Конфликтные ситуации случаются не только между отдельными личностями.
Возникают и гораздо более серьезные конфликты, когда в инцидент включаются целые государства, миллионы людей.
Многие люди не до конца понимают, в чем заключается опасность межнациональных конфликтов, насколько важно решать проблему мирным путем, в противном случае возможны серьезные последствия.
Как разрешить внутренний конфликт? Рекомендации экспертов помогут вам!
Основные понятия
Термином «межнациональный конфликт» принято называть осложнение отношений между народами и нациями или различными социальными классами, что приводит как к взаимной ненависти, так и к прямым военным действиям. Решение подобных проблем представляет определенные сложности, особенно если вражда теплится столетиями, а цивилизованного выхода из сложившейся ситуации нет. Сложности во взаимоотношениях возникают как на уровне федеральных органов власти, политических движений и партий, так и в семейно-бытовых отношениях.
При межнациональных столкновениях на первый план выходят сложные глубинные процессы отношений различных этнических групп и общностей. Влияние на развитие таких ситуаций могут оказывать разные факторы, в том числе религиозная сфера, культурные, территориальные, исторические и политические проблемы. Решение межнационального конфликта будет отличаться с учётом его причины, а также особенностей народности или группы людей, проживающей на определённой территории.
Пути разрешения и предотвращения межнациональных конфликтов
Лучший способ решения конфликта – не допустить его возникновения, поэтому главной целью национальной политики любого государства должно быть сохранение стабильных межнациональных отношений. Эта цель достигается посредством:
- обеспечения равноправия всех наций, удовлетворения их национально-культурных, религиозных и иных потребностей;
- создания условий для сохранения этнической культуры малых народов: финансирования преподавания и телерадиовещания на их родном языке;
- предоставления компактно проживающим меньшинствам широкой автономии в решении собственных дел, делегирования властных полномочий на местный уровень;
- пропаганды межнациональной толерантности, взаимного уважения, неприемлемости насилия.
В решении национальных конфликтов, возникающих на межгосударственном уровне эффективно создание международных структур: комиссий, комитетов, советов.
В случаях, когда конфликтная ситуация уже существует и требует урегулирования, действенными являются следующие средства:
- Нейтрализация конфликта – перевод его в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон.
- Избегание – игнорирование противника, отсутствие реакции на поступки противоположной стороны.
- Откладывание – уход от противоборства, перерыв конфликта, ожидание смены обстоятельств и снижения эмоционального накала.
- Переговоры – совместная деятельность сторон по поиску взаимоприемлемого решения проблемы.
- Третейское разбирательство – процедура мирного урегулирования конфликта с участием третьей стороны, которая выступает посредником или арбитром.
- Разделение проблемы на ряд отдельных задач и последовательное их решение.
- Примирение – сближение позиций и интересов конфликтующих сторон.
Стремление сторон прийти к взаимному пониманию, найти компромиссное решение – важнейшее условие урегулирования конфликта.
Факторы развития
В каждом случае факторы и причины межнациональных конфликтов отличаются. Проблемы могут появляться буквально на пустом месте или назревать десятилетиями, когда у соседствующих национальностей имеются культурные различия или территориальные претензии. К факторам, оказывающим влияние на развитие межнациональных конфликтов, относят:
- тип поселения;
- национальный состав в регионе;
- возраст социально активной группы;
- социальное положение;
- история взаимоотношений;
- политические взгляды;
- уровень образования.
Вне зависимости от факторов, которые приводят к развитию межэтнических конфликтов, в итоге происходит массовое нарушение прав граждан и действующих законов. При отсутствии должного контроля со стороны государства это может привести к этническим чисткам и полноценной войне. Подобное отмечалось в бывшей Югославии, где федеральный центр всеми силами стремился сохранить быстро распадающееся многонациональное государство. В результате отмечались этнические чистки в различных регионах Сербии.
То же относится и к африканским странам, где межэтнические конфликты стали повседневной частью жизни местного населения. На черном континенте постоянно вспыхивают вооруженные столкновения между различными племенами, при этом их причиной является не только возможный раздел территории и природных ресурсов, но и копившаяся годами ненависть между кланами.
Виды мирного существования
- Этническое смешивание
– межнациональные браки способствуют смешиванию различных этнических групп, которые спустя некоторое время и поколения образуют единую нацию. - Этническая ассимиляция
– поглощение одним народом другого. Разделяют мирную и военную форму. - Формирование многонационального государства
– государство, в котором нациям предоставлена полная свобода и права. В некоторых странах несколько языков закреплены на государственном уровне.
Возможные предпосылки
Успешность разрешения имеющихся конфликтов будет во многом зависеть от правильности определения причины их возникновения. Чаще всего это серьёзная деформация в национальной политике, а также копившаяся в течение многих десятилетий неудовлетворенность положением нации или группы людей. Бывает достаточно даже малейшей искры, чтобы разразился кровопролитный конфликт, решить который в последующем будет крайне сложно.
Обычно межэтнические конфликты проявляются на фоне ухудшения экономической ситуации в стране, специалисты даже стоят графики и таблицы прямой зависимости роста напряженности от состояния домашних хозяйств. Это приводит к социальной неудовлетворённости, когда одна группа или нация получает определенные привилегии от государства, а другая общность вынуждена выносить тяготы и лишения нищеты. Классическим примером межнациональных конфликтов являются войны в Африке, которые возникают на фоне депрессивной экономики и бедности населения.
В постсоветских странах причинами конфликтов являются искусственность создания отдельных государств, закостенелость структуры управления, а также нежелание видеть и решать проблемы, которые могут привести к многочисленным национальным или этническим стычкам и общей напряженности.
Еще одной причиной развития межнациональных государственных конфликтов является исторический фактор. В прошлом различные этносы могли воевать за территорию, находились в зависимости друг от друга, что приводило к ограничению в правах, ущемлению национальных интересов, традиций, культуры и языка. Сегодня же, когда такие нации оказались в условиях одной страны и компактного проживания, исторические взаимоотношения и былые проблемы не забыты, они постепенно тлеют, а малейшего повода бывает достаточно для развития столкновения или даже полномасштабной войны.
Тенденции в развитии этносов
- Межнациональная интеграция – промежуток времени, в ходе которого происходит объединение различных этносов и народов через все сферы жизнедеятельности государства. Формами межнациональной интеграции представлены – транснациональные предприятия, экономические союзы, межнациональные культурные организации.
- Межнациональная дифференциация – процесс, проявляющийся к разделению этносов. Формы представлены самоизоляцией индивида, возникновение национализма в политической и культурной сфере, конфессиональный фанатизм и терроризм.
Формы конфликтов
Существует несколько основных цивилизованных и нецивилизованных форм конфликтов. Это могут быть как дискриминации по национальному признаку или вероисповеданию, так и открытые столкновения, приводящее к массовым беспорядкам и локальным войнам. Принято выделять следующие формы и типы межнациональных конфликтов:
- локальные сепаратистские и гражданские войны;
- массовые беспорядки с грубым нарушением прав личности;
- религиозный фундаментализм.
Последний наиболее опасен, так как на почве расхождений в вероисповедании часто отмечаются массовые беспорядки и этнические чистки. В последующем решить подобные проблемы и примирить враждующие нации бывает крайне сложно, а зачастую даже невозможно.
Ксенофобия
Неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как неприятного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.
Общемировые массовые фобии, основанные на ксенофобии, возникают в эпоху модерна. «Великие ксенофобии» формировались в Европе, но принимали общемировой характер и распространялись не только на страны «европейского мира». К началу XX века к «великим ксенофобиям» относились концепции «мирового еврейского заговора» и «желтой опасности». При этом две эти фобии могли сливаться в одну теорию мирового заговора.
Так ультраправый российский политик Владимир Пуришкевич заявлял, что евреи сознательно саботируют борьбу с надвигающейся «желтой опасностью», дабы подорвать мощь России, а Михаил Меньшиков заявлял, что евреев и китайцев объединяет «экономический паразитизм» и «древнее притязание Азии владеть нами».
ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ ЭЛИТ |
Пути преодоления проблемы
Сложность урегулирования межнациональных и расовых проблем состоит в том, что универсальных подходов в подобном случае попросту не существует. Мировой опыт показывает, что такие ситуации проще и эффективнее урегулировать мирными способами. Силовое решение будет лишь эффективно до тех пор, пока в регион введены войска, обеспечивающие полную безопасность в городе или в отдельной области. Но как только силы правопорядка покинут мятежный проблемный регион, конфликт вновь вспыхнет с прежней силой.
Одним из вариантов решения проблемы является разделение, то есть деконсолидация сил. В рамках такой работы отсекают радикальные группы и элементы, поддерживая стороны, которые склонны к переговорам и компромиссам. Делаются попытки прервать конфликт, подписав временное перемирие враждующих сторон. Это позволяет снизить накал страстей и уменьшить эмоциональный фон противостояния.
Для предупреждения межнациональных и международных конфликтов проводят мирные переговоры, в которых могут участвовать как противоборствующие стороны, так и третьи силы, выступающие гарантом исполнения всех достигнутых договоренностей.
Первоначально обговариваются жизненно важные потребности, а в последующем на переговорном процессе затрагиваются уже социальные, экономические и бытовые вопросы. Только таким способом можно преодолеть обострение и решить возможные проблемы.
Лишь комплексным подходом к предотвращению межнациональных конфликтов, пути решения и план которого утвержден всеми сторонами, можно будет избежать массовых беспорядков, развития религиозного фундаментализма и локальных войн. При этом выработанное решение должно учитывать интересы всех замешанных сторон. В будущем уже после достижения консенсуса и мира часто требуется полный пересмотр нормативно-правовых актов и законодательства, которое регулирует вопросы жизни граждан, вовлеченных в межэтнические столкновения в России и Европе.
Апартеид
Вплоть до последнего десятилетия XX в. в Южной Африке господствовал апартеид — система насильственной расовой сегрегации. При апартеиде каждый житель Южной Африки подпадал под одну из четырех категорий: белые (потомки европейских иммигрантов), «цветные» (люди, предками которых были представители более чем одной «расы»), азиаты и черные. Меньшинство белых южноафриканцев, составлявшее около 13% населения, управляло небелым большинством. Небелые не имели права голоса и не были представлены в центральном правительстве. Сегрегация была обязательна на всех уровнях жизни общества, от мест общественного пользования, таких как туалеты и железнодорожные вагоны, до соседства по месту жительства и школ. Миллионы черных жителей страны были согнаны в так называемые homelands — резервации подальше от главных городов — и работали в качестве временных рабочих на золотых и алмазных приисках, кочуя с места на место.
ПРАВО: ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
Геноцид
Это действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую путём:
- убийства членов этой группы;
- причинения тяжкого вреда их здоровью;
- мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
- изъятия детей из семьи;
- предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
С 1948 года геноцид признаётся в ООН международным преступлением.
Текст книги «Конфликтология. Шпаргалка»
Международный конфликт
Общепризнанно, что международные конфликты труднее всего поддаются регулированию, поскольку характеризуются высокой степенью напряженности, широким применением методов насилия. Это связано с тем, что такие конфликты обычно возникают в результате обострения наиболее сложных типов противоречий, таких как расовые, национальные, территориальные. В такие конфликты напрямую вовлекаются влиятельные государственные и частные организации. В то же время основной причиной возникновения международных конфликтов являются экономические интересы, которые могут маскироваться отстаиванием прав человека в разных уголках земного шара, обладающих ценными видами ресурсов.
В последние годы произошло важное изменение в понимании сущности и природы возникновения международных конфликтов. Получила достаточно широкое распространение идея о том, что многие международные конфликты можно разрешить приемлемыми для обеих конфликтующих сторон средствами, носящими исключительно мирный характер. Несмотря на эскалацию насилия в разрешении международных конфликтов (военные акции НАТО в Югославии, Ираке), эта идея носит исключительно конструктивный характер и может стать серьезным стимулом для развития конфликтологической теории и практики.
Мирные методы разрешения конфликтов основаны в первую очередь на четком выявлении сложившейся системы противоречий, которые должны быть переведены из скрытого в открытое поле, поскольку только в этом случае они поддаются управлению. Вторым важным моментом является требование воспринимать своего оппонента не как врага, а как партнера. В этом случае участники конфликта способны понять, что собственную безопасность можно обеспечить только гарантией полной безопасности противоположной стороны.
Новые методы разрешения международных конфликтов связаны с использованием двух следующих подходов: традиционного (направленного на разрешение противоречий при помощи уже используемых социальных теорий) и миросозидательного (основанного на всеобъемлющей идее миротворчества и полного исключения самой мысли о возможности использования вооруженных методов регулирования).
Последний предполагает использование методов, ограничивающих вероятность вооруженных столкновений и включающих поиск путей с целью предотвращения международных конфликтов. Он имеет большие перспективы для успешного регулирования сложных ситуаций в отношениях между разными государствами и народами в будущем.
Оперативное регулирование возникшей конфликтной ситуации на международной арене может нейтрализовать появление серьезного кризиса. В то же время используемые в настоящее время методы построения мирового порядка на основе разделения сфер влияния могут лишь на время смягчить обострение противоречий, но не устранить их полностью. Уменьшению международных конфликтов может способствовать всеобщее соблюдение официально зафиксированных норм международного права. В связи с этим важное значение начинает приобретать выработка эффективных процедур принятия решений в сфере межгосударственных отношений и контроль за их точным выполнением, особенно при реализации государственного вмешательства в национальные интересы других стран. Эта задача должна быть решена Советом ООН, который должен создать для всех стран мира возможность защищать свои интересы и свою безопасность и не допустить нарушение норм международного права. В то же время мировые державы продолжат стремиться к мировому господству, провозглашая разные части земного шара зонами своих стратегических интересов, нарушая достигнутые международные соглашения и не считаясь при этом с нормами международного права.
Этноконфликты
Межэтнические конфликты по праву считаются одними из самых сложных, поэтому их исследование предполагает в первую очередь точное определение состава участников. Для этого следует дать понятие самому термину «этнос», несмотря на то, что он продолжает оставаться одной из самых неопределенных социальных категорий. Согласно самому общему подходу этнос является специфическим результатом исторической эволюции определенного народа, прошедшего путь от малой изолированной группы до постнациональной современной общности. В сформировавшейся сегодня социальной реальности существуют многообразные тенденции организации, укрепления и развития групп людей, которые могут быть названы этносами, нациями, народами и т. п. Наиболее часто используемая трактовка этноса или нации в полной мере показывает специфику переплетения разных исторических тенденций в регионах мира и их серьезную противоречивость, что в большинстве случаев и приводит к возникновению межэтнических и межнациональных конфликтов во всех частях земного шара. Понятие этноса служит для определения сформировавшейся общности людей, которая выступает в специфических конкретно-исторических формах.
Теории социального и этнического конфликта очень близки между собой, поскольку и первая и вторая трактуют сложившиеся в современном обществе отношения как полигон борьбы конкурирующих между собой групп, использующих все возможные средства для сохранения или укрепления своих позиций, захвата (удержания) территорий и сохранения получаемых привилегий. Это приводит к сохранению или усилению дифференциации и социального неравенства некоторых социальных и национальных групп, усиливает внутригрупповое напряжение и приводит к возникновению разнообразных конфликтных ситуаций. При этом наиболее влиятельные и мощные группы (в т. ч. этнические) ограничивают или устраняют потребности более слабых групп, поскольку каждая групповая единица (и особенно этническая) стремится к расширению сферы своего влияния и сохранению собственной индивидуальности.
В качестве основных причин межэтнических конфликтов можно назвать дестабилизацию социально-экономической системы, территориальные претензии, глобализацию, неравенство разных национальных групп, последняя из которых является наиболее важным фактором. Неравенство может выражаться как в различии доходов и расходов разных национальных групп, так и недостаточной ресурсной базы, небольшой численностью народа. В качестве важного этнического показателя используется численность этноса, определяющая объективную образовательную возможность определенного этноса (создание национальной образовательной вертикали: от дошкольного до высшего образования) и субъективные претензии на создание собственного государственного образования национальных политических элит.
Развитие межэтнических конфликтов стимулирует любые проявления дестабилизации социально-экономической системы. В таких условиях основными чертами межэтнических столкновений становятся многоуровневость, многосубъектность, динамичность, что способствует индуктивному распространению таких конфликтов. В местах совместного проживания разных народов нередко возникают территориальные конфликты, когда одна или сразу обе противоборствующие стороны требуют пересмотра установленных государственных и территорильных границ, образования собственного государства. Опасность возникновения таких конфликтов сегодня остра как никогда ранее, и развитие демократии только ее увеличивает. Подобные конфликты могут возникнуть более чем в двухстах странах, на территории которых проживают более тысячи национальных и этнических групп.
Последствия этнических конфликтов
Все основные последствия межэтнических конфликтов на основе территориальной локализации делятся на внутренние и внешние. Важнейшим негативным последствием являются людские потери (так, например, только на территории бывшего СССР приблизительно один миллион человек составляют число погибших и пропавших без вести в ходе различных межэтнических столкновений). Менее очевидными последствиями является уменьшение количества деторождений в регионах этнических конфликтов, а также заметное ухудшение уровня жизни населения на этих территориях.
Самым масштабным последствием межэтнических конфликтов является массовая миграция населения из взрывоопасных регионов, стимулирующая проявление отрицательных тенденций в межнациональных отношениях, когда новая этническая конфигурация в зонах скопления беженцев приводит к серьезной конкуренции разных народов в области занятости, проживания и общения. Все это приводит к наращиванию националистических настроений и появлению многочисленных партий и движений националистического толка. В то же время вынужденные переселенцы теряют свои статусные характеристики и сталкиваются с невозможностью реализации в полной мере своих потребностей и интересов, что формирует у них негативное отношение к новому социальному окружению.
При этом любое расширение межнационального общения может иметь положительные последствия, миграция, например, служит сближению разных народов, сокращает между ними дистанцию и способствует формированию расовой и национальной терпимости. Однако это может произойти только в условиях добровольной миграции, не сопровождающейся обострением межнациональных противоречий, основанных на социальной конкуренции между различными этносами. Это наиболее вероятно в тех случаях, когда этнос рассматривается как статичная совокупность полностью несвязанных или мало связанных между собой семей или отдельных лиц. При таких условиях представители нового этноса достаточно легко адаптируются к новому социальному окружению, усваивают новый язык и образцы поведения, характерные для выбранной ими страны своего проживания. Однако это грозит практически полной утратой национальной идентичности.
Если же рассматривать этнос в контексте сложной самоорганизующейся системы, для которой первостепенное значение сохраняет потребность в сохранении национальной идентичности, он представляет собой совокупность индивидов, объединяемых тесными межличностными связями. Поэтому в экономически развитых странах, наиболее привлекательных для переселенцев (в т. ч. вынужденных), этнически однородные группы населения предпочитают проживать совместно, не ассимилируясь культуре принявшей их страны (например, китайские кварталы в Лондоне, Нью-Йорке, районы проживания выходцев из арабских стран в Париже и т. п.).
В связи с этим любое воздействие на такую систему будет расцениваться как способное нарушить ее целостность и встречать сильное противодействие со стороны представителей данного этноса. Это противодействие может серьезно обостриться в условиях конкурентных отношений по поводу жизненно важных ценностей между контактирующими национальными группами. В возникающее конфликтное поле вовлекаются все представители разных этнических групп вне зависимости от того, испытывают ли они на себе негативные последствия конкуренции за доступ к определенным видам ресурсов или нет.
Внутренние миграционные процессы, не связанные с межэтническими противоречиями, также могут иметь отрицательные последствия. К ним относится, например, разрушение демографического и трудового потенциала северных и восточных регионов РФ.
Проблемы урегулирования этнических конфликтов
Анализ заметно участившихся этнических конфликтов свидетельствует о необходимости выработки некоторых новых подходов к их урегулированию. В частности, ставится под сомнение идея, что каждая группа населения, объединяемая территорией, общим происхождением, языком, культурой, обязательно должна иметь собственное государственное образование. Стали очевидными опасности, связанные с абсолютизацией идеи самоопределения. Оказалось, что во многих регионах этнические группы не имеют мест компактного проживания, следовательно, демаркировать границы попросту невозможно. И даже в местах, где проживание казалось реальным (например, на территории бывшей Югославии), неизбежно возникали новые конфликты, иногда более острые, чем прежние.
Предлагаемые новые подходы
в основном сводятся к следующим положениям:
1) идеи западной демократии распространять на все регионы мира, оказывая при этом помощь сторонникам и вводя санкции против строптивых стран. Официальная позиция руководителей государств такова: этнические конфликты более свойственны диктаторским и репрессивным режимам, чем демократическим;
2) сама по себе демократия не предоставляет никаких реальных гарантий этническим меньшинствам, поэтому следует поддерживать не стремление к их отделению, а автономию. В таком случае этническое меньшинство, обладая некоторым самоуправлением, может не столь опасаться, что большинство, используя демократические нормы, будет его притеснять;
3) для урегулирования вооруженных этнических конфликтов предлагается выработать правила и механизм международного вмешательства. Эти правила и механизм должны быть легитимными, т. е. принятыми основными международными организациями (например, ООН);
4) должен быть пересмотрен традиционный для международных отношений принцип, по которому регулирование этнических конфликтов на территории какого-либо государства есть чисто внутреннее дело этого государства. Возможность вмешательства оправдывается угрозой возникновения потока беженцев из зоны конфликта, что может серьезно дестабилизировать экономическую и политическую жизнь соседних государств;
5) следует разработать условия, при котором вновь возникшие государства могут быть признаны и приняты в ООН и другие международные организации. В этой связи предлагается признавать государства, которые не были созданы под внешним, чаще всего вооруженным воздействием. Кроме того, необходимым условием признания являются обязательства уважать существующие границы, права человека, право национальных меньшинств на самоопределение.
Для России, на территории которой проживает большое количество разных этносов, отношения между которыми не раз приводили к кровопролитным столкновениям, проблема урегулирования межэтнических конфликтов очень актуальна. Конфликтные события в России в начале 1990-х гг. привели к официальному признанию правомерности постановки вопроса о политическом и правовом статусе любого этноса, что несколько ослабило напряженность в отношениях национальных движений (одна сторона конфликта) с республиканскими и федеральными властями (вторая сторона). Сложные межэтнические отношения обусловили необходимость предоставления на федеральном уровне конституционных гарантий представительства этнических групп в органах власти всех уровней, но прежде всего в субъектах Федерации. Правовой статус этносов обеспечивается нормами представительства этносов в высших органах власти (пропорционального и паритетного). Таким образом, делаются определенные шаги для смягчения этнических конфликтов в различных регионах (особенно в Закавказье), однако объективные причины для их возникновения все же сохраняются.
Человеческий фактор в конфликте
Человеческий фактор
– это понятие, обозначающее функцию человека в обществе. По определению человек является социальным существом, имеющим самосознание, обладающим способностями к производительному труду, творчеству, которое может изменить окружающий мир соответственно сложившимся представлениям. Поэтому анализ и описание разнообразных конфликтов, возможность применения специфических методов их разрешения непосредственным образом связаны с пониманием природы человека, определяющей природу общества.
Существует точка зрения, что все люди равны по рождению и обладают равной степенью свободы и одинаковыми правами. Однако реальность полностью опровергает это утверждение. Разные индивиды коренным образом отличаются друг от друга. Эти отличия определяются полом, возрастом, внешней привлекательностью, физической силой и здоровьем, умственными способностями, психологическими характеристиками, наследственной предрасположенностью к заболеваниям и т. п. Кроме этого, каждый человек усиливает собственное своеобразие по мере своего развития: приобретает разный жизненный опыт, квалификацию и образование, формирует систему ценностей и модель поведения, принимает определенные нравственные нормы и начисто отвергает другие. Поэтому каждая личность, представляя социальное явление (как продукт общения), обладает уникальными особенностями, отличающими ее от других людей. К ним относятся особенности восприятия, мышления, ощущений, которые имеют важное влияние на поведение человека в конфликтных ситуациях.
Так, например, на восприятие человека может повлиять его настроение, которое может улучшиться или ухудшиться под воздействием впечатления, оказываемого различными цветовыми сочетаниями, способными возбуждать или успокаивать, создавать обстановку тепла или холода, вызывать положительные или отрицательные ассоциации.
Не менее серьезное воздействие на восприятие человека оказывает музыка, которая может ассоциироваться с определенным цветом (синестезия), формировать механизмы психологической защиты, снимать сильное внутреннее напряжение, способствовать концентрации внимания (сенсибилизация).
Восприятие человека представляет собой процесс, благодаря которому элементы внешней среды получают общее отражение в его сознании. На уровень восприятия также оказывает влияние и физическое развитие человека: ловкость, гибкость, выносливость, быстрота реакции. Высокий уровень развития двигательных ощущений позволяет более точно ориентироваться в пространстве, помогает противостоять утомляемости. Важным условием продуктивной деятельности человека является способность восприятия времени (т. н. чувство времени). Индивиды, обладающие им в полной мере, демонстрируют повышенную требовательность к себе и окружающим в ходе решения рабочих задач.
Кроме того, в числе важных поведенческих факторов следует принимать в расчет особенности мышления и воображения, оказывающие важное влияние на формирование определенного психологического климата в организации и коллективе, который отражается сознанием каждого человека, находит определенное отражение в его мыслях, высказываниях, суждениях, моделях поведения, поскольку мышление отражает способность человека анализировать проблему (решать задачу) в отличие от воображения, представляющего собой способность создавать новые понятия и образы. В таком контексте мышление рассматривается как процесс, результатом которого выступает анализ и синтез воспринятых раздражений, полученных и закрепившихся в сознании на основе прошлых восприятий и образов. А воображение способствует формированию новых процессов и явлений.
Типы конфликтных личностей
Человеку на протяжении всего жизненного пути часто приходится сталкиваться с различными видами конфликта. Существует мнение, что уже в самой природе человека заложена предрасположенность к конфликтам, поскольку они позволяют в некоторой степени выбросить сгусток отрицательной энергии. Жизненный опыт убеждает, что есть люди, неудобные для работы в коллективе, для совместной жизни. Среди них выделяются те, кто постоянно с кем-то находится в конфликте. Это конфликтогенные люди или конфликтные личности.
Конфликтная личность
– это человек с завышенным самомнением, выражающий постоянную тревогу неудовлетворенность, претензии и необоснованные притязания к другой личности или коллективу.
Как правило, конфликтные личности обладают трудным, негибким характером, они склонны к ссорам и интригам, поэтому именно они чаще всего и создают конфликтные ситуации. Еще одной причиной, обусловленной характером, является стойкое стремление получить авторитет и признание у окружающих и неважно какими способами занять более высокую статусную позицию в группе.
Следует отметить, что конфликтные личности могут обладать и прямо противоположными чертами: избыточным конформизмом, проявляющимся в беспринципности поведения, при котором собственное мнение, поступки во что бы то ни стало стремятся приспособить к мнению и поступкам окружающих, и негативизмом, при котором люди оказывают бессмысленное, упорное сопротивление любой линии поведения или оценочных суждений независимо от реальной ситуации.
Подобных людей можно разделить на две группы. К первой группе
относятся постоянные оппоненты существующему положению дел, методам управления, способам решения проблем и т. п. Их критика не всегда имеет конструктивную направленность, хотя в какой-то мере и такие критические высказывания могут заставить руководителя поменять стиль и методы управления. В социальной психологии подобных людей называют негативными. Такой человек всегда против, для него сам факт противостояния вызывает удовлетворение. Такое противостояние иногда может доходить до абсурда, когда такая личность в силу привычки решительно выступает против решения, выгодного ей самой. С подобным человеком сложно работать в одной организации, но в то же время и полезно: если известно, что в коллективе есть такой человек, то каждый, прежде чем высказать свою точку зрения, заранее приготовит необходимые аргументы, пытаясь найти ответ на возможные провокационные вопросы. В этом случае такая личность стимулирует активность мышления остальных членов группы, вынуждает более основательно обдумывать разного рода идеи и предложения.
Во вторую группу
входят люди, которые критикуют не ситуацию, результаты работы или совершенные ошибки, а качество личности. Существует методика, позволяющая составить достаточно полную картину коммуникативного поведения лиц с истероидной направленностью и излишне невротизированных. Подобных людей отличает беспредельный эгоцентризм, жажда повышенной оценки, навязчивость в общении, умение втираться в доверие. В то же время им не удается поддерживать дружеские отношения в течение длительного времени, часто они работают гораздо ниже своих способностей, занимаются интригами и прибегают к прямому обману. Внутренняя конфликтность, недоверчивость, напряженность, отсутствие партнерской ориентации и ярко выраженный эгоцентризм делают этих людей трудными не только для окружающих, но и для самих себя. В обычном состоянии эти люди могут быть неконфликтными, но в то же время большинство из них склонно проявлять повышенную авторитарную агрессивность, приводящую к периодическим конфликтам.