Сам себе руководитель: как развивать в себе лидерские качества

Отношения

Лидерство — один из древнейших феноменов, психологию которого хотели бы познать люди. Ведь именно лидерство чаще всего связано с ключевыми фигурами на шахматной доске жизни. И именно от этих фигур, в первую очередь, зависит исход любой партии, поскольку они являются центрами всей системы. Желание стать лидерами и самим управлять системой есть у многих, ведь, становясь лидером, у нас открывается значительно больше возможностей и перспектив, мы получаем доступ к большему числу ресурсов и бонусов. Становясь лидером, мы делаем определённые инвестиции: сначала мы работаем на имидж лидера, а затем имидж лидера работает на нас.

Как стать лидером

Один из вопросов, который задавали себе большинство исследователей: «Лидерами рождаются или становятся?». Как ты ответишь на этот вопрос? Мое мнение, что лидерами становятся. Любой может стать любым. Но не сразу! В подтверждение этому есть большое количество примеров людей, которые слепили себя своими собственными руками и стали лидерами во многих областях. Да, лидерские потенциал может и есть у определенного процента людей, но сам потенциал еще не является гарантией, что человек станет настоящим лидером по жизни.

Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Поэтому я приводить его не буду. Лучше прочитай вот эту цитату.

У лидера есть две важные черты; во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей.

— Максимилиан Робеспьер, один из лидеров Великой Французской революции

Более важным является понимание, как необходимо развиваться, чтобы стать лидером. А для этого следует пройти определенные этапы развития личности успешного лидера. И всего их 4.

Сам себе лидер. Это нулевой уровень, являющийся предпосылкой для становления лидера. Здесь необходимо понимать себя, брать ответственность за свою жизнь, уметь мотивировать и дисциплинировать себя, ставить цели и достигать их.

Лидер в ситуации. Это первый уровень — лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя ответственность за действия целой группы в какой-либо ситуации. Такое лидерство мы больше всего видим в детстве или юношестве, когда среди друзей в компании появляется лидер.

Лидер в коллективе. Это второй уровень – лидерство уже на более высоком уровне. Такое лидерство предполагает решение более важных и сложных целей. Как правило, лидерские качества начинают остро проявляться именно на это уровне от 20 до 30 лет, когда человек устраивается на работу.

Лидер в команде. Это третий уровень – лидерство на макроуровне. У человека появляется амбициозная цель в жизни и он собирает команду для ее достижения. Для успешного руководства на этом уровне требуется развитие определенных лидерских качеств.

СМОТРИ ВИДЕО! 3 эффективные методики для развития лидерских качеств!

Естественно, я думаю, что ты хочешь дойти до последнего уровня! Поэтому теперь поговорим о том, какие качества необходимо развивать, чтобы стать лидером.

Стремитесь к продуктивности и работе на результат

Развивайте лидерские качества с помощью привычки работать на результат. Чтобы выработать такую привычку, Максим Дорофеев в книге «Джедайские техники» предлагает воспринимать любые дела с точки зрения двух подходов — «делал» и «сделал».

Например, жена поручила вам купить что-то в магазине и принести это вечером домой.

  • Вы идете в магазин вечером. Выбираете торговую точку перед домом. Когда просите нужный товар, выясняется, что он закончился. Вы заходите еще в несколько магазинов, но уже слишком поздно — они либо уже закрыты, либо в них товар тоже закончился. Вы идете домой без нужных продуктов. Это подход «делал».
  • Когда жена просит вас купить продукты, вы спрашиваете, зачем они ей. Выяснив, что она планирует сделать из них ужин, интересуетесь, какая альтернатива ей подойдет, если нужных продуктов не будет в продаже. Затем заходите в магазин около работы, чтобы купить нужные продукты не в последний момент. В итоге приезжаете домов с вкусными продуктами и получаете довольную жену. Это подход «сделал».

Чтобы быть продуктивным и работать на результат, нужно быть предусмотрительным. Старайтесь приучить себя думать наперед — всегда спрашивайте себя, «а что, если?». Постепенно вы научитесь предугадывать проблемы и сможете стать максимально эффективным в решении любых задач.

Читай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности
3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

21 вектор для эффективного развития

Читать книгу

Внутренние качества: внутренняя целостность, уверенность, проактивность, самообладание.

Теперь рассмотрим каждое из качеств более подробно.

ВИДЕНИЕ

С этого навыка и начинается лидерство. В основе видения лидера должна быть идея создания или реформирования чего-либо. Видение позволяет создавать образ нового и помогает рисовать картины будущего, выстраивая перспективы. Благодаря этому лидерскому качеству лидер может поставить глобальную и дерзкую цель. Умение создавать видение поможет ему сплачивать и вдохновлять людей, возбуждая у них желание следовать за ним. В отличие от фантазера или фантаста лидер постоянно задает себе один очень важный вопрос: «А как это сделать реальностью?». И здесь уже можно переходить к следующему лидерскому качеству – умению ставить цели.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Целеполагание позволяет лидеру сформулировать свое видение в совершенно конкретный осязаемый результат. Этот лидерский навык позволяет ясно видеть цель, а не только отдаленные перспективы. Когда сформулирован результат деятельности, то цель становится четкой, понятной, ясной. Цель лидера всегда должна быть амбициозной, она должна содержать в себе вызов! Такой подход дает определенное состояние – состояние страстности. Именно поэтому лидер достигает намного больше, чем многие другие люди.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ ИЛИ НАСТОЙЧИВОСТЬ

Лидерское качество, которое позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а находить решения задачи и двигаться дальше. Преград не существует, есть недостаточное количество ресурсов на данный момент времени. Достаточно проявить настойчивость и собрать их, двигаясь дальше, пока результат не будет достигнут. Перепрыгнуть пропасть на 98% и на 100% — не одно и то же. Не путай целеустремленность с упрямство и упертостью. Для развития настойчивости помни, что не бывает поражений, а есть только обратная связь, которая помогает тебе получить опыт и сделать необходимые выводы на пути достижения цели.

ГИБКОСТЬ

В процессе движения к цели лидер должен проявлять гибкость. Это возможность обладания большим количеством стратегий и выборов. Это позволяет в каждой конкретной ситуации поступать наиболее эффективно. Одной из разновидностей гибкости ума и поступков является умение выйти за рамки системы. В качестве рекомендаций по развитию этого лидерского качества, ставя перед собой цель, необходимо представить как минимум 3 пути ее достижения и попытаться определить оптимальный. Помни, что самый прямой путь не всегда короткий! Найди интересный путь достижения, по которому еще никто не ходил.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

В современном мире ценность этого лидерского качества очень высока. Быть коммуникабельным важно не только в качестве лидера, но и в любых других ситуациях. Умения эффективно общаться с необходимыми тебе людьми – залог успеха. Выделим несколько значимых элементов. Это умение быстро устанавливать контакт, располагать к себе собеседника, слушать и слышать, умение задавать вопросы и получать информацию. Коммуникабельность позволит создавать тебе нужные связи в нужное время для более эффективного достижения цели. В современном мире это называется нетворкинг.

УМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ И ВДОХНОВЛЯТЬ

Умение мотивировать заключается в создании импульса действия, стимулирующего как самого себя, так и других. Обычно выделяют 2 типа мотивации: «От» и «К». От страха или К любви. От минуса или К плюсу. В разных ситуациях необходимо применять разную мотивацию. Более эффективным будет их чередование. Вдохновение – это особый способ мотивации, позволяющий не просто создать кратковременный импульс, а устойчивую и долгосрочную мотивацию. Будущее должно быть настолько красочным и притягательным, что хочется попасть в него быстрее и погрузиться туда с головой. Лидер, обладающий хорошим видением, с большой легкостью сможет вдохновлять людей.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Очень важно лидеру уметь собирать команду из первоклассных профессионалов своего дела и организовывать сам процесс деятельности. Сюда входят такие качества, как планирование, делегирование, отметание лишних действий и так далее. Вся команда должна вместе с лидером работать на повышение основных показателей в дружественной обстановке. Этому помогает создание групповой работы, когда результат зависит от общий усилий. Это сближает членов команды и позволяет более эффективно справляться с поставленными задачами.

ПОДДЕРЖКА

Это лидерское качество как создателя и члена команды включает в себя способность оказать поддержку своим единомышленникам и последователям в трудной ситуации. Люди будут поддерживать именно такого лидера, который заботится не только о своих интересах, но и о них тоже. Без этого качества лидеру будет сложно держать свой авторитет. Движение к цели – это не только сложные задачи, но и еще прочные отношения.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Внутрення целостность – лидерский навык, который интегрирует все вышеперечисленные качества. Это создание баланса всех частей и проявлений человека. Личность является целостной, когда вся сущность человека направлена как поток в одном направлении, как будто подчинена единому замыслу. За лидером хочется идти тогда, когда он не просто знает, куда идти, но и транслирует это всей своей сущностью. Шагом к обретению целостности является осознание лидером своей миссии или собственной уникальности. Человек, обладающий пониманием своей миссии, знает или чувствует, что необходимо сделать, получая при это удовольствие от самого процесса собственной деятельности и жизни в целом.

УВЕРЕННОСТЬ

Уверенность определяется как базовое состояние, которое должно быть у лидера. Состояние уверенности связано с надежностью, кажется, что на такого человека можно положиться, ему можно доверять, за ним хочется идти. Уверенного человека можно определить по телу: расправленные плечи, стройная осанка, дыхание ровное, речь медленная и внятная, удержание взгляда на собеседнике. Все это относится к личностной уверенности. А есть еще духовная вера в положительный исход задуманного. Это уверенность напорядок выше первой. И не каждому ее удается развить.

ПРОАКТИВНОСТЬ

Лидер должен быть активным во всех отношениях. Он старается идти на полшага впереди времени. Ему необходимо обладать новейшей информацией и быть в центре потоков событий, с тем, чтобы действовать первым. В современном мире огромных скоростей промедление грозит проигрышем как в моральном, так и в финансовом эквиваленте, что в итоге превращается в упущенную выгоду. Только как поставлена цель начинается движение, а затем необходимо управлять всей системой на основе ключевых параметров по ходу движения.

САМООБЛАДАНИЕ

Лидерское качество, которым должен обладать каждый лидер. В понятие самообладания входит ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые связаны с критическими ситуациями и проявлением негативных эмоций. Давление извне может вызвать плохое самочувствие, апатию, раздражительность и даже гнев. Всегда будет появляться соблазн подавить в себе эмоции. Но этого делать совершенно не нужно. Что же делать? Стараться в них не попадать с самого начала. Но если стресс неизбежен? В состоянии стресса необходим применить дыхательную практику: глубокий вдох, задержка дыхания, глубокий выдох, улыбка. И так «по квадрату» до необходимого расслабленного или управляемого эмоционального состояния.

Посмотри также:

Соционика. 16 типов личности. Тест. Я INTJ! А кто ты?

10 лучших книг по психологии, которые должен прочитать каждый

Диагностика лидерских способностей

Исследователи лидерства считают, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем уровне топ-менеджмента. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят «справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие». Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих критериев:

  • непрерывное самосовершенствование. Вы ищете способы самосовершенствования — читаете, задаете вопросы, проходите дополнительный курс обучения. По мнению С. Кови, для большинства людей характерна тенденция к ограничению вчерашними знаниями, а не воспитанию в себе духа непрерывного самосовершенствования. Однако если вы сами не совершенствуете себя, то вам трудно побудить других заняться этим;
  • ориентация на служение другим. Вы ориентированы на предоставление услуг независимо от того, как вы зарабатываете себе на жизнь. Иными словами, вы спрашиваете себя, что нужно другим, а не только, что нужно вам;
  • излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия отрицательной энергии и конфликтов;
  • вера в других. Вы защищаете их, видите ценность, доброту и потенциальные возможности;
  • рациональное распределение времени и усилий. Вы стараетесь оптимально распределить свою жизнь между работой, домом и обществом;
  • внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события, восприятие жизни как приключения;
  • самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг других и их равного права на самовыражение. Вы цените различия. Вы понимаете, что ваш метод не является «единственно правильным» и рассматриваете новые альтернативы как захватывающие, а не как угрожающие вам;
  • забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Вы следите за своим физическим состоянием с помощью упражнений, чтобы сохранить здоровье, за интеллектуальным — с помощью чтения; за духовным — с помощью медитирования/молитвы, умственного сосредоточения и психологического настроя на что-либо при полном отрешении от всего остального; о вещах, способных вызвать вдохновение.

Примеры развивающих упражнений

Кто я?

Запишите 10 правдивых ответов, начиная каждый с местоимения «Я».

Проанализируйте ответы на предмет соответствия лидерским качествам, и определите, что вам мешает быть (или стать) лидером. Если вы себя охарактеризовали, например, как тихоня, подумайте, как это исправить и работайте в этом направлении.

Диалог с внутренним критиком

Если вы слишком самокритичны и думаете, что у вас ничего не выйдет, научитесь возражать «внутреннему голосу». Записывайте все, в чем сомневаетесь. Перечитайте, что записали, и попробуйте принять решение, не думая о том, что оно может быть неправильным.

Дневник успеха.

В конце дня отмечайте свои успехи. Вы должны записать минимум 3 положительных вещи, даже если день не удался. Упражнение развивает позитивное мышление и дает дополнительную мотивацию.

Мнение окружающих

Попросите друзей и родственников перечислить ваши достоинства и недостатки. Пусть честно ответят, за что они вас уважают, а какие ваши черты характера, привычки раздражают их. Запишите это интервью. Спокойно прочтите записи, ведь характеристику давали ваши близкие люди, которые вас любят, несмотря ни на что. Упражнение помогает избавиться от внутренних страхов, дискомфорта, мотивирует начать работать над собой.

«Учимся у других»

Напишите ФИО 3 известных людей, с которыми вы лично знакомы. Это может быть управленец, спортсмен или ученый.

Поставьте каждому оценку (например, по 5-балльной системе).

Дайте каждому характеристику, как руководителю.

Из присущих им качеств выберите 3, которые вы хотели бы развить в себе.

Развитие мотивации

Вспомните свое лучшее достижение в учебе, спорте или другой деятельности. Что вы сделали лучше других, что повлияло на вашу победу?

Попробуйте четко ответить, как вам удалось стать победителем.

Представьте, что объясняете это другим людям, чтобы они могли улучшить свои результаты.

Это упражнение можно выполнять несколько раз для разных достижений.

Избегайте микроуправления

Это продолжение пункта про делегирование. Старайтесь развивать так называемое качество «свободы воли» по отношению к сотрудникам. Избегайте чрезмерного контроля за действиями людей.

Логика здесь такая — если вы поручили человеку задачу, значит, вы доверяете ему. Микроконтролем вы как бы показываете обратное, а значит, раздражаете и снижаете мотивацию персонала.

Лучше действуйте наоборот — ставьте задачу, но не прописываете полный алгоритм ее выполнения, если это возможно. Стремитесь демонстрировать доверие к подчиненным, помогаете им проявлять творческие способности в решении задач. Советуйтесь с ними, но не погружайтесь в работу, которую поручили.

Ваша задача — создать условия и вовремя проверить выполнение задачи. А вот как эта задача будет решена — пусть разбираются сотрудники.

«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы. Слушайте обзоры книг от наших экспертов.

Каким должен быть руководитель

Основные лидерские качества закладываются ещё в раннем возрасте. Но если родители по какой-либо причине их не воспитали в ребёнке, став взрослым, он может развить их в себе самостоятельно. Например, перспективное видение

Каждый руководитель должен накапливать знания и опыт, чтоб предвидеть критическую ситуацию, уметь делать прогнозы, что очень важно в бизнесе. Умение слушать – ещё одна ценная черта характера

Прирождённый лидер должен понимать, что он не может быть экспертом во всех областях. Найти нужных сотрудников, объединить их усилия и достигнуть цели – вот главная его задача.

Настоящий руководитель всегда самокритичен. Он умеет признавать свои ошибки, извиняться, если неправ. Учиться и ещё раз учиться – основная «заповедь» лидера. Умение быть гибким, приспосабливаться, ориентироваться на новации в той или иной сфере – гарантия успеха любого предприятия. Истинный босс должен быть решительным, энергичным и мужественным. Он всегда пример для подчинённых.

Будьте страстными

Известный коуч и консалтер Тони Робинсон в своем наставлении лидерам рекомендует заниматься только тем, что вызывает подъем чувств и страсть. Тренер считает, что страсть является естественным усилителем — если мы «горим» тем, чем занимаемся, то и результат будет лучше, энергии на работу больше.

Тони Робинсон говорит, что страстный человек будет искать новшества в выполнении задач, может заражать своими идеями других людей и мотивировать их работать лучше — это и есть ключевые компетенции лидера. Кроме того, страстный лидер является живым примером для сотрудников — глядя на руководителя, который полностью отдается своему делу, подчиненные будут подсознательно делать так же.

Сконцентрируйтесь на своих сильных сторонах

Еще один совет от Тони Роббинса. Во многих книгах по саморазвитию тренеры предлагают проанализировать ваши компетенции и качества, а затем сконцентрироваться на исправлении ошибок и развитии слабых сторон. Это, уверен Робинсон, ошибка — так вы создадите из себя среднего человека без особых преимуществ.

Намного эффективнее, говорит тренер, развивать сильные качества. Раз эти качества отлично тренировались без особых ваших усилий, буквально подсознательно, значит, вы можете многократно улучшить их. Особенно если сосредоточитесь на их тренировках.

Слабые же стороны останутся на том же уровне, что и были — ничего страшного. Чтобы нивелировать их, вы можете делегировать задачи и нанять помощников, которые в них сильны. В этом и состоит принцип предпринимательства, а значит, и лидерства — создавать возможности и решать проблемы с помощью разносторонней успешной команды.

Не бойтесь меняться

Проект — живой организм: разные люди, ситуации, ошибки. Все в любой момент может пойти не так, как вы планировали. Поэтому будьте гибким, чтобы найти выход из любого положения. Не бойтесь принимать рискованные решения и делать крутые повороты.

Что получите

Открытость и гибкое мышление.

Делегируйте

О необходимости научиться грамотно передавать задачи рассказывают во многих книгах по саморазвитию и лекциях лидеров. Один из источников — цитата Теодора Рузвельта, 26-го президента США и лауреата Нобелевской премии мира.

Политик утверждал, что лучшим руководителем будет тот, «у кого достаточно здравого смысла, чтобы выбирать хороших людей, и сдержанности, чтобы им не мешать».

Смысл делегирования не просто в передаче задач. Эффективный лидер перед тем как делегировать, анализирует ситуацию — ему важно убедиться, что подчиненный обладает нужными навыками и возможностями для решения задачи. Поэтому тренируйте навык делегирования — ищите подходящих людей и создавайте ситуации, в которых они смогут проявить себя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]