Мышление в психологии и нейрофизиологии рассматривается как процесс конкретного или абстрактного, отвлеченного отражения реальности в психике субъекта, через объективизацию вещей, явлений и связей между ними. Классический способ, известный как конвергентное мышление, полагается на четкие законы и рамки, которые используются, чтобы привить академический стиль умственной деятельности. Именно такой парадигме учат школьников, студентов в странах бывшего Союза. Единственный ли это способ отражать реальность и находить истину? Нет, не единственный и сравнительно неэффективный во многих случаях, что не учитывается при планировании решения определенных практических вопросов.
Дивергентное мышление — это принципиально иная парадигма умственной активности, основанная на творческом начале и способности к парадоксальному мышлению, многовариантности выводов и результатов процесса деятельности. Что это такое, если говорить простыми словами? Нужно рассматривать дивергентное мышление в связке с конвергентным.
Если конвергентное или типичное основано на способности к линейному процессу, то иное — на многовариантном подходе. Примеры просты. Есть конкретная задача. Конвергентное мышление предполагает использование уже готового алгоритма, одного из подходов, что были разработаны ранее. Потому как результат будет гарантирован и понятен. Что касается второго подхода, человек применяет принципиально новые методики, модифицирует алгоритмы или использует свои, созданные на основе опыта. При этом результаты могут быть самыми разными, но всегда достигается полезный эффект.
Современные академические методики постепенно отступают, основное место занимают синкретичные методы умственной активности, основанные на линейности и многовариантности. Научиться дивергентному мышлению можно в любом возрасте. При правильном подходе.
Определения понятий
Долгое время основой мыслительного процесса считали логику. Даже в переводе с древнегреческого логика – это наука о правильном мышлении и способность к рассуждению. В школах и по сей день способность рассуждать логически находится в основе успешного обучения.
Тип мышления, направленный на решение различных задач с помощью четкого алгоритма действий, называется конвергентным.
Именно этот тип мы задействовали на уроках алгебры, когда с помощью новой изученной формулы искали решение задачи. Правильный ответ был только один. Простыми словами, конвергентное мышление предполагает поиск единственно верного решения на основе уже имеющихся данных.
К середине XX века люди поняли, что в решении сложных нестандартных задач логика нередко оказывается бессильна. Причина в линейности и однонаправленности такого типа мышления. Зато подобные дилеммы легко решались людьми с творческой жилкой, которые терялись перед логическими задачами. Дело было в ином типе мыслительных процессов.
Дивергентное мышление – это метод творческого мыслительного процесса, который заключается в поиске множества верных решений одной и той же проблемы или задачи.
Первым, кто начал заниматься исследованием логического и творческого мышления и дал им названия дивергентного и конвергентного, был американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд.
Об основных видах мышления и их характеристиках вы можете прочитать в нашей предыдущей публикации.
Принципиальные отличия от линейного или конвергентного метода
Принципиальных отличий дивергентного мышления несколько:
- Нелинейность
При работе с группой объектов и методов, такой индивид достигает группы результатов, каждый из которых удовлетворяет поставленной цели, критериям эффективности, которые были выработаны до начала деятельности. Конвергентный подход предполагает четкий алгоритм достижения конкретной цели. И никак иначе. Особенно хорошо заметны методы такой парадигмы в технической активности с творческим компонентом, программировании и пр. Создать программу можно разными способами, однако хороший специалист стремится проработать несколько вариантов и выбрать оптимальный по расходу ресурсов машины и конечному результату.
- Отсутствие четкого набора действий
Алгоритм может быть взят за основу, либо же человек прорабатывает свой собственный путь достижения цели. Оба варианта имеют право на существование. Все зависит от конкретных задач и необходимого результата. При этом существует опора на знания, а не голые эксперименты. Программисты используют методы математики, теории графов как фундамент, но не применяют шаблоны, разрабатывают алгоритмы самостоятельно, под конкретные технические нужды. Или же повара. Знают технологию обработки продуктов, учитывают их сочетаемость. Далее работают по собственному разумению, чтобы добиться вкусовых качеств и прочих необходимых свойств.
- Универсальность
Напряжение сил всего мозга (работает как правое, так и левое полушарие).
- Оригинальность
Творческая составляющая.
Особенности парадигмы определяются большей свободой, широтой восприятия, чувствительностью субъекта. Необходимые качества придется развивать.
В чем разница
Чтобы нагляднее показать вам различия этих двух типов мышления, я тезисно перечислю характеристики каждого из них.
Конвергентное:
- в переводе с латинского означает “сходиться”;
- линейное, однонаправленное;
- опирается на слово;
- ориентировано на поиск единственно правильного решения;
- использует четкий алгоритм действий;
- основано на изучении уже имеющихся готовых данных, а не на поиске новых.
Дивергентное:
- в переводе с латинского означает “расходиться”;
- нелинейное, разнонаправленное, т. е. идет в разные стороны от ключевой проблемы;
- опирается на образ;
- ориентировано на поиск многочисленных вариантов решения одной и той же задачи;
- действует нешаблонно, свободно от стереотипов;
- наделено гибкостью и способностью смотреть на ситуацию с разных точек зрения, воспринимать и генерировать новую информацию.
Итак, конвергентное, или логическое мышление, предполагает фокусировку человека на одном главном решении проблемы и ищет только один ответ. Базируется на фактах, аргументах. Если оно не находит тот самый единственный путь, то делает вывод, что задача нерешаемая.
Если логическое идет по проторенной, более короткой и надежной дороге, то к дивергентному мышлению это не относится, ведь оно открывает новые неизведанные тропинки. Именно там можно случайно найти что-то необычное и уникальное.
Но можно ли говорить о том, что дивергентное мышление лучше конвергентного или о том, что они являются взаимоисключающими? Разумеется, нет. Во-первых, не всегда нужно усложнять и изобретать велосипед. Во-вторых, в человеке могут легко уживаться оба типа. Просто логике нас целенаправленно учат 10 лет, а творческое восприятие зачастую приходится развивать самому.
На заметку! Ставить равенство между дивергентным и творческим мышлением не совсем корректно. Все-таки креативность выходит далеко за рамки нелинейного мышления. Но без дивергентного метода творческая деятельность невозможна, поскольку именно он лежит в основе созидательного процесса.
Структура
В основе способности нестандартно подходить к задачам и вопросам лежит группа особенностей, которые составляют структуру названного способа деятельности. Их можно определить следующим образом.
Объекты
Некие предметы, которые используются для дальнейшей мыслительной манипуляции над ними, для достижения определенных целей. Это далеко не всегда вещи в материальном смысле этого слова. Вполне может быть, что речь предельно крупных структурах, которые не могут быть «выделены в натуре». Дорога, дом, планета. Также понятия на стыке материального и абстрактного: общество, пр. А то и вовсе идеальные, нематериальные сущности. Последнее особенно типично для философского и научного знания: жизнь, смерть, любовь, свобода, вселенная, материя, прочие категории, не имеющие материального выражения.
Подходы
Собственно, методология. Перечень методов, которые используются для оперирования объектами. Их систематизации, анализа, прикладного использования. Наиболее хорошо заметна методология при оценке материальной, преобразовательной деятельности человека. Например, в работе изобретателя, инженера-механика и пр.
Если конвергентный подход предполагает некую академичность и даже шаблонность, действие по конкретному алгоритму, дивергентное мышление требует творческого переосмысления заданных стандартов. Новых принципов манипуляции объектами. Если утрировать: повар с конвергентным подходом строго следует технологической карте, рецепту и ни на йоту от них не отступает. С нелинейным — старается модифицировать рецепт, чтобы добиться большего эффекта, улучшить вкус, снизить себестоимость без ущерба качеству, ускорить процесс приготовления. Словом — оптимизировать работу и добиться лучшего результата.
Идеи
В основе идей лежит конкретная концепция, основанная на примерных способах влияния на объекты, их сочетания, отношения. Это интегральный компонент.
Если сравнивать со структурой конвергентной парадигмы, все более просто, человек использующие такой метод имеет больше свободы для самовыражения и поиска нетривиальных способов деятельности. Линейный стиль имеет более жесткую структуру, обладает рамками:
- объекты;
- методы;
- идеи;
- строго заданные алгоритмы, шаблоны (их можно сочетать, но отступать от них — нельзя);
- признаки объектов;
- определение их функций.
Определение дивергентного типа мышления изначально предполагает не логический и тем более не чисто механический, а творческий подход. Поскольку структура дает больше свободы, человеку куда труднее на начальных этапах воспользоваться столь широкими возможностями. Дивергентному мышлению нужно учиться. Это практическая группа навыков. Однако, как ни странно, этот метод куда более эффективный, если нужно решать задачи, не предполагающие единого подхода.
Согласно теоретическим и практическим исследованиям, наибольшая эффективность достигается при возможности переключаться между разными парадигмами или использовать их параллельно.
Основные черты дивергентного мышления
В психологии выделяют четыре основных свойства мышления по дивергентному типу:
- Беглость. Означает способность быстро, стихийно формулировать самые разные идеи для практического решения задач.
- Гибкость. Это умение находить неявные скрытые связи между объектами и событиями, одновременно обдумывать разные варианты, переключаться с одной области анализа на другую.
- Нестандартность. Позволяет смотреть на привычные вещи под новым углом и находить нетривиальные решения, которые не приходят в голову другим.
- Проработка. Помогает не только продумывать детали новых идей, но и находить им практическое применение.
В педагогике также выделяют еще одну особенность дивергентного мышления – способность к самостоятельному обучению и развитию посредством интуитивного чувствования.
Как проверить, какой вид преобладает?
Каждый из нас успешно использует вышеперечисленные типы, причём, постоянно и даже в повседневной жизни. Ну, к примеру, когда вы собираетесь ехать на работу, вы привычно подходите к входной двери, достаёте ключ от квартиры, выходите на улицу или в подъезд и замыкаете дверь. Чёткий алгоритм позволяет даже расслабиться сознанию и делать все действия, как говорится, «на автомате».
Но происходит сбой в программе, когда ключей на привычном месте не оказывается. И тут подключается дивергенция, начиная подбрасывать самые интересные идеи о местоположении необходимого предмета.
И, несмотря на сбалансированность, всё равно у каждого человека существует большая предрасположенность либо к конвергентности, либо к дивергентности, это как с типом темперамента. И определить предрасположенность можно с помощью нескольких способов:
- Попробуйте написать список из 10 пунктов, ответив, к примеру, на вопрос: «Где и для чего можно использовать тонкую ветку?». А после посмотрите на все ваши варианты, и если среди них будет указано обычное применение веток, допустим, для распалки костра, то вы конвергент, а если ваши идеи отличаются оригинальностью, то психология ваших решений имеет дивергентное начало.
- Также попробуйте пройти тест на уровень айкью, он соответствует схеме и определённым чётким схемам, поэтому гениальным людям сложно дать однозначный верный ответ. Это тестирование поможет не только определить вашу предрасположенность, но и успокоит, в случае сложностей.
Диагностика и оценка
Автор концепции линейного и нелинейного типов мышления Джой Гилфорд разработал комплекс диагностических тестов, которые позволяют обнаружить и оценить уровень дивергентности мышления человека.
Эта методика оценивает 4 составляющие креативности:
- Оригинальность.
- Спонтанность.
- Семантическую гибкость.
- Адаптивную гибкость.
Всего в методике Гилфорда содержится 14 тестов с самыми разными заданиями. Но ввиду своей сложности широкую популярность среди психологов они не получили.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Позже эти тесты были доработаны другим американским психологом Элисом Полом Торренсом. Он пересмотрел критерии оценки и адаптировал их под разные возрастные категории. В результате методики Торренса стали более понятными и превратились в доступный инструмент выявления творческого потенциала.
Самый известный оптимизированный тест представляет собой 10 простых абстрактных рисунков, которые нужно завершить до осмысленных изображений, а также присвоить им названия. Результаты оцениваются по 4 критериям:
- Разработанность идеи.
- Быстрота выполнения.
- Оригинальность.
- Гибкость.
У Торренса есть и другие методики, например, звуковые и вербальные. Но тест с рисунками нашел больший отклик как у школьных психологов, так и у специалистов, занимающихся профотбором сотрудников.
Ознакомиться с тестами на дивергентное мышление и пройти их вы можете в нашей отдельной публикации.
Дивергенция в лингвистике
Дивергенция языков (диалектов) – это обособление и удаление родственных языков (диалектов) друг от друга вследствие социально-исторических причин.
Это может происходить из-за миграции части населения в другие регионы и страны, разделения народа в результате войн и т.д.
К примеру, в начале нашей эры (около 2000 лет назад) существовал праславянский язык. К 500-ым годам н.э. из этого праязыка выделились несколько языков, которые стали праязыками современных языков, имеющих славянские корни.
На схеме: отличие дивергенции от конвергенции в лингвистике:
Факторы, которые мешают развить нелинейное мышление
Наиболее развитым дивергентным мышлением наделены дети. Их разум открыт для всего нового, ими не управляют догмы и предрассудки, у них богатое воображение и большое желание учиться и развиваться.
Позже нашу детскую креативность “запихивают” в рамки школьной программы и общественного мнения. Мы начинаем замечать, что балом правит логика, а творчество зачастую не приносит успеха. Так в нас погибает творец и рождается мыслительная машина.
Но далеко не только образование и социум мешают развитию в нас дивергентности. Рассмотрим, что относится к факторам, которые тормозят скорость и эффективность воспитания нелинейного мышления:
- Психотип. Более подвержены креативности интроверты, меланхолики и представители шизоидной акцентуации. Чем подобных соответствий больше, тем легче человеку дается творчество. А холерики и экстраверты, как правило, предпочитают опираться на логику.
- Здоровье. Некоторые психические расстройства личности делают развитие дивергентного мышления невозможным или затруднительным.
- Воспитание. Все мы родом из детства, всех нас воспитывали по-разному. Если родители аргументировали свои просьбы словами “Делай так, потому что я сказал”, то инициатива и мотивация в ребенке задушены, творить в таких условиях тяжело.
- Близкое окружение. В среде творческих единомышленников проще и быстрее раскрываться и взращивать в себе креатив. Обратная ситуация наблюдается, если среда не соответствует подобному запросу.
Особенности мышления
Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и генерации идей, принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.
Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.
Как развить
Как уже выяснили, все мы рождаемся креативными. Штампы и сухие подходы закладываются в нас позже. И чем более зрелым становится возраст, тем сложнее дается любое обучение. В стремлении развить дивергентное мышление многим придется формировать навыки буквально с нуля и будить то, что было глубоко закопано в подсознании и забыто.
Исходя из наличия факторов, перечисленных в предыдущем разделе, степень угнетения дивергентности у каждого своя, а потому и усилия для перехода к новому типу мышления будут у всех разными.
Вот основные способы развития:
- Поиск нестандартных связей. Возьмите для сравнения два принципиально несхожих друг с другом предмета. К примеру, шапку и карандаш, звезду и корабль и т. п. А теперь постарайтесь найти сходства между выбранными объектами.
- Генерация необычных способов использования предмета. Возьмем для примера канцелярскую скрепку. Как ее можно использовать, помимо закрепления бумаг? Соединить с ее помощью ключи, закрыть пакет молока, зафиксировать дверь клетки попугая и пр. Еще пример – кирпич. Что с ним можно сделать помимо строительства? Использовать как пресс, подпереть дверь, применить в боевых искусствах для оттачивания приемов и т. п. Думаю, принцип понятен.
- Игра в слова. Придумайте как можно больше слов, которые заканчиваются на выбранную вами букву. Правило можно изменить, например, чтобы слова заканчивались на две выбранные буквы или три.
- Метод мозгового штурма. Подойдет для случаев, когда перед вами стоит какая-то задача, которая требует решения. Возьмите лист бумаги и ручку. Засеките 5–10 минут и запишите все, что приходит в голову по этой теме. Не оценивайте свои идеи, они могут быть любыми: глупыми, нелогичными, фантастическими, непрактичными и т. п. Записывайте все. Это отличный способ поиска необычных и креативных решений.
- Интеллект-карта (mind map, ментальная карта). Это метод изображения задачи с помощью графической схемы или диаграммы. Нарисуйте в центре листа бумаги кружок с вашей проблемой и создайте ответвления: часть из них будут представлять идеи для решения, часть – возможные последствия их реализации. Подробнее о пользе интеллектуальных карт и о том, как их составить онлайн, читайте на нашем блоге.
- Ассоциации. Вам снова понадобится лист бумаги. Придумайте любое слово, запишите его в самом верху листа, а затем нарисуйте от него 5 стрелочек и запишите под каждой из них ассоциацию к этому слову. К примеру, возьмем слово “лето”. Ассоциации к нему – это пляж, море, шляпа, отпуск, солнце. А теперь от каждой ассоциации нарисуйте еще по 5 стрелочек и к каждому понятию придумайте свои ассоциации. И так далее.
- Поиск новых решений. Пытайтесь в любой ситуации находить несколько разных подходов к решению. Даже в самых бытовых случаях. К примеру, вам нужно оплатить услуги ЖКХ. Каким образом можно это сделать? Можно пойти в банк и оплатить через кассу, а можно через терминал, можно выбрать способ оплаты через банк-онлайн в мобильном приложении, ввести реквизиты или воспользоваться QR-кодом.
Предлагаю ознакомиться с интересными упражнениями для развития креативного мышления.
Дивергенция в биологии
Одинаковые виды флоры и фауны, находясь в различных условиях существования, приобретают новые черты, отличные от черт, приобретенные этим же видом в другой среде обитания. Этот процесс называется дивергенцией видов.
Чарльз Дарвин (английский ученый-натуралист, живший в 19 веке) обосновал теорию эволюции (это как?), согласно которой все виды биологических организмов эволюционируют посредством естественного отбора.
Дарвин сделал вывод, что дивергенция и конвергенция в биологии являются механизмами естественного отбора.
Напомню, что конвергенция в эволюционном развитии – это появление у различных видов флоры и фауны схожих черт при существовании их в одной среде обитания. Более подробно об этом – в другой статье нашего блога.
Наглядный пример дивергенции в мире животных:
Когда-то медведи волею природных катаклизмов и миграций «разбрелись» по свету и попали в разные природно-климатические условия. Результатом стало изменение вида.
Животные, приспосабливаясь к новым условиям существования, приобрели новые уникальные черты. Таким образом популяция медведей разветвилась и появились новые виды этих животных.
Есть ли частица неординарности в каждом человеке?
Каждый человек в какой-то степени дивергентен. Уникальность личности доказана веками, нет двух похожих складов ума на планете. В этом и заключается неординарность подходов многих изобретателей, философов, исследователей.
Мировоззрение человека выполняет функцию двигателя к свободе мысли либо, наоборот, становится блокиратором на пути к смене жизненных приоритетов. Ещё в детстве в сознание человека закладываются понятия рациональности, добра и зла, изначально не имеющие однобокого толкования. Каждый индивид вынужден познавать эти критерии самостоятельно, формируя дивергентное либо конвергентное мышление.
Радость питает ваше воображение
Есть такая концепция от известного психолога Дж. Нины Либерман называется она «Манифест Радости». Оказывается, чтобы креативно мыслить необходимы еще некоторые условия, такие как:
- Радость
- Хорошее настроение
- Оптимизм
- Хорошие отношения
- Достаточный отдых
- Жизнь без стресса и напряжения
- Не должно быть тревоги
- Внутреннее благополучие
Одним словом, человек должен быть в гармонии с самим собой, тогда он и генерирует новые идеи и идти он может разными путями, точно зная, что если он даже «упадет, то поднимется легко» и пойдет другим путем! И это все за счет дивергентного мышления… статья вот об этом!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен