Эффект социальной фасилитации и ингибиции (Social facilitation (inhibition))

Фасилитация – методика ведения дружественной беседы с сотрудниками некоторой компании. Она имеет место в психологии, педагогике и других сферах наук. Кроме того, у фасилитации есть виды, техники и инструменты работы, которые гарантируют положительные результаты ее проведения.

Фасилитация – важный инструмент для изменения компании в лучшую сторону

Что такое социальная фасилитация

Фасилитация – это в психологии термин, включающий в себя инструментарий, навыки, а также процессы для эффективной организации группового обсуждения имеющихся вопросов. Необходимость в данном явлении возникла относительно недавно, основной целью является нахождение некого способа сплотить группу людей в направлении достижения результативной цели. Групповая фасилитация – процесс обсуждения вопроса с помощью фасилитатора, который разъясняет суть тех или иных моментов, помогая принять единогласное решение.

Фасилитатор – сам по себе мощный инструмент процесса фасилитации, который должен обладать определенными навыками. Среди них выделяют:

  1. Умение направить и структурировать обсуждение в нужное русло.
  2. Выбор удачных идей.
  3. Правильное достижение психологического выхода из зоны комфорта с целью расширения кругозора.
  4. Работа с разнообразными группами.
  5. Реагирование и преодоление конфликтных ситуаций, затруднений участников в ведении разговора.
  6. Сочетание разных инструментариев и техник работы с группой.
  7. Исключение стресса.
  8. Открытость перед людьми, мотивирующая на личностные изменения.

Определение феномена в психологии

Определение фасилитации в психологии трактуется как изменение поведения индивида в присутствии посторонних людей. Если рассматривать ее как инструмент, то трактовка меняется: это модель управления, призванная облегчать общение. В противоположность от фасилитации прочие методики более директивны, строги. Таким образом, привычное течение собрания, когда начальник раздает собственные распоряжения, сменяется фасилитацией, которая подключает каждого члена группы к обсуждению дальнейших действий.

Обратите внимание! Участники группы с большим энтузиазмом выполняют задания.

Суть в том, что задача, поставленная перед ними, становится увлекательной, необычной. Кроме того, в данном случае собственный вклад в развитие организации ощущается острее, что вызывает сильную отдачу от сотрудников.


Фасилитатор умеет настроить сотрудников на полную отдачу в работе

Психологическая характеристика понятия отмечает особый интерес у группы к тому, какую роль она может сыграть в формировании прогресса организации, – это социальная фасилитация. Примечательно, что психолог, занимающийся налаживанием взаимодействия и взаимовлияния членов группы, должен отдавать себе отчет в следующем: окончательный результат может быть положительным, но не исключен и такой исход, где фасилитация обернется преградой, из-за которой цели не будут достигнуты.

Чем фасилитация отличается от модерации

Фасилитация имеет много общего с понятием модерации. Фасилитатор и модератор – это приглашенные специалисты по межличностным отношениям, которые имеют целью сплотить всех участников группы, чтобы принять одно действенное решение.

Однако фасилитацию можно противоположить модерации по уровню контроля. Модератор предполагает более жесткие рамки и правила проведения совещаний. Фасилитация допускает использование таблиц, зарисовок, даже конструкторов и игрушек, чтобы «урок» был более наглядным.

Методы по праву эффективны, хотя их можно использовать более индивидуально. В качестве примера приводится фасилитация, которая больше нацелена на разрешение конфликтов, тогда как модерация имеет влияние на проблемные вопросы компании в целом.

Социальная фасилитация и ингибиция

Социальная фасилитация – это такой феномен, когда один человек улучшает свои трудовые способности в присутствии других людей. Фасилитатор – лицо, которое облегчает рабочую задачу индивида, способствует усилению показателей не только группы, но и отдельного человека. Сама по себе социология сводится к тому, чтобы изучить закономерности взаимодействия, отношений между людьми. Примечательно, что в жизни животных наблюдаются высокие показатели эффективности действий. Таким образом, социальная фасилитация заключается в том, чтобы усилить результативность деятельности посредством наблюдения за ходом работы индивида.


Одна из загадок метода – как отреагирует человек на контроль со стороны

К данному выводу пришел американский психолог, который обратил внимание на то, что велосипедисты, участвующие в велогонке с соперниками, показывали лучший результат, нежели ездили просто по секундомеру. Это значит, что наличие посторонних людей, тем более конкурентов, заставляет индивида быть лучше в своей работе. Позднее было выявлено, что такой эффект достигается в решении простых задач. В случае с более сложными вопросами человеку свойственна ингибиция – понижение работоспособности человека под наблюдением.

Ингибиция может проявляться по разным причинам:

  • боязнь оценки (как следствие большой страх допустить ошибку);
  • отвлекаемость (индивид обращает больше внимания на реакцию окружающих, но сосредоточенность на работе рассеивается);
  • наблюдатель (который может стать раздражающим фактором).

Социальная фасилитация и леность

Человек, находясь в группе, «расслабляется», считая, что его работа не имеет значения. Это можно описать кратким понятием – леность. Социальная леность – довольно частое явление, проявляется у людей, привыкших работать самостоятельно. Большую роль в данном случае играет фактор культуры. Например, западные типы людей больше полагаются на себя, это индивидуалисты. Азиатский тип считается коллективистским.

Теория перегрузки

Альтернативой теории ингибиции является теория перегрузки, согласно которой различные отвлекающие факторы ведут не к повышению возбуждения и развитию тревоги, а к перегрузке головного мозга, что понижает эффективность его деятельности.

При этом в такой ситуации в области рабочей памяти возникает переизбыток информации, и человек временно теряет способность решать сложные задачи.

В результате стрессовой ситуации при публичном выполнении действий человек начинает волноваться, что ведет к дезориентации и параллельному возникновению множества путей решения, в результате чего и происходит перегрузка.

Выбрать правильное решение в подобном состоянии не представляется возможным из-за отсутствия адекватной реакции растерянного человека.

Виды фасилитации

Расстройство личности — что это такой за диагноз

Фасилитация подразделяется на несколько видов:

  1. Психологический. Он является процессом управления, в ходе которого происходит конструкция (или реконструкция) некоторой системы. Наряду с происходящими личностными изменениями, данный процесс считается вероятностным, нелинейным, необратимым. Личность, как известно, динамична. Психологическая фасилитация имеет элементы парадоксального контроля за процессом самоорганизации открытой системы личности.
  2. Педагогический. Это вид педагогической деятельности, в ходе которого обучаемый осознает свою самоценность. Учеба призвана поддерживать стремление личности к саморазвитию, раскрытию способностей, самосовершенствованию.
  3. Спортивный. Важная составляющая спорта, нацеленная на то, чтобы суметь сплотить всех членов команды, в то же время показав их ценность по отдельности.


Классический пример успешного фасилицирования в спорте

  1. Экофасилитация. Данный вид фасилитации призван донести до человека понимание, что он, как личность, является открытой динамической системой. Данная система находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой (однако не только социальной и природной). Задача фасилитатора – провести клиента через так называемый преобразующий процессинг.

Принцип Роберта Зайонца

Социальный психолог Роберт Зайонц, ознакомившись с темой социальной фасилитации, провел несколько экспериментов и пришел к следующему умозаключению. В процессе социальной фасилитации у людей возбуждается доминирующая реакция. Благодаря этому усиленному возбуждению люди быстрее разгадывают легкие анаграммы, успешнее решают простейшие задачи.

Если речь заходит о сложных задачах, где правильный ответ не всегда очевиден, то чрезмерное возбуждение повышает вероятность ошибки. Поэтому для более сложных заданий, лучше находится в спокойном состоянии, чтобы успешно с ними справиться.

Техники фасилитации

Социальная дезадаптация в психологии

Фасилитатор использует ряд определенных техник в своей работе. Среди них выделяют следующие:

  1. Поиск будущего, или Future Search. Данная технология практикуется в случаях заинтересованности подразделений организации в крепкой основе для сотрудничества, а также для создания прогрессирующего будущего.
  2. Выход за рамки, или Work out. В данном случае происходит разработка новых способов взаимодействия, снижения бюрократизма, совершенствования бизнес-процессов. Наиболее важный момент – это достижение высоких результатов компанией.
  3. Мозговой штурм, или Brainstorm. Распространенный метод обмена информацией внутри группы с целью сформировать новые свежие идеи.
  4. Поляризация мнений, или Polarization of Opinion. Бывает, что предлагаемая тема обсуждения встречается с негативом. Данная техника призвана, чтобы исключать этот негатив посредством выявления общего прогноза течения беседы.
  5. Открытое пространство, или Open Space. Метод, используемый в больших группах, когда появляется необходимость ответить на большое количество вопросов в поисках решения некоторой проблемы. Данная техника подразумевает пошаговый метод:
  • наводящий вопрос (что хочется, как улучшить/получить и т.д.);
  • концентрация на беседе (что имеется сейчас);
  • непосредственно идеи (с учетом мнения каждого участника);
  • группировка идей (каждой группе дается название);
  • оценка идей (включает конструктивность, эффективность, результативность);
  • план по внедрению окончательного решения.

Влияние на науку

Ингибиция в психологии – это существенное понижение эффективности производимых индивидом действий из-за присутствующих рядом других людей.

Этот феномен на сегодняшний день не изучен до конца и поэтому все чаще привлекает внимание ученых, которые регулярно проводят различные исследования в этой области, проверяя и перепроверяя различные аспекты, влияющие на развитие и появление данного явления.

Последнее подобное исследование было проведено в 2014 г. Оно было посвящено изучению особенностей социальной ингибиции у здоровых людей, а также у аутистов. Главным выводом данного исследования является заключение, что ингибицию нельзя рассматривать вне ситуаций, в которых она проявляется.

Причины возникновения эффекта аудитории

Социальная среда — что это в психологии

Эффект аудитории – это знакомое многим явление, характеризующееся тем, как меняется поведение одного человека в присутствии постороннего. Считается, что случаи положительного или отрицательного влияния постороннего человека на некого индивида возникают в силу общего возбуждения.

Обратите внимание! Повышение возбуждения является положительным эффектом тогда, когда индивид выполняет простые задачи, он уверен в себе и своем деле.


Люди по-разному чувствует эффект аудитории

Намного чаще люди сталкиваются с отрицательным влиянием, когда индивид боится совершить ошибку, будучи не уверенным в решении проблемы.

Фасилитацию противопоставляют модерации, это два разных понятия. Фасилитация более гибкая по отношению к ведению бесед с людьми. Поэтому ее проведение чаще заказывают для сотрудников руководители компаний с целью сплотить их, объяснить важность совместной работы для роста успеха организации.

Негативное воздействие из-за присутствия других

Позже было проведено еще ряд экспериментов, которые показали противоположные результаты. В некоторых случаях соисполнители мешали своим присутствием. Животные в присутствии других таких же особей медленнее проходили лабиринты.

Отвлекающее воздействие, наблюдателей было замечено при изучении бессмысленных слов, прохождении лабиринтов, решении сложных примеров.

Тогда ученые пришли к выводу, что социальная фасилитация действует только в тех случаях, когда человек хорошо усвоил какое-то определенное действие (например, езда на велосипеде).

Влияние на методики управления коллективом

При управлении рабочими коллективами необходимо учитывать риски возникновения феноменов ингибиции и фасилитации. Социальная психология указывает на то, что решающую роль при этом играет степень эмоционального развития самой группы.

Если коллектив сформирован из самодостаточных личностей, которые знают свою работу, то наблюдение за ними (или отдельно за кем-то из них) приведет к фасилитации и росту производительности (или повышению эффективности).

При наличии проблем в коллективном сообществе наблюдение и контроль могут лишь ухудшать ситуацию. В этом случае имеет смысл наблюдать за процессом только лишь тогда, когда работники повысят свой уровень и станут увереннее себя чувствовать.

Поиск будущего или Форсайт

Эта методика работы в большой группе была разработана Марвином Вайсбордом. Она используется, когда при участии значительного числа людей необходимо получить картину будущего, сценарии развития ситуации на основе уже имеющегося опыта и прошлых прецедентов. Такая схема проведения мероприятий положена в основу гражданских собраний в коммунах Германии, и часто применяется как инструмент организованной и продуктивной работы.

Не менее эффективно эта методика может быть использована в или «Форсайт» обладает важной особенностью — она позволяет объединить разнородные подгруппы для выработки единого решения, например, сотрудников, клиентов и поставщиков. Их совместное участие позитивно скажется на качестве принятых решений, поскольку позволит найти точки соприкосновения интересов каждой стороны в стратегии, целях и перспективах предприятия.

Обычно мероприятие длится два–три дня и проводится в шесть шагов:

  1. Ретроспективный взгляд в прошлое в горизонте, актуальном для группы.
  2. Анализ тенденций — глобальных и локальных, позитивных и негативных.
  3. Оценка текущей ситуации на основе выбранных группой критериев.
  4. Создание совместного видения привлекательной картины будущего.
  5. Формулирование общих целей — реалистичных или прорывных.
  6. Принятие решений и планирование шагов.

Преимущество этой методики групповой работы — возможность собрать различные, даже полярные, точки зрения и «создать» будущее в настоящем. Видение, созданное таким образом, основывается на достижениях прошлого, которые можно и нужно использовать в будущем. Это помогает участникам воспринимать мечту «без отрыва от реальности» и верить в свои силы.

Границы роли

  1. Фасилитатор не является членом группы и не имеет голоса при принятии групповых решений.
  2. Роль фасилитатора не предполагает выполнение задач клерка, стенографа, логиста и других административных функций.
  3. Фасилитатор не является посредником в отношениях между группой и более широким контекстом организации или другими группами за ее рамками.
  4. Фасилитатор не выполняет арбитражных функций, члены группы самостоятельно несут ответственность за разрешение конфликтов и выстраивание взаимоотношений.
  5. Фасилитатор не отвечает за качество принятых решений и не несет ответственности за их исполнение.

Предпосылки в бизнесе

В последнее время, в контексте лидерства и управления организацией, все чаще встречается аббревиатура VUCA, которая расшифровывается как Нестабильность, Неопределенность, Сложность и Неоднозначность (от англ. Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity). Ситуации в бизнесе часто содержат все четыре аспекта этого военного термина. Такая среда требует быстрой реакции на события, децентрализации принятия решений и максимального включения людей — как в выработку видения, так и в его реализацию.

Живой процесс общения редко похож на глянцевые фотографии из стоков

Чтобы превращать вызовы компании в ее выгоды, необходимы полнота информации, разнообразие группы, творческое мышление, высокая вовлеченность и использование конструктивного конфликта, который неизбежно будет возникать в таких условиях.

Здесь на помощь приходит фасилитация с целым арсеналом подходов, инструментов и навыков фасилитатора по проведению стратегических сессий и оперативных встреч, мозговых штурмов и процессуальной работы.

Отвлечение внимания

Все более популярной становится альтернативная точка зрения на вопрос — гипотеза об отвлечении внимания/конфликта. Гипотеза гласит, что в процессе любой деятельности, за которой кто-либо наблюдает, внимание индивида разрывается между зрителями и контролем за выполняемой работой.

Такая взаимная деятельность может увеличить возбуждения и повысить либо понизить эффективность работы. Это зависит от того, сталкивался ли уже человек с этой задачей или нет. Помимо этого, сила эффекта может зависеть от ряда факторов.

Примеры навыков

Как и любому другому профессионалу, фасилитатору требуются определенные навыки и тип поведения, средства и методы для организации своей работы:

  1. Внимательно слушать и наблюдать невербальные послания участников.
  2. Запоминать произнесенное и помогать группе аккумулировать информацию.
  3. Налаживать простую и ясную коммуникацию между членами группы.
  4. Обращать внимание на сходства и различия в озвученных заявлениях.
  5. Анализировать и синтезировать сказанное, выявлять точки согласия и несогласия.
  6. Идентифицировать предложения и обращать на них внимание группы.
  7. Поощрять конструктивное поведение и обращать внимание на неконструктив.
  8. Создавать модель эффективного поведения и демонстрировать ее на примере.
  9. Облегчать течение обратной связи в здоровой форме между участниками процесса.
  10. Корректировать обвинительные и оборонительные формы общения и другие «токсины».
  11. Работать с индивидуальным поведением членов группы на основе обратной связи.
  12. Проявлять терпение ко внутренней динамике и скорости работы группы.
  13. Повышать доверие внутри группы, к своей роли и к выбранному процессу.
  14. Обращать внимание на успехи, поощрять усилия и ободрять членов группы.
  15. Отслеживать и поддерживать экологию границ каждого человека.

Как помогать группе прийти к лучшему результату

Nataliya Trenina

Jun 13, 2021 · 9 min read

Эта обзорная статья открывает цикл материалов воркшопа Доджо Фасилитации. Цель этой программы — позволить большему числу людей общаться легче и взаимодействовать продуктивнее. Большой вызов и большая выгода этой площадки — создать пространство для практики (“доджо”), использовав наши природные знания и навыки социального взаимодействия. Это делает воркшоп трамплином последующего развития в роли фасилитатора.

Мировое кафе

Методика групповой работы «Мировое кафе» (World Cafe) — подход к внедрению изменений — разработана Хуанитой Браун и Дэвидом Айзексом. Открытая по характеру методика предлагает участникам высокую степень свободы, объединяет людей в команды и высвобождает их творческий потенциал.

«Мировое кафе» отлично подходит, когда большому числу участников необходимо обменяться знаниями и опытом по выбранной теме и собрать максимум информации, впечатлений, мнений и оценок. Результатом такой схемы станет общая «картина мира», полученная за короткое время — отражение ситуации в умах присутствующих и срез общего мнения по теме.

Работа по такой методике организуется чаще всего на два–три часа и даже внешне отличается от других технологий групповой работы. В помещении («Кафе») стоят столики, покрытые большими листами бумаги, на которых можно писать, рисовать, делать пометки, чертить и любым другим способом фиксировать информацию. За каждым столиком постоянно сидит модератор («Хозяин»), остальные участники свободно перемещаются между ними, когда объявляется новый круг обсуждения.

Заслуживающая внимания информация, идеи по решению проблем и мнения фиксируются модератором в обязательном порядке. По окончании очередного тура обсуждения лист бумаги с пометками прикрепляется у стола, а модератор сводит прошедшую дискуссию и ее результаты в мини-презентацию.

Каждый модератор информирует подошедших к его столу участников о наработках, полученных от предыдущих «гостей Кафе». После этого вновь прибывшие «гости» озвучивают свои идеи и предложения по проблеме, делая вклад в общее обсуждение. Эта методика помогает генерировать большое количество идей, тут же подвергать их сомнению, и либо опровергать, либо принимать для дальнейшей работы.

Таким образом, в одном месте концентрируется значительный объем знаний и мнений участников по выбранной теме. Кроме того, процесс обсуждения в «Мировом кафе» создает условия для одновременного взаимного интенсивного обучения участников — своего рода трансфер знаний, представляющий «побочный эффект» групповой работы.

Участники такого мероприятия должны быть достаточно дисциплинированными, чтобы равномерно распределить время между посещениями разных столов. Поэтому фасилитатор всей встречи должен четко следить за временем и помогать присутствующим вовремя перемещаться от стола к столу. Концентрированная, насыщенная дискуссия — желаемый продукт для организаторов «Мирового кафе», а это значит, что фасилитатору придется потрудиться, чтобы оторвать участников от общения.

Другой важной задачей фасилитатора здесь станет организация заключительной части — представления результатов встречи для всех столов. При большом числе участников будет трудно собрать и должным образом обработать все наработки. Поэтому к выбору модераторов, их организаторским и фасилитационным навыкам должны предъявляться высокие требования.

Примеры позиций

В ходе дискуссий фасилитатор может занимать более или менее активную позицию. Его активное участие может проявляться так:

  • Поддерживает конструктивность.
  • Уводит от личных конфронтаций.
  • Заинтересован во мнениях участников.
  • Стремится понять идеи группы и не навязывает свои.
  • Уделяет внимание всем участникам равномерно, не только лидерам или активным.
  • Не допускает категоричных оценок, осуждения, обесценивания, надменности.
  • Подстраивает или изменяет исходный план, в случае необходимости.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]