Что такое гуманизм в философии Возрождения, светский гуманизм и почему это учение считают высшей моральной ценностью

Что такое ценности

Ценности — это идеи, которые помогают нам действовать. В этом они похожи на планы, цели, страхи, намерения, политики и т. д. Все это идеи, которые ведут нас к действию.

Среди этих идей одни ценности относятся только к способам наших действий, а не к последствиям (как к планам, целям и страхам) или простому факту их работы (как с намерениями, так и политикой).

Нет какого-то определенного способа разделить ценности, но здесь есть частичная таксономия. Например, есть ценности, связанные с отношением к другим людям, с действиями, с отношением к вещам.

Плюсы и минусы

Идеи гуманизма, как уже было упомянуто, трактуются каждой идеологией и философией по-своему, и в рамках каждой из них он может получить свой набор плюсов и минусов. Дадим их характеристику.

Основные плюсы гуманистического мировоззрения:

  • осознанный отказ от насилия имеет массу положительных сторон;
    Люди, выбравшие путь ненасилия, не смогут нанести серьезный физический и психический вред своим детям, друзьям, возлюбленным, родителям, а жизнь и взаимодействие с такими людьми будут приятными и мирными.
  • люди учатся лучше понимать окружающих, их эмпатические способности растут, что облегчает социальное взаимодействие, уменьшает количество конфликтов и упрощает восстановление отношений в случае ссор;
  • люди лучше понимают важность взаимопомощи и готовы протянуть руку ближним;
  • также они с большим пониманием относятся к собственным потребностям и желаниям, осознавая, что их счастье и благополучие имеют значение, в итоге у них снижается риск развития психических заболеваний, в особенности неврозов, депрессий;
  • подрастающее поколение воспитывается в рамках гуманистического подхода, при котором исключается насилие и жестокость и приветствуется конструктивный подход;
  • детей обучают и воспитывают так, чтобы и обучение, и воспитание приносило им радость, удовольствие, что усиливает их мотивацию и интерес к обучению;
  • потребности и желания детей уважаются, от них не требуют эмоционального и какого-либо другого обслуживания.

Минусы гуманистического мировоззрения:

  1. Как и любая идея, гуманность изменяется в восприятии разных людей. Каждую идею при желании можно извратить, довести до абсурда, подстроить под собственные желания или просто неправильно понять.
    К примеру, ребенок, которого учили ценить окружающих, посильно помогать им, но не объяснили, как защищать собственные границы и как действовать в потенциально опасных ситуациях, может попасть в беду, если захочет кому-то помочь.

    Поэтому родителям и воспитателям важно всесторонне рассматривать с детьми подобные вопросы.

  2. Так как трактовка гуманизма и гуманности неоднозначна, даже внутри сообщества людей, которые считают, что их мировоззрение относится к гуманистическому, могут возникать конфликты, особенно связанные с острыми социальными вопросами, посвященными абортам, эвтаназии, пренатальной диагностике. То, что для одного человека гуманно, для другого — антигуманно.

Понятие гуманизма

Его можно рассматривать как мировоззрение или образ жизни, как более или менее неоспоримую доктрину. В совокупности он представляет собой набор убеждений и ценностей, которые являются взглядом на мир – философией, благодаря которой многие люди живут своей жизнью.

Слово «гуманизм» используется в разных смыслах — оно было придумано в восемнадцатом веке для описания возрождения классического обучения в эпоху Возрождения, связано с идеей гуманитарных наук и стало применяться к нынешнему виду нерелигиозного образа жизни только в начале двадцатого века. Значение слов определяется их использованием, а организованное гуманистическое движение не имеет монополии на использование слова «гуманизм».

Особенности гуманистического мировоззрения

Несмотря на наличие в гуманизме $XV$ века множества направлений, основу учения поддерживали большинство учёных. Не все были согласны с идеями гражданского гуманизма, лишь часть поддерживала флорентийских неоплатоников, взгляды Валлы или Альберти также разделяли не все гуманисты. Тем не менее гуманизм имел крепкую платформу, основанную на единых для всех принципах гуманизма.
Замечание 1

Отличительной чертой гуманизма стала ориентации на человека. В античной философии центром внимания являлась природно-комическая жизнь, в эпоху Средневековья в центре становится религиозная жизнь, решающая проблему спасения. Возрождение в центр ставит светскую жизнь, включающую деятельность человека для достижения счастья в земном существовании. Философия берёт на себя функцию науки, которая обязана направить человека на поиск своего места в жизни.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Философия гуманизма имеет антропоцентрический характер. В центре всего стоит не Бог, но Человек. Бог есть начало всего сущего на земле, человек – это центр всего мира. Соответственно, общество появляется не по воле Божьей, а в результате деятельности людей. Деятельность и мысли человека не имеют границ, он способен на всё. Мировоззрение человека эпохи возрождения носит ярко проявляющийся гуманистический характер. Человек признаётся свободным существом, который является творцом всего окружающего мира и, самое главное, самого себя. Философы Возрождения верили в Бога, они не могли быть атеистами. Но, отдавая Богу роль творца и мира, и человека, они считали, что Бог наделил человека свободной волей. Таким образом, человек самостоятельно определяет свою судьбу, отвоёвывает место под солнцем, несёт ответственность за результат своих действий.

Гуманизм и мораль

Одна из ключевых идей, которой придерживаются представители гуманистического направления, заключается в том, что люди являются частью человеческой природы, моральными существами. С другой стороны, люди не являются моральными в смысле добра, но все они, за исключением психопатов и крайне аутичных людей, обладают способностью мыслить морально и не могут избежать этого. То, что называется моралью (это идеи о правильном или неправильном), возникает просто из человеческой природы.

Фактически гуманизм – это альтернатива религии, которая выполняет ту же функцию, что и последняя. Он позволяет человеку формировать его отношение к миру.

Принцип гуманизма

Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:

  1. Достойное отношение общества ко всем людям, без учета физического, материального и социального положения.
  2. Выясняя, что такое гуманизм, стоит указать еще один принцип – должно признаваться право каждого человека на то, чтобы быть самим собой.
  3. Важно понимать милосердие, как ступень к гуманизму, который должен опираться не на жалость и сочувствие, а на стремлении помочь человеку интегрироваться в обществе.

Разум

Одна из основных гуманистических ценностей — это то значение, которое придается истине и рациональному мышлению как единственному доказанному пути обеспечения знания о фактах Вселенной.

Религиозные люди часто дают прекрасные или утешительные ответы, даже если они сомневаются, насколько они верны, или будут полагаться на неоспоримую догму перед лицом доказательств того, что это явно ложно. Часто критики так называемого нового атеизма отвергают критику религии, говоря, что она опирается на религию как совокупность предположений, гипотез, которые кажутся бессмысленными. Вместо этого, говорят эти критики, религия — это ощущаемый опыт, отношения или что-то еще.

Гуманистам трудно увидеть различие, за исключением сравнительной древности, между господствующей религией и людьми «новой эры», которые принимают бездумную бессмыслицу об исцеляющих способностях кристаллов, о фэн-шуй, астрологии или альтернативной медицине и которые отказываются тестировать ее в контролируемых испытаниях. Для гуманистов вера должна быть пропорциональна доказательствам. Гуманисты видят ценность скептицизма, когда доказательства неадекватны, и отвергают догму, религиозную, политическую или любого другого рода.

Таким образом, гуманисты отвергают идеи и теории, которые не являются разумными, и не принимают понятия, которые не подкреплены адекватными доказательствами. Цель гуманистов заключается в том, чтобы приблизиться к истине как можно ближе. Они считают безумным верить в вещи без достаточного количества доказательств.

Актуальность гуманистических теорий

Говоря о теории Маслоу, мы уже упомянули, что его конструкцию нельзя рассматривать линейно как замещение удовлетворенной потребности следующей, пока что не удовлетворенной. Более того, истории известна масса фактов, когда великие ученые, художники и музыканты прозябали в глубокой бедности и нищете, что не отвлекало их от занятий наукой и творчеством. А ставшая расхожей фраза «художник должен быть голодным» и вовсе подразумевает, что избыточная сосредоточенность на решении бытовых проблем будет мешать думать о возвышенном.

Классикой жанра считается древнегреческий философ Диоген, живший в бочке и отказавшийся от идеи создания семьи, полагая, что это ограничит его свободу. Опровержения жесткой иерархии ценностей можно найти даже в истории самих гуманистических теорий личности. Психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл, совершивший прорыв в понимании человека как высокодуховного существа, продолжал писать научные труды даже в условиях фашистского концлагеря, когда потребности в пище и безопасности не только не были удовлетворены, но не было даже шанса как-то вырваться из этого повседневного кошмара.

Жизнь преподносит и строго противоположные примеры, когда обеспечившие себя на 10 тысяч жизней вперед высшие чиновники продолжают брать взятки, причем отнюдь не с целью вложить их в свое духовное развитие или подарить миру уникальный научный эксперимент. Тем не менее стоит признать, что, применительно к среднестатистическому гражданину, гуманистические теории личности часто подтверждают свою актуальность.

Так, дефицитарная мотивация, действительно, многих заставляет работать на трех работах и забыть об отдыхе и книгах. Однако как только человек перестает нуждаться, ему требуется не просто жилье, а дом с красивым интерьером и экстерьером, не просто отдых, а поездка в экзотическую страну, где можно увидеть много нового и получить незабываемые впечатления. Часто появляются новые хобби, желание заняться благотворительностью, получить второе высшее образование, притом, что это требует затрат и времени, и денег.

Клиническое направление Карла Рэнсома Роджерса тоже, в целом, выдерживает испытание действительностью. Так или иначе, но большинство психотерапевтических методик сводится к тому, что человеку можно помочь только тогда, когда он сам желает себе помочь.

Таким образом, стоит взять из истории в современность оптимизм гуманистических теорий личности, по умолчанию полагающих, что человек социален и всегда стремится стать лучшей версией себя. Просто потому, что таких людей достаточно много для того, чтобы подтвердить теорию на практике.

Мы желаем, чтобы вас окружали исключительно высокодуховные и мотивированные на удачу люди, которые будут способствовать вашему разностороннему развитию!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — краткое содержание
  • Теория игр: история и применение
  • Что такое конформность и как ее избежать
  • Механизмы бегства от свободы: тезисы Эриха Фромма
  • Модель личности Кеттела
  • Самоактуализация
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание
  • Компенсаторные механизмы
  • Экзистенциальная психология: идеи, этапы развития, представители

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Роль науки

Наука — это просто лучший, почти единственный способ достоверно узнать о мире, но его ответы всегда временны, всегда открыты для повторного изучения в свете новых доказательств. Они не являются вечными истинами, никогда не неопровержимыми. Законы Ньютона были свергнуты Эйнштейном; теории Эйнштейна не могут учитывать квантовую физику; теория струн может отменить нынешние идеи.

То, что дает наука, — это не правда, а постепенное приближение к истине. Наука отказывается принимать догму, отказывается, позволять чему-либо быть бесспорным, допускает, что она может совершать ошибки, но содержит свои собственные средства для их исправления. Конечно, ученые могут ошибаться, но это человеческая ошибка, а не ошибка в методе. И этот дух непредвзятого, разумного исследования является важной частью гуманистических идей.

Российское гуманистическое общество

Гуманизм является следствием естественно присущей человеку гуманности, человечности. Он теснейшим образом связан с тем, что есть Я, человек как человек, его позитивная сущность.

Это не значит, что люди “обречены” на гуманизм. Человеку присущи отрицательные черты. У него есть и нейтральные качества, к которым относятся все физические, нервно-физиологические и познавательные способности, свобода, любовь и другие психо-эмоциональные характеристики. Правда, зачисление последних двух в рубрику нейтральных обычно вызывает возражения, ведь, сколько слов сказано во славу свободы и любви. Но реализм гуманиста в том и состоит, что он понимает негарантированность человечности свободы и любви, их обязательной связи со светлыми сторонами человеческого существа. Сколь ни неприятно нам признавать это, но жизнь демонстрирует бесчисленные проявления свободы как произвола, насилия и злой воли, а любви — как паразитизма и деспотизма, экспансии и притязаний, также как и, к сожалению, совместимости гения и злодейства. Очевидно, что нейтральные человеческие качества сами по себе ни хороши, ни плохи, они становятся таковыми, когда сочетаются, соответственно, с положительными и отрицательными качествами человека. Именно поэтому “нейтральная” область не может образовать какого-то мировоззрения.

Другое дело бесчеловечность. На ее основе формируется нечто противоположное гуманизму, скажем, криминальное или садистское мировоззрение. Оно реально, но его содержание негативно, оно — антипод гуманистического мировоззрения и предстает как его изнанка, как темная и иррациональная тяга к уничтожению и самоуничтожению человека. Нас же интересует не отрицательный, а положительный полюс личности. С этой точки зрения, гуманность — высшее жизнеутверждающее начало в человеке.

Главным признаком фундаментального характера гуманизма является особый характер его связи с личностью. Она решает здесь актуальный, исключительно важный выбор себя в качестве не просто индивидуального Я (что происходит в обычном акте самосознания), а Я человечного, достойного лучшего в себе и равно достойного всем ценностям мира. На этой основе позитивно решаются все иные — философские, религиозные, политические, правовые и другие мировоззренческие вопросы.

Осознание человеком своей собственной человечности, ее ресурсов и возможностей — это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма. Каким бы невероятным это иногда ни казалось, но человечность — неустранимый элемент внутреннего мира любого психически нормального человека. Абсолютно бесчеловечных людей не бывает и быть не может. Но нет и абсолютно, стопроцентно человечных людей. Речь идет о преобладании и борьбе в личности того и другого.

Гуманизм представляет собой определенную сумму общечеловеческих ценностей, обычных (простых) нравственных, правовых и иных норм поведения. Их каталог знаком практически каждому из нас. Он включает в себя такие конкретные проявления человечности, как доброжелательность, сочувствие, сострадание, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, чувство справедливости, ответственность, благодарность, терпимость, порядочность, кооперативность, солидарность и др.

Сложнее дело обстоит с характеристиками основ гуманизма как мировоззрения и явления общественной и культурной жизни. В них должна фиксироваться сущность человека, его взаимосвязи с обществом и природой, место и специфика гуманизма по отношению к другим мировоззрениям, социальным практикам и институтам.

По моему разумению, фундаментальными чертами гуманистического мировоззрения являются следующие:

1. Гуманизм — это мировоззрение, в центре которого идея человека как высшей ценности и приоритетной по отношению к себе реальности в ряду всех других материальных и духовных ценностей. Иначе говоря, для гуманиста личность — исходная реальность, приоритетная и безотносительная по отношению к себе и относительная в ряду всех остальных.

2. Гуманисты, следовательно, утверждают равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам.

3. Гуманисты допускают возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но они отвергают редукцию, т.е. сведение сущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д. Сущность человека — это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.

4. Гуманизм, таким образом, — это собственно человеческое, светское и мирское мировоззрение, выражающее достоинство личности, ее внешне относительную, но внутренне абсолютную неуклонно прогрессирующую самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом всех иных реальностей, известных и неизвестных существ окружающей ее действительности.

5. Гуманизм — это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, стоицизм, трагизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.

8. Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.

7. Гуманизм — это мировоззрение без границ, поскольку предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикальных внутренних трансформаций перед лицом изменений и новых перспектив человека и его мира.

8. Гуманисты признают реальность антигуманного в человеке и стремятся максимальным образом ограничить ее сферу и влияние. Они убеждены в возможность все более успешного и надежного обуздания негативных качеств человеческого существа в ходе поступательного развития мировой цивилизации.

9. Гуманизм рассматривается в качестве принципиально вторичного феномена по отношению к гуманистам — группам или слоям населения, фактически существующим в любом обществе. В этом смысле гуманизм — не более чем самосознание реальных людей, понимающих и стремящихся взять под контроль естественно присущую любой — в том числе и гуманистической — идее тенденцию к тоталитарности и господству.

10. Как социально-духовное явление гуманизм — это стремление людей достигнуть возможно более зрелого самосознания, содержание которого составляют общепринятые гуманистические принципы, и практиковать их во благо всего общества. Гуманизм представляет собой осознание наличной гуманности, т.е. соответствующих качеств, потребностей, ценностей, принципов и норм сознания, психологии и образа жизни реальных слоев любого современного общества.

11. Гуманизм — это больше, чем этическая доктрина, поскольку стремится осознать все области и формы проявления человечности человека в их специфике и единстве. Это значит, что задача гуманизма — интегрировать и культивировать на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, юридические, гражданские, политические, социальные, национальные и транснациональные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.

12. Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой, т.е. общественным идейным течением и структурой, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества. Вместе с тем, задача гуманизма — прояснить и очертить плюрализм общечеловеческих политических ценностей, составляющих общую основу политических доктрин и движений. Тем самым он способен, готов выполнять и выполняет коммуникативно-интегративную, координирующую и согласительную функцию в диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе. Он способен предложить и предлагает всем не тоталитарным и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему ценностей, способных гуманизировать политические идеологии и политику в целом.

13. Гуманизм не является и не должен являться какой-либо формой религии. Гуманистам чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного, преклонение перед ними и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Гуманисты отвергают дух догматизма, фанатизма, мистицизма и антирационализма.

14. Гуманисты скептически относятся к явлениям, которые объявляются паранормальными, экстрасенсорными, оккультными, магическими, спиритическими, ясновидческими, астрологическими, телекинетическими и т.п., и выступают за необходимость независимого и объективного научного критического исследования заявлений о такого рода феноменах.

15. Идеи гуманизма не могут быть использованы для достижения противоположных ему целей. Гуманисты в целом разделяют принципы Всеобщей декларации прав человека.

***

Для гуманистического движения важен и дорог не гуманизм сам по себе, а человек, его объективная человечность. Он, его практический образ жизни приоритетны по отношению к любой, пусть даже и блестяще сформулированной, гуманистической доктрине или программе. В организационном и социальном смысле это означает максимально возможную открытость и демократизм гуманистических движений, обществ и институтов. Для практики гуманистического просвещения это означает максимально цивилизованные и взвешенные формы обсуждения и оценки оппозиционных или противоположных гуманизму точек зрения или идей, что отнюдь не исключает определенности, последовательности, решительности и смелости в воплощении и защите гуманистических ценностей. Особенно корректной должна быть работа по расширению участников движения светского, гражданского гуманизма. Главное здесь — консолидация людей, уже считающих себя гуманистами или способных осознать себя в качестве таковых. Это перспективно, поскольку их действительно много даже в стране с такой сложной исторической судьбой, как Россия.

Речь, таким образом, идет о том, что связано с советом человеку разобраться со своим внутренним миром, навести в нем порядок. Гуманистический призыв — это, в конечном счете, призыв к человеку не принимать что-то извне безразлично, а прежде обрести себя с помощью самого себя и объективных возможностей, это призыв докопаться, увидеть в себе позитивные основы самого себя, своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и со всеми другими — социальными и природными — не менее дос-тойными и удивительными реальностями.

В. А. Кувакин Президент Российского гуманистического общества

Мораль и нравственность

Человеческие моральные инстинкты необязательно являются руководством к тому, как вести себя, но они являются хорошей отправной точкой, поскольку вытекают из моделей поведения, способствовавших выживанию группы, которые были сформированы, проработаны и адаптированы в течение тысяч лет моральной философией и практическими рассуждениями.

Но обстоятельства меняют ситуации, и конкретные формулировки морали и этики могут устареть. Люди несут ответственность за сохранение морали. Цель морали, как видят ее гуманисты, состоит не в том, чтобы соответствовать некоторой модели. Она существует, чтобы служить человеку.

Моральный смысл наряду с убеждениями обеспечивает основу для этики, в рамках которой гуманисты могут применять утилитарную этику или этику добродетели или могут занимать любое количество позиций. При этом гуманистическая мораль не заходит так далеко, чтобы устанавливать фиксированные правила. Это требует от людей суждения в рамках обстоятельств каждой ситуации. Эта гибкость, эта приверженность диалогу и этической беседе имеет основополагающее значение для гуманистических нравственных ценностей. Именно они играют большую роль в формировании личности.

Таким образом, гуманистическая мораль придает ценность и значение индивидууму. Взаимозависимость личности и общества подразумевает обязанность человека по отношению к обществу – индивидуальную ответственность за свое поведение, поскольку оно влияет на общество.

Принципы и нормы

Существует множество постулатов, признаваемых гуманистическими. Однако из-за сильной сегментации этого движения многие из них оспариваются или вовсе не признаются, особенно в контексте отношения к религии.

Поэтому лучшим здесь будет универсальный подход, согласно которому можно выделить следующие принципы:

  1. Свобода развития и выбора каждого индивидуума.
  2. Уважение достоинства и личных границ всех членов общества вне зависимости от происхождения, социального положения и взглядов.
  3. Демократический подход во взаимоотношениях между людьми.
  4. Прогресс и улучшение общества для повышения качества жизни и нравственного климата.
  5. Развитие организаций для защиты прав и свобод.
  6. Стремление к мирному урегулированию конфликтов между людьми и государствами.
  7. Признание человечества неотъемлемой частью природы и экологический активизм.

Духовность

Это понятие довольно спорно для гуманистов, так как они отвергают существование трансцендентного царства, душ и духов. Однако этот опыт все же очень реальный, даже если он имеет естественное происхождение. Дело в том, что мистическое чувство расширения, союза не имеет конкретного интеллектуального содержания. Кроме того, следует принять во внимание широту гуманистической традиции, представленной некоторыми мыслителями, которые признаются как представители гуманизма, хотя этого понятия не было ранее. Эта традиция включает Конфуция, Эпикура, стоика Маркуса Аврелия, Дэвида Хьюма, Джона Локка, французских философов, Тома Пейне, Мэри Уолстонкрафт, Джорджа Элиота. Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей.

Основные черты гуманизма

Гуманизм стал основой мировоззрения эпохи Возрождения. К основным чертам гуманизма обычно относят следующие признаки:

  1. Возвращается интерес к потребностям человека. Философы-гуманисты интересовались внешним обликом и духовным содержанием человека. Они стремились изучить достижения античных классиков.
  2. Формируется культ индивидуальности. Важным инструментом воспитания человека признаётся литература.
  3. Признаётся исключительная роль поэзии. Поэзия воплощала в себе синтез лучших качеств человека, являла собой пример наиболее полной и удачной формой выражения мыслей и чувств.
  4. Происходит изменение философской системы. Гуманисты отрицают философско-теологическую базу средневековых мыслителей, которая опиралась на учение Аристотеля и его сторонников. Они изучают человека с его речью и действиями, с проявлением его характера и результатами деятельности.
  5. В центр гуманизма как системы ставится фигура интеллектуала-гуманиста. Он, заявляя о своей индивидуальности и защищая её, старается представить свою идеология, отделив свои взгляды от других философов.
  6. Принимается универсальность гуманистических ценностей. Гуманисты нарушают сословные границы и представляют учение без классовых интересов. Они заявляют об универсальности выдвинутых ими человеческих ценностей, которые имеют значимый вес для всего образованного человечества.
  7. Складываются противоречивые отношения с властью. Многие гуманисты опирались на поддержку власть имущих: сеньоров, королей, папских легатов. Неи всегда им удаётся избежать преследований со стороны церкви, поэтому им приходится скрываться, покидать родину или переходить в противоположный лагерь.

Права и достоинство

Существует и ряд других ценностей. Гуманистическая позиция состоит в том, что все люди имеют право на достоинство. Это утверждение вводит ключевую идею о том, что люди имеют право на жизнь, повышая тем самым ценность и проблемы универсальности прав, разнообразие прав (индивидуальные и коллективные, т.е. группы), их дифференциации (гражданские, религиозные, близкие). Достоинство как гуманистическая ценность открывает двери для множества прав человека. Они должны стать частью мировой культуры, способствуя формированию действительно человеческого общества с правами и достоинством, одинаковыми для всех людей.

Основные признаки

На сегодняшний день можно говорить о разделении движения на множество течений, разделенных по религиозным, политическим, идейным и этическим мотивам. Есть и тенденция к универсализму — стремление создать некий общий «гуманистический знаменатель», выносящий нравственные идеалы за рамки тех или иных учений и доктрин.

В целом же основу гуманистической концепции можно свести к следующим основным критериям:

  • самодостаточность — свобода от влияния иных доктрин, идеи рождаются через нравственное развитие личности;
  • первичность — гуманистические ценности есть главная основа социальной структуры общества;
  • универсальность — применимость идей к любому человеку и типу социального устройства.

Внутренний мир человека

Это понятие рассматривается как философами, так и психологами, педагогами. Его рассматривают как субъективную реальность, то есть все, что является внутренним содержанием психологической деятельности, свойственно только одному конкретному человеку. Это обусловливает индивидуальность и уникальность каждого человека. С другой стороны, данное понятие имеет большое значение при рассмотрении гуманистических ценностей человека.

Формирование внутреннего мира является опосредованным. Этот процесс связан с определенными внешними условиями. Данное положение объясняется тем, что внутренний мир человека – это специфическая форма отражения внешнего мира, которой свойственна собственная пространственно-временная характеристика и содержание.

Некоторые религиозные и философские концепции полагают, что человек изначально обладает определенным внутренним миром, а в течение жизни происходит его открытие и познание. Другие представления об этой категории базируются на более материалистической основе. Согласно этой точке зрения возникновение и развитие внутреннего мира происходят в процессе формирования человека как личности, которому свойственна активность, связанная с отражением и освоением окружающей действительности.

Гуманизм в современном мире

В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.

Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.

Гуманистические ценности в сфере образования

Одна из целей современного образования – воспитание личности. Духовность и нравственность, относящиеся к гуманистическим ценностям, выступают как важнейшие, базисные характеристики личности. Ребенок при этом выступает как центр духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание – это организованный, целенаправленный процесс, представляющий собой как внешнее, так и внутреннее (эмоционально-сердечное) воздействие педагога на духовно-нравственную сферу развивающейся личности. Эта сфера является системообразующей по отношению к внутреннему миру ребенка. Такое воздействие определяется комплексным, интегрированным характером по отношению к чувствам, желаниям, мнениям личности. В его основе лежит определенная система гуманистических ценностей, заложенная в содержании образования. Актуализацию этой системы обусловливает определенная позиция педагога.

Основные виды

Изначально гуманистическое движение эволюционировало и разделялось именно в свете отношения к религии — можно проследить цепочку от сочетающих стоицизм и христианство мыслителей Ренессанса до воинствующих философов-атеистов Нового времени. Однако в прошлом столетии окончательно оформились и другие направления. Рассмотрим наиболее известные из них.

Литературный

Понимается как воплощение данных идей через литературное творчество. Авторы несут их читателю через создание образов, сюжетов, стараясь передать ему соответствующие ценности либо заставив задуматься об их актуальности.

Культурный

Так иногда именуют античное философское наследие, берущее свое начало в греко-римской цивилизации. Именно его рецепция в эпоху Ренессанса заложила базу для эволюции и утверждения гуманистических идеалов в современном понимании.

Философский

Данным термином можно именовать мировоззренческую базу или идейный фундамент для практической реализации гуманистических идей. Первоосновой здесь принято считать работы древнегреческих философов.

Религиозный

Сторонники этого движения стремятся к созданию общечеловеческой этики, своего рода религии без откровения и мистицизма, направленной на практическое решение земных вопросов. Однако термину нередко придается и другое значение — осмысление религиозных учений как источника гуманистичности, утверждение абсолютной ценности человеческого существа как божьего творения.

Светский

Пожалуй, самое известное направление. Его сторонники считают возможным вести этический и нравственный образ жизни без опоры на религиозную мораль или заповеди. Также свойственна вера в прогресс, силу науки и последовательная борьба за секуляризм — отделение религии и ее институтов от государства.

Народный

Достаточно редко встречаемое определение. Им иногда маркируют гуманистические идеи, имеющие специфику, которая обусловлена менталитетом того или иного народа либо этнической группы. На практике может пересекаться с религиозным или литературным, отражая особенности и верования конкретного социума.

Правозащитный

Сюда относится движение за защиту прав и свобод личности в общественной, политической и частной сфере. Активисты стремятся отстаивать интересы граждан, оказывающихся в уязвимом положении в плане взаимодействия с органами власти либо притесняемых другими людьми.

Пацифистский

Для гуманистического движения характерно негативное отношение к насилию в целом. Но пацифисты делают особый акцент на борьбе с войнами и другими вооруженными конфликтами. Декларируется необходимость решать политические и социальные противоречия путем переговоров. Пацифисты стали набирать силу в середине ХХ столетия на фоне войны во Вьетнаме.

Общественный

Во многом пересекается с правозащитным и порой трудно разграничить одно от другого. Акцент ставится на комплексную работу в целях улучшения нравов и морально-этического состояния социума в целом. Активисты занимаются волонтерской и благотворительной деятельностью.

Гуманистическое воспитание

Несмотря на то что гуманистические ценности являются неотъемлемой частью содержания образования, их выявление не происходит само по себе. Этот процесс должен быть целенаправленным, а сами ценности необходимо структурировать, дидактически переработать, после чего педагог принимает их как личную систему ценностей. И только после этого их можно использовать как систему ценностных ориентаций учащихся, учитывая их возрастные особенности. Только в этом случае они могут выступить как основа духовно-нравственного воспитания школьников.

Гуманизм эпохи возрождения

Если в Средние века церковь управляла умами людей, земная жизнь рассматривалась с позиции подготовки к загробной, то ренессанс породил нового человека, которого интересовало устройство этого, вполне реального, а не какого-то там мифического загробного мира.

Именно эпоха Возрождения явила миру художников, поэтов, изобретателей, первооткрывателей и прочих гениев, имена которых до сих пор известны любому ребенку.

Итальянцы Франческо Петрарка (его считают основателем гуманизма), Данте Алигьери, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, англичане Шекспир и Бэкон, французы де Монтень и Рабле, испанец Сервантес, немцы Эразм Роттердамский, Альбрехт Дюрер — все эти люди были гуманистами эпохи Возрождения.

Гуманизм возник в Италии в XIV веке в противовес средневековому аскетизму. Он развивался под влиянием огромного интереса к античности как новое философское направление, где во главу угла ставилась духовная сущность человека, его свобода и право на земные радости.

Гуманизм эпохи Возрождения поставил в центр мироздания человека как самое совершенное творение природы, в котором заложено божественное начало. И смысл существования этого творения не в замаливании грехов, а в умении находить гармонию в земной жизни.

Средневековый человек мыслил себя частью своей социальной группы, свою ценность осознавал через соответствие принятым нормам. Человек Возрождения ценен не по факту социальной принадлежности, а деятельностью и личными заслугами.

Именно гуманистические идеи породили совершенно новую культуру, в основе которой лежат жизнерадостные светские темы. Гуманизм, прославляющий индивидуальное начало человека (что такое индивидуальность?), превратил анонимное искусство средневековья в авторское. Сравните, сколько средневековых художников, литераторов, музыкантов вы можете назвать навскидку и сколько имен родом из эпохи Возрождения.

Так как гуманизм предполагал путь человека к совершенству, то в сферу интересов гуманистов входили вопросы воспитания и образования. В систему образования вводился обширный цикл гуманитарных наук, подход к воспитанию молодежи был основан на уважении личности ребенка, поэтому порка перестала считаться удачным педагогическим приемом.

Кто такие гуманисты?

Гуманист — это человек, который заинтересован или заботится о благополучии, ценностях и достоинстве человечества. Гуманисты предоставляют человеку свободу выбора. По их мнению, принятие собственных решений приведёт к прогрессу, личностному росту и к более позитивной самооценке.

Они также заостряют внимание на том, что беспокойство является движущей силой перемен. Гуманисты считают, что перемены равным образом ведут к более независимой и полной жизни.

Некоторые из первых гуманистов, включая Поджо Браччолини, Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, были коллекционерами древних рукописей.


Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374)

Франческо Петрарка считается отцом гуманизма. Он был первый, кто заявил о первостепенной значимости человека. Петрарка определил познание человека как важнейшую дилемму для учёных и философов. Петрарка также придумал новый метод постижения — самопознание вместо логики.

В чём проявляется гуманизм?

Гуманисты утверждают, что нет никаких доказательств того, что какая-либо сверхъестественная сила нуждалась в чём-то или чего-то хотела от людей, что-либо им сообщала или вмешивалась в законы природы, помогала или вредила кому-либо.

Гуманисты утверждают, что благополучие человечества, а не предполагаемого Бога или богов, имеет самое важное значение. Поэтому гуманизм направлен на удовлетворение человеческих желаний и потребностей.

Сторонники гуманизма утверждают, что люди могут найти смысл жизни и максимально увеличить уровень своего счастья на долгое время, развивая свои таланты и используя их для служения человечеству.

Гуманисты уверены, что такой подход к жизни более полезный и приводит к более глубокому и долгосрочному удовлетворению, чем гедонистическое стремление к материальным или чувственным удовольствиям, которые вскоре исчезают.

Читайте подробнее про гедонизм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]