Как лучше узнать ребёнка с помощью методики «Дом, дерево, человек»?

В статье мы расскажем:

  1. Методика «Дом.Дерево.Человек»: характеристика
  2. Интерпретация рисунка дома
  3. Отношение рисунка к листу бумаги
  4. Заключение

Всем известна поговорка, часть которой построить дом, посадить дерево и родить сына. Не случайно, методика «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ) одна из самых востребованных у психологов, использующих проективные методики в своей работе. В статье мы расскажем, что представляет собой проективная методика «Дом.Дерево.Человек», как правильно расшифровывается рисунок.

Характеристика психологической методики «Дом, дерево, человек

Каждый человек — отдельная определённая личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже и яснее проступают его самобытные черты.

Валерий Брюсов, русский поэт, прозаик и драматург

Проективный тест для получения характеристик личности «Дом, дерево, человек» был предложен в конце 40-х годов ХХ века американским нейропсихологом Дж. Буком. Первоначально он использовался для исследования пределов работоспособности индивида на производстве, а также для определения особенностей его взаимоотношений с коллективом, что на тот момент было наиболее важным. Однако со временем последователи Бука адаптировали эту методику для детей, а также несколько упростили процедуру проведения диагностики. Целями исследования является оценка:

  • личностных качеств испытуемого;
  • уровня умственного развития;
  • социализации в кругу сверстников (особенно важно для малышей, которые поступают в детский сад).

Что касается возраста испытуемых, то впервые тест можно проводить с ребёнком после достижения им 3–4 лет, когда у малыша уже будут сформированы элементарные представления о правилах изображения объектов.

Методика Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной

Тест разрабатывался учеными для определения индивидуально-психологических особенностей человека, его представлений о себе самом, внешности, внутреннем мире, характере.
Когда происходит анализ рисунков, выделяются признаки изображения, служащие основой классификации следующего типа:

Эстетическое изображение. Такие рисунки делают люди, обладающие художественными способностями. Присутствие легких и гибких линий, выразительные черты, лаконичность образа характеризуют рисунок. Схематическое изображение. Это схема лица и тела, изображенная в профиль и анфас

Такой вид изображения говорит об авторе то, что он имеет интеллектуальный склад ума, для него важно получить информацию общего плана, деталями и подробностями он интересуется по мере необходимости. Ученые называют этот стиль синтетическим когнитивным с тенденцией к обобщению. Реалистическое изображение

Выполняется тщательно, со всеми частностями, прорисовкой лица, волос, ушей, деталей одежды. Такие рисунки выдают больших педантов, склонных к детализации, аналитическому когнитивному стилю. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде предмета, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такие изображения делают люди творческие, с большой фантазией, чувством юмора. Автопортрет в интерьере. Человек изображает себя в окружении предметов, на фоне природы, в комнате, в кабинете. Такие рисунки делают люди, имеющие способности к сюжетному описанию, важным для себя они считают внешнее предметное окружение. Эмоциональный автопортрет. Когда человек изображает себя в определенном эмоциональном состоянии. Такой автопортрет напоминает шарж. Его делают люди эмоциональные, рефлексирующие собственное состояние. Причем эмоция может изображаться противоположная переживаемой. Например, часто злящийся человек рисует улыбающийся автопортрет. Изображение позы или движения. Человек изображает себя при выполнении действия, с большой долей вероятности он увлечен спортом, танцами. Автопортрет со спины. Это характеристика противоречивых людей или просто отражает нежелание человека участвовать в эксперименте.

Правильное проведение проективного рисуночного теста


Ребёнок не должен испытывать ни физического, ни морального неудобства в процессе работы над тестом

Работа может проводиться и в группе, и индивидуально. Единственный нюанс состоит в том, что если приём реализуется в коллективе, то в объединении не должно быть более 4 человек. К слову, многие психологи отстаивают свою позицию относительно того, что наиболее подходящая форма работы всё же индивидуальная, так как в этом случае у экспериментатора появляется возможность задать какие-то наводящие вопросы.

Для работы испытуемый получает лист бумаги А4 и твёрдо-мягкий карандаш, чтобы в дальнейшем можно было оценить силу давления на лист. Алгоритм проведения диагностики таков:

  1. Экспериментатор на своё усмотрение определяет, какая модель проведения более продуктивна. Первая: ребёнок выдаётся согнутый в виде гармошки трижды лист (обычно это используется с детьми помладше). Каждый объект в этом случае будет изображаться на отдельных разворотах. Вторая модель: позволить испытуемому расположить все три иллюстрации на ровной бумаге (в этом случае для интерпретации появляется несколько новых и важных аспектов — удалённость конкретного объекта, нажим и так далее).
  2. Затем взрослый рекомендует: «Нарисуй дом, дерево и человека такими, как ты хочешь».
  3. В процессе выполнения задания организатор теста должен фиксировать все замечания, состояния и другие внешние проявления испытуемого. Особенно важным такое наблюдение будет для психолога на тот случай, если у испытуемого обнаружатся отклонения.
  4. После завершения работы над рисунком проводится индивидуальная беседа. Взрослый может попросить ребёнка объяснить, кого он нарисовал, а также узнать, в хорошем ли персонаж настроении, что влияет на его самочувствие и чем изображённый персонаж нравится испытуемому больше всего.

Время проведения теста ограничено лишь формально — 20–30 минут. Обычно дети справляются с поставленной задачей быстрее.


Для объективного анализа экспериментатор должен внимательно наблюдать за всеми проявлениями ребёнка в процессе рисования

Задание

Содержание

1. Взять лист бумаги и нарисовать дом, какой угодно. На этом инструкция заканчивается, потому что если начать ставить условия, то это загоняет испытуемого в некие рамки и может значительно исказить конечный результат и его интерпретацию.

2. Далее, и только после того, как дом уже нарисован, предлагается ответить на ряд вопросов:

  • Где находится этот дом?
  • Сколько комнат в доме?
  • Кто в нем живет?
  • Где этот дом стоит?
  • Какое место в нем самое уютное, почему?
  • Какое место наименее уютное, почему?

Обработка и расшифровка результатов ребёнка

Подсчёт и анализ баллов

Прежде всего, экспериментатор должен оценить симптомокомплексы личности испытуемого. Для этого каждый из 8 синдромов оценивается по пунктам от 0 до 3 баллов (0 — элемент не выделен, 1 — признак проявляется частично, 2 — симптом выявляется наполовину, 3 — полное совпадение).

СимптомокомплексОсобенность рисункаВозможные баллы
Незащищенность
  • Рисунок в самом центре листа
  • Изображение в верхнем углу
  • Дом или дерево у самого края
  • Рисунок внизу листа
  • Много второстепенных деталей
  • Дерево на горе
  • Очень подчёркнутые корни
  • Непропорционально длинные руки
  • Широко расставленные ноги
0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1, 2 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1
Тревожность (страх)
  • Облака
  • Выделение отдельных деталей
  • Ограничение пространства
  • Штриховка
  • Линия с сильным нажимом
  • Много стирания
  • Мёртвое дерево, больной человек
  • Подчёркнутая линия основания
  • Толстая линия фундамента дома
  • Интенсивно затушёванные волосы
0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1, 2 0, 2 0, 1, 2, 3 0, 2 0, 1
Недоверие к себе
  • Очень слабая линия рисунка
  • Дом на краю листа
  • Слабая линия ствола
  • Примитивное дерево
  • Очень маленькая дверь
  • Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой
0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1
Чувство неполноценности
  • Рисунок очень маленький
  • Отсутствуют руки, ноги
  • Руки за спиной
  • Непропорционально короткие руки
  • Непропорционально узкие плечи
  • Непропорционально большая система веток
  • Непропорционально крупные двумерные листья
  • Дерево, умершее от гниения
0, 1, 2, 3 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1
Враждебность
  • Отсутствие окон
  • Дверь — замочная скважина
  • Очень большое дерево
  • Дерево с края листа
  • Обратный профиль дерева, человека
  • Ветки как пальцы
  • Пустые глазницы
  • Длинные острые пальцы
  • Оскал, видны зубы
  • Агрессивная позиция человека
  • Другие возможные признаки
0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 2 0, 2 0, 1 0, 2
Конфликтность (фрустрация)
  • Ограничение пространства
  • Перспектива снизу (взгляд червя)
  • Перерисовывание объекта
  • Отказ рисовать какой-нибудь объект
  • Два дерева
  • Низкое качество одного из рисунков
  • Противоречивость рисунка и высказывания
  • Подчёркнутая талия
  • Отсутствие трубы на крыше
0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 2 0, 2 0, 2 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1
Трудности общения
  • Отсутствие двери
  • Очень маленькая дверь
  • Отсутствие окон
  • Окна — отверстия без рам
  • Излишне закрытые окна
  • Выделенное лицо
  • Лицо нарисовано последним
  • Отсутствие основных деталей лица
  • Человек нарисован примитивно
  • Дверь без ручки
  • Дом, человек в профиль
  • Руки в оборонительной позиции
  • Нарисованный человек одинок, по словам ребёнка
0, 2 0, 1 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 2 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1
Депрессивность
  • Помещение рисунка в самый низ листа
  • Вид дерева или дома сверху
  • Линия основания, идущая вниз
  • Линия, слабеющая в процессе рисования
  • Сильная усталость после рисования
  • Очень маленькие рисунки
0, 1, 2, 3 0,1 0,1 0, 2 0, 2 0, 2

Максимально возможные баллы:

  1. Незащищенность — 32.
  2. Тревожность — 33.
  3. Недоверие к себе — 8.
  4. Чувство полноценности — 16.
  5. Враждебность — 15.
  6. Конфликтность, фрустация — 23.
  7. Трудности общения — 18.
  8. Депрессивность — 10.

Если результат по каждому показателю превышает 50% от возможного количества баллов, то это говорит о том, что ребёнок нуждается в профессиональной помощи психолога и в подборе коррекционной программы. Нормой считается сумма набранных очков от нуля до четверти от каждого максимального значения.

Толкование особенностей рисования

Ни одна деталь в процессе анализа рисунка не может быть лишней. Вот на какие нюансы стоит обратить внимание при рассматривании изображения и толковании поведения ребёнка:

КритерийТолкование
Детали
  • Отсутствие дополнительных элементов на рисунке говорит о серьёзном эмоциональном потрясении или проблемах в умственном развитии.
  • Избыток деталей выдаёт в «художнике» чувствительную и очень ранимую натуру. Часто такая особенность встречается при неумении испытуемого вступать с разговор.
  • Хаотичное изображение или компоновка элементов выдаёт склонность к резким перепадам настроения.
Стирания
  • Если рисунок становится после таких действий лучше, то повода для беспокойства нет.
  • А вот случаи, когда использование ластика приводит к ухудшению изображения, требуют выяснения причин возможной тревожности.
Линии землиОчень важный элемент рисунка, определяющий целеустремлённость.
  • Отсутствие хоть какой-то опоры свидетельствует о том, что испытуемому некомфортно, его что-то тяготит.
  • Слишком наведённый контур или толстые штрихи выражают тревожность, раздражительность.
  • Линии, исходящие снизу и расходящиеся наверх, показывают нежелание сталкиваться с неизведанным.
  • Если линия основы идёт вниз и сворачивает направо, то ребёнка всерьёз беспокоит его будущее. Этот элемент не учитывается при анализе результата совсем маленьких детей.
КонтурыЭтот нюанс даёт информацию о способности испытуемого сохранять личностное равновесие.
  • Толстые линии символизируют озлобленность в сочетании с тревожностью.
  • Одинаково сильно наведённый контур всех элементов — расстройство психики в анамнезе или скрытая (явная) враждебность к изображённому объекту.
  • Чередование толстых и тонких штрихов говорит о растущем напряжении, предчувствии беды.
Расположение
  • Если малыш смещает рисунок вниз, то он склонен к импульсивности. Однако для испытуемых 4–5 лет такое расположение не считается выходящим за рамки нормы.
  • Смещение влево характерно в основном для подростков, озабоченных тем, что ждёт их в будущем.
  • Если изображение уходит в правый край, то ребёнок явно стремится избежать любых переживаний.
  • Уход в верхнюю треть подразумевает выраженные агрессивные тенденции, а также повышенный эгоцентризм.
  • Негативной тенденцией является и поворачивание листа — вероятно, испытуемый склонен избегать ответственности.
Перспектива
  • Если объекты повёрнуты боком, то личность испытуемого не может принять окружение, стремясь скрыть своё «я».
  • Изображение анфас свидетельствует о прямолинейности и прямоте ребёнка. Довольно часто такие рисунки создаются детьми 6–8 лет — в возрасте, когда столкновение с новыми условиями (обучением в школе) даёт повод усомниться в абсолютной правоте взрослых.
  • Если перспектива рисунка направлена вдаль, то это говорит о желании изолироваться от общества, испытуемый чувствует себя оторванным от окружающих.
ПропорцияСоотношение деталей показывает, насколько сильна в ребёнке тенденция сторониться общения, а также степень его зажатости.
  • Сильные нарушения пропорций говорят о серьёзном интеллектуальном отклонении (как обратимом, так и необратимом).
  • Изображение объектов вдалеке показывает явное желание отвергнуть те ценностные значения, которые несут в себе дерево, дом и человек. Такой нигилизм особенно часто встречается в рисунках подростков.
Исправления и дополненияЕсли ребёнок дорисовывает элементы, не стерев предыдущие, то он склонен к внутренним и внешним конфликтам.
Неуверенное рисование
  • Зачастую подобное возникает из-за того, что «художнику» сложно представить конечный результат цельной картинкой.
  • Однако иногда это может быть и показателем потери чувства равновесия.
  • Если размер объекта ограничивается, выглядит сжатым, то испытуемый явно страдает от установленных в его жизни рамок.
ПрозрачностьЭта характеристика указывает на желание ребёнка игнорировать реальность. Но некоторые предметы, не заполненные цветом, не теряют связи с реальностью. Вот почему на такой компонент школьные психологи не обращают внимания (за исключением случаев, когда прозрачность присуща около 70% иллюстрации).

Интерпретация ключевых объектов рисунка


Размеры объектов на рисунке показывают степень актуальности обозначаемого понятия для ребёнка

Дом

  • Если постройка старая, то испытуемый показывает неприятие самого себя.
  • Если дом расположен на переднем плане, то ребёнок гостеприимный, любит проводить время в кругу сверстников.
  • Ступеньки, ведущие к двери, выдают рациональность мышления «художника», а вот если они упираются в глухую стену, у испытуемого проблемы с установлением коммуникативного контакта.
  • Манера изображения стен указывает на способность контролировать ситуацию. Так, слишком толстые стены с чётким контуром — желание быть включённым во всё происходящее в реальном мире. А вот тонкие, почти незаметные контурные линии выдают противоположное: желание закрыться от реальности.
  • Труба символизирует теплоту и уют. Её отсутствием испытуемый показывает нехватку тепла. Водосточная труба — символ мнительности.
  • Искажение деталей дома выявляет враждебность испытуемого. То же самое можно сказать и об отсутствии или, наоборот, излишнем количестве дверей, окон и комнат. Чёткая линия, разграничивающая этажи помещения, свидетельствует о рациональном подходе к решению вопросов.
  • Особого внимания заслуживает анализ изображения дверей. Если в доме они не обозначены, то ребёнку сложно раскрыться перед другими людьми, близкими в том числе. Наличие только боковых говорит о желании испытуемого убежать от проблем, уступить. Обратите внимание и на порядок изображения элемента: дверь, дорисованная в последнюю очередь, говорит о нежелании общаться с людьми. Незапертая дверь — символ открытости. Чем больше размер этого предмета, тем более комфортно чувствует себя ребёнок в жизни. Замок свидетельствует о скрытности и враждебности по отношению к окружающим.
  • Хорошо прорисованная крыша — дань желанию быть защищённым. В старшем возрасте — проявление инфантилизма. Слишком большой навес указывает на то, что испытуемый живёт в своих фантазиях.
  • Наличие пристроек может указывать на обиды или злость в адрес человека, владеющего этим домом.
  • Здание в движении — показатель психофизических нарушений.
  • Прорисованный интерьер жилой комнаты показывает потребность в живом общении.
  • На отчуждённость и враждебность указывает отсутствие окон. На рисунках малышей часто можно заметить много проёмов. Это говорит о желании познавать мир любыми способами. Открытые ставни или занавески показывают тревожность испытуемого. Распахнутые настежь окна говорят о прямолинейности испытуемого. Замкнутые дети часто рисуют эти элементы с замками. Важно также обратить внимание на распределение проёмов. Если они сосредоточены на первом этаже, то ребёнок очень открыт; на втором — мир фантазий захватывает испытуемого сильнее, нежели реальный.
  • Если дорожка к дому изображена короткая, то испытуемый предпочитает одиночество, извилистая тропинка выдаёт творческую личность, а вот прямая — рационализатора, который всегда и во всём будет искать лёгкие пути. Но если тропа сужается к дому, то ребёнок на людях весел и общителен, а дома предпочитает «подзарядиться» в тишине.

Дерево

  • Листва. Округлая форма кроны указывает на излишнюю эмоциональность, а вот круглый рисунок листьев говорит о том, что ребёнок чувствует себя покинутым. Если листочки обозначены схематично, то это верный признак того, что испытуемый хочет закрыться людей. Если ребёнок нарисовал пальмовые листья, то он мечтает о путешествиях. Листья в виде сеточки — символ способности решать проблемы самостоятельно.
  • Опущенные ветки — признак нежелания прилагать усилия, а вот поднятые вверх, наоборот, показывают энтузиазм. В подростковом возрасте это ещё и жажда власти. Растопыренные в разные стороны ветки свидетельствуют о поиске путей самоутверждения, а вот у малышей такое расположение говорит о растерянности.
  • Хорошо прорисованная крона показывает экзальтированность, эмоциональность испытуемого.
  • Ствол. Если он прорисован одной линией, то испытуемый не хочет объективно смотреть на мир, предпочитая жить в иллюзорном мире. Кривой — показатель заторможенности. Вырванное из почвы дерево указывает на отсутствие у ребёнка контакта с окружающим миром. Когда ствол расширяется книзу, это говорит о том, что ребёнок ищет сочувствия и поддержки от близких.
  • Если на иллюстрации не одно, а два дерева, то, возможно, тестируемый таким образом показал себя и значимого для него взрослого (это требует уточнения в беседе).
  • Изображение земли одним штрихом показывает стремление к порядку, а несколькими — желание подчиняться только своим правилам. Последний вариант чаще всего наблюдается в иллюстрациях, сделанных детьми, которые заслуживают определения «послушные».
  • Небольшие корни символизируют любопытство, которое является движущей силой практически всех действий испытуемого. Две линии в качестве корней — это желание подавлять в себе какие-то проявления (не всегда плохие).
  • Симметричность растения показывает тягу испытуемого быть в гармонии с окружающим миром. Также это проявление того, что ребёнок колеблется в каком-то выборе.

Малыш изобразил несколько деревьев? Возможно, он просто не следует рекомендациям по выполнению теста или же у него есть признаки умственной отсталости. Однако это не касается ситуации, когда на рисунке появляется 2 дерева.

Человек


Обычно больше всего времени у детей уходит на изображение человека. Экспериментатору важно не перебивать и не отвлекать испытуемого во время этого процесса

  • Голова. Большой головой испытуемый показывает своё понимание концепта «умный человек», а также явно относит себя к этой категории. Маленькие головы, как символ интеллектуальной недоразвитости, рисуют дети в возрасте 9–16 лет, особенно имеющие проблемы в обучении. Также крошечная часть тела говорит о застенчивости ребёнка.
  • Шея. Длинная — стремление контролировать всё, что происходит вокруг. Обычно этот элемент присущ рисункам очень активных детей. Толстая и коротка свидетельствует об уступчивости.
  • Плечи. Широкие — признание власти силы над умом. Мелкие — символ ощущения собственной никчёмности, принижения своих достоинств. Покатый плечевой пояс — чувство вины перед близким человеком.
  • Туловище. Крупное говорит о недовольстве чем-либо, а маленькое — о собственной малоценности.
  • Выделенный подбородок показывает потребность испытуемого доминировать. Широкий рисуют обычно нерешительные ребята.
  • Редкие или слишком тонкие брови обычно изображают дети, относящиеся к действительности с большой долей скепсиса.
  • Большие уши рисуют те, кто с трудом переносит критику. Непропорционально маленькие — символ желания заглушить любые попытки повлиять на выбор или решение подростка. У малышей это не носит никакого символического значения.
  • Маленькие глаза показывают замкнутость ребёнка. Пышные ресницы часто рисуют дети 10–16 лет, так как в этом возрасте просыпается желание демонстрировать себя.
  • Широкая улыбка обозначает неискренность, вынужденную приветливость. Рот-чёрточка демонстрирует пассивное принятие жизни, у малышей это может быть связано с гиперопекой взрослых. Чётко нарисованные зубы присутствуют на картинках ребят, часто проявляющих агрессию.
  • Чем крупнее нос, тем более весёлый нрав у испытуемого. Акцент на ноздрях делают дети, склонные к демонстрации злобы.
  • Волосы и брови: чем больше заштрихованы эти элементы, тем сильнее проявления тревожности у испытуемого. Незакрашенная шевелюра, оформленная только контуром, говорит о враждебности ребёнка.
  • Чем длиннее руки, тем более амбициозный ребёнок тестируется. Конечности за спиной рисуют те, кто не умеет идти на компромисс. Руки на груди рисуют мнительные дети. Слишком плотно прижатыми к телу конечности представляют неуклюжие ребята, которые постоянно слышат в свой адрес подобный упрёк. Излишне крупные руки изображают импульсивные испытуемые. Если ребёнок вообще «забыл» про конечности, то, возможно, у него есть некоторые психоэмоциональные расстройства. Руки за спиной — это желание что-то скрыть. Отсутствие ладоней может быть признаком того, что испытуемый не чувствует материнской любви. Чем больше пальцев нарисовал ребёнок, тем больше в нём амбиций. Тонкие фаланги — символ враждебности. Примитивные костяшки символизируют чёрствость, местами даже агрессию. Если пальцев меньше пяти, то испытуемый, возможно, зависим от мнения взрослых и часто чувствует своё бессилие в решении тех или иных вопросов.
  • Если ребёнок начинает изображать человека с прорисовки ног, то «художник» к окружающим относится с долей робости. Неодинаковый размер этих конечностей говорит о стремлении к независимости. Акцент на ногах обычно делают испытуемые, склонные проявлять грубость. Отсутствие таких частей тела указывает на робость и замкнутость. Зависимость от авторитетных взрослых показывают непропорционально мелкие ступни. А, наоборот, слишком длинные выдают желание демонстрировать свою самостоятельность.
  • Если у фигуры виден затылок, то ребёнок стремится к замкнутости. Бегущий человек символизирует желание что-то скрыть. Фигура, показанная лишь очертаниями, говорит о нежелании иметь ничего общего с окружающими. Такая ситуация может возникнуть, если у ребёнка (чаще всего подростка) проблемы и с учёбой, и с установлением контактов со сверстниками.
  • Неуравновешенное в пространстве тело указывает на напряжение. Образ куклы — признание своей уступчивости. Если ребёнок нарисовал, например, Бабу Ягу, то у него явно враждебный настрой по отношению к женщинам. А вот клоун в подростковом возрасте — это символ самопрезрения.

Методика «Дом, дерево, человек» — полезное тестирование для специалиста в области психологии, работающего с детьми. Однако экспериментатору следует очень внимательно подходить к интерпретации результатов теста, подключая ещё и заметки, сделанные по ходу беседы с ребёнком, а также обращаясь к собственному опыту. Только в этом случае анализ может считаться объективным.

Отношение рисунка к листу бумаги

ХарактеристикаИнтерпретация
Занимает маленькую площадьЧувство неполноценности. Человек хочет избежать реальную жизнь
Занимает всю страницуСильная фрустрация, вызванная ограничивающими воздействиями окружающей среды, враждебность, раздражительность
Забор вокруг домаСтремление к изоляции, защите от внешнего мира
В центреНезащищенность, не умение приспособиться к окружающей среде
СлеваНостальгическое настроение, акцент на переживания, которые были в прошлом, ориентир только на опыт прошлого
СправаСтремление приблизить будущее, неудовлетворенность нынешним положением, жажда изменений к лучшему
ВнизуНеуверенность в себе, нерешительность, не заинтересованность в повышении своей значимости
ВверхуДовольно высокая самооценка, недовольство своим положением в обществе, ощущение недостатка признания со стороны окружающих

ОКНА


Увеличить
Большие окна – свидетельство открытости ребёнка, его коммуникабельности. У дома много окон? Ребёнок желает больше общения со своими одногодками. Окна занавешены? Ребёнок испытывает затруднения в сфере общения. Окна с решетками – признак закомплексованности ребёнка. Такому ребёнку необходима помощь. Если ребёнок изображает окна лишь на верхних этажах, под самой крышей, а первые этажи остаются пустовать без «глазка в мир» — это свидетельствует о некотором разрыве между действительностью и миром фантазий и чудес.

Пример

не умею рисовать. От слова совсем. Никакого пространственного воображения.

В рамках марафона я нарисовала вот такую картинку. И хотя я всегда жила в многоквартирных домах, понятие «дом» ассоциируется у меня с такой небольшой избушкой, с чердаком или вторым этажом и балкончиком. А вот и ответы на вопросы:

1. Домик стоит у леса (хвойного), на окраине деревни. 2. Дом снаружи небольшой, а внутри очень просторный и уютный, имеет много комнат, можно даже заблудиться. Каждый гость может найти себе уединенный уголок. 3. В нем живет старенькая бабушка, добрая, мудрая и уютная. И когда тебе требуется отдохнуть или подумать, ты приходишь к ней. Или просто прячешься от мирской суеты. 4. Стоит на окраине деревни где-то в Центральной России, а за забором лес, обязательно хвойный. 5. У него есть балкончик на втором этаже. На нем хорошо сидеть и любоваться лесом. 6. Есть и захламленная кладовка, куда складываются временно ненужные вещи. Там тесно и неуютно.

Читайте также:

С чего начинается сексуальная удовлетворенность Принципиальные отличия женского оргазма от мужского Методы выхода из депрессии Фобии в нашей жизни Нейрогенные копулятивные дисфункции у мужчин Сексуальная несовместимость. Как сохранить сексуальную гармонию в отношениях Как предупредить проблемы психического здоровья детей Диссоциальное расстройство личности – социопатия Ребенок заикается — что делать родителям? Популярные статьи Неурядицы в семье: из практики западных специалистов Психологический тест для детей «ДОМ» Нужны ли диалоги в постели?

ТРУБА


Увеличить
Из трубы устремляется ввысь густой дым – это говорит, что ребенок внутри напряжен. Тонкая струя дыма говорит о недостатке общения ребёнка с родителями. Труба скрывается и находится вовсе на той стороне крыши, которая на рисунке не видна – ребёнок явно чуждается эмоциональной связи с окружающими, даже с самими родными людьми.

Если ваш ребенок нуждается в психологической коррекции, наши детские психологи будут рады видеть вас и применить свой богатый опыт, чтобы сделать детскую и вашу жизнь более счастливой и гармоничной. Записывайтесь на приём:

  • Позвоните по телефону (с понедельника по субботу с 9:30 до 22 часов)
  • Напишите на email (круглосуточно)
  • Напишите нам через группу Вконтакте: https://vk.com/sdk_pazl
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]