционные занятия с опорой на сильные стороны человека и его личностный ресурс. В данной технологии работы не предполагается детальный анализ прошлого, который используют в психотерапии. Психокоррекция ориентирована на настоящее и будущее клиента.

Стоит отметить, что применение методов психологической коррекции эффективно в тех случаях, когда недостатки в развитии тех или иных структур психики не связаны с органической патологией. В рамках психологической коррекции происходит формирование социально одобряемых форм поведения, тех или иных навыков, положительных черт характера.

Если сравнивать психокоррекцию с психотерапией, то данная технология работы относится к среднесрочным, а психотерапия – к длительным методам. Добиться положительного результата психокоррекции можно через 10–15 занятий. В психотерапии же удается достичь цели через 20–30 сеансов. В некоторых случаях люди посещают психотерапевта на протяжении нескольких лет.

Ожидаемый результат применения техник психокоррекции – положительная динамика личностного развития, обретение клиентом способностей к самореализации и самовыражению.

Основные принципы психолого-педагогической коррекции

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на разрабатываемых в отечествен­ной психологии фундаментальных положениях о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на ос­нове усвоения им общественных форм сознания и пове­дения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде все­го в той деятельности, которая на данном этапе онтоге­неза является ведущей (в дошкольном детстве – игра, в младшем школьном детстве – учебная деятельность). При наличии определенных, строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию. И воспитатель, и учитель не имеют оснований объяснять неудачи своих воспитанников или учеников их плохим умственным развитием, отсутствием у них способностей, так как развитие детей само в значительной степени оп­ределяется обучением, воспитанием, общением, зависит от особенностей организации этих процессов.

В качестве основных условий развития можно назвать следующие.

1. Максимальная реализация в работе педагогическо­го коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов с опорой на сензитивность того или иного воз­растного периода, на зону ближайшего развития и пр.

Так, в младшем школьном возрасте начинается целе­направленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и разви­тии всех психических свойств и качеств. Именно этот воз­раст сензитивен для развития таких психологических но­вообразований, как произвольность психических про­цессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятель­ности, овладение учебными умениями и навыками. Ины­ми словами, к концу младшего школьного возраста ребе­нок должен уметь учиться, хотеть учиться, верить в свои возможности и испытывать к школе и учению положи­тельные чувства (во всяком случае, школа не должна вы­зывать у него отвращения и боязни).

Наилучшей основой для успешного учения и развития ребенка является гармоническое соответствие учебных и интеллектуальных навыков и умений таким параметрам личности, как самооценка, познавательная и учебная мотивация. Это соответствие закладывается именно в младшем школьном возрасте. Практически все пробле­мы (в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки и пр.), возникающие на последующих ступенях обучения, объясняются тем, что ребенок либо не умеет учиться, либо учение ему неинтересно, не видна его перспектива.

2. Развитие в учебно-воспитательном процессе индиви­дуальных особенностей учащихся внутри каждого возраст­ного периода – интересов, склонностей, самосознания (са­мооценки, полового самосознания и пр.), направленности, ценностных ориентации, жизненных планов и др.

Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту, ка­чество человека, которое не входило бы в круг этой про­блемы. Известно, что дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга, и это прекрасно. Одинаковость детей должна беспокоить и настораживать педагога: тут что-то не так.

Однако центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности.

Существует огромное многообразие видов деятельно­сти, каждый из которых требует определенных способ­ностей для своей реализации на достаточно высоком уров­не. Формирование способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов и неудач в той или иной деятельности. Психическое и личностное развитие ребенка невозможно без развития его способ­ностей. Развитие способностей и развитие личности взаимообусловленные процессы. Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый здоро­вый ребенок способен получить общее среднее образова­ние, овладеть материалом школьной программы. Одна­ко у каждого ребенка свой путь развития способностей.

Становление и развитие способностей требует терпе­ния со стороны взрослых, внимания и бережного отно­шения к малейшим успехам ребенка. Именно этого взрос­лым часто не хватает! И они успокаивают свою совесть расхожей формулой о том, что способности – это исклю­чение, а не правило. Но если образование не развивает способностей ребенка, это не образование, это какое-то организованное времяпрепровождение.

3. Создание в школе благоприятного для развития де­тей психологического климата, который определяется прежде всего продуктивным общением, взаимодействи­ем ребенка и учителей, ребенка и сверстников.

Полноценное общение менее всего ориентируется на любой вид оценки или оценочные ситуации; для него ха­рактерна именно безоценочность. Высшая ценность в общении – это другой человек, с которым мы общаемся, причем человек любого возраста (даже маленький), со всеми его качествами, свойствами, настроениями и пр. В общении главное – уважение права другого человека (ребенка, взрослого) на его индивидуальность, уже сло­жившуюся или только-только формирующуюся.

История изучения психокоррекции

Психологическая коррекция – относительно новое направление научного интереса исследователей. Оно возникло на стыке психологии и дефектологии. Термин появился в психологической практике в 70-х годах 20 века. Родоначальником методов психокоррекции считают Э. Сегена. Системные методы психологической коррекции разработал В.П. Кащенко.

Существенный вклад в развитие психокоррекции как направления специальной психологии внесла М. Монтессори. Это направление она использовала в работе с умственно отсталыми детьми.

А.А. Осипова пишет, что психологическая коррекция – это система занятий по исправлению негативной черты характера или девиантной формы поведения личности посредством психологических методов.

Ю.Е. Алешина, описывая психокоррекционные технологии, делает акцент на том, что их применение будет неэффективным в отношении тех особенностей психики, которые закладываются в период раннего детства. Для исправления глубинных проблем, по ее мнению, целесообразнее применять психотерапию.

Большинство интересных современных методик психотерапии и психокоррекции разработаны П. Трошиным. Во многих из них усматривается связь психокоррекции с другими отраслями практической психологии.

Методики

Существуют разные методы коррекции. Каждый из них имеет определенные особенности, сильные, слабые стороны. При психологической работе с детьми все методики нужно превратить в игры, главный принцип которых — создание ведущей деятельности, ее познание.

Куклотерапия

С помощью этой методики можно:

  • снять эмоциональное напряжение;
  • ослабить негативных эмоций, агрессию;
  • активировать познавательные процессы;
  • развить моторику рук;
  • повысить уверенность в себе.

Этапы:

  1. Изготовление куклы из любых материалов. Размеры и форму пациент выбирает самостоятельно. Куклу можно украсить разными декоративными элементами.
  2. Оживление фигуры. Ребенок должен придумать имя кукле, рассказать, с кем она может дружить, чем занимается каждый день.
  3. Проигрывание жизненных ситуаций.

На 3 этапе можно узнать, что волнует ребенка, какие барьеры стоят перед ним, не давая активно развиваться.

Психодрама

Психокоррекционная методика, применяющаяся для работы с группой людей. Чтобы раскрыть внутренний мир участников, моделируются различные драматические ситуации. Задачи психодрамы:

  • формирование нового поведения, которое будет адекватным;
  • переосмысление проблем, внутренних конфликтов;
  • выработка адекватного самопонимания;
  • преодоление неправильных стереотипов поведения.

Процедура состоит из 5 элементов:

  1. Протагонист — первый игрок, который играет роль главного героя. Он исполняет драматические сцены.
  2. Режиссер — опытный психолог, которые выявляет нарушения, психические проблемы, помогает с ними разобраться. Он создает драматические сцены, отдает команды протагонисту.
  3. Вспомогательные Я — клиенты, которые усиливают функции психолога. Они могут играть роль людей, которые близки для главного героя.
  4. Зрители — члены подобранной заранее группы. Они анализируют сцену после ее завершения, обсуждают. Сами не участвуют в проводимом эксперименте.

Сцена — место, в котором разворачиваются основные действия.

Холдинг-терапия

Метод был разработан для психологической помощи детям. При проведении процедуры, психолог должен:

  • подбадривать, вдохновлять мать ребенка;
  • анализировать семейную ситуацию;
  • сдерживать отчаяние, гнев матери;
  • наблюдать за развитием ситуации, записывать или снимать на видео происходящее.

Принцип методики заключается в том, чтобы заставить мать привлечь к себе ребенка. После этого она должна его обнять и не отпускать при любых условиях. Мать должна стараться наладить контакт с ребенком, не обращать внимания на плач, удары, психи.

Имаго-метод

Эффективная методика психокоррекции, при которой пациент тренируется воспроизводить разные образы, чтобы избавиться от внутренних барьеров, страхов.

На первом этапе человек выступает в роли слушателя или рассказчика, на втором — включается драматизация истории, на третьем перед пациентом разыгрываются драматические спектакли.

Психогимнастика

Метод психокоррекции, при котором все участники обмениваются информацией без слов. Благодаря этой процедуре активно развивается мелкая моторика рук, активизируется межполушарное взаимодействие.

Игротерапия

Метод психологической коррекции, который подходит детям, подросткам. Через игру можно избавиться от негативных эмоций, переживаний. Важно, чтобы роли отдельных участников игры были особыми для главного героя или всех участников, а сюжет был схож с неприятными жизненными ситуациями.

Арттерапия

Совокупность методик, главная цель которых — воздействие на психику человека с помощью творчества, искусства. Психолог должен научить пациента выражать свои эмоции, чувства в картинах, рисунках. После этого специалист анализирует изображения, разбирает детали, подготавливает выводы.

Музыкотерапия

Применяется для исправления эмоциональных нарушений у детей разного возраста. Методика помогает:

  • повысить эстетические потребности;
  • развить навыки коммуникации;
  • активировать эмоциональные процессы.

Музыкотерапия может быть рецептивной или активной. Активная нужна для начала продуктивной деятельности, рецептивная — для психокоррекции.

Библиотерапия

Методика психологической коррекции, при которой психолог проводит опрос по интересующей теме, подбирает определенную литературу для пациента, читает ее. С помощью этого метода можно отвлечь человека от переживаний, стрессов, депрессии. Дополнительно восстанавливается душевное равновесие.

Танцевальная терапия

Методика психотерапии, которая помогает:

  • установить связь между мыслями, чувствами, движениями;
  • развить социальные умения;
  • осознать собственное тело, возможности, особенности.

Практика методика запрещена людям с повышенной агрессией, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Сказкотерапия

Разработана для исправления психологических нарушений у детей. С ее помощью можно скорректировать сознание, поведение ребенка. Нужно подбирать сказки, в которых описываются переживания, проблемы детей.

Виды психологической коррекции

Какой бывает психокоррекция? В современной практике психокоррекция распадается на педагогическую, клиническую, спортивную и социальную. В каждом из этих направлений выделяются виды психокоррекции.

По типу задач

Если классификацию видов психологической коррекции строить исходя из задач, которые ставятся перед специалистом, то она будет выглядеть так:

  • семейная коррекция – этот вид работы психолога позволяет решить задачи, связанные с психологической коррекцией детско-родительских и супружеских отношений;
  • индивидуальная психокоррекция – в этом виде работа психолога направлена на решение проблем конкретного человека.

По характеру направленности

По характеру направленности психокоррекция бывает:

  • симптоматическая коррекция, направленная на оптимизацию эмоционального состояния клиента, купирование отрицательных эмоций и негативных поведенческих проявлений (очевидно, что такой период психокоррекции по частоте встреч не превышает 3-5 занятий);
  • каузальная психокоррекция – форма работы, направленная на определение и устранение причин отклонений в психологии личности (этот вид психокоррекции предполагает систематическую работу психолога и клиента на протяжении 10-15 занятий).

По методу воздействия

По способу коррекционного воздействия психокоррекция бывает прямая и косвенная.

Приемы прямой психокоррекции используются, когда цель психологической коррекции состоит в устранении негативных проявлений психики. Психолог воздействует именно на ту сферу психики, которую нужно исправить. Приемы косвенной формы воздействия ориентированы на сильные стороны личности, посредством развития которых исчезают негативные проявления в поведении.

По форме организации

Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога распадается на виды в зависимости от формы организации занятий. Это специальная психологическая коррекция, общая коррекция и частные формы психокоррекции.

Специальная коррекция – это самое распространенное направление работы практического психолога. Специальная психокоррекция используется в тех случаях, когда нужно решить психологические проблемы группы или одного клиента. Например, с помощью специальной психокоррекции можно устранить фобии, побороть застенчивость, улучшить коммуникативные навыки детей и подростков.

Частная психокоррекция чаще всего применяется в образовании. Это метод работы школьных педагогов-психологов, с помощью которого удается помочь детям успешно освоить образовательную программу.

Методики общей психокоррекции в своей работе используют не только психологи, но и учителя. Общая психокоррекция – это технологии работы, направленные на регулирование внутригрупповых процессов в классе, формирование коллектива учащихся и предупреждение возникновения девиантных форм поведения.

Виды психокоррекции

Психокоррекционные мероприятия классифицируют в соответствии с характером направленности на симптоматические и каузальные.

Симптоматическая коррекция предполагает краткосрочное воздействие, используемое для снятия острых симптомов отклонения в развитии, которое может помешать переходу к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция выявляет сами источники и причины отклонений. Этот тип психокоррекции более долговременен, требует больших усилий. Тем не менее, он более эффективен, если сравнивать его с симптоматической коррекцией. Это обусловлено тем, что одни и те же симптомы отклонений способны обладать абсолютно разной природой, причинами и психологической структурой нарушений.

В зависимости от содержания принято различать коррекцию следующих сфер:

  • Познавательная сфера;
  • Личностная сфера;
  • Аффективно-волевая сфера;
  • Поведенческие аспекты;
  • Межличностные отношения;
  • Внутригрупповые отношения (например, семейные, супружеские, коллективные);
  • Отношения между родителями и детьми и др.

По форме работы с клиентами психокоррекция делится на личную и групповую. Мероприятия могут проводиться в закрытых естественных группах (семье, классе, коллективе сотрудников), открытых группах для клиентов, у которых есть сходные проблемы. Также предусмотрена смешанная форма (индивидуально-групповая).

По продолжительности различают сверхкороткую, короткую и длительную коррекцию. Первая из них продолжается минуты или часы. Она концентрируется на разрешении актуальных изолированных проблем и конфликтных ситуаций. Негативный момент заключается в том, что эффект от такой коррекции чаще всего непродолжителен.

Короткая коррекция длится несколько часов (дней) и используется с целью решения актуальных проблем. Она определенным образом «запускает» процесс изменений, который продолжается и после того, как сеанс завершен.

Длительная коррекция продолжается месяцами. Здесь в центре внимания находится личностное содержание проблем. В процессе такой коррекции происходит проработка большого количества деталей, при этом для эффекта характерно медленное развитие и достаточно стойкий характер.

Показания и противопоказания

Методы психотерапии и психокоррекции подбираются в зависимости от показаний. Чаще всего показаниями к психокоррекционным занятиям являются:

  • низкая стрессоустойчивость;
  • преобладание сниженного эмоционального фона у человека;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • нарушение взаимоотношений между родителями и детьми;
  • ревность;
  • повышенная ситуативная тревожность;
  • раздражительность, агрессивность, импульсивность, вспыльчивость;
  • затянувшийся стресс, депрессия;
  • заниженная самооценка, непринятие себя;
  • конфликты в отношениях со сверстниками, социальная изоляция;
  • различные фобии;
  • трудности социальной адаптации.

Противопоказанием к психологическим коррекционным воздействиям являются психиатрические диагнозы. Серьезные расстройства психики, тяжелая депрессия.

Принципы

Основными принципами психологической коррекции являются:

  1. Принцип диагностики. Обязательным этапом психологической коррекции является комплексная диагностика. Для выбора форм и методов воздействия психологу нужно установить социальный статус ребенка в коллективе, его индивидуально-типологические особенности, запас социальных навыков.
  2. Принцип единства диагностики и коррекции. Результаты диагностического этапа работы становятся отправной точкой для разработки программы психокоррекции.
  3. Принцип системности. Для достижения стойкого положительного результата в любом направлении психокоррекции нужно вести систематическую работу, предполагающую регулярные встречи с клиентом или группой.
  4. Деятельностный принцип. Результат работы психолога будет заметен только при условии активности клиента и его включении в деятельность. Психолог должен стимулировать активность клиента, направляя его энергию в нужное русло.
  5. Принцип коррекции «сверху-вниз». Планируя коррекционное воздействие, психолог ориентируется на зону ближайшего развития клиента. Действия специалиста направлены на то, чтобы опередить естественный процесс созревания психических структур и выработки определенных навыков.
  6. Принцип коррекции «снизу-вверх». Этот принцип подразумевает опору психолога на зону актуального развития клиента. В соответствии с этим принципом, психолог использует положительное подкрепление нужных качеств. Негативные паттерны поведения купируются.

Цель психокоррекции и задачи психолога

В психологии цель коррекции – это вывод клиента из состояния психологического дискомфорта. Задачи психолога:

  • вывести клиента на новый уровень личностного развития;
  • способствовать развитию эмоционально-волевой сферы клиента;
  • осуществлять профилактику эмоционального выгорания;
  • установить причины детский страхов;
  • сформировать определенные навыки;
  • развивать произвольное внимание, память, мышление;
  • помочь клиенту изменить деструктивные установки;
  • повысить социально-психологический статус личности в коллективе сверстников;
  • помочь человеку в самовыражении и активизации творческого потенциала;
  • формировать стрессоустойчивость и улучшать работоспособность клиента;
  • снизить действие механизмов психологической защиты личности;
  • скорректировать пищевое поведение человека.

Требования к психологу

Системный подход к психокоррекции может продемонстрировать только квалифицированные психотерапевты или психологи. Также психокоррекцию используют в своей работе специалисты в области клинической психологии. К специалисту, ведущему психокоррекционные занятия, предъявляются серьезные требования:

  1. Этот человек должен иметь базовые знания в области психологии, а также пройти дополнительное обучение по направлению «Психотерапия» или «Психологическая коррекция».
  2. Специалист, использующий в работе различные виды психологической коррекции, должен уметь выстраивать сотрудничество с представителями смежных профессий: дефектологами, психиатрами, нейропсихологами, психоневрологами, патопсихологами. Совместная работа специалистов необходима в том случае, когда для достижения стойкой положительной динамики в личностном развитии человеку требуется комплексное сопровождение. Так, при тяжелой форме депрессии методы психокоррекции нужно дополнять медикаментозным лечением. Если на диагностическом этапе психокоррекции обнаруживаются органические причины психологических трудностей, то психолог работает совместно с дефектологом.
  3. Психолог, планирующий заниматься психокоррекцией, должен быть личностно готов к этому. Для этого недостаточно иметь диплом о психологическом образовании и сертификаты, подтверждающие прохождение им курсов повышения квалификации. Психологу нужно пройти курс супервизии, где он сможет избавиться от своих личных проблем. Только излечив свою душу, можно приступать к лечению души другого человека.

Схема сеанса психокоррекции

Все виды психокоррекции могут быть реализованы в двух основных формах: групповой и индивидуальной. Схема психокоррекционного занятия выглядит следующим образом:

  1. Диссоциация. На этом этапе психологической коррекции основным направлением работы психолога является диагностика. Нужно определить проблему, оценить ее масштаб, выявить ее причины. Кроме того, психологу нужно создать у клиента уверенность в том, что его проблему можно решить.
  2. Коррекция. На этом этапе психолог реализует серию психокоррекционных занятий в групповой или индивидуальной форме. На этой стадии работает не только психолог, но и клиент. Здесь психолог просит человека: «Опишите свою проблему, назовите примеры эмоций, с которыми можно ее сравнить». Психологические методы преобразования ситуации и коррекции стереотипов поведения выбираются на основе ответов человека. Психолог предлагает человеку посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, выполнить упражнения. Вместе с клиентом он анализирует ситуацию, намечает разные пути ее разрешения.
  3. Ассоциация. Это заключительный этап сеанса, на котором психолог стремится закрепить в сознании клиента решение проблемы в виде образа-ассоциации. Она становится для человека началом нового жизненного сценария.

Требования к коррекционно-развивающим программам

Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.

Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.

Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:

· направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);

· способности (общие, специальные, одаренность, талант);

· характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).

При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.

При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.

Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.

Методы и методики

В современной психологии существует большое количество методов психокоррекции. Выбор конкретных методик и технологий работы определяется возрастом клиента. Так, для работы со взрослыми применяют:

  • оперантно обусловленную коррекцию;
  • психокоррекцию, в основе которой лежит психоанализ;
  • трансактный анализ;
  • гуманистическую психокоррекцию А. Адлера;
  • коррекцию, концентрирующуюся на личности клиента;
  • экзистенциальную психокоррекцию;
  • гештальт-коррекцию;
  • рационально-эмотивную коррекцию;
  • НЛП.

При работе с детьми, психолог использует следующие методы психологической коррекции:

  • метод замещающего онтогенеза;
  • игровые технологии;
  • арт-терапию;
  • когнитивно-поведенческую коррекцию;
  • методики социальной коррекции.

Основными видами методик психологической коррекции являются куклотерапия, психодрама, холдинг-терапия, метод имаго, психогимнастика, игровая терапия, арт-терапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, сказкотерапия.

Куклотерапия

Куклотерапия позволяет человеку справиться с негативными переживаниями и отрицательными эмоциями, стабилизировать настроение, повысить свою самооценку. Кроме того, данная технология работы стимулирует работу познавательных психических процессов, развивает креативность и способствует самовыражению.

Данная методика предполагает самостоятельное изготовление клиентом куклы, которую ему нужно будет оживить в ходе психологической работы: придумать ей имя, рассказать о себе от лица этой куклы. Коррекционное воздействие осуществляется через проигрывание клиентом различных проблемных ситуаций, главным персонажем в которых является изготовленная им кукла.

Психодрама

Психодрама – это основа групповой психокоррекции. Методика способствует снятию механизмов психологической защиты, творческому самовыражению участников. Психокоррекционный эффект достигается за счет моделирования ведущим различных ситуаций, в которых каждому из участников группы дается та или иная социальная роль.

Психодрама расширяет запас стереотипов поведения у участников группы, дает возможность участникам проработать свои внутриличностные конфликты.

Холдинг терапия

Основным направлением психокоррекции, в котором возможности холдинг терапии очень высоки, является коррекция внутрисемейных отношений. Данная технология работы позволяет восстановить утраченное взаимопонимание между родителями и ребенком. Методика основана на обучении матери проявлению заботы и нежных чувств в отношениях с ребенком. Детско-родительские отношения становятся гармоничными, так как в ходе работы с семьей психолог обучает родителей бесконфликтному поведению, отказу от негативных эмоций в решении вопросов воспитания детей.

Имаго метод

Имаго метод направлен на преодоление внутренних барьеров человека, коррекцию фобий. Данный вид психологической коррекции формирует у клиента эффективные формы поведения.

Клиенту нужно ежедневно тренироваться в самовыражении. Для этого ему необходимо сначала сформировать эффективный образ «Я», а затем научиться транслировать его через поведение.

Психогимнастика

Понятие психогимнастики в психокоррекции можно трактовать как «язык тела», так как этот метод социальной психокоррекции относится к методам общения без слов. Психогимнастика развивает социальную перцепцию индивида.

Определение психогимнастики как метода коррекции в психологии предполагает использование психологом на занятиях различных упражнений. Это:

  • упражнения, позволяющие научиться выражать эмоции социально приемлемыми способами;
  • упражнения, формирующие навыки правильной интерпретации невербальных сигналов в процессе коммуникации;
  • психологические этюды;
  • упражнения на снятие психологического напряжения в группе.

Игротерапия

При практической работе с детьми психологи часто осуществляют психокоррекцию с помощью игровых методов, так как игра является мощным фактором развития личности.

Определения разных авторов убеждают в том, что психологическая коррекция средствами игры достигается за счет формирования положительных эмоциональных связей между детьми. Через игру ребенок учится справляться со своими страхами, негативными переживаниями, неуверенностью в себе. Игротерапия является методом психологической коррекции коммуникативных трудностей. В некоторых случаях целью данного вида психологического воздействия является коррекция нарушений умственного развития детей.

По форме организации игровая психокоррекция бывает разной. Это могут быть ролевые, имитационные, театрализованные игры.

Принципы игровой психокоррекции и ее ключевые характеристики определяются возрастными особенностями группы, в которой она реализуется.

Арт-терапия

Арт-терапия – это исцеление творчеством. Данное направление находится на границе между психотерапией и психокоррекцией, так как применяется в обоих направлениях психологической помощи. Какие же приемы психологической коррекции применяют к пациентам психотерапевты, практикующие арт-терапевтический подход? Нижеперечисленные методы относятся к арт-терапевтическим техникам психокоррекции:

  • изобразительная деятельность (что из средств будет использовано в процессе рисования, решает сам клиент, выбирая те инструменты, с помощью которых ему легче передать свои чувства и переживания на бумаге);
  • бумагопластика (эта техника используется при создании объемных фигур-образов);
  • создание мандалы желаний (эта техника используется в тех случаях, когда клиенту нужно помочь поставить цель и наметить пути ее достижения);
  • изготовление коллажа (техника используется с целью анализа прошлого жизненного опыта, извлечения из него пользы и прогнозирования будущего).

В рамках психологической коррекции с помощью творчества создаются условия для самовыражения. Это то, чего многим не хватает в привычной жизни для обретения гармонии с миром и с самим собой.

По форме организации работы с клиентом психокоррекция средствами искусства бывает как групповая, так и индивидуальная. Основными механизмами достижения результата в арт-терапии является активное воображение, творчество и сублимация, с помощью которых клиент гармонизирует отношения сознательного пласта своего «Я» и бессознательной его части.

Музыкотерапия

При работе с детьми часто в качестве средства коррекционного воздействия используют музыку: прослушивание мелодий и музыцирование. Этот вид психокоррекции является эффективным методом работы со страхами, речевыми и двигательными расстройствами, нормализации эмоционально-волевой сферы, устранения психосоматических расстройств.

Библиотерапия

В процессе ведения коррекционных занятий бывает необходимость в организации просветительской деятельности. Для решения этой задачи психокоррекции специалист подбирает для клиента литературу по той или иной теме. Параллельно психолог отвлекает человека от его переживаний, способствует его скорейшему выходу из депрессивного состояния.

Танцевальная терапия

Это один из методов групповой психокоррекции. Танцевальная терапия способствует формированию у клиента социальных навыков, помогает ему осознать границы собственного тела, поверить в свои возможности, установить связи между движениями и мыслями, мыслями и чувствами. Приемы танцевальной терапии эффективны при расстройствах эмоциональной сферы, слабом развитии коммуникативных навыков, отсутствии умения выстраивать эффективное межличностное взаимодействие.

Стоит отметить, что танцевальная терапия противопоказана агрессивным пациентам, а также людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – это направление психокоррекции, которое используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она применяется для исправления поведения и детского сознания, коррекции эмоциональной сферы.

Психологи используют сказочные сюжеты для формирования у детей нравственных основ личности. Сказка действует лучше нравоучений, запретов и наказаний. Желая быть похожим на положительного персонажа сказки, ребенок перенимает его манеру поведения.

Психотерапия и психология в социальной работе

Педагогическая и психологическая сторона социальной защиты населения имеют тесную связь между собой. Несмотря на то, что психология самостоятельная наука, она выступает как инструментарий педагогической деятельности.

Педагогу важно владеть психологической теорией и методами психологического анализа ситуаций, отношений, особенностей личности.

Специалист по социальной работе должен выявить лиц, нуждающихся в помощи, включая психолого-педагогическую помощь, и установить причины трудностей, оказывая помощь в их разрешении.

К позициям социального работника относится помощь в семейном воспитании и проведение консультаций не только психолого-педагогических, но и юридических по вопросам семьи и брака.

В сфере его деятельности лежит воспитательная работа с несовершеннолетними правонарушителями, а также участие в работе по усыновлению, созданию центров социальной помощи, опеке, попечительству, приютов, подростковых клубов и центров, организация работ по социальной адаптации лиц, отбывавших наказание.

Замечание 1

Таким образом, в социальной работе преобладает психологическая составляющая.

С формальной стороны деятельность социального работника носит организаторский характер и требует соответствующих навыков.

Содержательная сторона работы связана со знанием проблем семьи. Социальный работник по большому счету является профессионально подготовленным специалистом для работы в социуме.

Психологический контекст этой работы отражается в профессиональных правах работника социальной сферы:

  • защищать интересы клиента и представлять их в органах законодательной и исполнительной власти;
  • проводить соцопросы и собирать информацию, связанную с нуждами клиента;
  • официально запрашивать общественные организации по личным и социальным проблемам клиентов;
  • пропагандировать правильное семейное воспитание;
  • популяризировать опыт социальной работы;
  • принимать участие в общественных движениях граждан по решению конкретных социальных проблем.

Как показывает опыт, один специалист по социальной работе помощь может оказать только небольшому количеству семей, живущих в радиусе досягаемости социального работника.

Проблемы, существующие в этих семьях, группируются на внутриличностные, внутрисемейные, социальные проблемы.

Внутриличностные и внутрисемейные проблемы носят социально-психологический характер, поэтому требуют от социального работника знания общей, возрастной, социальной психологии, психологии общения и управления.

Для семьи социальный работник сразу выполняет несколько ролей – это брокер, адвокат, учитель, администратор, консультант, плановик, причем каждая роль требует навыков общения и разных способов поведения.

Поскольку клиентами социальной службы становятся незащищенные и нуждающиеся в помощи люди, то содержание общения будет зависеть от существа решаемой проблемы.

Этика в работе социального педагога одна – гуманистическая – это доверие, уважение, терпимость, открытость, бескорыстие, милосердие, верность слову и долгу, любовь и свобода.

Социальный работник является официальным лицом, представителем государственной структуры, поэтому его личность должна вызывать доверие и расположение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]