Что такое свобода выбора и другие виды свобод человека?


Автор материала:

Игорь Лядский

ученый-генетик, писатель, бизнес-тренер, доктор философии (PhD).

Каждый из нас, рождаясь в демократичном обществе, с первых минут своей жизни наделен определенными правами. Во время взросления их количество увеличивается. Свобода выбора – одна из высших ценностей. Но, ее обретают, чаще всего, уже в осознанном возрасте, когда мы начинаем сами отвечать за себя. Существуют разные свободы человека, о которых также пойдет речь в этой публикации. Ведь, чтобы претендовать на что-либо, необходимо об этом сначала узнать.

Что такое свобода выбора?

Свобода выбора — это возможность самостоятельного решения в пользу одной из альтернатив. То есть, если перед кем-то появляется несколько возможностей для совершения определенного поступка, то исключительно он сам вправе осуществить выбор. Как ни парадоксально звучит, но далеко не все рады этому. Ведь за любым выбором стоят определенные последствия, которые ложатся на плечи того, кто принял решение. Вот и выходит так, что большинство людей не спешит брать ответственность на себя. Им проще делегировать это другому, даже рискуя быть ущемленным в своей свободе. Это тоже выбор и право каждого.

Другое дело, когда этого права лишают против воли. Тогда следует задействовать весь арсенал допустимых возможностей для решения этой проблемы.

Пройти тест на тип личности

Принцип и назначение свободы воли

Чтобы легче понять принцип такой свободы воли лучше будет привести пример. Однако учитывая уникальность каждого человека как характера, который делал определенные выводы в определенных ситуаций, и из них сложил пазл личности, лучше привести пример в ваакуме с чистыми и гиперболизированными проявлениями личностных черт, которых в реальности не существует. Предположим ситуацию: прохожего сбила машина и некий человек проходит рядом. Предположим также, что некий человек обладает характером безразличным, жестоким и не сострадательным – детерминизм характера будет проявляться в машинальном игнорировании чужих страданий. Если же такой человек сострадательный, то детерминизм, то есть отсутствие свободы воли, будет заключаться как раз в помощи. Сознательность и способность выходить за рамки накопленного опыта позволяют делать выбор вне зависимости от личностных черт и это будет являться свободой воли. Но ещё большей свободой воли является выбор изменить свой характер, сделать желанные движения воли настолько естественными, что они и станут характером.

Это будет проявляться в работе над собой. К примеру, человек желает стать дисциплинированным, однако он дисциплиной не обладает. Он будет вынужден напрягать свою волю раз за разом, чтобы приобрести дисциплину. И это есть тот самый акт свободы воли. Напрягая волю раз за разом, он делает определенное напряжение воли естественным, что дает плоды – человек обретает желаемое. Привыкший к дисциплине человек не сможет отказаться от неё, потому что таков его характер. Дисциплина становится частью такого человека и в этом уже проявляется детерминизм. Чтобы отказать от дисциплины теперь – человеку нужно будет идти против собственной воли.

Рассмотрев с этой точки зрения то, что означает свобода воли, мы можем понят не только её суть, но и её предназначение. Свобода воли дарована не для того, чтобы делать человека независимым от неких сил, а для того, чтобы делать счастливым. Желанный выбор всегда предполагает конечной целью счастье и напрягая волю ради достижения целей правильных, человек обретает счастье, а не независимость. Можно сказать, что свобода воли в выборе желанного приводит даже к большей зависимости, так как налагает обязательства, игнорируя которые цель свободы воли будет отдаляться от человека. Желающий стать чемпионом налагает на себя такое количество напряжения, которое вряд ли можно увязать с понятием свободы, но в этом и есть воля, выбор и достижение цели. Отдать свою свободу добровольно ради чего-то – значит быть свободным выбирать ради чего мы живем.

В этом смысле вопрос свободы воли означает, что каждый человек сам решает иметь свободу воли или не иметь. Те кто желает иметь её вынуждены напрягать волю, а те кто отказывается от этой свободы находятся под властью своего характера и наклонностей, которые и детерминируют весь их жизненный путь. Но если мы зададим вопрос иначе: что если и попытка изменить характер и напряжение воли уже заранее продиктовано силами свыше? В таком случае мы абсолютно зависимы и не имеем никакой свободы воли. И тут у человека есть первый выбор – принять свободу воли или отказать от неё. Уильям Джеймс решил этот вопрос так: «Я решаю что у меня есть свобода воли и этот выбор подтверждает мою свободу воли».

Рекомендуем также эту статью: Дисциплина и принуждение – в чем разница?

Что такое внутренняя свобода?

Внутренняя свобода — это способность быть независимым в своем собственном внутреннем мире. Ведь большая часть барьеров начинается с психологии, со страхов, комплексов и стереотипов. Освобождение от них – первый и самый важный этап на пути к обретению самостоятельности и независимости от других.

Не стоит путать это понятие с отрешенностью от мира. Абсолютно нет, ведь контактируя с окружающей реальностью, можно реализовать свою свободу в полной мере. Как говорить о независимости, если нет, от кого зависеть? Это уже одиночество. Если оно выбрано сознательно, что ж, это одно дело. А, если, кто-то просто бежит от других, повинуясь своим фобиям и комплексам – это уже проблема, с которой следует бороться.

Есть ли учения или теории в пользу свободной воли?

Безусловно, существуют. Концепция, противоположная детерминизму и говорящая о том, что будущее не определено прошлым, называется индетерминизм (от латинского inне, отрицание). Одно из популярных философий, придерживающихся принципов индетерминизма (неопределённости) – либертарианство.

Согласно либертарианству, все вещи разделяются на вещи мыслящие и вещи протяжённые. Вещи протяжённые находятся в пространстве (имеют некую протяжённость) и определены прошлым и законами природы. А вещи мыслящие – мысли, воля, сознание – не находятся в пространстве и не детерминированы (т.е. не определены) законами материального мира.

Я мыслю, следовательно, я существую. Рене Декарт.

Поскольку воля является вещью мыслящей, не находящейся в пространстве и не детерминированной им, то согласно воззрениям либертарианства, люди, наделённые свободной волей, обладают и свободой действий.

Что такое свобода мысли?

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые разшифровки бесплатно.

Свобода мысли — это природное право самостоятельно формировать свои убеждения. Ее суть очень похожа на предыдущее понятие. Наши мысли формируют наш внутренний мир. Фантазии, мечты и стремления – укромное убежище, в котором можно скрыться, даже в моменты физического порабощения. И пока кто-то способен свободно мыслить, его нельзя считать окончательно подчиненным.

Поэтому, все тоталитарные строи мира начинали свое правление именно с навязывания своей идеологии. Даже сейчас ведутся незримые войны на разум людей, как потребителей, избирателей, фанатов и т.д. Вот почему, так важно подходить к своей жизни осознанно, не останавливаться в саморазвитии и получении новых знаний. Ведь, чем умнее и опытнее индивидуум, тем сложнее он поддается на скрытые манипуляции, тем свободнее он в своей голове.

Свобода воли и знания

Но как наглядно проявляется свобода воли в отношении знаний? Если мы детерминированы своим характером – мы склонны принимать лишь определенное знание, то, которое согласуется с нашим характером. И если мы хотим положительных изменений и нас не устраивает наш характер, то усилия воли следует направлять не на знание, которое нам любопытно и приятно, а на знание, которое нам полезно и ведет к счастью. Знание первое, то есть приятное, удовлетворяет лишь любопытство и вызывает кратковременное удовлетворение, без глубинных изменений. Знание второе – это такое знание, направив на которое напряжение воли, мы достигаем счастья. Отличие первого от второго очевидны, первое приятно, а второе полезно, к первому наш ум стремится сам, а второе нам следует культивировать усилием воли, разумом. Но и знания можно воспринимать по-разному. Даже все вышеописанное можно воспринимать как занимательное чтиво или как действительное знание, которое способно оказать положительный эффект. В этом также проявляется свобода воли, в том как мы воспринимаем все: сознательно или несознательно.

Культивируя в себе знания, ведущие к счастью, мы избавляемся от страданий и приближаемся к желаемому, что дает нам ощущение счастья не зависящее от внешних обстоятельств. Познав себя и тот путь, который принесет нам наилучшие плоды, мы способны правильно распорядиться своей волей, но до тех пор, пока у нас будет недостаточно знаний, нас будут ожидать разочарования и неправильные выборы. Поэтому, разумному человеку следует приложить усилия для обретения знаний, чтобы совершать правильные выборы.

Какие еще бывают свободы?

Помимо перечисленных ранее разновидностей, можно говорить и о целом ряде других свобод:

  • Вероисповедания;
  • Выражения своих мыслей;
  • Передвижения;
  • Доступа к информации;
  • Творчества;
  • Владения своим телом;
  • Самоопределения;
  • Воли.

Важность этих прав в демократичном обществе подтверждена наличием целого ряда законов, помогающих гражданину реализовать себя.

Выбор вероисповедания.

Дает возможность каждому из нас самостоятельно определять в кого верить, либо не верить вообще. Хоть церковь и неразрывно связана с государством, в развитых странах мира каждый гражданин сам вправе выбирать систему своих религиозных ценностей.

Пройти тест на характер человека

Свободное выражение своих мыслей.

Независимо от того, в устном или письменном виде кто-нибудь хочет изложить свои суждения, он имеет право это сделать. Цензура – отсылка к тоталитарным режимам. С другой стороны, существует и морально-этическая сторона этого вопроса. Ведь, порой, можно сказать или написать что-нибудь оскорбительное по отношению к другому. Так что, важно понимать, где права одного пересекаются с интересами другого.

Беспрепятственное передвижение.

Воплощение решения – это его реализация через действие. Например, зайти куда-то, поехать в определенное место и т.д. Законодательство это контролирует, что, по сути, ущемляет некоторые желания. Но, если речь идет о миллионах людей, на самом деле очень сложно установить баланс, когда личное пространство одного не заходит на территорию другого. Ведь, очень важно не только бороться за возможности, но и уважать свободу окружающих людей.

Право доступа к информации.

Информационный голод истощает личность не менее, чем реальная нехватка продуктов питания. Мозг создан для получения новой информации, независимо от ее видов и форм. Новости политики, спортивные события, очередная серия телесериала и т.п. Главное – бесконечный поток данных. Раз в нашей природе заложена такая потребность, значит, должно быть право на ее удовлетворение.

Возможности для творчества.

Нет более демократичного способа отобразить свой внутренний мир, чем заняться творчеством. Литература, изобразительное искусство, скульптура и т.п. Все это помогает полнее контактировать с окружающим миром, реализовать внутренний потенциал. И, если даже, кому-то это может не понравиться, никто не имеет оснований посягать на данный вид самовыражения.

Право на владение своим телом.

Щепетильная тема. С одной стороны, тело является нашей собственностью. С другой – необдуманные решения по его преображению могут наложить и определенный социальный оттенок. Например, некоторые виды татуировок, которые считаются недопустимыми в обществе. Каждый может сделать какую-нибудь из них, но вследствие этого ограничатся возможности для делового общения либо похода на городской пляж. Поскольку другие люди попросту не захотят разговаривать или даже находиться на одной территории.

Свобода самоопределения.

Право самостоятельно контролировать свое сознание и психические процессы. Речь идет о полной автономии человека в его осознанном саморазвитии. Каждый имеет право двигаться в интересном ему направлении.

Детерминизм

Детерминизм – это учение о причинной обусловленности всех процессов. Т.е. всё, что происходит, имеет причины и строго ими обусловлено. А значит, имеется только одно будущее, строго определённое предыдущими событиями. Исходя из этого учения, никакой свободы ни у кого нет – всё предопределено, любые мысли, сомнения, поступки и последствия.

Другими словами, начальные условия Большого взрыва (или что было в самом начале) уже определили (детерминировали) всё будущее Вселенной, вплоть до движения каждого атома. Любой выбор в вашей жизни неизбежен. Там нет места для вашего эго или свободной воли, изменить ситуацию невозможно. Даже ваши сомнения при принятии решений предопределены, как и то, что именно вы в конечном итоге выберете.

Согласно этой точке зрения теоретически, если знать все исходные данные и располагать достаточными вычислительными мощностями, математика может быть использована для предсказания всего в будущем и наглядно доказать предопределённость чего угодно на свете.

А что скажет квантовая физика и принцип неопределённости?

Квантовая физика не отменяет принцип детерминизма (определённости), а «принцип неопределённости» в квантовой механике означает лишь то, что невозможно предельно точно измерить две связанные величины, а не то, что они на самом деле какие-то непонятным образом неопределённые.

Квантовая физика оперирует вероятностями, чтобы предсказать поведение частиц, а не занимается предсказаниями будущего. То, что наблюдение вносит погрешности в измерение малых величин, не означает, что данные частицы на самом деле могут вести себя как угодно и быть где угодно.

Для чего чело­веку дана сво­бода?

Бог даро­вал чело­веку сво­боду воли, в том числе для того, чтобы чело­век мог сво­бодно и осо­знанно упо­доб­ляться Ему, духовно сбли­жаться с Ним как со своим Твор­цом, Источ­ни­ком вся­че­ских благ, чтобы он мог, при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати, реа­ли­зо­вать свои твор­че­ские силы. Сво­бода воли, кото­рая свой­ственна нам по суще­ству, при пра­виль­ном ее упо­треб­ле­нии, поз­во­ляет нам стя­жать и раз­ви­вать доб­ро­де­тели, доб­ро­вольно вос­хо­дить по лествице духов­ных совер­шенств. Однако первый чело­век вос­поль­зо­вался этой сво­бо­дой для пости­же­ния греха, а, кроме того, еще и обви­нил Бога в этой данной ему воз­мож­но­сти.

Период «удачи и везения».

Период, когда все получается, когда приходят возможности, когда успех врывается в вашу жизнь.

Как и во всех рассматриваемых ниже периодах, требуется держать планку усилий хотя бы на минимальном уровне, чтобы собрать все сливки. В идеале – увеличить количество усилий, чтобы выжать из этого периода максимум.

В такой период важно не только брать, но разумно распределять полученное. Сколько жизненных историй мы слышали о том, как человек, попав в струю успеха, просто разбазарил все, что у него было. В такие периоды чаще всего человеку хочется увеличивать свои расходы, теряется бдительность. В такие периоды необходимо, наоборот, бдительность увеличить. Об этом предупреждают многие успешные и богатые люди, например об этом пишет Роберт Кийосаки в своих книгах. Об этом писал и я в своей статье «Какой денежный совет я бы дал своим детям».

В такой период от вас будет зависеть, насколько хорошо вы им воспользуетесь? Я уверен, что будет.

Чему нас учат такие периоды – умением распоряжаться удачей, умением оставаться человеком. Такие периоды – определенные испытания, которые проходят не все, ведь гордыня и алчность могут полностью захватить сердце, и тогда человек приобретает богатства, но разрушается как личность.

Свобода воли и морально-нравственный аспект

Обсуждая свободу воли, мы также должны осознавать и морально-нравственный аспект. Проблема заключается в том, что человек не живет в мире один и большинство серьезных поступков так или иначе отражается на жизни окружающих его людей. В этом смысле свобода воли у человека все также полноценна, ведь можно совершить любое действие, которое возможно физически. Однако, за свободу воли человек расплачивается, в данном случае, также и ответственностью за совершенные поступки. Если свобода воли направлена на счастье для других, то последствия будут положительные, если же из-за свободы воли конкретной личностью кто-то пострадает – последствия будут отрицательные. Некто спасет жизнь утопающего – он распорядился своей свободой воли и этим создал определенные последствия. Другой же, напротив, совершив преступление воспользуется свободой воли неправильно, так как от его «свободы» пострадает другой. Если мы живем по-настоящему сознательно, то нам, в первую очередь, следует осознавать какие последствия будут у наших действий. Выбрав правильный путь, мы можем не заботиться о последствиях, так как сам по себе правильный путь всегда благотворно сказывается как на отдельной личности, так и на обществе в целом. Когда мы вкладываем свою свободу воли ради благородных целей, при этом обладая знанием, наши действия будут носить положительный характер. Предположим, справедливый судья будет всегда благотворно влиять на общество – это человек благородный и обладающий знанием. Судья же подкупленный подрывает основы общества и делает добродетель опасной, а преступление – лёгким путем к успеху. Таким образом, мы должны осознавать последствия своих выборов, и хотя мы в каком-то смысле обладает свободой совершать неправильные поступки, но за них всегда будет налагаться ответственность.

Рекомендуем также эту статью: Как использовать знания правильно?

Путь разума заключается в согласии воли с добродетелью. Добродетельный характер, облагороженный знаниями всегда совершает поступки, которые не оставляют за собой несправедливых чужих страданий. Но это не следует идеализировать. Тот же судья, вынося справедливый приговор преступнику вызывает у преступника и его близких страдания, однако это уже вопрос и к преступнику, и к близким. Их свобода воли привела к их собственным страданиям. Это страдания заслуженные и справедливые, а потому судья не должен их жалости или корысти нарушать общественный долг.

Свобода воли в морально-нравственном аспекте – это осознание последствий своих поступков, вместе с сознательным выбором этих последствий в виде действий. Если я выбираю правильный путь, тот путь, который не причиняет других ненужных страданий и при этом приносит счастье мне и окружающих, избавляя их от страданий – это правильный путь. Если же, руководствуясь корыстными или порочными мотивами, я потакаю своим желания и совершаю преступления – это неправильный путь. Технически человек волен выбирать самостоятельно, но понимание морально-нравственного аспекта заключается лишь в осознании последствий совершенных поступков. И это даже не вопрос формально избежания наказания за преступления, но вопрос самоощущения: живем ли мы по совести и довольны ли мы сердцем своими поступками и жизнью или мы сожалеем о них? Каждый волен выбирать дальнейший путь самостоятельно. Но выбор правильного пути всегда связан со знаниями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]