: Время прочтения:
Разбираемся, что такое незавершенный или незакрытый гештальт и как от него избавиться, с психологом Юлией Носовой.
Что кроется за модным выражением «незавершенный гештальт» в психологии? Говоря научным языком, это сорванный цикл контакта. Говоря по-простому, незакрытый гештальт — это ситуация, не доведенная до логического окончания, неудовлетворенная потребность. Облом, если уж говорить совсем просто. Человеческий мозг всегда стремится закончить начатое, и, если ему это не удается, возникает тот самый незавершенный гештальт. Для кого-то это внезапно разорванные отношения. Для кого-то — детская обида, возникшая из-за отказа в покупке собаки, куклы, машинки.
Человеческий мозг всегда стремится закончить начатое, и, если ему это не удается, возникает тот самый незавершенный гештальт.
Не имеет значения, из-за какой потребности, материальной или эмоциональной, возникла эта ситуация. Гораздо важнее, как она отражается на качестве нашей жизни. Неудовлетворенная потребность — это билет на экспресс в сторону невроза. Хорошо, если это просто бытовая история, которую возможно подкорректировать. Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое. Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях. Обида, гнев, печаль, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью.
В лучшем случае это приводит к хроническому дискомфорту, который отравляет нам существование. Иногда нам, иногда и всему ближайшему окружению. Представьте любителя приключений, которому не удалось отыскать клад в свою поездку на чудесный остров. Он настолько одержим кладом, что теперь денно и нощно о нем грезит. Если семье «повезет», каждый свой отпуск он будет уезжать на этот остров до конца дней или до нахождения клада (читай, закрытия гештальта). Если семья не столь удачлива, все ее члены будут ездить на злополучный остров. И хорошо, если у них будет возможность лежать на пляже, пока этот любитель приключений ищет заветный сундук.
Что такое гештальт?
Гештальт (от нем. gestalt — «целостный образ») – это некая сущность, состоящая из нескольких частей, но воспринимаемая человеком как единая и неделимая. Для нашей психики роль гештальта чаще всего играет последовательность действий, начав которую, мы испытываем потребность завершить её.
Целостность образов нам необходима. Хоть в большинстве случаев эта потребность и выглядит нерациональной, но она сформировалась в ходе эволюции. Нашему мозгу комфортнее работать с целым образом, чем с множеством мелких деталей. Благодаря этой особенности мы сразу узнаём знакомые лица, не рассматривая нос и брови, и моментально распознаём любой бытовой предмет, не пытаясь анализировать его форму.
А ещё гештальт – это мощный механизм, позволяющий удерживать в памяти незавершенные дела (и мотивирующий завершать их). К примеру, вы в течение дня можете составлять список вещей, которые нужно купить. Кофе, сахар, салфетки… Даже не прибегая к мнемотехникам и не записывая список в блокнот, можно без проблем запомнить десяток пунктов и сохранить их в памяти даже на следующий день. Но попробуйте вспомнить этот список через час после похода в магазин, и обнаружите, что забыли половину пунктов.
Гештальт помогает нам помнить важные вещи и практически сразу же забывать их, когда дело сделано. И каждый из нас постоянно пользуется данной особенностью психики, совершенно не задумываясь. Но порой она даёт сбой, и некоторые неактуальные вещи превращаются в незакрытые гештальты. Иногда это действительно неприятные и болезненные ситуации, а иногда и вполне обыденные дела, возле которых мы просто забыли мысленно поставить галочку «Сделано!».
Как формируется гештальт?
Обычно гештальт образуется на основании тревожащего воспоминания. К примеру, во время ссоры вы можете нагрубить близкому человеку, а потом обдумывать эту ситуацию и сокрушаться. Бывает и наоборот. Например, поругавшись с малоприятным человеком, вы не нашли подходящих слов, чтобы осадить его. После этого вы можете многократно прокручивать эту ситуацию в голове, подбирая удачные слова. Даже понимая, что это бессмысленное занятие, вы всё равно продолжаете это обдумывать.
Самое неприятное, что гештальт практически всегда формируется именно на почве негативных воспоминаний. Все приятные события наш мозг воспринимает как завершенные и отправляет в «архив». А вот неприятные он считает нужным обдумать. Поэтому, даже если мы стараемся забыть о неприятной ситуации, негативный образ навязчиво всплывает в памяти, поскольку наша психика нуждается в том, чтобы довести его до логического завершения. Но получается наоборот – чем дольше мы обдумываем событие, тем сильнее убеждаемся, что следовало поступить иначе. Поэтому гештальт не только не уходит, но и закрепляется.
Иногда подобный гештальт удаётся закрыть самостоятельно. Например, если произошёл повторный спор с обидчиком, и в этот раз вы «выступили» абсолютно удачно, поставив неприятеля на место. Возможно и совершенно противоположное решение: вы помирились, выяснили причины конфликта, обсудили всё и пришли к какому-то консенсусу. Но в большинстве случаев закрыть гештальт без помощи психотерапевта практически невозможно.
Незавершённый гештальт — в чем суть проблемы
Гештальт – это целостность, завершённость. Относится не только к классическим отношениям между родителями, друзьями, парой. А вообще к удовлетворению желаний, достижению поставленных целей и т.п.
Когда кто-то находится в соре с близким человеком или не может долгое время найти работу – это сильно удручает, согласитесь. Давайте рассмотрим пару распространенных жизненных ситуаций, чтоб понять что к чему.
Примеры
Представьте ситуацию. Человек очень сильно хотел стать художником, пытался рисовать, но потом забросил это дело. Проходит время, все идет как обычно, но вот когда он лезет в шкаф за какими-то вещами, то случайно натыкается на свои работы.
Что происходит? Он огорчается, поскольку вспоминает о своём желании, которое не достиг. Потом целую неделю ходит грустным по квартире.
Рассмотрим незавершённый гештальт на примере расставания мужчины и женщины. Допустим, кто-то из них решил разойтись. Как правило, такая новость будет как снег на голову в середине лета. Человек будет обескуражен, огорчён.
Возможно, он впадёт в состояние безысходности, углубится в депрессивное состояние. Его будут терзать мысли, что нельзя вернуть всё, как раньше, что-то исправить.
Эта ситуация останется незакрытой, если ее не проработать правильным образом в своей голове самостоятельно или с помощью психотерапевта.
Причины появления гештальтов
Чтобы лучше понять, что такое гештальт, ученые проводили исследования с представителями разных народностей. Они обнаружили интересную закономерность: люди, живущие в условиях первобытно-общинного строя, не подвержены формированию незакрытых гештальтов. Более того, даже в цивилизованном обществе вероятность формирования гештальта у конкретного человека тем выше, чем выше уровень его образования и социальный статус.
Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения. Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём. Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей. И у него совершенно нет времени на обдумывание собственных оплошностей.
Основатели гештальтпсихотерапии
Основателем гештальтпсихотерапии считается — Фредерик Перлз немецких врач-психиатр, еврейского происхождения. Его называют творцом трех китов гештальт терапии: осознание, ответственность и выбор. Время появления первых идей гештальт подхода это 1940-1950 годы.
Бунтарь своего времени, он выступил против некоторых постулатов фрейдовской теории и стопроцентного принятия ее как истины.
Цитата основателя гештальт психотерапии Ф. Перлза:
«Вы пришли в этот мир не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. Так же, как и я пришел сюда не для того, чтобы оправдать ваши. Если мы встретимся и поладим — это прекрасно. Если же нет, то ничего не поделаешь.»
Что такое гештальт-терапия?
Если гештальт не закрыт, человек постоянно притягивает проблему, давно ставшую неактуальной, в свою жизнь. Он сам не осознаёт, что уже несколько месяцев или даже лет тащит этот бессмысленный эмоциональный груз на собственных плечах. Гештальт-терапия – это эффективный способ избавления от таких деструктивных воспоминаний из далёкого прошлого, мешающих человеку жить полноценной жизнью в настоящем.
Специалист по гештальт-терапии умеет находить психологические «зажимы», удерживающие человека в непрерывном напряжении. Это достаточно ответственная работа, поскольку незакрытый гештальт, в отличие от многих других психологических проблем, невозможно вылечить таблетками. Избавиться от него можно только одним способом: найти и обезвредить. Именно этим и занимается гештальт-терапевт.
Следует учитывать, что эта форма терапии не является такой уж приятной. Приходится вспоминать многие травмирующие события из прошлого, и обычно это весьма болезненно. Зато данный подход помогает избавиться от психологического блока, скинув со своих плеч бесполезный груз. Когда гештальт закрыт, воспоминания уже не мучают человека, даже если он случайно вспомнит о тех неприятных событиях.
Взгляд в историю гештальтпсихологии
До 1940-х годов в мире психотерапии царил метод Фрейда. Его немецкий ученик – Фриц Перлз совместно со своей супругой пересмотрели свои взгляды на его теорию. Они добавили новые понятия и немного поменяли способ общения с человеком на сеансе.
«Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» — это первая изданная книга на данную тематику, написанная им вместе с Полом Гудменом. По её концепции и принципам проводилась психотерапия в клинике (точнее, просто в квартире) Перлзов.
Что представляла из себя такая психотерапия? Фриц вступал в конфликт с клиентами, поднимал у них сильную бурю негативных эмоций. Чуть позже была введена терапия в группе, поскольку он считал индивидуальный формат слишком устаревшим.
В сети можно найти редкие исторические кадры его гештальт-сеансов, посмотрев которые (правда, только с русскими субтитрами, а не с русским переводом) вам станет понятен его метод:
Со временем такая практика распространилась по всей Европе. Только отношение к людям на сеансе стало более лояльным (что это?). Хотя некоторые заядлые гештальт-терапевты до сих пор остаются приверженцами старой школы и могут позволить себе накалить атмосферу.
Помните картинки, где изображена то ли ваза, то ли лица людей, которые смотрят друг на друга? Что-то из этого становится основной фигурой, а что-то, соответственно, фоном для неё.
Эдгар Рубин изучал это явление. Пришёл к выводу, что некоторые ситуации из жизни человека становятся главными, на них обращается больше внимания. Всё остальное отходит на задний фон.
Как можно использовать гештальты?
В большинстве случаев мы стараемся избавиться от гештальтов, но они вполне могут приносить пользу. Рассмотрим несколько наиболее показательных примеров:
1. Списки задач
. Многим людям они добавляют мотивации и энергии, помогая работать эффективнее. Если вы тоже ведёте списки задач и с удовлетворением отмечаете выполненные, значит, вы используете мощь гештальта себе во благо.
2. Память о незавершенных делах
. Мы непроизвольно используем гештальт, удерживая в памяти нечто важное (например, обещание позвонить родителям в 19:00). И мы помним об этом весь день не благодаря тому, что у нас хорошая память, а благодаря тому, что сознательно оставили гештальт незакрытым.
3. Правило «15 минут»
. Вероятно, вы знаете это правило, помогающее выполнять сложную и нудную работу. К примеру, перед вами стоит рутинная задача, которую придется решать часа 2. Согласно правилу «15 минут», нужно начать прямо сейчас, но через 15 минут можно переключиться на другие дела. Довольно часто в дело вступает гештальт, помогающий выполнить скучную работу за 1 раз.
4. Талоны с наклейками
. Речь идет о буклетах, в которых нужно вклеивать наклейки, чтобы в конце получить какой то бонус. Секрет в том, что несколько наклеек уже вклеены за Вас, и это формирует гештальт — желание доклеить все недостающие наклейки, даже если бонус копеечный. Вам наверняка вручали такие талоны промоутеры или кассиры гипермаркета.
Рассмотренный пример с наклейками выглядит скорее вредным, чем полезным, поскольку маркетологи используют особенность нашей психики в собственных интересах. Подсказка: чтобы закрыть такой гештальт, достаточно старательно скомкать талон и с чувством выполненного долга выбросить в урну.
И всё же из данного формата можно извлечь пользу. Например, вы можете распечатать подобный талон и наклейки к нему для себя. Далее, выполняя определенные (не очень приятные) задачи, можно будет вклеивать наклейки, а когда талон заполнится – купить себе награду.
А ещё этот подход отлично работает на детях. Ваш ребёнок хочет новый смартфон? Напечатайте ему небольшой плакат с изображением его цели и местом под наклейки. После этого выдавайте ему очередную наклейку за каждое достижение, которое считаете важным.
Вы все время попадаете в ситуации определенного типа? Сталкиваетесь с людьми определенного типа? У вас есть ощущение дежавю? Ощущение, что вы постоянно наступаете на одни и те же грабли? Одна из причин такого явления — незакрытые гештальты.
Гештальт: вспомнить все
Само слово «гештальт» в переводе с немецкого языка означает «целостная форма, образ, структура». Поэтому, когда говорят, что гештальт не закрыт, имеют в виду то, что какая-то ситуация в прошлом осталась незавершенной. И это не позволяет нашему подсознанию поставить в той истории точку.
Условно говоря, подсознание тревожится, создает внутри нас напряжение, а главное — заставляет нас вести себя определенным образом.
- Во-первых, так, чтобы мы помимо своей воли искали или же сами воспроизводили ситуации, схожие с теми, что остались незавершенными, непроработанными, недопрожитыми в нашем прошлом, в которых мы недополучили что-то важное для себя. При этом саму ситуацию мы можем даже не помнить.
- Во-вторых, чтобы мы искали людей, которые смогут стать заменой тех, кто был когда-то для нас значим и кому мы смогли / не захотели / побоялись что-то сказать или сделать.
Например, часто за незавершенными гештальтами стоят непроработанные отношения с родителями. В детстве мы целиком и полностью зависели от них, от того, насколько хорошими и послушными были. Фактически послушание родителям было условием нашего выживания, поэтому мы были вынуждены во многом сдерживать себя.
Но невысказанные упреки, обиды, невыраженный гнев в адрес родителей и других значимых взрослых никуда не делись. Они по-прежнему живут внутри нас. И чем старше мы становимся, тем более тяжелым и громоздким становится этот багаж.
На то, чтобы носить все это «добро» в себе, мы тратим массу энергии. А все потому, что еще в детстве усвоили: выражать свои чувства и говорить прямо о том, что думаешь, опасно.
Но как вспомнить все, что случилось с нами в жизни и что необходимо завершить? Ведь это же просто невозможно! И что делать с этими незакрытыми гештальтами? Как их завершить?
Да, вспомнить абсолютно все действительно невозможно. Но это и не нужно: и того, что прямо сейчас ранит сердце и рвется наружу, за глаза хватит для начала работы. А все менее значимое вспомнится потом, после того как мы разберемся с самыми актуальными вещами.
Кроме того, ситуации, которые нас беспокоят, в большинстве случаев можно распределить по группам. И, прорабатывая самую тревожащую ситуацию в какой-то группе, мы фактически прорабатываем и другие ситуации этого типа.
Далее. Обязательно нужно понимать, что закрыть гештальт — это не значит бежать к родственникам или другим «обидчикам», начинать махать кулаками, доказывая свою правду, и на повышенных тонах выяснять с ними отношения. Такое поведение будет крайне неэкологично не только для наших визави, но и для нас самих. Особенно если учесть, что кого-то из «обидчиков» наверняка уже нет в живых.
Закрыть гештальт — значит проработать свое прошлое и перепрожить его. Это работа с самим собой, а не с другими людьми. Результаты этой работы — произошедшие внутри нас изменения — окружающие обязательно почувствуют на невербальном уровне. В итоге изменятся не только отношения с ними, но и качество нашей жизни.
Итак, что нужно сделать, чтобы закрыть гештальт?
Основных шагов три.
1. Следует начать прорабатывать одну из ситуаций, которые лежат на поверхности и беспокоят прямо сейчас. Вычленить их легко: нужно взять листок бумаги и ручку и записать все, что задевает за живое, вызывает раздражение и возмущение.
2. Дальше необходимо продумать и по пунктам перечислить, что конкретно в данной ситуации нам не нравится. Как, с нашей точки зрения, все должно было быть и почему. Чему должна была научить нас эта ситуация, какой жизненный опыт мы должны были в ней приобрести и т.д.
А теперь, когда у нас есть вся информация об «идеальном» развитии и завершении этой ситуации, нужно погрузиться в нее как можно глубже и полнее и прожить ее заново. И в процессе этого повторного проживания выплеснуть те чувства и эмоции, которые мы хотели выплеснуть, но не смогли этого сделать. Сказать то, что хотели сказать, но так и не сказали. Сделать то, что хотели сделать, но так и не сделали.
Важное замечание: проживание ситуации должно проходить не только и даже не столько на уровне ума, сколько на уровне чувств и ощущений!
И еще. Не стоит стремиться выполнить это упражнение с первого раза. Закрытие гештальта — это работа с травмой, а это процесс очень неприятный и болезненный. Далеко не каждому под силу сделать это в один прием. Поэтому важно дать себе возможность погружаться в ситуацию столько раз, сколько понадобится, чтобы окончательно ее исчерпать.
Главное — чтобы в итоге не осталось ничего недосказанного, недопонятого, недоделанного. В результате вы должны разобраться со всеми сожалениями, обидами, гневом — всем, что вас тяготит.
Понять, что гештальт завершен, можно только опытным путем — когда в следующий раз вы снова начнете проживать эту или схожую ситуацию и не испытаете при этом никакого дискомфорта.
3. После этого хорошо пересмотреть свою жизнь с позиции нового опыта — хотя бы основные, переломные моменты. Это задание очень важно, потому что оно помогает изменить представления о себе. В результате заметно снизятся восприятие себя как жертвы, ощущение собственной беспомощности и никчемности. И при этом мы начнем чувствовать себя более уверенными, более опытными и умудренными жизнью людьми.
Почему эта техника эффективна?
Во-первых, работа с гештальтами разрушает автоматизмы, то есть привычку поступать определенным образом в однотипных ситуациях, не задумываясь, что, как и почему мы делаем. Во-вторых, она переориентирует мышление, чувствование и поведение.
Разрушение автоматизмов происходит, когда мы анализируем, что сделали не так в прошлом, и прорабатываем альтернативные варианты своих действий, ищем наиболее подходящий для нас в конкретном случае способ отреагировать на ситуацию.
То есть перед выполнением привычного действия мы берем паузу и начинаем задумываться, каким еще образом можем его совершить. В процессе разрыва шаблона происходит и переориентация нашего старого типа мышления на новое. Начав мыслить по-другому, мы испытываем новые чувства, а вслед за ними подтягивается уже и новый способ реагирования и поведения.
Помочь Маше вернуть родительский «должок»
Давайте рассмотрим конкретный пример работы с непроработанными отношениями с родителями как самый распространенный и «больной» случай. Возьмем мою клиентку — назовем ее Машей — и пройдем вместе с ней по вышеприведенным трем шагам.
Маша — клиент опытный, много чего понимает и осознает, поэтому ее пример будет показательным. Далее следуют мои комментарии, наблюдения и выдержки из Машиного дневника работы над собой (публикуются с ее разрешения).
1. Проработка ситуации
Маше уже хорошо за тридцать, но она до сих пор носит в своем сердце обиду на родителей — на то, что они недодали ей внимания, заботы, любви. И она до сих пор ждет, когда они «одумаются» и вернут наконец свой «должок». Это мешает ей строить отношения с другими людьми и устраивать свою личную жизнь (она не замужем и живет с родителями). И это то, что Маша хочет изменить в первую очередь.
«Что мне не нравится в отношениях с родителями?
1. Мне не нравится то, что я была и остаюсь недолюбленным ребенком.
2. Не нравится, что в 99% случаев родители (особенно мама) меня критикуют, причем унижая меня, высмеивая и, как мне кажется, всегда меня отвергая.
3. Не нравится, что, общаясь с другими людьми, я жду от них той любви, которую мне недодали родители (периодически ловлю себя на этом). А когда не получаю ее, начинаю капризничать, как маленький ребенок, делать пакости, чтобы отомстить людям за то, что и они не дают мне любви и внимания, в которых я нуждаюсь, и в конце концов рву с ними отношения. Ну или они рвут отношения со мной.
Получается, что даже с другими людьми я выстраиваю и проигрываю те же отношения, что и с родителями? Получается, что я наступаю на одни и те же грабли и двигаюсь по кругу? И, чтобы разорвать этот порочный круг, мне нужно изменить отношение к родителям? Наверное, это и есть тот урок, который я должна извлечь из этой повторяющейся из раза в раз ситуации. Урок в том, что мне нужно стать эмоционально самостоятельной, не зависящей от родителей, эмоционально повзрослеть.
А чего я хочу в идеале? Для меня важно, чтобы родители дарили мне душевное тепло, интересовались моими делами, хвалили меня, поддерживали. Что мне это даст? Мне кажется, что тогда я наконец смогу чувствовать себя в безопасности, а значит, стану более независимой и смогу общаться с другими людьми на равных. Беда в том, что я не могу заставить родителей изменить отношение к себе. Получается, все, что мне остается, — это изменить свое отношение к ним. Может, хотя бы тогда что-то изменится?»
2. Что не нравится в ситуации и как это изменить
Когда Маша, несмотря на страх и сопротивление, все-таки погрузилась с проживание отчаяния из-за отношений с родителями и когда она услышала внутри себя их обычное: «У тебя все равно ничего не получится! Да у тебя руки не из того места растут. Да что ты можешь-то? Чего еще от тебя ждать?» — обида и возмущение захлестнули ее так, что она не выдержала.
Она зарыдала, и из нее наконец-то хлынули претензии, которые она никогда не решалась предъявить родителям (она и сейчас выкрикивала их про себя, а не вслух, что вполне безопасно и при этом не менее полезно). Это были упреки в холодности, жестокости и жесткости, равнодушии, нечуткости. В том, что они отказывались водить ее в кружки (а она очень хотела в детстве научиться рисовать и играть на фортепиано). В том, что редко отпускали ее гулять во двор с другими детьми.
Она жаловалась на то, что ей всегда не хватало откровенности, разговоров по душам, их ласки и душевного тепла. Признавалась в том, что ей столько раз хотелось подойти и обнять маму или поведать ей что-то глубоко личное, но всякий раз она одергивала себя и заставляла себя держать дистанцию и отстраняться, боясь насмешек и оскорблений.
Нужно сказать, что это оплакивание себя продолжалось у Маши несколько месяцев и продолжается до сих пор. Сначала она стеснялась этого, но постепенно это стеснение прошло. Потому что, выплескивая то, что накопилось, она в какой-то момент начала чувствовать облегчение — как будто начала сбрасывать с плеч тяжелый груз. И по мере того как Маше становилось легче, в ее жизни начали, хоть и медленно, происходить перемены.
Сейчас она уже не зациклена на своей недолюбленности. Хотя, конечно же, грустит, думая о том, как здорово было бы, если бы она росла в атмосфере любви и заботы. Но это уже именно грусть, а не серьезная душевная боль. Грусть, которая появляется всегда, когда думаешь о важной потере.
Фокус внимания постепенно смещается у Маши с родителей на свою собственную жизнь. Она начала брать уроки игры на фортепиано (о которых мечтала в детстве и от которых получает сейчас большое удовольствие), чаще бывать на людях и общаться с ними (а не стоять в сторонке, как раньше), чаще звонить немногим пока друзьям и строить планы о том, как лучше расширить круг общения и каких людей ей хотелось бы в него ввести.
Она учится воспринимать себя как взрослого человека и относиться к себе с уважением. Это пока получается с трудом, но все-таки какие-то подвижки уже есть. Интересно, что и родители Маши почувствовали эти перемены и стали относиться к ней с меньшим пренебрежением, иногда они даже обращаются к ней за советом.
3. Переоценка жизни
Сейчас, когда эмоциональная зависимость Маши от родителей снижается, она уже готова начать пересматривать свою жизнь. Вот что она успела записать в своем дневнике и обсудить со мной:
«Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что холодность и отстраненность родителей, несмотря на причиненную боль, в чем-то даже мне помогли. Например, когда я только поступила в школу, мне было гораздо проще привыкнуть к ней, чем многим моим одноклассникам, которые росли в тепличных условиях и у которых было беззаботное детство. Для них отсиживать уроки, а потом делать домашние задания было сущим наказанием, а мне как-то сразу стало интересно.
Передо мной открылся мир гораздо приветливее того, что ждал меня дома. Я ходила в школу с удовольствием, с удовольствием училась и закончила школу с медалью. Проблем с поступлением в институт тоже не было.
И работать я начала уже в институте, а не ждала окончания учебы, как сокурсники из благополучных семей. Потому что мне надоело, что родители называют меня иждивенкой, да и вообще самостоятельности хотелось. И к окончанию института у меня уже были опыт и трудовой стаж, так что после диплома мне было легче, чем многим моим сокурсникам, устроиться на работу в хорошую компанию с хорошей зарплатой.
В школе, правда, среди одноклассников у меня друзей вообще не было: они казались мне детьми. Зато у меня всегда были друзья старше, начитаннее, глубже, чем я: мне было интересно с ними разговаривать, узнавать у них что-то, учиться у них уму-разуму (научиться этому у родителей в силу их закрытости было невозможно), перенимать опыт.
Вот и получается, что из-за обделенности вниманием родителей я оказалась гораздо более развитой, чем мои сверстники, повзрослела раньше их, мне легче адаптироваться к меняющимся условиям и справляться с трудностями, потому что мне не на кого рассчитывать, кроме как на себя. И по этой же причине мне вообще легче устраиваться в жизни.
Выходит, я всю жизнь смотрела только на одну сторону медали — на ту боль, которую причинили мне родители. И даже не замечала тех преимуществ, которые эта тяжелая для меня ситуация дала мне».
Завершение гештальтов — это работа, конечно, небыстрая и трудоемкая. Но ради того, чтобы разобраться со старыми травмами и наладить отношения с окружающими, стоит приложить усилия.
От редакции
Ох уж эти отношения с родителями… Как много нервных клеток они убили каждому из нас! Кажется, тема конфликта отцов и детей неисчерпаема. Сколько бы лет вам ни было — 13, 23 или 53, — вы так или иначе остаетесь зависимы от родительского мнения. Как оставить прошлые обиды в прошлом и научиться жить собственной жизнью, рассказывает психолог Ольга Юрковская: https://www.psy.systems/post/pyat-sovetov-kotorye-pomogut-vystroit-zdorovye-otnosheniya-s-roditelyami.
Писатель Ольга Савельева делится историей из юности, понять и посопереживать которой может каждый. В 18 лет она впервые пригласила друзей к себе на дачу, но в последний момент оказалось, что хозяйкой вечера ей быть не суждено: властная мама отказалась уезжать и приняла гостей сама. Что делать, когда в своей жизни ты ничего не решаешь? Читайте историю Ольги: https://www.psy.systems/post/apelsinki-gosti.
Обиды на родителей, пережитые травмы и другие незакрытые гештальты рано или поздно превращаются в «монстров» и «призраков», которые мешают нам адекватно воспринимать происходящее и выстраивать здоровые отношения с другими людьми. Читайте о том, как распознать и нейтрализовать своих «монстров» и «призраков», в статье психолога Елены Арещенко: https://www.psy.systems/post/monstry-i-privideniya-kotorye-portyat-nam-zhizn.