Эффект Зейгарник – психологический феномен, который был открыт в одном берлинском кафе. До наших дней он активно используется в гештальт-терапии и для повышения продуктивности. Описывая особенности психологических процессов, развивающихся в случае отсутствия логического завершения дела, эффект Блюмы Зейгарник помогает объяснить природу таких чувств, как тревога и вина.
Сталкивались ли вы когда-либо с неприятными ощущениями в отношениях, когда диалог уже закончен, но его развитие в мыслях продолжается? Или может трудность, давно оставшаяся в прошлом, до сих пор навеивает страх и не дает покоя? Такие ситуации в психологии обозначаются незавершенным гештальтом и представляют собой яркие примеры эффекта Зейгарник.
Блюма Зейгарник и ее важное открытие
Открытие этого интереснейшего эффекта незавершенного действия было совершено советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник еще в студенчестве. Общаясь в кафе со своим дипломным руководителем Куртом Левином, она обратила внимание на особенности поведения одного официанта. Он обслуживал клиентов без ручки и блокнота, которыми остальные сотрудники активно пользовались.
Вместе со своим наставником она подозвала официанта к себе и попросила вспомнить, какие блюда заказывали посетители за соседним столиком. Он без труда перечислил немалый список, не упустив ни один пункт. Затем Блюма и Курт спросили его о заказе посетителей, уже расплатившихся и покинувших кафе. И тут официант не смог вспомнить ни одного блюда, хотя до этого передал повару заказ абсолютно точно.
Этот случай очень заинтересовал студентку. Находясь в поисках объяснения феноменальной памяти сотрудника кафе и ее мгновенного «отключения», она и сделала удивительное открытие. Оказывается для человека завершенные и неоконченные дела имеют разную значимость. Она развивала и изучала эту идею, позднее признанную официальной психологией и названную в ее честь – эффект Блюмы Зейгарник.
В чем заключается психологический феномен Зейгарник?
Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.
Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».
Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:
- Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
- Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
- Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.
По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.
Что нужно запомнить
- Эффект Зейгарник – это стремление мозга завершить незаконченные задачи.
- Он возникает вследствие когнитивного напряжения, которое постоянно возвращает задачу в рабочую память мозга.
- Разделите изучаемый материал на части и делайте перерывы в процессе изучения – это поможет лучше запомнить.
- Чтобы победить прокрастинацию, сделайте маленький первый шаг. Этим вы запустите эффект Зейгарник – ваш мозг будет стремиться закончить дело.
- Этот метод не эффективен, если вам платят за работу, а не результат; и в тех случаях, если у вас слишком много невыполненных задач.
Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник
Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.
Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».
Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).
Научная деятельность Блумы Вульфовны
Во время Великой Отечественной войны, после эвакуации из Москвы, Блума Вульфовна работал в нейрохирургической больнице Кисегача на Урале и активно участвовал в работе по восстановлению психической активности тяжело раненых. Результаты этих исследований были позже опубликованы. За этот период укрепились ее научные и личные контакты со многими видными психологами страны — А.Р.Лурией, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожецем, С.Г.Геллерштейном и другими. Позже Б.В.Зейгарник вспоминал их с большой теплотой и любовью, отмечая, что в то время, под влиянием общения с психологами Выготской школы, их представление о патопсихологии формировалось как особая область знаний.
В послевоенные годы Блума Вульфовна работала в Научно-исследовательском институте психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР, где возглавляла лабораторию экспериментальной патопсихологии, которую создала (до 1967 года). В этот период ее научными партнерами стали многие выдающиеся российские психиатры: М.Я.Серейский, С.Г.Жислин, И.Г.Равкин, Г.Е.Сухарева, Д.Е.Мелехов и другие. В этот период сильного идеологического подавления и нарастающей физиологизации психиатрии (особенно после знаменитых «павловских собраний» 1950 года) эти врачи старой медицинской школы не только оставались верными лучшим традициям психиатрии прошлого (которые не могли придумать эффективной работы с душевнобольными без психологии), но поддерживали и защищали как Зейгарника, так и его «молодую» лабораторию. В частности, она чувствовала себя надежно защищенной профессором Д.Е.Мелеховым, бывшим директором Института психиатрии в то время, когда готовился судебный процесс над «врачами-убийцами». Именно он помог сохранить лабораторию и удержать ее в штате Института (хотя уже было принято решение о ее увольнении). За эти годы она провела обширный цикл исследований, который стал научной основой современной психологии.
В то же время Б.В. Зейгарник начал преподавать курс патопсихологии сначала на кафедре психологии философского факультета МГУ, затем (с 1966 г.) на кафедре психологии. С 1967 года — профессор психологического факультета, где работала с большим увлечением до последних дней своей жизни. Заслуги Б.В. Зейгарника были удостоены Ломоносовской премии первой степени (1978 г.) и Международной премии имени К.В. Левина (1983 г.). C. Международная премия имени Левина (1983 г.).
Блума принадлежал к поколению, которому пришлось пережить несколько войн беспрецедентных трудностей, русскую революцию со всеми ее социальными последствиями, тоталитаризм и репрессии. Колесо истории оставило глубокие следы (точнее, раны) в ее судьбе. Это не могло не повлиять на формирование ее личности и всего ее мировоззрения. То, что она была в молодости, когда работала на К. Левина в Берлине, мы никогда не узнаем. Нет ни современников, ни очевидцев. Сама Блума Вульфовна (как и многие люди ее поколения), помнящие то время, говорила мало, скупо и неохотно. Но те, кто знал ее в начале 1930-х годов, после возвращения из Германии (А.Н.Леонтьев, С.Я.Рубенштейн), вспоминали, что она произвела впечатление блестящего (слово А.Н.Леонтьева), жизнерадостного и талантливого человека.
Был ли ее собственный человеческий потенциал полностью реализован? Мы думаем, что нет. Тяжелая борьба за выживание (иногда буквально), конечно, ограничивала возможности для самореализации. Однако Блума Вольфовна сохранила свою уникальную человеческую личность.
В чем секрет личности Б.В. Зейгарника как особого психологического феномена? Вот несколько заметок на ее портрете.
При подготовке этой публикации мы обратились ко многим людям, которые знали ее, с вопросом: «Как вы думаете, что было центральным в личности Блумы Вульфовны? Самыми распространенными ответами, которые мы слышали, были «мудрость», «знание человеческой природы» и «воля».
Все, кто знал Б.В. Зейгарника, единодушно утверждают, что она была одаренной личностью, выдающейся личностью, для которой порядочность была главным критерием в суждении людей.
Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник
Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.
В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.
Когда проявляется?
Люди, испытывающие психологические проблемы во взрослом возрасте, получили какую-то травму или до сих пор держат обиду из детства. Они не могут отпустить и простить обидчика. Неприятные воспоминания сидят в голове и не дают жить дальше — гештальт открыт. Как только человек разберется со своим внутренним состоянием, то наступит эмоциональная разрядка и облегчение.
Также эффект может испытаывать влюбленный человек. Например, когда-то парень и девушка любили друг друга, но обстоятельства сыграли злую шутку, и одному из них пришлось уехать или просто разорвать отношения. Тот, кто испытывал сильные чувства, будет помнить о другом даже спустя 10-20 лет. Их отношения не завершились, а прервались, поэтому гештальт не закрыт.
Зейгарник решила учитывать и дополнительные факторы, играющие не последнюю роль в классическом эксперименте: социальные, личностные, мотивационные и так далее. Например, напряженная атмосфера в ходе решения задачи благоприятно влияет на запоминаемость проблемы. Соответственно, если обстановка будет расслабленной, то прерванное дело оставит в памяти менее заметный след. Учитывая особенности когнитивной функции мозга, можно использовать этот эффект себе во благо. Главное — знать, как его правильно применять.
Как используется эффект Зейгарник в наше время?
Этот психологический феномен успешно применяется современными СМИ и рекламными агентствами. Именно на нем основано желание досматривать до конца сериалы. Причем даже в тех ситуациях, когда сюжет не особо соответствует личным интересам человека, желание построить целостный образ происходящего в сознании подталкивает к просмотру очередных серий.
Умело играя на значимости незавершенных дел, маркетологи подводят нас к переходу в Интернете на нужную страницу с предложением услуги или товара. Например, они создают баннер с объявлением, прерывающимся на самом интересном месте. Зачастую сложно устоять и не дочитать предложение до конца.
В личной жизни этот эффект также находит свое место в развитии отношений. Например, когда после знакомства заинтересовавшиеся влюбленные вынуждены резко расстаться, часто они подолгу не могут забыть друг друга. Вспыхнувшие в них чувства не нашли ни подтверждения, ни разочарования. Они повисли в сознании некой неопределенностью, не позволяющей успокоиться и оставить мысли о другом человеке в прошлом.
Создание научных основ патопсихологии
Вся ее жизнь была подчинена идее создания научных основ новой области знаний — патопсихологии. Она направляла все свои творческие силы, энергию и ум на защиту (часто в дискуссиях с другими психиатрами) профессиональной автономии этой области науки и практики.
Как гармонично склонный человек, она всегда была осторожна и подозрительна к любому «творению» в человеческом развитии, любой перегиб, любое искажение. В повседневной жизни, в профессиональном сотрудничестве она старалась избегать людей с недостатками личности, дисгармонией, эмоциональной «непоследовательностью», то есть с тем, что психологи называют комплексом неполноценности.
Великие цели в жизни могут быть реализованы только человеком с сильным, ярко выраженным характером. У Блумы Вульфовны был такой характер — маленькая женщина с заразительным смехом, молодым (до последних дней) голосом и неповторимой выразительностью интонации. В этой связи я вспоминаю ее рукопожатие: маленькой ручкой она «отняла» у партнера руку — не грубо, а твердо и могущественно. Это чувство, кажется, запомнилось многим. Ей не нравилось, когда ее партнер не реагировал на ее рукопожатие, т.е. держал ее за руку, как рыбу (выражение Б.В.). И это открыло ей много людей. Внимательный партнер мог многое рассказать о характере самой Блумы Вольфович в рукопожатии. Трудности жизни, казалось, ожесточили ее. Она не потеряла ни оптимизма, ни веры в людей, ни жажды знаний, особенно о человечестве. Теперь, оглядываясь в прошлое, она была поражена целостностью своей природы, ее верностью принципам жизни.
Ее ранний интерес к личности, интеллекту, наблюдению, интуиции в сочетании с высоким профессионализмом клинического психолога сделали Б.В. Зейгарника проницательным человеком, который понимает сущность другого человека с первого взгляда на него.
Зная эту способность, ее часто просили просто посмотреть на человека или поговорить с ним и высказать свое мнение о нем. Ее оценки всегда были лаконичными и обычно подтверждались позже. Сама она, будучи доброжелательной, иногда меняла свои первоначальные оценки (например, смягчала их), а в некоторых случаях замечала: «И все же первая точка зрения — самая точная».
Следуя за врачами прошлого, для которых при оценке человека было важно все: походка, речь, взгляд, рукопожатие и т.д., Б.В. Зейгарник также считал важными все эти внешние проявления, умел их видеть и оценивать, создавать психологический портрет человека. Она использовала их для обучения студентов-психологов, молодых специалистов и своих соратников.
Внимание к людям, желание понять людей было одним из важнейших (пожалуй, самых важных) качеств Блумы Вульфовны как личности. Скорее всего, это качество стало основой ее долгой психологической молодости. «Мне нравится работать со студентами, с молодежью», — часто говорила она в последние годы своей жизни. Она внимательно и с интересом изучала их, интересовалась молодыми людьми. Студенты ответили ей искренней любовью. В один из последних юбилеев они посвятили игривые, наивные стихи Блуме Вольфовне, а также доброжелателям, начиная со слов: «Б.В. Зейгарник — ты наш цветок, мы любим тебя по-настоящему».
Интерес к внутреннему миру человека (как здорового, так и больного), по-видимому, и заставил ее однажды в молодости принять наркотик — «эксперимент ради эксперимента». Она рассказала, что интересно переживать то, что чувствуют люди, когда они психически больны: Галлюцинации, изменение восприятия себя и окружающего мира. Б.В. Зейгарник записала все свои переживания, по-видимому, с интересными комментариями и интерпретациями. Однако эти записи были изъяты у нее при аресте мужа вместе с другими материалами и исчезли в КГБ.
Книги, рассказывающие об эффекте Зейгарник
Больше информации о проявлении этого психологического феномена в жизни, а также об исследованиях вокруг него можно узнать из тематической литературы:
- Блюма Зейгарник «Патопсихология».
- Сергей Степанов «Живая психология. Уроки знаменитых экспериментов».
- Джон Гот.
- Рольф Добелли «Территория заблуждений. Какие ошибки совершают умные люди».