ТОП-7 способов как отойти от стереотипов мышления раз и навсегда

Стереотипы – это бич современного общества. Клише, шаблоны, стандарты встречаются на каждом шагу. «Все богатые воруют», «ребенок обязан неукоснительно слушаться родителей», «каждая женщина должна родить», «мужчины не плачут»… Перечень подобных выражений можно продолжать до бесконечности. Стереотипы ужасны, ведь они беспощадно обобщают и долженствуют всех под одну гребенку, не учитывая индивидуальность каждого человека. А мышление стандартами еще хуже. Впрочем, обо всем — по порядку.

Чем удобны нормы?

Стандартный ход мыслей действительно удобен. Ведь он рождает одинаковые модели поведения у разных людей. К тому же шаблонное мышление общества очень выгодно. Поскольку люди с укоренившимися в сознании стандартами, как правило, не обладают индивидуальностью и уникальностью. Они загнаны в рамки, живут надуманными нормами. Им легко что-то внушить дополнительно, управлять ими, манипулировать, зомбировать.

В некоторых стереотипах, конечно, есть рациональное зерно. Но в наше время даже эти шаблоны переиначены, искажены и доведены до крайностей.

К чему приводит?

Стереотипное мышление направлено на упрощение мыслительного процесса, потому что человеку не требуется напрягать свои мозги. Укоренёнными в сознании определёнными штампами мыслить намного проще. Шаблоны и клише формируют упрощённое представление об окружающих объектах и явлениях. Появляется предсказуемость дальнейшего действия человека, возможность моделирования его поведения.

Стереотипность мышления ведёт к потере индивидуальности. Человек подстраивается под определённую модель поведения, равняется на какой-нибудь образец. Это приводит к обезличиванию окружающих, что мешает выстраиванию полноценных отношений.

Стереотипность мыслительного процесса способствует пробуждению страха из-за боязни осуждения поступков либо слов окружающими людьми. Человек боится совершить какое-нибудь действие, идущее вразрез с общепринятыми представлениями. Он опасается лишний раз высказать своё мнение, чтобы не лишиться одобрения и признания со стороны общества.

Об индивидуальности

В современном обществе очень важно не потерять себя. Особенно, когда окружающим людям свойственно стереотипное мышление. Рано или поздно личность с развитой и неутраченной индивидуальностью начинает замечать, что он будто бы не подходит под образ «идеального» человека, сложившегося в обществе. Окружающие не соглашаются с его взглядами, убеждают его в неправоте, можно даже сказать, недовольны им.

Ранимый и чуткий человек, которому очень хочется всем нравиться, вследствие этого начинает терять уверенность в себе и своих силах. Могут развиться комплексы, нелюбовь к себе, упасть самооценка. Многие перестают принимать себя такими, какими они являются.

Более стойкие личности не обращают внимания на мнение окружающих. А у некоторых даже завышается самооценка, поскольку они способны мыслить широко, а другие ограничены рамками. Таким образом, он сам поощряет свою индивидуальность. Люди, не способные сделать этого, начинают жить так, как от них ожидают другие, получая взамен одобрение, но теряя свою уникальность.

Особенности стереотипного мышления и его опасность для людей

Чем характеризуется стереотипное мышление? Ниже – его признаки:

  1. Полярность. Деление всего на черное и белое – один из признаков большого влияния стереотипов на человека. По мнению мыслящего ими человека, существуют только два вида информации: верная и неверная.
  2. Негативное мышление. То, что в нашей стране считают реалистичным восприятием мира, на самом деле в большинстве случаев пессимизм. К негативному мышлению относят пессимистичный взгляд на грядущие события, выборочное мышление, обесценивание положительных моментов.
  3. Чрезмерное обобщение. Бывает, что когда человек получает негативный опыт во взаимодействии с каким-либо человеком, о других у него складывается отрицательное мнение. Навешивание ярлыков – одна из форм чрезмерного обобщения.
  4. Персонализация. Это явление имеет место, когда человек считает себя виноватым во всех произошедших бедах.
  5. Шаблонность. Человек со стереотипным мышлением думает шаблонным путем и считает враждебным мнение, отличающееся чем-либо от его. Он полагает, что другие люди должны мыслить так же, как он.

Стереотипы порой не так безобидны, как кажется. Вот каково их деструктивное влияние:

  • Человек теряет свою индивидуальность.

Просто потому, что мыслит шаблонно. Или не высказывает собственное мнение, боясь осуждения «толпы». Особенно эта проблема актуальна в коллективистском обществе, в котором люди с малых лет усваивают, что якобы нужно быть «таким, как все».

Факт: люди, не являющиеся рабами стереотипов, часто подвергаются буллингу или моббингу.

Пример, основанный на реальных событиях:

Девочка N отличается от остальных, поэтому ее обижают в школе. Одноклассница решает с ней поговорить.

— N, бывает ли у тебя собственное мнение?

— Да.

— Это очень плохо. Должно быть стадное мнение.

Конечно, во взрослом возрасте человек может добиться уважения благодаря сохранившейся сильной личности. Но, во-первых, не факт, что это произойдет; во-вторых, большинство людей все же подстраивается под других. Такое вредно не только для самого человека, но и для общества: будет ли оно процветать, если все станут «серой массой»?

  • Талант многих людей зарывается в землю.

Тоже касается как отдельной личности, так и остальных людей. Например, в баскетболе обычно отдают предпочтение людям высокого роста. На самом же деле и низкорослый игрок может показать хорошие результаты игры. Например, тренер Магси Богза (самого низкого в мире баскетболиста; рост – 160 см) не поддался стереотипу о наилучшей игре высоких людей и взял его в команду. В итоге Магс стал одним из лидеров Национальной баскетбольной ассоциации США по числу передач и перехватов.

  • Конфликты и убийства.

Расизм, дискриминации по национальному, религиозному и прочим признакам часто ведут к войнам и геноцидам. Покалеченные судьбы разных народов, вымирание этнических групп – разве этого хочет человек?

  • Упущение возможности найти нужного человека.

Здесь стоит вспомнить одну знаменитую историю, частично связанную с предвзятым отношением к людям:

Гендерные стереотипы

Это самые распространенные в общества шаблоны, демонстрирующие представления о поведении и особенностях мужчин и женщин. Они непосредственным образом связаны с гендерными ролями – социальными установками, определяющими подходящие и желательные модели представителей обоих полов. Стереотипы поддерживают их и воспроизводят. Вот самые распространенные:

  • Мужчина не должен плакать, говорить о своих чувствах, выполнять домашнюю работу.
  • Женщина обязана быть хранительницей домашнего очага, а не карьеристкой, свободной личностью или кем-то еще. Ее задачи – готовка, стирка, уборка, воспроизведение потомства и уход за главой семьи.
  • Если женщина не имеет семьи, она обязательно несчастна.
  • Мужчина обязан заниматься солидным или брутальным делом. Такие профессии, как, например, дизайнер, стилист, художник и многие другие, являются слишком «не мужскими».

Стоит отметить, что стереотипное мышление в гендерном разрезе закладывается в сознание людей с детства. Девочкам покупают кукол и игрушечные кухонные наборы. Мальчикам – машинки и роботов. И даже в детском саду может быть такое, что воспитатель, заметив, как девочка с интересом играет с каким-нибудь трансформером, отправит ее укладывать спать пупсов.

Что такое динамический стереотип и как он работает?

Итак, динамическим стереотипом называют сложную условно-рефлекторную реакцию, которая вырабатывается через многократные повторы каких-либо действий или ситуаций путем формирования ответа на внешние раздражители. По сути, динамический стереотип представляет собой последовательность условно-рефлекторных актов, которые идут в определенном порядке.

Термин «динамический стереотип» ввел в научный оборот первый российский лауреат Нобелевской премии академик Иван Петрович Павлов (1849-1936), посвятивший жизнь изучению высшей нервной деятельности, условных и безусловных рефлексов у млекопитающих. Собственно, динамический стереотип – это и есть сложный условный рефлекс, сформировавшийся под воздействием определенных регулярно повторяющихся ситуаций и обстоятельств. Еще можно сказать, что динамический стереотип – это способность мозга объединять в систему отдельные рефлекторные акты так, чтобы они происходили в нужной последовательности.

Уточним, что стереотип – это часть прошлого опыта, закрепившегося в сознании и постоянно используемого для решения типовых задач. Как вариант, можно сказать, что это оценка чего-либо, сформированная на основе предыдущего опыта и предопределяющая ту или иную реакцию на событие либо явление.

Определение «динамический» подразумевает, что стереотип может находиться в динамике. В частности, постепенно формироваться, видоизменяться при изменении ситуации, разрушаться, если он окажется «невостребованным» обстоятельствами, и восстанавливаться вновь, если восстановятся условия, в которых он сформировался.

К теме условных рефлексов и динамических стереотипов Павлов неоднократно обращался в своих работах, с которыми можно ознакомиться в полном собрании сочинений [И. Павлов, 1951]. В более поздние годы интерес к теме не угас, о чем свидетельствуют дальнейшие исследования. В частности, к работам Павлова обращались его зарубежные коллеги. В качестве примера можно привести обзор Pavlov’s conceptualization of the dynamic stereotype in the theory of higher nervous activity («Осмысление Павловым динамического стереотипа в теории высшей нервной деятельности») [G. Windholz, 1996].

Из отечественных исследований, признанных широкой научной общественностью, стоит назвать работу «Роль экстраполяции и динамического стереотипа в механизмах формирования и совершенствования адекватных моторных координаций» (Role of extrapolation and dynamic stereotype in the mechanisms of the formation and improvement of adequate motor coordinations) [Н. Зимкин, 1982].

А для широкого круга читателей будет весьма интересна книга «Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности», вышедшая в свет на стыке тысячелетий [К. Судаков, 2002]. К слову, автор этой книги рассматривает «Динамический стереотип как системное свойство мозга», причем его работа вызывала в свое время интерес зарубежных ученых и была переведена английский язык [К. Судаков, 2001].

И даже если человеку неизвестен термин «динамический стереотип», примеры таких условно-рефлекторных реакций пронизывают всю его жизнь с самого раннего детства. Ходьба, бег, плаванье, пользование ложкой и вилкой, завязывание шнурков и застегивание пуговиц – это тот или иной динамический стереотип навыков, наработанный многократными повторами одного и того же действия. Это были самые простые примеры динамических стереотипов, однако к таковым относятся не только двигательные навыки.

Есть и более сложные динамические стереотипы. Однако какой динамический стереотип ни возьми, в основе, в любом случае, лежит повторяемость действий, простых или сложных, производимых ежедневно или ежесезонно, в определенное время или в определенных обстоятельствах.

Например, утром нужно вставать, а ночью спать, во время игры в футбол мячик пинают ногами, а во время игры в баскетбол бросают руками, зимой носят теплую одежду, а летом легкую, писать нужно слева направо, а придя на работу в офис, нужно сначала выпить кофе и разобрать почту. В принципе, любая трудовая, игровая, спортивная, мыслительная, производственная деятельность представляет собой динамический стереотип.

При желании можно составить алгоритм действий водителя, садящегося за руль автомобиля, фрезеровщика, включающего фрезерный станок, дворника, подметающего улицу, химика, ставящего опыты, музыканта, исполняющего музыкальное произведение.

Однако имеющий достаточный практический опыт водитель, фрезеровщик, дворник, химик, музыкант, представитель любой другой профессии выполняет свой алгори, не задумываясь о последовательности перед каждым взмахом метлы, поворотом руля или касанием клавиш фортепиано.

Это и есть динамический стереотип в действии. Он работает, как слаженная система условно-рефлекторных процессов, на основе которой формируются привычки и навыки. Эта система позволяет человеку производить привычный набор действий с максимальной эффективностью, не затрачивая время и силы на обдумывание их последовательности, технологии или целесообразности.

Чтобы было легче понять суть явления, представьте, что водитель, садясь за руль, каждый раз был бы вынужден вспоминать, что сначала нужно включить зажигание, потом выжать сцепление, потом убедиться в отсутствии помех и начать движение. Или учитель химии перед каждым уроком вспоминал бы, как правильно крепить пробирку и что куда следует наливать: серную кислоту в воду или воду в серную кислоту. А любой человек, перед тем как что-то написать или напечатать, вспоминал бы, как правильно держать ручку или где находятся буквы на клавиатуре.

Динамический стереотип письма – это тоже определенная последовательность рефлекторных актов, начиная от того, как правильно держать ручку, и заканчивая оформлением текста. На этой же основе, кстати, формируется динамический стереотип зеркального письма, когда человек пишет не правой, а левой рукой, и не слева направо, а справа налево.

Такая практическая перестройка динамического стереотипа занимает, на самом деле, не так уж много времени, потому что основа уже заложена. Да и темп зеркального письма после некоторых тренировок может быть почти таким же, как обычного, в чем можно убедиться на примере видео «Зеркальное письмо»:

Желающие, к слову, могут попробовать научиться «зеркальному письму». Благо, сегодня доступны подробные разработки на эту тему и даже план лабораторной работы «Выработка навыка зеркального письма» для 9 класса общеобразовательной школы [infourok.ru, 2019].

Однако если для некоторых любознательных правшей перестройка динамического стереотипа письма – это всего лишь эксперимент, для многих левшей «зеркальное письмо» становится настоящей проблемой, потому что у них не получается писать, как нужно, и не удается сформировать стандартный динамический стереотип письма.

Как правило, им требуется помощь педагогов и психологов. Некоторые разъяснения и практические советы по работе с «леворукими» детьми можно найти в специальном видео «Леворукость у ребенка. Зеркальное письмо. Ребенок левша», автором которого является педагог начальной школы с большим практическим опытом работы:

Конечно, бывает, что самые простые действия кажутся сложными не только для левшей. Однако это, как правило, означает, что количество повторов действия было недостаточным для того, чтобы довести навык до автоматизма.

Кроме облегчения повседневного порядка действий, динамические стереотипы помогают человеку адаптироваться к привычно меняющимся ситуациям и обстоятельствам. Например, к тому, что день сменяет ночь, зима сменяет осень, урок физики сменяет урок физкультуры. Так, выпавший среди зимы снег никого не удивит (разве что представителей жилищно-коммунальной сферы). А вот если снег выпадет в середине июля, удивятся практически все жители северного полушария, где с июня по август как бы лето.

К слову, принятие однотипных повторяющихся явлений в качестве нормы и удивление по поводу явлений, входящих за пределы привычной нормы, – это тоже динамические стереотипы. И если ранее мы говорили, в том или ином виде, преимущественно про динамический стереотип навыков, здесь появляется повод задуматься о динамическом стереотипе мышления.

Немного о стереотипах мышления

Относительно стереотипов мышления все не так однозначно, как если речь идет о стереотипном повторении действий, связанных с профессиональной деятельностью, занятиями спортом или двигательной активностью. Так, именно динамические стереотипы навыков позволяют раз и навсегда научиться плавать, ездить на велосипеде, писать от руки, пользоваться ложкой, вилкой и многими другими полезными предметами.

Стереотипное мышление, в принципе, тоже имеет множество положительных сторон. Например, вовремя заметив в темноте компанию мрачных недоброжелательно настроенных молодых людей, направляющихся к вам, и идентифицировав их, как хулиганов, вы имеете больше шансов убежать, чем если вы будете до последнего сомневаться и думать, что они вчетвером идут в аптеку за лекарствами. А увидев в руках спросившего дорогу в аптеку нож при отсутствии путей к отступлению лучше задействовать приемы самообороны, чем мыслить нешаблонно и рассчитывать, что этот «ходок по аптекам» держит в руках нож просто так.

Сформировавшийся динамический стереотип мышления и поведения может быть полезен и в более мирных ситуациях. Вы быстро станете «своим человеком», если будете вести себя согласно социально ожидаемым нормам в незнакомой компании, на новой работе, отраслевой конференции, при знакомстве с родственниками жениха или невесты. Вы будете себя чувствовать комфортнее, если станете мыслить «в унисон» в социально однородном коллективе, будь то бригада строителей или конструкторское бюро, редакция журнала или международная корпорация.

В нашей субкультуре любой человек, который «выбивается» из общего шаблона и выглядит «белой вороной», вызывает некоторое недоверие. И это тоже пример динамического стереотипа или стереотипного мышления. Однако социальные стереотипы и прочие стереотипы мышления и поведения могут существенно навредить вам и вашей карьере, если они противоречат принятым внутри вашего профессионального сообщества нормам или вовсе «отжили свой век» и поддерживаются только такими же, как вы, консерваторами.

Например, в каком-нибудь глухом селе, где проблемой является не только Интернет и мобильная связь, но даже автобусное сообщение с райцентром, среди жителей будет считаться нормой острожное и даже настороженное отношение к представителям не титульной нации или выходцам с другого континента. Просто потому, что никто из жителей села не имел опыта совместной работы или хотя бы простого человеческого общения с людьми, приехавшими, например, из Африки или Юго-Восточной Азии. Однако в международной компании и мультикультурной среде отсутствие толерантности будет воспринято негативно, а стереотипы мышления помешают, в первую очередь, носителю отживших шаблонов восприятия.

И, к слову, общение с представителями какого-либо африканского или азиатского государства достаточно быстро вызывает разрушение динамического стереотипа восприятия. Просто потому, что общего между всеми людьми на планете Земля гораздо больше, нежели различий. Мы все хотим счастья, любви, удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, признания в своей референтной группе.

Уточним, что референтная группа – это некая социальная группа, наиболее значимая для конкретного индивида. Соответственно, референтная группа у каждого человека может быть своя. Кому-то более важно мнение друзей, кого-то больше волнует мнение начальства или жены. Кто-то более склонен доверять старшему брату или сестре, а кто-то целиком и полностью погружается, например, в волонтерскую деятельность «Общества защиты животных» и свои поступки сопоставляет исключительно с ценностями своих коллег-волонтеров.

Впрочем, ценности любой социальной группы – это тоже пример динамического стереотипа, который предопределяет типовые реакции человека на те или другие внешние раздражители. Не зря же интеракционизм считает человека продуктом своей среды. И при выходе за пределы привычной социальной или профессиональной среды человек, слишком подверженный стереотипам мышления, может почувствовать себя неуютно. Особенно, если в его случае термин «стереотипы» впору использовать, как синоним слова «предрассудки» или «предубеждения».

С лингвистической точки зрения, ничего страшного вроде как нет. Мы уже разобрались, что стереотип – это оценка чего-либо, сформированная на основе предыдущего опыта, и предопределяющая ту или иную реакцию на событие либо явление. Другими словами, это некое «предварительное суждение» или «предварительное убеждение», что дело обстоит так, а не иначе. Тем не менее в русском языке слова «предрассудки» или «предубеждения» успели обрести негативное значение, поэтому и мы будем использовать их в привычном для большинства людей понимании.

С предрассудками разной степени обоснованности сталкивались все мы, и многократно. И разрушение динамических стереотипов мышления тоже наблюдали неоднократно. Когда-то царило предубеждение, что женщине за рулем не место. Теперь, когда в больших городах женщина за рулем стала привычным явлением, таких явных женоненавистников стало заметно меньше. Когда-то браки с большой разницей в возрасте, особенно в пользу женщины, считались чем-то «из ряда вон выходящим». По мере того, как таких браков становится все больше, а разница в возрасте – последнее, что волнует супругов, количество предрассудков на тему семьи и брака тоже уменьшилось.

Перечень можно продолжать до бесконечности. И даже пресловутые «наркоманы и проститутки» в понимании бабушек, сидящих у подъезда, это тоже проявление стереотипного мышления, в схеме которого молодость, активность и модная одежда являются признаками наркомании и проституции. Однако общие признаки есть у всех стереотипов.

Стереотипное мышление выполняет роль некой парадигмы, которая экономит силы и энергию для оценки ситуации и упрощает реагирование на нее. У некоторых людей упрощение доходит до крайней степени. Помимо экономии сил и упрощения реакций, психологи выделяют еще одну причину формирования стереотипов мышления: стремление сохранить ценности конкретной группы [Д. Милай, 2019]. У таких стереотипов есть общие признаки:

  • Устойчивость.
  • Избирательность.
  • Обоснование на уровне эмоций.

Мы уже начали говорить о том, что человек, слишком подверженный стереотипам, при выходе за пределы привычной социальной или профессиональной среды может почувствовать себя неуютно. Например, если закрылся завод, на котором он проработал 20 лет, а чтобы доработать до пенсии, нужно или менять профессию, или уезжать в другой город, потому что в этом городе такие специалисты больше не нужны. Обычно речь идет именно о том, что нужно «доработать до пенсии», а не о том, что увольнение открывает новые возможности, шанс попробовать себя в другой ипостаси и даже найти свое призвание.

Кроме того, подверженный стереотипам человек не может справиться с задачей, выходящей за рамки повседневных дел, не способен к творчеству, да и общение с людьми из других социальных групп у такого человека затруднено, потому как он не может поставить себя на их место. Таким образом, динамические стереотипы могут играть как положительную роль в жизни человека, так и отрицательную.

Что такое правильно?

Первый признак стереотипного мышление – это привычка делить все на правильное и неправильное. Нет, безусловно, у каждого из нас имеются свои предпочтения, взгляды, ценности, приоритеты. Но только люди с шаблонным восприятием мира могут агрессивно реагировать на иные мнения.

Они убеждены: правильно – это когда человек получил «кормящую» специальность. Потом устроился на стабильную работу, причем у себя на Родине, чтобы служить государству, а не искать лучшей жизни за границей. Отыграл свадьбу, «как у всех», создал семью, и обязательно с детьми. Правильно – это когда человек не выделяется из общества и живет, как все.

Но суть в том, что все относительно. Все люди разные и считают правильными лишь те установки, в которых лично они видят определенную ценность и смысл, а не кто-то другой.

Сфера профессий

В ней тоже встречается достаточно шаблонов. Профессиональным стереотипом является персонифицированный образ какой-либо специальности. Тут также имеет место понятие имиджа. Это образ, который наделяет какое-либо социальное явление определенными характеристиками. Некий «полуфабрикат», рассчитанный на домысливание обществом. Имидж имеет внушающую функцию, так что нередко превращается в стереотип. Вот некоторые примеры:

  • Психологи все о нас знают. Только по одному взгляду они способны определить, что представляет собой тот или иной человек.
  • Педагог. Человек, который знает все и может дать ответ практически на любой вопрос.
  • Артист. Личность с интересной, веселой и беззаботной жизнью, имеющая массу возможностей, успех и перспективы.
  • Продавец. Обязательно лжец. Потому что ему нужно продать товар, а значит, даже если он будет не слишком хорош, тот распишет его как совершенство.
  • Журналист. Борзописец. Тот, кто готов за деньги опубликовать любую дезинформацию.

Кстати, нередко молодые люди, вдохновленные образами и стереотипами о профессиях, идут получать ту или определенную специальность, а потом жестоко разочаровываются в действительности.

Отличия стереотипов от предрассудков

В образовании стереотипа ведущим выступает эмоциональное отношение к событию или явлению: вот это — хорошо, приемлемо, а это — плохо, постыдно. Они обычно навязаны нормами социума («если девушка не бреет подмышки, она неряха, ей должно быть стыдно») или возникают на основании собственного опыта («многое, чему учат в школе, в жизни не пригодится»).

Предрассудки отражают искаженные, нелогичные суждения об объектах, не имеющие под собой никаких оснований. Если это касается события или явления, можно говорить о суевериях. Относительно социума предрассудки проявляются необоснованными характеристиками различных групп, представителей. Они лежат в основе расизма, шовинизма, сексизма.

Ряд психологов считают эти понятия идентичными. Однако если часть стереотипов формируется на основании собственного опыта, то предрассудки всегда безосновательны, воспринимаются без рассуждений, на веру. А значит они являются синонимами только тех стереотипов, которые навязываются обществом.

У детей

Стереотипное мышление у самых маленьких тоже в той или иной степени проявляется. На другом, конечно же, уровне.

Например, ребенку говорят, что Земля круглая. Он может начать задавать вопросы, пытаться найти доказательства сказанному в книжках или в интернете. Но необязательно. Он также может и принять на веру сказанное, даже ни секунды не сомневаясь. И именно такая реакция скажет о том, что у него присутствует стереотипное мышление.

Но почему он не задаст вопросов? Считается, что причина кроется в определенных качествах сознания, именуемых стереотипными персональными маркерами. Сюда относят авторитетность, субвоздействие, эмоциональность. Вот взять, к примеру, первый маркер из перечисленных. Он предполагает веру в информацию только потому, что ее источник является авторитетным лицом. Разве ребенок может сомневаться в том, что ему сказали родители, старшие или педагоги?

Кстати, тут наблюдается еще один интересный момент — примеры стереотипного мышления по отношению к детям. Что же они должны, если верить шаблонам? Всегда слушаться родителей, воплощать их несбывшиеся мечты и желания в своей жизни, получать только «пятерки» и обеспечить стакан воды в старости. И многие мамы и папы не гнушаются всем перечисленным давить на своих детей.

Типы

Стереотипы обычно отражают представления индивида о самом себе либо об окружающих его людях, о другой социальной группе. Стандартность мыслительного акта имеет много разновидностей.

  • Полярное (чёрно-белое) мышление не допускает никакого компромисса при делении мира на плохие и хорошие явления и события.
  • Катастрофичность усматривается в любых грядущих событиях, будущее представляется в мрачных тонах и характеризуется исключительно негативными прогнозами.
  • Обесценивание всех положительных эмоций заключается в заострении внимания исключительно на собственных неудачах и неумении заметить позитивные явления.
  • Выборочное мышление позволяет из всего случившегося с индивидом вычленить только неуспех и негативные события.
  • Эмоциональный всплеск способен вызвать доверие человека к шаблонным мыслям, вызванным его чувствами.
  • Навешивание ярлыков на окружающих людей заключается в создании стереотипа по отношению к конкретной личности или определённым общественным группам.
  • Чрезмерное обобщение событий приводит индивида к убеждению, что негативный опыт всегда будет проявляться в аналогичных ситуациях.
  • Персонализация проявляется в приёме на свой счёт любых негативных высказываний других лиц, выставлении собственной персоны причиной всех бед.
  • Туннельное мышление заставляет индивида замечать одни минусы, а плюсы игнорировать.
  • Минимизирующий образ мысли все позитивные явления воспринимает негативно.
  • Убеждённость в том, что окружающие обязаныдействовать по заданным шаблонам, отклонение от которых не допускается.

Как перестать думать шаблонами?

Об этом люди редко задумываются. Как правило, из-за того что они даже не считают свое мышление стереотипным. Просто правильным, общепринятым. Но некоторых данный вопрос волнует, они даже проходят тест под названием «Стереотипное ли у вас мышление?» (version 1.0). Что ж, если ситуацию действительно хочется исправить, можно прислушаться к следующим советам:

  • Нужно учиться не выносить суждений. Ибо они представляют собой ярлыки, ограничивающие свободу восприятия. Как это сделать? Просто смотреть на мир, не оценивая его. Не комментировать – лишь наблюдать.
  • Надо отслеживать свои движения. Так удастся понять, какие из них стереотипны, а какие – нет. Каждое действие надо ввести в сферу осознанности. Это поможет в разрушении личных стереотипов, а также научит жить текущим моментом. Что касательно примеров? Вот самый простой: у лифта стоят люди. Они его ждут. Но большинство все равно нажмет на кнопку, зная, что лифт уже идет.
  • Понять, что все люди разные. Для этого достаточно ставить себя на их место. Вам не нравятся змеи – представьте, что кому-то точно так же не по душе то, к чему вы испытываете максимальную симпатию. Не нужно одобрять – достаточно просто принять этот факт, понять и не осуждать.
  • Заняться развитием кругозора. Это важно делать каждому, кого волнует вопрос о том, как избавиться от стереотипного мышления. Расширяется кругозор, а вместе с ним и рамки. Появляются новые знания, свежие мысли, пища для рассуждений, нередко меняются взгляды. Это если не избавит от шаблонов, то границы расширит точно.

Способы борьбы со стереотипами

Выработать свое лично мнение и никогда не верить на слово

К мнению людей можно прислушиваться, но решающим должно быть личное отношение.

Получать новые знания

Они помогут расширить кругозор и узнать много нового и интересного, что поможет изменить старый стереотип.

Не верить сплетням

Научиться любую информацию проверять и находить доказательства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]